Научная статья на тему 'Кластеры как инструмент формирования устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа'

Кластеры как инструмент формирования устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
305
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Часовской В. П.

В статье обоснованы возможность и необходимость создания и развития кластеров в Чукотском автономном округе в качестве инструментов формирования устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа. Определены тип, специфика и состав регионального кластера ЧАО. Предложена организационная структура управления региональным кластером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластеры как инструмент формирования устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа»

КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

В.П. ЧАСОВСКОЙ, кандидат экономических наук, доцент, начальник отдела Московский гуманитарно-экономический институт

Кластеры, т. е. сообщество сконцентрированных по географическому принципу предприятий, тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, обеспечивают конкурентоспособность региона. Высокая конкурентоспособность региона держится именно на сильных позициях отдельных кластеров, тогда как вне их даже самая развитая экономика может давать посредственные результаты.

Российские регионы как по размерам своей территории, так и по экономическому состоянию, можно сравнить с малыми странами, в которых по географической характеристике принято выделять четыре типа кластеров:

• национальные кластеры — внепространствен-ные группы смежных конкурентоспособных отраслей, выделенные, в основном, с использованием коэффициента локализации к методике МОБ;

• региональные кластеры, расположенные в пределах региона и выделенные с помощью опросов или экспертных оценок;

• трансграничные кластеры, развивающиеся в регионах двух и более стран;

• локальные кластеры, расположенные в одном городе.

Кластеры, создаваемые в Чукотском автономном округе (ЧАО), относятся к типу региональных кластеров, и так как в современной экономике конкурируют не отдельные предприятия и отрасли, то именно они будут определять развитие округа. Кластерная инициатива в ЧАО необходима для следующего:

• сохранения и рационального использования природно-реакционного и культурно-исторического потенциала Чукотского автономного округа;

• притока инвестиций, увеличения налоговых поступлений, роста доходов населения;

• снижения влияния моноотраслевой зависимости региона за счет расширения использования природных ресурсов региона;

• структурирования экономики региона. Оптимального сочетания индустриализации и природопользования;

• формирования положительного имиджа региона, повышения привлекательности (в том числе инвестиционной);

• повышения конкурентоспособности региона, формирования брэнда.

По мнению автора статьи, выделение кластеров в ЧАО возможно на основе следующих вариантов «Стратегии развития Чукотского автономного округа до 2020 года»:

1. Первый вариант предусматривает превращение Чукотского АО в огромный национальный парк. По этому варианту сворачиваются промышленные предприятия, избыточная энергетика, в т. ч. консервируется Билибинс-кая ГЭС и т. д. Около 30 тыс. чел. вывозятся в более благоприятные районы страны, остаются 20 тыс., из которых 16 тыс. — коренное население, остальные — «вахтовики» и минимальный контингент поддерживающих инфраструктуру. Предполагаемые расходы на осуществление этого проекта составляют около 32—33 млрд руб., в том числе около 30 млрд руб. — на переселение в центральные районы страны.

2. Второй вариант предполагает сохранение существующего уровня экономической активности. При данном варианте регион остается дотационным и переходит под ответственность федерации. От центра потребуются определенные инвестиции необходимые для

поддержания инфраструктуры: ремонта существующих автодорог, строительства линий электропередачи к уже действующим месторождениям, а также доразведки разрабатываемых месторождений. В конечном счете, по мнению экспертов, реализация этого варианта приведет к постепенному превращению региона в национальный парк. 3. Третий вариант развития, который выбран и утвержден Правительством ЧАО, предусматривает ускоренную индустриализацию региона, резкое повышение экономической активности и превращение ЧАО из дотационного региона в самодостаточный. Ставка делается, в первую очередь, на увеличение ежегодной добычи золота до 25—30 т на территории Чукотки к 2020 г. (сейчас добывается порядка 5 т в год). Рассматриваются перспективы экспорта угля на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, создание индустрии глубокой переработки продуктов оленеводства и зверобойного промысла, развитие приключенческого, экологического и этнографического туризма и другие проекты. Разработка и добыча олова, вольфрама, меди, урана из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры относится к более отдаленной перспективе. Фактически это сценарий нового освоения Чукотки, для реализации которого в течение 15 лет необходимо около 106 млрд руб. инвестиций [2;11].

При определении структуры и состава регионального кластера ЧАО необходимо исходить из конкретных условий, целей и задач, степени интеграционного влияния предприятий-интеграторов на участников кластера. При создании кластера в ЧАО, учитывая его специфику, предлагается использовать межотраслевую структуру, а интегрированная бизнес-группа в дальнейшем может иметь вид холдинга или конгломерата.

Поскольку основным ресурсом округа является золото, то региональный кластер будет опираться на золотодобывающие предприятия (см. рис. 1).

Как следует из рис. 1, основной костяк кластера составляют предприятия по добыче золота, между которыми и региональной властью разместились предприятия по

Туризм

добыче углеводородного сырья и угля, энергетики, а также туристические компании. Учитывая тот факт, что два варианта стратегии предусматривали превращение Чукотки в национальный парк, автор статьи считает, что такая составляющая кластера, как туристические компании, должна стоять на втором месте после золотодобычи. На территории округа зарегистрировано 15 туристических фирм, из которых: 7 местных, 8 из разных городов России: Петропавловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Смоленска, Хабаровска, Москвы. Функционирует 6 туристских клубов и объединений [8].

Проведенное в 2003—2005 гг. исследование рекреационных ресурсов округа показало, что отличные перспективы развития в ЧАО имеют спортивный, круизный, экологический, научно-экспедиционный, культурный, этнографический виды туризма. Спортивный туризм .может быть представлен следующими видами: горный туризм, сплавы по рекам, охота, рыбалка. Что касается круизного туризма, который на сегодняшний день является наиболее развитым видом туризма, то ежегодно восточное побережье Чукотки посещают круизные суда с американскими, канадскими и российскими туристами на борту. Туры организуют американская, британская туристические компании («Circumpolar expeditions», «Supernova expedition LTD»), и Камчатское туристическое агентство («Пасифик Нетворк»). В программу круизов входит посещение уникальных природных, исторических и культурных памятников: Китовой Аллеи на острове Ыттыгран, Лоринских горячих ключей, этнографических комплексов на мысе Нунямо и Дежнева, национальных поселков. Морские круизы позволяют туристам увидеть живописные бухты, заливы и острова с птичьими базарами, впечатляющее многообразие полярной фауны. Экологический туризм позволяет наблюдать

Региональный кластер

1 i г i г i г

Добыча Добыча Энер- Дру-

углеводо- угля гетика гие

родных отра-

ресурсов сли

я ^

43 о

о й

ж, tr о ч о

Б »

Й о

CD 01

я Е

я ш

о р

о S

г в

р

ta

Инвестиции

Рис. 1. Региональный кластер развития Чукотского автономного округа

на Чукотке такие уникальные явления, как птичьи базары, лежбища морских животных, занесенных в Красную Книгу РФ: белого медведя, снежного барана, морских млекопитающих, 24 вида птиц. Объекты экотуризма имеются в каждом районе округа, наиболее значимые из которых занесены в «Особо охраняемые природные территории». Среди них всемирно известные: самый большой в Арктике Государственный заповедник «Остров Врангеля» и природно-этнический парк «Берин-гия». Выделены также 7 природных заказников (в том числе Государственный заказник «Лебединый») и 26 памятников природы. В последнее время в экотуризме появилось новое направление — «Bird Watching» — орнитологический туризм. На Чукотке можно встретить более 220 видов птиц, среди них много редких. Их готовы наблюдать сотни орнитологов, профессионалов и любителей со всего мира. А птичьи базары, представляющие собой огромные скопления птиц на скалах — уже сами по себе привлекательные объекты экотуризма. Все большее развитие получают научно-экспедиционный, культурно-исторический и этнографический туризм.

Особую популярность приобретает экстремальный туризм. Климатические условия, географическое положение, рельеф местности, удаленность от центров цивилизации — все это создает предпосылки для разработки эксклюзивных туристских продуктов различной степени сложности, в частности:

• поездки и многодневные ралли на автомобилях, снегоходах, квадрациклах, собачьих и оленьих упряжках, лыжные и пешие переходы;

• сплавы по рекам — рафтинг, каякинг и т. п.;

• перекочевки с оленеводами;

• участие в морзверобойном промысле.

Развивается особо зимний и внутренний туризм

[6,8].

За последние 4—5 лет сфера туризма является объектом постоянного внимания Правительства округа. Произошли заметные изменения в инфраструктуре: построены гостиницы, горнолыжные базы, строятся дороги, идет активная работа с туроператорами, подготавливаются кадры, укрепляется материально-техническая база. Определив свои приоритеты в развитии туризма, местные власти ищут формы сотрудничества с заинтересованными структурами. В 2006 г. была принята региональная целевая программа «Развитие туризма в Чукотском автономном округе на 2007 год» с бюджетом 3,5 млн руб. Летом 2007 г. в поселке Эгвекнот открылся первый комфортабельный туристический комп-

лекс. Его первыми постояльцами стали туристы из Дании, основная часть из которых являются орнитологами. Аналогичные комплексы планируется открыть в ближайшее время в селе Кан-чалан Анадырского района и в Анадыре. В 2007 г. Правительством принята региональная целевая программа «Развитие туризма в Чукотском автономном округе на 2008 год», в которой в качестве приоритетов определены:

• развитие активных видов отдыха: в зимнее время — гонки на оленьих и собачьих упряжках, снегоходах; в летнее время — сплавы, охота, рыбалка и приключенческие туры;

• развитие научно-экспедиционного туризма, с учетом многообразия объектов исследования;

• разработка и представление на рынок новых туристских маршрутов по Чукотскому автономному округу, которые привлекли бы не меньшее число иностранных туристов, чем круизы;

• привлечение частного жилищного фонда населения путем организации на его базе «малых семейных гостиниц», а также создание туристских баз для размещения российских и иностранных туристов. Использование такого подхода позволит достаточно быстро и со значительной экономией финансовых ресурсов справиться с дефицитом мест размещения, а также создать условия для получения дополнительных доходов местному населению [8]. Для развития кластерной инициативы в части

туризма на Чукотке необходимо решить многие проблемы, среди которых объективные и субъективные факторы.

Иностранные суда могут заходить только в порты, оборудованные пунктами пропуска через государственную границу РФ. Суда не могу заходить в национальные села, а туристы — знакомиться с бытом и культурой коренных народов. На территории Чукотки действует пограничный режим, срок оформления разрешения на въезд иностранных граждан — 45 рабочих дней, российских — 10 дней. Кроме того, Чукотский АО включен в Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением иностранных граждан, что также затрудняет въезд и перемещение туристов в ЧАО [8].

Природно-климатические условия Чукотского автономного округа гораздо суровее, чем на соседней Аляске, что значительно осложняет проведение программ и трансферт туристов.

В округе плохо развитая инфраструктура. Это относится к средствам размещения, объектам питания, транспорта, информационного обеспечения. Исключением является окружной центр — г. Анадырь, располагающий гостиницами с местами любой категории, пунктами питания. Всего в округе имеется лишь 12 гостиниц, в том числе в Певеке, Билибино и Билибинском районе, Провидении. На весь округ работают только 17 ресторанов и кафе на 697 мест, два бара на 80 мест, две столовые на 80 мест и один развлекательный центр на 152 места. Протяженность автодорог с твердым покрытием составляет всего 1897 км. Окружной и районные центры связаны местными авиалиниями, во всех селах имеются вертолетные площадки, но из-за малой загруженности местных авиалиний, недостаточного парка и изношенности малой авиации частота рейсов между окружным и районными центрами всего один раз в неделю, между районными центрами и селами — один-два раза в месяц и реже. Значительно лучше обстоят дела с внешним сообщением: из Анадыря выполняются регулярные рейсы в Москву, Хабаровск, Омск, Магадан, из Певека в Москву. Аэропорты Анадырь и Провидения имеют статус международных и аэропорт Анадырь может принимать авиалайнеры класса Ил-62 и Боинг — 747 [8].

Чукотка слабо представлена на рынке туристических услуг, отсутствуют регулярно работающие крупные туроператоры. В условиях Чукотки без поддержки властей развитие туризма нереально, но федеральная власть пока мало занимается проблемами туризма, а решение многих вопросов может обеспечить только региональная власть. Поэтому многое зависит от того, несколько легко туроператоры и власти найдут взаимопонимание и общие интересы. Оценивая перспективы развития туризма в рамках регионального кластера развития ЧАО, можно констатировать следующее:

1) с учетом специфических особенностей региона, наиболее рациональными и эффективными способами организации туризма — формирование туров

по индивидуальным программам, под определенный заказ и ориентированных на устойчивые платежеспособные потоки туристов. Множество эксклюзивных объектов туризма позволяют проводить такую политику в области туризма. К тому же она вписывается в концепцию заявленную Администрацией округа: «сохранение и рациональное использование природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала Чукотского автономного округа»;

2) необходимы: привлечение крупных туроператоров с надежной репутацией и качественные эксклюзивные туристские продукты;

3) для формирования имиджа региона и успешного продвижения турпродуктов необходима разработка и реализация маркетинговой стратегии региона.

Основным элементом кластерного механизма является орган управления кластером. В регионе (ЧАО) необходимо создание комитета управления кластером (см. рис. 2), имеющего соответствующую структуру, функции, действующего на базе принципов управления кластером с использованием адми-

Рис. 2. Организационная структура управления региональным кластером Чукотского автономного округа

нистративно-правовых, экономических, организационных рычагов управления. Комитет определяет и контролирует координирующую фирму, которая, по сути, будет вести всю программу развития кластера. Она решает все задачи, связанные с переподготовкой кадров, консалтингом, формированием инвестиционного портфеля, занимается проблемами качества, логистикой, информационными технологиями. Однако следует особо подчеркнуть, что координирующая фирма является консультационным органом. Объединение партнеров в кластер закрепляется договорами о сотрудничестве и управляется кластерным совещанием без создания каких-либо надстроечных структур.

В целях соблюдения паритета интересов в управлении формированием и использованием кластера высшим органом стратегического управления кластера должно быть общее собрание его участников, что устанавливается учредительными документами.

Исполнительный орган может быть коллегиальным или единоличным. В частности, функции исполнительного органа по управлению текущей деятельностью, определенные участниками кластера, может выполнять один из них силами своего исполнительного аппарата управления. В этом случае другие участники в формировании исполнительных органов указанного члена кластера не участвуют. Их мнение по этим вопросам может носить только совещательно-рекомендательный характер. При этом функции реализации продукции возлагаются на одного или нескольких участников.

После выделения кластеров можно начинать проводить кластерную политику повышения конкурентоспособности региона. В настоящее время выделяют кластерную политику двух поколений. Кластерная политика первого поколения представляет собой комплекс мер, осуществляемых государством по идентификации кластера, определению поля деятельности формирующих кластер фирм, созданию государственных органов поддержки кластера и осуществлению общей политики стимулирования развития всех кластеров в регионе.

Кластерная политика второго поколения базируется уже на хорошем знании о существующих в стране кластерах. Она подразумевает индивидуальный подход к проблемам развития каждого кластера в отдельности, так как государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри.

При этом выделяют четыре различных типа кластерной политики, которые отличаются друг от друга по роли органов власти при ее проведении:

• каталитическая кластерная политика, когда правительство сводит заинтересованные стороны (например, частные компании и исследовательские организации) между собой, но обеспечивает ограниченную финансовую поддержку проекта;

• поддерживающая кластерная политика, при которой каталитическая функция государства дополняется его инвестициями в инфраструктуру регионов, образование, тренинг и маркетинг для стимулирования развития кластеров;

• директивная кластерная политика, когда поддерживающая функция государства дополняется проведением специальных программ, нацеленных на трансформацию специализации регионов через развитие кластеров;

• интервенционистская кластерная полити -ка, при которой правительство наряду с выполнением своей директивной функции перенимает у частного сектора ответственность за принятие решений о дальнейшем развитии кластеров и посредством трансфертов, субсидий, ограничений или регулирования, а также активного контроля над фирмами в кластере, формирует его специализацию.

Таким образом, в зависимости от поставленных целей и культуры предпринимательства в регионе государство может играть различную роль в проведении кластерной политики. Инициаторами проведения которой могут выступать не только центральные органы управления, которые проводят политику сверху, но и региональные власти. По мнению автора статьи, при формировании регионального кластера и кластерной инициативы в ЧАО существенной должна быть роль именно администрации региона, которая должна состоять в поддержке и инициировании процессов активизации кластера и поэтому особенно важно участие администрации в кластерных совещаниях и принятии решений, касающихся развития кластера.

Создание кластера в Чукотском автономном округе позволит решить широкий спектр экономических, социальных и иных проблем. В условиях кластера повысится конкурентоспособность региона за счет обеспечения факторов воздействующих на него, а соответственно возрастет конкурентоспособность и самих предприятий-производителей. Кластерный подход предлагает эффективные инс-

трументы формирования устойчивого социально-экономического развития Чукотского автономного округа — увеличение занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышение устойчивости и конкурентоспособности региональной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Чукотского автономного округа «Об утверждении региональной целевой программы «Развитие туризма в Чукотском автономном округе на 2007 год» г. Анадырь, 29.11.2006, № 91-ОЗ // Официальный сайт Чукотского автономного округа // WWW.chukotka.orq.

2. Верлин Е. Чукотская альтернатива//Профиль, № 47,2006.

3. Калюжнова Н. Конкурентоспособность региона: проблема перспективы Н. Калюжнова // Бизнес-Мост. Журн. Сибир. Федер. округа., № 1 (53), 2004.

4. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты/ Под ред. проф. Перского Ю. К., доц. Калюжновой Н. Я. - М.: ТЕИС, 2002.

5. Корнев С. Чукотка: билет из будней в приключения// Крайний Север. 2006, 29 сент.

6. Кошелюк М. Как «продать» регион// Компаньон. № 3, 2004.

7. Марченко Г. Регион как объект и субъект государственной политики / Г. Марченко // Регион как субъект политики и общественных отношений: Мат. сем. 25-28 сент. 1999, Саратов. — М., 2000.

8. Официальный сайт Чукотского автономного округа// WWW.chukotka.orq.

9. Пилипенко И. В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. -М., 2005.

10. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. — М.: Альпи-на Бизнес Букс, 2005.

11. Рогожин Т. Чукотка на сегодня — чистый лист // Регион 87. Ежеквартальный журнал о возможном чуде. № 2, 2007.

12. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. — М., РЕЦЭП, 2005.

13. Тихомиров Д. От Чукотки не умирают // Коммерсант. Деньги. № 38, 2006.

Реклама в журналах Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Мы гарантируем Вам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S Оперативное размещение S Гибкую систему скидок S Индивидуальный подход S Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: S самые низкие цены

S Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и сНГ S Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки S Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.fin-izdat.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

(495) 621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.