УДК 371
Gadzhimagomedova Sh.S., senior lecturer, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
CLUB ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC POSITION OF STUDENTS. The article deals with a problem of how to form civil-patriotic position of students in educational organizations of the Dagestan Republic. The stages of the development of the civil-patriotic position of students are described. On practical material features of formation of civil and patriotic position of senior pupils with use of pedagogical potential of club activity in the multicultural educational environment are shown. The author concludes that effective means of formation of civil-patriotic position in club activity are: work in local history museums (acquaintance with the accumulated and processed finds of archaeological expeditions, practical training on processing of the materials found in campaigns); expeditions and campaigns for the purpose of studying of monuments of antiquity, history of a family, sort, the village, the area, etc.; creation and replenishment of school museums.
Key words: civil-patriotic position, multicultural educational environment, club activity.
Ш.С. Гаджимагомедова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается проблема формирования гражданско-патриотической позиции учащихся в образовательных организациях республики Дагестан. Описаны стадии развития гражданско-патриотической позиции учащихся. На практическом материале показаны особенности формирования гражданско-патриотической позиции старшеклассников с использованием педагогического потенциала клубной деятельности в поликультурной образовательной среде. Автор делает вывод о том, что эффективными средствами формирования гражданско-патриотической позиции в клубной деятельности, выступают: работа в краеведческих музеях (знакомство с накопленными и обработанными находками археологических экспедиций, практические занятия по обработке обнаруженных в походах материалов); экспедиции и походы с целью изучения памятников старины, истории семьи, рода, села, района и т. д.; создание и пополнение школьных музеев.
Ключевые слова: гражданско-патриотическая позиция, поликультурная образовательная среда, клубная деятельность.
Воспитательный процесс в поликультурной образовательной среде, рассматривается как система взаимосвязанных методов и средств воздействия, которые способствуют формированию тех или иных качеств учащихся, в том числе гражданско-патриотиче-ской позиции. Основываясь на анализе характеристик учащихся, наблюдениях за учащимися на занятиях, в процессе коллективной мыследеятельности, участия в акциях милосердия, нами в качестве развития гражданско-патриотической позиции старшеклассника выделены следующие этапы:
• первый этап формирования гражданско-патриотической позиции осуществлялся путем адаптации старшеклассников к микросоциуму как средствами культуры и истории, так и посредством приобщения к национальным традициям семьи, когда старшеклассники учились соединять свое «Я» с «Мы» (семьей, родственниками), подчиняться общепринятым нормам поведения на правах рядового члена;
• второй этап формирования гражданско-патриотической позиции обеспечивался погружением в ближайшее социальное окружение как субъекта отношений и деятельности, для чего учащиеся активно взаимодействовали с субъектами этноса, представителями науки, бизнеса, культуры народов Дагестана, что способствовало принятию ценностей своего народа и общества в целом, формированию идеала поведения и образа жизни;
• третий этап формирования гражданско-патриотической позиции был ориентирован на обеспечение соединения миропонимания и самопознания, как основу связи национального сознания и патриотизма.
Поэтапное формирования гражданско-патриотической позиции связано с логикой самого процесса становления личности старшеклассника, в связи, с чем проведен анализ поведения, особенностей становления личностного и национального в развитии патриотизма старшеклассника, что способствовало в рамках формирующего этапа эксперимента выделить некоторые особенности этого процесса. Анализ исследования по проблеме и результаты опытно-экспериментальной работы показали, что среди старшеклассников случается переход от осознания собственного поведения, поступков, действий к осознанию качеств собственной личности, то есть отделение себя от своих действий. При этом, само отношение старшеклассника превращается в базис, на основе которого конструируется и реализуется процесс общения, переживается наличия собственного «Я» [1; 2].
Развитие гражданско-патриотической позиции обусловлено приобретением целостности в виде «Я-концепции», которая определяет характер проявления патриотизма, отличительными
чертами которого обозначены: одновременное усвоение ценностей культуры и истории не только своего народа, но и народов Дагестана; восприятие исторических ценностей Дагестана; критическое отношения к духовным ценностям представителей старшего поколения, когда они не соответствуют современным реалиям; стремление к гармонии в духовных ценностях предков и ценностями современной молодежной среды.
В формировании гражданско-патриотической позиции значимо взаимодействие педагога и учащихся в клубной деятельности, поскольку объединение в клуб помогает личности адаптироваться в социальной среде, построить систему функционально-ролевых отношений посредством сотрудничества. Именно клубная деятельность как вид организации сообщества влияет на формирование определенных свойств гражданско-па-триотической позиции старшеклассников. Как подчеркивают исследователи, «клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая - это деятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта в техническом кружке и др.)» [3].
Следует отметить, что наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы. Как показывает практика организации клубных объединений, именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребёнка.
Слово «клуб» в переводе с английского означало «объединение людей». В школьной практике организации клубной деятельности, понятия «клуб» и «кружок» рассматриваются педагогами чаще всего как условные, и это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе. Важнее другое - соответствие клубного объединения тем признакам, которые характеризуют его как объединение особого рода (добровольность вхождения в объединение, общедоступностью его для любого члена школьного коллектива, стабильность состава, диалектическое
единство личной значимости целей работы для его участников и общественной направленности их деятельности).
Признаком клубного объединения, характеризующим его в качестве воспитательного феномена, является организация его деятельности как коллективной, то есть такой, в которой «цель деятельности осознается как единая, требующая объединения всего коллектива; организация деятельности предполагает известное разделение труда; в процессе деятельности между членами коллектива образуются отношения взаимной ответственности и зависимости; контроль над деятельностью частично осуществляется самими членами коллектива» [3].
Наше исследование показало, что повышение общественной роли клубных объединений через включение их деятельности в воспитательную систему школы может стать важным стимулом развития творчества участников коллектива по интересам; и чем выше этот уровень включенности в жизнедеятельность школы, тем больше возникает возможностей для развития творческого потенциала клубного коллектива. Исследователи выделяют следующие функции клубных объединений: создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников; предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности; организация общения учащихся по интересам; предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания; организация отдыха детей во внеучебное время; систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.
Результаты опытно-экспериментальной деятельности в школе показали, что клубные объединения эффективно реализуют свои воспитательные функции, если их деятельность органично вписывается как компонент в воспитательную систему школы, позитивно влияя на ее жизнедеятельность и способствуя развитию воспитательной системы. По отношению к школе и к её структурным элементам, прежде всего, к классу, клубные объединения выполняют функции: компенсаторную, стимулирующую и интегративную.
Компенсаторная функция проявляется в том, что, во-первых, в деятельности по интересам ребёнку легче самореализоваться, самоутвердиться среди сверстников, что не всегда возможно в других сферах деятельности (скажем, в учебной), где много обязательного, не всегда соотносящегося с интересами и потребностями школьника; во-вторых, в связи с интенсивными процессами дифференциации обучения в школе (создание специальных классов с углубленным изучением учебных дисциплин, классов выравнивания, коррекции и др.) наблюдается «расслоение» учащихся по интеллектуальным возможностям, и клубная работа, основанная на интересах детей и общедоступная для всех, в определенной степени компенсирует это «расслоение».
Интегративная функция клубных объединений по отношению к школе и её структурам реализуется в том, что, с одной стороны, в деятельности клубов в значительной степени усиливается познавательный компонент, а с другой - клубность становится характерной чертой жизни школы, класса.
Изучение опыта разных школ различных территорий страны, собственное исследование, проводившееся в течение длительного времени в городских и сельских школах, убедили нас в том, что процесс становления клубного объединения органичным компонентом целостной воспитательной системы образовательного учреждения проходит три этапа: сначала объединение живет своей «внутренней жизнью», происходит становление системы его деятельности; затем, активно взаимодействуя с общешкольным коллективом, становится его органической частью; наконец, эффективная работа на внешкольной среде укрепляет
Библиографический список
его позиции в воспитательной системе школы. Следует отметить, что становясь органичным компонентом коллектива школы, фактором развития ее воспитательной системы, клубное объединение само развивается как коллектив, усиливается его воспитательная эффективность, характер воздействия на личность школьника. В рамках клубной деятельности обеспечивали информирование учащихся об истории и культуре народов Республики Дагестан, с этой целью проводились экскурсии по историческим местам, организовывали посещение музеев, встречи с интересными людьми; с помощью элективных курсов «Этнография народов Дагестана», «Мифы и легенды народов Дагестана» учащиеся знакомились с традициями и обычаями народов, с их устным творчеством. Клубная деятельность способствовала корректировке интересов и мотивов совместного сотрудничества, что проявлялось в поведении на учебных занятиях и во внеурочной деятельности во время дискуссий, где старшеклассники с уважением относились к мнению другого. Кроме того, работа с рисунками и орнаментами на занятиях по курсу «Этнография народов Дагестана», регулярные экскурсии в музеи, слушание народной музыки позволили старшеклассникам найти схожие черты в культуре и укладе жизни разных народов. В процессе такой работы старшеклассники забывали о национальных различиях и бытовых конфликтах, что порождало миролюбивое сообщество [4].
Клубная деятельность старшеклассников, открывая огромную перспективу для формирования умений и навыков воспитания самостоятельности, развития гражданско-патриотической позиции, дает возможность для следования народным и семейным традициям, самокоррекции собственной духовности, учитывая вид и характер деятельности и т. п. Таким образом, эффективными средствами формирования гражданско-патриотической позиции в клубной деятельности, выступают: работа в краеведческих музеях (знакомство с накопленными и обработанными находками археологических экспедиций, практические занятия по обработке обнаруженных в походах материалов); экспедиции и походы с целью изучения памятников старины, истории семьи, рода, села, района и т. д.; создание и пополнение школьных музеев.
В опытно-экспериментальной работе важным направлением клубной деятельности нами рассматривалась подготовка и организация туристических походов с четкой исследовательской целью поиска исторических памятников, ухода за ними и их сохранения. Приведенные формы и разновидности работ старшеклассников в клубном объединении, помогали объединить их вокруг общей идеи изучения и сохранения памятников старины, что является важным показателем сформированности гражданско-патриотической позиции, основанной на почитании и уважении культурного наследия предков. Как показали результаты исследования наличие устойчивых ценностных ориентаций, которые были сформированы в процессе познания национальной культуры; гуманистическая ориентация старшеклассника во взаимоотношениях; стремление к познанию культуры и истории своего народа, рассматривались как показатели реализации регионального компонента в поликультурном образовательном пространстве. Таким образом, клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребёнка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы школы.
1. Алиева Д.К. Идеи воспитания патриотически-ориентированной личности старшего подростка в устном народном творчестве карачаевцев. Диссертация ...кандидата педагогических наук. Карачаевск, 2004.
2. Поликультурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2000.
3. Проблемы и перспективы клубной деятельности. Available at: //https:otherreferats.allbest.ru
4. Тайчинов М.Г. Основные организационно-педагогические принципы поликультурного образования в многонациональной школе. Наука, культура, образование. 1999; 3: 22 - 26.
References
1. Alieva D.K. Idei vospitaniya patrioticheski-orientirovannoj lichnosti starshego podrostka v ustnom narodnom tvorchestve karachaevcev. Dissertaciya ...kandidata pedagogicheskih nauk. Karachaevsk, 2004.
2. Polikul'turnoe obrazovanie na Severnom Kavkaze: problemy, tendencii, perspektivy. Mahachkala: IPC DGU, 2000.
3. Problemy iperspektivy klubnoj deyatel'nosti. Available at: //https:otherreferats.allbest.ru
4. Tajchinov M.G. Osnovnye organizacionno-pedagogicheskie principy polikul'turnogo obrazovaniya v mnogonacional'noj shkole. Nauka, kul'tura, obrazovanie. 1999; 3: 22 - 26.
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 37.28
Gadzhimuradov M.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: algebr [email protected]
Gadzhieva Z.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University
(Makhachkala, Russia), E-mail: zula-1976 @bk.ru
FEATURES OF MATHEMATICAL THINKING AND ITS DEVELOPMENT WHEN LEARNING GEOMETRY. The article considers features, characteristic qualities of mathematical thinking and the possibility of their development in teaching mathematics, the dependence of the formation of certain types of mathematical thinking on the methods of scientific knowledge and methods of teaching mathematics. The process of creating a culture of mathematical thinking is long, flowing throughout the training period and the subsequent period of professional activity. In the article the characteristic features of mathematical thinking, which are formed from students in mathematics: the logical consistency in the presentation of the material, clarity, concision problems forming speech and records soundness and completeness of reasoning. The authors conclude that mathematical thinking skills were deliberate, it is necessary to include in the content of teaching mathematics system defined theoretic knowledge.
Key words: mathematical thinking, synthesis, induction, deduction, abstraction, logical thinking, abstract thinking.
М.А. Гаджимурадов, канд. ф.-м. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет,
г. Махачкала, E-mail: algebr [email protected]
З.Д. Гаджиева, канд. ф.-м. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала,
E-mail: zula-1976 @bk.ru
ОСОБЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГЕОМЕТРИИ
В статье рассмотрены особенности, характерные качества математического мышления и возможности их развития при обучении математике, зависимость формирования отдельных видов математического мышления от методов научного познания и методов обучения математике. Процесс формирования культуры математического мышления является длительным, протекающим на протяжении всего периода обучения и последующего периода осуществления профессиональной деятельности. Авторы делают вывод о том, что бы умения и навыки математического мышления были осознанными, необходимо включать в содержание обучения математике систему определенных теоретических знаний.
Ключевые слова: математическое мышление, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, логическое мышление, абстрактное мышление.
Важная роль развития математического мышления определяется постановкой задачи «научить учиться» Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В стандарте второго поколения указано, что в результате изучения предметной области «Математика» учащиеся развивают математическое мышление, овладевают математическими рассуждениями, учатся применять математические знания при решении различных задач, развивают математическую интуицию.
Специфика математических дисциплин заключается в том, что их изучение наиболее сильно влияет на развитие мышления, так как развитие мышления связано с формированием приемов мышления: анализа, обобщения, абстрагирования, выступающими как специфические методы научного познания. Таким образом, средства и методы обучения математике более эффективно воздействуют на развитие мышления. Поэтому многие специалисты считают, что ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в формировании и развитии мыслящей личности. В процессе работы с математическим материалом выполнение мыслительных действий приобретают специфическую особенность, связанную с выполнением количественных отношений, а мышление приобретает способность оперирования «математическими» абстрактными понятиями. Следовательно, математическое мышление имеет своим началом некоторую предметную реальность, подлежащую изучению, мысленному изменению, а результатом является решение математических задач.
В научной литературе [1 -3] нет ни единого мнения по определению понятия математического мышления.
Известный психолог Пиаже считает, что логика является единственным или главным критерием мышления, а развитие логики происходит на основе развития математического мышления. По мнению Д.Ж. Икрамова, математическое мышление представляет собой совокупность взаимосвязанных логических операций. Методист и математик Ю.М. Колягин под математическим мышлением понимает умение осуществлять абстракции и обобщения. Анализируя и сравнивая различные представления считаем, что математическое мышление - это единственная деятельность обучающегося, подчиненная определенным математическим законам и правилам и направленная на установление закономерностей между объектами и явлениями окружающего мира.
Часто обучение математике связывают с развитием математического мышления. По мнению известного психолога Л.М. Фридмана «математическое мышление - это предельно абстрактное, теоретическое мышление, объекты которого лишены всякой вещественности и могут интерпретироваться произвольным образом, лишь бы были сохранены между ними заданные отношения» [4].
Проблемы формирования мышления учащихся в процессе обучения математике исследуются как в трудах учёных-математиков, так и психологов. Математика как предмет оказывает большое влияние на развитие мышления учащихся через формирование способов мыслительных действий на математическом материале.
Развитие математического мышления часто связывают с формированием логического мышления, которое обуславливается усвоением математических понятий, закономерностей, использованием символов и доказательств математических предложений. Также особо подчеркивается умение абстрагировать и строить математические модели жизненных ситуаций, систематизировать и обобщать математический материал.
Можно отметить характерные черты математического мышления, которые формируются у учащихся при изучении математики: логическая последовательность в изложении материала, четкость формирования проблемы, лаконичность высказываний и записей, обоснованность и полнота рассуждений.
Наличие строгой логической схемы рассуждений является одним из основных особенностей математического мышления, поскольку даже частичная потеря строгости в одном звене цепи рассуждений лишает возможности полноценного доказательства утверждения или решения задачи.
Кроме строгости рассуждений для математического мышления характерна и лаконичность высказываний. Работа математического стиля не терпит лишних слов, отвлечений побочными представлениями. Поэтому уроки математики призваны дать учащимся предпочтительно перед другими предметами, навыки лаконичного, не обремененного никакими излишними элементами мышления. Иногда и в методической литературе встречаются неточные формулировки и рассуждения. Так, например, в одном из школьных учебников геометрии встречается суждение: вписать окружность в треугольник - значит найти её радиус и положение центра.