Кластеры в белорусской экономике
УДК 334.764.47
Галина Яшева,
завкафедрой экономической теории и маркетинга Витебского государственного технологического университета, доктор экономических наук, доцент
Кластеры - достаточно известное и распространенное явление в экономике многих стран. Так, в Италии насчитывается 150 подобных объединений, в Индии - 400, в Бразилии, Таиланде, Китае, Японии - около 2 тыс., ЕС - 3 тыс., в США в кластерах производится 61% ВВП [2, 3]. Кластерную концепцию инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономик утвердили страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейского союза, США, Китай, Индия и многие другие. Принятая ЕС в 2000 г. Лиссабонская стратегия впервые сформулировала инновационную политику Европы. Она направлена на развитие экономики знаний посредством поощрения исследований, совершенствования системы образования, информационных технологий и создания благоприятного инновационного климата. Первый комплекс мер ставит своей целью консолидацию и согласование усилий всех участников инновационного процесса, в том числе с помощью стимулирования организации производственных кластеров.
Зарубежная практика преподносит многообразие целей, методов и инстру-
ментария формирования кластеров. В большинстве стран ОЭСР и ЕС они создаются для активизации инноваций, в Венгрии, Польше, Румынии применяются для повышения конкурентоспособности регионов [6-8]. При этом практика демонстрирует высокую эффективность таких подходов - кластеризацией охвачено более 50% экономик ведущих стран, намечается определенное движение и в государствах бывшего СССР - России, Латвии, Украине, Таджикистане, Казахстане и др.
Интеграция Республики Беларусь в мировое экономическое сообщество, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, расширение внешнеэкономических связей, международного разделения труда обусловили возможность использования кластерного подхода и в нашей стране, но с учетом национальных особенностей и специфики модели развития. Эти тенденции нашли отражение в программных документах -в Программе социально-экономического развития на 2011-2015 гг., Стратегии технологического развития на период до 2015 г., Госпрограмме инновационного развития на 2011-2015 гг.
В частности, в последнем документе при формировании благоприятной институциональной среды предусматривается создание ряда кластерных структур регионах республики: химической в Гродно, агромашиностроительной в Гомеле, химико-текстильной в Могилеве, ИТ и автотракторостроительной в Минске, нефтехимического в Новополоцке [1]. Такие задачи требуют теоретического осмысления и разработки механизма реализации кластерного подхода к экономическому развитию Беларуси на инновационной основе.
Поскольку кластеры представляют собой регионально-производственные системы, то их анализ необходимо осуществлять на примере конкретных отраслей и регионов. Показательной является легкая промышленность, поскольку она играет важную роль в обеспечении стабильного и сбалансированного экономического роста, улучшении качества жизни населения. Ее продукция востребована практически во всех сферах деятельности человека, в производстве, кроме того, она формирует спрос в смежных отраслях.
В настоящее время легкая промышленность находится в сложном
ПРАКТИКА
Кластер льна Витебской области
Органы гос-и регионального управления
Комитет экономики Витебского облисполкома
Комитет по сельскому хозяйству Витебского облисполкома
Витебскагросервис
Инспекция МНС
Витебского облисполкома
Управление торговли Витебского облисполкома
Сортовой фонд Удобрения, пестициды, гербициды Оборудование Научные разработки в технологии выращивания льна
■ 1 ■
Лен
Научные разработки в технологии производства
Льноволокно
Химические волокна
ь
Льняная пряжа
Трикотажные изделия
и ковровые изделия
Г
т
т
Веревки, шпагат Льняные и смешанные Жвака Вытряска Костра Гребенной чес
1 V" т V
Концерн «Беллегпром» ^^
Швейные изделия
^^^ Торговые организации
Учреждения
РНУП «Институт льна НАН Беларуси»
УО «ВГТУ»
колледжи и училища по подготовке рабочих
УП «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты»
РУП «Витебский центр стандартизации, метрологии и сертификации
Витебская таможня
Витебский центр маркетинга
Витебский центр поддержки предпринимательства
Универсальный испытательный центр продукции текстильной и легкой промышленности
Технопарк ПГУ
Технопарк ВГТУ
Региональный центр трансфера технологий
Финансовые учреждения
финансовом положении вследствие возросшей международной конкуренции и негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. В 2010 г. в концерне «Беллегпром» насчитывалось 16 убыточных организаций (18,6%) [4]. Проблемы усложнятся в связи с предстоящим вступлением России в ВТО - вследствие прозрачности российско-белорусской границы дешевые товары начнут поступать в Беларусь. Это может серьезно ухудшить финансово-экономическое положение отрасли и иметь крайне негативные социальные последствия (в ней занято 11,6% работающего населения страны) [4].
Данные обусловливают актуальность обоснования механизма повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий легкой промышлен-
ности на основе кластерного подхода. Одним из наиболее подходящих для этого регионов является Витебская область. Она обладает наибольшей занятостью работающих в отрасли, высокой концентрацией производств и субъектов кластерной инфраструктуры. Для идентификации и структурирования кластеров в Витебском регионе в соответствии с разработанной автором методикой [5] проведен анализ по следующим направлениям:
■ определены ключевые товары и, соответственно, кластеры легкой промышленности - лен, обувь, одежда;
■ выделены субъекты кластеров;
■ выявлены и рассчитаны коэффициенты связей между предприятиями и организациями, значения которых послужили критерием для включения субъектов
в кластер (коэффициент силы связей в пределах 0,08-1,0).
Наиболее эффективным является кластер льна (рис. 1), который получил самую высокую оценку конкурентоспособности - 0,94 (кластер обуви - 0,9; кластер одежды - 0,33). Уровень эффективности текстильной отрасли в настоящее время остается низким и составляет 45,9% от максимально возможного (для «ядра» кластера - РУПТП «Оршанский льнокомбинат» показатель составляет 54,7%). Это свидетельствует о том, что кластер льна (как и другие кластеры) является потенциальным, а не реальным, поскольку не налажены сетевые связи и сотрудничество, не созданы институциональные органы поддержки, кластерная стратегия не включена в план социально-экономического развития Витебской области.
№8(114) Август 2012 1АУКА И ИННОВАЦИИ 35
В этом регионе планируется объединение льносеющих, швейных предприятий, льнозаводов торговых организаций и Оршанского льнокомбината в форме холдинга. Это позволяет получить ряд преимуществ: оптимизировать финансирование дочерних компаний посредством получения капитальных вложений из централизованного фонда; снизить затраты благодаря кооперации и интеграции; повысить конкурентоспособность продукции за счет уменьшения расходов и скидок посредникам;концентрировать инженерный потенциал, активизировать НИОКР; гибко реагировать на рыночные изменения, объединить риски дочерних структур. Вместе с тем создание холдинга имеет некоторые недостатки и сложности. В частности, это влечет частичную (в пределах доли передаваемых акций) потерю фактической самостоятельности предприятий; снижает уровень внутренней конкуренции; создает трудности в объединении организаций разной подчиненности и активов убыточных предприятий; усложняет выход компаний из объединения; повышает сложность включения образовательных и научных организаций.
Некоторые исследователи и практики полагают, что создание холдинга равнозначно формированию кластера, однако это не так. Основное отличие состоит в добровольности объединения участников и развитии в кластере отношений сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. За рубежом используются различные формы консолидации субъектов кластера - как правило, это некоммерческие промышленные ассоциации, партнерства, государственно-частные товарищества. Их преимущества очевидны: юридическая, организационная, финансовая, имущественная и производственно-хозяйственная самостоятельность, простота вхождения, совместное решение образовательных, научных, маркетинговых и других задач. Кластер -это демократическая гибкая структура, не предполагающая централизации управления, которая создается по инициативе предприятий и организаций.
Исследование качества сетевого взаимодействия и государственно-частного
партнерства в формировании кластеров в легкой промышленности Республики Беларусь проводилось по следующим направлениям: выявление институциональных структур, обеспечивающих сотрудничество в образовании, науке, маркетинге; анализ совместных проектов и степени партнерства; оценка проблем взаимодействия бизнеса и власти в науке и образовании. В результате были сделаны следующие выводы.
Во-первых, институциональные структуры, обеспечивающие сотрудничество в образовании, науке, маркетинге, не развиты, что подтверждается следующими фактами: не созданы некоммерческие организации, которые бы выполняли функции содействия процессу кластеризации; всего 3 структуры осуществляют научно-исследовательские разработки для отрасли. Во-вторых, отмечается низкая активность в реализации совместных проектов, конкуренты не рассматриваются в качестве потенциальных партнеров в НИР, маркетинговых исследованиях и сбыте продукции на внешних рынках. Так, количество общих проектов по выполнению НИР остается невысоким - всего 12. Из 96 обследованных организаций 12,5% сотрудничали с одним партнером, что значительно меньше, чем в целом по Республике Беларусь (27%) и за рубежом (от 61 до 97%) [3]. В-третьих, анализ эмпирических данных, собранных в ходе углубленных интервью с руководителями и главными специалистами предприятий, выявил слабые связи с образовательными, научными учреждениями, неадекватность программ обучения потребностям экономики, отсутствие партнерских отношений с местными органами государственного управления, поскольку ГЧП в Республике Беларусь пока не находит должного развития. Это связано с тем, что законодательно отношения государства и бизнеса не определены, а Закон «О государственно-частном партнерстве» еще не принят. На сегодняшний день в стране не осуществлен ни один проект по кластеризации экономики.
Таким образом, особенность национальной институциональной среды состоит в том, что отношения сетевого
сотрудничества и государственно-частного партнерства не развиты, что потребует при организации кластеров значительного времени на подготовительный этап.
Вопрос о методах формирования кластеров в экономике наименее изучен в научной литературе, а практика доказывает, что универсальных моделей нет. В демократических странах с развитой рыночной экономикой инициативы создания кластеров идут «снизу», тогда как в государствах с административной системой управления и неразвитым гражданским обществом формирование происходит «сверху». В Беларуси представляется целесообразной инициация процесса кластеризации правительством, поскольку состояние внешней среды характеризуется относительно невысокой развитостью гражданского общества, незрелостью отношений сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства, а также отсутствием в стране госструктур, которые бы осуществляли управление процессом кластеризации. ■
Продолжение в следующем номере.
Литература
1. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Электронный ресурс: http://www.government.by/upload/docs/file5a5cae-06fafe4b28.PDF.
2. Информационная система субконтрактации. Электронный ресурс: www.subcontract.ru.
3. Кластерная обсерватория в ЕС. Электронный ресурс: www.clusterobservatory.eu.
4. Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. Электронный ресурс: http://www. belstat.gov.by.
5. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. -Витебск, 2009.
6. Tiri M., Moreau R., Peeters L. Identification of clusters in Switzerland Analysis. Electronic resource: http://www.oecd.org/daf/ corporate.
7. Local Economic and Employment Development (LEED). Clusters in transition economies - progress report. Electronic resource: http://www.oecd.org/daf/corporate.
8. Cluster Analysis & Cluster-based policy in OECD-countries various approaches, earl results & policy implications. Electronic resource: http://www.oecd.org/daf/corporate.