ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51 УДК 339.727(045) JEL F21, F30, G38
(CC) (
Климатические финансы в контексте устойчивого развития
И. А. Яковлев^ Л. С. Кабир1
a b Научно-исследовательский финансовый институт, Минфин России, Москва, Россия a http:// orcid.org/0000-0002-6820-4689; b http:// orcid.org/0000-0002-0665-8992
BY 4.0
АННОТАЦИЯ
Актуальность исследования заключается в том, что до настоящего времени не сформировалось однозначного понятия «климатические финансы». Достижение однозначности толкования и согласованности мнений стейкхолдеров о данном термине очень важно потому, что, во-первых, позволяет устанавливать степень выполнения государствами такой цели устойчивого развития, как принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями, зафиксированной в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 г., во-вторых, снижает уровень неопределенности для лиц, принимающих инвестиционные решения в отношении проектов по смягчению последствий изменения климата и, в-третьих, влияет на качество и эффективность формируемой национальной экологической политики.
Цель статьи - систематизация представлений о климатических финансах исходя из концепции, подходов и понятий, формируемых Рамочной конвенцией ООН об изменении климата, служащей межправительственной основой для согласования мер глобального реагирования на изменение климата.
В статье анализируются подходы к климатическому финансированию, фиксируемые в документах Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также практика климатически обусловленных действий, представленных на специальной сессии ООН в 2019 г. и в современных научных исследованиях.Делается вывод, что внедрение концептуальных новшеств в области климатических финансов в целях достижения целей устойчивого развития требует эффективной политики и инструментов, что сложно достичь в условиях нечеткости определяемых процессов и явлений. Ключевые слова: климат; Рамочная конвенция ООН об изменении климата; Киотский протокол; Парижское соглашение; климатические финансы; экология
Для цитирования: Яковлев И.А., Кабир Л. С. Климатические финансы в контексте устойчивого развития. Экономика. Налоги. Право. 2019;12(5):44-51. DOI: 10.26794/1999-849X^019-12-5-44-51
ORIGINAL PAPER
Climate Finance in the Context of Sustainable Development
I.A. Yakovleva, L. S. Kabirb
a b Scientific-research Financial Institute, Ministry of Finance RF, Moscow, Russia a http:// orcid.org/0000-0002-6820-4689; b http:// orcid.org/0000-0002-0665-8992
ABSTRACT
The importance of the research lies in the fact that the concept "climate finance" has not been clearly defined. To reach unambiguity in understanding and interpretation of the term for all the stakeholders is very important. That is because of several reasons. Firstly, it will help determine the level of fulfillment by states the crucial purpose of sustainable development to urgently deal with climate change and its consequences which were decided by the General Assembly of UN in 2015 up to the year of 2030. Secondly, it helps people making investment decisions about the projects dealing with climate change consequences mitigation to feel more confidently. Thirdly, it influences the quality and efficiency of newly forming national ecological policy. The purpose of the article is to systemize the notion of climate finance basing on the principles of UN Framework Convention on Climate Change that is used as the intergovernmental basis for coordinating global reacting to climate change.
The article analyses different approaches to climate financing, fixed in UN Framework Convention on Climate Change documents, as well as the practice of climatically conditioned actions, discussed at a special session of UN on climate change and in current scientific research. It is concluded that adaptation of conceptual novelties in the sphere of climate finance in order to achieve sustainable development requires effective policy and instruments, which is difficult to achieve in the conditions of not clearly defined processes and phenonena.
Keywords: climate; UNFCCC: United Nations Framework Convention on Climate Change; Kyoto Protocol; Paris Agreement; climate finance; ecology
For citation: Yakovlev I.A., Kabir L. S. Climate finance in the context of sustainable development. Ekonomika. Nalogi. Pravo = Economics,taxes & law. 2019;12(5):44-51. (In Russ.). DOI: 10.26794/1999-849X-2019-12-5-44-51
ВВЕДЕНИЕ
С тех пор как устойчивое развитие согласно сформулированной ООН концепции управления социально-экономическим развитием человечества для сохранения биосферы и выживания человека было объявлено главной задачей века и принято правительствами стран в качестве основы формирования и реализации национальных планов развития, проделана большая работа, потребовавшая не только формирования организационных структур для достижения целей устойчивого развития, планируемых к реализации мировым сообществом к 2030 г. (до 2015 г.— цели развития тысячелетия), но и определения источников финансирования программ [1]. Эти процессы привели к трансформации структуры и принципов функционирования финансовых рынков [2], поскольку стали изменяться традиционные финансовые инструменты, применяемые для финансирования проектов, направленных на достижение целей устойчивого развития, обеспечивающихся долгосрочными инвестициями [3]. Данные процессы также привели к изменению поведения институциональных инвесторов [4], признаваемых в настоящее время главными поставщиками частных финансовых ресурсов для финансирования устойчивого развития.
В итоге, мировое сообщество столкнулось с проблемой адаптации к новым объективно формирующимся правилам организации отношений по финансированию инвестиционных проектов, качественно изменяющих традиционные денежно-кредитные отношения на микро- и макроуровне [5], поскольку новые сферы, в которых реализуются «устойчивые» инвестиционные проекты, требуют новой институциональной настройки и понимания логики новой системы финансовых отношений.
Таким образом, в настоящее время формируется новый сегмент финансового рынка — устойчивые финансы, которые сами по себе не являются однород-
ной средой, а включают подмножества углеродных, климатических, «зеленых», экологических финансов, постепенно приобретающих все более четкие очертания и правила регулирования [6].
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ: ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
В настоящее время под климатическим финансированием понимается финансирование инвестиционных проектов, направленных на предотвращение или ослабление изменения климата, а также адаптацию к последствиям изменения климата.
Начало климатическому финансированию положено в 1992 г., когда в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, получившая название «Саммит Земли» и была принята Рамочная конвенция об изменении климата1 (далее — Рамочная конвенция). Тогда же международное сообщество впервые внесло в повестку дня вопрос об изменении климата, выразив озабоченность тем, что в результате человеческой деятельности увеличилась концентрация парниковых газов в атмосфере, оказывая неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество.
Был признан глобальный характер изменения климата, требующий максимально широкого сотрудничества всех государств и их участия в деятельности по эффективному и надлежащему международному реагированию сообразно общей, но дифференцированной ответственности и реальным возможностям и были сформулированы общие рамки этого сотрудничества, суть которого заключалась в том, что развитые страны должны принять на себя особые обязательства финансового характера по помощи
1 Рамочная конвенция ООН об изменении климата. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ climate framework conv.shtml.
развивающимся странам и государствам с переходной экономикой в реализации мер, направленных на борьбу с изменением климата и адаптацию к последствиям его изменения.
В процессе формирования климатических финансов можно условно выделить три ключевые даты, определяющие их специфику. Во-первых, это 1992 г., когда была принята Рамочная конвенция, вступившая в силу в 1994 г. Этим документом были определены цель и общие рамки межгосударственного сотрудничества (ст. 2), закреплены принципы деятельности (ст. 3) и обязательства государств (ст. 4-6), учреждена Конференция сторон (ст. 7) для контроля за исполнением положений Рамочной конвенции.
Участники формируемого механизма финансирования были разделены на две группы. Первая группа включала 35 государств, относящихся к развитым странам, государствам с переходной экономикой и ЕС (приложении I), которые приняли обязательства проводить надлежащую национальную политику по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ее изменениям, регулярно направлять информацию о соблюдении Рамочной конвенции Конференции сторон, принимать во внимание научные данные о влиянии выбросов парниковых газов на изменение климата, методология расчета которых согласовывается Конференцией сторон.
Вторая группа стран, в которую вошли ЕС и 25 из 35 государств, перечисленных в приложении I (относящиеся к промышленно развитым странам), приняла на себя дополнительные обязательства по предоставлению финансовых ресурсов развивающимся странам для покрытия ими всех согласованных издержек, возникающих в ходе выполнения Рамочной конвенции. Кроме того, развитые государства обязывались оказывать помощь развивающимся странам, особенно уязвимым для отрицательных последствий изменения климата, в покрытии расходов на адаптацию к этим последствиям (п. 4 ст. 4), а также предпринимать практические шаги для поощрения, облегчения и финансирования в соответствующих случаях передачи экологически безопасных технологий, ноу-хау или доступа к ним развивающимся странам для выполнения ими положений Рамочной конвенции (п. 5 ст. 4).
Во-вторых, рамочный характер международных договоренностей не позволял этим государствам быть достаточно эффективными в проводимой ими политике. Поэтому возникла необходимость установления более строгих и четких требований, а также обязательств по сокращению выбросов парниковых газов,
что и было достигнуто в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции2.
Киотский протокол определил шесть видов парниковых газов, сокращение выбросов которых регулируется, и закрепил соответствующие секторы экономики, осуществляющие их эмиссию (приложение А). В приложении В к Киотскому протоколу фиксировались количественные обязательства по ограничению и сокращению выбросов стран (определяются добровольно), поименованных в приложении I к Рамочной конвенции, а ст. 3 обязывала эти страны обеспечивать, чтобы их совокупные антропогенные выбросы не превышали установленные для них объемы.
Киотским протоколом вводились в действие так называемые механизмы гибкости. Во-первых, разрешалась торговля выбросами между странами для целей выполнения взятых ими обязательств (ст. 3, 17); во-вторых, страны, включенные в приложение I Рамочной конвенции, могли на определенных условиях объединять усилия в совместном выполнении обязательств (ст. 4). Было также разрешено приобретать или передавать единицы сокращения выбросов в результате совместно реализуемых на территории одной из стран проектов по сокращению выбросов парниковых газов в любом секторе экономики (ст. 6). В-третьих, вводился в действие механизм чистого развития (ст. 12), который должен был стимулировать развитые страны к финансированию проектов по сокращению выбросов парниковых газов в развивающихся странах.
Таким образом, Киотским протоколом был введен в действие рыночный механизм регулирования торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Третьим ключевым аспектом в формировании климатических финансов следует признать Парижское соглашение3, которым будут регулироваться в рамках Рамочной конвенции выбросы парниковых газов в атмосферу с 2020 г.
Парижским соглашением страны приняли на себя обязательство разработать национальные планы по вкладу в глобальное реагирование на изменение климата (ст. 3). Устанавливалась очередность принятия национальных планов при переходе от одного
2 Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата. Принят 11 декабря 1997 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/kyoto.shtml.
3 Парижское соглашение. Принято 12 декабря 2015 г. URL: https://unfccc.int/files/meetings/paris_nov_2015/application/ pdf/paris_agreement_russian_.pdf.
периода времени к другому. Развитым странам было предложено продолжать выполнять ведущую роль в рамках Рыночной конвенции как путем установления целевых показателей абсолютного сокращения выбросов в масштабах всей экономики, так и посредством предоставления более значительной поддержки развивающимся странам. При этом под поддержкой подразумевается предоставление финансовых ресурсов развивающимся странам как на цели предотвращения изменения климата, так и на адаптацию к его изменениям (ст. 9); передачу технологий (ст. 10) и поддержку в области укрепления потенциала (ст. 11). К развивающимся странам обращался призыв перейти к целевым показателям ограничения или сокращения выбросов в масштабах всей экономики в свете национальных условий, а также предоставлять другим развивающимся странам поддержку на добровольной основе (ст. 9).
Ключевые документы, задающие формат механизма климатического финансирования, не включают количественные и качественные параметры финансирования. Так, не устанавливается общая сумма средств, выделяемая развитыми странами4; не определяются соотношение государственных и частных средств; формы предоставления финансовых ресурсов (гранты или кредиты) и каналы их доведения до получателей (национальные или многосторонние финансовые институты), отсутствует деление средств по целевым направлениям (предотвращение или адаптация). Решение этих вопросов до настоящего времени остается на усмотрение развитых стран. В то же время согласно достигнутым договоренностям они обязаны выделять большие деньги, но какие, каким образом и каким странам — остается на усмотрение страны-донора.
Таким образом, процесс формирования климатических финансов имеет длительную и непростую историю, и если на первоначальных этапах развития климатическое финансирование являло собой финансирование правительствами развитых стран климатических проектов, реализуемых в развивающихся и собственных странах, то в настоящее время бремя климатического финансирования возлагается как на развитые, так и на развивающиеся страны, а мобилизация частного капитала на борьбу с изменением климата является наиактуальнейшей задачей, поскольку признается, что без крупных сумм долгосрочного капитала, аккумулируемого институциональными
4 Примечательно, что цель достичь 100 млрд долл. США в год климатического финансирования к 2020 г. закрепляется не Киотским протоколом или Парижским соглашением, а решением к Рамочной конвенции, принятым в 2009 г.
инвесторами, невозможно модернизировать существующие инфраструктуру и экономику настолько быстро, насколько это необходимо для смягчения рисков изменения климата.
ОПЫТ СТРАН В ЧАСТИ ПРИМЕНЯЕМЫХ ПОДХОДОВ К АККУМУЛЯЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ РЕСУРСОВ НА ЦЕЛИ КЛИМАТИЧЕСКОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
По мере развития процесса климатического финансирования все более четко стала проявляться потребность в обмене полученным опытом. Это признается важным как с точки зрения мониторинга проделанной странами работы в части выполнения взятых на себя обязательств в рамках Рамочной конвенции, так и в целях распространения лучшей практики, мотивации и побуждению государств к более активным действиям.
В рамках Конференции ООН по изменению климата осуществляется обмен опытом в части проведения эффективной климатической политики. В текущем году этому процессу было придано большое внимание. Так, на состоявшейся в июне 2019 г. в Бонне Конференции ООН по изменению климата функционировали две дискуссионные площадки, на которых происходила демонстрация достижений в климатической политике развитых и развивающихся стран.
Из 28 стран, поделившихся своими достижениями в области мер по борьбе с изменением климата, 15 заявили о наличии национальных стратегий, программ, планов действий и законов, определяющих институциональные рамки климатического развития и организующих процесс перехода к энергоэффективной и низкоуглеродной экономике (см. таблицу).
Реформа энергетического сектора стала приоритетом для четырех стран. В то же время о повышении роли в энергобалансе возобновляемых источников энергии (далее — ВИЭ) и принятии соответствующих мер заявили десять государств. По восемь государств указали на значимость принимаемых программных мер и решений по обеспечению энергоэффективности экономики и отдельных ее секторов и проинформировали о действиях по реформированию транспортного сектора, системы общественного транспорта с целью повышения доли транспорта с низким уровнем выбросов, стимулирования чистой мобильности и в перспективе осуществлению перехода к электрическому транспорту. По пять государств заявили о значительном внимании, которое уделяется в национальной
политике проблемам управления отходами и ведению климатического сельского хозяйства, вопросам землепользования и лесного хозяйства.
Применение широкого спектра компенсационных мер и финансовой поддержки отдельных секторов демонстрирует опыт четырех стран. По три государства заявили о введении углеродных и иных налогов, а также создании специализированных финансовых институтов с целью аккумуляции климатических финансов. Примечательно, что Великобритания заявила о своих планах к 2021 г. нарастить низкоуглеродные инвестиции до 2,5 млрд фунтов стерлингов. Два государства заявили о приоритете развития национальных углеродных рынков. Но если Республика Корея отчитывалась о построении общенациональной системы торговли выбросами (первая в Восточной Азии), то Республика Северная Македония находится еще на стадии реализации национальных планов. Еще в двух государствах (Ирландии и ЮАР) составляются углеродные бюджеты, причем в ЮАР — на уровне компаний.
О планах по достижению в долгосрочной перспективе цели углеродной нейтральности объявили Норвегия (к 2030 г.), Финляндия (к 2035 г.), Исландия (к 2040 г.) и Словения (к 2050 г.). Япония и Лихтенштейн заявили об отделении выбросов парниковых газов от экономического роста уже на текущем этапе развития и проинформировали о стратегических действиях и целях до 2050 г.
Представляя информацию о деятельности по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов до 2020 г., страны демонстрировали целевые показатели, стратегии развития и конкретные предпринимаемые климатические меры, включающие торговлю выбросами и налоги на углерод и углеводородное топливо, поощрение использования ВИЭ, стимулы и поддержку инфраструктуры для электромобилей, в том числе первые паромы (Норвегия) и запрет на национальном уровне бензиновых автомобилей (Исландия к 2030 г. и Великобритания к 2040 г.). Страны привлекают значительное финансирование, создавая специализированные климатические и «зеленые» банки, фонды, финансовые корпорации и посылают ценовой сигнал предприятиям и населению через тарифы, субсидии, налоги и государственные программы.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КЛИМАТИЧЕСКИХ ФИНАНСОВ
Несмотря на достигнутые странами успехи, текущие объемы финансирования последствий изменения
климата и адаптации к ним остаются гораздо ниже планируемых показателей, что приводит к формированию разрыва в финансировании в 2,5 трлн долл. США к 2050 г. [7]. Это обстоятельство обусловлено рядом причин.
Во-первых, отсутствие четкой понятийной базы того, что подразумевать под проектом, реализуемым в целях борьбы с изменением климата и адаптации к его последствиям [8]. Как показал проведенный выше анализ основных документов, ключевым фактором в них является способность осуществляемого мероприятия приводить к сокращению выбросов парниковых газов в любом секторе экономики или к увеличению абсорбции парниковых газов, что дает возможность широкого толкования. В результате участились попытки придания климатического статуса не имеющим отношения к «зеленой» экономике проектам.
Во-вторых, наличие многоуровневости климатического финансирования на национальном уровне [9]. На это также указывает и проведенный выше анализ мер, принимаемых странами для развития и поддержания климатического финансирования. Государства направляют на финансирование средства через госпрограммы, устанавливаются углеродные налоги и тарифы, создаются финансовые институты, предназначенные для финансирования климатических проектов. В процесс климатического финансирования вовлекаются частные финансовые институты, отдающие предпочтение кредитам и ценным бумагам [10].
В-третьих, происходящие изменения в оценке статуса и роли развивающихся стран, уязвимости государств и масштабности мер. Сегодня происходит значительное возрастание значения развивающихся стран как в общемировом объеме выбросов парниковых газов, так и в решении проблем борьбы с изменением климата [11]. Одновременно пришло понимание того, что разные страны по-разному уязвимы [12], а также то, что для решения проблем изменения климата более эффективным является принятие точечных мер, нежели осуществление деятельности по всему спектру проблем [13]. Это исключительно важно потому, что они определяют субъектов климатического финансирования и выгоды, извлекаемые от климатически обусловленных инвестиций.
В-четвертых, растет понимание того, что климатически устойчивую экономику невозможно построить только за счет государства или рыночного финансирования. Необходимо их совместное действие [14].
В-пятых, фрагментация источников климатического финансирования на глобальном уровне. Со-
Таблица / Table
Меры, принимаемые странами с целью обеспечения перетока ресурсов в климатические проекты и углеродно-нейтральные сектора экономики / Actions taken by countries for the purpose of providing a resource flow to climatic projects and carbon-neutral sectors of economy
№ / No. Меры / Actions Страны / Countries
1 Стратегии и планы действия по климату, законы по энергоэффективности / Strategies and plans of action concerning climate, energy efficiency laws Австралия, Великобритания, Вьетнам, Ирландия, Испания, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Норвегия, Польша, Россия, Словения, Хорватия, Швеция, Япония
2 Реформа энергетического сектора / Energy sector reform Армения, Нигерия, Уругвай, Хорватия
3 Целевой показатель по возобновляемым источникам энергии / Target indicator for RES Австралия, Великобритания, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Мальта, Нигерия, Польша, Румыния
4 Энергоэффективность экономики и отдельных секторов / Energy efficiency of economy and other certain sectors Бразилия, Италия, Македония, Монако, Нигерия, Польша, Румыния, Финляндия, Хорватия
5 Экологически чистый транспорт / Ecologically clean transport Великобритания, Ирландия, Испания, Мальта, Норвегия, Республика Корея, Россия, Румыния
6 Управление отходами / Waste management Великобритания, Монако, Польша, Румыния, Уругвай
7 Климатическое сельское хозяйство, землепользование, лесное хозяйство / Climatic agriculture, land use, forestry Вьетнам, Исландия, Нигерия, Польша, Уругвай
8 Углеродные компенсации, тарифы, вычеты, финансовая поддержка промышленности / Carbon compensations, tariffs, exemptions, financial support of the industry Италия, Монако, Швеция, ЮАР
9 Налоги на углерод и др. налоги / Carbon taxes and other taxes Хорватия, Швеция, ЮАР
10 Создание специализированных фондов иные формы мобилизации ресурсов / Creation of specialized funds other forms of resource mobilization Австралия, Великобритания, Мальта
11 Национальный углеродный рынок / National carbon market Республика Корея, Македония
Источник/Source: составлено авторами по / compiled by the authors using Facilitative Sharing of Views. URL: https://unfccc.int/sites/ default/files/resource/SBI50_FSV_key%20messages%20summary_rev.pdf; Highlights from Parties at the Multilateral Assessment session at SBI 50. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/resource/SBI50_MA_key_messages_summary.pdf.
гласно данным исследования [15] в настоящее время действуют более 50 международных государственных климатических фондов, 60 углеродных рынков, 6000 фондов прямых инвестиций, а также 99 многосторонних и двусторонних климатических фондов. Подобная ситуация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Положительным является увеличение количества потенциальных возможностей финансирования, а отрицательным — усиление гонки среди развивающихся стран, конкурирующих за максимальный доступ к этим разнообразным возможностям и их использованию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование свидетельствует о критическом понимании текущего состояния климатических финансов. Изучение подходов и понятий, формируемых Рамочной конвенцией, продемон-
стрировало отсутствие строгих требований к регламентации процесса климатического финансирования. Положительным является то, что государства принимают решения в данной сфере исходя из национальных планов. Отрицательное заключается в том, что при подобном подходе решение проблемы борьбы с изменением климата отодвигается на более отдаленные периоды времени, а разрыв между потребностями финансирования и реальностью увеличивается.
Ключевыми для климатического финансирования аспектом следует признать роль государства как инициатора процесса и наличие институциональных рамок. В связи с этим формирование долгосрочных планов и стратегий должно способствовать улучшению понимания ситуации как для инвесторов климатического финансирования, так и для сторон, его принимающего.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Бобылев С. Н., Горячева А. А. Устойчивое развитие: цели и инвестиции. Социум и власть. 2017;5(67):61-64.
2. Яковлев И. А., Кабир Л. С., Никулина С. И., Раков И. Д. Финансирование «зеленого» экономического роста: концепции, проблемы, подходы. Финансовый журнал. 2017;3(37):9-21.
3. Singh Bachher, Jagdeep, Dixon, Adam D., Monk, Ashby H. B. The new frontier investors: how pension funds, sovereign funds, and endowments are changing the business of investment management and long-term investing. UK: Palgrave Macmillan; 2016.
4. Ashby Monk, Rajiv Sharma and Duncan L. Sinclair. Reframing finance: new models of long-term investment management. US: Stanford University Press; 2017.
5. Кабир Л. С. Государственная поддержка «зеленых» инвестиций и рыночное «зеленое» финансирование: зарубежный опыт. Инноватика и экспертиза: научные труды. 2019;1(26):97-108.
6. Яковлев И. А., Кабир Л. С. Механизм финансирования «зеленых» инвестиций как элемент национальной стратегии финансирования устойчивого развития. Финансовый журнал. 2018;3(43):9-20.
7. Monasterolo Irene, Roventini Andrea, Foxon Tim J.. Uncertainty of climate policies and implications for economics and finance: An evolutionary economics approach. Ecological Economics. 2019;163:177-182. DOI: 10.1016/j. ecolecon.2019.05.012
8. Salawitch Ross J., Canty Timothy P., Hope Austin P., Tribett Walter R., Bennett Brian F. Paris climate agreement: beacon of hope. Springer climate; 2016. DOI: 10.1007/978-3-319-46939-3
9. Laurence Delina. Multilateral development banking in a fragmented climate system: shifting priorities in energy finance at the asian development bank. International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. 2017;17(1):73-88. DOI: 10.1007/s10784-016-9344-7
10. WenZhang, XunPan. Study on the demand of climate finance for developing countries based on submitted INDC. Advances in Climate Change Research. 2016;7(1):99-104. DOI: 10.1016/j.accre.2016.05.002
11. Tek Jung Mahat, Ludek Blaha, Batu Uprety and Michal Bittner. Climate finance and green growth: reconsidering climate related institutions, investments, and priorities in Nepal. Environmental Science Europe. 2019;31. DOI: 10.1186/s12302-019-0222-0
12. Pickering Jonathan, Skovgaard Jakob, Soyeun Kim, J. Timmons Roberts, Rossati David, Stadelmann Martin, Hendrikje Reich. Acting on climate finance pledges: inter-agency dynamics and relationships with aid in contributor states. World Development. 2015;68:149-162. DOI: 10.1016/j.worlddev.2014.10.033
13. Weikmans Romain and Robertsb J. Timmons. The international climate finance accounting muddle: is there hope on the horizon? Climate and Development. 2019;11(2):97-111. DOI: 10.1080/17565529.2017.1410087
14. Jakob Skovgaard. Limiting costs or correcting market failures? Finance ministries and frame alignment in UN climate finance negotiations. Int Environ Agreements. 2017;17(1):89-106. DOI: 10.1007/s10784-016-9348-3.
15. Samuwai Jale and Hills Jeremy Maxwell. Assessing climate finance readiness in the asia-pacific region. Sustainability. 2018;10(4):1192. DOI: 10.3390/su10041192
REFERENCES
1. Bobylev S. N., Gorjacheva A. A. Sustainable development: goals and investments. Socium i vlast' = Society and Power. 2017;5(67):61-64. (In Russ.).
2. Jakovlev I. A., Kabir L. S., Nikulina S. I., Rakov I. D. Financing green economic growth: concepts, problems, approaches. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2017;3(37):9-21. (In Russ.).
3. Singh Bachher, Jagdeep, Dixon, Adam D., Monk, Ashby H. B. The New frontier investors: how pension funds, sovereign funds, and endowments are changing the business of investment management and long-term investing. UK: Palgrave Macmillan; 2016.
4. Ashby Monk, Rajiv Sharma and Duncan L. Sinclair. Reframing finance: new models of long-term investment management. US: Stanford University Press; 2017.
5. Kabir L. S. State support for green» investments and market "green" financing: foreign experience. Innovatika i jekspertiza: nauchnye trudy = Innovatics and Expert Examination. 2019;1(26):97-108. (In Russ.).
6. Jakovlev I. A., Kabir L. S. Green investment financing mechanism as an element of the national strategy for sustainable development financing. Finansovyj zhurnal = Financial Journal. 2018;3(43):9-20. (In Russ.).
7. Monasterolo Irene, Roventini Andrea, Foxon Tim J. Uncertainty of climate policies and implications for economics and finance: an evolutionary economics approach. Ecological Economics. 2019;(163):177-182. DOI: 10.1016/j. ecolecon.2019.05.012
8. Salawitch Ross J., Canty Timothy P., Hope Austin P., Tribett Walter R., Bennett Brian F. Paris climate agreement: beacon of hope. Springer climate; 2016. DOI: 10.1007/978-3-319-46939-3
9. Laurence Delina. Multilateral development banking in a fragmented climate system: shifting priorities in energy finance at the asian development bank. International Environmental Agreements: Politics, Law and Economics. 2017;17(1):73-88. DOI: 10.1007/s10784-016-9344-7
10. WenZhang, XunPan. Study on the demand of climate finance for developing countries based on submitted INDC. Advances in Climate Change Research. 2016;7(1):99-104. DOI: 10.1016/j.accre.2016.05.002
11. Tek Jung Mahat, Ludek Blaha, Batu Uprety and Michal Bittner. Climate finance and green growth: reconsidering climate related institutions, investments, and priorities in Nepal. Environmental Science Europe. 2019;31. DOI: 10.1186/s12302-019-0222-0
12. Pickering Jonathan, Skovgaard Jakob, Soyeun Kim, J. Timmons Roberts, Rossati David, Stadelmann Martin, Hendrikje Reich. Acting on climate finance pledges: inter-agency dynamics and relationships with aid in contributor states. World Development. 2015;68:149-162. DOI: 10.1016/j.worlddev.2014.10.033
13. Weikmans Romain and Robertsb J. Timmons. The international climate finance accounting muddle: is there hope on the horizon? Climate and Development. 2019;11(2):97-111. DOI: 10.1080/17565529.2017.1410087
14. Skovgaard Jakob. Limiting costs or correcting market failures? Finance ministries and frame alignment in UN climate finance negotiations. Int Environ Agreements. 2017;17(1):89-106. DOI: 10.1007/s10784-016-9348-3
15. Samuwai Jale and Hills Jeremy Maxwell. Assessing climate finance readiness in the asia-pacific region. Sustainability. 2018;10(4):1192. DOI: 10.3390/su10041192
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Игорь Алексеевич Яковлев — кандидат экономических наук, руководитель Центра международных финансов
Научно-исследовательского финансового института, Минфин России, Москва, Россия
Людмила Сергеевна Кабир — доктор экономических наук, профессор, профессор РАН, главный научный сотрудник Центра международных финансов Научно-исследовательского финансового института, Минфин России, Москва, Россия [email protected])
ABOUTTHE AUTHORS
Igor A. Yakovlev — Cand. Sci. (Econ.), Head of the Center for International Finance, Scientific-Research Financial
Institute, Ministry of Finance RF, Moscow, Russia
Ludmila S. Kabir — Dr. Sci. (Econ.); Prof., Prof. RAS, Senior Researcher of the Center for International Finance,
Scientific-Research Financial Institute, Ministry of Finance RF, Moscow, Russia
Статья поступила 15.07.2019; принята к публикации 15.09.2019. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 15.07.2019; accepted for publication 15.09.2019. The authors read and approved the final version of the manuscript.