Научная статья на тему 'Кластеры в белорусской экономике'

Кластеры в белорусской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
550
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ИННОВАЦИИ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшева Галина

В статье автор использует примеры белорусских предприятий легкой промышленности для того, чтобы объяснить теоретические основы и практические механизмы формирования кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clusters in the Belarusian economy

The article uses the Belarusian light industry as an example to explain the theoretical framework and practical mechanisms of cluster formation.

Текст научной работы на тему «Кластеры в белорусской экономике»

Кластеры в белорусской экономике

УДК 334.764.47

Галина Яшева,

завкафедрой экономической теории и маркетинга Витебского государственного технологического университета, доктор экономических наук, доцент

Кластеры - достаточно известное и распространенное явление в экономике многих стран. Так, в Италии насчитывается 150 подобных объединений, в Индии - 400, в Бразилии, Таиланде, Китае, Японии - около 2 тыс., ЕС - 3 тыс., в США в кластерах производится 61% ВВП [2, 3]. Кластерную концепцию инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономик утвердили страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейского союза, США, Китай, Индия и многие другие. Принятая ЕС в 2000 г. Лиссабонская стратегия впервые сформулировала инновационную политику Европы. Она направлена на развитие экономики знаний посредством поощрения исследований, совершенствования системы образования, информационных технологий и создания благоприятного инновационного климата. Первый комплекс мер ставит своей целью консолидацию и согласование усилий всех участников инновационного процесса, в том числе с помощью стимулирования организации производственных кластеров.

Зарубежная практика преподносит многообразие целей, методов и инстру-

ментария формирования кластеров. В большинстве стран ОЭСР и ЕС они создаются для активизации инноваций, в Венгрии, Польше, Румынии применяются для повышения конкурентоспособности регионов [6-8]. При этом практика демонстрирует высокую эффективность таких подходов - кластеризацией охвачено более 50% экономик ведущих стран, намечается определенное движение и в государствах бывшего СССР - России, Латвии, Украине, Таджикистане, Казахстане и др.

Интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, расширение внешнеэкономических связей, международного разделения труда обусловили возможность использования кластерного подхода и в нашей стране, но с учетом национальных особенностей и специфики модели развития. Эти тенденции нашли отражение в программных документах -в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг., Стратегии технологического развития на период до 2015 г., Госпрограмме инновационного развития на 2011-2015 гг.

В частности, в последнем документе при формировании благоприятной институциональной среды предусматривается создание ряда кластерных структур регионах республики: химической в Гродно, агромашиностроительной в Гомеле, химико-текстильной в Могилеве, ИТ и автотракторостроительной в Минске, нефтехимического в Новополоцке [1]. Такие задачи требуют теоретического осмысления и разработки механизма реализации кластерного подхода к экономическому развитию Беларуси на инновационной основе.

Поскольку кластеры представляют собой регионально-производственные системы, то их анализ необходимо осуществлять на примере конкретных отраслей и регионов. Показательной является легкая промышленность, поскольку она играет важную роль в обеспечении стабильного и сбалансированного экономического роста, улучшении качества жизни населения. Ее продукция востребована практически во всех сферах деятельности человека, в производстве, кроме того, она формирует спрос в смежных отраслях.

В настоящее время легкая промышленность находится в сложном

ПРАКТИКА

Кластер льна Витебской области

Органы гос-и регионального управления

Комитет экономики Витебского облисполкома

Комитет по сельскому хозяйству Витебского облисполкома

Витебскагросервис

Инспекция МНС

Витебского облисполкома

Управление торговли Витебского облисполкома

Сортовой фонд Удобрения, пестициды, гербициды Оборудование Научные разработки в технологии выращивания льна

■ 1 ■

Лен

Научные разработки в технологии производства

Льноволокно

Химические волокна

ь

Льняная пряжа

Трикотажные изделия

и ковровые изделия

Г

т

т

Веревки, шпагат Льняные и смешанные Жвака Вытряска Костра Гребенной чес

1 V" т V

Концерн «Беллегпром» ^^

Швейные изделия

^^^ Торговые организации

Учреждения

РНУП «Институт льна НАН Беларуси»

УО «ВГТУ»

колледжи и училища по подготовке рабочих

УП «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»

РУП «Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации

Витебская таможня

Витебский центр маркетинга

Витебский центр поддержки предпринимательства

Универсальный испытательный центр продукции текстильной и легкой промышленности

Технопарк ПГУ

Технопарк ВГТУ

Региональный центр трансфера технологий

Финансовые учреждения

финансовом положении вследствие возросшей международной конкуренции и негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. В 2010 г. в концерне «Беллегпром» насчитывалось 16 убыточных организаций (18,6%) [4]. Проблемы усложнятся в связи с предстоящим вступлением России в ВТО - вследствие прозрачности российско-белорусской границы дешевые товары начнут поступать в Беларусь. Это может серьезно ухудшить финансово-экономическое положение отрасли и иметь крайне негативные социальные последствия (в ней занято 11,6% работающего населения страны) [4].

Данные обусловливают актуальность обоснования механизма повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий легкой промышлен-

ности на основе кластерного подхода. Одним из наиболее подходящих для этого регионов является Витебская область. Она обладает наибольшей занятостью работающих в отрасли, высокой концентрацией производств и субъектов кластерной инфраструктуры. Для идентификации и структурирования кластеров в Витебском регионе в соответствии с разработанной автором методикой [5] проведен анализ по следующим направлениям:

■ определены ключевые товары и, соответственно, кластеры легкой промышленности - лен, обувь, одежда;

■ выделены субъекты кластеров;

■ выявлены и рассчитаны коэффициенты связей между предприятиями и организациями, значения которых послужили критерием для включения субъектов

в кластер (коэффициент силы связей в пределах 0,08-1,0).

Наиболее эффективным является кластер льна (рис. 1), который получил самую высокую оценку конкурентоспособности - 0,94 (кластер обуви - 0,9; кластер одежды - 0,33). Уровень эффективности текстильной отрасли в настоящее время остается низким и составляет 45,9% от максимально возможного (для «ядра» кластера - РУПТП «Оршанский льнокомбинат» показатель составляет 54,7%). Это свидетельствует о том, что кластер льна (как и другие кластеры) является потенциальным, а не реальным, поскольку не налажены сетевые связи и сотрудничество, не созданы институциональные органы поддержки, кластерная стратегия не включена в план социально-экономического развития Витебской области.

№8(114) Август 2012 1АУКА И ИННОВАЦИИ 35

В этом регионе планируется объединение льносеющих, швейных предприятий, льнозаводов торговых организаций и Оршанского льнокомбината в форме холдинга. Это позволяет получить ряд преимуществ: оптимизировать финансирование дочерних компаний посредством получения капитальных вложений из централизованного фонда; снизить затраты благодаря кооперации и интеграции; повысить конкурентоспособность продукции за счет уменьшения расходов и скидок посредникам;концентрировать инженерный потенциал, активизировать НИОКР; гибко реагировать на рыночные изменения, объединить риски дочерних структур. Вместе с тем создание холдинга имеет некоторые недостатки и сложности. В частности, это влечет частичную (в пределах доли передаваемых акций) потерю фактической самостоятельности предприятий; снижает уровень внутренней конкуренции; создает трудности в объединении организаций разной подчиненности и активов убыточных предприятий; усложняет выход компаний из объединения; повышает сложность включения образовательных и научных организаций.

Некоторые исследователи и практики полагают, что создание холдинга равнозначно формированию кластера, однако это не так. Основное отличие состоит в добровольности объединения участников и развитии в кластере отношений сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. За рубежом используются различные формы консолидации субъектов кластера - как правило, это некоммерческие промышленные ассоциации, партнерства, государственно-частные товарищества. Их преимущества очевидны: юридическая, организационная, финансовая, имущественная и производственно-хозяйственная самостоятельность, простота вхождения, совместное решение образовательных, научных, маркетинговых и других задач. Кластер -это демократическая гибкая структура, не предполагающая централизации управления, которая создается по инициативе предприятий и организаций.

Исследование качества сетевого взаимодействия и государственно-частного

партнерства в формировании кластеров в легкой промышленности Республики Беларусь проводилось по следующим направлениям: выявление институциональных структур, обеспечивающих сотрудничество в образовании, науке, маркетинге; анализ совместных проектов и степени партнерства; оценка проблем взаимодействия бизнеса и власти в науке и образовании. В результате были сделаны следующие выводы.

Во-первых, институциональные структуры, обеспечивающие сотрудничество в образовании, науке, маркетинге, не развиты, что подтверждается следующими фактами: не созданы некоммерческие организации, которые бы выполняли функции содействия процессу кластеризации; всего 3 структуры осуществляют научно-исследовательские разработки для отрасли. Во-вторых, отмечается низкая активность в реализации совместных проектов, конкуренты не рассматриваются в качестве потенциальных партнеров в НИР, маркетинговых исследованиях и сбыте продукции на внешних рынках. Так, количество общих проектов по выполнению НИР остается невысоким - всего 12. Из 96 обследованных организаций 12,5% сотрудничали с одним партнером, что значительно меньше, чем в целом по Республике Беларусь (27%) и за рубежом (от 61 до 97%) [3]. В-третьих, анализ эмпирических данных, собранных в ходе углубленных интервью с руководителями и главными специалистами предприятий, выявил слабые связи с образовательными, научными учреждениями, неадекватность программ обучения потребностям экономики, отсутствие партнерских отношений с местными органами государственного управления, поскольку ГЧП в Республике Беларусь пока не находит должного развития. Это связано с тем, что законодательно отношения государства и бизнеса не определены, а Закон «О государственно-частном партнерстве» еще не принят. На сегодняшний день в стране не осуществлен ни один проект по кластеризации экономики.

Таким образом, особенность национальной институциональной среды состоит в том, что отношения сетевого

сотрудничества и государственно-частного партнерства не развиты, что потребует при организации кластеров значительного времени на подготовительный этап.

Вопрос о методах формирования кластеров в экономике наименее изучен в научной литературе, а практика доказывает, что универсальных моделей нет. В демократических странах с развитой рыночной экономикой инициативы создания кластеров идут «снизу», тогда как в государствах с административной системой управления и неразвитым гражданским обществом формирование происходит «сверху». В Беларуси представляется целесообразной инициация процесса кластеризации правительством, поскольку состояние внешней среды характеризуется относительно невысокой развитостью гражданского общества, незрелостью отношений сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства, а также отсутствием в стране госструктур, которые бы осуществляли управление процессом кластеризации. ■

Продолжение в следующем номере.

Литература

1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Электронный ресурс: http://www.government.by/upload/docs/file5a5cae-06fafe4b28.PDF.

2. Информационная система субконтрактации. Электронный ресурс: www.subcontract.ru.

3. Кластерная обсерватория в ЕС. Электронный ресурс: www.clusterobservatory.eu.

4. Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://www. belstat.gov.by.

5. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. -Витебск, 2009.

6. Tiri M., Moreau R., Peeters L. Identification of clusters in Switzerland Analysis. Electronic resource: http://www.oecd.org/daf/ corporate.

7. Local Economic and Employment Development (LEED). Clusters in transition economies - progress report. Electronic resource: http://www.oecd.org/daf/corporate.

8. Cluster Analysis & Cluster-based policy in OECD-countries various approaches, earl results & policy implications. Electronic resource: http://www.oecd.org/daf/corporate.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.