Научная статья на тему 'Современные технологии формирования общероссийской идентичности'

Современные технологии формирования общероссийской идентичности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Далгат Зубаирович

Цель исследования разработка и апробация технологий формирования общероссийской идентичности как фактора патриотического воспитания и развития межнационального общения. Методы исследования теоретико-методологический анализ литературных источников, анкетирование школьников и учителей с использованием авторских методик, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математическая обработка данных (критерий Манна-Уитни). Результаты. Педагогическими условиями патриотического воспитания школьников являются специальная организация процесса формирования общероссийской идентичности в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения; создание специально-организованной образовательной среды, направленной на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику экстремизма в школе; учет индивидуальных особенностей и потребностей школьников в воспитательном процессе; использование методов педагогической диагностики уровня воспитания культуры межнационального общения, сформированности общероссийской идентичности и др. Выводы. Предложенные технологии формирования общероссийской идентичности могут быть применены для развития гражданской и социальной активности учащихся, профилактики асоциальных явлений силами самих школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Далгат Зубаирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные технологии формирования общероссийской идентичности»

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

1

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 371.485

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-79-83

Современные технологии формирования общероссийской идентичности

© 2018 Магомедов Д. З.

Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель исследования - разработка и апробация технологий формирования общероссийской идентичности как фактора патриотического воспитания и развития межнационального общения. Методы исследования - теоретико-методологический анализ литературных источников, анкетирование школьников и учителей с использованием авторских методик, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математическая обработка данных (критерий Манна-Уитни). Результаты. Педагогическими условиями патриотического воспитания школьников являются специальная организация процесса формирования общероссийской идентичности в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения; создание специально-организованной образовательной среды, направленной на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику экстремизма в школе; учет индивидуальных особенностей и потребностей школьников в воспитательном процессе; использование методов педагогической диагностики уровня воспитания культуры межнационального общения, сформированности общероссийской идентичности и др. Выводы. Предложенные технологии формирования общероссийской идентичности могут быть применены для развития гражданской и социальной активности учащихся, профилактики асоциальных явлений силами самих школьников.

Ключевые слова: формирование общероссийской идентичности, патриотическое воспитание, культура межнационального общения, социальная активность.

Формат цитирования: Магомедов Д. З. Современные технологии формирования общероссийской идентичности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 79-83. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-79-83

Modern Technologies of Formation the All-Russian Identity

© 2018 Dalgat Z. Magomedov

Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. The aim of the research is the development and approbation of technologies of formation the all-Russian identity as a factor of patriotic education and development of interethnic communication. Methods - theoretical and methodological analysis of literary sources, surveys of students and teachers using copyright techniques, ascertaining forming and control experiments, mathematical processing (Mann-Whitney criterion). Results. Pedagogical conditions for the patriotic education are the special organization of the process of formation the all-Russian identity in the educational process of the general educational institution; creation of a specially organized educational environment aimed at harmonizing the interethnic relations and preventing extremism at school; taking into account individual characteristics and needs of schoolchildren in the educational process; using the methods of pedagogical diagnosis of the education level of the interethnic communication culture, the formation of an all-Russian identity, etc. Conclusions. The offered technologies of the formation the all-Russian identity can be used for the development of the pupils' civil and social engagement, prophylaxis of the antisocial events by efforts of the pupils.

Keywords: formation of the all-Russian identity, patriotic education, culture of interethnic communication, social activity.

For citation: Magomedov D. Z. Modern technologies of formation the all-Russian identity. Dagestan State Pedagogical university. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp.79-83. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-1-79-83 (In Russian)

Введение

XXI век ознаменован всплеском террористической угрозы и экстремизма. В России наибольшее количество

преступлений террористической

направленности совершается на Северном Кавказе в связи с особым геополитическим расположением региона. Для вовлечения детей и молодежи в антигосударственную деятельность экстремисты используют идеи разобщения и расслоения российского общества, создание образа врага, разрушение культуры межнационального и

межконфессионального диалога,

девальвацию ценностей патриотизма и гражданственности.

Как отмечал З. Т. Гасанов «Россия изначально создавалась как единое многонациональное государство, что у всех ее народов одна судьба, общие жизненные интересы и духовно-нравственные достояния. Укреплять единство народов федерации можно только на основе обеспечения их равенства и признанной всеми общенациональной (общероссийской) идеи, которая выступает в роли объединяющей основы национальных идей этносов России. Эта идея должна стать приоритетной в идеологии российской государственности, российского

патриотизма и дружбы народов федерации» [9, с. 96].

В трудах Д. М. Маллаева, П. О. Омаровой, З. З. Гасановой, З. Г. Джамалудиновой, Б. М. Зайнулабидова изучаются особенности патриотического воспитания граждан в современных российских условиях, анализируется опыт советской педагогики в сравнении с реалиями XXI века, исследуются содержание и методы формирования общероссийской идентичности [1-5].

Чтобы противостоять массированной обработке сознания юных граждан необходима систематическая деятельность школ, общественных организаций и органов молодежной политики по формированию общероссийской идентичности как фактора патриотического воспитания и

противодействия идеологии терроризма и экстремизма [6-8].

Цель исследования - выявить воспитательный потенциал формирования общероссийской идентичности в

патриотическом воспитании

старшеклассников.

Методы исследования - теоретико-методологический анализ литературных источников, анкетирование школьников и учителей с использованием авторских методик, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, математическая обработка данных (критерий Манна-Уитни).

Результаты и обсуждение

В результате исследования была разработана и апробирована модель патриотического воспитания

старшеклассников с использованием технологии формирования общероссийской идентичности, которая была апробирована на базе Муниципальных образовательных учреждений (МОУ) «Лицей им. Омарлы Батырая» (пос. Сергокала Сергокалинского района Республики Дагестан), Средних общеобразовательных школ (СОШ) № 1, № 2 и № 3 (сел. Ботлих Ботлихского района Республики Дагестан), Манасской средней школы (Карабудахкентский район Республики Дагестан), МОУ № 8, № 26, № 37 г. Махачкалы, Республиканского центра социальной помощи семье и детству (г. Махачкала), Социально-реабили-тационного центра для несовершеннолетних (г. Кизилюрт), Избербашской специальной школы-интерната Ш-1У вида (г. Избербаш), Энергетического колледжа (г. Каспийск), ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», Движения добровольцев Дагестана в г. Махачкале, а также его отделений в г. Хасавюрте и г. Дербенте.

Модель включает в себя цель, задачи, методы, принципы, технологии, средства патриотического воспитания на основе формирования общероссийской

идентичности.

В рамках настоящей статьи описываются технологии формирования общероссийской идентичности, которые включают в себя следующие:

1. Тренинг для молодежных лидеров.

2. Социальное проектирование.

3. Технологии создания социального видео и анимации.

Основной технологией, использованной в формирующем эксперименте, стал обучающий семинар-тренинг для детских и молодежных лидеров «Тренинг по формированию общероссийской

идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и

профилактики экстремизма», где

старшеклассники-волонтеры проходят

обучение по четырехмодульной системе, которая включает в себя следующие составляющие:

1. Модуль «Формирование толерантности и культуры межнационального общения». Он направлен на знакомство, командообразование в группе, предоставление первичной информации по межкультурному диалогу.

2. Модуль «Социально-психологические особенности толерантного человека. Конфликтологическая культура личности». Этот модуль представляет собой комплекс мини-лекций, заданий, упражнений, направленных на познание разнообразия мира человеческих взаимоотношений, изучения собственной конфликтологической культуры, развитие навыков безбарьерного общения, исследования уникальности каждой личности.

3. Модуль «Предрассудки и стереотипы, дискриминация». Участники изучают роль предрассудков и стереотипов в социальной среде, исследуют возможности поиска компромиссов и сотрудничества в сложных ситуациях, развивают навыки межкультурного диалога. Этот модуль является весьма сложным для тренера и требует осторожности при использовании ряда интерактивных заданий в связи с их высокой эмоциональной насыщенностью.

4. Модуль «Формирование общероссийской идентичности» направлен на осознание участниками тренинга своей гражданской общероссийской идентичности,

степени развитости патриотических чувств и культуры межнационального общения.

После прохождения тренинга волонтеры делятся на пары и направляются в школы, где они проводят тренинги среди школьников и по ходу занятий отбирают наиболее отличившихся участников.

По завершении тренингов создается группа из числа волонтеров, которые проходят дополнительные занятия и со старшими тренерами проводят тренинги в других классах.

Следующей использованной нами технологией стало социальное

проектирование, представляющее собой создание школьных проектов, направленных на компетентностно-ориентированное

достижение поставленных целей в рамках практической деятельности учащихся. Среди реализованных проектов - школа мультитерапии «Яркий мир», экологический патруль «Зеленый лист», школьный добровольческий штаб и многие другие.

Технологии создания социального видео и анимации являются сравнительно новыми, но весьма востребованными в детской и молодежной среде, и представляют собой вид практической деятельности школьников с использованием современных гаджетов и программного обеспечения. Вызывая безусловный интерес у школьников (поскольку они позволяют расширять виртуальную среду общения в социальных сетях), при специальной организации процесса они используются школьниками как способ осмысления социальной действительности через творческую самореализацию и повышение

информационной культуры.

Успешности работы по

патриотическому воспитанию школьников на основе формирования общероссийской идентичности способствует активное вовлечение родительской общественности во все проводимые мероприятия. На родительских собраниях до них доводилась вся информация о реализуемых мероприятиях, предлагалось участвовать в работе школ по вовлечению учащихся в социальную практику.

Заключение

Апробация разработанной нами модели патриотического воспитания

старшеклассников с использованием технологий формирования общероссийской идентичности позволила сформулировать педагогические условия эффективной воспитательной работы по формированию патриотических чувств у школьников:

Воспитательный процесс по воспитанию культуры межнационального общения в современной школе будет более успешным, если соблюдать следующие условия:

- специальная организация процесса формирования общероссийской идентичности в воспитательном процессе общеобразовательного учреждения;

- создание специально-организованной образовательной среды у организации, направленной на гармонизацию межнациональных отношений и профилактику экстремизма в школе;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей школьников в воспитательном процессе;

- использование методов педагогической диагностики уровня воспитания культуры межнационального общения, сформированности общероссийской идентичности;

1. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.

2. Маллаев Д. М. Патриотическое воспитание: опыт Дагестанского государственного педагогического университета // Педагогика. 2008. № 8. С. 119-120.

3. Маллаев Д. М., Бажукова О. А. Воспитание российского патриотизма как понятие общенациональной объединяющей идеи // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. 2013. № 3. С. 62-66.

4. Омарова П. О. Роль выдающегося дагестанского ученого-педагога З. Т. Гасанова в развитии идей патриотического воспитания в России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 91-97.

5. Омарова П. О., Гасанова З. З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 173-186.

6. Омарова П. О., Гасанова З. З., Магомедов Д. З. Миротворческое образование и воспитание

- использование инновационных технологий, техник и практик формирования общероссийской идентичности (тренинг для молодежных лидеров, социальное проектирование, технологии создания социального видео и анимации).

- участие родительской общественности в мероприятиях по формированию общероссийской идентичности у учащихся;

Анализ результатов исследования с использованием математической обработки данных (критерия Манна-Уитни) позволяет прийти к выводу, что в результате формирующего эксперимента у участников меняются социальные установки,

появляются чувства сопереживания и эмпатии, формируется культура

межнационального общения и осознание проблем социализации различных групп населения.

Таким образом, предложенные технологии формирования общероссийской идентичности могут быть применены для развития гражданской и социальной активности учащихся, профилактики асоциальных явлений силами самих школьников.

дружбы народов в Республике Дагестан: опыт практической деятельности // Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 2 (35). С. 170-178.

7. Омарова П. О., Джамалудинова З. Г., Магомедов Д. З. Патриотическое воспитание учащихся начальных классов // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 390-391.

8. Современные добровольческие технологии по формированию общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и организации работы с молодежью / Научно-методические материалы по образовательной программе М-го Межрегионального молодежного научно-образовательного форума «3D-формат 2014: Будущее России». 24-27 октября 2014 г. М. : Парнас, 2014. 160 с.

9. Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма / Научно-методические материалы по образовательной программе проекта "Формирование общероссийской идентичности как фактор гармонизации межнациональных отношений и профилактики экстремизма среди сельской молодежи Северного Кавказа" / Под

Литература

редакцией П. О. Омаровой. М. : Парнас, 2013. 258 с.

References

1. Zaynulabidov B. M., Omarova P. O. Volunteerism as a factor in the education of high school students. Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental researches]. 2015. No. 2-15. Pp. 3365-3369. (In Russian)

2. Mallaev D. M. Patriotic education: experience of Dagestan state pedagogical University. Pedagogika [Pedagogy]. 2008. No. 8. Pp. 119120. (In Russian)

3. Mallaev D. M., Bazhukova O. A. Education of Russian patriotism as a concept of national unifying idea. Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii obrazovaniya [Bulletin of Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Education]. 2013. No. 3. Pp. 62-66. (In Russian)

4. Omarova P. O. The role of the outstanding Dagestan scientist-teacher Z. T. Gasanov in the development of ideas of Patriotic education in Russia. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psikhologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2009. No. 2. Pp. 91-97. (In Russian)

5. Omarova P. O., Gasanova Z. Z. Family as an institution of socialization and education. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian pedagogical journal]. 2008. No. 4. Pp. 173-186. (In Russian)

6. Omarova P. O., Gasanova Z. Z., Magomedov D. Z. Peacemaking education and upbringing of friendship of peoples in the Republic of Dagestan: practical experience. Voprosygumanitarnykh nauk [Issues of humanitarian sciences]. 2008. No. 2(35). Pp. 170-178. (In Russian)

7. Omarova P. O., Dzhamaludinova Z. G., Magomedov D. Z. Patriotic education of primary school pupils. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2015. No. 6. Pp. 390-391. (In Russian)

8. Sovremennye dobrovol'cheskie tekhnologii po formirovaniyu obshcheros-siyskoy identichnosti, garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy i organiza-tsii raboty s molodezh'yu. Nauchno-metodicheskie materialy po obrazovatel'-noy programme IV-go Mezhregional'nogo molodezhnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma «3D-format 2014: Budushchee Rossii» [Modern voluntary technologies on formation of all-Russian identity, harmonization of interethnic relations and organization the work with youth. Scientific and methodological proceedings on the educational program of the IV Interregional Youth Scientific and Educational Forum "3D-format 2014: the Future of

Russia"]. 24-27 of October, 2014. Moscow, Parnas Publ., 2014. 160 p. (In Russian)

9. Formirovanie obshcherossiyskoy identichnosti kak faktor garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy i profilaktiki ekstremizma / Nauchno-metodicheskie materialy po obrazovatel'noy programme proekta "Formirova-nie obshcherossiyskoy identichnosti kak faktor garmonizatsii mezhnatsional'nykh otnosheniy i profilaktiki ekstremizma sredi sel'skoy molodezhi Severnogo Kavkaza" [Formation of all-Russian identity as a factor of harmonization of interethnic relations and prevention of extremism. Scientific and methodological proceedings on the educational program of the project "Formation of all-Russian identity as a factor of harmonization of interethnic relations and prevention of extremism among rural youth of the North Caucasus"]. Ed. by P. O. Omarova. Moscow, Parnas Publ., 2013. 258 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедов Далгат Зубаирович,

аспирант, кафедра педагогики и технологий дошкольного и дополнительного образования, Дагестанский

государственный педагогический

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

университет, Махачкала, Россия, e-mail: brain [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Dalgat Z. Magomedov, postgraduate, the chair of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia, e-mail: [email protected]

Принята в печать 23.01.2018 г.

Received 23.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.