УДК 334.764.47
ОБОСНОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Г.А. Яшева
Роль регионов в формировании национальной конкурентоспособности особенно возрастает в условиях глобализации. Регионализация является ответной реакцией на негативные процессы глобализации, усиление международной конкуренции. Сегодня в руках у регионов (местных органов власти) находится «ключ» не только от собственного экономического успеха, но и от конкурентоспособности на глобальном уровне. «Ключом» являются кластеры [2]. Кластерный подход к повышению эффективности регионального производства и конкурентоспособности регионов используется многими зарубежными странами примерно с 90-х годов ХХ века.
В основе кластерного подхода находится понятие «кластер», представляющий собой сетевую структуру географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и покупатели) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного и регионального управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. Как показывает опыт кластерного развития регионов, экономический рост в кластере достигается за счет согласования интересов участников регионального сообщества, установления партнерских отношений между субъектами кластера благодаря активному включению государственных структур в его функционирование, например, через механизмы государственно-частного партнерства, создания социально-предпринимательских корпораций на территории кластера.
Значение кластерного подхода в решении задач инновационного развития и модернизации экономики Беларуси признано в Республике Беларусь на государственном уровне. Это нашло отражение в программных документах - в Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, в Стратегии технологического развития Республики Беларусь на период до 2015 года. В частности, в этих документах отмечено, что в целях повышения эффективности системы управления научно-технической и инновационной деятельностью необходимо создание отраслевых (межотраслевых) и территориальных интегрированных структур (холдингов, кластеров, финансово-промышленных групп, государственных объединений и других).
В соответствии с этими программными документами в Витебском регионе планируется создание холдинга «Витебский лен» на базе РУПТП «Оршанский льнокомбинат».
Актуальность этого поручения обусловлена следующими факторами:
- сокращением производства льняных тканей в Витебской области с 41,5 млн. м в 1995 г. до 24 млн. м в 2010 г., то есть почти в 2 раза;
- сокращением валового сбора льноволокна за этот период с 17,2 тыс. т. до 10,8 тыс.т.;
- увеличением доли убыточных организаций в сельском хозяйстве (несмотря на гос. поддержку) с 1,2 % в 2008 г. до 3,1 % в 2010 г.;
- ухудшением платежеспособности сельскохозяйственных организаций. Так коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами в 2000 г. составил 39,9 %, а в 2010 снизился и приобрел отрицательное значение «минус» 52,3 %;
- снижением эффективности сельскохозяйственного производства. Рентабельность реализованной продукции снизилась с 15,4 % в 1995 г. до «минус» 1,3 % в 2010 г.;
- высокой задолженностью сельскохозяйственных организаций; на 01.01. 2011. по Республике Беларусь задолженность сельскохозяйственных организаций составила 31789
млрд. руб., в том числе просроченная - 2723,1 млрд. руб., задолженность по кредитам и займам - 19133 млрд. руб. [6].
Со вступлением Беларуси в Таможенный союз и в дальнейшем созданием Единого Экономического Пространства государственная поддержка сельского хозяйства в нашей экономике должна снижаться. В настоящее время меры поддержки остались. Так, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2012 года № 113 "О развитии организаций льняной отрасли", в 2012 году планируется ряд мер, в том числе выделение льготных кредитов на закупку оборудования, предоставление гарантий по возврату кредитов. ОАО "Белагропромбанк" предложено выдать в 2012 году указанным организациям льняной отрасли кредиты в сумме 450 млрд. руб. на 7 лет [10].
Несмотря на активизацию научных исследований кластеров в Республике Беларусь, многие вопросы остаются не до конца изученными, в частности - институциональное обеспечение кластерного подхода, формирование организационно-экономического механизма кластеризации, последовательность организации кластеров в экономике региона.
Таким образом, положительный зарубежный опыт кластеризации, процессы глобализации и усиление международной конкуренции, роль регионов в социальноэкономическом развитии экономики страны, мировой экономический кризис, ухудшение экономического состояния предприятий и отраслей, недостаточная разработанность кластерного механизма социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности регионов, отраслей и национальной экономики предопределили цель и задачи исследования.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - обосновать организационно-правовое обеспечение кластерного подхода к повышению эффективности регионального производства на примере Витебского региона.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- обосновать роль кластеров в развитии региональных экономик;
- исследовать институциональные формы организации кластеров в экономике Беларуси;
- изучить возможность создания холдинга «Витебский лен»;
- обосновать направления формирования и развития кластеров в региональной экономике.
РОЛЬ КЛАСТЕРОВ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК
Изучение теоретических основ кластеров, а также зарубежного опыта организации и функционирования кластеров в экономике стран Европейского союза, Китае, Индии, России, Украине, Казахстане [3, 4, 5, 7, 11, 13, 14, 15, 16, 17 ] позволило идентифицировать следующие факторы конкурентоспособности региона в результате создания кластеров и предпосылки их формирования.
1. Активизация инноваций за счет:
- накопления в кластерах знаний коммерческого и производственного характера и быстрой диффузии знаний в кластере;
- создания инноваций благодаря внутренней конкуренции между производителями кластера;
- ускорения внедрения инноваций в результате сотрудничества между поставщиками и производителями;
- приобретения новшеств в рамках международного технологического сотрудничества кластеров (СП, франчайзинговые предприятия).
2. Повышение конкурентоспособности субъектов кластера за счет снижения:
- трансакционных затрат;
- логистических затрат;
- скидок посредникам;
- налогов.
3. Рост ВВП/ВРП и налоговых поступлений в бюджеты за счет:
- совместных с членами кластера инвестиций, в том числе привлечения иностранных инвестиций;
- привлечения средств местных бюджетов для финансирования инновационных проектов развития технологий и инфраструктуры в рамках проектов государственночастного партнерства;
- взаимного кредитования участников кластера, а также взаимных гарантий и поручительств в случае устойчивых долговременных кооперационных связей; в состав кластера могут входить не только промышленные предприятия, но и финансовые и инвестиционные компании, в том числе специализированные инвестиционные банки и лизинговые компании.
1. Развитие малого и среднего бизнеса в регионах за счет:
- формирования отношений аутсорсинга, когда малые и средние предприятия выполняют продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера;
- открытия новых зон предпринимательства в производственной цепи кластера (цепочке ценностей).
2. Рост экспорта в кластере за счет:
- совместных с субъектами кластера маркетинговых программ по исследованию рынков, позиционированию в сегментах рынка;
- совместных программ продвижения и сбыта на внешних рынках (создание совместных представительств, торговых домов, логистических центров);
- использования преимуществ известного бренда всеми участниками процесса кооперации.
3. Увеличение занятости, повышение доходности регионального производства за счет:
- образования новых субъектов бизнеса вследствие воздействия конкуренции на углубление специализации, на создание новых ниш и расширение кластера;
- создания недостающих производств в технологической цепи в рамках программ импортозамещения, программ привлечения иностранных инвестиций.
4. Экономическое развитие приграничных территорий за счет:
- обеспечения приграничного сотрудничества кластеров в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры.
В кластере создаются положительные эффекты (экстерналии), когда экономические преимущества, полученные одними субъектами кластера, передаются другим участникам.
АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАСТЕРОВ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Для организационного обеспечения кластеров в мировой практике используют различные правовые формы объединений участников - промышленные ассоциации, холдинги, финансово-промышленные группы, государственно-частные партнерства. Наибольшее распространение за рубежом получила промышленная ассоциация. Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме ассоциации представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме ассоциации
Содержание и отличительные Преимущества для участников Недостатки
характеристики
1. Некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом.
2. Имущественная независимость членов, производственно-хозяйственная самостоятельность, простота вхождения в организацию.
3. Совместное решение образовательных, научных и других задач.
4. Контроль за управлением активов, но не за самими активами субъектов кластера.
5. Включает как коммерческие, так и некоммерческие организации.
1. Научно-техническое развитие субъектов за счет реализации совместных программ научных исследований, образования, а также за счет инновационных программ в рамках партнерства с органами регионального управления и научно-исследовательскими организациями.
2. Расширение экспорта за счет совместных (в том числе с конкурентами) программ маркетинга.
3. Повышение качества продукции за счет включения в кластер потребителей и лучшего учета его потребностей.
4. Снижение трансакционных издержек в результате доверия и сотрудничества между членами кластера.
5. Содействие достижению общих целей
участников объединения.______________________
1. Отсутствие кластерных инициатив со стороны бизнеса.
2. Необходимость уплаты вступительных и членских взносов на содержание аппарата управления некоммерческой организации субъектов кластера.
Источник: собственная разработка на основе [1].
Ассоциация - это некоммерческая организация, являющаяся юридическим лицом. Ее хозяйственная и финансовая деятельность регулируется соответствующими законами и правовыми актами Республики Беларусь, в первую очередь, Гражданским кодексом Республики Беларусь. Ассоциация действует на принципах окупаемости и самофинансирования. Учредителями Ассоциации производителей могут быть базовый (отраслевой) вуз, научно-исследовательская организация, исполнительный комитет местного органа государственного управления, крупные отраслевые предприятия. Субъекты кластера, изъявившие желание вступить в Ассоциацию, становятся ее членами, уплачивая при этом вступительные и членские взносы. Это дает им право получать услуги Ассоциации в области развития образования, активизации инноваций, совершенствования маркетинга и др. бесплатно или по льготным тарифам.
Источниками финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы участников, гранты на целевые проекты, бюджетные средства (в рамках проектов государственно-частного партнерства), а также добровольные пожертвования других предприятий и организаций. Членство в ассоциации добровольное, из этого следует, что ассоциация не тождественна кластеру по количественному составу участников, так как не все субъекты кластера могут изъявить желание вступить в ассоциацию.
Ассоциация будет являться инструментом, обеспечивающим сетевое сотрудничество и государственно-частное партнерство между тремя основными группами: кластером (его членами); органами государственного и регионального регулирования кластеризации (комиссия по конкурентоспособности и кластерам при Министерстве экономики Республики Беларусь, комиссии по кластерам при областных комитетах по экономике); внешними структурами (иностранными инвесторами и международными донорами).
В Беларуси наибольшее распространение получили холдинги. Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме холдинга представлена в таблице 2.
Членство в холдинге является добровольным. Холдинг может объединять не всех участников кластера. Поэтому создание холдинга неравнозначно созданию кластера. Как видно из анализа правового обеспечения холдинга, он имеет достаточное количество преимуществ для участников. Кластер - это демократическая, гибкая структура, не предполагающая централизации управления, а, наоборот, базирующаяся на конкуренции участников. В кластер могут входить как объединения предприятий, так и самостоятельные предприятия, научно-исследовательские и образовательные организации.
Таблица 2 - Характеристика организационно-правового обеспечения кластеров в форме холдинга
Содержание и отличительные характеристики Преимущества для участников Недостатки
1. Совокупность управляющей компании и контролируемых ею дочерних компаний. 2. Холдинг не является юридическим лицом. 3. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики, расположенных в одном или близких регионах, в управляющей компании. 4. Присутствуют отношения и кооперации и конкуренции 1. Повышение конкурентоспособности продукции по цене за счет снижения затрат (трансакционных, логистических, на содержание аппарата управления) и скидок посредникам благодаря вертикальной кооперации. 2. Концентрация инженерного потенциала в холдинге, активизация научноисследовательских и опытно-конструкторских работ за счет объединения поставщиков и производителей. 3. Рост экспорта за счет совместных маркетинговых программ исследования рынка, позиционирования товара, продвижения и сбыта. 4. Минимизация отрицательного воздействия конкуренции, объединение рисков дочерних структур, входящих в холдинг, что позволяет снизить негативное воздействие рисков. 5. Облегчение налоговой нагрузки за счет наличия льгот по налогу на прибыль: при движении имущества внутри холдинга, при инвестиционной деятельности. 6. Возможность получения средств централизованного фонда управляющей компании холдинга его участниками на производственное, научно-техническое развитие, энергосбережение и др. 1. Создание холдинга влечет частичную (в пределах доли передаваемых акций) потерю фактической самостоятельности дочерних предприятий. 2. Трудности в объединении активов убыточных предприятий. 3. Трудности в объединении предприятий разной подчиненности и формы собственности. 4. Сложности для управляющей компании в управлении, владея только 25 % активов дочерних предприятий. 5. Сложность выхода дочерней компании из холдинга. 6. Сложность включения образовательных и научноисследовательских организаций в состав холдинга.
Источник: собственная разработка на основе [8, 9].
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГА «ВИТЕБСКИЙ ЛЕН»
Правовой основой организации холдингов в Республике Беларусь являются следующие нормативно-правовые акты:
- Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь».
Изменения и дополнения:
- Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2011 г. № 2;
- Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2011 г. № 458 .
Пунктом 1 Указа № 660 холдинг определен как объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором:
1) одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании:
- владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами, а также учреждений, созданных управляющей компанией холдинга;
- договора доверительного управления 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга;
- иного договора, в соответствии с которым управляющей компанией холдинга приобретаются права по управлению деятельностью дочерних компаний холдинга;
2) физическое лицо - собственник имущества унитарных предприятий, простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) хозяйственных обществ в размерах, определенных в абзаце втором подпункта 1.1 настоящего пункта, осуществляет управление (участвует в управлении) этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями.
Функции управляющей компании определены пунктами 12 и 13 Указа № 660, в соответствии с которыми управляющая компания: проводит согласованную финансовую, инвестиционную и производственную политику холдинга; разрабатывает планы перспективного развития холдинга; выступает от имени участников холдинга в отношениях, связанных с созданием и деятельностью холдинга; ведет консолидированный учет и отчетность о финансово-хозяйственной деятельности холдинга. Идентификация кластера льна в Витебском регионе, представленная в работе автора [12], а также результаты анализа институционального обеспечения кластеров позволили определить рекомендуемый состав участников холдинга «Витебский лен».
Управляющая компания - РУПТП «Оршанский льнокомбинат». Обладает контрольным пакетом акций.
Дочерние предприятия:
- льносемстанции Витебской области;
- льнозаводы;
- льносеющие хозяйства;
- швейные предприятия;
- текстильные предприятия;
- РУП «Институт льна НАН Беларуси»;
- логистический центр (в перспективе);
- оптовые торгово-закупочные организации;
- торговые дома;
- представительства за границей.
Органы регионального управления
Комитет экономики Витебского обл.исполкома Комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского обл. исполкома «Витагросервис» Инспекция МНС Витебского обл. исполкома Управление торговли Витебского обл.исполкома
Оптовые торгово-закупочные организации
Швейные
предприятия
Т
Текстильные
предприятия
Структурное подразделение РУПТП «Орш льнок-т» по выращиванию льна, заготовке и переработке льнотресты
т
РУП «Институт льна НАН Беларуси»
ОАО «Оршанская льносемстанция»
ОАС «Дубровенский льнозавод»
«3
оа 5
5§
Ж о; Л ет О.
§2 си о
X * р 2 Й оа о О
о о.
ІЮ
м.
'За * ° I"
се ®
Филиал «Коханов-ский льнозавод» Филиал «Плисский льнозавод» Филиал «Верхне- двинский льнозавод» Филиал «М порский льнозавод» Филиал «По-ставский льнозавод»
о
X
О)
о.
о * ^ ° Уз Ї 3- “5
ы О ¡4
о н О
н
у
С* У ГГ*
>> >л
>5 в
їй ¡а-
О о
_0
X У о
<и о ю
О с «=;
<и о
«=: ь и
X
X
(О
* о 2§
* о ¡1
св
Э
> * У <3 ^ ° N
ев ® ? X
с;
§
а.
СО
X о 2 і С -о
4 льно- 3 льно- 3 льно- 1 льносею-
сеющих сеющих сеющих щее хозяй-
хозяйства хозяйства хозяйства ство
4 льносеющих хозяйства (Полоцкого района- 1), Верхнедвинского - 3)
5 льносеющих хозяйств (Браславского р-на -4), Миорского -_______11
13 льносеющих хозяйств
1_Д
г-1'
Учреждения
УО «ВГТУ»
•колледжи и училища по подготовке рабочих УП «Витебское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты» РУП «Вит. центр стандартизации, метрологии и сертификации Витебская таможня •Витебский центр маркетинга
Витебский центр поддержки предпринимательства
Универсальный испытательный центр продукции текстильной и легкой промышленности •Технопарк Полоцкого государственного ун-та Технопарк ВГТУ •Региональный центр трансфера технологий Инкубатор малого предпринимательства
Рисунок 1 - Рекомендуемая организационная структура холдинга «ВИТЕБСКИЙ ЛЕН»
Источник: собственная разработка
Рекомендуемая организационная структура холдинга «Витебский лен» представлена на рисунке 1. Субъекты холдинга на рисунке размещены в квадрате темного фона. Эти субъекты связаны отношениями сотрудничества, партнерства, подчиненности с органами регионального и отраслевого управления и учреждениями Витебской области.
Поскольку планируется создание холдинга «Витебский лен» путем включения ряда организаций в его состав, то представляет интерес эта процедура. Согласно п.7 Указа Президента Республики Беларусь № 660 включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании осуществляется в следующем порядке:
- коммерческая организация принимает решение о вхождении в состав участников холдинга в качестве дочерней компании в порядке, предусмотренном ее уставом;
- управляющая компания холдинга (собственник) принимает решение о включении коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании;
- холдинг получает согласие антимонопольного органа на включение коммерческой организации в состав участников холдинга в качестве его дочерней компании в соответствии с Законом № 2034-Х11;
- управляющая компания холдинга (собственник или уполномоченное им лицо) обращается в Минэкономики Республики Беларусь за регистрацией нового перечня участников холдинга.
Таким образом, для правового обеспечения создания холдинга «Витебский лен» необходимо решение следующих юридических вопросов:
- правовое обеспечение объединения в холдинге предприятий разной подчиненности и формы собственности;
- механизм выхода дочерней компании из холдинга;
- процедура включения образовательных и научно-исследовательских организаций в состав холдинга;
- правовые аспекты объединения активов убыточных предприятий.
НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРОВ В
РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Вопрос механизмов формирования кластеров в экономике является наименее изученным в научной литературе, а практика доказывает, что универсальных моделей формирования кластеров нет. В странах с развитой рыночной экономикой и демократизацией общества (Италия, Испания, США и др.) инициативы создания кластеров идут «снизу» и, наоборот, в странах с административной системой управления и неразвитым гражданским обществом (Индия, Украина, Латвия) формирование кластеров происходит «сверху». С учетом разработанной автором кластерной концепции [12], зарубежного опыта кластеризации и особенностей экономических и социальных отношений в Республике Беларусь предлагаются следующие направления государственной поддержки организации и развития кластеров в экономике Беларуси.
1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ:
- создание при Министерстве экономики Республики Беларусь комиссии по конкурентоспособности и кластерам, которой рекомендуется осуществлять взаимодействие с правительством, республиканскими и местными органами управления по вопросам разработки законодательной базы кластеров, национальной кластерной стратегии; сбор информации о деятельности кластеров; оценку конкурентоспособности кластеров и его субъектов;
- образование в регионах комиссий по кластерам при областных комитетах по экономике, которые будут осуществлять организационную поддержку процессов внесения изменений в законодательство Республики Беларусь, направленных на развитие кластеров в регионе; проведение мероприятий по развитию кластерных инициатив; экспертиза кластерных проектов; мониторинг и оценку деятельности по созданию кластеров;
содействие в преодолении административных и бюрократических барьеров в организации и развитии кластеров в регионе;
- создание в регионах промышленных ассоциаций и центров кластерного развития, способствующих процессу формирования и развития кластера.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРОВ:
- разработка методических и практических материалов по созданию кластеров в помощь руководителям региона и предпринимателям;
- пропаганда в обществе идей и преимуществ, связанных с созданием кластеров. Подготовка представителей власти, деловых кругов и общественных институтов посредством проведения семинаров, круглых столов, рабочих групп, конференций с целью развития кластерных инициатив;
- подбор и обучение специалистов, которые призваны распространять идеи кластеров;
- идентификация кластеров в регионе, анализ их конкурентоспособности;
- разработка и реализация кластерных проектов;
- мониторинг деятельности кластеров, пользующихся господдержкой;
- принятие закона Республики Беларусь «О государственно-частном партнерстве».
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ:
- финансирование (в т. ч. на условиях государственно-частного партнерства)
создания в регионе субъектов инновационной инфраструктуры (региональные венчурные фонды, стартапы, кредитные союзы, сети бизнес-ангелов, бизнес-инкубаторы,
технологические парки, центры мастерства, центры кластерных инициатив и др.);
- конкурсное финансирование инвестиционных кластерных проектов (например, технического развития поставщиков, образовательные проекты, проекты создания товаропроводящих сетей за рубежом и др.);
- предоставление льготных кредитов и (или) гарантий для инвестиционных
проектов, направленных на развитие кластеров;
- предоставление грантов на обучение субъектов кластера;
- размещение государственных заказов на предприятиях кластера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленные теоретико-методологические основы формирования и развития кластеров в региональной экономике позволят субъектам управления на всех уровнях разрабатывать и реализовывать стратегии, направленные на повышение эффективности регионального производства.
Институциональными формами организации кластеров в региональной экономике могут быть промышленные ассоциации, холдинги. Тем не менее, эти объединения не являются кластерами. Для формирования и развития реальных кластеров в региональной экономике необходимо на государственном уровне принять меры по институциональному и организационно-правовому обеспечению формирования кластеров. Должен быть разработан и внедрен экономический механизм стимулирования кластерных инициатив с использованием инструментов государственно-частного партнерства.
Список использованных источников:
1. Гражданский Кодекс Республики Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/. - Дата доступа: 22.01.2012.
2. Доклад Совета по национальной конкурентоспособности «Концепция - 2020. Российские регионы. Проекты развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.nic-consult.ru/. - Дата доступ : 25.08.2011.
3. Марков, Л. С. Кластеры: формализация взаимосвязей в неформализованных производственных структурах / Л. С. Марков, М. А. Ягольницер. - Новосибирск : ИЭООП СО РАН, 2006. - 194 с.
4. Портер, М. Конкуренция : пер. с англ. / М. Портер. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2002. - 496 с.
5. Пятинкин, С. Ф. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт / С. Ф. Пятинкин, Т. П. Быкова. - Минск : Тесей, 2008. - 72с.
6. Сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь. - 2012. - Режим доступа: http://www. belstat.gov.by. - Дата доступа - 24. 02.2012.
7. Соколенко, С. И. Подъем национальной конкурентоспособности на основе кластерной модели / С. И, Соколенко // Regional forum “Social Aspects and Financing of Industrial Restructuring”, 26 and 27 november 2003, Moscow, Russian Federation. Topic 6 : Regional dimension of industrial restructuring. Part 5. - M. : Press, 2003. - С. 104- 118.
8. Указ Президента Республики Беларусь от 13 октября 2011 г. № 458 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента № 660». // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/. - Дата доступа: 22.01.2012.
9. Указ Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/. - Дата доступа: 22.01.2012.
10. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 2012 года № 113 "О развитии организаций льняной отрасли" // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pravo.by/. - Дата доступа: 22.01.2012.
11. Цихан, Т. В. Кластерная теория экономического развития / Т. В. Цихан // Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.subcontract.ru/ . - Дата доступа:
25.08.2011.
12. Яшева, Г. А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства : монография / Г. А. Яшева. - Витебск : УО «ВГТУ», 2009. - 373 с.
13. Cluster Analysis & Cluster-based policy in OECD-countries various approaches, earl results & policy implications / Editors : Theo J. A. Roelandt, Pim den Hertog. // Report by the Focus Group on: Industrial clusters [Electronic resource]. - 1999. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. - Date of access: 18.06.2011.
14. Gulati, M. Improving efficiency of service provision - relevance of cluster approach / Mukesh Gulati // UNIDO - NEW DELHI, 2003, 3 December. - [Electronic resource]. -2003. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. - Date of access:
12.09.2011.
15. Luukkainen, S. Industrial Cluster in the Finnish Economy / Sacari Luukkainen // VTT Group for Technology Studies. P.O. BOX 1002. [Electronic resource]. - 2002. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. - Date of access: 24.10.2009.
16. Solvell, O. Clusters - Balancing Evolutionary and Constructive Forces: second edition / Solvell O. - Odeshog, 2009. - 136р. ClusterObservatory official website [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.clusterobservatory.eu / . - Date of access:
16.12.2011.
17. Tiri, M., Moreau, R., Peeters, L. Identification of clusters in Switzerland Analysis / Marc Tiri, Rachel Moreau, Ludo Peeters // ITEO, Limburg University, Belgium. Presentation and interpretation of first results. OECD cluster focus group workshop. [Electronic
resource]. - 2000. - Mode of access: http://www.oecd.org/daf/corporate. access: 09.05.2010.
Статья поступила в редакцию 22.03.2012
SUMMARY
Date of