Научная статья на тему 'Экономические кластеры эффективный инструмент повышения конкурентоспособности региона'

Экономические кластеры эффективный инструмент повышения конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боуш Галина Дмитриевна, Мадгазин Денис Илдарович

This article reviews the essence of economic clusters, groups of major participants, common characteristics of all clusters, types of clusters, sources of cluster formation. It is the research of main directions of a positive clusters' influence on the development of competitive advantages. It is shown the distinctions of dirigist and liberal models of cluster policy, its differences from industrial type, examples of successful cluster initiatives and major functions of a government in this process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические кластеры эффективный инструмент повышения конкурентоспособности региона»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИЯМИ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2007. № 4. С. 64-69.

© Г.Д. Боуш, Д.И. Мадгазин, 2007 УДК 330.009.12

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ - ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА Г.Д. Боуш, Д.И. Мадгазин

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article reviews the essence of economic clusters, groups of major participants, common characteristics of all clusters, types of clusters, sources of cluster formation. It is the research of main directions of a positive clusters’ influence on the development of competitive advantages. It is shown the distinctions of “dirigist” and liberal models of cluster policy, its differences from industrial type, examples of successful cluster initiatives and major functions of a government in this process.

Введение в проблему.

По итогам 2006 г. Россия потеряла девять позиций в международном рейтинге национальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума [7], расположившись на 62 месте из 125 стран. Она осталась позади таких государств, как Кувейт, Бахрейн, Иордания, Ямайка и Сальвадор. По мере все более активного участия России в международных экономических отношениях наша страна рискует столкнуться с серьезными трудностями. Так, например, опасения большинства экспертов относительно вступления России в ВТО связаны именно с низкой конкурентоспособностью многих отраслей отечественной экономики. Активность страны на мировой арене усиливается, но выгоды от этого получает не Россия, а те страны, которые обладают более существенными конкурентными преимуществами. Это означает, что имеющиеся сегодня у России возможности решения социально-экономических задач государственного значения в полной мере не используются.

В развитых странах существует значительное количество теоретических разработок по вопросам конкурентоспособности. Это показывает серьезное отношение западных государств к данной проблеме. В России вопросами повышения национальной конкурентоспособности стали задаваться совсем недавно. В этой связи особое значение приобретают передовые достижения в рассматриваемой области. На сегодняшний день одним из самых популярных направлений в решении проблем конкурентоспособности как страны, так и хозяйствующих субъектов других уровней является кластерный подход, разработанный в рамках американской школы теории конкурентоспособности во главе с М. Портером и М. Энрайтом.

На данный момент в экономической науке сложились два диаметрально противоположных мнения относительно роли местоположения предприятий и компаний в современном мире. С одной стороны, бурное развитие технологий и глобализация хозяйственной жизни привели к тому, что выбор места ведения бизнеса на сегодняшний день практически не имеет значения. С другой стороны, успех предприятий и компаний в усиливающейся конкурентной борьбе во многом определяется специфическими характеристиками их конкретного местоположения. В этих условиях кластеры, представляющие собой локально концентрированные группы предприятий и организаций, выступают обоснованным и эффективным инструментом по разрешению экономических проблем в области конкурентоспособности.

В рамках данной статьи мы подробно остановимся на вопросах позитивного воздействия кластеров на уровень конкурентоспособности территорий, а также попытаемся рассмотреть проблемы использования кластерного подхода при осуществлении государственной экономической политики.

1. Понятие экономического кластера.

Начать нужно с исследования сущности кластеров. В советской экономической науке был введен термин «территориально-промышленный комплекс», который описывал пространственную структуру экономики региона. Многие политики пытаются использовать данное понятие и в наши дни. Действительно, территориально-промышленные комплексы имеют много общего с кластерами, однако принципиальное различие лежит в условиях формирования данных структур. Кластеры образуются исключительно в рамках рыночной экономики, на добровольных началах под давлением конку-

ренции. Таким образом, существует концептуальное отличие понятия «кластер» от термина «территориально-промышленный комплекс».

В соответствии с определением М. Портера [3, с. 258], кластер представляет собой совокупность географически локализованных взаимосвязанных между собой компаний, а также взаимодействующих с ними организаций и институтов. Такая группа компаний характеризуется общностью деятельности. При этом достигается так называемый синергетический эффект, поскольку представители кластера в рамках совместного функционирования приобретают и используют более существенные конкурентные преимущества по сравнению с простой суммой составляющих элементов кластера.

Сегодня в ученой среде не существует единого мнения относительно того, что считать кластером [2, с. 91]. Первоначально М. Портер

понимал под промышленным кластером исключительно группы предприятий в рамках различных секторов экономики. А М. Энрайт выделил понятие регионального кластера, который располагается на определенной территории и включает в себя представителей смежных отраслей. Впоследствии М. Портер согласился с определением М. Энрайта. В результате такого компромисса в кластере выделяются следующие четыре основные группы участников: правительство, бизнес, исследовательское сообщество и финансовые институты (см. рис.). В качестве связующего звена в кластере выступают так называемые институты взаимодействия, которые могут быть представлены торговыми палатами, отраслевыми ассоциациями, профсоюзами и другими объедениями, призванными обеспечить более эффективное взаимодействие между участниками кластера.

Структура экономического кластера [9]

Исследование кластеров разных стран мира позволило специалистам выделить некоторые черты, характерные для большинства промышленных групп. На наш взгляд, наиболее точный и полный список отличительных особенностей кластерных образований был сформулирован норвежским ученым А. Исаксеном [8], который указывает на следующие свойства кластеров:

• географическая и промышленная концентрация предприятий и организаций. В данном случае не происходит разделения между понятиями промышленного и регионального кластера. Предполагается, что участники соответствующего образования располагаются в пределах достаточно ограниченной территории, которая характеризуется занятостью населения, превышающей средние по стране показатели в определенных отраслях экономики;

• состав кластера. В большинстве случаев основа образования кластера представлена предприятиями малого и среднего бизнеса;

• кластер функционирует как единый производственный сегмент, участники образуют между собой сети взаимосвязей, которые состоят из посредников и (или) горизонтальных связей на одном и том же уровне цепочки создания ценности;

• рыночная гибкость кластерных образований. Участники кластера обладают оборудованием, технологиями, персоналом и другими ресурсами, которые могут быть своевременно адаптированы в случае изменения условий маркетинговой среды;

• влияние социально-культурных факторов конкретного местоположения. Деятельность в кластерах часто бывает обусловлена специфическими особенностями территорий базирования, что способствует созданию положительного отношения среди местного населения и обеспечивает устойчивость взаимодействия на уровне персонала;

• продвижение инновационных подходов. В некоторых кластерах существуют региональные системы развития инноваций, обеспечивающие возможности для обновления продукции кластеров в соответствии с самыми высокими требованиями рынка и конкурентной среды в частности.

Наличие взаимосвязей среди участников кластера является, на наш взгляд, ключевой особенностью данных образований. В этой связи можно выделить несколько типов кластеров [1]: сильный, устойчивый, потенциальный и ла-

тентный. Первая группа характеризуется наличием эффективной структуры, охватывающей основные этапы производственного цикла, высоким уровнем конкуренции, а также прочными межфирменными связями внутри кластера. Относительно кластера устойчивого типа можно говорить о стабильном развитии кластерной структуры и высокой степени взаимодействия внутри него. Вместе с тем здесь отсутствует необходимый потенциал для формирования значительных конкурентных преимуществ. Потенциальные кластеры отличаются фрагментарной структурой, которая, тем не менее, находится в процессе поступательного развития. Латентный тип включает в себя лишь отдельные элементы кластера и характеризуется низким уровнем межфирменного взаимодействия.

Причины формирования кластерных структур можно объяснить с помощью концепции ромба конкурентных преимуществ М. Портера с учетом дополнений, сделанных представителем британской школы теории конкурентоспособности Дж. Даннингом. Американский учёный [3, с. 273] выделил четыре детерминанты конкурентных преимуществ: условия для факторов производства, родственные и поддерживающие отрасли, состояние спроса, а также устойчивая стратегия, структура и соперничество. К ним добавляются две независимые силы -случай и правительство. Дж. Даннинг [2, с. 100101] обратил внимание на важность еще одного элемента - деятельность международного бизнеса, который, по его мнению, является также независимой силой и оказывает непосредственное воздействие на факторы, связанные с правительством и случайными событиями.

Очевидно, что относительно практически всех детерминант конкурентных преимуществ Россия, как и все развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, уступает развитым государствам. Во многом по этой причине кластеры играют гораздо более существенную роль в поддержании и развитии национальной конкурентоспособности западных стран по сравнению с Россией. Так, по мнению Дж. Бе-каттини [5], в конце XX в. в Италии около 20 % занятых в промышленности и 30 % всего экспорта приходилось на кластеры. По данным Гарвардской школы бизнеса [4], в экономике США более 32 % занятости, не включая бюджетный сектор, обеспечивают кластеры. Заработная плата в этих образованиях на 29 % больше среднеамериканской, производительность труда на 44 % превышает средние показатели по США. В Швеции кластеры охватывают

39 % работоспособного населения за исключением служащих бюджетной сферы.

2. Роль кластеров в развитии конкурентных преимуществ.

Почему же кластеры так востребованы в рыночной экономике? Ответ достаточно очевиден и заключается в том, что кластерные структуры оказывают положительное влияние на уровень конкурентоспособности стран и регионов по целому ряду существенных параметров. Мы придерживаемся точки зрения М. Портера [3, гл. 7]. Он выделил три основных направления, по которым кластеры способствуют развитию конкурентных преимуществ хозяйствующих субъектов:

• производительность,

• инновации,

• образование нового бизнеса.

По мнению М. Портера, производительность выступает основой конкурентоспособности. В кластерах благодаря развитию горизонтальных связей, а также концентрации конкурирующих компаний в пределах ограниченной территории становится возможным более оперативный доступ к рыночной информации. В результате функционирования кластера как единого производственного сегмента перед участниками открываются возможности использования сырья, оборудования, рабочей силы, сервисного обслуживания и других ресурсов, оптимальным образом адаптированных к нуждам кластера. Все это, а также многое другое способствует значительному повышению производительности участников кластера.

По мнению шведских экономистов и эко-номико-географов О. Солвелла, Г. Линдквиста, К. Кетелса [10], существует как минимум три причины, обусловливающие наличие стимулов увеличения инновационной активности в кластерах:

• существующая в данных образованиях необходимость снижения технико-экономической неопределенности;

• важность поддержания взаимосвязей между фирмами-членами кластера и специализированными институтами (включая исследования и образование);

• большая значимость непосредственных контактов и обмена информацией, а также необходимость формирования ценных знаний.

Показателен в этом отношении кластер бытовой электроники в Каталонии. Многие международные фирмы, несмотря на перенос своих производственных мощностей в Восточную Европу, сохранили на территории испанской провинции свои подразделения в области исследо-

ваний и разработок. Так, в частности, поступили компании Hewlett Packard и Sony. Японская корпорация также организовала в Барселоне Европейский цифровой телевизионный центр, насчитывающий около 100 инженеров.

В нормальных рыночных условиях бизнес стремится к повышению эффективности своей деятельности. В результате расположения предприятий и организаций в рамках кластерных образований данная целевая установка может быть реализована в полном объеме. Именно поэтому по мере развития кластера внутри него появляется все больше и больше новых участников, которые создают необходимую критическую массу для дальнейшего укрепления структуры кластерного образования. Возвращаясь к примеру Каталонии, можно отметить, что сложившиеся в кластере бытовой электроники условия привели туда новых участников из США и Сингапура, а вместе с ними пришли и инвестиции.

3. Кластерная политика.

Итак, кластеры играют огромную роль в достижении высокого уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов: предприятий, отраслей, регионов и стран. Эти рыночные образования могут рассматриваться в качестве действенного средства проведения государственной экономической политики. Поэтому важно понимать возможности использования этого инструмента для эффективного решения государственных и региональных социально-экономических задач. Данный вопрос непосредственно относится к сфере кластерной политики, под которой мы будем понимать комплекс мероприятий, связанных с решением проблем кластеров.

В настоящее время правительства развитых стран уделяют большое внимание вопросам проведения кластерной политики. Так, летом 2005 г. тогдашний премьер-министр Франции Доминик де Вильпэн назвал 67 экономических кластеров, на которые правительство намеревалось потратить деньги в рамках осуществления специального проекта [6], направленного на поддержание и улучшение экономического развития страны. За 2006-2008 гг. на эти цели планировалось выделить 750 млн евро. Примерно 25-30 % поддерживающих фондов было направлено на финансирование совместных исследовательских проектов. Помимо этого соответствующим участникам были предоставлены льготы в отношении уплаты налога на прибыль и выплат социальных взносов.

Все действия правительства в рамках осуществления кластерной политики можно рассматривать с позиций двух основных подходов [4]: дирижистского и либерального. Принципи-

альное различие между ними заключается в выборе приоритетов, участии правительственных органов в создании инфраструктуры и роли территориальных властей. В рамках первого различия можно сказать, что дирижисты фокусируют внимание на отраслевых и региональных образованиях и кластерах, которые планируется поддерживать и развивать. Либеральная кластерная политика предполагает концентрацию усилий на тех кластерах, которые были сформированы рынком. По второму отличию заметим, что дирижисты целенаправленно проводят мероприятия по созданию и развитию инфраструктуры для приоритетных кластеров. Либеральные правительства, напротив, участвуют в создании инфраструктуры для кластеров в исключительных случаях. По третьему аспекту различий подходов можно сказать, что в рамках дирижистской политики специально выбирается регион для создания кластера, определяется величина необходимого финансирования. В условиях либеральной кластерной политики создаются соответствующие стимулы для региональных властей, которые несут весь груз ответственности за создаваемый кластер.

Дирижистскую кластерную политику проводят в странах, в которых власть играет самую непосредственную роль в жизни национальной экономики. К этой группе государств можно отнести Францию, Корею, Сингапур, Японию, Швецию, Финляндию и Словению. Другой тип кластерной политики характерен для стран, в которых сильны либеральные экономические традиции и многое отдается на откуп рынку. К числу таких государств относятся США, Великобритания, Австралия и Канада.

Существенное значение для понимания сути кластерной политики имеет ее сравнение с промышленным подходом [3, с. 317-318]. В рамках промышленной политики предполагается, что конкурентные преимущества создаются за счет увеличения эффекта масштаба производства. В результате определяется спектр приоритетных отраслей экономики, одновременно правительство старается поддерживать отстающие отрасли. Все это приводит к ограничению конкуренции, следствием чего является тенденция промышленной политики к смещению приоритетов в пользу отдельных регионов. В кластерной теории внимание концентрируется главным образом на снятии соответствующих ограничений, особая роль принадлежит не конкретным масштабам производства и долям на рынке, а их динамическому развитию. Решающее значение имеет не то, в какой сфере отдельные страны являются конкурентоспособ-

ными, а то, каким именно образом конкурентная борьба осуществляется национальными хозяйствующими субъектами.

В Финляндии проблемами кластеризации озаботились еще в начале 1990-х гг. Тогда были выделены несколько кластеров и сгруппированы по уровню своего развития. Это позволило правительству сфокусировать внимание на конкретных структурах в зависимости от их силы и потенциала. В результате целенаправленного осуществления кластерной политики Финляндия уже на протяжении многих лет прочно удерживается в первой тройке самых конкурентоспособных стран мира. Это пример удачного осуществления дирижистской кластерной политики, которая, как мы видим, во многом схожа с промышленным подходом, что расширяет возможности применения концепции кластеров со стороны консервативных властей.

В результате обобщения опыта ведения кластерной политики И. Сингх [11] были сформулированы следующие основные функции правительства в данной сфере:

• осуществление деятельности в качестве «брокера», помощника, инициатора, участника и слушателя. Действия в этих направлениях призваны обеспечить продуктивный диалог и создать рабочую атмосферу для увеличения последующей активности всех участников;

• проведение регулярного контроля для оценки жизнеспособности и степени развития кластеров с целью обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности;

• создание соответствующих институтов для развития кластеров (например, реализация специальных правительственных программ, передача необходимых знаний, сбор и распространение информации, касающейся кластеров);

• осуществление прямых инвестиций и обеспечение соответствующих стимулов для создания технической, физической и информационной инфраструктуры;

• спонсирование конференций и форумов для представителей кластеров с целью развития взаимосвязей.

Заключение.

Итак, мы рассмотрели относительно новое для России направление в достижении прочных конкурентных позиций хозяйствующих субъектов и страны в целом - кластерный подход. Он основан на выделении разнородных групп экономических субъектов в рамках отдельных территорий. Данные группы включают в себя совокупность предприятий и организаций, относящихся к бизнес-среде, правительственным структурам, исследовательскому и финансовому

сообществу. Все участники кластера взаимодействуют друг с другом, функционируя как единый производственный сегмент. За счет этого достигается синергетический эффект, способствующий развитию конкурентных преимуществ. Это проявляется в повышении производительности, увеличении инновационной активности и формировании новых организаций.

Кластерные структуры могут быть использованы в качестве мощного инструмента для проведения государственной экономической политики. Именно поэтому мы можем говорить о немаловажной роли правительства в развитии данного направления. Органы власти должны создавать и постоянно обновлять декорации (фон) на сцене театра, который представлен отдельной территорией, а актерская труппа составлена из участников кластера. Только тогда будет поставлен успешный спектакль, который приведет к удовлетворению интересов всех участников, зрителей и других лиц, имеющих отношение к данному действу.

1. Кластерный подход как технология управления экономическим развитием в Республике Бурятия // Администрация Республики Бурятия: официальный сайт. http://www. economy.buryatia. ru/attached_documents/km_klaster.html

2. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Смоленск: Ойкумена, 2005. 496 с.

3. Портер М.Е. Конкуренция: Пер. с англ. М.: Издат. дом «Вильямс», 2005. 608 с.

4. Шаповалов А. Россия перешла в подготовительный кластер // Издательский дом «Коммерсантъ»: официальный сайт. http:// www.kommersant.ru/doc.html?DocID=660557&Iss ueId=30050

5. Bisso R. Clusters and development strate-

gies: reflections for a developing country’s SME policy // Latin American network information center. http: //www. lanic .utexas.edu/pyme/eng/publi-

cations/library/pdf/clusters.pdf

6. French competitiveness clusters unveiled // The initiative “Kompetenznetze Deutschland”. http://www.kompetenznetze.de/navi/en/Services/na chrichten,did=124020.html

7. Global Competitiveness Report 2006-2007. Country rankings // World Economic Forum. http://www.weforum. org/pdf/Global_Competitiven ess_Reports/gcr2006_rankings.xls

8. Isaksen A. Regional clusters and competitiveness: the Norwegian case // STEP - Center for innovation and research. http://www.step.no/ reports/y1996/1696.pdf

9. Ketels C. The development of the cluster concept - present experiences and further developments // Harvard Business School - Institute for strategy and competitiveness. http://www.isc.hbs.edu/ pdf/Frontiers_of_Cluster_Research_2003.11.23 .pdf

10. Ketels C., Lindqvist G., Solvell O. The cluster initiative greenbook // GCIS - global research

project on cluster policy and cluster initiative. http:// www.cluster-research.org/greenbook.pdf

11. Singh I. Can government catalyze clusters? Examples of government actions // Ministry of Northern Development and Mines. Government of Ontario, Canada. http://www.mndm.gov.on.ca

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.