31 (166) - 2010
ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НАСЕВЕРЕ РОССИИ
Е. Е. ТОТОНОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений E-mail: elena. [email protected] Финансово-экономический институт Якутского государственного университета
Показано развитие туризма как перспективного направления в экономике Севера России, выступающего катализатором его социально-экономического развития. Север России имеет значительный потенциал для развития, и его будущее определяют время и капиталовложения. Развитие туризма может стать альтернативной формой деятельности, в которой коренные народы Севера найдут свое применение без изменения традиционных форм хозяйствования и уклада жизни.
Ключевые слова: туризм, Север России, экономика, развитие.
На рубеже нового столетия Север России становится одним из районов, наиболее сильно затронутых экономическим и социально-экологическим кризисом. Сегодня стало очевидным, что сложившийся тип природопользования на Севере России не только не отвечает современным экологическим и экономическим требованиям, но и ведет к полной деградации природной среды региона. Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера (КМНС) с большими трудностями входит в систему рыночных отношений. Кризис в отраслях традиционного хозяйства привел к ухудшению социально-экономического положения КМНС России.
В последнее десятилетие у них наблюдается сокращение занятости, около половины трудоспособного населения не имеет постоянного места работы, денежные доходы коренных народов в 2—3
раза ниже среднероссийского показателя. Абсолютное большинство представителей этих народов живут за чертой бедности. В регионах, где проживают КМНС, наблюдается значительная экономическая асимметрия развития традиционного хозяйства по сравнению с другими секторами экономики, что приводит к поляризации в обществе, возникновению целого ряда социальных проблем [9].
Среди многих мероприятий по переходу к устойчивому развитию региона на первый план выдвигается пересмотр приоритетов в природопользовании как основе стабилизации северного региона. Диверсификация природопользования — путь, по которому пошли северные государства, позволяющий не только создавать хозяйственную структуру, отвечающую экологической емкости природной среды, но и успешно развивать многоукладную экономику, в которой есть место и традиционному природопользованию коренных народов Севера.
Среди основных перспективных направлений диверсификации природопользования — развитие туризма. Налицо мировая тенденция к путешествиям в малообжитые районы, спортивному туризму и другим активным видам отдыха, которую давно используют многие северные государства для развития экономики своих северныхтерриторий.
Развитие туризма позволяет решать ряд острых для Севера проблем, например — проблему занятости населения, особенно женского, уменьшить
экологическую нагрузку на природную среду, сохранить малозатронутые хозяйственной деятельностью территории как экологический каркас региона и планеты в целом. Опыт других северных государств показывает, что развитие туризма благоприятно сказывается на многих отраслях экономики регионов.
С точки зрения туризма Север России можно считать регионом «пионерного» освоения. Развитие туризма носит очаговый характер. Основные его центры приурочены к крупным населенным пунктам в основном Европейской территории России (Мурманск, Кандалакша, Архангельск, Воркута и т. д.). Развитию туризма на Севере России способствуют:
• разнообразие природных условий (близкое соседство тундры и тайги, полярных пустынь, обилие рек и озер);
• наличие уникальных природных явлений — по-лярныхдня и ночи, Северного сияния;
• обилие промысловых ресурсов;
• конечно, богатое историко-культурное наследие коренных жителей Севера (саамов, ненцев, чукчей и т. д.), а также русского старожильческого населения.
В настоящее время на территории российской Арктики и прилежащих районов Севера (Камчатка, Магаданская обл., Якутия) формально существует сеть из около 30 законодательно оформленных и планируемых особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Из них 11 государственных заповедников и федеральный заказник «Земля Франца-Иосифа» отнесены к особо охраняемым природным категориям 1-й категории по классификации Международного союза охраны природы (15 млн га). Общая площадь северных, арктических и приарктических ООПТ составляет более 30 млн га. Это примерно 5—6 % всей территории российской Арктики, на которой сравнительно полно представлены редкие виды птиц и животных, колонии, птичьи базары, места массового отела и летовок диких северных оленей, берлоги белых медведей, уникальные флористические и фаунистические комплексы и т. д. Сейчас в основных регионах Арктики доля заповедных территорий составляет от 2 до 8 %. Даже на Кольском полуострове, где имеется несколько заповедников, они занимают всего 3 % территории, на Таймыре — 5, в Путоранах — 8 %. Между тем в Арктике охраняемые территории должны занимать 20—40 % [8].
Мировой опыт показывает, что в 1980-хгг. в развитых странах сформировалась новая система
туристско-рекреационной деятельности — экологический туризм. По мере развития общества в разных странах мира возникает, с одной стороны, проблема удовлетворения новой потребности в экологически ориентированных впечатлениях, а с другой — проблема эффективного использования ООПТ. В результате экологический туризм становится одним из наиболее интенсивно развивающихся секторов индустрии туризма. Задачи диверсификации туристского продуктадолжны решаться и через расширение туристского предложения, включая создание условий для развития внутреннего и въездного туризма на особо охраняемых природных территориях и культурных объектах, в том числе в национальных парках, природных парках и музеях-заповедниках. Основное отличие экоту-ризма заключается в том, что часть получаемых выгод направляется на защиту и восстановление ресурсной базы, совершенствование технологий производства туруслуг.
Следует отметить, что на Севере России есть все возможности для развития как внутреннего, так и въездного туризма, которые могут сыграть немаловажную роль в сохранении природной среды, обеспечить занятость населения, создать условия для сохранения традиционных занятий и образа жизни коренного населения. Природные условия Севера России благоприятствуют развитию далеко не всех видов отдыха, вводят сезонные ограничения и т. д., однако выбор достаточно велик. Среди наиболее перспективных видов туризма на севере: экологический, познавательный, спортивный, культурный, научно-экспедиционный и конгрессный туризм (табл. 1). Для ряда районов — Корякский и Чукотский АО, Мурманская и Сахалинская обл., Республика Саха (Якутия) и другие — возможно развитие курортно-оздоровительной рекреации на основе использования местных минеральных и термальных источников и лечебных грязей.
Повышенному интересу иностранных туристов к новым неизведанным территориям может соответствовать создание туристского предложения в арктических и труднодоступных районах России (Земля Франца Иосифа, Командорские острова, остров Русский). Перспективными регионами развития речных круизов являются акватории сибирских рек— Лены, Енисея, Оби. Так, в северных реках предлагаются туристам наиболее длинные круизы в России (9—13 дней), на четырехпалубных теплоходах: поЛене — от Якутска до Тикси; по Енисею — из Красноярска до Дудинки; по Оби и Иртышу — от Омска до Ханты-Мансийска. Также существует
Таблица 1
Основные рекреационно-туристские зоны, районы и административные территории Севера России
и их специализация по видам туризма [4]
Рекреационный район Административная территория Основные виды туризма
Рекреационно-туристская зона «Европейский Север»
Кольско-Карельский Мурманская область и Республика Карелия Познавательный, экологический, спортивный, пеший туризм, круизы, охота, рыбная ловля, паломничество
Русский Север Архангельская (включая НенецкийАО), Вологодская область, Республика Коми Познавательный, экологический, спортивный, пеший туризм, круизы, охота, рыбная ловля, паломничество
Рекреационно-туристская зона «Азиатский Север»
Обско-Путоранский Северные районы Тюменской (Ямало-Ненецкий АО) и Томской областей, север Красноярского края (в том числе плато Путорана, Эвенкийский и Долгано-Ненецкий АО) Спортивный, пеший туризм, охота, рыбная ловля
Якутский Республика Саха (Якутия), север Иркутской области Экотуризм, познавательные, деловые туры, круизы, охота, рыбная ловля, спортивный туризм
Колымско-Чукотский Магаданская область, Чукотский АО, север Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
Камчатский Юг Камчатской области Экотуризм, пассивный отдых с лечением, пеший туризм
ледокольный туризм — круизы на ледоходах вокруг островов северного Ледовитого океана (Земли Франца Иосифа, Новой Земли, островов архипелага Шпицберген). На регулярных круизах вдоль берегов Сахалина и Камчатки специализируются японские и американские круизные компании, российские туристские компании организуют их по запросу.
Событийный туризм начал развиваться в России не такдавно, и событий, способных привлечь туристов в Россию (на север), пока не слишком много. Среди событий, привлекающихтуристов в Россию, например, культурные события — спортивный праздник Севера Мурманской обл., этнические праздники — якутский праздник встречи лета Ысыах, спортивный — международные соревнования «Дети Азии» в Республике Саха и др.
Отсутствие научной оценки рекреационного потенциала Севера России, нехватка необходимой информации о возможностях отдыха на Севере в крупных городах страны (традиционных поставщиках любителей активного отдыха) при традиционной ориентации жителей страны на отдых в южных районах, слабое участие самих северных регионов в такой рекламе и контроле за деятельностью турфирм, неоправданно высокие цены при низком качестве предоставляемых услуг не способствуют привлечению российских граждан к отдыху на Севере России.
Несмотря на многие объективные трудности, во многих районах Севера России уже идет развитие туристского бизнеса, действуют местные ту-
ристские агентства, а также филиалы центральных туристских агентств, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах вне региона, создаются туристские программы и маршруты, создана определенная инфраструктура. Однако, как правило, местные органы управления не считают пока туризм перспективной отраслью для развития экономики. Это приводит к тому, что развитие отрасли идет «снизу», проявляется стихийно, плохо контролируется, и, следовательно, практически не дает учтенной экономической прибыли. Региональная статистика не учитывает доходов от туризма в спектре денежных поступлений от отраслей экономики. Это во многом осложняет сбор информации о развитии туристской инфраструктуры.
Вклад туристской отрасли северных регионов России имеет тенденцию роста, но по сравнению с другими развитыми туристскими регионами они имеют скромные показатели. Лидером по объему реализации туристских услуг в 2004 г. являются Ханты-Мансийский АО — 372,7 млн руб., Республика Саха (Якутия) —156,6, Мурманская обл. — 81,3 млнруб [16]. По данным 2007 г., наибольшее число средств размещения имеют Ханты-Мансийский АО — 132, Республика Саха (Якутия) — 119, Архангельская обл. — 117, Мурманская обл. — 111, а наименьшими количествами средств размещения обладают Ненецкий и Чукотский АО, атакже Магаданская обл. (табл. 2). Таким образом, таких объектов туристской инфраструктуры, как гостиницы, на Севере России явно не
хватает, как и остальных объектов инфраструктуры. По данным табл. 2 видно, что в основном в гостиницах обслуживают россиян. Очевидным является то, что туристский потенциал используется далеко не в полной мере, и создание условий качественного отдыха российских и иностранных граждан требует активного проведения государственной политики в сфере туризма.
К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры. В России значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным. Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений и др.) [10].
Туризм рассматривается как альтернативная форма устойчивого развития Чукотского АО, который позволяет сохранять природно-ресурсный потенциал, экологическое равновесие и традици-
Состояние туристской инф]
онный образ жизни коренного населения. На территории округа находятся природно-этнический парк «Берингия», государственный природный заповедник «Остров Врангеля», государственный заказник «Лебединый», заказники регионального значения, природные памятники. Всего за 2004г. Чукотку посетили 1242 туриста, а в соседней Аляске работают 325 внешних туроператоров и 100 фирм, получивших право концессии для осуществления турбизнеса на Аляске. В результате Аляску за тот же год посетили около 1 млн туристов, а туристские расходы составили 2 млрд долл. [6]. Причем рекреационный потенциал региона осваивается очень слабо, за год Чукотка принимает более 1 000 туристов, большинство из которых иностранцы, пассажиры круизных судов.
В Республике Саха (Якутия) созданы туристские программы, привлекающие туристов. Это — круизы по р. Лена, природный парк «Ленские столбы» (номинант на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО), «Полюс Холода» (среднемесячная температура января — 61 еС), восхождение на священные горы Кисилях, экологические и этнографические туры, охота и рыбалка, тематические маршруты (алмазные, мамонтовые) и др. В Якутии действуют примерно 40 турфирм, из них 24 вошли в Единый федеральный реестр тур-ператоров. Объем выручки от оказания туристских услуг показывает значительный рост (по сравне-
Таблица 2
труктуры в России в 2007 г.
Число коллективных средств В том числе
размещения, единиц Численность размещенных лиц Из них размещено по путевкам
Регион В том числе Граждане государств — членов СНГ Граждане стран Дальнего зарубежья
Всего гостиничного типа специализированные Граждане России
Республика Коми 81 60 21 193 188 1 4 17
Архангельская обл. 117 89 28 291 282 2 7 44
В том числе Ненецкий 4 4 - 26 25 - 1 -
АО
Мурманская обл. 111 65 46 235 213 2 20 52
Ханты-мансийский АО 132 117 15 493 482 4 7 18
Ямало-Ненецкий АО 60 58 2 127 123 2 2 2
Таймырский - - - - - - - -
(Долгано-Ненецкий)
АО
Эвенкийский АО - - - - - - - -
Республика Саха 119 85 34 122 118 1 3 21
(Якутия)
Корякский АО 48 33 15 92 85 1 5 12
Магаданская обл. 25 15 10 49 47 1 1 8
Чукотский АО 12 12 - 29 29 - - -
Россия в целом 10436 5917 4519 32636 28696 895 3045 8808
нию с 2006 г. вырос на 27 %) и за 2007 г. составляет 184 млн руб. при годовом плане 110 млн руб. Рост объема выручки показывает, что туризм является быстроразвивающейся отраслью экономики по сравнению сдругими [3].
Разработчики программы развития туристского комплекса Магаданской области на 2004—2010 г. уверены, что туризм способен внести значительный вклад в обеспечение устойчивого социального, экономического и экологического развития данного региона. По ихрасчетам, турбизнес выйдет в 2010 г. на 4-5-е место в экономике области с 6—8 % в структуре производства ВРП. Таким образом, Магаданская обл. приблизится к мировым стандартам для северныхрегионов [1].
Сотрудники областной администрации Чукотского АО совместно со специалистами Российской международной академии туризма разработали Инвестиционную программу развития отрасли до 2015 г, затраты которой планируются в объеме 527 млн руб. Доходы морских портов региона от круизных туристов могут составить 27,2 млн руб., автомобильных транспортных компаний — 8,5 млн, авиационного транспорта — 87,8 млн руб. Большой прибавкой в туристском потреблении могут стать услуги в области финансов и страховании, культуры, развлечений, а также по прокату туристских товаров [1].
В последние годы доля нерыночного потребления в Чукотском АО резко возросла, особенно по таким отраслям, как здравоохранение, физкультура и социальное обеспечение, образование, культура и искусство, т. е. в отраслях, пересекающихся с туристской деятельностью. Нерыночное потребление связано в основном с внутренним туризмом, с летним отдыхом детей. На эти цели в 2004г. было потрачено 106 млн руб.
В бюджете новой программы Архангельской обл. предполагается 7 млн руб. из бюджета области использовать в первую очередь на маркетинговые мероприятия: участие в крупнейших туристских выставках, издание рекламной печатной продукции, мультимедийные презентации области, поддержку Интернет-ресурса — потому что это задача государственной власти, равно как и формирование привлекательного туристского имиджа региона, подготовка кадров, проведение обучающих семинаров. Власти региона обеспечивают институциональные преобразования, другими словами — условия для развития туризма.
Одной из актуальных проблем является проблема транспорта на Севере России в обеспечении дальнейшего развития туризма. В отличие от многих
зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным автопарком. Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туризма на севере. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туризма весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов [10].
Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока.
Сегодня интерес к нашим северным регионам активно проявляют любители отдыха из США, западноевропейских стран, а также Японии и Китая. Разработка и реализация региональных и национальных программ развития туризма является общепринятым методом государственного стимулирования развития туризма. Одним из основных направлений работы Правительства России является деятельность по созданию в регионах благоприятных условий для развития туристской индустрии, в том числе реализации программ и проектов в области государственно-частного партнерства. Это и реализация Федеральных целевых программ, и создание необходимой инфраструктуры для туристско-рекреационных объектов, и привлечение инвестиций в туризм [14].
Стимулирование развития туристской инфраструктуры на региональном уровне в период до 2015 г. осуществляется в рамках действующих целевых программ:
• Социальное развитие села до2010 г.;
• Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996—2005 годы идо 2013 г.;
• Развитие историко-культурных зон в России (2010-2013 гг.);
• Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2013гг.).
Задачами данных Федеральных целевых программ являются развитие туристских комплексов за счет создания необходимой инженерной ин-
фраструктуры, модернизация и реконструкция инфраструктуры существующих туристских центров. Ожидаемыми результатами будут увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, привлечение инвестиций в туристско-рекреационный комплекс, увеличение занятости и повышение доходов местного населения, увеличение внутреннего и въездного потоков. По данным субъектов Российской Федерации, в регионах реализуются и находятся в стадии разработки 65 региональных программ развития туризма, в том числе в 5 регионах уже приняты концепции развития туризма (табл. 3).
Разработка стратегии развития туризма дает создание механизма формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего значительный вклад в экономику северных регионов. При разработке функциональных стратегий развития северного туристского комплекса регионы должны выбрать приоритетные направления вложения организационных, материальных и финансовых ресурсов:
• создание системы подготовки местных кадров;
• формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках;
• развитие туристской инфраструктуры на основе создания условий для привлечения государственных и частных капиталовложений;
• совершенствование системы регионального управления туристским бизнесом;
• обеспечение приоритетности развития туристской отрасли на уровне региона со стороны государственных органов власти.
На развитие туризма влияют изменения, происходящие в мировой экономике, так как соотношение темпов инфляции и роста доходов населения определяет величину совокупного спроса на турпродукт. Мировой кризис, коснувшийся почти всех стран мира, также вызвал значительное замедление развития туризма России, но вместе с этим возрастают объемы внутреннего туризма. По данным Ростуризма, поток внутренних туристов в 2007 г. составил 29 млн чел., в 2008 г. их численность
Таблица 3
Реестр действующих и разрабатываемых региональных целевых программ развития туризма в северных субъектах Российской Федерации, млн руб. [18]
Регион Программа развития туризма Источник финансирования Примечание
Всего Федеральный бюджет Бюджет региона Муниципальный бюджет Внебюджетные источники
Республика Коми Основные направления развития туристского комплекса в Республике Коми на 2008—2015гг. В стадии доработки
Архангельская область Развитие туризма в Архангельской области на 2007—2009 гг. 366 — 7 4 355 —
Мурманская область Развитие туризма в Мурманской области 2006-2008гг. 141 — 6 2 133 —
Тюменская область Основные направления развития туризма в Тюменской области на 2008-2010 гг. 93 93
Ханты-Мансийский АО Развитие туризма в Ханты-Мансий-скомАО на 2008—2012 гг. — — — — — В стадии утверждения
Ямало-Не-нец-кий АО «Первоочередные меры по развитию туризма в Ямало-Ненецком АО на период 2007—2009 гг.» 48,3 48,3
Республика Саха (Якутия) Развитие предпринимательства и туризма в Республике Саха (Якутия) на2007—2011гг. 281 29 252
Камчатский край Развитие туризма на Камчатке в 2002-2010 гг. 11 — 11 — — —
Магаданская область Программа развития туризма закончилась в 2007 году — — — — — —
Чукотский Автономный округ Развитие туризма в Чукотском АО на 2008 г. 3 3
Российская Федерация, всего... 37035,7 1332 4 613,8 1431,4 740 -
выросла на 9 % и составила 32 млн чел. Туризм продолжает оставаться важной отраслью российской экономики, способствуя созданию новых рабочих мест и развитию смежных отраслей экономики.
Создание на Севере России конкурентоспособной сферы туристско-рекреационных услуг важно как в чисто хозяйственном плане для диверсификации экономики, которая сильно зависит от сырьевого сектора, для развития северных регионов, не располагающих значительным промышленным потенциалом, а также для социально-культурного развития. При этом нужно учитывать, что развитие туризма на Севере России имеет свои особенности:
• хрупкость природной среды Севера исключает массовые туристские потоки;
• оптимальной формой развития туризма на Севере является развитие паркового туризма или туризма в особо охраняемых территориях, контролируемого экологами;
• основной задачей развития туризма на Севере является не только сохранение природной среды, но и уникальной культуры коренных народов Севера, что также предполагает необходимость грамотной и продуманной политики вовлечения коренных народов в туризм;
• развитие туризма на Севере происходит на малообжитой и труднодоступной территории, что создает сложности с инфраструктурным обеспечением, поэтому северный туризм — затратное дело, но которое в будущем приносит значительные доходы.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие туризма на Севере является одним из менее ущербных для общества и северной природы видов экономической деятельности. В этих условиях растет роль стратегического регионального планирования, основной целью которого является достижение устойчивого социально-экономического развития северных территорий. Моделью стратегического планирования является не только обеспечение устойчивого развития, но и модернизация развития туристской инфраструктуры, развитие малого предпринимательства, формирование маркетинговой стратегии, развитие стратегического партнерства между бизнесом и местными общинами.
Список литературы
1. Борисов О. А какой там туризм, в Магадане? //Экономика и жизнь — Дальний Восток, 2006, № 44.
2. Истомин A.B., СелинЕ.И., Зайцева Е. И. Проблемы социально-экономического развития регио-
нов Севера России в новых условиях // Регион: экономика и социология, 2006, № 4.
3. Итоги развития министерства по делам развития предпринимательства, развития туризма и занятости Республики Саха (Якутия) за 2007 г. URL: http://www. minpred. ru.
4. Косолапое А. Б. География российского внутреннего туризма. М., 2009.
5. Лысенко Н. Н. Функции, принципы оценки потенциала регионального туристского комплекса и требования к ее проведению //Региональная экономика: теория и практика, 2008, № 24.
6. Николаев Л. А. Развитие туризма на Чукотке. Проблемы и перспективы // Туризм: право и экономика, 2005, № 6.
7. Пилипенко Г. П. Развитие туристской индустрии России в современных условиях // Туризм: право и экономика, 2005, № 6.
8. Север как объект комплексных региональных исследований / Отв. ред. В. Н. Лаженцев. Сыктывкар, 2005.
9. Суляндзига П. В. Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов севера в рыночных условиях: российские реалии и международный опыт // Регион: экономика и социология, 2006, №4.
10. Существующее состояние сферы туризма в Российской Федерации //Туризм: право и экономика, 2008, № 2.
11. Тотонова Е.Е. Глобализация и развитие северных регионов // Экономические исследования. Научный сборник ФЭИ. Вып. 3-й. Якутск, 2007. С. 40-47.
12. Тотонова Е. Е. Развитие туризма северных территорий Канады. Канадский ежегодник. Труды Российской ассоциации изучения Канады. Вып. 12. М.: РОИК, 2008.
13. Тотонова Е. Е. Туристско-рекреационный потенциал Канады. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды II Межд. научно-практ. конференции. МГУ им. М. В. Ломоносова, географический факультет. Москва, 20 апреля 2007. М.: РИБ «Турист», 2007.
14. Туризм в цифрах. 2009: стат. сб. / М., ИИЦ «Статистика России»,2009.
15. Туризм и региональное развитие. Вып. 4. Сб. научных статей. Смоленск: Универсум, 2006.
16. Туризм и туристские ресурсы в России. М., 2004.
17. Тутушкина Т. И. Механизмы реализации программ развития морского круизного туризма на Дальнем Востоке России // Туризм: право и экономика. 2005, № 6.
18. Федеральные и целевые программы в сфере туризма // Туризм: право и экономика, 2008, № 2.