Экономика и управление. - 2011. - № 2. - С. 16-20.
3. Время собирать малые нефтяные компании? // Экономика и финансы. Аналитика [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.english.neftegaz.ru/ana-lisis/view/7416
4. Модернизация российской экономики: структурный потенциал [Текст] / отв. ред. Н.И. Иванова, науч. рук. Ю.В. Куренков. - М.: ИМЭМО РАН, 2010. -228 с.
5. Итоги развития округа [Электронный ресурс] / Официальный веб-сайт органов государственной
власти Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. - Режим доступа: http://admhmao.ru/power/pra-vitZotehet_2010.htm
6. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра в цифрах, 2009 год [Текст] : стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по ХМАО - Югре. - 193 с.
7. Медовников, Д. Рождение национальной инновационной системы [Текст] / Д. Медовников, С. Роз-мирович, Т. Оганесян // Эксперт. - 2010. - № 36. -С. 36-46.
УДК 332
Е.Г. Карпова
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО КЛАСТЕРА
Начало нового тысячелетия ознаменовано переходом практически всех стран мира к рыночной экономике, что позволило вовлечь их во всемирную торгово-экономическую и финансово-производственную систему. В условиях глобализации экономики и усиления международной конкуренции проблема конкурентоспособности страны за мировые рынки сбыта выходит на первое место. Отличие современной парадигмы управления конкурентоспособности заключается в смене отраслевой формы организации экономики новой, базирующейся на использовании преимуществ специализации и кооперации.
Мировой опыт показал, что эффективной формой межотраслевой интеграции являются экономические кластеры. За время своего существования теория кластеров претерпела ряд изменений и интерпретаций. Сегодня в научной литературе можно встретить огромное количество теоретических и практических исследований в данной области, однако до сих пор нет единого подхода к определению термина «экономический кластер» и его общей структуры.
В XIX в. изучением производств, сосредоточенных в определенных местностях, занимался
английский экономист А. Маршалл. Он впервые обратил внимание на причины их локализации, к которым относил природные условия и наличие спроса [1]. Согласно его теории возникновение основного производства ведет за собой появление вспомогательных, снабжающих основное производство инструментами, материалами и сырьем с целью минимизировать издержки. А. Маршалл выявил прообраз синергетического эффекта, получаемый благодаря свободному доступу к поставщикам, наличию рынка квалифицированной рабочей силы и взаимосвязи между предприятиями.
Согласно мнению шведского ученого Е. Дах-мена образование кластеров происходит в «блоках развития». Основу развития конкурентного успеха составляет наличие связи между способностью одного сектора развиваться и способностью обеспечивать прогресс в другом, т. е. имеет место поэтапное развитие экономических блоков. В итоге происходит общее прогрессивное развитие и формирование конкурентных преимуществ.
С. Розенфельд, рассматривая региональный кластер, особое значение придавал наличию производственных транзакций, взаимодейст-
вию и коммуникационным связям между предприятиями. Географическая концентрация родственных фирм может именоваться кластером только тогда, считал он, когда присутствуют эффективные коммуникационные каналы и связи.
Лауреат Нобелевской премии 2008 г. по экономике П. Кругман предложил теорию международной торговли и новой экономической географии. При изучении поведения производителя он акцентирует внимание на том, что в целях снижения производственных и транспортных издержек производитель стремится к концентрации производства как можно ближе к регионам, обладающим максимально емкими рынками.
П. Кругман вводит понятие «ядро», в котором, по его мнению, концентрируются производства, а также капитал и человеческие ресурсы. Таким образом происходит концентрация экономической и инновационной активности в пространстве, что способствует созданию условий для устойчивого экономического роста в регионах.
Наиболее полно и четко кластерная теория была описана профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. Им была предложена концепция национальной, государственной и местной конкурентоспособности в контексте мировой экономики, в которой ключевая роль в создании конкурентных преимуществ отводится экономическим кластерам. М. Портеру принадлежит базовое определение кластера. «Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [2, с. 207].
Согласно теории М. Портера конкурентоспособность фирм в рамках одной страны зависит от следующих четырех факторов, сгруппированных в так называемом ромбе конкурентных преимуществ Портера. К ним относятся следующие:
1. Условия для факторов производства. Факторы производства включают как материальные активы, так и законодательные, кадровые, информационные, образовательные ресурсы. Без
факторов производства невозможно существование кластера, а их производительность напрямую влияет на его конкурентоспособность.
2. Контекст для стратегии фирмы и соперничества. Данный фактор показывает, каким образом сеть компаний приспосабливается к требованиям рынка, степени конкуренции, существующим барьерам входа/выхода на рынок, структуре законов, финансов, рабочей силы, общепринятым стратегиям конкуренции, системе менеджмента и пр.
3. Состояние спроса. Оценка данного фактора необходима как с точки зрения количественных, так и качественных характеристик. Важно стимулировать развитие внутренних рынков и местный спрос, так как именно он является основной движущей силой развития кластера.
4. Родственные и поддерживающие отрасли. На развитие кластера большое влияние оказывают связи и уровень сотрудничества между участниками кластера. Чем больше конкурентоспособных местных поставщиков и родственных отраслей, тем больше возможностей для повышения качества продукции и снижения уровня цен.
Согласно М. Портеру кластеры могут находиться в рамках государства, региона, города или даже соседствующих стран. Однако его пространственные размеры должны определяться теми границами, в рамках которых возможен эффективный материальный, информационный, транзакционный обмен.
Американский ученый М. Энрайт исследовал региональные различия в конкурентоспособности внутри страны и географический масштаб конкурентного преимущества. Согласно его теории конкурентные преимущества создаются на региональном уровне, а не на наднациональном или национальном. При этом главную роль играют исторические предпосылки развития, разнообразие культур ведения бизнеса, организации производства и получения образования [3, с. 80]. По итогам исследования М. Энрайт сделал вывод о существовании регионального кластера, который представляет собой промышленный кластер, в котором фирмы-участники кластера находятся в тесном соседстве друг с другом [4, р. 191].
Российские ученые в своих теоретических исследованиях главным образом опираются на международный опыт. Они адаптируют кластерные теории и уточняют понятийный аппарат с учетом особенностей российской экономики.
И.В. Пилипенко исследовал этапы развития теории конкурентоспособности стран и регионов, выделив при этом три школы - американскую, британскую и скандинавскую [5, с. 165]. Особое внимание он уделил изучению отличий территориально-производственных комплексов (ТПК), существовавших в условиях плановой экономики в СССР, от кластерной формы кооперации, свойственной рыночной экономике. ТПК создавались директивным путем с целью снижения издержек производства на государственных предприятиях и рационального использования природных ресурсов, в то время как кластеры возникают самостоятельно под влиянием действия рыночных сил и исходя из принципа максимизации прибыли. ТПК формировались на неосвоенных территориях с целью их развития. Кластерам свойственно базирование в крупных, освоенных районах в благоприятных условиях. Специализация кластеров происходит преимущественно в высокотехнологичных отраслях и сфере услуг с ориентацией на потребителя. ТПК создавались преимущественно в отраслях тяжелого машиностроения, сырьевых отраслях, с ориентацией главным образом на производителя.
А.А. Мигранян определял кластер как «сосредоточение наиболее эффективных и взаимосвязанных видов экономической деятельности, т. е. совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм, которые образуют "золотое сечение" всей экономической системы государства и обеспечивают конкурентные позиции на отраслевом, национальном и мировом рынках» [6]. Кластеры играют роль «точек роста» внутреннего рынка и являются основой для международного развития.
Рассмотренные теории имеют и общие черты и отличия. Различия в теориях главным образом заключаются во взглядах на роль экономических кластеров и цели их существования.
На основе анализа кластерных теорий можно выделить следующие общие признаки экономических кластеров:
- участники кластера концентрируются в рамках определенной ограниченной географической территории, обладающей особыми конкурентными преимуществами;
- все участники кластера объединены производственно-технологическими связями с целью производства продукции/оказания услуг, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках;
- в кластере присутствуют как конкуренция, так и кооперация;
- присутствие эффективных каналов коммуникации и обмена информацией;
- наличие синергетического эффекта, при котором потенциал кластера выше суммы потенциалов его отдельных составляющих;
- присутствие компаний-лидеров, способствующих привлечению поддерживающих и обслуживающих предприятий;
- большая доля средних и малых предприятий, способствующих гибкости кластерного образования;
- наличие инновационной и научной составляющей, благодаря присутствию научно-исследовательских и образовательных учреждений и организаций, а также их кооперации с представителями бизнеса.
При значительном количестве кластерных теорий до сих пор не существует единого общепринятого определения понятия «кластер». Это приводит к тому, что один и тот же термин обозначает различные экономические образования и явления. Следовательно, необходимо провести уточнение понятийного аппарата и прийти к единому определению.
Американский ученый М. Энрайт предложил следующее определение: «Региональный кластер - это географическая агломерация фирм, работающих в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства» [7].
Из определения шведского ученого Е. Дах-мена следует, что кластер - это совокупность секторов или «блоков развития» экономики, где основой развития является наличие связи между
способностью одного сектора развиваться и обеспечивать прогресс в другом [8].
С. Розенфельд определяет экономический кластер как «географически ограниченную концентрацию подобных, связанных или дополнительных фирм, с активными каналами для деловых сделок, инфраструктурой, трудовым рынком и услугами, которая может получить, как выгоду от общих возможностей, так и общие риски» [9].
Анализ понятийного аппарата показал отсутствие единого подхода к определению термина «экономический кластер». Каждый автор дает определение кластеру сквозь призму своей теории. Например, М. Портер и М. Энрайт рассматривают кластеры в контексте теории конкурентных преимуществ регионов и позиций компаний на международном рынке, Е. Дахмен и С. Розенфельд акцентируют внимание на взаимосвязях между участниками кластера.
С опорой на анализ кластерных теорий и подходов к понятию «экономический кластер» предлагается характеризовать его как группу взаимосвязанных предприятий и организаций, действующих в определенной сфере и в рамках определенной географической территории, сочетающих внутреннюю конкуренцию и кооперационное взаимодействие в целях обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции/услуг на внутреннем и внешнем рынках.
По своей сущности кластер - это сетевая структура, которая может включать как большое, так и малое количество предприятий и организаций, также различающихся по своим размерам [10]. Среди общих составных частей кластера можно выделить следующие:
- ядро кластера - как правило, им являются ключевые товары/услуги;
- крупные предприятия или концентрация родственных предприятий, непосредственно занятых в производстве ключевых товаров/услуг;
- поддерживающие отрасли;
- поставщики специализированных услуг;
- образовательные и научно-исследовательские учреждения;
- инфраструктура - производственная, информационно-коммуникационная, непроизводственная/социальная;
- взаимосвязи и кооперация между всеми элементами кластера, в том числе и с органами государственной власти.
На основе указанных выше составных частей можно предложить следующую общую модель экономического кластера (см. рисунок).
Новизна данной модели заключается в следующем.
1. Потребители разделены на две группы: внешние и внутренние. Это позволит оценить конкурентоспособность кластера как на внешнем, так и на внутреннем рынке, а также определить степень его социально-экономического влияния и эффективность.
2. Выделено три вида инфраструктуры -производственная, информационно-коммуникационная и непроизводственная/ социальная.
В зависимости от вида экономического кластера превалирует значение того или иного вида инфраструктуры. Производственная инфраструктура наиболее важна в сфере материального производства и включает железные и автомобильные дороги, энергетические сети, водоснабжение, канализацию и пр. Как правило, наличие производственной инфраструктуры играет ключевую роль при выборе местоположения кластера.
Информационно-коммуникационная инфраструктура обеспечивает доступ к информационным ресурсам. К ней относится совокупность информационных центров, банков данных и знаний, систем связи, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации. Данная инфраструктура имеет большое значение для всех типов экономических кластеров, так как предоставляет средства для эффективной коммуникации между всеми участниками кластера, доступ к инновациям и нововведениям, обеспечивает оперативный обмен информацией.
Непроизводственная, или социальная, инфраструктура опосредованно связана с процессом производства. Она включает учреждения образования (школы, вузы и пр.) и науки, организации здравоохранения, культуры, бытового обслуживания и пр. Данная инфраструктура призвана удовлетворять потребности людей,
Общая модель экономического кластера
гарантировать необходимый уровень и качество жизни, а также обеспечивать подготовку кадров.
Степень значимости того или иного типа инфраструктуры зависит от вида экономического кластера. Например, для производственно-технологических кластеров основное значение приобретает производственная инфраструктура, так как она обслуживает материальное производство. В случае инновационных кластеров возрастает значение непроизводственной инфраструктуры, особенно в части подготовки высококвалифицированных кадров и осуществления научно-исследовательской деятельности.
3. Пользователями вышеназванных инфраструктур являются все участники экономического кластера. Так как участников кластера может быть достаточно много, то и их инвестиции в создание и развитие инфраструктуры будут минимальными при максимальной выгоде от использования общих благ.
4. Сосредоточение деловой активности в рамках кластера способствует повышению инвестиционной привлекательности региона базирования кластера. Приток инвестиций извне осуществляется в кластерную структуру в целом, т. е. во все ее составляющие, в том числе и инфраструктуру.
5. Отмечено влияние кластерной структуры на местное население. Располагаясь в определенном регионе, экономические кластеры оказывают влияние на местное население как с точки зрения улучшения общей экономической ситуации и увеличения материальных благ и услуг, так и с позиции развития человеческого потенциала. Оценка влияния на местное население может проводиться по таким показателям, как рост продолжительности жизни, повышение уровня образования и дохода, снижение уровня безработицы и пр.
6. Сделан акцент на взаимодействии участников кластера с бизнес-партнерами из внешней
среды. Функционирование кластера происходит при сотрудничестве с внешними бизнес-партнерами. Кластеры дают преимущества кооперации с внешними партнерами на более выгодных условиях как за счет объемов, так и за счет имиджа всей структуры в целом.
Приведенная здесь модель является общей для экономических кластеров. Структура каждого конкретного кластера (составные части, размер, количество участников и пр.) зависит от его направленности, а также специфики продуктов/услуг, находящихся в его ядре.
В результате проведенного анализа кластерных теорий, уточнения понятийного аппарата и описания общей структуры экономического кластера можно сделать вывод, что кластер целесообразно рассматривать как экономическую и организационную форму межотраслевой народнохозяйственной системы. Основным преимуществом применения кластерного подхода в региональном развитии является то, что он придает высокую значимость микроэкономической составляющей, а также территориальному и социальному аспектам экономического развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Маршалл, А. Принципы экономической науки [Текст] / А. Маршалл. - В 3-х т. - М.: Прогресс-Универс, 1993. - 594 с.
2. Портер, М. Конкуренция [Текст] / М. Портер. -М.: Изд. дом «Вильямс», 2003. - 495 с.
3. Пилипенко, И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы [Текст] / И.В. Пилипенко. - Смоленск: Ойкумена, 2005. - 496 с.
4. Enright, M.J. Regional Clusters and Economic Development: A Research Agenda [Text] / M.J. Enright; in U.H. Staber, N.V. Schaefer and B. Sharma (eds), Business Networks: Prospects for Regional Development. -Berlin: Walter de Gruyter & Co. - P. 190-213.
5. Пилипенко, И.В. Конкурентоспособность страны и развитие пространственных форм организации производства в регионах России [Текст] / И.В. Пилипенко // VII Сократические чтения «Август Лёш как философ экономического пространства (к столетию со дня рождения)»: сб. докл. / под ред. В.А. Шупера. - М.: Эслан, 2007. - С. 160-199.
6. Мигранян, А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в странах с переходной экономикой [Текст] / А.А. Мигранян // Вестник Киргизско-Российского славянского ун-та. - 2002. - № 3.
7. Enright, M. The Geographical Scope of Competitive Advantage [Text] / M.J. Enright; // Stuck in the Region? Changing scales for regional identity / Ed by E. Dirven, J. Grocnewegen and S/ van Hoof. - Utrecht, 1993. - P. 87-102.
8. Dahmen, E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939 [Текст] / Е. Dahmen. - Stockholm, 1950.
9. Rosenfeld, S.A. Bringing business clusters into the mainstream of economic development [Text] / S.A. Rosenfeld // European planning studies. - 1997. - № 5. -P. 3-23.
10. Бабкин, А.В. Кластерная политика в структуре инновационной экономики регионов российского Севера [Текст] / А.В. Бабкин, Н.Е. Егоров // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия: Экономические науки. - 2010. - № 1 (92). - С. 64-67.