Научная статья на тему 'ВАСИЛИЯ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ [К 150-леткю со дня рождения)'

ВАСИЛИЯ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ [К 150-леткю со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
844
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВАСИЛИЯ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ [К 150-леткю со дня рождения)»

Конечно, тотальное отрицание — неприятная «подробность» общественного сознания, особенно в своих политических проявлениях, где она возмущает очевидной неконструктивностью, бескомпромиссностью и т. п. Однако, если быть последовательными в движении к оптимальному плюрализму, никак нельзя стремиться к простому уничтожению даже крайне радикального мышления «силовыми» методами, ибо этим можно только загнать его вглубь — в область «скрытого» сознания или даже в подсознание, что чревато самыми неадекватными или даже уродливыми и катастрофическими выходами этих тенденций сознания в об-

ласть практики, в том числе политики. Взвешенный подход формируется лишь тогда, когда есть что «взвешивать». Иначе он вырождается в идеологическую диктатуру. Анализ, критика сверхрадикальных идей, дискуссия, налаживание трудного диалога обязательны в становлении продуктивного плюрализма, рамки которого не устанавливаются административно, а вырастают из этого взаимодействия и лишь закрепляются в правовой и организационной сферах.

В плане такого диалога и высказаны эти, разумеется, далеко не бесспорные суждения.

ХРОНИКА. РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ КЛЮЧЕВСКИЙ 'К 150-летию со дня рождения)

16(28) января 1841 года в семье

сельского священника села Воскресен-ское Пензенского уезда мокшанина отца Иосифа родился первенец, которого нарекли Василием. Отец, Осип Васильевич, по одним данным, происходил из крестьян, по другим — принадлежал к духовному сословию. Он успешно закончил Пензенскую семинарию, работал преподавателем Пензенского приходского училища, затем до конца дней своих был священником в селах Воскресенское и Можаровка Пензенской губернии. Мать — Анна Федоровна Мошкова — дочь протоие-

Родители весьма различа-

По воспоминаниям

рея церкви, лись характерами. Ключевского, его отец был

начитан,

отличался простым и кротким нравом, любил народные песни и танцы. Любовь и уважение к отцу Ключевский хранил всю свою жизнь. Мать будуще-

го историка имела крутой, даже жестокий характер, и нежные отношения у нее с сыном не сложились.

Память и ранняя сообразительность ребенка поражали окружающих. Грамоте и письму обучил его отец. Видимо, он же пробудил у мальчика инте-%

рес к истории.

Легом 1850 года произошло несчастье: в возрасте 34 лет погиб отец. Семья стала влачить нищенское существование. Анна Федоровна с тремя детьми перебралась в Пензу в маленький домик, половина которого сдавалась квартирантам за три рубля в месяц. На эти деньги они и жили. После ясех потрясений Василий стал сильно заикаться. В сентябре 1851 года его ^приняли в Пензенское духовное приходское училище со стипендией один рубль в месяц, что явилось немалым подспорьем для вконец обедневшей сел^ьи. По возрасту Ключевский сразу лошел во второй класс, но его недуг серьезно затруднял учебу. Однако способности и невероятное упорство свершили настоящее чудо: к маю 1853 года он стал первым учеником.

В сентябре 1856 года, отлично окончив училище, он поступил в Пензенскую духовную семинарию. Уровень образования, даваемого тогда учебными заведениями, был весьма высоким, о чем свидетельствует перечень предметов, включенных в программу обучения: латинский, греческий, древнееврейский, русский, немецкий и французский языки, всеобщая и отечественная история, математика, естественные науки, сельское хозяйство ** Даже медицина. Семинарист должен был овладеть также нотной гра-Мотъй, техникой пения и игры на му-зыкальных инструментах, чаще всего на фортепиано и скрипке. Но Ключевский не ограничивался программой. За четыре с небольшим года он прочитал исторические сочинения Н. М. Карамзина, В. Н. Татищева, Н. И. Костомарова, С. М. Соловьева, огромное количество художественной литературы. Со второго класса семинарии он стал давать уроки, чтобы помогать сем)»@.

Бурные события переживала в эти годы страна. Поражение в Крымской войне 1853 — 1856 годов, явившееся следствием политической и технической отсталости России, стимулировало общественное движение за буржуазные реформы. Царизм был вынужден идти к отмене крепостного права. Ломка прежних феодально-крепостнических основ требовала новых людей — энергичных, интеллектуально и нравственно развитых, способных провести такие преобразования.

В подобных условиях перед молодым человеком стоял вопрос о выборе жизненного пути: стать священником, как того требовали полученное образование и многочисленная родня, или пойти по стезе ученого, повинуясь зову сердца, разума и таланта. В. О. Ключевский без колебаний выбрал второе. Из всей родни лишь дядя, И.- В. Европейцев — муж сестры его матери, не противился этому желанию. У него юноша нашел нравственную и материальную поддержку.

Летом 1861 года Ключевский через Саранск, Муром и Владимир поехал поступать на историко-филологический факультет Московского университета. Экзамены он сдал довольно легко, но нищего студента здесь ждали большие трудности. Мизерная стипендия и незначительная денежная помощь, которую могли выделять ему небогатые пензенские родственники, быстро таяли в условиях столичной дороговизны. Забота о хлебе насущном отнимала все свободное от учебы время. Ему приходилось давать уроки в различных концах Москеы.

В. О. Ключевский держался в стороне от революционных событий, захлестнувших Московский универ:итет да и другие высшие учебные заведения страны. Он был в дружеских отношениях со своими земляками Н. А. Ишутиным и Д. В. Каракозовым, готовившим первое покушение на царя Александра II, хорошо знал многих будущих членов революционной организации «Земля и воля», с интересом следил за борьбой, развернувшейся на страницах газет и журналов между ли-

Я>7

дерами революционно-демократической идеологии Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Д. И. Писаревым и апологетами царизма. Снова перед ним стоял выбор: посвятить себя общественной борьбе или академической науке. И вновь Василий Осипович выбирает науку.

Среди профессоров университета, о

которых В. О. Ключевский отзывался с глубоким уважением и любовью, были П. Н. Кудрявцев, В. С. Ешевский, В. И. Герье и другие. По воспоминаниям его ученика, впоследствии известного историка А. И. Яковлева, наибольшую признательность Василий Осипович питал к С. М. Леонтьеву, Ф. И. Буслаеву, С. М. Соловьеву. Леонтьев и Буслаев быстро заметили блестящие дарования студента и всячески способствовали их совершенствованию. Внимание Соловьева Ключевский привлек своей превосходной кандидатской (говоря современным языком — дипломной работой) — «Сказания иностранцев о Московском государстве».

Василий Осипович, закончив в 1865 году с золотой медалью университет, уже устраивался преподавателем в 1-ю Московскую гимназию, когда после некоторых колебаний Соловьев предложил ему место на своей кафедре. Он же предложил тему для магистерской диссертации «Древнерусские жития святых как исторический источник». Василий Осипович считал тему скучной, но отнесся к работе с присущей ему добросовестностью. Широкая публика восприняла книгу без малейшего интереса. Но дело было сделано, и в 1872 году молодой магистр истории стал приват-доцентом Московской духовной академии. Летом того же года он был приглашен читать лекции на Московских высших женских курсах, а еще ранее — в Александровском военном училище.

В январе 1869 года он женился на Анисье Михайловне Бородиной. В декабре у них родился сын.

В семидесятые годы Ключевский работает над докторской диссертацией «Боярская дума Древней Руси». Изуче-

ние высшего административного, совещательного и законодательного органа привело исследователя к выводам, совершенно отличным от заключений предшественников. Отходя от упрощенного понимания исторического процесса, он указал на важную роль

социально-экономических, природных,,

этнических и других факторов, наметил основные этапы развития страны, базируясь на экономических критериях. Эти идеи, во многом революционные для своего времени, позднее были им развиты в фундаментальном труде: «Курс русской истории».

В научном мире авторитет В. О. Ключевского в конце 70-х годов был уже: весьма прочен. Тем не менее студенты университета, где он заменил после-смерти Соловьева, встретили его поначалу скептически. Но первая же лекция заставила их резко изменить мнение. Аудитории, где он читал лекцииг были постоянно переполнены. Слава Ключевского как непревзойденного лектора разнеслась по Москве. Его приглашают читать публичные лекцииг на которые собирается цвет российской интеллигенции. Приходят на них даже члены императорской семьи.. Возможно, именно по их рекомендации позднее он был приглашен учить-истории наследника престола. Растет и слава ученого. Он избирается председателем Общества истории и древностей российских при Московском

университете.

Следующим важнейшим этапом деятельности Василия Осиповича становится разработка основополагающих философских принципов и методов исторических исследований. В своих работах и лекциях В. О. Ключевский был вынужден учитывать политическую ситуацию. Он стоял за демократизацию-общественной жизни, но лишь с помощью просвещения и реформ. Поэтому в России, считал он, стихия царской власти является фактором, сдерживающим стихию народного бунта. Может быть, именно такая позиция заставила его в 1894 году выступить, по просьбе некоторых профессоров, с

чспохаальным словом» императору Александру III, что, впрочем, не померцало ему утверждать: «Цари со временем переведутся: это мамонты, которые могли жить лишь в допотопное время». О Николае II он заявлял: «Вырожденец: отец умел кой-что строить; сын способен только городить».

В 1901 году общественность Москвы широко отметила шестидесятилетие ученого. Несколько позднее он был избран действительным членом Российской академии наук. С активизацией общественного движения в годы первой русской революции он вступил в партию кадетов, одним из лидеров которой был его ученик П. Н. Милюков. Однако политическая деятельность академика проявлялась главным образом в просьбах к сильным .мира сего об освобождении из-под арестов его друзей и учеников.

Весной 1909 года внезапно умерла .жена Анисья Михайловна, Василий Осипович тяжело переживал потерю. В осиротевшем доме, в неустроенном быгу заканчивал он работу над четвертым томом «Курса русской истории». С начала 1910 года стал прибаливать, но работу не оставил, разбирал черновики пятого тома, подготовил примерно треть рукописи. Осенью почечная болезнь настолько обострилась, что операция стала неизбежной. Первая операция, сделанная в ноябре, оказалась неудачной — начались воспаление, заражение крови. Его организм оказался на редкость живучим — боролся еще несколько месяцев. Все это время Василий Осипович работал: написал несколько статей, торопился закончить обработку пятого тома Курса, но не успел. Он умер 12 мая 191? года и был похоронен в Москве на кладбище Донского монастыря. На похороны пришло около пяти тысяч человек.

Академик М. В. Нечкина, создавшая о В, О. Ключевском наиболее полный ТРУД# завершила его следующим выводом: «Он дал русской науке одну из самых ярких концепций исторического прошлого страны — противоречивую, недосказанную, но полную

проблем. И когда дал? Между первой русской революционной ситуацией и кануном Октября, в напряженную предгрозовую эпоху. Он заставил тысячи голов думать над множеством вопросов, на многие из которых он сам не мог ответить.

...Это было научным завоеванием Ключевского и его вкладом в культурную жизнь страны. Объективно это в какой-то степени содействовало и передовой политической борьбе времени: ведь до него с кафедры никто так не разоблачал самодержцев и правящую аристократию».

Член-корреспондент Академии наук СССР А. И. Яковлев в блестящей статье о своем учителе «В. О. Ключевский» писал: «...Ключевский был высоким примером независимого от мелочных и корыстных соображений расчета научного работника, ничего а смысле своего личного благополучия не добивавшегося. ...Ключевский мог с полным правом сказать, что его поколение всегда высоко держало скрижали свободного научного исследования и ни перед кем не склоняло знамени независимой мысли. Независимости принципов научного искания соответствовала и независимость жизненной позиции...».

Основные труды ученого переведем ны на многие язы:<и. Собрание его сочинений неоднократно переиздавалось в нашей стране как в дореволюционное, так и в советское время. Творчество В. О. Ключевского до сих пор вызывает споры ученых различных школ. Пожалуй, ни об одном историке нашей страны не опубликовано столько книг, и статей. Советские ученые сдержанно оценивают деятельность Василия Осиповича, но говорят о нем как о крупнейшем буржуазном историке предреволюционной России. Труды великого историка стали темой исследований ученых во многих странах мира. В Японии им посвящены работы Каса-ки и Хота, в США — Р. Бернса и А. Мазура, в Великобритании —Ч. Хо-гарта и А. Рибера. Некоторые зарубежные историки-русисты, оценивая современный уровень советской исто-

рической науки, выдвинули лозунг: «Назад к Ключевскому!». Но подавляющее большинство отечественных специалистов с ними не соглашаются.

Некоторые исследователи жизни и деятельности Ключевского, в частности М. В. Нечкина, говорят о его русском происхождении, ссылаясь на документ,, относящийся к его деду. Хотелось бы подчеркнуть, что в дореволюционных метриках в мордовском крае нацио-нальность не указывалась, записывалось лишь вероисповедание и все православные автоматически считались русскими. Эта традиция сохранялась и в первые годы Советской власти. Ученики же Ключевского, лично знавшие его, в частности В. Н. Бочкарев и А. И. Яковлев, настаивают на его мордовском происхождении, о чем, по их словам, он неоднократно говорил сам.

Человек из народа, В. О. Ключев-

ский был далек от его сентиментальной идеализации, тем не менее ом постоянно чувствовал свою связь с ним. Глубокое презрение вызывали в нем снобы, забывшие национальные корни. Василий Осипович всегда помнил о своих мордовских корнях. По свидетельству его ученика, заслуженного деятеля науки РСФСР, профессора В. Н. Бочкарева, он любил гоеорять-своим слушателям: «Мы с патриархом. Никоном земляки, оба мордвины по происхождению». Нам эта фраза представляется неслучайной: новатор в религии и новатор в науке, блестящий государственный деятель и блестящий мыслитель — эти люди достойны друг друга. В ряду великих на страницах истории и в памяти мордовского народа им стоять рядом.

В. К. АБРАМОВ, кандидат

исторических наук

П. Г. ЧЕРЕМИСИН:

СЛОВО О ЧЕЛОВЕКЕ И УЧЕНОМ

(1921 — 1978)

Петр Григорьевич Черемисин проработал в Мордовском университете всего несколько лет. Но это были едва ли не самые плодотворные годы его научной жизни, и след, оставленный им в Мордовии как человеком и ученым, значителен.

Родился Петр Григорьевич в Тамбовской области, в семье сельского учителя. В 1925 г. вместе с родителями он переехал в Красноярский край, а в 1935 г. — в Новосибирск, где окончил школу. Продолжил образование в Омском педагогическом институте, по окончании которого работал учителем. В 1943 г. пошел на фронт, был ранен, контужен. В 1944 г. после демобилизации вернулся к мирной учительской профессии, а чуть позже занялся научной и педагогической работой в Томском университете.

В 1950 г. П. Г. Черемисин защитил кандидатскую диссертацию на тему «Современные русские говоры по

нижнему течению реки Яи (Томская» область) и их история». После этого ок переехал в Тулу, где заведовал кафедрой русского языка в пединституте и в. течение двух лет был деканом историко-филологического факультета. Работал некоторое время в Китае — в Пекинском институте русского языка. В 1965 г. он стал преподавать в Орловском педагогическом институте. В 1971 г. защитил докторскую диссертацию «Опыт исследования стилистической синонимии». В 1973 г. ученый участвовал в работе Международного конгресса преподавателей русского языка и литературы в болгарском городе Варна.

В 1974 г. П. Г. Черемисин был приглашен на работу в Мордовский университет. С его приездом (ученый возглавил кафедру русского языка) заметно активизировалась научная жизнь филологического факультета. Он был здесь первым профессором, доктором

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.