Научная статья на тему 'Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся'

Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2397
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Османова Зухраханум Наримановна

В статье анализируется краеведение как ключевой фактор эффективного воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся, раскрываются основные средства, формы и методы патриотического воспитания учащихся в процессе их вовлечения в краеведческую работу, определены задачи современной школы по воспитанию патриотических чувств, сознания и поведения учащихся в процессе краеведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Османова Зухраханум Наримановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Краеведение как фактор патриотического воспитания учащихся»

Психолого-педагогические науки • • •

деятельности в современных условиях

Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что культура безопасного поведения, выступающая структурным компонентом и неотъемлемой частью базовой профессиональной культуры специалиста, не дается от рождения, а формируется в процессе

Примечания

17

профессиональной подготовки. Поэтому формирование культуры безопасного поведения, осуществляемое различными образовательными учреждениями и педагогическими коллективами, обусловливает важность и необходимость разработки содержания, технологий и условий ее развития у студентов.

1. Вершловский С. Г. Психолого-педагогические проблемы деятельности молодого учителя. Л. : Знание, 1983. 32 с. 2. Ладенко И. С. Игровое моделирование. Новосибирск, 1987. 3. Молодежь России: потерянное поколение или надежда XXI в. Ч. 1. СПб. : Изд-во СПбГУТД, 1998. 360 с. 4. Никифоров Г. С. Психология профессиональной подготовки. СПб. : СПбГУ, 1993. 172 с.

Статья поступила в редакцию 22.11.2010 г.

УДК 373.1.02

КРАЕВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

©гою мирзоев Ш.А., Османова З.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется краеведение как ключевой фактор эффективного воспитания патриотических и гражданских позиций учащихся, раскрываются основные средства, формы и методы патриотического воспитания учащихся в процессе их вовлечения в краеведческую работу, определены задачи современной школы по воспитанию патриотических чувств, сознания и поведения учащихся в процессе краеведения.

The authors of the article analyze the local history as a key factor of the effective development of schoolchildren’s patriotic and civic stands, reveal the basic means, forms and methods of schoolchildren’s patriotic education in the course of their involving in the work on the regional studies, define the tasks of the modern school in the development of schoolchildren’s patriotic feelings, consciousness and behaviour in the process of the study of the local history.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, краеведение, краеведческая деятельность, национальные обычаи, историческое краеведение, социальное и духовное развитие.

Keywords: patriotism, patriotic education, study of the local history, regional studies activity, national customs, historical regional studies, social and spiritual development.

Подготовка молодого поколения дагестанцев, готового жить в правовом, демократическом государстве в

условиях рыночной экономики, представляет собой задачу воспитательной деятельности, важнейшим на-

18

Известия ДГПУ, №4, 2010

правлением которой выступает патриотическое воспитание. Это подтверждает государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в которой определяется стратегия развития субъекта гражданского общества, гражданина-патриота, представлены принципы патриотического воспитания. Возникла потребность в обновлении содержания патриотического воспитания, формирования патриотических чувств, сознания и поведения молодого поколения с учетом исторических, социальных и национальных особенностей региона.

Идеи патриотизма и патриотического воспитания сегодня актуальны и в связи со сложившейся ситуацией в Дагестане - регионе, одной из основных ценностей народов которого выступает любовь к Родине, готовность пожертвовать жизнью во благо Отечества, о чём свидетельствуют многочисленные факты и биографические сведения личностей в истории Страны гор.

Следует отметить, что, несмотря на некоторые различия в трактовках понятий «патриотизм», «патриотическое воспитание», в педагогической науке существует единое понимание в части ценностей (любовь к родному дому, природе, Родине, служение Отечеству, уважение традиций и истории родного народа и Отечества и т.д.), характеризующих уровень патриотического воспитания, обусловленный знанием прошлого и настоящего края, ее истории, культуры, традиций и т.д., содействующих формированию у школьников активной жизненной позиции.

Сегодня, когда общество столкнулось с явлением деформации пат-

• • •

риотизма, утраты исторических традиций, национальной самобытности, возникает необходимость обогащения идей патриотического воспитания посредством обращения к прогрессивным традициям, использования достижений народной педагогики, учета особенностей патриотического воспитания в новых условиях (С. А. Алиева, С. Т. Алиева, 3. Т. Гасанов, А. С. Магомедова, О. Н. Омаров, Е. В. Ширекина и др.).

С этих позиций необходимо усилить внимание к краеведению как средству патриотического воспитания учащихся Дагестана, поскольку знание своего края, его прошлого и настоящего, непосредственное участие в его изучении рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине [1. С. 17].

Одной из задач современной школы является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна, включающих в себя многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются категориями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития личность постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу, вершиной которого выступает осознание себя дагестанцем, гражданином России. Научить любви к родителям одними призывами нереально, как невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего Родину только по книгам. Патриотизм необходимо воспитывать в постоянном общении с родной природой, через знакомство с социальными условиями жизни народа, чему способствует систематическая туристско-

краеведческая деятельность.

Психолого-педагогические науки

• • •

19

Кала-Корейш

В Дагестане находится 1200 строений, признанных памятниками архитектуры, при этом 40 из них относятся к памятникам федерального значения. Среди них крепость На-рын-кала (памятник всемирного наследия, находится в городе Дербент, постройка IV века), высокогорная крепость-село Кала-Корейш (постройка IX века), мечеть в селе Ку-мух (постройка XIII века).

Как показывает многолетний опыт школ Дагестана (МОУ СШ № 35, № 39 г. Махачкалы, Но во кая кентская СШ № 1 и т.д.), включение учащихся в краеведческую деятельность (выявление, сбор и хранение материалов, связанных с поселком, районом, областью) через ведение летописи истории школы, создание фотоальбомов о школьной жизни, оформление стендов «Люби и знай родной край», «Исторические памятники Дагестана», «Славные сыны Дагестана», «Трудовые династии Дагестана», «Фольклор и литература Дагестана» и т.д., выставок творческих работ, рисунков и поделок учащихся формирует интерес к прошлому семьи, своего рода, малой родины и т.д. [4]. Важное место в патриотическом воспитании занимают сочинения на историческую тему, запись рассказов родственников, составление генеалогического древа и др.

Способствуют знакомству с национальными обычаями народов, населяющих Дагестан, приобщению к их

Нарын-кала

культуре проведение дней национальных культур, фестивалей, игр, изучение народных ремесел, кружковая работа, ориентированные на общее интеллектуальное развитие, социализацию школьников, формирование толерантности, интернационализма, патриотических чувств, сознания и поведения учащихся.

Часто краеведческая работа в школах республики носит эпизодический характер, поскольку нет целенаправленной и продуманной системы вовлечения учащихся в деятельность по выявлению, осмыслению и внедрению в сознание учащихся духовно-нравственных ценностей, идей, взглядов, установок, сконцентрированных в тех или иных направлениях краеведения.

Анализ практики патриотического воспитания старшеклассников в школах республики показывает, что многие педагоги, осознавая необходимость использования историкокраеведческого материала, испытывают трудности в организации такой работы, что связано с недостатком методических материалов для проведения уроков и внеклассных мероприятий, для ведения исследовательской деятельности. При этом 67% опрошенных учителей в качестве главного препятствия рассматривают отсутствие специальных курсов повышения квалификации, разнообразных методических пособий по краеведению и организации работы

20

Известия ДГПУ, №4, 2010

по патриотическому воспитанию старшеклассников.

Патриотическое воспитание учащихся на краеведческом материале обладает высоким потенциалом, реализуемым недостаточно, поскольку комплекс исследований по изучению природы и природных богатств края, хозяйственной деятельности, истории и культуры местного населения носит фрагментарный характер.

Следует выделить историческое, природоведческое, экономическое и искусствоведческое виды краеведения. Историческое краеведение способствует формированию у учащихся причастности к истории Дагестана, ответственности за сохранение исторического наследия и культурного богатства Дагестана через изучение прошлого республики, памятников истории, включение в исследование и деятельность, направленные на приобретение знаний по истории края [2].

Историческое краеведение обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к истории, способствует формированию гражданской позиции на основе раскрытия связей родного города, села с великой Родиной, уяснения неразрывного единства истории, причастности к ней каждой семьи и признания своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Школьники узнают о мужестве народов, готовности защищать свою землю, жертвуя собой, спасении малой родины от разорения и захвата чужеземцами. Историческое краеведение способствует осознанию последствий насильственного расчленения Страны гор, катастрофических разрушительных нашествий, гибели людей от меча иноземцев, эпидемий, голода, затяжной борьбы с захватчиками, длительных междоусобиц, политической раздробленности, и при этом отсутствия разделения и противопоставления друг другу дагестанцев по этническим признакам.

В ходе краеведческой работы учащиеся посещают места героической борьбы народов Дагестана с жестоким завоевателем Надирша-

хом, узнают о борьбе под предводительством имама Шамиля с царской Россией - все это не может не вызывать чувства гордости и сопричастности к истории.

Историческое краеведение позволяет вникнуть в суть народного патриотизма: когда Родина оказывалась в опасности, народ сам становился армией, что проявилось в Отечественную войну 1941-1945 годов и подтвердилось в августе-сентябре 1999 года во время нападения бандформирований на Дагестан. В ходе отражения агрессии 1999 г. во многих городах и селениях формировались отряды ополченцев, создавались интернациональные отряды добровольцев в помощь населению Ботлихского, Цумадинского и Новолакского районов, а жители населенных пунктов, оказавшиеся в зоне боевых действий, не имея оружия, фактически ценой собственной жизни защищали свою землю, вступив в бой и победив коварного врага.

Природоведческое краеведение помогает учащимся увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки бережного отношения к ней в ходе изучения и исследования уникальных объектов (рельеф, климат, гидроресурсы, почвы, растительный и животный мир и т.д.).

Ознакомление с адатами и преданиями народов Дагестана, дошедшими до наших дней, способствует осознанию школьниками значимости охраны лесных массивов, отдельных деревьев, животных и птиц. Так, согласно адатам келебских селений, с того, кто возьмет сухие или сырые дрова из охраняемого леса, взыскивался штраф в размере двух овец; владелец скота и пастух должны были давать клятву, что не будут пасти скот на запрещенных землях общества, с виновного взыскивался штраф в размере одного барана. Это было в XVII—XVIII веках, то есть еще в те времена наши народы определяли природные объекты, которые подлежали особой охране.

В качестве объектов природного краеведения сегодня выступают: Самурский лес, бархан Сарыкум, Ха-нагский водопад, озеро Казеной-Ам, Кужникский мост и т.д.

Психолого-педагогические науки • • •

В 1991 г. образован Самурский государственный природный национальный парк на базе Самурского лесхоза. Он является уникальным средоточением ценнейших объектов мирового значения, таких как реликтовый лес, нерестилища ценных видов рыб, гнездования перелетных и зимующих птиц, среда обитания диких животных и т.д.

Уникальный природный памятник бархан Сарыкум - один из памятников природы заповедника «Дагестанский» - расположен в 18 км к северо-западу от города Махачкалы на левом берегу реки Шура-озень Кум-торкалинского района. Песчаная гора Сарыкум имеет высоту 250 м над уровнем моря, занимает площадь 3000 га. Гора сложена из мелкого среднезернистого песка. На бархане встречаются 279 видов растений, рептилии (ушастая круглоголовка, быстрая ящурка), грызуны (гребенщиковая песчанка, тушканчик и др.), около 8 видов птиц, 10 видов млекопитающих и более 150 видов насекомых.

21

К сожалению, в охраняемой зоне заповедника пасут скот, а песок вывозится как строительный материал, в результате чего за последнее время высота бархана уменьшилась на 20 метров.

Курорт Ахты находится в Южном Дагестане на высоте 1161 м над уровнем моря в 4 км западнее с. Ахты, располагает 7 источниками, известными еще в VI веке, по химическому составу сходными с ессентук-скими соляно-щелочными источниками (№4 и №18), а также боржом-скими.

Обилие солнечных дней, солнечной радиации (167) больше, чем где-либо на Кавказе, сухость воздуха, умеренная температура (среднегодовая температура воздуха +9,2°С), наличие других достопримечательностей природы (горы Базардюзю и Шалбуздаг, теснина Ахтычай, водопады, обилие фруктовых садов и т.д.) создают максимально благоприятные условия для отдыха и лечения многих заболеваний (суставов, сердца и т.д.).

В Табасаранском районе на реке Ханаг-чай располагается водопад,

22

Известия ДГПУ, №4, 2010

имеющий две ступени: первая высотой 3 м, вторая -15 м; они образуют небольшое озеро, окруженное широколиственным лесом, а на вершине горы над водопадом сохранились развалины старой башни.

Озеро Казеной-Ам, или Большое форельное озеро, расположенное на западных склонах Андийского хребта на высоте 1869 м над уровнем моря, имеет максимальную глубину 72 м и общую длину береговой линии 10 км. В озере обитают два вида форели, а природа вокруг него очень красива и может служить местом для организации туризма, подготовки яхтсменов и т.д.

Кужникский природный мост в Табасаранском районе занимает площадь 0,02 га и представляет собой арочный мост над ущельем, шириной около 6 м и длиной более 100 м. Мост считается священным местом, к которому нельзя подойти близко, а тем более проводить какие-либо хозяйственные работы. Над мостом

расположена гора, создающая весьма красивый пейзаж.

Водопад Чараур находится в До-кузпаринском районе. Его водосбор приходится на Сельдинское плато, которое ограничено скальными стенами вершин Ерыдаг (3925 м) и Сельды (3664 м). При этом сброс снеговых и дождевых вод с плато происходит в том месте, где высота падения достигает 250 метров, и имеет двухступенчатую струю.

Верхняя точка водопада - на абсолютной высоте 3350 метров, а за 20 метров до нее река исчезает в системе глубоких, скрытых от глаз трещин, после чего водные струи вырываются ниже кромки обрыва двумя протоками - многоводным главным и несколько южнее - второстепенным и менее мощным водопадом.

Экономическое краеведение дает возможность познакомить учащихся с хозяйством родного края (особенностями истории, экономико-географи-ческого положения, природных условий и т.п.), представляющим собой совокупность отраслей промышленности, сельского хозяйства, жилищно-комму-нального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др., на основе исторического подхода в том числе, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.

Задачей экономического краеведения также выступает раскрытие своеобразия населенных пунктов и населения с точки зрения изменения численности, естественного движения, миграции, социально-

Психолого-педагогические науки

23

• • •

демографической структуры, расселения и т.д.

Искусствоведческое краеведение ориентировано на привитие бережного, уважительного отношения к памятникам культуры и искусства, приобщения к культурно-

художественному наследию через знакомство с памятниками материальной и духовной жизни, произведениями народного творчества, которые характеризуют быт, образ жизни и труд людей, сбор и изучение местного фольклора, изучение творчества и биографии ашугов, знакомство с произведениями изобразительного искусства, музыкой, танцами, отражающими неповторимую художественную культуру края.

Сложившийся у народов Дагестана опыт воспитательной деятельности показывает, что сегодня в условиях развития социокультурных отношений, базирующихся на правовой и государственной основе, значимости учета исторического развития региона, возросшем самосознании учащихся, утверждении демократических отношений, актуализируется проблема эффективного патриотического воспитания через взаимоПримечания

действие с социальными институтами и учреждениями дополнительного образования, проектирование и реализацию разнообразных краеведческих маршрутов.

Воспитание патриотизма у современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к социальному и нравственно-практическому опыту, побуждение к активному участию в социально значимой краеведческой деятельности формирует чувство здорового патриотизма и стремление служить своему Отечеству. Этому способствуют привязанность к родному дому, школьному коллективу, к родным и близким, сверстникам и ближайшему взрослому окружению, положительное отношение к «малой родине», осмысление пережитого опыта, осознание своего места в обществе и т.д.

Необходимость обеспечения патриотической направленности процесса обучения в школе предполагает использование краеведческой работы в качестве эффективного средства формирования патриотического сознания, чувств и поведения системы деятельности.

1. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2005. N° 8. С. 17. 2. Историческое краеведение / под ред. Г. Н. Матюшина. М., 1980. 3. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика. 1998. № 5. С. 52. 4. Пашкович И. А. Патриотическое воспитание: Система работы, планирование, разработка занятий. М. : Изд-во «Учитель», 2006. 5. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2000. 256 с.

Статья поступила в редакцию 26.10.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.