Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ'

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-ориентирующая подготовка / мотивация к предпринимательству / модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу / эмерджентный эффект / business-oriented training / motivation for entrepreneurship / model for the formation of positive motivation for entrepreneurship / emergent effect

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

Склонность к предпринимательству присуща людям с определенными чертами характера, реализуемыми в конкретном когнитивно-прагматическом поле. Готовность действовать на свой страх и риск, получая при этом выгоду, умение принять верное решение в ситуации неопределенности, стратегическое мышление — вот немногие из обязательных для предпринимателя качеств. Важность формирования в молодых людях, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, готовности осуществлять предпринимательскую деятельность обусловлена требованиями ФГОС СПО и реалиями времени. В условиях технологической трансформации и современного развития российской экономики подготовка предпринимателей в профессиональных образовательных организациях должна начинаться с формирования в студентах положительной мотивации к предпринимательскому делу. Понятно, что мотивация к деятельности вообще строится на отношении к делу и уверенности в собственной способности его выполнить. Побуждающим мотивом служит как психологическая (наличие определенных качеств), так и профессиональная (наличие крепких знаний по предмету деятельности) готовность человека. В статье представлена теоретическая модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу у студентов профессиональных образовательных организаций, которая консолидирует в себе два взаимодополняющих аспекта бизнес-ориентирующей подготовки — социально-психологическую готовность и когнитивно-прагматическую готовность, обеспечивающие эмерджентный эффект в развитии у студентов мотивации к предпринимательству. Принцип самоорганизации — развитие сложного из простого и возникновение порядка из хаоса — лег в основу предлагаемой модели. Он показывает, как может быть организован образовательный процесс профессиональной образовательной организации для формирования положительной мотивации студентов к предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суйкова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION OF VOC STUDENTS TO ENTREPRENEURSHIP

A propensity for entrepreneurship is inherent in people with certain character traits that are realized in a specifi c cognitive-pragmatic fi eld. Willingness to act at your own “peril and risk”, while receiving benefi ts, the ability to make the right decision in a situation of uncertainty, strategic thinking — these are a few of the qualities required for an entrepreneur. The importance of developing a readiness to carry out entrepreneurial activities in young people studying in professional educational organizations is determined by the requirements of the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education and the realities of the time. In the conditions of technological transformation and modern development of the Russian economy, the training of entrepreneurs in professional educational organizations should begin with the formation in students of positive motivation for entrepreneurship. It is clear that motivation for activity is generally based on attitude towards the task and confi dence in one’s own ability to complete it. The motivating motive is both psychological (the presence of certain qualities) and professional (the presence of strong knowledge in the subject of activity) readiness of a person. The article presents a theoretical model for the formation of positive motivation for entrepreneurship among students of professional educational organizations, which consolidates two complementary aspects of business-oriented training — socio-psychological readiness and cognitive-pragmatic readiness, providing an emergent effect in the development of students’ motivation for entrepreneurship. The principle of self-organization — the development of the complex from the simple and the emergence of order from chaos — formed the basis of the proposed model. It shows how the educational process of a professional educational organization can be organized to create positive motivation for students to engage in entrepreneurial activity.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ»

Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 163-170. ISSN 2304-2818

Innovative Development of Vocational Education. 2024;(1(41):163-170. ISSN 2304-2818

Научная статья УДК 377

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ СПО К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ

Ольга Александровна Суйкова, oasuykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-5653-7323

Челябинский институт развития профессионального образования, Челябинск, Россия

Аннотация. Склонность к предпринимательству присуща людям с определенными чертами характера, реализуемыми в конкретном когнитивно-прагматическом поле. Готовность действовать на свой страх и риск, получая при этом выгоду, умение принять верное решение в ситуации неопределенности, стратегическое мышление — вот немногие из обязательных для предпринимателя качеств. Важность формирования в молодых людях, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, готовности осуществлять предпринимательскую деятельность обусловлена требованиями ФГОС СПО и реалиями времени. В условиях технологической трансформации и современного развития российской экономики подготовка предпринимателей в профессиональных образовательных организациях должна начинаться с формирования в студентах положительной мотивации к предпринимательскому делу. Понятно, что мотивация к деятельности вообще строится на отношении к делу и уверенности в собственной способности его выполнить. Побуждающим мотивом служит как психологическая (наличие определенных качеств), так и профессиональная (наличие крепких знаний по предмету деятельности) готовность человека. В статье представлена теоретическая модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу у студентов профессиональных образовательных организаций, которая консолидирует в себе два взаимодополняющих аспекта бизнес-ориентирующей подготовки — социально-психологическую готовность и когнитивно-прагматическую готовность, обеспечивающие эмерджентный эффект в развитии у студентов мотивации к предпринимательству. Принцип самоорганизации — развитие сложного из простого и возникновение порядка из хаоса — лег в основу предлагаемой модели. Он показывает, как может быть организован образовательный процесс профессиональной образовательной организации для формирования положительной мотивации студентов к предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: бизнес-ориентирующая подготовка, мотивация к предпринимательству, модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу, эмерджентный эффект

Для цитирования: Суйкова О. А. Модель формирования положительной мотивации студентов СПО к предпринимательскому делу // Инновационное развитие профессионального образования. 2024. № 1 (41). С. 163-170.

Original article

MODEL OF FORMATION OF POSITIVE MOTIVATION OF VOC STUDENTS TO ENTREPRENEURSHIP

Olga A. Suykova, oasuykova@mail.ru, ORCID 0000-0001-5053-7323

Chelyabinsk Institute of the Vocational Education Development, Chelyabinsk, Russia

Abstract. A propensity for entrepreneurship is inherent in people with certain character traits that are realized in a specific cognitive-pragmatic field. Willingness to act at your own "peril and risk", while receiving benefits, the ability to make the right decision in a situation of uncertainty, strategic thinking — these are a few of the qualities required for an entrepreneur. The importance of developing a readiness to carry out entrepreneurial activities in young people studying in professional educational

© Суйкова О. А., 2024

organizations is determined by the requirements of the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education and the realities of the time. In the conditions of technological transformation and modern development of the Russian economy, the training of entrepreneurs in professional educational organizations should begin with the formation in students of positive motivation for entrepreneurship. It is clear that motivation for activity is generally based on attitude towards the task and confidence in one's own ability to complete it. The motivating motive is both psychological (the presence of certain qualities) and professional (the presence of strong knowledge in the subject of activity) readiness of a person. The article presents a theoretical model for the formation of positive motivation for entrepreneurship among students of professional educational organizations, which consolidates two complementary aspects of business-oriented training — socio-psychological readiness and cognitive-pragmatic readiness, providing an emergent effect in the development of students' motivation for entrepreneurship. The principle of self-organization — the development of the complex from the simple and the emergence of order from chaos — formed the basis of the proposed model. It shows how the educational process of a professional educational organization can be organized to create positive motivation for students to engage in entrepreneurial activity.

Keywords: business-oriented training, motivation for entrepreneurship, model for the formation of positive motivation for entrepreneurship, emergent effect

For citation: Suykova OA. Model of formation of positive motivation of VOC students to entrepreneurship. Innovative development of vocational education. 2024;(1(41):163-170. (In Russ.).

Введение

Встречаются люди, у которых психология предпринимателя проявляется с детства, но их лишь единицы. Остальные, приняв решение развивать свой бизнес, в процессе подготовки и реализации бизнес-идей проделывают большую личностную и когнитивную работу: преодолевают многие личностные представления, формируют устойчивую мотивационную платформу, развивают или кардинально изменяют мышление, а вместе с ним содержание и порядок действий. А главное, им приходится многому учиться в соответствии с тенденциями развития технологий и экономики страны на современном этапе.

Российское общество едино в определении, что главным стратегическим результатом современных реформ должно стать повышение эффективности экономики и улучшение жизни населения. Однако желаемый результат может быть достигнут только на основе максимальной реализации творческой экономической активности населения. Таким образом, роль предпринимателя в экономическом развитии страны и общества определяется как важная.

Неотъемлемым компонентом осуществления предпринимательской деятельности является наличие устойчивой мотивационной платформы, которая выполняла бы роль вечного двигателя, обеспечивающего непрерывное развитие бизнеса. На этапе развитой бизнес-системы, приносящей стабильный доход предпринимателю, в роли мотиваторов как минимум выступают размер дохода и устойчивость бизнес-позиции. На начальном этапе, когда

предприниматель совершает свои первые шаги в бизнесе, большое мотивирующее влияние на успешность старта оказывает готовность человека, как психологическая, так и прагматическая.

Предпринимательство нашло отражение в Гражданском кодексе Российской Федерации: в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ, «гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг»1.

Именно статус «самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности» вызывает у начинающих предпринимателей особое волнение, так как под риском подразумевается ответственность собственным имуществом или капиталом за самостоятельные решения и деятельность по получению прибыли.

Материалы и методы исследования

Готовность человека взять такую ответственность на себя подчеркивает сформированность положительной мотивационной платформы будущего предпринимателя, т. е. уверенности в успехе с опорой на свои силы, способности, знания.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, ст. 2 // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/8d 8cd335130f04a7036c1eb50fff606c93fc643a/.

Важность формирования в молодых людях, обучающихся в профессиональных образовательных организациях (далее — ПОО), готовности осуществлять предпринимательскую деятельность обусловлена требованиями ФГОС СПО и современным развитием экономики страны. Бизнес-ориентирующая подготовка будущих предпринимателей в ПОО должна, таким образом, начинаться с формирования в студентах положительной мотивации к предпринимательскому делу.

С позиции А. Б. Искаковой, Г. К. Ахмето-вой и др., положительная мотивация формируется через развитие когнитивно-экономической субъектности личности, т. е. способности к самодетерминации, творческой активности студента в построении своего когнитивно-экономического пространства [1].

С точки зрения Р. Ф. Халиуллиной, развитие мотивации может быть обеспечено активным использованием деятельностного и лич-ностно-развивающего методологических подходов, которые обращены к индивидуальному опыту студента и его теоретической подготовленности, его потребности в самореализации [2].

В Российской Федерации бизнесмен может быть мотивирован на получение статуса индивидуального предпринимателя, может оформить юридическое лицо и образовать организацию или стать самозанятым [3; 4].

Рассуждая о мотивации человека к предпринимательской деятельности, необходимо отметить, что сущность мотивации как побуждения к действию и его направленности складывается из совокупности мотивов. Основным мотивом выступает стремление получить прибыль; сопутствующим и поддерживающим мотивом служит готовность к реализации этой деятельности. Успех бизнес-проекта представляется тем реальнее, чем крепче понимание готовности во всех ее проявлениях.

Предлагаемая модель формирования у студентов положительной мотивации к предпринимательскому делу (рис. 1) консолидирует в себе два аспекта бизнес-ориентирующей подготовки ПОО: социально-психологическую готовность и когнитивно-прагматическую готовность. Эти аспекты обеспечивают эмерджентный эффект в развитии у студентов мотивации к предпринимательству через создание условий для формирования и развития у них предпринимательских компетенций.

Эмерджентность трактуется как развитие сложного из простого, когда в системе возникают новые свойства, которые не характерны для

отдельных ее компонентов. При взаимодействии простых элементов в рамках более крупной системы могут проявиться неожиданные результаты, появляющиеся после достижения системой нового уровня сложности — при переходе системы из количественного состояния в качественное [5]. Принцип самоорганизации — развитие сложного из простого и возникновение порядка из хаоса — лег в основу предлагаемой модели.

В системе «когнитивно-прагматическая готовность» выделяются два компонента: когнитивная готовность и прагматическая готовность. Исходя из принципа самоорганизации, на основе прагматико-экономической направленности мышления человека эти компоненты обеспечивают осознанный когнитивно ориентированный уровень практических действий будущего предпринимателя. Предпринимательское мышление — это образ мыслей, нацеленный на конкретный, измеримый результат, т. е. на повышение исчисляемого дохода. Это не значит, что предприниматель должен стремиться зарабатывать деньги любой ценой. Важен социально-ценностный аспект, направляющий мышление предпринимателя на соблюдение социальных ценностей. Значит, в содержании компонентов готовности закладываются условия для обогащения предметного содержания учебных дисциплин данными социального, экономического, прагматического и психологического содержания. Это может быть общеразвивающая программа, интегрированный контент спецкурса, предметные модули когнитивно-экономического содержания, программа дополнительного образования социально-психологического содержания и др.

Нацеленность содержания компонентов системы «когнитивно-прагматическая готовность» на освоение большого количества разной специальной информации и эмпирического опыта выступает необходимым условием изменения направленности мышления будущего предпринимателя по прагматико-экономиче-скому сценарию с социально-психологической основой. Направленность его практических действий обеспечит формирование таких предпринимательских компетенций, как: стратегическое мышление; готовность к действиям в условиях неопределенности; рефлексивность; креативность; нацеленность на инновационное развитие; готовность к непрерывному образованию и самообразованию; лидерство; самоэффективность; стрессоустойчивость; ответственность; инициативность и др.

Положительная мотивация к предпринимательскому делу

Когнитивно-экономическая готовность к предпринимательской

деятельности

Когнити вная

-----^ Ь----^^ Экономическая

готовность Э ме р д жентн ость готовность

-------------—

Осознанный когнитивно ориентированный уровень

практических действий будущего предпринимателя

Г) ра гмати к о-э ко н о гл ич еска я направленность мышления и действий будущего предпринимателя

Интегрированный контент спецкурса, программы стажировок и пр.

Предметные модули экономического содержания, самообразование

Социально-психологическая готовность к предпринимательской __деятельности

Социальная готовность

I

Эмерджентность

Психологическая готовность

Ценности предпринимательской деятельности, отвечающие основным общечеловеческим и социальным ценностям общества

Качества личности, позволяющие еести успешную предприним ате л ьску ю деятельность

Креативная воспитательная среда, социальное партнерство

Проектная деятельность, тренинги, деловые игры, саморазвитие

Предпринимательские компетенции студентов:

лидерство; стратегическое мышление; инициативность; ответственность; готовность к риску; инновации и креативность; образование; стрессоустойчивость; управление проектами; адаптируемость к условиям неопределенности; коммуникативность

Сформированная мотивация к предпринимательской деятельности у студента СПО

Рис. 1. Модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу у студентов СПО

Эмерджентный эффект будет наблюдаться в целостности и упорядоченности знаний экономического характера для осуществления успешной предпринимательской деятельности и выстроенности практического мышления, заточенного на инновационную активность, связанную с использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой. То есть положительная мотивация к предпринимательской деятельности у студентов ПОО будет обеспечена одним из компонентов готовности к предпринимательской деятельности — когнитивно-прагматической готовностью.

Отметим, что некоторые признаки предпринимательства позволяют сделать вывод о социально-общественном характере предпринимательской деятельности, поскольку речь идет о получении прибыли от выполнения общественно полезных функций: реализации товаров, работ или услуг, создания новых рабочих мест, решения многих региональных социально-экономических задач.

Модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу у студентов содержит еще одну важную составляющую — социально-психологическую готовность будущего предпринимателя, которая также представлена двумя компонентами: социальной и психологической готовностью.

Социальная подоплека предпринимательства строится на том, чтобы помогать людям решать их проблемы и получать за это достойное вознаграждение. Это честно. Бизнес, основанный на стремлении любыми способами заработать как можно больше, как правило, долго не живет [6]. В этой связи встает вопрос о содержании ценностей предпринимательской деятельности, отвечающем основным общечеловеческим и социальным ценностям общества.

Этична ли предприимчивость как основа для получения дохода от своей деятельности? Если рассматривать предприимчивость как способность к регулярному и успешному осуществлению активных упреждающих действий по отношению к реализации потребностей общества, при этом еще в условиях неопределенности, то такого рода активность может рассматриваться как продуктивная, полезная, целесообразная, обеспечивающая разрешение многочисленных противоречий между традициями и нововведениями, спросом и предложением и т. д., т. е. появление новых, своевременных продуктов, услуг, оптимальная комбинация ресурсов для новых технологий

и производств, необходимых обществу здесь и сейчас, благодаря предприимчивости и инициативности субъектов предпринимательской деятельности.

Готовность направить свой бизнес на разрешение противоречий социально-экономического характера на основе ценностного базиса составляет существо социальной готовности будущего предпринимателя.

Чтобы добиться денежной или иной выгоды, которая является мерой успеха предпринимателя, человек решается на определенный риск. Он должен обладать определенной степенью контроля за собственным поведением и значимыми для него событиями. Поэтому при формировании поведенческой стратегии человеку приходится выстраивать иерархию мотивов, учитывая их относительную силу и интенсивность. При этом люди с преобладанием внешнего (экстернального) локуса контроля склонны считать, что основные значимые события их жизни определяются (контролируются) преимущественно внешними обстоятельствами — благоприятностью внешних условий, случайностью, влиянием других людей или событий и т. д. Свои успехи и неудачи они также склонны объяснять преимущественно внешними по отношению к себе факторами. Люди с преобладанием внутреннего (интернального) локуса контроля, напротив, полагают, что они сами способны в высокой степени контролировать значимые для себя события и склонны принимать на себя ответственность как за свои достижения, успехи, так и за неудачи [7].

Налицо разный состав и наполнение личностных психологических качеств.

Рассматривая личностные качества, важные для осуществления какой-либо деятельности, мы можем оттолкнуться в нашем анализе от образа идеального субъекта этой деятельности. В случае с образом идеального предпринимателя мы выделяем отличительные особенности успешного делового человека: стремление к разумному, обоснованному риску; явно выраженное преобладание мотивации достижения успеха над мотивацией избегания неудач; уверенность в себе; высокая настойчивость в достижении поставленной цели (результата); ответственность, решительность; гибкость и адаптированность мышления, стратегическая направленность мышления; лидерство и стремление к саморазвитию [8].

В связи с этим можно сказать, что предпринимательство есть особый вид экономической

деятельности, предполагающий наличие у ее субъекта особых психологических качеств.

Эмерджентность системы «социально-психологическая готовность» будет наблюдаться в сочетании ценностного базиса и появления новых свойств личности, позволяющих осуществлять предпринимательскую деятельность с опорой на сильные ценностно-поведенческие конструкции, представляющие собой архитектуру личности успешного предпринимателя.

Результаты исследования и их обсуждение

Таким образом, можно констатировать, что модель формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу у студентов наполнена содержанием, определяющим структуру готовности, которая формирует положительную мотивационную платформу будущего предпринимателя и предлагает вариативные условия ее формирования.

В частности, для обеспечения когнитивно-прагматической готовности студентов к самостоятельному предпринимательству необходимо дать им широкий спектр теоретических знаний экономического характера (шире базового курса) и предложить формы практического (прагматического) применения этих знаний. В активе могут рассматриваться: программы дополнительного образования, предметные модули, программы стажировок; наставничество субъектов реального сектора экономики (местные предприниматели), онлайн-куратор-ство сотрудников ВШЭ; предметные семинары и вебинары; использование интерактивных конструкторов для моделирования рабочих ситуаций (LEGO); специальные программные продукты; самообразование.

В процессе предпринимательской подготовки студентов формируются не только когнитивно-прагматические навыки, но и когерентность личностных качеств определенным социально-культурным ценностям нашего общества. При формировании социально-психологической готовности к предпринимательской деятельности локус внимания педагогов должен быть сосредоточен на воспитании у студентов ПОО определенных качеств личности социально-психологического характера. В качестве актива можно предложить мероприятия по развитию социальных качеств (взаимодействие с другими людьми в рамках социальных проектов; сотрудничество с реальными бизнес-проектами; взаимопомощь в решении разных задач практики; согласование различных вопросов в процессе труда, принятие сов-

местных решений; анализ ситуационных задач; участие в конкурсах предпринимательской направленности и пр.), а также мероприятия по воспитанию и развитию индивидуальных качеств личности, обеспечивающих успешность бизнес-деятельности (диагностика мотивации достижения успеха и избегания неудач; тренинги по развитию коммуникативных, рефлексивных, организационных и других качеств личности; тренинги и мастер-классы по технологиям проектного управления, командо-образования, формирования стратегического мышления, управления самоэффективностью; мозговой штурм по поиску креативных идей; реализация проектов; отработка ролевых моделей в бизнесе и пр.).

Заключение

Теоретические знания, практические умения и социально-психологическая я-концеп-ция предпринимателя связаны между собой и образуют целостность, которая объединяет отдельные части в единство, обладающее эмер-джентностью. То есть она (целостность) делается качественно другой, чем арифметическая сумма ее частей; она становится готовностью субъекта осуществлять предпринимательскую деятельность, формируя в нем уверенность, толерантность к риску, нацеленность на успех и пр. Эмерджентность должна воспроизводиться постоянно, так как условия экономического и социального развития общества меняются с большой скоростью. И, чтобы оставаться на плаву и развивать свой бизнес, предприниматель должен всегда пребывать в состоянии когнитивно-прагматического тонуса и актуальной времени социально-психологической я-кон-цепции.

Вне зависимости от того, какое бизнес-направление выберет обучаемый студент, мотивация к предпринимательской деятельности будет на высоком уровне, если он станет осознавать свою готовность по описанным выше параметрам: когнитивно-прагматическому и социально-психологическому.

Соглашаясь с Питером Друкером (Piter Drucker), мы утверждаем, что предпринимательство — это дисциплина и, как любой дисциплине, ему можно научиться [9]. Ключевой задачей образовательной организации в такой ситуации становится формирование и развитие у мотивированных студентов предпринимательских компетенций при одновременном создании условий, предложенных в модели формирования положительной мотивации к предпринимательскому делу.

Список источников

1. Iskakova A. B., Akhmetova G. K., Kairbayeva A. A., Dossanov T. S., Zeitova S. S., Nurumzhanova K. A. Cognitive-economic subjectivity of individual's development in the formation of positive motivation for entrepreneurship: evaluation of the effectiveness [Оценка эффективности развития когнитивно-экономической субъектности личности при формировании положительной мотивации к предпринимательскому делу] // Science for Education Today. 2022. Т. 12, № 5. С. 162-184. URL: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.09.

2. Халиуллина Р. Ф. Бизнес-инкубаторы как средство формирования предпринимательской культуры будущих специалистов среднего звена // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 3 (31). С. 147-154.

3. Лялин В. Е., Ляшенко В. И., Павлов К. В., Хахулин В. В. Развитие малого предпринимательства: отечественный и зарубежный опыт : монография. Москва : Экономистъ, 2006. 254 с.

4. Григорьева В. В., Аверин А. В., Камаев Р. А. Повышение качества государственных услуг в сфере поддержки и развития малого и среднего предпринимательства : монография / Московский финансово-юридический университет. Москва : МФЮА, 2019. 170 с. URL: http://escool. ru/images/upload/articles25/373.pdf.

5. Aльбеков Н. Н. Эмерджентность как объект современной науки // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21089.

6. Позняков В. П., Вавакина Т. С. Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Психология в экономике и управлении. 2009. № 1. С. 51-64.

7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: пер. с англ. 2-е изд. Санкт-Петербург ; Москва : Питер : Смысл, 2003. 860 с.

8. Журавлев А. Л., Позняков В. П. Социальная психология российских предпринимателей: концепция психологических отношений : монография. Москва : Институт психологии РАН, 2012. 480 с.

9. Drucker P.-F. Innovation and entrepreneurship. Practice and principles. New York : Harper & Row. (Original work published 1985). 288 p. URL: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_ Digital_1/ENTREPRENEURSHIP%20Innovation%20and%20entrepreneurship.PDF.

References

1. Iskakova AB, Akhmetova GK eds. Cognitive-economic subjectivity of individual's development in the formation of positive motivation for entrepreneurship: evaluation of the effectiveness. Science for Education Today. 2022;12(5):162-184. URL: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2205.09. (In Engl.).

2. Khaliullina RF. Business incubators as a means of developing the entrepreneurial culture of future mid-level specialists. Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija = Innovative development of professional education. 2021;(3(31):147-154. (In Russ.).

3. Lyalin VE, Lyashenko VI, Pavlov KV, Khakhulin VV. Razvitie malogo predprinimatel'stva: otechestvennyy i zarubezhnyy opyt = Development of small business: domestic and foreign experience. Moscow: Economist; 2006. 254 p. (In Russ.).

4. Grigorieva VV, Averin AV, Kamaev RA. Povyshenie kachestva gosudarstvennykh uslug v sfere podderzhki i razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva = Improving the quality of public services in the field of support and development of small and medium-sized businesses. Moscow Financial and Legal University, MFYuA, 2019. 170 p. URL: http://escool.ru/images/upload/articles25/373.pdf. (In Russ.).

5. Albekov NN. Emergence as an object of modern science. Sovremennye problemy nauki i ob-razovaniya = Modern problems of science and education. 2015;(2-1). URL: https://science-education. ru/ru/article/view?id=21089. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Poznyakov VP, Vavakina TS. Value orientations as a factor in the attitude of Russian entrepreneurs to business partnerships. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in Economics and Management. 2009;(1):51-64. (In Russ.).

7. Heckhausen H. Motivatsiya i deyatel'nost' = Motivation and activity. Saint Petersburg; Moscow: Peter, Smysl; 2003. 860 p. (In Russ.).

8. Zhuravlev AL, Poznyakov VP. Sotsial'naya psikhologiya rossiyskikh predprinimateley: kont-septsiya psikhologicheskikh otnosheniy = Social psychology of Russian entrepreneurs: the concept of psychological relations. Moscow: Institute of Psychology RAS; 2012. 480 p. (In Russ.).

9. Drucker P-F. Innovation and entrepreneurship. Practice and principles. New York: Harper & Row. (Original work published 1985); 288 p. URL: http://www.untag-smd.ac.id/files/Perpustakaan_ Digital_1/ENTREPRENEURSHIP%20Innovation%20and%20entrepreneurship.PDF (In Engl.).

Информация об авторе

О. А. Суйкова — начальник центра сравнительной педагогики и инноваций, кандидат педагогических наук.

Information about the author

O. A. Suykova — Head of the Center for Comparative Pedagogics and Innovations, Candidate of Pedagogical Sciences.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 16.01.2024 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 26.01.2024 Принята к публикации / Accepted for publication: 07.03.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.