Научная статья на тему 'Проблема изменения климата и мировое сообщество'

Проблема изменения климата и мировое сообщество Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4249
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА / РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА / КИОТСКИЙ ПРОТОКОЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвеева Елена Викторовна

В статье рассматривается одна из составляющих комплекса экологических проблем современного мира проблема глобального изменения климата. Особое место в ухудшении экологической ситуации в мире в последние десятилетия связано с выбросами в атмосферу парниковых газов. В этой связи в исследовании уделяется внимание экологической деятельности Организации Объединенный Наций крупнейшей международной организации, в том числе занимающейся решением экологических проблем в мировом масштабе. В статье анализируется влияние принятых на уровне ООН международных документов Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола, способствующих решению климатических проблем. Рассматриваются вопросы дальнейшего международного сотрудничества и разработки нового международного документа в рамках ООН в области климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема изменения климата и мировое сообщество»

Е. В. Матвеева

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО

В статье рассматривается одна из составляющих комплекса экологических проблем современного мира — проблема глобального изменения климата. Особое место в ухудшении экологической ситуации в мире в последние десятилетия связано с выбросами в атмосферу парниковых газов. В этой связи в исследовании уделяется внимание экологической деятельности Организации Объединенный Наций — крупнейшей международной организации, в том числе занимающейся решением экологических проблем в мировом масштабе. В статье анализируется влияние принятых на уровне ООН международных документов — Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотского протокола, способствующих решению климатических проблем. Рассматриваются вопросы дальнейшего международного сотрудничества и разработки нового международного документа в рамках ООН в области климата.

Ключевые слова: экологические проблемы, проблема изменения климата, парниковые газы, международное сотрудничество, международные соглашения по проблеме изменения климата, Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Киотский протокол.

Экология и решение экологических проблем становится сегодня одним из официально признанных приоритетов развития большинства стран мира, в том числе Российской Федерации. Это подтверждает принятие экологического законодательства как на уровне отдельных государств, так и в рамках Организации Объединенных Наций, Европейского союза, «Большой восьмерки» и ряда других международных организаций и структур. При этом лидирующие международные позиции в решение экологических вопросов закреплены за ООН.

В числе значительного перечня экологических проблем человечества особое место принадлежит проблеме глобального изменения климата. Необходимо признать, что среди ученых и экспертов на сегодняшний день нет единого мнения относительно причин данного явления. Существуют две точки зрения на изменение климата. Согласно одной из них, речь идет о естественных циклических колебаниях температуры, и за глобальным потеплением обязательно последует похолодание. Другая точка зрения связывает потепление с деятельностью человека, так называемым антропогенным фактором. Возможные последствия изменений климата, связанные с этим фактором, находят выражение в изменении средних значений температур, подъеме уровня морей, увеличении количества и размаха стихийных бедствий и многом другом. На наш

© Е. В. Матвеева, 2010

взгляд, следует согласиться с мнением российских и западных ученых, считающих, что антропогенные факторы носят в последние пятьдесят лет более существенный характер, чем естественные колебания температуры. Во многом изменение климата в последние десятилетия объясняется увеличением испарений парниковых газов, к которым относятся СО2, метан, азот, гексафторид серы и некоторые газы искусственного происхождения.

К сожалению, концентрация всех парниковых газов быстро увеличивается. Так, по данным Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), концентрация углекислого газа в атмосфере в период с 1750 по 2000 г. увеличилась на 31%. Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере была приблизительно 0,4% в год в течение двух прошлых десятилетий. В 1990-х годах концентрация СО2 увеличилась на 0,2-0,8% в год. Часть антропогенной эмиссии СО2 в течение последних двадцати лет обусловлено сжиганием ископаемого топлива. Остальная часть эмиссии связана с промышленными процессами, изменением землепользования и сокращением площади лесов.

На сегодняшний день известно, что развитые страны лидируют в мире по выбросам парниковых газов. На их долю приходится примерно 80% от общего объема парниковых газов, выброшенных в мире в 1750-2005 гг. Развитые страны лидируют и по объему токсичных выбросов на душу населения. В Китае среднедушевой показатель выбросов составляет лишь одну пятую уровня США. Общий объем выбросов Китая с 1960 по 2005 г. составляет менее одной десятой соответствующего показателя США. В этой ситуации становится понятным, почему развивающиеся страны требуют более активных действий и более высоких обязательств в сфере снижения объема выбросов, а также финансовой и технологической поддержки развивающимся странам для реализации экологических инициатив. В свою очередь, развитые страны настаивают, чтобы страны с быстро растущими экономиками (Индия и Китай) сокращали свои выбросы парниковых газов в атмосферу. Экономический прогресс в развивающихся странах привел к увеличению выбросов, и сегодня составляет примерно треть всех выбросов парниковых газов. Подсчитано, что к 2030 г. доля выбросов парниковых газов азиатских стран в общемировом объеме увеличится более чем на 40% (Страны..., www.polit.ru).

По мнению ученых, воздействие человека будет продолжать изменять атмосферу и климат Земли в XXI в. Ученые определили, что если не будет предпринято никаких мер по сокращению выбросов СО2 и других парниковых газов, то за период с 1990 по 2100 г. температура у поверхности земли повысится на 1,5-1,8 °С, а уве_ 179

ЛОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 3

личение температуры на континентах к северу от экватора будет значительно выше. Вполне вероятно, что это приведет к повышению уровня моря примерно на 40 см (хотя и с большой погрешностью), росту числа штормов и других стихийных погодных явлений, например ливням, которые приведут к затоплению значительных территорий. Сократятся «шапки» полярных льдов и ледников на вершинах гор, за исключением территории Антарктики. В арктических районах (Сибирь, Аляска и др.) начнется таяние вечной мерзлоты. Все это может привести к дополнительной эмиссии парниковых газов и усилению парникового эффекта.

В следующих столетиях климатические изменения продолжатся, а если человечество не снизит роль антропогенного фактора в этом процессе, последствия глобального потепления будут еще значительнее. Уровень моря может подняться до трех метров и привести к исчезновению Гольфстрима. Отдельные участки природы могут быть полностью уничтожены (коралловые рифы, бореаль-ные и тропические леса, степные болота и естественные луга).

В этой связи проблема глобального изменения климата требует внимания и активной позиции со стороны политических элит всех стран мира. Одним из первых результатов в данном направлении стало принятие в 90-е годы ХХ в. на уровне ООН двух основополагающих международных документов — Рамочной конвенции об изменении климата и Киотского протокола. С 2007 г. ведется конструктивная работа по согласованию позиций развитых и развивающихся стран по проблеме климатических изменений и принятию нового посткиотского соглашения, которое должно вступить в силу в 2012 г.

Группы стран, участвующие в переговорах

об изменении климата

К началу XXI в. в рамках мирового сообщества сложилось несколько групп стран, участвующих в переговорах о климате, имеющих свои интересы и позиции по данному вопросу. К таким группам относятся: страны Европейского союза, Зонтичная группа, Группа-77 и Китай, Альянс малых островных государств, Наименее развитые страны (НРС), Группа экологического единства и др. (Группы..., www.climatechange.ru).

Европейский союз. В состав союза входят 27 стран-членов Европейского сообщества, а также другие страны Европы, поддерживающие позицию ЕС. Страна, председательствующая в ЕС на момент переговоров, выступает от имени всей группы. Отдельные страны-члены могут участвовать от своего имени на двухсторонних переговорах с другими странами или группами. Европейское сооб-

щество само по себе является Стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) и Киотского протокола как региональная организация экономической интеграции, но отдельного голоса не имеет.

Зонтичная группа объединяет несколько развитых стран. Была создана по инициативе Российской Федерации в качестве противовеса ЕС после Конференции в Киото в 1997 г. В состав Зонтичной группы входят Япония, США, Швейцария, Канада, Австралия, Норвегия, Новая Зеландия, Россия и Украина.

Группа-77 и Китай — группа развивающихся стран, созданная в 1964 г. в рамках Конференции оОн по торговле и развитию. Первоначально включала в себя 77 государств. В настоящее время в эту группу входит большинство развивающихся стран (133 государства). Она состоит из трех региональных подгрупп: Азиатской, Африканской и Латиноамериканской. Китай обычно выступает вместе с Группой-77. Основной принцип, объединяющий эти страны в переговорах по проблеме изменения климата, заключается в том, что любые действия по решению этой проблемы должны предприниматься промышленно развитыми странами. В центре внимания этой группы находится собственное экономической развитие, поэтому любые действия по смягчению последствий климатических изменений со стороны развивающихся стран должны получать поддержку стран развитых в виде передачи новых технологий и финансовых ресурсов. Учитывая, что в состав Группы-77 входит большое число государств, имеющих различные позиции по ряду вопросов, внутри ее также выделяется несколько групп стран: Альянс малых островных государств, государства-члены Организации стран экспортеров нефти (ОПЕК), «Наименее развитые страны» (НРС) и др.

Альянс малых островных государств возник в самом начале переговорного процесса. Он включает в себя 42 государства, расположенных в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Многие из этих стран наиболее уязвимы перед климатическими изменениями, в особенности перед повышением уровня Мирового океана. Группа активно призывает страны к скорейшим действиям по снижению выбросов парниковых газов, прекращению вырубки лесов и оказанию финансовой и другой помощи по адаптации к неизбежным климатическим изменениям.

«Наименее развитые страны» — официальный термин, применяемый в рамках ООН. В настоящее время в категорию НРС входят 50 государств. Для включения государств в данную группу используются такие показатели,как ВВП на душу населения, уровень и качество жизни, обеспеченность основными жизненно важными ресурсами в расчете на душу населения и т. д. В климатиче-

ских переговорах страны НРС в последнее время проявляют все большую активность, в особенности в обсуждении таких вопросов, как уязвимость и адаптация к изменению климата.

Группа экологического единства была образована в сентябре 2000 г. В состав группы входят Мексика, Республика Корея и Швейцария. Это единственная группа, включающая в себя как развитые страны, так и развивающиеся. Целью группы является стремление добиваться в переговорах о климате глобальной экологической целостности.

В переговорах в рамках РКИК ООН и Киотского протокола существуют и другие группы стран, сформированные по принципам сходства позиций по ряду вопросов, например страны Центральной Азии, Кавказ, Албания и Молдова (САСАМ), страны-члены Лиги арабских государств и др. Необходимо отметить, что такое разделение государств на несколько групп несет в себе определенные трудности. Достаточно сложным и длительным является процесс согласования позиций государств по ключевым вопросам в экологической сфере. Данное деление способствует учету различных мнений государств независимо от их уровня социального, экономического и политического развития.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата

Проблема изменения климата была включена в политическую повестку дня международного сообщества в середине 80-х годов XX в. Именно тогда учеными разных стран мира были сделаны первые выводы о связи изменений климата и деятельности человека. Впоследствии стало ясно, что проблема очень сложна, и для получения более точных выводов и прогнозов необходимо объединить усилия ученых всех стран. В 1988 г. Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Программа по окружающей среде ООН учредили Международную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК). В 1990 г. Межправительственная группа экспертов по изменению климата выпустила первый доклад, в котором подтвердила угрозу изменения климата и призвала к подготовке специального глобального соглашения по решению этой проблемы.

Доклад МГЭИК был поддержан в Министерской декларации на второй Всемирной климатической конференции, состоявшейся в Женеве в октябре-ноябре 1990 г. Генеральная Ассамблея ООН ответила на эти запросы в декабре 1990 г., приняв резолюцию 45/212, на основании которой был образован специальный Межправительственный переговорный комитет (МПК) по данной проблеме. МПК был собран первый раз уже в феврале 1991 г., и через 15 месяцев переговоров, 9 мая 1992 г. на пятой сессии МПК, правительствами

была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Конвенция была открыта к подписанию 4 июня 1992 г. на состоявшейся в Рио-де-Жанейро Конференции ООН по окружающей среде и развитию и 21 марта 1994 г. вступила в силу.

В настоящее время Сторонами Конвенции являются более 190 стран, включая Россию, все промышленно развитые страны, все страны с переходной экономикой, а также большинство развивающихся стран (см.: Бердин и др., 2004, с. 26).

Отметим, что РКИК не устанавливает каких-либо ограничений или запретов для конкретных видов экономической деятельности или производства. РКИК определяет, что «стороны должны защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями». В данном случае сохраняется базовый принцип ООН — разделение стран на развитые и развивающиеся. «Сторонам, являющимся развитыми странами, следует играть ведущую роль в борьбе с изменениями климата и его отрицательными последствиями» (см.: Кокорин и др., 2004, с. 21).

РКИК ООН была разработана как ключевой инструмент международного сотрудничества по смягчению негативных последствий изменения климата и снижения антропогенной нагрузки на атмосферу Земли. Однако в Конвенции были определены лишь общие направления международного сотрудничества по борьбе с глобальным изменением климата. Таким образом, практически сразу после принятия документа становится очевидной задача воплощения идей и принципов РКИК на практике.

Понимая необходимость введения более жестких мер для решения проблемы изменения климата, в 1997 г. в дополнение к РКИК ООН международным сообществом был принят новый документ, получивший название «Киотский протокол». Главной задачей вновь принятого документа стали конкретные количественные обязательства, накладываемые на развитые и развивающиеся государства по сокращению или ограничению национальных объемов антропогенных выбросов парниковых газов в первый период его действия (2008-2012 гг.) по сравнению с уровнем базового 1990 г.

Киотский протокол

В декабре 1997 г. на встрече в Киото (Япония), посвященной глобальному изменению климата, делегатами из более чем ста шестидесяти стран был принят Киотский протокол. Основные положения Киотского протокола включали в себя следующие направления по его дальнейшей реализации: определение допустимого объ-

ема выбросов парниковых газов в 2008-2012 гг. для всех участвующих в этом соглашении промышленно развитых стран-участниц; разработка механизмов корректировки квот для отдельных стран (международная торговля квотами, реализация совместных проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и др.); разработка механизмов контроля над уровнями выбросов (необходимость создавать национальные системы оценки антропогенных выбросов, мониторинга за выбросами и стоками).

Договор обязал развитые страны сократить выбросы парниковых газов. В табл. 1 представлены количественные ограничения по выбросам парниковых газов в разных странах, что было закреплено в Приложении «В» Киотского протокола.

Таблица 1. Количественные ограничения по выбросам парниковых газов в период 2008-2012 гг. (Киотский протокол, ru.wikipedia.org)

Изменения выбросов по сравнению с базовым годом, %

Австралия 108 Новая Зеландия 100

Австрия 92 Норвегия 101

Бельгия 92 Польша 94

Болгария 92 Португалия 92

Венгрия 94 Россия 100

Германия 92 Румыния 92

Греция 92 Словакия 92

Дания 92 Словения 92

Европейское сообщество 92 Великобритания 92

Ирландия 92 США 93

Исландия 110 Украина 100

Испания 92 Финляндия 92

Италия 92 Франция 92

Канада 94 Хорватия 92

Латвия 92 Чешская Республика 92

Литва 92 Швейцария 92

Лихтенштейн 92 Швеция 92

Люксембург 92 Эстония 92

Монако 92 Япония 94

Нидерланды 92

В целом Киотский протокол обязывает тридцать восемь индустриально развитых стран сократить к 2008-2012 гг. выбросы СО2 на 5% от уровня 1990 г.: Европейский союз должен сократить выбросы СО2 и других тепличных газов на 8%, США — на 7%, Япония — на 6%.

Протокол предусматривает систему квот на выбросы тепличных газов. Суть данной системы заключается в том, что каждая из стран (пока это относится только к тридцати восьми странам, которые

взяли на себя обязательства сократить выбросы) получает разрешение на выброс определенного количества тепличных газов. При этом предполагается, что какие-то страны или компании превысят квоту выбросов. В таких случаях они смогут купить право на дополнительные выбросы у тех стран или компаний, выбросы которых меньше выделенной квоты. Таким образом, предполагается, что главная цель — сокращение выбросов тепличных газов до 2012 г. на 5% — будет выполнена.

Большинство стран мира, подписавших и ратифицировавших Киотский протокол, уже отрабатывают его механизмы. Открыты биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов в Австралии, Великобритании, Дании, осуществляются международные программы по совместному осуществлению проектов снижения выбросов парниковых газов. За прошедшие годы в сделках реализовано 55 миллионов тонн эмиссий газов. В 2005 г. систему торговли квотами вводит в действие Евросоюз. После выхода из Киотского протокола США Россия, обеспечивающая 17% валового выброса парниковых газов, стала одним из крупнейших «поставщиков» разрешений на выбросы. Обладая огромными резервами повышения энергоэффективности, Россия может обеспечить приток больших объемов довольно дешевых единиц снижения выбросов. В табл. 2 представлена удельная стоимость снижения выбросов С02 в разных странах.

Таблица 2. Удельная стоимость снижения выбросов 1 тонны CO2 в различных странах (Возможности..., www.we.ur.ru)

Страна Показатели снижения ввыбросов

Япония 100-300 евро

Западная Европа 64-200 евро

США, Канада 20-15 евро

Россия 1-20 евро

Переговоры по вопросу сокращения выбросов парниковых газов идут очень сложно. Прежде всего, конфликт существует на уровне официальных лиц и бизнеса, с одной стороны, и неправительственного сектора — с другой. Неправительственные экологические организации считают, что достигнутое соглашение не решает проблемы, так как 5%-ного сокращения выбросов тепличных газов недостаточно для того, чтобы остановить потепление, и призывают сократить выбросы как минимум на 60%. Кроме того, конфликт существует на уровне государств. Такие развивающиеся страны, как Индия и Китай, вносящие значительный вклад в загрязнение атмосферы парниковыми газами, присутствовали на встрече в Киото, но

не подписали соглашение. Развивающиеся страны вообще с настороженностью воспринимают экологические инициативы индустриальных государств. Аргументы просты: а) основное загрязнение парниковыми газами осуществляют развитые страны; б) ужесточение контроля отражает интересы индустриальных стран, так как сокращение выбросов парниковых газов будет сдерживать экономическое развитие развивающихся стран. В любом случае проблема глобального потепления климата — яркий пример того, какие механизмы подчас включены в решение экологической проблемы. Такие компоненты, как научная неопределенность, экономика и политика, нередко играют в этом процессе ключевую роль.

Киотский протокол является одним из немногих международных соглашений в области охраны окружающей среды, где РФ может претендовать на роль мирового лидера в выполнении основных обязательств. Согласно оценкам, РФ обладает большим резервом национальной квоты на выбросы парниковых газов (около 3-4 млрд тонн за период 2008-2012 гг.), поскольку уровень выбросов в России сейчас ниже, чем в 1990 г. Однако резкое возрастание роли доходов от экспорта «сырых» природных ресурсов (нефти и газа) и недооценка значения успешности реализации экономических механизмов Киотского протокола затормозили деятельность Правительства России по созданию нормативной базы по подготовке и реализации проектов совместного осуществления и выхода российских компаний на международный углеродный рынок (см.: Чуркин, 2009, с. 14). Важно отметить, что отношение к Киотскому протоколу неоднозначно как в мире, так и в нашей стране. Эффективность предполагаемых мер по снижению концентрации парниковых газов в атмосфере, значительность влияния их выбросов на потепление климата признаются не всеми. Это проблема нашла отражение и в ратификации Протокола.

Поскольку разные страны оказались в различной степени заинтересованы в реализации Киотского протокола, его ратификация натолкнулась на серьезные препятствия. Когда в марте 2001 г. США объявили о своем решении не участвовать в Киотском протоколе, его ратификация оказалась под угрозой. Позиция США, в частности, была озвучена на конференции ООН по изменению климата в Буэнос-Айресе в 2004 г., где глава американской делегации Харлан Уотсон заявил: «Киотский протокол является не научным документом, а политическим, поэтому мы не собираемся в нем участвовать» (Проблема., www.climatechange.ru).

До мая 2002 г. страны, которые ратифицировали Протокол (Норвегия, Чехия, Румыния и др.), являлись источниками всего лишь 2,7% от общего объема выбросов. Для вступления договора в

силу было необходимо, чтобы на долу ратифицированных Киотский договор государств приходилось в 1990 г. не менее 55% общих выбросов парниковых газов. Однако перелом происходит в 2002 г. — договор проходит ратификацию в ЕС и Японии. Поскольку на ЕС приходится 24,2% выбросов, а на Японию — 8,5%, то ключевое значение для вступления Протокола в силу приобрела позиция России (Россия занимает третье место в мире после США и Китая по объему выбросов парниковых газов). Ратификации Киотского протокола Государственной Думой РФ произошла в ноябре 2004 г. (Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. № 128 «О ратификации Ки-отского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенный Наций об изменении климата») и 16 февраля 2005 г. Киотский протокол вступил в силу.

Однако и после ратификации Киотского протокола борьба вокруг него не прекратилась. С одной стороны, началась работа над разработкой механизмов контроля за соблюдением договорных объемов выбросов и подготовкой к новому посткиотскому соглашению. С другой стороны, в противовес Киотскому протоколу в июле 2005 г. по инициативе США было образовано Азиатско-Тихоокеанское партнерство по экологическому развитию и климату. В него вошли развитые страны, не подписавшие договор (США и Австралия), и крупные развивающиеся страны, на которые пока не распространяются ограничения Киотского протокола (Южная Корея, Китай и Индия). Однако, в отличие от дальнейшего развития взаимодействия государств в рамках ООН по решению климатических проблем, деятельность Азиатско-тихоокеанского партнерства по экологическому развитию и климату постепенно превращалось во второстепенное направление сотрудничества входящих в него стран. Об этом свидетельствует, в частности, подписание в марте 2008 г. Австралией Киотского протокола. По условиям Киотского протокола Австралия может превысить уровень 1990 г. на 8% к 2012 г. Смена политического курса Австралией в области решения климатических проблем, на наш взгляд, вполне объяснима. В последнее время экология становится одной из приоритетных тем в политике Австралии, где уже ощущается усиление засух и дефицит воды.

Неоднозначно оцениваются перспективы участия России в Киотском протоколе. Часть экспертов ожидает весомых выгод от продажи квот и реализации проектов совместного осуществления. Они утверждают, что Россия не скоро исчерпает запас квот для развития собственных энергетических мощностей и промышленных производств. Отмечается значительный потенциал энергосбережения, который даст дополнительный эффект. Другая часть экспертов прогнозирует в будущем замедление экономического

роста из-за необходимости сокращать энергоёмкие технологии производства, модернизировать промышленность. Все эти доводы ещё более усиливаются в период экономического кризиса. Сокращение производства приводит в масштабах страны к сокращению выбросов. Но в то же время экология становится одной из статей сокращения расходов предприятий.

Несмотря на негативные оценки участия в Киотском протоколе, в последние несколько лет в России происходит переоценка значимости экологических проблем на государственном уровне. Так, проблемам изменения климата, прежде всего в лице политической элиты, уделяется всё возрастающее внимание. В 2008-2009 гг. в РФ были приняты ряд законопроектов в области экологии, в числе которых «Концепция национальной безопасности РФ до 2020 г.», «Климатическая доктрина РФ». По оценке Президента РФ Медведева, «общая задача — задача власти, задача гражданского общества и задача бизнеса, — продолжить работу по оздоровлению нашей окружающей среды. создавать новые производства, совершенствовать системы очистки, снижать выбросы. То есть вся эта работа должна продолжаться нон-стоп, независимо ни от каких внешних или внутренних причин» (см.: Здоровец, 2009, с. 7).

Согласно заявлению Президента РФ Д. А. Медведева во время проведения Конференции ООН по климату в Копенгагене, Россия будет стремиться сократить рост эмиссии парниковых газов к 2020 г. на 25% по сравнению с уровнем 1990 г., сократив снижение выбросов более чем на 30 млрд тонн. Одним из направлений достижения этой цели должно стать снижение доли газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов. Рост цен на газ на внутреннем рынке приведет к 2030 г., с одной стороны, к снижению доли газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов до 46-47%, а с другой — к более активному его использованию. Кроме того, принято решение о поэтапном увеличении в энергобалансе доли возобновляемых источников энергии до уровня 1,5% в 2010 г., 2,5% — в 2015 г., 4,5% — к 2020 г. Снижение выбросов парниковых газов в электроэнергетике будет осуществляться за счет увеличения доли атомной энергии в энергобалансе. Доля электроэнергии, производимой на атомных станциях России, увеличиться к 2030 г. на 25% (Снижать., www.lenizdat.ru). При этом, по мнению Д. А. Медведева, решать экологические проблемы необходимо в комплексе с экономической модернизацией экономики.

Знаменательным событием стало проведение в начале 2008 г. по инициативе Российского регионального экологического центра и Партнерства по возобновляемой энергии и энергоэффективности

совместного заседания Россия-ЕС по вопросам обеспечения энергетической и климатической безопасности, в котором приняли участие представители различных российских министерств и ведомств, Европейской комиссии, а также правительственных органов стран-членов ЕС. Впервые в России на международном уровне обсуждались вопросы взаимодействия энергетики и климата.

Кроме того, вопросы повышения эффективности энергетики и изменения климата все чаще рассматриваются вместе российскими чиновниками и представителями бизнеса, так как Киотский протокол открывает возможность российским компаниям привлекать дополнительные инвестиции в энергоэффективные проекты. Иностранные инвесторы охотно вкладывают средства в реализацию таких проектов на территории Российской Федерации, что позволит в дальнейшем достичь наибольшего снижения выбросов на единицу вложенных средств. Особым стимулом в реализации этого направления для российских предпринимателей является сформированная в России в 2007 г. необходимая нормативно-правовая база.

В 2007 г. в России был принят ряд законодательных актов, направленных на регулирование проектов совместного осуществления. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. принято Положение об утверждении и проверке хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола. Координационным центром по подготовке к утверждению проектов стало Минэкономразвития России. Оно завершило формирование нормативно-правовой базы в этой области. В ноябре 2007 г. вышел приказ Минэкономразвития России «Об утверждении лимитов величины сокращения выбросов парниковых газов». В январе 2008 г. Министерство промышленности и энергетики РФ выпустило Приказ «Об организации рассмотрения и проверки хода реализации проектов, осуществляемых в соответствии со статьей 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата».

В начале 2008 г. Региональное партнерство по возобновляемой энергии и энергоэффективности и Российский региональный экологический центр выпустили Руководство по реализации бизнес-проектов в сфере энергоэффективности в России через механизмы Киотского протокола. В Руководстве описаны практические возможности, предоставляемые российскому бизнесу, изложена подробная схема прохождения проектного цикла, даны примеры уже реализуемых российских проектов. В результате проделанной работы в рейтинге стран, принимающих проекты совместного осуществления, подготовленном аналитической компанией «Ро^сагЬоп» в январе 2009 г., Россия сохранила четвёртое место (как и в 2008 г., тогда как летом 2007 г. она занимала девятую позицию).

Ведётся работа по международной программе «Леса Киото», согласно которой до 2010 г. Правительство России планирует выделить 1,5 млрд рублей из федерального бюджета на создание в субъектах Российской Федерации лесных плантаций во исполнение Киотского протокола. Наиболее активно леса по этой программе сажают в Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях.

В будущем России необходимо предпринимать дальнейшие меры по повышению энергоэффективности и развитию инновационной, низкоуглеродной экономики, что должно привести к снижению объемов выбросов парниковых газов. Вместе с тем последствия климатических изменений ощущаются уже сейчас, а в будущем будут только усиливаться, поэтому уже сегодня необходимо приспосабливаться и минимизировать негативные воздействия одних и максимально использовать выгоду от других. И потому еще одним приоритетным направлением деятельности для России должны стать разработка и последующее внедрение соответствующих адаптационных мер в экономике, чтобы снизить негативные воздействия климатических изменений.

Определенные положительные результаты прослеживаются и в экологической политике многих развитых стран, в которых стимулируется развитие альтернативной энергетики, в том числе частичный переход на биотопливо и развёртывание мощностей для его производства. Последствия этого шага оцениваются неоднозначно, поскольку интенсивное производство биотоплива способно в перспективе значительно поднять цены на продукты, привести к истощению почв и увеличению дефицита воды. Уже сейчас производство биотоплива называют одной из причин недавнего роста цен на зерно.

Во многих странах планируют в целях энергосбережения отказаться от использования ламп накаливания. Они в несколько раз менее эффективны, чем современные энергосберегающие лампы, и имеют гораздо меньший срок службы. Вначале запланирован перевод на новые лампы уличного и офисного освещения, государственных учреждений. В 2007 г. в США принят закон, направленный на переход к использованию ламп, теряющих не более 30% энергии на выделение тепла, что выводит из употребления лампы накаливания.

Особое внимание климатическим изменениям уделяется в последние годы в Китае. Угольные электростанции Китая являются источниками диоксида углерода. Проект развития КНР в 2006-2010 гг. предполагает увеличение выработки собственной электроэнергии на 22%, доля от сжигания угля должна снизиться на 12% (см.: Миронов, 2009, с. 14). Часть новых, неугольных, электростанций используют в качестве источника энергию от сжигания других видов

топлива. В частности, в 2006 г. Китай ввёл в строй более тридцати станций, работающих на соломе, при сжигании которой выделяется меньше вредных веществ.

Китай объявил о намерении увеличить затраты на исследование аспектов глобального потепления. В 2007 г. в Китае была разработана комплексная программа по борьбе с изменениями климата. В то же время руководство КНР настаивает на том, что развитые страны имеют экономические возможности и обязаны оказывать развивающимся странам техническую и материальную поддержку.

Все названные направления реализации Киотского протокола в разных странах свидетельствуют об определенной политической динамике в реализации поставленных задач в области климата, а это, в свою очередь, активизирует дальнейшую работу глав государств в решении глобальных климатических проблем.

Посткиотская система международных отношений

Начавшийся в 2007 г. переговорный процесс по новому посткиост-кому соглашению на период после 2012 г. является беспрецедентным в истории по комплексности и сложности охватываемых проблем, влиянию на экономическое развитие отдельных стран и человечества в целом. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, сменивший в 2007 г. на этом посту Кофи Аннана, свой первый официальный доклад посвятил именно вопросам климата, отметив, что «опасность, которую представляют войны для всего человечества и для нашей планеты, как минимум, сравнима с угрозой климатических изменений и глобального потепления».

Пан Ги Мун объявил проблему одной из приоритетных международных задач (наряду с продовольственным кризисом и кризисом развития), в решении которой важную роль должна сыграть ООН. Именно по инициативе Генерального секретаря 24 сентября 2007 г. в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча на высоком уровне по проблеме изменения климата, в которой приняли участие представители 192 стран мира.

Впервые в истории вопросы изменения климата обсуждались на уровне глав государств. При этом обсуждения не ограничились только экологическими вопросами. На встрече были затронуты и такие тесно связанные с экологическими проблемами вопросы, как преодоление бедности, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, долгосрочные планы социально-экономического развития стран.

Вопросы противодействия климатическим изменениям в контексте обеспечения глобальной энергетической безопасности уже несколько лет подряд рассматриваются «Группой восьми». Германия

также отнесла эту тему к числу наиболее приоритетных для своего председательства в «Большой восьмерке» в 2007 г. По итогам саммита G8 в Хайлигендамме (Германия) был принят ряд важных решений в области смягчения последствий изменений климата, в том числе было заявлено о долгосрочной цели по снижению выбросов парниковых газов странами «Группой восьми» на 50% к 2050 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проходившие в декабре 2007 г. на острове Бали (Индонезия) 13-я Конференция сторон РКИК и 3-е Совещание сторон Киотского протокола подвели определенный итог международной деятельности в области противодействия изменению климата в 2007 г. и заложили основу для определения будущего климатического режима. В «Балийском плане действий» — основном итоговом документе встречи — поставлены цели, определены задачи и рамки совместных действий Сторон в решении проблемы изменения климата после 2012 г., когда заканчивается действие Киотского протокола. В документе обозначены четыре основных структурных элемента будущего режима: смягчение изменений климата через меры по снижению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения; разработка и принятие мер по адаптации к прогнозируемым климатическим изменениям; разработка и передача новых технологий; деятельность развитых стран, направленная на финансирование адаптационных мер и мер, призванных смягчить последствия изменения климата в развивающихся странах.

В августе 2009 г. в Бонне (Германия) проходил очередной раунд международных климатических переговоров в рамках двух рабочих групп. Первая группа, работающая под эгидой Рамочной конвенции ООН об изменении климата, занималась подготовкой нового текста посткиотского соглашения. Вторая группа занималась обсуждением возможного продления Киотского договора на второй период и обязательств развитых стран после 2012 г. Переговоры в Бонне проходили в формате неофициальных встреч, при этом основное внимание было уделено позициям двух групп в согласовании единого текста будущего соглашения (Переговоры., www.climatechange.ru).

Большое значение лидерами многих стран придавалось проведению Конференции ООН по изменению климата в Копенгагене в декабре 2009 г., однако принять новый международный документ, согласовав позиции развитых и развивающихся стран, на встрече не удалось. Несмотря на это, удалось принять Копенгагенскую декларацию, которая позволяет в дальнейшем продолжить переговоры по снижению антропогенной нагрузки на климат и подтверждает готовность решать данную проблему на самом высоком уровне всеми странами мира. В соответствии с соглашением развитые страны должны огласить свои национальные цели по снижению выбросов

(коллективные или индивидуальные) не позднее 31 декабря 2010 г. Некоторые представители развивающихся стран также согласились представить свои национальные ориентиры по снижению выбросов.

С формальной точки зрения Копенгагенское соглашение не было оформлено как решение Сторон Конференции, а лишь принято Сторонами к сведению. Хотя к документу присоединились представители подавляющего большинства делегаций-участниц форума, некоторые развивающиеся страны отказались подписать этот документ ссылаясь на непрозрачность процедуры его подготовки. Фактически соглашение разрабатывалось в кругу глав государств США, Индии, Бразилии, Китая и ЮАР, от решения которых во многом зависит судьба будущего климатического соглашения.

Единого понимания, каким должно быть посткиотское соглашение, пока нет. Расхождения касаются обязательств по снижению выбросов, совместных проектов, форм технологического сотрудничества, перспектив атомной энергетики и иных вопросов. Не определён ещё и формат нового документа. Посткиотское соглашение должно стать более гибким и справедливым, охватывать все промышленно развитые страны. Оно должно опираться на широкий круг решений, охватывающих самые разные стороны жизни человечества. В частности, необходимо укрепить международную правовую базу по рациональному использованию водных и лесных ресурсов. Связь этих ресурсов с изменением климата несомненна. Лесной раздел международного экологического законодательства нужно значительно усилить. Он должен создавать стимулы для сбережения и приумножения лесов. Это позволит сократить воздействие вредных выбросов, сохранить уникальные экосистемы, чистый воздух, хорошую почву и воду.

Нельзя оставлять без внимания и проблему нехватки чистой воды. Уже сегодня споры относительно контроля над водными ресурсами нередко приобретают довольно острую форму. Международное экологическое право не вполне адекватно возникающим вызовам. Речь должна идти об ускоренной международной подготовке Конвенции по использованию и сохранению запасов пресной воды.

Современная экономика во многом основана на использовании полезных ископаемых. Их эксплуатация даёт основную часть выбросов парниковых газов. Более четверти суммарных выбросов приходится на энергетику, почти пятая часть — на промышленность. Своевременный и эффективный ответ на весь спектр возникающих экологических и климатических вызовов требует создания новой системы глобальных организаций при самом активном и сбалансированном участии всех заинтересованных государств. История неоднократно подтверждала конструктивность решения гло-

бальных проблем через общемировые усилия, посредством создания компетентных и правомочных международных организаций.

Давая оценку проведенной Конференции ООН в Копенгагене, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун считает ее результаты успешными. Он подчеркнул, что Копенгагенская декларация обязывает страны добиваться, чтобы рост глобальной температуры в нынешнем веке не превысил двух градусов Цельсия. Он напомнил, что в 2015 г. состоится повторное рассмотрение этого обязательства, чтобы учесть новые научные знания. Глава ООН отметил важность договоренностей о необходимости конкретных мер по защите лесов. Их бесконтрольное уничтожение служит одной из главных причин повышения содержания углекислого газа в атмосфере. Тем не менее всех этих шагов пока недостаточно, чтобы удержать температуру Земли на относительно безопасном уровне (Пан Ги Мун., unepcom.ru).

Подводя итоги, отметим, что ООН является сегодня крупнейшей международной организацией, занимающей лидирующие позиции в решении проблемы климатических изменений. Принятие таких документов, как Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Ки-отский протокол и Копенгагенское соглашение, явились важным шагом в развитии международного сотрудничества в области глобального изменения климата. В первую очередь в Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотском протоколе под обязательствами снижения выбросов парниковых газов предполагаются: сокращение или ограничение потребления ископаемого топлива, повышение эффективности использования энергии, разработка и более широкое внедрение новых и возобновляемых видов энергии, инновационных низкоуглеродных технологий, меры по ограничению выбросов в транспортном секторе.

Особо отметим, что РКИК и Киотский протокол не диктуют странам-участницам обязательные схемы регулирования выбросов парниковых газов. Каждая из стран самостоятельно разрабатывает и принимает такую схему, исходя из своих внутренних природных, социально-экономических условий и приоритетов. Важной задачей сегодня является превратить Копенгагенское соглашение в новый юридический документ. Поэтому работа над составлением нового климатического документа, в том числе определение параметров обязательств стран по снижению выбросов парниковых газов, будет продолжена мировым сообществом в 2010 г. и должна завершиться на следующей Конференции ООН в Мехико.

Литература

1. Бердин В. Х., Гоицевич И. Г., Кокорин А. О., Федоров Ю. Н. Парниковые газы — глобальный экологический ресурс: Справочное пособие. М., 2004. 136 с.

194 _

2. Возможности решения проблем энергоэффективности и экологии в Уральском федеральном округе // http://www.we.ur.ru/ecoprogramms.htm

3. Группы стран РКИК ООН и Киотского протокола // http://www.climatechange.ru/node/37

4. Здоровей, Я. И. Глобальное измерение климата: угрозы и меры противодействия // Аналитический вестник. 2009. № 7. С. 36-44.

5. Киотский протокол // http://ru.wikipedia.org/wiki

6. Кокорин О. А., Гоицевич И. Г., Сафонов Г. В. Изменение климата и Киотский протокол — реалии и практические возможности. М., 2004. 64 с.

7. Миронов С. М. Проблема изменения климата и задачи мировой и российской экологической политики // Аналитический вестник. 2009. № 7. С. 4-10.

8. Пан Ги Мун считает конференцию в Копенгагене «шагом вперед» // http://unepcom.ru

9. Переговоры по климату в Бонне: еще один шаг на пути к Копенгагену // http://www.climatechange.ru/node/374

10. Проблема изменения климата: итоги 2007 г. и дальнейшие перспективы // http://www.climatechange.ru/node/151

11. Снижать выброс парниковых газов Россия будет снижать за счет сокращения доли потребления газа // http://www.lenizdat.ru/a0/ru/pml/c-1083260-0.html

12. Страны с быстро растущей экономикой внесут свой вклад в борьбу с изменением климата // http://www.polit.ru/news/2009/11/13/min.html

13. Чуркин Н. П. Международное сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности: проблемы и пути решения // Аналитический вестник. 2009. № 17. С. 12-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.