Научная статья на тему 'Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования'

Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10677
1093
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Адамова Карина Зелмановна

Кластер, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но и является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в улучшении торгового баланса региона, увеличении занятости и т.д. В статье рассматривается сущность понятия «кластер», а также освещены вопросы формирования и функционирования кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As the world's practice shows, cluster is not only means towards to the goals of the industrial policy (structural changes, competitive recovery, intension of the innovative orientation), but is a powerful tool for the stimulation of regional development that finally can lead to the improvement of the trade balance of region, reinforcement of the employment and etc. The article studies the conception of «cluster», questions about the building and the functioning of clusters.

Текст научной работы на тему «Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования»

УДК [796:008] (470) (082)

К.З. Адамова

КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Кластер, как показывает мировая практика, не только служит средством достижения целей промышленной политики (структурные изменения, повышение конкурентоспособности, усиление инновационной направленности и пр.), но и является мощным инструментом для стимулирования регионального развития, которое в конечном итоге может состоять в улучшении торгового баланса региона, увеличении занятости и т.д. В статье рассматривается сущность понятия «кластер», а также освещены вопросы формирования и

функционирования кластеров.

Хозяйственные субъекты, кластеры, структурные и

функциональные признаки

K.Z. Adamova CLUSTERS: THE TERM, CONDITIONS OF BECOMING AND FUNCTIONING

As the world’s practice shows, cluster is not only means towards to the goals of the industrial policy (structural changes, competitive recovery, intension of the innovative orientation), but is a powerful tool for the stimulation of regional development that finally can lead to the improvement of the trade balance of region, reinforcement of the employment and etc. The article studies the conception of «cluster», questions about the building and the functioning of clusters.

Economic entities, clusters, structural and functional features

Понятие «кластер» по отношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американским бизнес-экономистом М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальных конкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всех исследований о национальной и региональной конкурентоспособности. Термин «кластер» (который можно перевести с английского языка как (1) кисть, гроздь; (2) скопление, концентрация; (3) группа) имел устоявшееся значение и успешно применялся до экономики в большинстве естественных наук. Вероятно, впервые термин «кластер» вошел в научный оборот в математике, когда в конце 1930-х гг. был сформулирован аппарат кластерного анализа многомерных данных. В неорганической химии кластерами обозначается класс химических соединений, в составе которых находится различное число атомов переходных металлов. Физика кластеров является одним из наиболее динамически развивающихся направлений современной физической науки. Вычислительные кластеры однотипных

компьютеров, объединенных диспетчерской системой, активно используются в образовании и научных исследованиях для решения трудоемких вычислительных задач. Необходимо подчеркнуть, что термин «кластер» использовался советскими и российскими экономико-географами А.П. Горкиным и Л.В. Смирнягиным и шведскими бизнес-экономистами К Фредрикссоном и Л. Линдмарком для обозначения скоплений предприятий в пространстве еще в 1970-х гг. Таким образом, Портер не первым использовал этот термин, что, впрочем, он и не отрицает, ссылаясь на работы таких выдающихся экономистов, исследовавших процессы концентрации производства в 1890-1950-х гг., как А. Маршалл, А. Лёш, У. Айзард и других исследователей.

Существует много видов и определений кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляет собой симбиоз кооперации и конкуренции, т. е. происходит постоянный обмен кадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использование

инфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.

Понятие «кластер» может использоваться как в целях анализа, так и в целях практической деятельности.

В первом случае кластер представляет собой альтернативный отдельному предприятию или отрасли объект изучения и, в частности, прогнозирования.

Во втором случае кластер является объектом поддержки в рамках стратегий регионального развития, разработчики которых нередко предусматривают меры по формированию кластеров, рассчитывая на то, что кластеры повышают производительность, инновационность, конкурентоспособность, прибыльность и

занятость в находящихся в данном регионе фирмах [1, с.25].

Предприятия и организации, составляющие кластер, в подавляющем большинстве являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, и конкуренция внутри кластера - не менее важная движущая сила развития кластера в целом, чем кооперация. В ходе постоянных малых конфликтов (конкурентная борьба внутри кластера) система в целом оптимизируется и повышает свои возможности для участия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространение ноу-хау, технологий (включая организационные) по всей системе взаимосвязей в кластере. Указанные инновации быстро становятся фактором производства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегии конкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационного развития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластера приводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, выражающихся в стандартах и типовых процедурах (например, процедура одобрения субконтрактного производства). Распространение технологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональной подготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующими субъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний [3, с.493].

Важной отличительной чертой кластера в общей модели производственнокооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является фактор инновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, где осуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночные ниши». В этой связи многие страны - как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику - все активнее используют «кластерный подход» в поддержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательской

деятельности, в формировании и регулировании своих национальных инновационных систем (НИС).

В большинстве случаев отрасли промышленности, входящие в кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукции и знаний и включая:

• потоки технологий, обусловленные приобретением продуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействием между их производителями и пользователями;

• техническое взаимодействие, выраженное в патентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в нескольких смежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;

• мобильность персонала между сегментами кластера с целью распространения лучших достижений управления.

В мировой практике появилась тенденция, характерная для крупных компаний, -концентрация на стратегических направлениях деятельности с делегированием производства промежуточных продуктов и сферы ключевых услуг другим, в том числе и малым, предприятиям (субконтрактная модель производства). По этой причине создание кластеров оказывает мощное влияние на малый бизнес, способствуя его промышленноинновационной ориентации и достижению им качественно нового уровня технологии, организации и управления производством во всех иных сферах хозяйственной деятельности [5, с.185].

Выгоды для бизнеса от развития кластера обобщенно состоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности и освоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при создании новых продуктов, технологий.

Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластеру посредством:

• повышения эффективности системы поставок сырья, компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;

• доступности и качества специализированного сервиса;

• доступа к различного рода финансовым ресурсам (например, источники рискового финансирования для новых технологических компаний в кластере информационных технологий);

• доступности и качества возможностей для проведения НИОКР;

• доступности специализированных и производительных человеческих ресурсов;

• построения сети формальных и неформальных отношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;

• создания системы для выявления коллективных выгод и опасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развития кластера;

• создания системы взаимоотношений бизнес - власть.

Типичный кластер состоит из компаний малого и среднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположность нескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же время компании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный с использованием специализированных ресурсов (наличие на данной территории квалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой для осуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагает массовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смысле развитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкое экономическое пространство [4, с.140].

Зарождение кластера, за редкими исключениями, осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, среди которых базовым может быть признана предпринимательская инициатива. Основой для формирования кластеров

является возможность и/или необходимость совместного использования многими хозяйствующими субъектами одного или нескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналы маркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, система генерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению.

Для того чтобы кластер достиг заметной внутренней динамики, он нуждается в привлечении множества участников и достижении некой критической массы. Присутствие критической массы позволяет сформировать и надолго сохранить постоянно обновляющиеся связи между гибкими фирмами малого размера и крупными поставщиками ресурсов. Критическая масса может служить буфером и придавать кластеру устойчивость к внешним воздействиям или давлениям другого рода, включая утраты компаний, даже когда эти компании могут быть отнесены к ключевым, пока не превышен критический порог количества оставшихся участников. Отсутствие критической массы может, наоборот, сделать кластер уязвимым к утрате специфических ресурсов и навыков.

Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Они могут не быть идентичными, и темп их развития может меняться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластеры развиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели. Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенных обстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла:

1. Агломерация. В регионе существует некоторое количество компаний и других действующих лиц.

2. Возникающий кластер. Некоторые участники агломерации начинают кооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможности через свою связь.

3. Развивающийся кластер. Поскольку возникают или вовлекаются новые участники той же или связанной деятельности в регионе, новые связи возникают между всеми этими новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальные институты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия, веб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью.

4. Зрелый кластер. Зрелый кластер уже достиг некоторой критической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, с другими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существует внутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместные предприятия, путем отделения.

5. Трансформация. С течением времени рынки, технологии и процессы изменяются, так же, как кластеры. Для кластера, чтобы выжить, быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимо производить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может избрать форму преобразования в один или несколько новых кластеров, которые сосредотачиваются вокруг другой деятельности или просто изменить пути, которыми поставляются продукты и услуги.

Кластер не оформляется в качестве единого юридического лица и не является единым хозяйствующим субъектом. Стратегическое планирование развития кластера в некоторых случаях осуществляется в соответствии с определенным сценарием (в случае активного участия в развитии кластера органов власти). Достаточно часто встречается совместное планирование хозяйственной деятельности группами хозяйствующих субъектов, временно объединяющихся для реализации совместных проектов. Необходимо также отметить очевидное различие в понятиях «кластер» и «промышленный парк», «технопарк», «промышленный район» и некоторых других, отражающих

преимущественно структурные признаки. Понятие «кластер», помимо структурных признаков, в первую очередь, отражает функциональные признаки - действующую систему взаимосвязей: кооперационных связей, трансакций, конкурентных отношений, обмена информацией и т.п. Промышленный парк или технопарк могут являться «ядром»

кластера, на территории промышленного района могут формироваться кластеры, прото- и субкластеры. Промышленный район может в значительной мере географически определять границы крупного кластера [1, с.26].

В то же время конструктивное развитие потенциального кластера требует активного вмешательства органов власти, заинтересованных в повышении эффективности экономики территории. В некоторых случаях эффективное развитие кластера требует незначительных усилий (trigger - effect), в других - требует реализации масштабных проектов. Экономическая политика, нацеленная на поддержку кластеров компаний, существенно отличается от политики, нацеленной на поддержку отдельных структурообразующих предприятий. Селективные методы государственной помощи и государственной поддержки уступают место общим мерам по развитию инфраструктуры кластеров. Для кластеров именно наличие инфраструктуры - в том числе специально обученного персонала, приспособленных к потребностям кластера данной отраслевой ориентации каналов делового сотрудничества и т.д., - является ключевым фактором конкурентоспособности.

В свою очередь, кластеры подразделяются на следующие типы:

- «Маршаллианские» кластеры - мелкие фирмы в одной и той же отрасли используют экономию от масштаба благодаря совместному (вследствие компактного расположения) использованию общих ресурсов. Типично для обувной промышленности Италии, швейных производств Турции, Индии. В настоящее время реализуется программа по формированию подобного сельскохозяйственно-пищевого кластера в Грузии.

- «Ступицы и спицы» (hub-and-spoke) или «радиальные» кластеры. Такие кластеры создаются крупными сборочными предприятиями автомобильной и электронной отраслей промышленности (как, например, в Детройте или Северной Италии). Ключевая черта подобных кластеров состоит в том, что крупная фирма (одна или несколько) выполняет роль «центра», «корневого бизнеса» для региональной экономики. При этом взаимоотношения между «центром» и прочими компонентами кластера могут быть и жесткими, и слабыми. Связи обычно носят иерархический характер, с выраженно доминирующим «центром». Основой механизма существования подобных кластеров является применение субконтрактации и аутсорсинга.

- «Спутниковый» кластер представляет собой совокупность компаний, ориентированных на поставку предприятию, внешнему по отношению к кластеру. Такой тип кластеров часто возникает в результате успешной политики привлечения в регион иностранных инвестиций (перемещение производства комплектующих). Фирмы в таких кластерах относительно независимы как от других производителей в той же технологической цепочке, так и от конкурентов в регионе. В то же время конкуренция между «спутниками» ограничена, в том числе и потому, что они зачастую производят различные виды продукции.

- «Прикованный к государству» кластер (state anchored cluster) -экономическая активность в регионе привязана к государственному предприятию, такому, как военная база, оборонный завод, университет, или органу государственного управления, связанного с государственным (оборонным) заказом. К той же категории относятся технопарки, открытые по инициативе государства.

Географическая локализация - важнейшее условие существования кластера. Локализация основных участников кластера, а также транспортная и информационная инфраструктуры обусловливают возможность реализации взаимодействия между участниками кластера - кооперации, обмена технологиями, идеями, ноу-хау, подготовленным персоналом. В настоящее время в связи с развитием транспортных сетей и современных средств связи (Интернет, электронная почта) границы кластеров расширяются.

Территориально кластеры могут размещаться на территории отдельных производственных зон (микрокластеры), регионов, групп регионов, в некоторых случаях

развиваются трансграничные кластеры (например, целлюлозобумажный и деревообрабатывающий кластер Финляндии включает в себя приграничные лесозаготовительные производства России) [2, с.285]. Существует три основные

причины географической концентрации фирм: первая причина связана с возможностью получать выигрыш от распределения затрат на поддержание и развитие общих для нескольких компаний ресурсов. Вторая причина сводится к самой по себе географической близости, обеспечивающей дешевизну и быстрые сроки поставки необходимого для бизнеса товара или услуги. Третья причина состоит в том, что концентрация фирм в пределах одной местности способствует распространению неявного знания, т. е. тех знаний и опыта, которые не могут быть легко формализованы и переданы, и тесно привязаны к носящим их людям. Так, по мнению Макдональда, «Работа индивидов на фирмы и большая часть их ценности для работодателей связана с их членством в сетях, однако членство в сетях является принципиально личным делом, выходящим за пределы фирм и даже лояльности к фирмам» [1, с.22]. Географическая близость в некоторой степени способствует обмену этими неявными знаниями, а также позволяет создать рынок квалифицированной рабочей силы, позволяющий вместо организации передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя. Именно этими обстоятельствами объясняется, что отдельные виды ремесла или подходы к ремеслу обычно развиты и практикуются в строго ограниченных территориальных пределах. Аналогично, важное значение имеет и возможность неформальной коммуникации представителей фирмы с расположенными в ее районе потребителями продукции [3, с.385].

Таким образом, географическая близость важна не для распространения формализуемого научного знания, а для распространения менее формального неявного знания. Происходящее на протяжении долгого времени снижение транспортных и коммуникационных издержек оказывает неоднозначное влияние на географическую концентрацию. С одной стороны, отчасти снижается значимость географического соседства для успешного взаимодействия фирм. С другой стороны, передача неявных знаний продолжает основываться, прежде всего, на личном контакте, а низкие транспортные и информационные издержки способствуют дальнейшему разделению труда в мировом масштабе и специализации регионов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? / Ю.В. Громыко // Альманах «Восток». 2007. № 1(42). С. 21-27.

2. Новоселов А.С. Теория региональных рынков / А.С. Новоселов. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 310 с.

3. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы / И. В. Пилипенко. М.-Смоленск, 2005. 496 с.

4. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность и формы организации производства в постиндустриальных условиях / И.В. Пилипенко // Постиндустриальная трансформация социального пространства России: сб. докл. М.: Эслан, 2006. С. 138-142.

5. Портер М.Э. Конкуренция / М.Э. Портер. М.: Издат. дом «Вильямс», 2001.

208 с.

Адамова Карина Зелмановна -

аспирант кафедры «Туризм и культурное наследие»

Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Статья поступила в редакцию 26.03.08, принята к опубликованию 22.05.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.