основные механизмы социализации ребёнка и формирования социальной компетентности дошкольника.
Эффективность процесса социализации и формирования социальной компетентности дошкольника зависит от ряда факторов, в частности:
- от его индивидуальных особенностей, таких как: тип личности, интеллекта т. п.;
- от его психических состояний (стеническое / астеническое);
- от его типичного настроения;
- от уровня и формы общения и взаимодействия с другими людьми.
Указанные факторы должны учитываться при подборе механизмов социализации личности ребёнка дошкольного возраста и формирования у него компонентов социальной компетентности.
Как было указано, социализация и формирование социальной компетентности должны реализовываться с учетом индивидуальных особенностей личности. С этой точки зрения, социализация каждого ребёнка, результатом которой является формирование компонентов социальной компетентности, -процесс индивидуальный. Однако, несмотря на это, в процессе социализации и формировании социальной компетентности можно выделить определенные закономерности и механизмы реализации указанных процессов. Согласно теории С.И. Розум, классификация механизмов социализации личности выглядит следующим образом: традиционный механизм (через семью и ближайшее окружение); институциональный механизм (через различные социальные институты); стилизованный механизм (через влияние субкультур); межличностный механизм (путем воздействия значимых лиц); рефлексивный механизм (путем переживания и осознания) [5].
Обратимся к более подробному изучению указанных механизмов социализации. Традиционный механизм заключается в стихийном усвоении индивидом норм, взглядов, эталонов пове-
Библиографический список
дения, стереотипов, характерных для его семьи и ближайшего социального окружения. В данном контексте процесс социализации реализуется на подсознательном уровне за счет запечатле-ний, эмоций, некритического восприятия окружающей действительности. Институциональный механизм реализуется через взаимодействие индивида с различными социальными институтами, организациями (производственными, общественными, клубными) которые могут быть специально функционально нацелены на социализацию личности, так и совмещать её с другими основными функциями. В качестве средств реализации институционального механизма выступают также средства массовой коммуникации.
Стилизованный механизм реализуется через влияние определенной субкультуры на личности путем формирования комплекса морально-психологических черт, поведенческих проявлений, свойственных людям по различным критериям: возрасту, профессии, увлечениям, культурному слою, стилю жизни и т. д.
Межличностный механизм реализуется путем взаимодействия индивида с субъективно значимыми для него личностями.
Рефлексивный механизм социализации функционирует через осмысление индивидом собственного места в системе взаимоотношений с другими представителями социума, благодаря чему чего происходит его личностное становление, формирование и качественное изменение.
Резюмируя вышеизложенное, заключим, что формирование социальной компетентности является одним из важнейших условий полноценной реализации личности во всех смыслах. Оптимальным возрастом для формирования основ социальной компетентности является период дошкольного детства. Процесс формирования компонентов данной компетентности у детей дошкольного возраста тесно связан с процессом социализации, успешность которого зависит от характера образовательного пространства и реализации механизмов социализации личности.
1. Гогоберидзе А.Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста). Управление в ДОУ. 2006; 1: 10 - 19.
2. Захарова Т.Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников. Ярославский педагогический вестник. 2011; 2: 113 - 117.
3. Маричев И.В., Малиночка Э.Г. Сущность понятия «образовательное пространство». Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2008; 5: 11 - 16.
4. Белкина В.Н., Захарова Т.Н. Образовательное пространство детского сада как фактор социализации дошкольника. Ярославский педагогический вестник. 2016; 1: 14 - 19.
5. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Санкт-Петербург, 2006.
References
1. Gogoberidze A.G. Predshkol'noe obrazovanie: nekotorye itogi razmyshlenij (Koncepciya obrazovaniya detej starshego doshkol'nogo vozrasta). Upravlenie vDOU. 2006; 1: 10 - 19.
2. Zaharova T.N. Mehanizmy i usloviya formirovaniya social'noj kompetentnosti doshkol'nikov. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; 2: 113 - 117.
3. Marichev I.V., Malinochka 'E.G. Suschnost' ponyatiya «obrazovatel'noe prostranstvo». VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2008; 5: 11 - 16.
4. Belkina V.N., Zaharova T.N. Obrazovatel'noe prostranstvo detskogo sada kak faktor socializacii doshkol'nika. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2016; 1: 14 - 19.
5. Rozum S.I. Psihologiya socializacii isocial'noj adaptacii cheloveka. Sankt-Peterburg, 2006.
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 378
Gadzhieva P.D., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theory and Methods of Teaching Law, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
GUIDELINES FOR ORGANIZING INTERACTION OF STUDENTS IN A GROUP. The problem of activation of cognitive activity of students, today, is one of the central problems that is acute before the domestic education, regardless of the level and form of education. This article substantiates the importance of the organization of group interaction of students as a necessary way to increase the cognitive activity of students. The article describes the method of application of the interactive method "work in small groups", reveals the possibilities of this method in the formation of students' readiness for collective group interaction in the conditions of interactive learning.
Key words: group interaction, work in small groups, collective training, group.
П.Д. Гаджиева, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики обучения праву, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ
Проблема активизации познавательной деятельности обучающихся на сегодняшний день является одной из центральных проблем, которая остро стоит перед отечественным образованием независимо от уровня и формы получения образования. В данной статье обосновывается значимость организации группового взаимодействия студентов как необходимого способа повышения познавательной активности обучающихся. В статье описана методика применения интерактивного метода «работа в малых группах», выявлены возможности данного метода в формировании готовности студентов к коллективному групповому взаимодействию в условиях интерактивного обучения.
Ключевые слова: групповое взаимодействие, работа в малых группах, коллективное обучение, группа.
К технологиям группового взаимодействия можно отнести такие, в основе которых лежат различные способы организации внутригрупповой совместной деятельности (например, работа в малых группах). Технологии коллективного взаимодействия основаны на внутригрупповой и межгрупповой совместной деятельности, ведущей характеристикой которой является достижение кооперативного результата учебной деятельности, включающего в себя вклад каждого участника. Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействии учащихся друг с другом в малых группах, в коллективных формах работы, играет решающую роль в достижении следующих целей: развитие мышления обучающихся в процессе совместного творческого поиска и решения учебных задач; создание дополнительной мотивации учения, возникающей в процессе лич-ностно значимого сотрудничества, межличностных отношений, сопровождаемых эмоциональным переживанием и возникновением чувства общности «мы»; формирование межличностных отношений, готовности к сотрудничеству, к пониманию других; овладение способами организации совместной деятельности; развитие самосознания студента, его самоопределения и самореализации в ситуациях взаимодействия и видения своего «я» глазами других; формирование активной позиции обучающихся, становление их субъектности; приближение учебной деятельности студентов к будущей профессиональной, являющейся совместной по своей сути; моделирование в процессе учебной деятельности производственных отношений и формирование умения разрешать возможные производственные конфликты; создание психологически комфортных условий в процессе обучения, обеспечивающих большую легкость генерирования творческих идей, снятие напряжения, зачастую возникающего в процессе взаимодействия «преподаватель - студент»; развитие устной речи студентов посредством значительной интенсификации коммуникации.
Анализ существующих моделей и технологий группового и коллективного взаимодействия позволяет выделить основные условия организации обучения в совместной деятельности:
- позитивная взаимозависимость участников, т. е. направленность на совместное достижение результата, понимание студентами зависимости успеха каждого от успеха других;
- межличностное взаимодействие, взаимопомощь как условие совместного решения учебных задач;
- совместная выработка норм, принципов группового взаимодействия и общения; четкое определение целей группы и каждого обучающегося, коллективная и индивидуальная ответственность;
- совместная оценка хода и результата работы в процессе групповой рефлексии; сочетание групповой и индивидуальной оценки результатов деятельности, учет персонального вклада каждого;
Библиографический список
- создание организационных условий (пространственное расположение групп, обеспечивающее диалогическое взаимодействие участников;
- определение временных рамок каждого этапа совместной деятельности); особая позиция преподавателя, выступающего в роли менеджера, координатора совместной деятельности, а также фасилитатора (от англ. facilitate - облегчать, содействовать, способствовать).
Как показывают многочисленные наблюдения за деятельностью учителей и опираясь на практический опыт организации интерактивного обучения учащихся, можно выделить ряд способов организации коллективного взаимодействия.
В зависимости от типа выполняемого задания и характера организуемой деятельности можно выделить несколько способов работы, позволяющих одновременно обеспечить взаимодействие обучающихся в малых и крупных группах (в коллективе):
- малые группы получают одно и то же задание, выполняют его, представляют в устной или письменной форме (или заносят результаты в общую таблицу), соотносят с результатами деятельности других групп, дополняя друг друга, исправляя ошибки, оценивая эффективность групповой работы;
- группы получают разные задания. Выполнив задание, группы представляют результаты работы на общее обсуждение;
- группы получают разные, но работающие на общий результат задания.
По окончании работы результаты сводятся вместе, происходит групповое взаимообучение; группы сменного состава позволяют одновременно реализовать 1-й и 3-й способы организации работы, при этом обеспечивают разделение заданий не только между группами, но и между каждым студентом; работа групп по принципу «вертушки» дает возможность каждой группе последовательно проработать все задания, перемещаясь по аудитории от одного стола к другому. На каждом столе представлено новое задание или часть общего задания. Работой за каждым столом может руководить «консультант» (один из студентов); работа групп по принципу «эстафеты»: в пространстве аудитории перемещаются не группы, а задание. Каждой группе выдается задание, над которым она начинает работу. Через определенное время задание передается другой группе по кругу, а данная группа получает задание от группы, расположенной по кругу до нее, и продолжает выполнять его.
Таким образом, каждая группа вносит свой вклад в решение каждой учебной задачи. В зависимости от характера учебной задачи (например, проблемная задача, дискуссионный вопрос) каждая группа может предложить свой вариант решения. В конце работы каждой группе по кругу возвращается ее первоначальный вариант задания, группа обобщает результаты коллективной работы над ним и представляет конечный результат на всеобщее обсуждение.
1. Гаджиева П.Д. Интерактивные методы обучения в правовом образовании учащихся: учебное пособие. Махачкала: ДГПУ, 2014.
2. Панина Т.С. Современные технологии активизации познавательной деятельности учащихся: учебное пособие. Москва, 2008.
3. Вислобоков Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения. Информатика и образование. 2011; 6: 111 - 114.
4. Мамирова К. Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения. География и экология в школе XXI века. 2010; 7: 72 - 76.
5. Алижанова Х.А., Атагишиева Г. С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н. Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зин-ченко А.С., КопыловА.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А. и др. Организация образовательного процесса в высшей школе: проблемы и перспективы: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Gadzhieva P.D. Interaktivnye metody obucheniya vpravovom obrazovanii uchaschihsya: uchebnoe posobie. Mahachkala: DGPU, 2014.
2. Panina T.S. Sovremennye tehnologii aktivizaciipoznavatel'noj deyatel'nosti uchaschihsya: uchebnoe posobie. Moskva, 2008.
3. Vislobokov N.Yu. Tehnologii organizacii interaktivnogo processa obucheniya. Informatika i obrazovanie. 2011; 6: 111 - 114.
4. Mamirova K. N. Principy i formy organizacii interaktivnogo obucheniya. Geografiya i 'ekologiya vshkole XXI veka. 2010; 7: 72 - 76.
5. Alizhanova H.A., Atagishieva G. S., Belocerkovec N.I., Gadzhieva P.D., Gerasimova T.N. Denilhanova H.Ya., Isakieva Z.S., Zinchenko A.S., KopylovA.V., Kopylova I.A., Kolomina M.V., Kulibekov N.A., Kulibekova R.D., Kul'kina I.V., Magin V.A. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v vysshej shkole: problemy iperspektivy: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 27.03.18
УДК 371
Gadzhimagomedova Sh.S., senior lecturer, Dagestan State Medical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: [email protected]
CLUB ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC POSITION OF STUDENTS. The article deals with a problem of how to form civil-patriotic position of students in educational organizations of the Dagestan Republic. The stages of the development of the civil-patriotic position of students are described. On practical material features of formation of civil and patriotic position of senior pupils with use of pedagogical potential of club activity in the multicultural educational environment are shown. The author concludes that effective means of formation of civil-patriotic position in club activity are: work in local history museums (acquaintance with the accumulated and processed finds of archaeological expeditions, practical training on processing of the materials found in campaigns); expeditions and campaigns for the purpose of studying of monuments of antiquity, history of a family, sort, the village, the area, etc.; creation and replenishment of school museums.
Key words: civil-patriotic position, multicultural educational environment, club activity.
Ш.С. Гаджимагомедова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный медицинский университет»,
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ
В статье рассматривается проблема формирования гражданско-патриотической позиции учащихся в образовательных организациях республики Дагестан. Описаны стадии развития гражданско-патриотической позиции учащихся. На практическом материале показаны особенности формирования гражданско-патриотической позиции старшеклассников с использованием педагогического потенциала клубной деятельности в поликультурной образовательной среде. Автор делает вывод о том, что эффективными средствами формирования гражданско-патриотической позиции в клубной деятельности, выступают: работа в краеведческих музеях (знакомство с накопленными и обработанными находками археологических экспедиций, практические занятия по обработке обнаруженных в походах материалов); экспедиции и походы с целью изучения памятников старины, истории семьи, рода, села, района и т. д.; создание и пополнение школьных музеев.
Ключевые слова: гражданско-патриотическая позиция, поликультурная образовательная среда, клубная деятельность.
Воспитательный процесс в поликультурной образовательной среде, рассматривается как система взаимосвязанных методов и средств воздействия, которые способствуют формированию тех или иных качеств учащихся, в том числе гражданско-патриотиче-ской позиции. Основываясь на анализе характеристик учащихся, наблюдениях за учащимися на занятиях, в процессе коллективной мыследеятельности, участия в акциях милосердия, нами в качестве развития гражданско-патриотической позиции старшеклассника выделены следующие этапы:
• первый этап формирования гражданско-патриотической позиции осуществлялся путем адаптации старшеклассников к микросоциуму как средствами культуры и истории, так и посредством приобщения к национальным традициям семьи, когда старшеклассники учились соединять свое «Я» с «Мы» (семьей, родственниками), подчиняться общепринятым нормам поведения на правах рядового члена;
• второй этап формирования гражданско-патриотической позиции обеспечивался погружением в ближайшее социальное окружение как субъекта отношений и деятельности, для чего учащиеся активно взаимодействовали с субъектами этноса, представителями науки, бизнеса, культуры народов Дагестана, что способствовало принятию ценностей своего народа и общества в целом, формированию идеала поведения и образа жизни;
• третий этап формирования гражданско-патриотической позиции был ориентирован на обеспечение соединения миропонимания и самопознания, как основу связи национального сознания и патриотизма.
Поэтапное формирования гражданско-патриотической позиции связано с логикой самого процесса становления личности старшеклассника, в связи, с чем проведен анализ поведения, особенностей становления личностного и национального в развитии патриотизма старшеклассника, что способствовало в рамках формирующего этапа эксперимента выделить некоторые особенности этого процесса. Анализ исследования по проблеме и результаты опытно-экспериментальной работы показали, что среди старшеклассников случается переход от осознания собственного поведения, поступков, действий к осознанию качеств собственной личности, то есть отделение себя от своих действий. При этом, само отношение старшеклассника превращается в базис, на основе которого конструируется и реализуется процесс общения, переживается наличия собственного «Я» [1; 2].
Развитие гражданско-патриотической позиции обусловлено приобретением целостности в виде «Я-концепции», которая определяет характер проявления патриотизма, отличительными
чертами которого обозначены: одновременное усвоение ценностей культуры и истории не только своего народа, но и народов Дагестана; восприятие исторических ценностей Дагестана; критическое отношения к духовным ценностям представителей старшего поколения, когда они не соответствуют современным реалиям; стремление к гармонии в духовных ценностях предков и ценностями современной молодежной среды.
В формировании гражданско-патриотической позиции значимо взаимодействие педагога и учащихся в клубной деятельности, поскольку объединение в клуб помогает личности адаптироваться в социальной среде, построить систему функционально-ролевых отношений посредством сотрудничества. Именно клубная деятельность как вид организации сообщества влияет на формирование определенных свойств гражданско-па-триотической позиции старшеклассников. Как подчеркивают исследователи, «клубную деятельность в школе можно рассматривать как составную часть внеучебной воспитательной работы. Она организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа - это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая - это деятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция индивидуального номера для концерта, консультация по разработке проекта в техническом кружке и др.)» [3].
Следует отметить, что наиболее распространенными в практике и, как показывает опыт, эффективными в воспитательном отношении являются групповые формы клубной работы. Как показывает практика организации клубных объединений, именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребёнка.
Слово «клуб» в переводе с английского означало «объединение людей». В школьной практике организации клубной деятельности, понятия «клуб» и «кружок» рассматриваются педагогами чаще всего как условные, и это не имеет принципиального значения в воспитательном процессе. Важнее другое - соответствие клубного объединения тем признакам, которые характеризуют его как объединение особого рода (добровольность вхождения в объединение, общедоступностью его для любого члена школьного коллектива, стабильность состава, диалектическое