Научная статья на тему 'КЛУБ СТУДЕНЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПЕРСПЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

КЛУБ СТУДЕНЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПЕРСПЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предпринимательские компетенции / бизнес-ориентирующая подготовка / самоэффективность в предпринимательстве / клубная деятельность / формирование положительной мотивации к предпринимательскому делу / entrepreneurial competencies / business-oriented training / self-efficacy in entrepreneurship / club activities / formation of positive motivation for entrepreneurship

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Надежда Петровна, Калёнова Гузель Гаязовна, Суйкова Ольга Александровна

В статье рассматривается актуальный вопрос развития предпринимательских компетенций обучающихся СПО как ответ на поставленные национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» задачи. Для решения задач проекта было проведено исследование условий успешного формирования молодых предпринимателей в образовательной среде. Вопросам формирования предпринимательских компетенций у субъектов экономической деятельности посвящено большое количество исследований, и каждому историческому периоду соответствует своя модель предпринимателя с присущей ей окраской. Проанализировав мнения ученых по этому вопросу, педагоги-исследователи пришли к выводу, что такие способности можно в человеке воспитать, создавая для этого соответствующие социально-организационные и психолого-педагогические условия. Способность к регулярному и успешному осуществлению подобного рода активности, инициативность и форсайт-компетенции становятся важной составляющей личности современного предпринимателя при реализации им бизнес-проектов. Данная статья посвящена вопросам формирования в молодых людях предпринимательских компетенций, отвечающих требованиям современных бизнес-реалий, ФГОС СПО и основных стратегических документов Правительства Российской Федерации. С этой целью профессиональная образовательная организация создала для обучающихся условия, способствующие их формированию. Одним из таких условий названа деятельность клуба «Перспектива», в основу которой положены принципы системно-деятельностного, коллективистского и личностно ориентированного методологических подходов. В статье показана роль клубной деятельности в бизнесориентирующей подготовке студентов техникума. Отмечены как личностные, так и коллективные результаты, выраженные в повышении мотивации, активности и результативности участия студентов в конкурсном движении по направлению «Предпринимательство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Надежда Петровна, Калёнова Гузель Гаязовна, Суйкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT BUSINESS PROSPECTS CLUB AS A MEANS OF FORMING ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article examines the topical issue of developing entrepreneurial competencies of vocational education students as a response to the tasks set by the national project “Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives”. To solve the project’s problems, a study was conducted on the conditions for the successful formation of young entrepreneurs in the educational environment. A large number of studies have been devoted to the formation of entrepreneurial competencies among economic entities, and each historical period has its own model of an entrepreneur with its characteristics. Having analyzed the opinions of scientists on this issue, teacherresearchers came to the conclusion that such abilities can be cultivated in a person by creating appropriate social-organizational and psychological-pedagogical conditions. The ability to regularly and successfully carry out this kind of activity, initiative and foresight competencies become an important component of the personality of a modern entrepreneur when implementing business projects. This article is devoted to the issues of developing entrepreneurial competencies in young people that meet the requirements of modern business realities, the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education and the main strategic documents of the Government of the Russian Federation. To this aim, a professional educational organization has created conditions for students that contribute to their formation. One of these conditions is the activity of the Perspective club, which is based on the principles of system-activity, collectivist and person-oriented methodological approaches. The article shows the role of club activities in the business-oriented training of technical school students. Both personal and collective results were noted, expressed in increased motivation, activity and effectiveness of students’ participation in the competitive movement in the field of “Entrepreneurship”.

Текст научной работы на тему «КЛУБ СТУДЕНЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПЕРСПЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 102-108. ISSN 2304-2818 Innovative Development of Vocational Education. 2024;(2(42):102-108. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377.5

КЛУБ СТУДЕНЧЕСКИХ БИЗНЕС-ПЕРСПЕКТИВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Надежда Петровна Арзамасцева1, arzamastseva28.10@mail.ru Гузель Гаязовна Калёнова2, guzya-174@mail.ru

Ольга Александровна Суйкова3, oasuykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-5653-7323

1,2 Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус, Верхнеуральск, Челябинская область, Россия

3 Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос развития предпринимательских компетенций обучающихся СПО как ответ на поставленные национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» задачи. Для решения задач проекта было проведено исследование условий успешного формирования молодых предпринимателей в образовательной среде. Вопросам формирования предпринимательских компетенций у субъектов экономической деятельности посвящено большое количество исследований, и каждому историческому периоду соответствует своя модель предпринимателя с присущей ей окраской. Проанализировав мнения ученых по этому вопросу, педагоги-исследователи пришли к выводу, что такие способности можно в человеке воспитать, создавая для этого соответствующие социально-организационные и психолого-педагогические условия. Способность к регулярному и успешному осуществлению подобного рода активности, инициативность и форсайт-компетенции становятся важной составляющей личности современного предпринимателя при реализации им бизнес-проектов. Данная статья посвящена вопросам формирования в молодых людях предпринимательских компетенций, отвечающих требованиям современных бизнес-реалий, ФГОС СПО и основных стратегических документов Правительства Российской Федерации. С этой целью профессиональная образовательная организация создала для обучающихся условия, способствующие их формированию. Одним из таких условий названа деятельность клуба «Перспектива», в основу которой положены принципы системно-деятельностного, коллективистского и личностно ориентированного методологических подходов. В статье показана роль клубной деятельности в бизнес-ориентирующей подготовке студентов техникума. Отмечены как личностные, так и коллективные результаты, выраженные в повышении мотивации, активности и результативности участия студентов в конкурсном движении по направлению «Предпринимательство».

Ключевые слова: предпринимательские компетенции, бизнес-ориентирующая подготовка, самоэффективность в предпринимательстве, клубная деятельность, формирование положительной мотивации к предпринимательскому делу

Для цитирования: Арзамасцева Н. П., Калёнова Г. Г., Суйкова О. А. Клуб студенческих бизнес-перспектив как средство формирования предпринимательских компетенций студентов профессиональных образовательных организаций // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 2 (42). С. 102-108.

© Арзамасцева Н. П., Калёнова Г. Г., Суйкова О. А., 2024

Original article

STUDENT BUSINESS PROSPECTS CLUB AS A MEANS OF FORMING ENTREPRENEURIAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Nadezhda P. Arzamastseva1, arzamastseva28.10@mail.ru

Guzel G. Kalenova2, guzya-174@mail.ru

Olga A. Suykova3, oasuykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-5653-7323

12 Verkhneuralsk Agrotechnological College — Cossack Cadet Corps, Verkhneuralsk, Chelyabinsk region, Russia

3 Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. The article examines the topical issue of developing entrepreneurial competencies of vocational education students as a response to the tasks set by the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurial Initiatives". To solve the project's problems, a study was conducted on the conditions for the successful formation of young entrepreneurs in the educational environment. A large number of studies have been devoted to the formation of entrepreneurial competencies among economic entities, and each historical period has its own model of an entrepreneur with its characteristics. Having analyzed the opinions of scientists on this issue, teacher-researchers came to the conclusion that such abilities can be cultivated in a person by creating appropriate social-organizational and psychological-pedagogical conditions. The ability to regularly and successfully carry out this kind of activity, initiative and foresight competencies become an important component of the personality of a modern entrepreneur when implementing business projects. This article is devoted to the issues of developing entrepreneurial competencies in young people that meet the requirements of modern business realities, the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education and the main strategic documents of the Government of the Russian Federation. To this aim, a professional educational organization has created conditions for students that contribute to their formation. One of these conditions is the activity of the Perspective club, which is based on the principles of system-activity, collectivist and person-oriented methodological approaches. The article shows the role of club activities in the business-oriented training of technical school students. Both personal and collective results were noted, expressed in increased motivation, activity and effectiveness of students' participation in the competitive movement in the field of "Entre-preneurship".

Keywords: entrepreneurial competencies, business-oriented training, self-efficacy in entrepreneur-ship, club activities, formation of positive motivation for entrepreneurship

For citation: Arzamastseva NP, Kalenova GG, Suykova OA. Student business prospects club as a means of forming entrepreneurial competencies of students of professional educational organizations. Innovative development of vocational education. 2024;(2(42):102-108. (In Russ.).

Введение

Высокий уровень развития предпринимательства выступает необходимым условием современной модели рыночного хозяйства страны. В этой связи Указ Президента Российской Федерации, касающийся национальных целей и стратегических задач развития нашей страны, четко определил содержание национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и обозначил конкретные цифровые индикативные показатели.

В число задач национального проекта вошли создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, а также обес-

печение благоприятных условий осуществления деятельности самозанятыми гражданами1.

Профессиональная образовательная организация, о которой пойдет речь в данной статье, занимается подготовкой специалистов сельскохозяйственного профиля. Мастерские и лаборатории, учебно-производственное хозяйство, все материально-техническое и учебно-методическое оснащение ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус» (далее — техникум), его

1 Указ Президента Российской Федерации «О нацио-

нальных целях и стратегических задачах развития Россий-

ской Федерации на период до 2024 года» // Информационно-правовая система «Гарант». URL: https://base.garant. ru/71937200/ (дата обращения: 10.03.2024).

высокопрофессиональные кадры направлены на формирование и развитие профессиональных компетенций выпускников — будущих работников сельскохозяйственной сферы.

Наряду с этим ФГОС СПО предъявляет требование к подготовке специалистов, обладающих предпринимательскими компетенциями как наиболее актуальными для реализации современной профессиональной деятельности и перспективными для творческой интерпретации своих способностей в предпринимательстве.

«Предприимчивость — качество, присущее далеко не всем». Эта расхожая фраза сформировала в нашем сознании образ предпринимателя как человека, наделенного особыми способностями. Однако зачастую в ситуациях напряжения, неопределенности, аффекта человек открывает в себе качества, помогающие принять быстрое и единственно правильное, адекватное ситуации решение. Дается ли предприимчивость от рождения или ее можно сформировать, воспитать? Все ли предприниматели как представители особого вида экономической деятельности обладают предприимчивостью в достаточной для успеха степенью?

По профессиональному модулю «Основы предпринимательства и трудоустройства на работу», который ведется в рамках учебного процесса, объем учебного материала обеспечивает ознакомительный уровень его усвоения; учебная практика закрепляет эти знания и умения. Однако для развития компетенций предпринимательской деятельности в реальном формате нужна дополнительная специальная подготовка, осуществляемая для студентов техникума, интересующихся вопросами бизнеса и способами личного погружения в эту среду.

Для реализации этих целей на базе техникума был создан клуб «Перспектива», который объединил студентов всех курсов по направлению «бизнес-ориентирующая подготовка». Данное направление включает в себя различные разделы деятельности как теоретического, так и практического характера: нормы законодательства, бизнес-процессы, анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, работу в команде, самоэффективность в деятельности и многое другое.

Таким образом, в техникуме появился клуб по интересам. Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими и пр.), зачастую официально объединенных в сообщество, где происходит обсуждение вопросов, интересных и полезных для

всех членов сообщества, независимо от специфики дел, которыми они занимаются. Изначально клубы как идея организации людей с общими интересами появились в Античности. Все желающие объединялись в группы, которые регулярно собирались и обсуждали интересующие их проблемы, делились знаниями и опытом [1].

Не следует путать клуб с кружком. Кружок, в отличие от клуба, — это группа лиц, объединившихся для индивидуальных или совместных занятий по какому-либо узкоспецифическому направлению деятельности с одинаковым технологическим, тематическим и материально-техническим обеспечением (театральный, конькобежный, математический и пр.).

Клубная деятельность студентов техникума стала той платформой, на которой реализо-вывались различные проекты; формировались технологии развития индивидуальных качеств личности, важных для предпринимательства; проходила подготовка бизнес-планов и апробация их на деле; осуществлялось медиасопрово-ждение мероприятий внутреннего плана и внешнего взаимодействия. В рамках деятельности клуба проводились исследования как научных, так и практических вопросов бизнес-ориенти-рующей подготовки. В процессе обсуждений результатов этих исследований у студентов появлялся важный опыт освоения знаний по бизнес-тематике.

Материалы и методы исследования

Исторически вопросы предпринимательской деятельности обсуждались давно. Большое число исследований в дореволюционной России было посвящено таким интересным социально-психологическим феноменам, как предпринимательские общности. В результате обзора этих работ было отмечено, что в основе создания таких хозяйственных общностей, как товарищества и артели, наряду с чисто хозяйственными целями немаловажное значение имело и общение, объединение людей в группы на основе взаимопомощи, доверия и взаимной ответственности [2]. В результате проведенного анализа были выделены следующие характерные психологические черты личности предпринимателя: внутреннее стремление к новаторству, инициативность, конкретный тип практического мышления, волевые качества личности, потребность в достижениях, самостоятельность, склонность к риску, приверженность делу, оптимистическая жизненная позиция. В качестве важных для предпринимателя выделены социально-психологические и нравственные качества личности, такие как: личный авторитет, вовлеченность

в деловые и личные контакты, способность понимать людей и влиять на них, а также пунктуальность, обязательность и т. д. В качестве ключевых социально-психологических феноменов, характеризующих взаимоотношения в предпринимательской среде, называются доверие и ответственность [3].

Программа клуба «Перспектива» направлена на повышение финансовой грамотности студентов, формирование личной мотивации к бизнес-деятельности, развитие лидерских качеств личности, так необходимых для предпринимателя, участие в конкурсном движении, стартап, разработку и внедрение собственных бизнес-проектов. Программа разработана с учетом концепции Национальной программы повышения финансовой грамотности населения РФ и проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Клуб «Перспектива» объединяет обучающихся техникума, заинтересованных в повышении своей финансовой грамотности и стремящихся реализовать свой внутренний лидерский потенциал и самоэффективность в предпринимательской деятельности.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Отличительной особенностью программы клуба является то, что она базируется на си-стемно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой и бизнес-сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики, мотивы деятельности и установки.

Режим организации занятий (два раза в неделю по 2,5 часа в день — 180 часов в год) обеспечивает участие студентов практически всех курсов в деятельности клуба. При этом график занятий может варьироваться в связи с актуальной необходимостью: часть занятий может быть перенесена на учебное время (например, участие в мероприятиях «Неделя финансовой грамотности», «День предпринимателя»), часть — на выходной день.

Использование коллективистского подхода в обучении по программе клуба способствует формированию у студентов способностей к организации общих дел, умений работать в коман-

де и обеспечивать общий результат, исследовать результат и принимать новые правильные решения, обеспечивать эффективное взаимодействие с реальным сектором сельскохозяйственной экономики района, работать над вопросами развития имиджа техникума.

Коллективизм также понимается как принцип совместной деятельности людей, проявляемый в осознанном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, во взаимопонимании, доброжелательности и тактичности, интересе к проблемам и нуждам друг друга [4].

Личностно ориентированный методологический подход известен как необходимый фактор развития индивидуальности обучающегося. Развитие необходимых способностей эффективно, если мотивировать сам процесс познания, предоставлять студенту возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен [5]. При этом мотивация должна быть основана на собственных успехах личности молодого человека. Следовательно, с педагогической точки зрения, нужно работать над созданием таких условий, которые способствовали бы самоэффективности в осуществляемой деятельности. Главным достоинством личностно ориентированного подхода является то, что он позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности студента к его особенностям, следить за его продвижением, вовремя вносить необходимые коррективы в деятельность. Все это дает обучающемуся возможность работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, выполнять различные по сложности задания в оптимальное для себя время, что позволяет ему достигать высоких результатов и осознавать уровень и широту самоэффективности [6].

Личностно ориентированный подход выстраивает в системе учебно-познавательной деятельности студента личную траекторию успешности с опорой на сформированные основные динамические свойства самоэффективности, которые определяют поведение человека и влияют на его мотивацию к деятельности, в нашем случае — предпринимательской.

В качестве иллюстрации такой работы может быть рассмотрена модель формирования положительной мотивации студентов к предпринимательскому делу, которая была разработана педагогами техникума и используется в работе клуба «Перспектива» как обобщенная схема [7].

Результаты исследования и их обсуждение

Данная модель ориентирует педагогическую деятельность на ожидаемые от реализации программы результаты:

- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства; понимание значения бизнес-планирования (творческое задание «Доходы семьи», работа со статистикой «Расходы семьи», решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги», ролевая игра «Семейный бюджет», мини-исследование «Налоги»);

- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений, такими как сопоставление доходов и расходов, расчет процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах (практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады», практическая работа «Составление финансового плана»);

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, бизнес-планирование, предложение вариантов собственного заработка (решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться», дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов»);

- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях (творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни», практическая работа «Принципы работы страховой компании»);

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью (познавательные беседы «Страховая компания. Страховой полис», «Мошенничество», «Финансовые пирамиды»; аналитическая работа «Виды налогов»; работа с документами «Права потребителя»);

- формирование умений представлять информацию, в зависимости от поставленных задач, в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы (интеллект-карты, творческое задание «Реклама»);

- овладение логическими действиями [сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений,

отнесение к известным понятиям (мини-проект «Организация фирмы», сюжетно-ролевая игра «Конкуренция», ролевая игра «Акционерное общество»)];

- овладение медийной мобильностью в позиционировании собственных бизнес-интересов, поиске ресурсов для необходимой информации и связей для реализации своих проектов (создание информационных ресурсов для продвижения своих бизнес-проектов);

- развитие навыков создания медиаматериа-лов для участия в конкурсах и презентации своих проектов (подготовка студентов к участию в конференциях и конкурсах различных уровней; умение и навыки грамотно излагать свою точку зрения, аргументировать выводы) [8].

В результате освоения профессиональной деятельности обучающиеся овладевают общими компетенциями:

- организовывать собственную деятельность, исходя из поставленной цели и способов ее достижения (ОК-2);

- анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы (ОК-3);

- осуществлять поиск необходимой информации и систематизировать ее для эффективного выполнения поставленных задач (ОК-4);

- использовать информационно-коммуникационные технологии для достижения профессиональных задач и целей (ОК-5);

- уметь работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством (ОК-6);

- брать на себя ответственность за работу членов команды (ОК-7);

- самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК-8);

Защита мини-проекта «Организация фирмы» становится реальным результатом деятельности по освоению вышеперечисленных компетенций.

Заключение

Определить результативность реализации программы клубной деятельности техникума можно при помощи анализа показателей — количественных и качественных.

К количественным показателям можно отнести: стабильность численности обучающихся в клубе; число обучающихся, участвующих в разноуровневых мероприятиях; организацию и проведение мероприятий участниками клуба

и пр. В данный момент клубной деятельностью охвачено 60 участников. Осуществляется работа со студентами с целью организации ими своего дела; осознанного выбора направления, которое интересует студентов, и обеспечения этого выбора. Намечены направления по бизнес-планированию своего дела обучающимися, идет разбор интересующих их вопросов, касающихся самозанятости.

Качественные показатели — это дипломы, сертификаты участников, благодарственные письма за участие в городских, окружных, всероссийских мероприятиях [8]. Динамика социальных бизнес-процессов мотивирует студентов гибко реагировать на вызовы времени, осваивать постоянно трансформирующуюся медиасреду, познавать новые виды бизнеса, формировать медийное мышление, примерять свои способности к изменяющимся требованиям бизнес-среды, взаимодействовать с предпринимателями реального сектора экономики

с целью освоения опыта построения бизнеса, успешно принимать участие в форумах, конкурсах, олимпиадах по направлению «Предпринимательство» [9].

Таким образом, клубная работа по формированию предпринимательских компетенций Верхнеуральского агротехнологического техникума продвигает стратегический национальный проект России «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и дает возможность всем желающим студентам примерить на себя интересное и перспективное дело. Кроме того, клуб по интересам формирует новую общность молодых предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в режиме подчинения личных интересов общественным, принятия товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопомощи, доброжелательности и тактичности, демонстрации новых ценностей российского предпринимателя.

Список источников

1. Бессонова Ю. А., Степанченко О. В. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности. Москва : Лань, 2017. 160 с.

2. Старова О. В. Особенности развития российского предпринимательства // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. № 12. С. 229-234.

3. Белова Е. В. Психологические особенности личности успешных предпринимателей // Вестник СПбГУ. 2010. Серия: Социология. Вып. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-uspeshnyh-predprinimateley.

4. Грищенко М. А. Новый коллективизм в социальном позиционировании россиян // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-kollektivizm-v-sotsialnom-pozitsionirovanii-rossiyan.

5. Березина Н. В., Курина В. А. Личностно ориентированный подход в подготовке специалистов гуманитарных вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 3 (13). С. 16-21. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-v-podgotovke-spetsialistov-v-gumanitarnyh-vuzah/viewer.

6. Селезнева Е. В. Самоэффективность как акмеологический инвариант профессионализма кадров управления // Акмеология. 2016. № 1 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ samoeffektivnost-kak-akmeologicheskiy-invariant-professionalizma-kadrov-upravleniya.

7. Суйкова О. А. Модель формирования положительной мотивации студентов СПО к предпринимательскому делу // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 163-170.

8. Суйкова О. А., Веретенникова И. В. Бизнес-ориентирующая подготовка студентов профессиональной образовательной организации сельскохозяйственного профиля // Инновационное развитие профессионального образования. 2023. № 3 (39). С. 102-107.

9. Перевозова О. В. Медиасреда как условие популяризации предпринимательской деятельности среди молодежи // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 90-97.

References

1. Bessonova YuA, Stepanchenko OV. Ponyatiyno-terminologicheskaya sistema sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti = Conceptual and terminological system of social and cultural activities. Moscow: Lan; 2017. 160 p. (In Russ.).

2. Starova OV. Features of the development of Russian entrepreneurship. Ekonomika i upravle-nie v XXI veke: tendentsii razvitiya = Economics and management in the XXI century: development trends. 2013;(12):229-234. (In Russ.).

3. Belova EV. Psychological characteristics of the personality of successful entrepreneurs. Vestnik SPbGU. Seriya: Sotsiologiya = Bulletin of St. Petersburg State University. Series: Sociology. 2010;(2):200-205 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-uspeshnyh-predprinimateley. (In Russ.).

4. Grishchenko MA. New collectivism in the social positioning of Russians. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarian of the South of Russia. 2017;6(3). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-kollektivizm-v-sotsialnom-pozitsionirovanii-rossiyan. (In Russ.).

5. Berezina NV, Kurina VA. Personality-oriented approach in training specialists at humanitarian universities. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikholo-go-pedagogicheskie nauki = Bulletin of the Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences. 2010;(3(13):16-21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orien-tirovannyy-podhod-v-podgotovke-spetsialistov-v-gumanitarnyh-vuzah/viewer. (In Russ.).

6. Selezneva EV. Self-efficacy as an acmeological invariant of professionalism of management personnel. Akmeologiya = Acmeology. 2016;(1(57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samoeffek-tivnost-kak-akmeologicheskiy-invariant-professionalizma-kadrov-upravleniya. (In Russ.).

7. Suykova OA. Model of formation of positive motivation of secondary vocational education students for entrepreneurship. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):163-170. (In Russ.).

8. Suykova OA, Veretennikova IV. Business-oriented training of students of a professional educational organization of an agricultural profile. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2023;(3(39):102-107. (In Russ.).

9. Perevozova OV. Media environment as a condition for the popularization of entrepreneurial activity among young people. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of vocational education. 2021;(3(31):90-97. (In Russ.).

Информация об авторах

Н. П. Арзамасцева — мастер производственного обучения. Г. Г. Калёнова — преподаватель экономических дисциплин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. А. Суйкова — начальник центра сравнительной педагогики и инноваций, кандидат педагогических наук, доцент.

Information about the authors

N. P. Arzamastseva — Master of industrial training. G. G. Kalyonova — Teacher of economic disciplines.

O. A. Suykova — Head of the Center for Comparative Pedagogy and Innovation, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов Суйкова О. А. — научное руководство, доработка текста.

Арзамасцева Н. П., Калёнова Г. Г. — организация и проведение исследования, написание исходного текста.

Contribution of the authors Suykova O. A. — scientific guidance, revision of the text.

Arzamastseva N. P., Kalenova G. G. — organization and conduct of the study, writing the original text.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 19.03.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 01.04.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 03.06.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.