Научная статья на тему 'Формирование кластерной стратегии регионального развития'

Формирование кластерной стратегии регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кластерной стратегии регионального развития»

ные органы как субъекты конкурсных отношений, собственная инфраструктура института банкротства. Законы создаются и соблюдаются не ко Дню города, а законотворец или государственный чиновник не должны напоминать диспетчера с запоздалым реагированием на уже ушедший поезд. Любой нормативно-правовой акт должен быть выстроен на перспективу; тогда меньше будет фарисейских рассуждений о том, что последний российский закон о несостоятельности вполне управляем, неуправляемой является подконтрольная закону ситуация.

Да, экономико-правовое регулирование несостоятельности в РФ не только не стало полноправным институциональным инструментом обеспечения платежной дисциплины предприятием, но более того - порой приобретает черты фактора, вызывающего нестабильность или нарушение равновесия, что, в свою очередь, способствует снижению степени доверия к органам государственного управления. Антикризисное управление может рассчитывать на успех в решении поставленных перед ним задач только при условии адекватного восприятия всеми его участниками относительно нового для современной российской экономики явления - несостоятельности. Поэтому предстоит еще большая работа по формированию понимания обществом в целом и хозяйствующими субъектами в частности необходимости и полезности института банкротства.

Итак, банкротство инерционно развивающихся и депрессивных территорий: экзотика или реальность? Напомним, что только в ЦФО РФ таковыми являются Калужская, Брянская, Ивановская, Рязанская, а также Тамбовская, Орловская и Костромская области1.

Порой важнее и правильнее ответить «не знаю», чем давать многочисленные и никчемные советы. Однако нужно понимать, что без ответа вообще или хотя бы отдельных попыток невозможно появление новых форм и механизмов организации рынка в целом и ведения бизнеса в частности; это, в свою очередь, делает возобновление либо переход к экономическому росту национального хозяйства маловероятным. Практически предлагаемый набор институциональных ограничений на современном этапе экономических отношений не соответствует их перспективе.

Вне сомнения, для перехода экономик большого числа российских предприятий к режиму устойчивого состояния и, в дальнейшем, роста требуется надежная опора на государство, ибо его законотворческие, регулирующие и контролирующие методы становятся на сегодняшнем этапе решающим фактором. Автор полностью согласен с мнением, что «сущностная эквивалентность остается пока неразрешимой для трансформируемой российской экономической системы. В зависимости от того, насколько содержание формальных институтов направлено на снижение цены, которую платят люди, действуя в соответствии со своими убеждениями и мотивами, настолько институты создают экономическую свободу для хозяйствующего субъекта, позволяя сделать выбор, соответствующий убеждениям»2.

Яшева Г. А.

д.э.н., доцент, зав. кафедрой Витебского государственного технологического университета ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНОЙ СТРАТЕГИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Региональный уровень социально-экономического развития становится все более актуальным в силу целого ряда объективных причин, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, с точки зрения синергетики, государство, являясь результатом самоорганизации общества, должно создавать условия для постоянной самоорганизации на региональном и микроуровнях управления. Во-вторых, наряду с активизацией процесса глобализации современное экономическое развитие характеризуется все возрастающей регионализацией, когда близость создателей «интеллектуального капитала», «технологических ресурсов» и бизнеса имеет решающее значение для достижения успеха в инновационной сфере. В-третьих, в развитых странах все большее распространение получает тенденция углубления промышленной и торговой специализации, что выражается в стремлении сосредоточивать отдельные виды производства в регионах, имеющих сравнительные преимущества. В-четвертых, местные правительства достаточно компетентны и опытны в партнерских отношениях с частным сектором, они могут оказывать существенное влияние на соответствующие программы и расходы, имея в распоряжении средства местного бюджета. В-пятых, местные органы управления мобильней, ближе к субъектам хозяйствования, чем национальные правительственные организации.

Процессы глобализации, усиления конкуренции, мировой финансовый кризис, развитие информационно-компьютерных технологий, растущая взаимосвязь между рынками капитала и новыми технологиями, усиление социальной ориентации последних, масштабный характер создания и использования знаний, технологий, продуктов, услуг, обусловили возникновение кластеров как институциональной основы инновационного развития регионов и страны в целом. Проблема формирования кластеров для целей инновационного развития и повышения конкурентоспособности экономических систем является актуальной для многих стран догоняющего развития. В основе кластерного подхода находится понятие «кластер», по форме представляющий собой сетевую организацию географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и покупатели) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного и регионального управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга.

В соответствии с институциональной теорией, источником экономического роста и повышения конкурентоспособности в условиях нестабильной внешней среды является ресурс межличностных отношений, основанных на дове-

1 См.: Новоселова И. Оценка конкурентоспособности региональной экономики // Проблемы теории и практики управления. -

М., 2009. - № 2. - С. 33.

2

Ребгун Э.К. Системная несостоятельность в промышленности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 30.

рии и сотрудничестве между хозяйствующими субъектами, представляющий социальный капитал. Этот ресурс получает свое развитие в кластерной концепции, которая основана на формировании новых взаимоотношений между субъектами хозяйствования (сетевое сотрудничество), а также между органами государственного управления и бизнесом (государственно-частное партнерство), в результате которого реализуются конкурентные преимущества кластеров в активизации инноваций, развитии человеческого капитала, совершенствовании маркетинга.

Кластеры способствуют развитию региональных и национальных экономик, что обусловлено следующими факторами.

• Кластеры обеспечивают положительные эффекты (экстерналии); взаимосвязи внутри кластера ведут к появлению новых методов конкуренции, что способствует созданию инноваций.

• Кластеры создают условия для формирования региональных инновационных систем.

• Для всей экономики страны или региона кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка и освоения международного. Наличие целого кластера отраслей ускоряет процесс создания факторов конкурентных преимуществ за счет совместных инвестиций в развитие технологий, в информацию, инфраструктуру, образование.

• Крупные производители кластера создают спрос на специализированные материально-технические ресурсы и услуги. Взаимосвязи внутри кластера обеспечивают развитие аутсорсинга, когда малые и средние предприятия выполняют продукцию, работы и услуги для ключевых субъектов кластера, тем самым способствуют развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

• Конкуренция между производителями в кластере приводит к углублению специализации в кластере, поиску новых ниш и расширению кластера, в результате чего образуются новые субъекты бизнеса, что повышает доходность регионального производства, решает проблемы занятости населения и усиливает интеграционный потенциал региона.

• Кластеры являются одной из институциональных форм обеспечения приграничного сотрудничества в сфере торговли, сельского хозяйства, туризма, транспорта, инфраструктуры, что способствует экономическому развитию приграничных территорий.

В Республике Беларусь системные исследования в области кластеров и кластерного подхода не проводились, несмотря на глубокую проработку отдельных аспектов в трудах отечественных ученых. Например, технологические кластеры рассматривали В.Ф. Байнев, Н.И. Богдан, С.Г. Галуза, А.В. Марков, И.А. Михайлова-Станюта, М.В. Мясни-кович, Л.Н. Нехорошева, П.Г. Никитенко. Преимущества территориально-производственных комплексов и корпоративно-кластерной структуры экономики обосновывали в своих исследованиях Я.М. Александрович, А.А. Быков, С.С. Поло-ник, В.В. Пинигин. Вопросы государственно-частного партнерства и социального капитала исследовали И.В. Новикова, В. С. Фатеев.

Таким образом, вызванные глобализацией и несовершенством инновационных систем проблемы инновационного развития Беларуси, роль кластеров в социально-экономическом развитии стран и регионов, положительный опыт применения кластерной концепции в зарубежных странах и недостаточная разработанность методологии и методики кластерного подхода в инновационном развитии экономик предопределили актуальность исследования.

Цель исследования - разработать теоретико-методологические и методические основы формирования региональной кластерной стратегии для обеспечения устойчивого инновационного развития регионов Беларуси.

Теоретико-методологические основы формирования региональной кластерной стратегии

Проведенный анализ зарубежного опыта формирования кластерной политики [1, 5, 6, 7, 8, 9] позволил сделать следующие выводы:

1) существуют национальные особенности кластерной политики (стратегии стран в кластерной политике различаются в зависимости от национальных традиций и культуры процесса формирования политики, а также концепции кластера);

2) присутствует многообразие стратегических кластерных альтернатив, которые определяются национальными особенностями и принятой кластерной концепцией;

3) кластерные политики государств различаются по степени вмешательства правительства в процесс кластеризации;

4) методические основы формирования кластерной политики не разработаны.

С учетом обоснованных автором теоретических основ кластера и кластерного подхода, концепции управления конкурентоспособностью экономических систем на основе организации кластеров [4], зарубежного опыта формирования кластерной политики, а также научного подхода к процессу выработки и осуществления политики, предлагаются следующие теоретико-методологические основы разработки и осуществления региональной кластерной стратегии в Республике Беларусь.

Субъектами проведения кластерной политики являются органы управления наднационального, национального и регионального уровня. Наднациональными органами управления выступают различные международные организации - ОЭСР, Европейский Союз, ЮНИДО, Европейский Банк Реконструкции и Развития и др., которые финансируют донорские кластерные проекты [5, 6, 7, 8, 9]. Основываясь на зарубежном опыте, с учетом специфики государственного управления в Республике Беларусь в качестве субъектов кластерной политики национального уровня предлагаются следующие:

• министерство экономики Республики Беларусь;

• министерство торговли Республики Беларусь;

• государственные отраслевые концерны;

• специальный государственный орган поддержки кластеров.

Субъекты региональной кластерной политики:

• комитеты по экономике местных администраций;

• специальные государственные органы поддержки кластеров (комиссии по кластерам при областных комитетах по экономике);

• коллегиальные органы управления кластерным процессом в форме некоммерческих организаций.

Значительная роль в кластеризации зарубежных экономик принадлежит некоммерческим организациям - промышленным ассоциациям. Они выступают инициаторами создания кластеров в регионе, оказывают помощь в разработке национальной/региональной стратегии конкурентоспособности посредством предоставления информации об уровне конкуренции, требованиях покупателей, новых рыночных возможностях и др. Ассоциации способствуют повышению конкурентоспособности кластера за счет учреждения связей между субъектами кластера, а также взаимодействия с местными органами управления и правительством страны по вопросам совершенствования законодательства.

Деловые сообщества в форме некоммерческих организаций становятся субъектом права для инициирования законодательных реформ по поддержке кластеров, для взаимосвязей с зарубежными инвесторами по привлечению инвестиций в кластеры, установления и расширения торгово-экономических связей с зарубежными региональными администрациями в целях развития приграничного сотрудничества. В условиях глобализации и регионализации, приближения границ Европейского Союза к Республике Беларусь, развития международного сотрудничества в рамках СНГ, ЕврАзЭС, организация интернациональных кластеров имеет большое значение для экономического роста и повышения конкурентоспособности регионов Беларуси.

Центральным этапом формирования кластерной политики является разработка кластерной стратегии, которая, в соответствии с принципом многоуровневости формирования, должна разрабатываться на уровне государства (национальная), на местном уровне (региональная) и на уровне субъектов кластеров (микроуровень). Исходя из обозначенного системного подхода, кумулятивного характера процессов кластеризации, а также роли кластеров в повышении конкурентоспособности экономических систем, региональная кластерная стратегия должна быть составной частью стратегии социально-экономического развития региона.

На основе результатов исследования кластеров генерируются стратегические альтернативы. Оптимальный набор стратегических альтернатив определяется в зависимости, во-первых, от стадии жизненного цикла кластеров: возникающие, кластеры в стадии развития, кластеры в стадии упадка (см. работу автора [4, с. 26]). Например, для возникающих кластеров стратегиями поддержки их развития могут быть просвещение и популяризация кластерного подхода, обеспечение форума для конструктивного диалога между участниками кластеров, привлечение иностранных инвестиций в кластер, экономическое стимулирование сетевого сотрудничества в науке, образовании, маркетинге и сбыте.

Для кластеров в стадии развития - поддержка предпринимательства, расширение источников финансирования, трансфер технологий в кластере, проведение совместных маркетинговых исследований и сбыта на внешних рынках, развитие приграничного сотрудничества, проведение совместных разработок новой продукции для субъектов кластера.

Для кластеров в стадии упадка - создание банка инвестиционных проектов в кластере, создание объектов финансовой инфраструктуры в регионе (общества взаимного кредитования, венчурные фонды и др.), привлечение иностранных инвестиций в кластер, расширение приграничного сотрудничества и сбыта на внешнем рынке.

Во-вторых, стратегические альтернативы будут зависеть от степени развития кластерных отношений. Например, оптимальная стратегия для реальных кластеров будет отличаться от стратегии для потенциальных кластеров. Так, стратегическими альтернативами для потенциальных кластеров могут быть следующие: просвещение и популяризация кластеров, экономическое образование специалистов органов государственного, регионального управления и менеджеров предприятий, организационное объединение субъектов в некоммерческую организацию, разработка методов экономического стимулирования кластеров и др.

Для реальных кластеров, которые уже организационно оформлены (создана некоммерческая организация) и налажены отношения сотрудничества, стратегическими альтернативами могут быть: создание общей деловой инфраструктуры для кластера, привлечение иностранных инвестиций в кластер, осуществление программ совместного сбыта на внешних рынках, совместных научных разработок и др.

Оптимальная стратегия для кластеров, которые можно охарактеризовать как очень локализованные, широкие, глубокие, с высокой конкурентоспособностью, в которых доминируют малые и средние предприятия и преобладают долгосрочные отношения, будет существенно отличаться от стратегии для тех кластеров, которые рассредоточены, узкие, мелкие, имеют низкую конкурентоспособность.

В-третьих, стратегические альтернативы зависят от целей и приоритетов в формировании кластерных связей и сотрудничества. Программы кластерного развития могут быть сконцентрированы на следующих направлениях: расширении и углублении местного рынка; привлечении иностранных инвесторов; сочетании этих двух направлений. По этому фактору формирования кластерной стратегии возможны следующие стратегические альтернативы:

• стратегия национального/регионального кластера, целью которой является повышение конкурентоспособности страны/региона путем выявления кластеров в стране/регионе и создания мер по их развитию. Преимущество этой стратегии в том, что она способствует созданию особых конкурентных преимуществ страны/региона, которые сложно скопировать;

• стратегия интернациональных кластеров, которая предполагает создание кластеров путем привлечения иностранных инвесторов и внешних поставщиков. Преимущество этой стратегии заключается в быстром развитии региональной экономики. Слабая сторона этой стратегии состоит в том, что интернациональные кластеры являются пред-

метом для копирования и конкуренции. Кроме того, существует риск, что иностранные инвесторы по каким-либо причинам могут свернуть свои мощности и уйти с рынка;

• смешанная стратегия, согласно которой объединяются стратегия национального/регионального кластерного развития и стратегия интернационального кластера. Смешанная стратегия, будучи по существу привлекательной, может привести к неопределенности и конкуренции среди стратегий, направленных на местные и иностранные предприятия.

Таким образом, оптимальный набор стратегических альтернатив будет зависеть от существующих местных ресурсов и изначальных возможностей самого кластера, а также от проводимой кластерной политики. Выбор стратегических кластерных альтернатив осуществляется по следующим критериям: осуществимость, достижимость цели, ре-сурсообеспеченность, минимальный риск, период реализации стратегии.

На основе определенных кластерных стратегий разрабатывается кластерная программа, включающая: мероприятия, сроки, затраты, источники финансирования, ответственных исполнителей. Кластерная программа разрабатывается по приоритетным направлениям, выявленным в ходе анализа, и состоит из отдельных проектов, таких как проект развития кластерных инициатив, организации конкретного кластера (например, туристического кластера, кластера обуви, льна и т.д.), проект создания кластерной инфраструктуры, трансграничного сотрудничества кластеров, технического развития поставщиков и др. Таким образом, программа может формироваться как мультипроект.

Методика разработки региональной кластерной программы

Принятие в деловых и правительственных кругах Республики Беларусь кластерной концепции повышения конкурентоспособности экономики ставит перед органами государственного регионального управления задачу разработки и реализации региональных кластерных программ в составе стратегии социально-экономического развития региона. Кластерные программы представляют собой мультипроект, включающий, например, проект создания деловой и кластерной инфраструктуры в регионе, проект организации определенного кластера (например, строительного, текстильного, туристического и др.), поэтому наиболее целесообразным методом планирования представляется метод проектного управления и финансирования. Региональные кластерные программы представляют собой инструмент реализации государственно-частного партнерства (ГЧП). Они основаны на интеграции ресурсов государства и бизнеса, согласовании обязательств в рамках совместных проектов и разграничении ответственности сторон, взаимоувязке целей, совместном управлении.

Отличительной особенностью этого подхода является широкое вовлечение в процесс планирования представителей различных гражданских инициатив, бизнес-сообществ, ученых и специалистов на всех этапах, т.е. он позволяет реализовать принципы государственно-частного партнерства, что повышает объективность, экономическую эффективность и достижимость программ. Это обеспечивается за счет создания организационной структуры управления проектом, включая координационный совет, тематические группы для проведения анализа, разработки мероприятий, планирования расходов и контролирующий орган.

Государственными заказчиками региональных кластерных программ могут выступать облисполкомы, разработчиками могут быть научно-исследовательские, консалтинговые организации, высшие учебные заведения, центры поддержки предпринимательства, региональные агентства по экономическому развитию, центры маркетинга. Организационное и финансовое обеспечение может осуществляться международными донорскими организациями. В случае привлечения международных организаций к организации и финансированию кластерной программы, она приобретает статус государственно-частно-международной программы.

Адаптация методологии управления проектами PMBOK (Project Management Body of Knowledge) [2, 3] применительно к рассматриваемой проблеме позволила разработать методику формирования региональной кластерной программы, которая может включать следующие кластерные проекты: развития кластерных инициатив, организации конкретного кластера в регионе, создания кластерной инфраструктуры, развития трансграничного сотрудничества кластеров, привлечения иностранного инвестора и организации интернационального кластера.

Методика включает следующие этапы и действия. 1 Этап - анализ предпосылок кластеров в регионе: анализ социально-экономических показателей и определение приоритетов региональной политики; статистический анализ инновационной активности в регионе; SWOT-анализ промышленности региона; анализ конкурентоспособности предприятий; идентификация и структурирование кластеров, анализ сетевого сотрудничества в выявленных кластерах, анализ конкурентоспособности кластеров.

2 Этап - определение идеи проекта: организация кластера в регионе.

3 Этап - планирование: анализ проблем, постановка целей, формулирование стратегий, разработка логико-структурной матрицы, а также графика мероприятий и поступления ресурсов. Предложена логико-структурная матрица кластерного проекта, включающая следующие разделы: общая цель; цели проекта/программы; результаты; мероприятия; ресурсы и расходы; индикаторы; предположения. Она является инструментом управления на каждой фазе проектного цикла. Примерная логико-структурная матрица кластерного проекта представлена на рисунке 1.

4 Этап - финансирование: обоснование необходимых финансовых ресурсов (производится на основе логико-структурной матрицы) и источников финансирования. Предложены следующие источники финансирования региональных кластерных программ, которые выполняются в рамках ГЧП: местный бюджет (вкладом со стороны государственного сектора могут быть собственность, финансирование, оказание услуг, гарантии банкам, налоговые и иные льготы); средства предприятий и организаций кластера (в качестве вклада частного сектора выступают финансы, имущество, менеджмент, профессиональный опыт, способность к новаторству); средства международных организаций.

Логика содействия

Индикаторы Средства проверки Предположения

Общая цель:

повышение конкурен-юнасти субъектов кластера™

тоспособ

^^^ёльпроёкта^^^

в регионе А органы.зо-производственный стер X к ляс-

вать кластер

стер Y

Результаты^^^^

1. Создана комиссия по кластерам при облисполкоме

2. Разработаны Учредительные документы Промышленной ассоциации

3. ЗарегистрШойана^ро^ мышленная ассоциация

4. Созданы субъектыкластерной инфраструктуры регионе

Мероприятия^^

1. Провести идентификацию и структурирование кластеров в регионе

2. Подготовить и издать информационные материалы о преимуществах кяа-—

стеров_____ь*Х-

Организовать -Х- обучающих семинаров

3. Подписать организационные соглашения участников кластера

4. Заключить договор арен

Й>1 помещения для офиса ромышленной ассоциации

Уровень конкурентоспособности предприятий вырастет с_% в 20_г.

-^^тист^а-пред^"

приятий и результаты экспертных исследо-

гвидетельствоотосу-

. дарртвенний регистрации Промышлен ной ассоциации

комиссия ID

кластерам при ебтаЙспоь коме

2. К20_г. разработаны

Учредительные докумен мПромышленной ассо

" ГраНии ^ ™

3. К20_г. Промышленная ассоциация будет

тктрирована К20_г. созданы субъекты кластерной инфраструктуры ^

■но

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

окуменГН^Уявв промышленюиассоци-1 "ациН, СвидеГельст^оо

гос. регистрации) Пром.

ассоциации

1. Одна комиссия

2. Одна программа

3. Одиниакет учредительных доку* ментов

■ 4. Свидетельство регистрации Промышленной ассоциации

Ресурсы:

Трудовые, материальные, оплата услуг (стоимость ^оргтехники, компьютеров, канцтоваров, гос. пошлина, аренда и др.)

Расходы:

В стоимо5т^ ном выражении по источ-никам^инан"

сирования в разрезе мероприятий

Развйваютсяотношёни^^^

сотрудничества между субъектами кластера Субъекты кластера пользу-»ются услугами Промышлен-

ноПЗссвииации • "Создание кластеров в регионе повысит конкурентоспособность предприятий

1. Комиссия по кластерам при облисполкоме будет создана

2«,Учредительные документы Промышленной ассоциации будут разработаны и ассоциация будет зарегистрирована 3. Субъекты кластерной инфраструктуры будут созданы

йдагификацияи^руктури-

ование кластеров в региона А будет проведена Информационные материалы о преимуществах кластеров будут разработаны Будет организовано -Х- обучающих семинаров Организационное соглашения участников кластера будет подписано

Промышленная ассоциация будет зарегистрирована Орган управления ассоциации

• будет создан и др.

Предпосылки: Низкий уровень конкурентоспособности предприятий ре-иона А_

Горизонтальная логика

Источник: собственная разработка на основе [2, 3]

Рисунок 1.

Логико-структурная матрица кластерного проекта

5 Этап - осуществление: организация выполнения программы, мониторинг программы. Предложено создать следующую организационную структуру управления программой: координационный совет (состоящий из специалистов комитета экономики облисполкома, некоммерческой организации кластеров, ученых, представителей международных донорских организаций), тематические группы для проведения анализа, разработки мероприятий, планирования расходов (состоящие из представителей субъектов кластера, ученых) и контролирующий орган (комитет экономики облисполкома). Определены: инструмент мониторинга (логико-структурная матрица, которая определяет логическую связь мероприятий и обеспечивает основу для распределения обязанностей по управлению и реализации каждого мероприятия); направления мониторинга (целесообразность и качество структуры программы, эффективность, роль результатов в достижении цели программы, возможность тиражирования идеи программы, устойчивость программы) и показатели мониторинга, которые определены по методологии сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard (BSC). На основе методологии BSC, определены следующие направления оценки эффективности кластерного проекта и показатели их оценки:

• финансы (рост чистой прибыли на предприятиях кластера; средний уровень рентабельности совокупных активов; объем кредиторской задолженности предприятий кластера; количество убыточных предприятий в кластере);

• внутренние процессы (рост объема производства в кластере; рост производительности труда в кластере; объем экспорта кластера; объем инвестиций в основной капитал; количество созданных предприятий в кластере);

• клиенты (доля кластера в объеме промышленного производства региона; рост объема реализации в кластере; уровень конкурентоспособности ключевых продуктов в кластере; объем работ, выполненных научно -исследовательскими организациями для кластера; количество человек, прошедших целевую подготовку в учреждениях образования кластера);

• инновации, обучение и развитие персонала (количество человек, прошедших подготовку в рамках кластерных программ; количество инновационно-активных предприятий в кластере; объем инновационной продукции в кластере;

доля инновационной продукции на ключевых предприятиях кластера; количество инновационных структур, входящих в кластер).

6 Этап - оценка: анализ выполнения целевых показателей; оценка конкурентоспособности кластеров; предложения по корректирующим действиям. Оценка конкурентоспособности кластеров проводится по методике автора [4, с. 97-100].

В отличие от существующих методов планирования, метод проектного управления и финансирования имеет ряд преимуществ: повышает научную обоснованность кластерной стратегии и комплексное решение проблемы благодаря построению логико-структурной матрицы, обеспечивает соответствие проектов достижению стратегических целей более высокого уровня за счет взаимоувязки целей и достижение целей проекта; расширяет источники финансирования за счет совместного использования ресурсов государства, бизнеса и международных организаций, позволяет эффективно управлять ресурсами, сроками, бюджетом благодаря разработанной системе мониторинга и оценки, что в совокупности позволит субъектам регионального управления разрабатывать и реализовывать эффективные кластерные программы с целью повышения конкурентоспособности кластеров и регионов.

Список литературы

1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 496 с.

2. Теория управления проектами. // Аналитический обзор. - 2008. -http://www.prjman.ru

3. Управление проектным циклом: руководство / Европейская комиссия. Подразделение по сотрудничеству «ЕвропЭйд». - 2007. -http:// www.bsrinterreg.net/3a

4. Яшева Г.А. Кластерная концепция повышения конкурентоспособности предприятий в контексте сетевого сотрудничества и государственно-частного партнерства. - Витебск: УО «ВГТУ», 2009.

5. Cluster Analysis & Cluster-based policy in OECD-countries various approaches, earl results & policy implications / Ed. by Theo J.A. Roelandt, Pim den Hertog. // Report by the Focus Group on: Industrial clusters - 1999. -http://www.oecd.org/daf/corporate.

6. Gulati M. Improving efficiency of service provision - relevance of cluster approach / UNIDO - NEW DELHI, 2003, 3 December. -2003. -http://www.oecd.org/daf/corporate

7. Identification of experiences for the Exchange Fair of the World Congress on Territorial Development Clustering in the Textile Industry / Republic of Mauritius National Productivity and Competitiveness Council (NPCC). - 2003. - http://www.oecd.org/daf/corporate

8. The European cluster memorandum. Promoting European Innovation through Clusters: An Agenda for Policy Action / Prepared by the High Level Advisory Group on Clusters, chaired by Senator Pierre Laffitte / This work is coordinated by the Center for Strategy and Competitiveness, Stockholm School of Economics and performed under the Europe In nova Initiative of the European Commission. -2007. - http://www.clusterobservatory.eu

9. Tiri M., Moreau R., Peeters L. Identification of clusters in Switzerland Analysis / ITEO, Limburg University, Belgium. Presentation and interpretation of first results. OECD cluster focus group workshop. - 2000. - http://www.oecd.org/daf/corporate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.