УДК 37
В. Я. Рушанин
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ТИХОМИРОВ: НАЧАЛО ПУТИ
(1852-1870 годы)
Проводится историческая реконструкция начального периода жизни (семейного воспитания, обучения в духовном училище и семинарии) известного ученого и организатора народного образования на Урале Ивана Александровича Тихомирова.
Ключевые слова: И. А. Тихомиров, Пензенское духовное училище, Пензенская духовная семинария
The article is devoted to the historical reconstruction of the first period of life (family education, studies at the theological school and theological seminary) of the famous scientist and teacher of the public education in the Urals Ivan Alexandrovich Tikhomirov.
Keywords: I. A. Tikhomirov, the Penza theological school, the Penza theological seminary
В 2012 г. исполнилось 160 лет со дня рождения крупного ученого и организатора народного образования на Урале Ивана Александровича Тихомирова (1852-1928). Нельзя сказать, что его имя забыто: в г. Троицке прошли первые Тихомировские чтения [19]; ему посвящен ряд публикаций в научных сборниках и энциклопедиях [8; 21]. Но многие страницы его жизни, научной и педагогической деятельности еще не прочитаны. В данной публикации мы расскажем о начальном периоде жизни И. А. Тихомирова, опираясь на ранее не вводившиеся в научный оборот материалы.
Иван Александрович Тихомиров родился в с. Юдино Мокшанского уезда Пензенской губернии, подстепье, где московские цари в целях защиты государства от набегов южных татар создавали в XVI - XVII вв. оборонительные линии (заслоны) из поселенцев различных русских областей. Село раскинулось на высоком берегу реки Ломовки, левого притока реки Мокши. Оно было образовано в конце XVII в. помещиками Юдиными, служившими на пензенской оборонительной линии. В 1710 г. населенный пункт (в нем проживало 96 человек) принадлежал уже князю М. Г. Ро-мадановскому.
В 1775 г. на средства помещика Ф. И. Левина в с. Юдино был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы, освященный 24 ноября 1784 г. В священ-
ники этой церкви в январе 1850 г. был рукоположен Александр Матвеевич Тихомиров, отец нашего героя. Что известно о нем? Родился в 1824 г. Сын священника. В 1846 г. окончил Пензенскую духовную семинарию с аттестатом 2-го разряда. До переезда в Юди-но служил три года наставником в Спалеев-ском приходском училище Инсарского уезда Пензенской губернии [7, л. 297об .-298].
Семья священника А. М. Тихомирова была обычной: много детей (пятеро), достаточно патриархальный быт. Сельское духовенство вело такое же хозяйство, как его прихожане: пахало землю, косило сено, разводило скот [17, с. 113]. А. М. Тихомиров владел участком земли, которую частично обрабатывал сам, а частично сдавал в аренду.
Пензенская губерния представляла собой в середине XIX в. типичный аграрный регион, находилась в центре Европейской части России, на Восточно-Европейской равнине, занимая среднюю и западную части Приволжской возвышенности [16, с. 107, 111].
Юдино (45 верст от Мокшанска) в это время состояло из 32 дворов (проживало 364 человека) [13, с. 57]. Начальная же школа была в с. Михайловка (42 двора, население 595 человек), которое находилось в 2 верстах (левый берег р. Ломовки) [14, с. 341-342].
Иван Тихомиров родился 26 января 1852 г. и был вторым ребенком молодого священника
133
и его жены Евдокии Петуховой. Старший сын Павел, 1850 г. рождения, рано умер. Вскоре родились две дочери - Ираида и Александра и сын Николай. Дети священника А. М. Тихомирова росли в тесном содружестве с крестьянскими ребятишками, впитывали с малых лет и образ жизни, и занятия крестьян, получая уроки жизни и живой природы. С другой стороны, не надо забывать, что православное духовенство было не просто грамотным, а наследственно грамотным сословием. В семьях священников в обязательном порядке читались книги.
А. М. Тихомиров начал приучать Ивана к чтению в шестилетнем возрасте, сначала по-славянски, а потом и по-русски. Мальчик обладал хорошей памятью и сразу запоминал тексты церковных книг и сказки, которые читал ему отец. В России давно утвердилась практика, согласно которой приходское духовенство должно было посылать детей мужского пола в духовное училище, а затем - в духовную семинарию.
В августе 1860 г., когда Ване не исполнилось и девяти лет, отец привез его в Пензу и по семейной традиции отправил в местное духовное училище. Для поступления в него требовалось умение читать и писать по-русски, читать по-славянски, знание общеупотребительных молитв, начатков христианского учения и первых четырех действий арифметики.
Начинается новый период его жизни, сопровождаемый уже другими, городскими впечатлениями. Позади теплый родительский дом, две маленькие сестренки, заботливая мама и строгий, но справедливый отец, товарищи по детским играм, сумрак и особенный запах церкви, где служил батюшка, и загадочные древние курганы. В Пензе Ивану предстояло жить на частной квартире. Юдино, родительский дом будет его притягивать всю жизнь. Давно замечено, что детские впечатления остаются в памяти человека на всю жизнь, формируя интересы более поздних, взрослых лет, определяя линию поведения в различных жизненных обстоятельствах, влияя на судьбу человека в целом [11, с. 81].
Огромный губернский город с 2918 домами, в которых проживало почти 30 тыс. жите-
лей, поразил, ошеломил и испугал мальчика. В Пензе в 1860 г. находились две ярмарки, два базара, 13 православных церквей, 2 монастыря; из учебных заведений, кроме начальных школ, -женская гимназия, женское училище 2-го разряда, духовная семинария и училище [13, с. 1]. Важно отметить, что история, по словам академика М. В. Нечкиной, прошла через Пензу «громким шагом - город был связан с многими историческими воспоминаниями» [12, с. 60].
Восьмилетний Иван Тихомиров был зачислен в первый класс Пензенского уездного духовного училища 5 сентября 1860 г. После пожара 1857 г. (и вплоть до 1867 г.) сюда же была переведена и духовная семинария [9, с. 104]. Уездные училища подчинялись учебному комитету при Святейшем Синоде и были третьей ступенью в русской богословской школе. Выше по статусу находились семинарии и академии, а ниже приходские школы. В училище изучались следующие предметы: русский, славянский, латинский и греческий языки, чтение, арифметика и русская история, нотное пение, церковный устав, катехизис.
И. Тихомиров находился на собственном содержании. Ученики были вынуждены селиться на частных квартирах, хозяева которых часто не отличались образованностью и бытовой культурой. Следствием этого размещения «были частые болезни воспитанников, безнадзорность и общее удручающее состояние, характерное для детей, лишенных привычной домашней обстановки» [Там же, с. 132]. Ваня жил еще с тремя учениками на квартире у хозяйки Марфы Бертоусовой. А наблюдать за квартирой руководство училища поручило ученику второго класса Валерию Любимову.
Порядки в училище были совсем не такие, как их в 1862-1863 гг. описал Н. Г. Помяловский, утверждая, что бурса - это «превосходное адовоспитательное заведение» [См.: 10, с. 83]. Тем не менее в училище господствовало кулачное право, а Ваня был одним из самых младших в классе. Учителя применяли наказания, начиная от стояния в углу в классе до карцера после уроков на несколько часов без пищи. Но так как учился он хорошо и был
134
дисциплинированным мальчиком, его это напрямую не касалось.
По итогам первого - 1860/61 учебного года учителя определяли его способности как «весьма хорошие», прилежание как «весьма ревностное», что являлось высшей степенью оценки. Поведение тоже оценивалось как «весьма хорошее» [3, л. 14].
В 1860/61 учебном году И. Тихомиров добился следующих результатов в изучении предметов:
- Латинский язык (7-й в классе Ьго разряда по успеваемости);
- Греческий язык (9-й в классе);
- Арифметика (6-й в классе);
- Русская грамматика (8-й в классе);
- Русское и славянское чтение (8-й в классе);
- Краткая и священная история (8-й в классе);
- Нотное пение (8-й в классе);
- Чистописание (8-й в классе)1.
По итогам внутренних испытаний за 1860/61 учебный год в училище И. Тихомиров был отнесен к 1-му разряду, под № 7 в рейтинге [4, л. 37-41].
В 1861/62 учебном году Иван продолжал успешно учиться в среднем отделении, в котором было 118 человек. За первую треть учебного года он вышел на следующие показатели [Там же]:
- Латинский язык (9-й в классе по успеваемости);
- Греческий язык (5-й в классе);
- Русская грамматика (6-й в классе);
- Пространный катехизис (9-й в классе).
А вот по арифметике успехи у десятилетнего мальчика были гораздо скромнее (30-й в классе) [Там же]. Однако в следующие месяцы он смог исправить положение и по итогам испытаний вновь занял место в первой десятке учеников среднего отделения под номером 7 [6, л. 14]. Всего в Пензенском духовном учи-
1 Всего в низшем отделении было три разряда и 115 учащихся: 1-й разряд с 1 по 29 включительно, 2-й - с 30 по 90, 3-й - с 91 по 115.
лище числилось 322 человека: 119 - в низшем, 118 - в среднем и 85 - в высшем отделениях.
Кто преподавал в училище в начале 1860-х гг.?
Смотрителем (руководителем) Пензенского духовного училища в то время был выпускник Московской духовной академии, кандидат богословия, иеромонах Израиль (И. Е. Никулицкий). Он преподавал латинский язык и катехизис. Остальные предметы читали А. С. Артоболевский, С. В. Добровольский, И. С. Яковлев, И. Г. Наседкин. Все они окончили Пензенскую духовную семинарию по 1-му разряду. Учителя были молоды (возраст от 24 до 29 лет), при этом имели в среднем пятилетний педагогический стаж [6].
По Уставу 1867 г. ученики духовного училища были разделены на четыре одногодичных класса вместо трех двухгодичных. По итогам 1866/67 учебного года И. Тихомиров был отнесен к ученикам III класса точного отделения под № 1 (всего в классе 45 человек) [5, л. 15об.-23]. По итогам года он набрал 254 суммарных балла:
- Катехизис (38 баллов);
- Русско-славянский язык (34/32 баллов);
- Греческий язык (26 баллов);
- Латинский язык (33 балла);
- Арифметика (46 баллов);
- География (45 баллов).
Он не стал первым (большую сумму баллов набрал Виктор Соколов - 332), но вошел в число лучших учеников. Известны результаты 28 учеников. Результат выше И. Тихомирова кроме В. Соколова показали только 6 из них (от 256 до 273 баллов). Отметку в 200 баллов преодолели еще 12 учеников. Результаты остальных оказались ниже [3, л. 21, 22].
Тихомировы - это распространенная семинарская фамилия. В 1860-1862 гг. в Пензенском духовном училище училось сразу несколько Тихомировых: Алексей, Василий, Яков, Николай. С Алексеем Иван жил на одной частной квартире. Возможно, что это был его двоюродный брат.
Учился прилежно. Старался регулярно заниматься, хотя условия не всегда этому
135
способствовали. Откликался на события, которые происходили вокруг него. Сохранилась ведомость «Добровольных пожертвований учеников Пензенского духовного училища в пользу пострадавших от неурожая хлеба». 25 учеников III класса собрали 1 рубль 97 копеек, в том числе 5 копеек сдал Иван Тихомиров [6, л. 98].
Занятия пропускал редко. Из табеля занятий за 1867/68 учебный год следует, что он не присутствовал на 3 уроках в сентябре 1867 г., 4 уроках - в январе и апреле 1868 г. Не исключено, что Ваня просто задержался дома после каникул. Хотя он не был «ботаником». В октябре 1868 г. 16-летний Иван Тихомиров получил двойки по греческому и латинскому языкам и оказался среди 42 неуспевающих из 53 учащихся класса. Однако он их исправил и в дальнейшем не допускал подобных срывов, о чем говорит ведомость за 1868/69 учебный год [Там же, л. 96-98].
Реформа 1867 г. определяла и вводила разделение учебы на одногодичные классы (подобно светской школе). Духовная семинария сохраняла 6-летний курс обучения, но экзамены теперь сдавались по окончании каждого класса. В семинарии богословское образование по-прежнему венчало обучение, сосредотачиваясь в двух последних курсах. Новый семинарский устав вводил принцип всесо-словности, давал возможность желающим выхода из IV класса и поступления наравне с гимназистами в любое высшее учебное заведение [17, с. 453]. Реформа особенно успешно прошла в Пензенской семинарии. Архиерей «нашел необходимые средства и полностью реформировал ее» [Там же, с. 169].
Пензенская духовная семинария была открыта в 1800 г. Кроме богословских предметов учащиеся изучали математику, гражданскую и церковную историю, философию, риторику, иностранные языки. В 1864 г. было введено изучение педагогики. К 1869 г. из 300 учащихся меньшинство содержалось на казенный счет, а остальные вносили плату за обучение. За годы существования (1800-1918) семинарию окончило 4500 человек. Среди них крупные государственные чиновники, известные
деятели науки, культуры и искусства:
A. А. Архангельский, А. С. Архангельский,
B. П. Войденов, И. П. Гвоздев, А. Н. Гвоздев, А. А. Голубев, Н. И. Ильинский, В. О. Ключевский, А. И. Мозжухин, И. Я. Судаков, Б. П. Пашков и др. [14, с. 169]. И. А. Тихомиров с любовью и благодарностью вспоминал alma mater. Спустя тридцать лет после выхода, 27 ноября 1900 г. на торжествах по поводу 100-летия Пензенской духовной семинарии была зачитана его телеграмма: «Душевно приветствую родную Семинарию с днем столетнего существования. Сердечно желаю дальнейшего процветания на пользу Православной Церкви и дорого Отечества» [8, с. 121].
В семинарии он продолжал учиться хорошо. Сохранилась в архиве годичная ведомость учеников IV класса Пензенской духовной семинарии за 1869/70 учебный год. Посмотрим на оценки Ивана Тихомирова [1, л. 42об.-43]:
Месяцы П редметы Поведение
Священное писа- Греческий язык Латинский Физика Обзор философских учений
Сентябрь 4 5 3 3 5 5
Октябрь 5 4 4 5 5
Ноябрь 5 4 5 4 5
Декабрь 5 5 4 4 5 5
Январь 4 5 4 5 5 5
Февраль 5 4 5 5 5 5
Март 5 4 4 5 5 5
Апрель 5 5 4 5 5 5
Май 4 5 5 5 5 5
Таким образом, за девять месяцев учебы в 1869/70 учебном году из 43 оценок 27 - «отлично», 14 - «хорошо» и только 2 - «удовлетворительно». Поведение - только «отлично». Именно в семинарии в нем пробуждается историческое мышление и им предпринимаются первые попытки изучения прошлого родного края.
По итогам испытаний в июне 1870 г. он был отнесен к 1-му разряду и переведен из четвертого класса в пятый. Надо было выбирать дальнейший путь. Отец Ивана был последним священнослужителем в роду Тихомировых. В нарушение вековой традиции он не потребовал
136
ни от одного из своих детей посвящения в духовный сан или вступления в брак с духовным лицом. Все четверо его детей - два сына и две дочери - оставили занятия своих предков, избрав гражданскую службу. Устраняя ограничения для выхода из духовного звания, реформа 1867 г. не создала достаточных стимулов для того, чтобы дети духовенства стремились занять места своих родителей в дальних уездах [См.: 22, с. 16-17]. Иван вопреки семейной традиции видел перед собой только светскую службу. Впрочем, патриархальное православное воспитание в раннем детстве, десять лет учебы в духовном училище и семинарии сделали его глубоко верующим до конца жизни.
С введением Устава 1867 г. выход семинаристов в высшие учебные заведения «сделался совершенно свободным, и они стали поступать в таковые без всяких предварительных разрешений со стороны местного начальства» [20, с. 639]. Поступали главным образом по окончании IV (философского) класса. Сдав годовые экзамены, 29 июня 1870 г. И. Тихомиров подал прошение об увольнении из семинарии для зачисления в высшее учебное заведение. Восемнадцатилетний юноша решительно меняет траекторию жизни. Он не был единственным: аналогично поступили Д. Львов, В. Попов и А. Введенский [1, л. 13об., 16об.; 2, л. 13об.; 15].
Что дала ему десятилетняя учеба в духовном училище и семинарии? Отличное знание языков (особенно латыни), колоссальное трудолюбие и аккуратность в работе, внимание к мелочам в документах, превосходную память, любовь к литературе и печатному слову. Все это в дальнейшем пригодилось И. Тихомирову в педагогической и научной деятельности. По мнению преподавателя истории А. Троицкого, «воспитанные в скромной обстановке, в любви к труду и строгих правилах нравственности, духовные юноши с любовью и усердием относились к научным занятиям и затем, по окончании высшего образования, заявляли себя энергичными и полезными тружениками на разных поприщах деятельности» [20, с. 642-643]. Вузы брали их охотно, ибо семи-
наристы к 1870 г. «успели выявить себя людьми труда и энергии» [Там же, с. 639].
И. Тихомиров подал прошение на имя директора императорского историко-филологического института в Санкт-Петербурге 14 августа 1870 г.: «Желая поступить в число студентов означенного Института, покорнейше прошу Ваше Превосходительство, не бла-гоугодно ли будет подвергнуть меня испытанию по установленной программе. Вместе с сим прилагаю Метрическое свидетельство и свидетельство, выданное из Пензенского Семинарского Правления» [23, л. 1]. В свидетельстве, подписанном ректором семинарии, архимандритом Симеоном, сказано: «объявитель сего Иван Тихомиров, Мокшанского уезда, села Юдина Пензенской губернии, священника Александра Тихомирова сын, воспитанник Пензенской Духовной Семинарии, от роду 18 лет, в 1866 году поступил в Пензенскую духовную Семинарию и обучался в оной при способностях - очень хороших и поведении - отлично хорошем наукам: Священному Писанию, Логике,
Психологии и обзору фи- ^ лософских учений,
Очень хорошо
Словесности, Истории литературы, Гражданской истории общей, русской
Отлично хорошо
Физике, Математике,
Древним языкам: Очень
греческому, хорошо
латинскому и новому французскому
Состоял он на отцовском содержании» [Там же, л. 2-2об.].
Начался новый период жизни И. А. Тихомирова в столице Российской империи, находящейся в 1375 верстах от Пензы. Впереди его ждали педагогика и история, которым он посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
137
1.Государственный архив Пензенской области (ГАПО). Ф. 21. Оп. 1. Д. 464.
2.ГАПО. Ф. 21. Оп. 1. Д. 469.
3.ГАПО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 19.
4.ГАПО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 24.
5.ГАПО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 37.
6. ГАПО. Ф. 22. Оп. 1. Д. 38.
7.ГАПО. Ф. 182. Оп. 1. Д. 1723.
8.Гизатуллин, Р. Н. Тихомиров И. А. / Р. Н. Гизатуллин, Н. А. Аблина // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. Т. 6. - Челябинск: Каменный пояс, 2008.
9. Дворжанский, А. И. История Пензенской епархии. Книга первая / А. И. Дворжанский. - Пенза, 1999.
10. Заварзина, Л. Э. Бурса в 1830-1860 гг. / Л. А. Заварзина // Педагогика. - 2008. - № 6.
11. Копылов, В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера): в 4 кн. Кн. 1 / В. Е. Копылов. - Тюмень: Слово, 2002.
12. Нечкина, М. В. Василий Осипович Ключевский. История жизни и творчества / М. В. Нечкина. - М., 1974.
13. Пензенская губерния. Список населенных мест по сведениям 1864 г. - СПб., 1869.
14. Пензенская энциклопедия. - М., 2001.
15. Пензенские епархиальные ведомости. - 1870. - № 15. - С. 272-273.
16. Приволжье. Большая книга по краеведению. - М., 2012.
17. Римский, С. В. Российская церковь в эпоху великих реформ / С. В. Римский. - М., 1999.
18. Столетний юбилей Пензенской духовной семинарии. - Пенза, 1901.
19. Тихомировские чтения: сб. материалов. - Троицк, 2012.
20.Троицкий, А. Поступление воспитанников Пензенской духовной семинарии в высшие учебные заведения за последнее столетие / А. Троицкий // Пензенские епархиальные ведомости. - 1901. - 1 окт. (№ 19).
21. Тюстин, А. В. Тихомиров И. А. / А. В. Тюстин, И. С. Шишкин // Пензенская персоналия: биогр. справ.: в 3 т. Т. 2. - Пенза, 2012.
22. Чумакова, Э. Е. Бирюковы: мирское и духовное / Э. Е. Чумакова. - Екатеринбург, 2003.
23. ЦГИА Санкт-Петербурга. Ф. 53. Оп. 1. Д. 332.
Сдано 12.12.2013
138