Научная статья на тему 'Организация кластеров инфраструктуры сельских территорий'

Организация кластеров инфраструктуры сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / КЛАСТЕР / RURAL AREA / INFRASTRUCTURE / CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Войтюк М. М.

Войтюк М.М. ОР ГАНИ ЗАЦИЯ КЛАСТЕРО В ИН ФРА СТРУКТУРЫ СЕЛЬСКИХ ТЕРИ ТОРИ Й. Представлены современное состояние инфраструктуры сельских территорий, особенности и преимущества кластера инфраструктуры пилотных сельских территорий, отечественный и зарубежный опыт и экономический эффект функционирования кластера инфраструктуры.V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

oityuk M.M. PECULIARITIES OF RURAL AREA INFRASTRUCTURE CLUSTERS. The article submits the data on the present state of rural area infrastructure, peculiarities and benefits of the cluster of pilot rural area infrastructure, foreign and home experience as well as economic effect of infrastructure cluster functioning

Текст научной работы на тему «Организация кластеров инфраструктуры сельских территорий»

ЭКОНОМИКА

Вывод: изложенные теоретические положения в области финансов и основанные на них рекомендации по долгосрочному и краткосрочному заимствованию (кредитованию) помогут российским финансовым менеджерам всех уровней принимать оптимальные управленческие решения.

Библиографический список

1. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент / Ю. Бригхем, Л. Г апенски. - СПб.: Экономическая школа, 1997. - Т.2. - 361 с.

2. Берестов, В. Практический финансовый менеджмент: монография / В. Берестов. - М.: Изд-во МГСХА, 2004. - 132 с.

3. Пивоваров, С. Международный менеджмент. - 3-е изд. / С. Пивоваров и др. - СПб: Питер, 2005. -656 с.

4. Ван Хорн, Дж. К. Основы управления финансами / Дж.К. Ван Хорн. - М.: Финансы и статистика, 1996. - 225 с.

5. Хэррис, Дж. Международные финансы: Пер. с англ. / Дж. Хэррис. - М.: Филинъ, 1996. - 111 с.

6. Bachman, T. The Corporate Finance Blue Book. - N. y.; 1993. -171. р.

7. Griffin, R., Pustay, M. International business Fourth Edition. - New Jersey, 2006. - 1888 р. (p. 268-472).

8. Levi Maurice, D. International Finance. - N.Y.; 1990. - 241 р.

9. Siposs, A. International Business, Managment and Productivity. - N.y.; 1990. -234 р.

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАСТЕРОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ

сельских территорий

М.М. ВОЙТЮК, заведующая сектором ФГНУ «Росинформагротех», канд. с.-х. наук

fgnu@rosinformagrotech. ru; informagrotech@mail. ru

В России к сельским территориям относятся более 95 % административных районов, на которых проживает 38 млн человек, т.е. 27 % населения страны. Доля сельской экономики в валовом внутреннем продукте страны составляет 8,5 %, сельскохозяйственного производства - около 12 %. Здесь сосредоточено 3,6 % основных фондов, однако условия жизни большинства селян всегда были неудовлетворительные, а за годы реформ значительно ухудшились. По данным Росстата, за годы перестройки число сельских поселений сократилось на 7,5 %, ежегодное выбытие основных фондов в 12-14 раз превышает их ввод. Лишь 10 % из 142,2 сельских поселений, сохранившихся за годы перестройки, являются комплексно обустроенными, где имеются все инфраструктурные элементы и созданы нормальные (по сельским меркам) условия для быта и труда. Такая тенденция повысила актуальность проблемы восстановления и развития инфраструктуры сельских территорий.

Мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики наиболее эффективным и гибким организационным механизмом развития сельской инфраструктуры является кластер. Кластер - это, прежде всего, социальное понятие, один из способов са-

моорганизации сообщества для выживания в условиях жесткой конкуренции. В условиях глобализации традиционное деление экономики на секторы или отрасли утратило актуальность, т.к. никакая отрасль не может быть конкурентоспособной во всех сферах деятельности. Кластерная стратегия является в мире самым мощным инструментом государственной политики решения социально-экономических проблем, особенно на микроэкономическом уровне. Результатом реализации кластерной политики в странах с переходной экономикой явились рост производительности и инновационной активности, повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, активизации привлечения прямых инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития сельских территорий. Необходимость ускоренной кластеризации инфраструктуры сельских территорий усиливается тем, что экономика большинства сельских территорий продолжает пребывать в разбалансированном состоянии. Потенциальная опасность такого состояния в развитии существенной деформации производственно-социальной сферы сельских территорий. Создание кластеров инфраструктуры может модернизировать инфраструктурную базу всех отраслей,

144

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

функционирующих на сельских территориях, поможет противостоять конкуренции на внерегиональных рынках, оптимизировать до зарубежных стандартов социальную среду обитания, сохранить исторически сложившийся уклад жизни. Поэтому исследование организационного механизма развития кластера инфраструктуры с учетом зарубежного и отечественного опыта приобретает особую актуальность для решения социально-экономических проблем сельских территорий в современных условиях.

Кластер инфраструктуры сельских территорий: его особенности и преимущества. Согласно теории М. Портера, кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и др.) и связанные с ними организации (образовательные заведения, инфраструктура), действующие в определенной сфере и взаимодополняющие друг друга, и совсем не обязательно это будут высокотехнологичные промышленные предприятия. Он рассматривал кластеры в легкой промышленности, инфраструктурной отрасли и др. Кластеры инфраструктуры сельских территорий объединяют на контрактной и субконтрактной основе в рамках единой цепочки поставки инфраструктурной продукции и услуг географически соседствующие объекты различных отраслей (сельское, лесное, водное хозяйство, перерабатывающая промышленность) и направлений деятельности (научные, образовательные, инжиниринговые, инновационные, рыночные), при этом сохраняющие финансовую, нормативную и правовую самостоятельность. Кластер инфраструктуры может функционировать как самостоятельная система, также как и подкластер, входящий в промышленный и другие территориальные кластеры. На сельских территориях выделяются следующие типы кластеров инфраструктуры: дискретные - включают инфраструктуру строительной отрасли и производства строительных материалов. Как правило, они состоят из малых и средних компаний-пос-тавщиков, развивающихся вокруг сборочных предприятий и строительных организаций. Процессорные кластеры образуются из производственной инфраструктуры сельского,

лесного хозяйства и перерабатывающей отрасли; инновационные, информационные, рыночные кластеры включают большое количество новых компаний, возникших в процессе коммерциализации технологий и результатов научной деятельности; социальные (агротуристические) кластеры включают комплекс инфраструктуры, специализирующейся на обслуживании сельского населения, туристов; транспортно-логистические включают комплекс инфраструктуры, специализируются на хранении, сопровождении и доставке грузов и пассажиров; кластеры смешанного типа могут включать инженерную инфраструктуру и сочетать признаки нескольких типов. Преимущества кластерного подхода в развитии инфраструктуры: кластеры инфраструктуры имеют в своей основе сложившуюся устойчивую систему распространения новых технологий, знаний, продукции, которая опирается на современную научную базу; предприятия кластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможности осуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затраты на внедрение инноваций; в составе кластеров имеются гибкие предпринимательские структуры - малые формы хозяйствования, занимающиеся инфраструктурной деятельностью, которые позволяют формировать точки роста экономики сельских территорий. Следует отметить, что количество малых форм хозяйствования на сельских территориях за годы перестройки увеличилось, по данным Росстата, в 7 раз.

Зарубежный опыт кластерной организации инфраструктуры. В современном мире среди сетевых форм организации инфраструктуры доминантный статус приобретают кластерные формы. Число респондентов, отметивших применение кластерного подхода в своих государствах, за период с 1999 по 2007 г. возросло более чем в 7,5 раза. Подобный рост интереса не случаен, так как в переходных экономиках кластерные инициативы приводят к лучшим результатам практически по всем параметрам. Он в значительной мере связан с общей тенденцией концентрации различных компаний в пределах одной отрасли. Такой отраслевой аспект кластеризации рассматривается исследователями до-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2009

145

ЭКОНОМИКА

статочно часто. Однако относительно мало исследований отражают уровень распространенности кластеров инфраструктуры различных отраслей, что свидетельствует о слабой изученности вопроса о роли кластеров в экономике зарубежных стран. Результаты исследований базируются на разных теоретических подходах, методах и критериях идентификации и сильно различаются между собой. Значительная доля интереса происходит из успешного опыта развития кластеров инфраструктуры индустриальных районов в Италии. Как показывает практика, фирмы, объединенные в кластеры, имеют стабильно более высокие доходность и производительность, чем аналогичные предприятия, не относящиеся к ним. В 1981 г. эти кластеры предоставляли 900 тыс. рабочих мест (5,4 % от всех рабочих мест в Италии) и 8,6 % рабочих мест в данной сфере производства и услуг. В последнее время территориальной кластеризации инфраструктуры различных отраслей все большее внимание уделяется и в других странах. Одним из важных шагов, предпринятых правительством Великобритании, стал заказ на выявление и картографию всех кластеров инфраструктуры в стране. Следует отметить специфику распределения кластеров инфраструктуры по регионам исходя из их специализации. Кластеры на юге Великобритании больше тяготеют к сфере услуг (информационное обеспечение, агротуризм и т.д.), тогда как на севере кластеры инфраструктуры в основном развиваются на базе товарного производства и связаны с переработкой продукции. На юго-востоке размещаются высококонцентрированные и успешно развивающиеся кластеры. Подход к кластеризации инфраструктуры в Дании во многом идентичен британскому. Инфраструктурные объекты объединяются как на основе традиционных отраслей промышленности (производство тканей, одежды, мебели, садоводства, агротуризм), так и при сочетании нескольких отраслей: сельского и лесного хозяйства, перерабатывающих отраслей и др. В Португалии изучение кластеров инфраструктуры показывает высокую степень географической концентрации, однако подробный анализ свидетельствует о низком уровне взаимодействия

входящих в их состав фирм и предприятий. Во Франции исследование, выполненное по заказу национального агентства планирования (DATAR), позволило идентифицировать 144 существующих региональных кластера и около 82 кластеров инфраструктуры, находящихся в процессе становления или носящих виртуальный характер. В Норвегии на основе социологического исследования были выявлены 62 потенциальных кластера инфраструктуры. 55 кластеров были образованы на базе инфраструктуры традиционных промышленных секторов и предоставляли 63 тыс. рабочих мест (22 % от уровня занятости по всей стране). В Испании были идентифицированы 142 кластера, специализирующихся, главным образом, на инфраструктуре традиционных отраслей промышленности. Кластеры отличались более высокими показателями занятости и более высоким уровнем дохода, чем в среднем по стране. Выявленные в Австрии 76 кластеров были условно поделены исходя из специализации на 6 категорий: производственные; агротуристические; образовательные; экспортные; смешанные; сферы услуг. В Германии исследование по выявлению кластеров пока не завершено. Результаты получены только по Северной Вестфалии, где были идентифицированы 11 кластеров. Однако эти образования носят не столько экономический, сколько политический характер, так как используются в качестве инструмента для продвижения структурных преобразований в регионе. В Финляндии выявлены 9 кластеров инфраструктуры смешанного типа. В ирландии сложившихся кластеров пока нет, отмечаются лишь возможные предпосылки для их создания. В Бельгии применялись различные подходы к количественному выявлению кластеров, в результате чего данные колеблются в диапазоне от 18 до 40 кластеров инфраструктуры. В Швеции были выявлены 6 конкурентоспособных на международном уровне кластеров инфраструктуры. Как видим, только в нескольких европейских государствах проведены исследования и получена подробная информация о кластерах инфраструктуры. Однако, как показывают полученные данные, уровень экономического развития кластеров инфраструктуры оказывается

146

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

в среднем на несколько пунктов выше, чем в аналогичных компаниях или предприятиях, не входящих в кластерные формирования. Благодаря кластерной организации существенно улучшаются и социальные показатели. Так, например, доля занятости в инфраструктурных отраслях постоянно возрастает и в настоящее время составляет: в Германии - 27,7 %, в Японии - 23,5, в Италии - 20,4, в США - 15,5 %. При этом доля прибавочной валовой стоимости составляет соответственно: в Германии - 25,9 %, в Японии - 25, в Италии - 20,7 и в США - 18 %. Этот опыт особенно важен для стран, недавно избравших путь рыночной экономики и стремящихся активизировать свой научно-технический, инновационный и промышленный потенциал с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития и превращения в государства, обладающие высоким уровнем мировой конкурентоспособности. Хотя следует также отметить, что в настоящее время явно недостает универсальной методики выявления кластеров инфраструктуры, которую можно было бы использовать применительно к любой стране, не подстраиваясь под местную специфику.

Отечественный опыт развития кластеров инфраструктуры. В ряде субъектов Российской Федерации использование кластерного подхода в развитии инфраструктуры уже заняло одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономического развития. Однако опыт показывает, что организация кластеров инфраструктуры имеет «спонтанный» характер, их структуры вряд ли могут сравниться с кластерами, имеющими хорошо отлаженную систему взаимосвязей. Стратегия развития Южного федерального округа до 2020 г. обосновывает создание кластера в составе Краснодарского, Ставропольского краев, Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей. По существу, речь идет о формировании объединения, участниками которого станут отдельные кластеры, в т.ч. инфраструктурные. Правительство Белгородской области в концепции социального обустройства сельских территорий до 2012 г. определило понятие социального кластера. Аграрный кластер Калининградской облас-

ти, сформированный по сетевому принципу, дает мощный импульс развитию малого и среднего бизнеса на селе, существенно повышает конкурентоспособность аграрного сектора экономики региона и позволяет решать социальные проблемы. Агропромышленный кластер Татарстана отличается тем, что инфраструктурные объекты, входящие в него как подкластер, привлекают сельские предпринимательские структуры, что важно для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств населения, т.к. им облегчен доступ к капиталу крупных предприятий, а также активно происходит обмен инфраструктурной продукцией и услугами. В алтайском крае в результате диагностики, проведенной в рамках разработки Стратегии социально-экономического развития до 2025 года, выявлены предпосылки формирования кластеров следующей специализации: биофармацевтика, агропромышленное производство и агротуризм. Во Владимирской области организованы 2 крупных кластера, из них наиболее типичным можно считать концентрацию промышленного производства Гусь-Хрустального района, где сконцентрировано стекольное производство и инфраструктурные объекты. Второй кластер организован в Ковровском районе, где главным кластерообразующим элементом является машиностроение. Его особенностью является взаимосвязанная технологическая цепочка с включением элементов инфраструктуры, начиная от добычи сырья и заканчивая выпуском готовой продукции.

Интересен опыт организации кластеров Самарской области, где выстроена цепь взаимосвязей между производителями и поставщиками, инфраструктурой и наукой через трансфер технологий и создание соответствующих институтов развития. Кластер агроэкотуризма Ленинградской области был направлен на разработку кластерной модели развития агроэкотуризма в Ленинградской области.

Особенности организации кластера инфраструктуры пилотных сельских территорий. Применение кластерного метода организации инфраструктуры актуально для пилотных сельских территорий вследствие необходимости тесного контакта между инфраструктурными отраслями, объектами,

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

147

ЭКОНОМИКА

видами деятельности, функционирующими на пилотных сельских территориях, для достижения наивысших социально-экономических результатов. Кластерная организация инфраструктуры на определенной пилотной территории характеризуется отказом от отраслевого принципа функционирования, взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью, что позволяет использовать коллективные активы предприятий и организаций, находящихся на разных уровнях процесса создания инфраструктурной продукции и услуг; распространять информацию и обмениваться опытом между инфраструктурными организациями; принимать совместные решения, касающиеся стратегической направленности и определять приоритеты развития инфраструктурных объектов; быстро инновационно адаптироваться; развивать малый и средний инфраструктурный бизнес; минимизировать издержки и создать оптимальную структуру затрат на инфраструктурное обеспечение производства и жизнеобеспечение населения пилотных территорий. Кластеризация инфраструктурного хозяйства сельских территорий позволит привлечь значительные инвестиционные ресурсы в инфраструктурную сферу. Кроме того, в результате взаимодействия менее привлекательных инфраструктурных производств и услуг разных отраслей (особенно важно для удаленных территорий) с более привлекательными возникают предпосылки привлечения инвестиционных ресурсов развития инфраструктуры на удаленных территориях и неперспективных инфраструктурных объектов. А сетевая организация инфраструктурного производства и услуг с привлечением инвестиционных ресурсов превращает кластер инфраструктуры в более конкурентоспособную структуру, чем разрозненные объекты инфраструктуры сельских территорий. Таким образом, можно полагать, что формирование кластеров инфраструктуры на пилотных сельских территориях будет иметь последствия двух видов - внутритерриториальные и внетерриториальные. Внутритерриториальный аспект кластерного развития инфраструктуры пилотных территорий состоит в том, что та территория, в которой формируется система инфраструктурных кластеров, приобретает свои собственные,

внутритерриториальные точки развития инфраструктуры данной территории. Эти кластеры привлекают финансовые, интеллектуальные и инвестиционные ресурсы, что многократно повышает конкурентоспособность производства и услуг, повышает уровень инженерного обустройства, улучшает качество социальнокультурно-бытового обслуживания на данной сельской территории.

Внетерриториальный эффект от развития кластеров инфраструктуры пилотных территорий заключается в создании источников дополнительной финансовой поддержки производства и социальной сферы в удаленных, экономически неразвитых сельских территориях. Социально-экономическая дифференциация сельских территорий позволяет сформировать большие возможности для преодоления этой дифференциации в короткое время. В большинстве случаев инфраструктурный кластер состоит из поставщиков инфраструктурных услуг: компаний, занимающихся инженерным обустройством и оказывающих социальные слуги, фирм, обеспечивающих ресурсное обеспечение производства и услуг, а также инжиринговых, консалтинговых, банковских и финансовых институтов (рис. 1).

В литературе кластеры классифицируют по различным признакам, которые возможно применить и к инфраструктурному кластеру, в том числе: по номенклатуре продукции, услуг (многопрофильная или однопрофильная); по степени внешней зависимости (удельный вес использования внетерриториальных ресурсов); по характеру конечной продукции, услуг (сырье, полуфабрикат, частичная услуга, компонент услуги, полная услуга); по масштабу и структуре рынков сбыта; по доле в экономической базе территорий; по географии сбыта (за пределами территорий или в них); по степени технологической, экономической и организационной изолированности от других территориальных кластеров; по эффективности для территориального бюджета. Исследования показали, что особенности кластерной организации инфраструктуры зависят от характерных черт ее участников, входящих в кластер. Выявленные особенности представлены в таблице.

148

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

Таблица

Особенности кластерной организации инфраструктуры пилотных сельских территорий

Особенности Характеристика

Присутствие самоорганизующе-го начала Создание условий для организации инфраструктурного кластера и координации его деятельности административными органами, а также способность участников как элементов кластерной системы к самоорганизации-формированию и укреплению взаимосвязей

Формирование полиотраслевой взаимосвязи Отход от отраслевого принципа взаимодействия и развитие взаимосвязей между отраслями

Установление прочных и гибких взаимосвязей Видение участниками кластера общей стратегической цели, динамичность процесса вхождения и выхода из кластера, формальность и неформальность взаимодействия участников

Специализация деятельности Концентрация, система взаимоотношений участников в рамках определенных видов деятельности, производственной, услуговой специализации

Завоевание лидирующих позиций отдельными участниками Появление лидерства и завоевание лидирующих позиций в результате внедрения инноваций

Осуществление производственных и услуговых процессов на основе аутсорсингового взаимодействия Сокращение количества участников некоторых видов производственной и ус-луговой деятельности, вызванное недостатком компетенции для отстаивания позиций лидера, снижение издержек, приводящих к фокусированию ключевых процессов с целью усиления и удержания конкурентных преимуществ

Присутствие общего экономического интереса Возможность получения большей прибыли, основанная на взаимодействии и взаимосвязи с другими участниками кластера

Формирование корпоративной культуры Взаимоотношения, осознание зависимости участников от успеха друг друга формируют определенную культуру общения, взаимосвязи и климат доверия

Рис. 1. Схема кластера инфраструктуры сельских территорий

Алгоритм организации территориальных инфраструктурных кластеров состоит в последовательной реализации следующих этапов: генерация относительных конкурентных преимуществ территорий; формирование инфраструктурных кластеров, способных реализовать генерируемые относительные конкурентные преимущества территории; проведение мероприятий, обеспечивающих эффективность сформирован-

ных кластеров (основные направления - рост прибыльности производства и услуг, увеличение доходов бюджетов различных уровней, повышение занятости и высокой квалификации труда, рост доходов трудоспособных и уровня жизни нетрудоспособных, неистощительное и комплексное использование природных ресурсов). Территориальный кластер инфраструктуры является высшей ступенью развития корпорации как особого хозяйству-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

149

ЭКОНОМИКА

ющего инфраструктурного объекта, конституируемого определенным (критическим) числом юридических лиц, представляющих самостоятельные экономические субъекты. Именно кластер способен реально корпори-ровать эти самостоятельные объекты посредством функционального кооперирования их имущественных отношений, переходом к ведению совместно организуемого бизнеса и построением единой организационной структуры в границах кластера. Таким образом, кластер, будучи надкорпоративной структурой в качестве базовых внутрикорпоративных элементов, имеет обособленные корпорации. Вертикальное и горизонтальное корпорирование - такова отличительная особенность территориального инфраструктурного кластера.

В рамках сельских территорий кластер инфраструктуры может принимать форму картеля (объединение независимых хозяйствующих субъектов для координации их маркетинговой деятельности) и консорциума (интеграции организаций на временной основе для реализации конкретной экономической программы, требующей мобилизации значительных ресурсов). Другие формы реализации организации кластера инфраструктуры - трест (организация бизнеса, характеризующаяся потерей производственной и коммерческой самостоятельности входящих в него хозяйствующих субъектов) и финансово-промышленная группа (разветвленная интеграция банковского, промышленного и торгового капитала). Гораздо реже территориальный кластер инфраструктуры выступает в форме пула (объединение, при котором участники распределяют результаты производства по заранее оговоренным квотам) или альянса (форма соглашения, не затрагивающая отношения собственности).

Организационно-управленческая структура кластера инфраструктуры может строиться по технологическому признаку (объекты инфраструктуры связаны единым производственным процессом), территориальному (инфраструктура разных отраслей связана территориальным расположением), отраслевому (вертикально-интегрированные структуры), а также по форме собственности

(интеграция государственных корпораций) и способам создания корпоративных структур. Кластерная организация инфраструктуры не сводится только к организационно-управленческой перестройке инфраструктуры, а имеет более широкий практический контекст и долгосрочные последствия. Этот контекст состоит в том, что посредством стратегии кластерного преобразования инфраструктуры возникает возможность преодоления управленческого стереотипа административной экономики, цель которой в территориальном аспекте сводилась к примитивному стремлению равнообеспеченности всех объектов инфраструктуры ресурсами: финансовыми, сырьевыми, трудовыми, что на практике означало лишь уравнительный подход. В результате «сильные» инфраструктурные объекты лишались экономического стимула эффективного развития своего производства, тогда как «слабые» приобретали вкус к дотационной поддержке со стороны федерального центра и сильных инфраструктурных объектов. Следовательно, административная экономическая политика не только не достигала поставленных целей, но и усугубляла экономическое неравенство инфраструктурных объектов сельских территорий в различных условиях развития.

Политика экономической кластеризации территорий выступает альтернативой традиционной политики механического выравнивания уровней развития различных территорий. Организационно-управленческие проблемы формирования кластеров инфраструктуры сводятся к тому, чтобы было обеспечено соответствующее нормативно-правовое регламентирование их производственной, инженерной, социальной, финансовой и маркетинговой деятельности, устраняющее препятствия институционального характера.

Не менее актуальная проблема - разработка целенаправленной стратегии кластерной политики на территориальных уровнях, которая должна определить приоритетные кластеры, заслуживающие финансовой поддержки. В этом плане необходимо активизировать не только привлечение внешних инвесторов, но и обеспечить реальную защиту

150

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

их интересов. Управленческий процесс формирования кластеров инфраструктуры основывается на селективно-адаптивном подходе к объединяемым инфраструктурным объектам не столько по видам производимой ими продукции и услуг, сколько по их долгосрочному инновационному потенциалу, реализация которого особенно эффективна именно благодаря их вхождению в территориальный кластер. При этом организационно-правовые формы корпорируемых инфраструктурных объектов отходят на вторичные позиции, поскольку в кластере допускается многообразие этих форм.

В целом стратегия формирования территориальных инфраструктурных кластеров может быть представлена в виде целенаправленной программы практических мероприятий. Интегратором кластерного образования становится тот инфраструктурный объект, профилирование которого определяет территориальную и отраслевую специализацию данного кластера. Поскольку каждый участник формируемого кластера располагает специфической сетью вертикальных и горизонтальных кооперативных производственно-сервисных связей, то следует составить своеобразную «опись» конкурентных преимуществ таких связей как совокупного потенциала создаваемого инфраструктурного кластера, чтобы выйти на наиболее эффективную систему.

Самостоятельной проблемой выступает и построение эффективной внутрикластерной организационно-управленческой структуры, способной интегрировать организационно-правовые формы участников кластера. Процесс кластеризации инфраструктуры сельских территорий можно уподобить избирательному развитию тех или иных социальных или экономических направлений в многоотраслевой территориальной деятельности. При этом размеры инфраструктурных объектов, входящих в «кластерный мускул» и образующих этот кластер, практически не имеют значения. Более того, общемировая практика обнаружила, что конкурентоспособность национальных экономик непосредственно определяется именно кластерами, которые в условиях нашей страны

трансформируются в кластеры пилотных территорий. Инновационная стадия развития общественного производства требует изменения объекта, субъекта и метода организационно-управленческой деятельности на всех иерархических уровнях национальной макроэкономики, поэтому на смену отраслевому и территориальному управлению приходит кластерное управление как концепция «точечного» приложения инвестиций, что значительно повышает эффективность их использования. Если сфера управления по-прежнему будет разрываться между взаимоисключающими целями: с одной стороны, отраслевым управлением, а с другой - территориальным, то эффекта не даст ни одно из этих направлений.

Обозначенное противоречие способен разрешить только кластерный принцип организации производственной, инженерной и социальной инфраструктуры на сельских территориях, который удачно совмещает отраслевой и территориальный подходы, что гарантирует ему долгосрочную эффективность. Однако, несмотря на свою очевидную эффективность, реальные кластеры инфраструктуры остаются исключением в организационной структуре сельских территорий. Это реальное противоречие можно объяснить тем, что основной проблемой, препятствующей интенсивному внедрению кластерной организации инфраструктуры на пилотных сельских территориях, остается недостаточная концептуально-методическая разработанность вследствие недооценки долгосрочной эффективности кластерной технологии.

Формирование инфраструктурных кластеров в сельской экономике потребует значительных материальных затрат и финансовых издержек, однако такие затраты оправданы будущим значительным повышением эффективности территориального производства и улучшением социальной сферы, поскольку именно кластеры наиболее удачно приспособлены для решения многих практических задач социально-экономического развития сельских территорий. Помимо отбора конкретных отраслей, сфер и территорий необходим расчет преследуемых ими целей, которые включают рост налоговых

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

151

ЭКОНОМИКА

доходов территории в результате формирования эффективных кластеров, влияние на прирост числа рабочих мест, общую ситуацию на сельском рынке труда, интенсивность привлечения в сельские территории финансовых, инвестиционных и инновационных ресурсов.

Прогноз эффективности должен основываться на статистическом изучении массивов экономико-статистических показателей (методом построения динамических рядов за репрезентативное время), для чего необходимо выявить временную динамику основных показателей базовых предприятий инфраструктуры сельских территорий по сферам и отраслям; по формам собственности и организации и т.д.

Экономический аспект функционирования кластера инфраструктуры. Несомненную важность представляет собой сравнение результатов деятельности кластеров с показателями других организационных формирований соответствующих направлений деятельности, так как служит, помимо всего прочего, доказательством (или, в зависимости от результата, контраргументом) целесообразности применения кластерного подхода. В качестве основы для оценки деятельности торгового кластера (включающего вспомогательную деятельность), функционирующего на сельских территориях Гусь-Хрустального района Владимирской области, был проведен сравнительный анализ результирующих экономических показателей за 2005-2007 гг. кластера, малых торговых предприятий и средних показателей торговой деятельности по району. Результаты представлены на рис. 2. Анализ показал, что кластер демонстрирует более высокие темпы роста численности работников, выручки и рентабельности, чем аналогичные малые предприятия, а также более высокие показатели по сравнению со средними районными (включая крупные торговые центры), что свидетельствует в пользу кластерной организации инфраструктуры, целесообразности кластерного подхода к развитию других отраслей на сельских территориях, а также о необходимости дальнейших исследований данной организационной формы.

% 50 40 30 20 10 0

изменения изменения изменения

выручки численности рентабельности

работающих

□ - малые формы хозяйствования;

■ -торговый кластер;

□ - торговля по району

Рис. 2. Средние темпы изменения результирующих экономических показателей по малым формам хозяйствования, кластеру и районному сектору торговли, %

Государственная поддержка развития кластера инфраструктуры. На расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» (2008 г.) Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин подчеркнул, что в ближайшие годы страна должна перейти на новый этап комплексного развития экономики территорий, где важную роль будет играть формирование центров социально-экономического развития и точек роста - сети инновационных территориально-производственных комплексов. К организационным формам, характеризующимся сетевыми принципами комплексного взаимодействия, относятся кооперация, интеграция, межотраслевое объединение, кластер и др. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 38-р, предусмотрена необходимость определить направления развития территориальных кластеров и провести эксперименты по реализации мер кластерной политики на региональных и муниципальных уровнях. Благоприятные возможности для организации и развития создает «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы», одной из основных задач которой

Темп Темп Темп

152

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

является комплексное развитие инфраструктуры сельских территорий. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» обеспечивает финансирование комплексного развития элементов инфраструктуры. Дополнительные предпосылки к развитию кластеров инфраструктуры открывает использование потенциала особых экономических зон, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 25 июля 2005 г. № 116-ФЗ. Кроме того, возможности развития кластеров инфраструктуры обеспечиваются в рамках предоставления финансовой поддержки на строительство инновационной, социальной и инженерной инфраструктуры, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мировой опыт показывает, что в усло-вияхрыночнойэкономикинаиболееэффектив-ным и гибким организационным механизмом развития сельской инфраструктуры является кластер. Исследование организационного механизма развития кластера инфраструктуры с учетом зарубежного и отечественного опыта приобретает особую актуальность для решения социально-экономических проблем сельских территорий в современных условиях. В ряде субъектов Российской Федерации использование такого подхода заняло одно из ключевых мест в стратегиях социальноэкономического развития. Однако опыт показывает, что организация кластеров инфраструктуры имеет «спонтанный» характер, их структуры хрупки и вряд ли могут сравниться с настоящими кластерами с хорошо отлаженной системой взаимосвязей, что присуще не только кластерам зарубежных стран, но и отечественным промышленным. Сравнительный анализ экономических показателей малых предприятий Владимирской области и кластеров инфраструктуры показал, что кластеры демонстрируют большие темпы роста численности, выручки и рентабельности, чем аналогичные малые предприятия, что свидетельствует о целесообразности использования кластерного подхода к экономическому развитию сельских территорий.

Библиографический список

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. - М., 2007. - 72 с.

2. Федеральная целевая программа (ФЦП) «Социальное развитие села до 2012 года». - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2005. - 100 с.

3. Асаул, А.Н. Строительный кластер - новая региональная производственная система / А.Н. Асаул // Экономика строительства. - 2007. - № 6. -С. 16-25.

4. Бороненко, В. Кластаризация производства как инструмент интеграции субъектов рынка (на примере латвийского кластера информационных систем) / В. Бороненко // Cziowiek a ryntk/- Lublin.

- 2008/Е.2. - С. 100-106.

5. Воронин, Е.А. Кластерные технологии и их применение в АПК / Е.А. Воронин // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования. - 2008. - С. 25-28.

6. Гусева, О.И. Первых нет и отстающих: О внедрении кластерного подхода в регионах ПФО /

О.И. Гусева //Самарское обозрение. - 2007. - № 5.

- С. 4-8.

7. Жданов, С.И. Кластерное районирование охот-ничье-ресурсного потенциала Оренбургской области / С.И. Жданов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2007.

- № 3. - С. 162-164.

8. Мельман, В.М. Кластеризация крымской экономики как первый этап построения региональной стратегии инновационного развития / В.М. Мельман // Актуальные проблемы экономики. - Киев, 2007. - № 4. - С. 73-80.

9. Пилипенко, В.И. Принципиальные различия в концепциях промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов / В.И. Пилипенко // Вест. Моск. ун-та. Сер.5. География.

- М., 2007. - № 5. - С. 3-9.

10. Скоч, А.В. Кластерообразующие бюджетные инвестиции - современный инструмент межрегиональной интеграции / Скоч А.В. // Вопросы экономических наук. - 2007. - № 5. - С. 101-105.

11. Стукач, В. Кластерный подход к развитию инвестиционных процессов в АПК / В. Стукач // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - № 11.

- С. 33.

12. Asheim B.T., Isaksen A. 2000. Localised Knowledge,

Interactive Learning and Innovation: Between

Regional Networks and Global Corporations // Vatne E., Taylor M. (eds.) The Networked Firm in a Global World. Small Firms in New Environments. Ashgate, Aldershot.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

153

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.