Научная статья на тему 'Кластеры в белорусской экономике: теоретические основы и практические механизмы формирования'

Кластеры в белорусской экономике: теоретические основы и практические механизмы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Галина

Вторая часть статьи продолжает изучать пути и возможности формирования промышленных кластеров в Беларуси.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clusters in the Belarusian economy: theoretical foundations and practical mechanisms of their formation

The second part of the article continues exploring the ways and feasibility of forming industrial clusters in Belarus.

Текст научной работы на тему «Кластеры в белорусской экономике: теоретические основы и практические механизмы формирования»

Кластеры в Белорусской экономике: теоретические основы и практические механизмы формирования

УДК 334.764.47 Продолжение. Начало в №8

Галина Яшева,

завкафедрой экономической теории и маркетинга Витебского государственного технологического университета, доктор экономических наук, доцент

С учетом разработанной автором кластерной концепции [1], зарубежного опыта и особенностей экономических и социальных отношений предлагаются следующие основные этапы формирования и развития кластеров в Беларуси (рис.). На первом этапе целесообразно провести подготовительные работы - идентификацию и структурирование кластеров в регионе, анализ их конкурентоспособности. На основе этих данных определяются наиболее перспективные объединения, которым надо оказывать организационно-правовую поддержку, в том числе разработку методических и практических материалов для руководителей региона, бизнес-сообществ и предпринимателей. Кроме того, крайне важно обеспечить принятие Закона «О государственно-частном партнерстве», инициировать активную пропаганду преимуществ кластеров, не в последнюю очередь за счет обучения специалистов, способных эффективно распространять кластерную идеологию.

На финише первого этапа создаются профильные некоммерческие организации. К ним можно отнести специальные комиссии при Министерстве экономики, которым рекомендуется агрегировать информацию, оценивать конкурентоспособность кластеров, а также осуществлять взаимодействие с правительством, органами управления по вопросам разработки благоприятной законодательной базы и национальной кластерной стратегии. Комиссии при облисполкомах могут содействовать изменениям законодательства, оказывать помощь в преодолении административных и бюрократических барьеров, проводить мероприятия по развитию кластерных инициатив, а также осуществлять экспертизу и мониторинг проектов.

Еще одной формой поддержки может стать ассоциация субъектов кластера - некоммерческая организация, действующая на принципах окупаемости и самофинансирования (источниками средств являются вступительные и членские взносы, гранты на целевые проекты, бюджетные ресурсы (в рамках ГЧП), а также добровольные пожертвования). Учредителями могут стать отраслевые вузы, научно-исследовательские структуры, исполнительный комитет местного органа госуправления, крупные предприятия и т.д. Нужно отметить, что членство в ассоциации добровольное, поэтому она по своему составу может быть не тождественна кластеру. Подобное образование будет являться инструментом, обеспечивающим сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство между кластером, органами государственного, регионального регулирования кластеризации, иностранными инвесторами и международными донорами. Функциями объединения станет представление интересов субъектов кластера в органах госуправления; учреждение кредитных союзов и схем микрофинансирования; помощь в проведении научных исследований; реструктуризация предприятий кластера; оказание консультационных, информационных, юридических услуг; содействие внедрению международных стандартов серии ИСО 9000-14000. Помимо этого, к задачам ассоциации можно отнести проведение обучающих семинаров, организацию центров по специальному образованию совместно с университетами и техническими колледжами; исследование кластеров и сетевого сотрудничества в регионе; разработку бизнес-планов инвестиционных проектов, проведение инвестиционных форумов; координацию стратегии развития всех участников ассоциации и продвижение их продукции на внешнем рынке.

Еще одна структура - центры кластерного развития. Они являются ключевым элементом поддержки кластерных инициатив и проектов и могут создаваться при бизнес-союзах, промышленных ассоциациях, а также при региональных центрах развития. Предполагается, что в их функции войдет: информационно-правовое и организационно-методическое сопровождение; организация производственной кооперации (субконтрактации) участников кластера,

Рис. Модель процесса создания и развития кластеров в экономике. Источник: разработка автора

ПРАКТИКА

1. ПОДГОТОВКА

Идентификация кластеров в экономике Анализ кластеров

Просвещение и подготовка представителей государственного сектора и деловых кругов путем проведения семинаров и тренингов

Создание некоммерческих организаций и комиссий по кластерам для управления процессом кластеризации

2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ И СОТРУДНИЧЕСТВА

Организационная поддержка кластерных

Коммуникационное обеспечение сотрудничества

Методы экономического стимулирования и финансового обеспечения сотрудничества

3. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ

Встреча ключевых участников кластера

Заключение соглашения по общей стратегии и целям кластера

6. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАСТЕРА

других структур реального сектора; пропаганда сетевого сотрудничества; расширение взаимодействия с научными, образовательными учреждениями, субъектами инновационной и финансовой инфраструктуры; организация обучающих мероприятий; поиск, отбор партнеров и инвесторов. Также задачей центров станет расширение приграничного сотрудничества и сбыта на внешнем рынке; информационное сопровождение и продвижение кластера в Интер-

нете; привлечение иностранных инвестиций; содействие установлению международных научно-технологических связей; подготовка информации и создание банка инвестиционных проектов.

На втором этапе формирования кластеров обеспечивается поддержка кластерных инициатив и сотрудничества. Она включает создание баз данных субъектов кластеров в рамках регионального статистического офиса, порталов «Бизнес - бизнес», «Бизнес -

№9(115) Сентябрь 2012 1АУКА И ИННОВАЦИИ 29

администрация», «Потребитель - администрация», а также методы экономического стимулирования. Они включают финансирование (в том числе на условиях государственно-частного партнерства) создания в регионе субъектов инновационной инфраструктуры, конкурсное и кредитное выделение средств на кластерные проекты, предоставление грантов на обучение, размещение государственных заказов на предприятиях объединения.

Организационная поддержка органами госуправления может реализовываться в виде лоббирования законодательства, в том числе введения квот, увеличения таможенных пошлин и налогов на продажу импортных конкурирующих товаров; также может осуществляться помощь в развитии международного, в том числе приграничного и технологического сотрудничества, которое позволит создать международные альянсы в рамках кластеров. Для успешного продвижения кластерной политики необходимы особые маркетинговые методы, одним из которых являются специализированные конкурсы. Их проведение будет способствовать повышению мотивации к развитию эффективности и конкурентоспособности, что в целом повлияет на экономический рост в регионе и стране.

На третьем этапе кластеризации формулируются цели объединения, например, ими может стать привлечение определенного количества участников, связанных в технологической цепи; формирование общего бренда; получение иностранных инвестиций; организация совместного выхода предприятий на внешний рынок и т.д.

На четвертом этапе осуществляется планирование проекта: создание конкретного кластера, инфраструктуры, привлечение иностранного инвестора и др. Для разработки подобных «дорожных карт» целесообразно использовать метод проектного управления и финансирования [1].

На пятом этапе формируется сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство для повышения конкурентоспособности продукции кластера. Создаются совместные кафедры, лаборатории и центры, разрабатываются специальные учебные программы переподготовки и повышения квалификации специалистов; осуществляется целевое обучение кадров; внедряются системы управления знаниями (передача неформальных знаний), по которой обучаемые становятся обучающими. Также вводится концепция постоянных усовершенствований в работе («№еп йеап»), на базе отраслевых исследовательских и образовательных организаций кластера создаются виртуальные центры знаний; учреждаются «именные» стипендии для студентов. Сетевое сотрудничество в активизации инноваций может осуществляться в форме совместных научных исследований в области производства «ключевого» товара, программ технического перевооружения, в том числе путем слияния компаний, создания совместных и франчайзинговых организаций; предоставления грантов на научно-исследовательские работы, проводимые студенческими творческими группами.

Инновационное и инвестиционное развитие кластеров может осуществляться за счет выделения местными органами управления грантов из областного инновационного фонда на разработку новых технологий; софинансирования проектов технического развития поставщиков; государственных вложений в высокоэффективные инвестиционные проекты на конкурсной основе. Также предполагается господдержка субъектов малого предпринима-

тельства; финансирование проектов создания инновационной и финансовой инфраструктуры; экономические и организационные меры по привлечению иностранных инвесторов; государственные гарантии банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера, в том числе на развитие поставщиков.

Особое внимание должно уделяться маркетингу и продвижению продукции на внешнем рынке, совместным маркетинговым исследованиям, программам сегментирования рынка и позиционирования товара. Это позволит белорусским производителям повысить эффективность затрат на маркетинг и увеличить свой экспорт.

На шестом этапе кластеризации избранными координаторами проекта осуществляется оценка деятельности кластера, которая включает проведение регулярного мониторинга конкурентоспособности, целей, ролей участников, первоначальных результатов. На основе этих данных определяются новые цели (третий этап), поэтому кластерный процесс осуществляется непрерывно.

Важным практическим вопросом является оценка времени, необходимого для создания реальных кластеров, поскольку многие ученые отмечают высокую сложность прогнозирования. Так, Майкл Портер делает вывод, что для развития вглубь и достижения реальных конкурентных преимуществ кластерам требуется десять и более лет [2]. Российские ученые Сергей Лозинский и Алексей Праздничных утверждают, что реальные выгоды от развития кластера появляются только через 5-7 лет [3]. Это подтверждает и мировой опыт: Китаю понадобилось почти 10 лет для создания конкурентоспособных кластеров в текстильной, швейной промышленности, производстве игрушек, посуды и т.д. [4].

В условиях формирования инновационной экономики Беларуси традиционные подходы к повышению эффективности и конкурентоспособности, основанные на господдержке отдельных отраслей, не соответствуют происходящим глобальным изменениям. Необходимо внедрять новый, кластерный институт, базирующийся на стимулировании сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства в развитии науки и образования, активизации инноваций. Кластеры товаропроизводителей нужны отечественной экономике - благодаря социальному капиталу и синергетическому эффекту от сотрудничества они будут способствовать экономическому развитию и повышению конкурентоспособности страны. Вместе с тем идентификация и структурирование кластеров на примере легкой промышленности Витебского региона позволили сделать вывод, что выявленные кластеры являются лишь потенциальными, и для их трансформации в реальные объединения необходимо пройти основные этапы формирования и развития. По прогнозу, на создание действующих кластеров, созревание кластерных инициатив и сетевого сотрудничества Беларуси понадобится не менее 10 лет. ■

Литература

1. Г. А. Яшева Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства: монография. -Витебск, 2009.

2. М. Портер. Конкуренция. - М., 2002.

3. С. Лозинский, А. Праздничных. Конкурентоспособность и отраслевые кластеры: новая повестка дня для российского бизнеса и власти // Мир Стройиндустрии. №2, 2003.

4. Информационная система субконтрактации. Электронный ресурс: www.subcontract.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.