Научная статья на тему 'Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоения Севера России'

Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоения Севера России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1378
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / ARCTIC / NATURE MANAGEMENT / PROTECTION OF THE NATURAL RESOURCES / NATIONAL PARKS / NORTHERN SEA ROUTE / CRUISE TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Cевастьянов Дмитрий Викторович

В статье обсуждаются проблемы и перспективы развития рекреационного природопользования и туризма в Арктике в связи с государственной «Стратегией развития Арктической зоны РФ и национальной безопасности на период до 2020 года». Рассмотрены современные тенденции развития круизного туризма, экологические проблемы Арктики и задачи рационального встраивания рекреационной и туристской деятельности в новое освоение Арктики и Севера. Результатом исследования является вывод о целесообразности интеграции туристско-рекреационной сферы в комплексный национальный мегапроект социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Recreational nature management and tourism in the new development plans of the North of Russia

Тhe article is devoted to the problems and prospects for the recreational nature management development in the Arctic in connection with the state “Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and National Security for the Period up to 2020”. The author considered modern trends in the development of cruise tourism, environmental problems of the Arctic and the task of embedding recreational and tourist activities in the complex re-development of the Arctic and the North. The result of the study is the conclusion about the expediency of integration of the tourist-recreational sphere into the complex project of social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоения Севера России»

УДК [502.1+338.48-53](985)(045) DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.23

Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоения Севера России *

© СЕВАСТЬЯНОВ Дмитрий Викторович, доктор географических наук, профессор Тел.: +7 921 975-90-76. E-mail: ecolim@mail.ru

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия.

Аннотация. В статье обсуждаются проблемы и перспективы развития рекреационного природопользования и туризма в Арктике в связи с государственной «Стратегией развития Арктической зоны РФ и национальной безопасности на период до 2020 года». Рассмотрены современные тенденции развития круизного туризма, экологические проблемы Арктики и задачи рационального встраивания рекреационной и туристской деятельности в новое освоение Арктики и Севера. Результатом исследования является вывод о целесообразности интеграции туристско-рекреационной сферы в комплексный национальный мегапроект социально-экономического развития Арктической зоны РФ. Ключевые слова: Арктика, природопользование, охрана природных ресурсов, национальные парки, Северный морской путь, круизный туризм.

Recreational nature management and tourism in the new development plans of the North of Russia

© Dmitriy V. SEVASTYANOV, Dr. Sci. (Geogr.), Professor

Tel.: +7 921 975-90-76. E-mail: ecolim@mail.ru

Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia

Abstract. The article is devoted to the problems and prospects for the recreational nature management development in the Arctic in connection with the state "Strategy for the Development of the Arctic Zone of the Russian Federation and National Security for the Period up to 2020". The author considered modern trends in the development of cruise tourism, environmental problems of the Arctic and the task of embedding recreational and tourist activities in the complex re-development of the Arctic and the North. The result of the study is the conclusion about the expediency of integration of the tourist-recreational sphere into the complex project of social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation. Keywords: the Arctic, nature management, protection of the natural resources, national parks, the Northern Sea Route, cruise tourism.

Введение

Основная цель данной статьи — привлечение внимания к проблеме развития рекреационного природопользования и туризма в северных и арктических регионах России, при реализации стратегии комплексного освоения ресурсов Арктической зоны РФ. Рекреационное природопользование и международный туризм должны найти достойное место в региональных планах и проектах государственного программно-целевого управления развитием Арктического региона РФ.

* Для цитирования:

Севастьянов Д.В. Рекреационное природопользование и туризм в планах нового освоения Севера России // Арктика и Север. 2018. № 30. С. 23-39. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.23 For citation:

Sevastyanov D.V. Recreational nature management and tourism in the new development plans of the North of Russia. Arktika i Sever [Arctic and North], 2018, no. 30, pp. 23-39. DOI: 10.17238/issn2221-2698.2018.30.23

В XXI в. Арктика, включающая обширные береговые территории, острова и акватории морей Северного Ледовитого океана, как в России, так и за рубежом, становится регионом повышенного международного внимания не только с точки зрения добычи природных ресурсов и соблюдения баланса интересов коренных малочисленных народов Севера, но и как перспективный регион развития транспортных коммуникаций, как регион необходимого усиления природоохранной деятельности, развития рекреационного природопользования и международного туризма. В 2013 г. Правительство Российской Федерации приняло «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и национальной безопасности на период до 2020 года». В этой стратегии, в частности, предусматривается «... развитие арктического туризма и расширение экологически чистых видов туристической деятельности в Арктике, ... содействие региональным туристическим кластерам, продвижение арктического туризма на национальные и международные рынки»1.

Таким образом, перед Россией стоит неотложная задача комплексного использования существующей инфраструктурной экономической базы, а также природных, этнических, социальных, рекреационных и туристских ресурсов в Арктике для успешного социально-экономического развития северных полярных регионов. В основе современной парадигмы освоения и устойчивого развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ), сформулированной академиком А.И. Татаркиным, должен лежать системный подход к комплексному использованию ресурсов выделенных опорных зон Севера, к сбережению традиционных укладов жизни коренных малочисленных народов и сохранению уникальных арктических экосистем. Справедливо подчёркивается необходимость соблюдения экологического императива при освоении Арктики, что означает безусловный приоритет экологической безопасности над экономическими выгодами развития территорий, необходимость расчёта экологической ёмкости территорий при размещении производств, учёта интересов коренного населения и мероприятий, направленных на сохранение биоразнообразия арктических территорий [1, Татаркин А.И., с. 339]. Развитием такого подхода являются идеи «переосвоения Российской Арктики» через интеграцию имеющихся «региональных проектов и программ развития территориальных единиц Арктической зоны РФ в интересах достижения общих целей Арктического мегапроекта» [2, Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н., с. 9]. Актуальными являются предложения, направленные на формирование «арктического портфеля проектов» не только на федеральном, но и на региональном, муниципальном уровнях, на внедрение комплексного проектного подхода к управлению социально-экономическим развитием АЗРФ, на организацию государственного общественного движения «Освоение Арктики» как мегапроекта, поддерживающего «жизненный ресурс» и конкурентоспособность нашей страны, которые выдвинули Ю.Ф. Лукин [3, с. 80] и В.П. Федоров [4, с. 1-6]. Остаётся добавить, что рекреационное природопользование в Арктике, направленное на со-

1 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 г. URL: http://government.ru/news/432 (дата обращения: 25.12.2016).

хранение арктической природной среды и организацию особо охраняемых природных территорий (ООПТ), на развитие природно-ориентированных форм туризма — это не менее важное стратегическое направление развития, чем добывающие отрасли экономики.

Современные тенденции развития природопользования в Арктике

В XXI в. в Арктическом регионе пересеклись экономические интересы многих стран мира, но главным образом — России, США и Канады, а также стран Северной Европы: Исландии, Норвегии (со Шпицбергеном), Дании (с Гренландией), Финляндии и Швеции. Все эти страны связаны с Арктикой, прежде всего, своим географическим положением, историей развития, научными исследованиями, экономикой и политикой и заинтересованы в рациональном использовании природных ресурсов Арктического региона. Эти страны являются основным ядром Арктического совета, созданного в 1998 г. для благих целей совместного регулирования норм природопользования в арктических широтах.

Россия имеет наибольшую длину береговой линии в арктических морях (более 20 тыс. км) и крупнейший сектор прилегающих акваторий морей Северного Ледовитого океана (СЛО), выходящий к Северному полюсу. Этот регион обладает и наибольшими запасами полезных ископаемых в Арктическом секторе, в том числе около 105 млрд т условного топлива (рис. 1). Современная экономическая и политическая заинтересованность России в использовании ресурсов Арктической зоны очевидна. Акватории шельфа морей СЛО, прилегающие к территории России, сезонно свободные ото льда, представляют большую экономическую ценность, так как являются не только областью возможной добычи биологических и углеводородных ресурсов, но и зоной транспортного мореплавания Северным морским путём (СМП). В настоящее время значение Севера для экономики арктических государств определяется, прежде всего, его богатейшими природными ресурсами, его сырьевым потенциалом. Поэтому приоритеты развития экономики в Арктике связаны преимущественно с добывающими отраслями природопользования и постепенным развитием транспортной инфраструктуры, ориентированной на вывоз добываемого сырья. В арктических и северных регионах РФ производится добыча основной части цветных и редких металлов, золота и многих других важных видов продукции, обеспечивающих в совокупности до 60% экспорта страны. По данным Росстата, российский Север даёт 15-20% суммарного ВРП федерального бюджета. Здесь добывается 72% всей нефти и газового конденсата, 93% естественного газа, практически все алмазы, заготавливается 37% деловой древесины. По СМП транспортируется 90% никеля и свыше 65% меди, добываемых в Арктической зоне РФ (АЗРФ). Вклад Арктической зоны в суммарный экспорт России по СМП составляет почти 25% [5; 6]. Кроме того, начинают осуществляться и круизные путешествия туристов из разных стран мира к Северному полюсу и островам СЛО из Мурманска. Потенциальный объём грузового транзита через СМП оценивается в 8-12 млн т в год. Круизный арктический туризм по СМП может стать существенным дополнением к рациональному использованию ресурсов Арктики [5, Додин Д.А. и др.; 7].

лгктмкл

ПОП*ИМ СЕКТОРА

о

Уу

о

с

с

Северный полярный круг — граница Арктики Границы полярных секторов

Рис. 1. Общие запасы углеводородов в национальных секторах основных стран Арктического региона

Россия — северная, арктическая страна, имеющая самый широкий сектор выхода к Северному Ледовитому океану и наибольшую площадь арктических и полярных ландшафтов в мире. Присутствие нашей страны в Арктике обусловлено историческими, научными, экономическими и оборонными стратегическими причинами. По арктическим широтам проходит почти 16 тысяч километров государственной границы Российской Федерации. Охрана северных границ страны и рациональное использование природных ресурсов Арктики — задача государственной важности. В современных условиях организация рационального природопользования в АЗРФ должна базироваться на экологическом императиве, учитывать проблемы изменений климата, необходимость охраны природных ресурсов от загрязнений и истощения. На фоне обостряющейся борьбы за ресурсы Арктики экологический фактор приобретает особое значение для обеспечения стратегических национальных интересов и устойчивого социально-экономического развития северных территорий РФ. Для России, имеющей выход к акваториям 7 морей в арктическом секторе, существуют самые благоприятные перспективы для транспортного использования СМП, обеспечения его безопасности, поддержки торгового судоходства и организации международного круизного арктического туризма.

США, Канада, страны Северной Европы также имеют свои географические секторы в Арктике и жёстко отстаивают свои экономические и политические интересы в регионе, богатом биоресурсами и запасами нефти и газа, а также всё активнее используют природные ресурсы арктического пространства. Среди неарктических стран научные и коммерческие интересы к Арктике всё более настойчиво проявляют Китай, Япония, Южная Корея и даже Индия.

(в млрд т условного топлива) [5, Додин Д.А. и др.]

Китай активно внедряется в Арктическое пространство: регулярно проводит научные исследования в Арктике, используя свой пока единственный дизельный ледокол «Xue Long», и уже начинает осуществлять морские перевозки по трассе СМП. С 1999 г. в Китае действует Национальная арктическая исследовательская экспедиция, которая выполнила уже восемь крупных научных миссий в Арктике, используя ледокол «Xue Long», а также основала две исследовательские полярные станции в Исландии и Норвегии. В 2003 г. в норвежской части Шпицбергена в Нью-Олесунн (Ny-Älesund) была организована китайская научно-исследовательская арктическая станция «Хуанхэ». Этот научный арктический стационар КНР планируется в дальнейшем использовать и как основу будущего туристского кластера, и как базу круизного арктического туризма2.

Получив в 2012 г. статус наблюдателя в Арктическом Совете (членами которого являются Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Канада, Финляндия, США и Россия), Китай существенно активизировал свои исследования в Арктике. В том же году в рамках договора с Россией ледокол «Xue Long» прошёл по Северному морскому пути вдоль российской береговой линии, совершил заход и стоянку в Исландии. В 2013 г. в Шанхае организован «Китайско-Североевропейский Центр арктических и антарктических исследований» для поддержки научных, экономических и туристских разработок. В правительстве КНР образована Арктическая и Антарктическая администрация (KYAA, Chinese Arctic and Antarctic Administration), отвечающая за выполнение научных программ и постепенно наращивающая активность. В 2016 г. в Китае заложен новый исследовательский ледокол — «Xue Long 2», а в августе 2016 года, были проведены первые совместные арктические российско-китайские исследования в исключительной экономической зоне РФ в СЛО. По мере наращивания экспортного потенциала китайской экономики и недавнего превращения КНР (с 2010 г.) в первую экспортную державу мира, китайское руководство осознаёт выгоду от развития торгового сообщения через арктические моря, от проведения научных исследований и организации круизного туризма в Арктике 3.

Следовательно, в обозримой перспективе при соответствующем современном обустройстве СМП неизбежно перейдёт из статуса национального проекта в категорию важнейшего международного, способного обеспечивать стратегические экономические интересы России.

Арктическая зона в РФ в природном отношении является крайне суровыми регионом. На островах и побережье морей Северного Ледовитого океана преобладает арктический и субарктический климат, ландшафты арктических пустынь (с фрагментарной растительностью) и зоны тундр (равнинных и горных). Частично по южной границе АЗРФ появляются фрагменты зоны лесотундры и северной тайги. Площадь арктических морей в этом секторе

2 Романова К. Китайский бизнес идет в Арктику. URL: http://www.gazeta.ru/business/2014/05/16/6037137.shtml (дата обращения: 10.03.2016).

3 Китай в Арктике. URL: https://regnum.ru/news/polit/2260803.html (дата обращения: 10.12.2017).

достигает 6,8 млн кв. км, а длина северного побережья РФ — более 22 600 км. Этот труднодоступный и экзотический по своей природе регион в последние десятилетия стал привлекательным не только своим ресурсным, промышленным и экономическим потенциалом, но и с точки зрения рекреационного природопользования, для организации особо охраняемых природных территорий (ООПТ): национальных парков и заповедников как объектов рекреации и туризма. В XXI в. в АЗРФ были спроектированы и созданы такие крупные рекреационные объекты как Кандалакшский заповедник и НП «Хибины» на Кольском полуострове, НП «Онежское Поморье» на Онежском полуострове Белого моря, НП «Русская Арктика» на северной оконечности о. Новая Земля и федеральный заказник на архипелаге «Земля Франца Иосифа», объединённый Таймырский заповедник, НП «Остров Врангеля», кластерный НП «Берингия» на Чукотке (рис. 2). Дальнейшее рекреационное развитие этих арктических природных территорий создаст возможность использовать их как объекты экологического туризма в ходе организации круизов по трассе СМП.

Как известно, в России почти 20% территории расположены к северу от полярного круга. Но с учётом сухопутной территории, отнесённой Указом Правительства РФ № 296 от 02.05.2014 г. к Арктической зоне РФ, размеры этого региона расширяются до 37% площади России4 (рис. 2).

1 ■ Мурманская область 6 - Красноярский край (в составе Таймырского (Долгано-Ненецкого) муниципального района,

2 ■ Республика Карелия (в составе Лоухского, Кемского и Беломорского городского округа Норильск, муниципального образования гор. Игарка Турухансхого муниципальных районов) муниципального района)

3 - Архангельская область (в составе Онежского, Приморского и Мезенского 7 - Республика Саха (Якутия) (в составе - Абыйского. Аллаихоеского, Анабарсхого, муниципальных районов, городсхих округов Архангельск. Северодвинск и Новодвинск, Булунского, Верхоянского, Жигачского. Оленекского. Нижнеколымского. Среднеколымского, а также административно принадлежащих ей арктических островов) Усть-Янского и Эвено-Бытанайс«хо улусов)

4 ■ Ненецкий автономный округ 8 - Чукотский автономный округ

5 • Ямало-Ненецкий автономный округ 9 ■ Респубпика Коми (в составе городского округа Воркута)

О Лукин Ю.Ф.; Еремин А Э., 2011г.

Рис. 2. Карта Арктической зоны РФ 5. Арктическая зона РФ (с учётом ландшафтно-климатических условий) выходит за пределы Северного полярного круга и составляет 37% территории РФ. Звёздочками показаны основные ООПТ Арктической зоны

4 Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире. Архангельск. 2012. URL: https://narfu.ru/aan/Russian_Arctic_Lukin (дата обращения: 25.12.2014).

5 Там же, с дополнениями автора.

Одним из важнейших стимулов к современной активизации международной экономической и рекреационной деятельности в Арктическом регионе планеты, безусловно, является потепление климата Арктики и смягчение ледовой обстановки в морях СЛО, наблюдаемое в последние десятилетия. Исследователи отмечают, что ледяной покров Арктики пульсационно сокращается. По данным Росгидромета, с начала 1980-х гг. XX в. ежегодно фиксируется значительное сезонное сокращение площади морского льда. Этот процесс резко ускорился в конце 1990-х гг. и достиг максимальных значений в 2007 г. (4,3 млн кв. км), затем в 2012 г. (3,41 млн кв. км), в 2016 г. (4,1 млн кв. км). Таким образом, всё большая площадь полярных льдов в летнее время исчезает и освобождает пространства северных морей для свободного мореплавания. По данным мониторинга морского ледяного покрова Арктики, осуществляемого специалистами ААНИИ, на декабрь 2014 г. площадь полярной шапки льдов в СЛО в целом составляла 11,67 млн км2, что меньше средней многолетней нормы на 4,2%, а для восточного сектора Арктики, включающего моря Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово и Охотское, площадь льда в этом секторе была меньше среднего многолетнего значения на 7,9%. В декабре 2017 г. общая площадь арктического морского льда в СЛО составила в среднем 11,75 млн кв. км 6 7.

По поводу дальнейшего развития ледовой обстановки в Арктике имеются разные точки зрения. Сторонники теории направленного потепления глобального климата рисуют перспективы дальнейшего сокращения ледяного покрова Арктики вплоть до полного его исчезновения к концу текущего столетия. По мнению других специалистов, изучающих цикличность изменений климата, в настоящее время климатическая система находится в точке бифуркации и в ближайшие годы может проявиться тенденция к похолоданию и росту ледови-тости Арктики. В любом случае на современном этапе и в обозримой перспективе целесообразно увеличивать ледокольный флот и укреплять инфраструктуру СМП.

Практика арктического мореплавания показывает, что обеспечение круглогодичной безопасности на СМП зависит от мощных ледоколов, которые могут прокладывать путь сквозь льды и обычно сопровождают суда даже летом. При этом очевидны и сложности, связанные с судоходством в высоких широтах. Это долгая, суровая зима, тяжёлые льды, которые до конца не исчезают даже в самые тёплые месяцы года. Проводка грузовых и круиз-ных транспортов зимой через тяжёлые льды возможна только с помощью ледоколов, а это весьма сложное и дорогое мероприятие. Ледокольный флот РФ, фактически находящийся в настоящее время в эксплуатации, насчитывает всего 6 атомных ледоколов: четыре тяжёлых — класса «Арктика» и два — с меньшей осадкой, класса «Таймыр» и 5 дизель-электрических судов ледокольного типа. Активно используется для проводки судов и для круизного туриз-

6 Global Sustainable Development Report, 2015 edition. Advance Unedited version. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/1758GSDR%202015%20Advance%20Unedited%20Versio n.pdf (дата обращения: 10.02.2016).

7 National Snow & Ice Data Center, Arctic Sea Ice News & Analysis, 2016. URL: http://nsidc.org/arcticseaicenews (дата обращения: 01.12.2016).

ма один атомный ледокол «50 лет Победы», оборудованный каютами для перевозки туристов, а также атомный ледокол «Вайгач» [8, Рукша В.В. и др., с. 29]. Для России наличие самого мощного ледокольного флота позволяет реализовать возможности разработки полезных ископаемых на шельфе и обеспечить перспективы постоянного транспортного использования Северного морского пути (СМП) вдоль побережья Евразии в рамках региональных, национальных и международных проектов. Это открывает новые возможности для развития природоохранной и туристско-рекреационной деятельности в полярных широтах. Ледокольный флот и современное потепление климата обеспечивают транспортный доступ к расположенным на СМП региональным портам — Сабетта и Новый Порт в устье реки Оби, Диксон, Дудинка и Игарка на реке Енисей, порт Тикси в устье реки Лены и др. Эти порты, построенные ещё в советское время, требуют существенной реконструкции, но продолжают поддерживать каботажное судоходство в системе «река-море» в летний период, служат пунктами перегрузки минеральных ресурсов и древесины, являясь опорными точками и очагами жизни на трассе СМП [8, Рукша В.В. и др., с. 32-35].

В соответствии с современной парадигмой комплексного «переосвоения» Арктики, в ходе реорганизации СМП и развития опорных регионов должны быть предусмотрены мероприятия, стимулирующие формирование туристско-рекреационных центров и пунктов обслуживания круизных туристов, количество которых в Арктике будет только возрастать. Рекреационное природопользование на трассе СМП связано с организацией новых и обслуживанием существующих национальных парков и заповедников, привлекательных для посещения круизными туристами, выявлением и включением в туристскую деятельность новых аттрактивных туристских объектов. Важным аспектом является создание новых рабочих мест и активное привлечение к природоохранной и туристской деятельности представителей местных коренных малочисленных народов. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от преобладающего в Арктике ресурсодобывающего, промышленного природопользования, рекреационное природопользование не оказывает столь разрушительного воздействия на окружающую среду, а наоборот, способствует охране природы и формированию у туристов и местного населения экологического мировоззрения. Современное исследовательское направление рекреационного природопользования в арктических широтах должно быть направлено на выявление и изучение оставшихся уникальных уголков природы и объектов, связанных с историей освоения северных территорий Евразии, с целью создания новых ООПТ и сохранения природы Арктики.

Необходимо учитывать, что открывающиеся благоприятные перспективы развития мореплавания по арктическим морям, свободным ото льда в летнее время, сулят большие экономические выгоды, но повышают опасность роста загрязнений природных вод и территорий размещения добывающей промышленности. Поэтому развитие морской транспортной системы на Севере России и организацию регулярного судоходства по Северному морскому пути целесообразно сопровождать созданием независимой специальной государ-

ственной службы экологического мониторинга природной среды Арктики под эгидой Минприроды.

Развитие рекреации и туризма в зарубежных странах

Следует особо отметить, что в последние годы акватории арктических морей всё более активно используются не только для рыболовства и транспортировки грузов, но и для осуществления круизного арктического туризма. Северные полярные страны начинают получать немалую экономическую выгоду от своего географического положения в связи с ростом интереса туристов к суровым арктическим пейзажам, природным и историко-культурным объектам и другим полярным аттракциям. Подавляющее большинство привлекательных объектов для туризма в Арктике — это природные объекты: экзотические острова, ледники, фьорды, скалы, береговые утёсы, водопады и айсберги, птичьи базары, лежбища морских животных, киты и белые медведи, минералы, полярные сияния и пр. Особый туристский интерес могут представлять и памятные объекты, связанные с географическими открытиями и историей покорения Арктики. Примечательно, что арктический туризм в США, Канаде, Гренландии, Исландии, Норвегии развивается при существенной государственной поддержке и приносит немалую прибыль. Например, согласно данным UNWTO (2010 г.), штат Аляска в США зарабатывает на туризме до 3,4 млрд. долл., а Канада — 6,5 млрд долл. в год. Привлекает внимание и резкий рост числа туристов, посещающих Гренландию: в начале 90-х гг. на территорию прибывало около 3 500 чел./год, а в 2011 г. уже почти 65 000 чел./год. Таким образом, за 20 лет произошло увеличение потока туристов более чем в 18 раз, превысив число постоянно проживающих здесь жителей — инуитов и датчан (рис. 3) [6, Севастьянов и др., с. 91-92].

Среди остальных регионов Арктики показали похожую динамику Исландия, прирастив число только международных визитеров более чем в 4 раза, и норвежский Шпицберген — в 3 раза. В других регионах зарубежной Арктики (Аляска, Канадский архипелаг) темпы роста были сопоставимы со среднемировыми и составили от 42 до 84%. В целом, в 2010 г. количество туристов, побывавших в зарубежной Арктике и приполярных районах (без России), превысило 700 тыс. чел. [9, Sevastyanov et al., p. 485].

После всплеска активности арктического туризма в 2006-2007 гг. во всех высокоширотных регионах было зафиксировано падение числа посетителей. Острая фаза экономического кризиса (2008-2009 гг.) серьёзно повлияла на динамику туризма в Арктике. Однако уже в 2012-13 гг. на архипелаге Шпицберген (Норвегия) и в Исландии был отмечен значительный рост количества туристов. В то же время в Аляске и Гренландии по этим показателям отмечался спад посещений (рис. 3).

Основной пик туристского потока в Арктику приходится на летние месяцы с июня по сентябрь, что особенно характерно для морских круизов, определяемых возможностью судоходства. Авиационная доступность Аляски, Гренландии, Исландии и Шпицбергена не-

сколько сглаживает сезонность посещении, а участие резидентов в использовании туристкои инфраструктуры в другое время года позволяет обеспечить её минимальную загрузку в зимний период [10, МаИег Р.Т., р. 53].

90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 о

9

<Л 1_

__А

' '' / Чч \

* .у У - ж_ \

/ / _<5_и_

И / х / * /

У --1-1-¥-1-1

♦ Арктическая Аляска

■ Арктическая Канада Нумавут д Северо-Западные Территории ОГренландия

• Шпицберген

1990 1995 2000 2005 2010 2015

Рис. 3. Динамика туристских посещений зарубежной арктической зоны [14]

Следует отметить, что рост антропогенного воздействия на арктические ландшафты и их уязвимость обусловливают необходимость научного сопровождения программ развития арктического туризма, предусматривающего оценку устойчивости ландшафтов и реализацию мероприятий по их охране. Например, канадские специалисты выделили виды негативного воздействия туризма на экосистемы, такие как эрозия почв и уничтожение растительного покрова в местах пешеходных маршрутов, дигрессия ландшафтов в местах туристских достопримечательностей, антропогенное загрязнение в районах аэропортов и причалов морских судов, снижающее привлекательность туристских локаций. По мнению канадских исследователей, в Арктике следует уделять особое внимание организации контроля и регулирования туристских потоков, минимизации воздействия туризма на условия обитания коренных народностей [10, МаИег Р.Т., с. 58-59].

Один из наиболее посещаемых районов Арктики в настоящее время — архипелаг Шпицберген, располагающийся в зоне воздействия тёплого течения Гольфстрим. Круизные суда начали приходить на Шпицберген с 1870 г. С ростом числа круизных туров в XXI в. связано увеличение антропогенного воздействия на природу островов. В соответствии с Предписанием о туристской и экскурсионной деятельности на Шпицбергене, приоритетом является минимизация антропогенного воздействия на природную среду. Здесь выделяется специальная административная зона № 10, куда входят все посёлки Шпицбергена, как норвежские, так и российские. Фактически это единственная зона посещения, где разрешено свободное пребывание туристов и туристских групп без специальной регистрации. Помимо изу-

чения антропогенной нагрузки на ландшафты, экологические службы уделяют большое внимание и «социальной нагрузке» на местное население. Отмечается необходимость изучать потребности посетителей, определяющие их поведение и, в конечном итоге, влияющие на виды и формы нагрузок. В последнее время Шпицберген ежегодно посещают 70-80 тыс. чел. Около 80% из них составляют норвежцы и другие граждане стран Скандинавии. Обычно они размещаются в пос. Лонгийр. Российский пос. Баренцбург на архипелаге Шпицберген пользуется меньшей популярностью среди туристов ввиду неразвитости инфраструктуры, хотя территория, где расположены российские посёлки, входит в пределы вышеупомянутой административной зоны № 10. Однако в последние годы заметен рост посещаемости Ба-ренцбурга в ходе непродолжительных экскурсий (2,5-3 тыс. чел./год, из них российских туристов — 20-30 чел.). При этом наибольший приток туристов, останавливающихся в местной гостинице, наблюдается в весенне-летний период с апреля по август [11, Коростелев Е.М., Билецкий А.В., с. 13].

Арктический туризм в стратегии развития полярных регионов РФ

Следует подчеркнуть, что в 2012 г. в РФ была принята государственная «Программа развития туризма в РФ на 2013-2020 гг.», которая утверждает приоритет развития въездного и внутреннего туризма, по сравнению с выездным и опирается на утверждённую «Стратегию развития Арктической зоны РФ до 2020 г.», в которой, в частности, предусматривается необходимость создания региональных туристических кластеров и продвижение арктического туризма на национальном и международном рынках8.

Опыт соседних арктических стран показывает, что в основе формирования туристских кластеров в Арктике должно лежать рациональное природопользование, развитие транспортной и гостиничной инфраструктуры. Предусматривается активное использование потенциала ООПТ арктического региона — национальных парков и заповедников, в которых целесообразно осуществлять природно-ориентированные виды туризма и экологическое просвещение рекреантов. Непременным условием эффективного осуществления и развития арктического туризма в современных условиях выступает фактор международного партнёрства и кооперации в целях обеспечения безопасности туризма в Арктике и транспортного осуществления арктических путешествий. Примером может являться проект «Государственно-частного партнёрства в сфере туризма в Баренц-регионе» (BART), который упомянут Ю.Ф. Лукиным в статье о концептуальных подходах к туризму в Арктике [12, Лукин Ю.Ф., с. 61].

Анализируя тенденции развития рекреации и туризма в северных и арктических регионах России, нельзя не отметить расширение сети национальных парков и заповедников в последние годы. Прежде всего, это открытие новых ООПТ: НП «Русская Арктика», объединённого с заказником «Земля Франца Иосифа» в Баренцевом море; НП «Онежское Помо-

8 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2020 г. URL: http://government.ru/news/432/ (дата обращения: 25.12.2016).

рье» на Онежском полуострове Белого моря; кластерного НП «Берингия», расположенного на Чукотке и Аляске, а также заповедников на полуострове Таймыр и на острове Врангеля. Эти ООПТ располагаются в пределах доступности трассы СМП, что делает их привлекательными для посещения в ходе организации круизного туризма по арктическим морям.

Большое значение для сохранения природы Арктики и развития рекреационного природопользования в полярных широтах имел подписанный в 2009 г. Указ о создании крупнейшего на Российском Севере национального парка «Русская Арктика» на северной оконечности о. Северный, архипелага Новая Земля, включая Большие и Малые Оранские острова, о. Лошкина и ряд других островов. В ведении национального парка «Русская Арктика» находится также государственный природный заказник федерального значения — Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), который с 2016 г. стал частью НП «Русская Арктика». Площадь НП «Русская Арктика» 14 260 км2, но вместе с заказником ЗФИ, площадь которого 42 000 км2, они составляют одну из самых крупных охраняемых природных территорий планеты [13, Гаврило М.В., с. 23]. Важнейшей задачей национального парка является сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых арктических природных комплексов, а также развитие туризма в пределах подведомственных территорий. Главной проблемой при этом является серьезная угроза разрушения первозданности уязвимой арктической природы и культурно-исторических памятников, находящихся на территории островов.

В архипелаге ЗФИ на острове Белл находится дом «Эйры» — место стоянки британского исследователя Арктики Бенджамина Ли Смита, названное в память о яхте «Эйра», которая была раздавлена льдами у мыса Флора в 1881 г. Главным объектом туристского интереса на о. Гукера является «Бухта Тихая» — место зимовки экспедиции Г.Я. Седова 1913-1914 гг. Там же — колония морских птиц численностью более 10 000 пар (глупыш, люрик, толсто-клювая кайра, моевка). Не менее интересным объектом выступает о. Чамп в центральной части архипелага. На острове находятся уникальные каменные образования идеально круглой формы — конкреции стяжения, известные туристам как сферолиты. К юго-востоку от о. Чамп находится о. Галля, южной точкой которого является мыс Тегетхофф, в районе которого был расположен лагерь австро-венгерской экспедиции Ю. Пайера (1874 г.). Здесь же находятся руины зимовья экспедиции американского журналиста Уолтера Уэллмана (1898-1899 гг.), а на скалистом откосе — объект туристского интереса геологического характера — доле-ритовая дайка мыса Тегетхофф.

По данным информагентств на 2013 г., в национальном парке «Русская Арктика» побывало 636 туристов из 35 стран. Около 30% от этого количества составили граждане Китая, на втором месте граждане США, на третьем — Швейцарии. В 2014 г. территорию НП «Русская Арктика» и федерального заказника «Земля Франца Иосифа» (ЗФИ) посетили 738 человек, а летом 2015 г. — уже 1 225 человек (прирост — 70%). В том числе 32% туристов были представителями Китая, около 10% от общего количества составляют граждане РФ [14, Ершов Р.В., с.

118]. В 2016 г. по ряду причин круизное посещение «Русской Арктики» несколько снизилось, но в 2017 г. вновь превысило тысячу туристских прибытий.

Динамика посещений НП «Русская Арктика» туристами представлена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика посещений туристами НП «Русская Арктика»

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Количество туристов 865 1005 636 738 1225 954 1142

В соответствии с сообщением на сайте НП «Русская Арктика», в 2015 г. из 11 круизов по арктическим морям 7 было направлено к Северному полюсу на атомном ледоколе «50 лет Победы» с заходом на ЗФИ; 3 — на теплоходе "Sea Spirit" по маршруту Шпицберген — Земля Франца Иосифа — Шпицберген; 1 рейс был осуществлён на круизном судне "Bremen" по Северному морскому пути с заходом на мыс Желания (Новая Земля) и Землю Франца Иосифа. Таким образом, по мере развития круизных путешествий и роста числа туристов рекреационная нагрузка на арктические острова постепенно возрастает, что уже вызывает тревогу у природоохранной службы заказника. Несмотря на пока ещё небольшое количество туристов, в местах высадок на берег с круизных судов на островах уже наблюдается рекреационная дигрессия, связанная с вытаптыванием грунтов на маршрутах экскурсий и нарушением почвенно-растительного покрова. Всё более востребованными становятся исследования и расчеты экологической ёмкости объектов посещения, обоснования нормирования посещений островов [15, Чижова В.П., с. 19].

В то же время находящийся почти на той же широте норвежский архипелаг Шпицберген посещают ежегодно десятки тысяч туристов. Ещё в начале 1990 гг. повышение рекреационной нагрузки на остров подтолкнуло специалистов и общественность на разработку подходов к регулированию туристского потока. В настоящее время разработанная методика получила название «локальные планы управления территорией». Она включает в себя информацию о ценных объектах, научно обоснованное зонирование участков в районах туристского воздействия и карту местности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К вопросу оценки нагрузок и регламентации туризма в национальном парке «Русская Арктика» уже обращались многие специалисты. Тем не менее, если говорить о развитии экологически безопасного туризма, то следует организовать систематические исследования: мониторинг изменений природной среды, разумное обустройство троп, разработку управленческих решений, регламентирующих рекреационные нагрузки на арктические ландшафты, на что указывают многие эксперты [11; 15]9.

Образованный в 2013 г. Национальный парк «Онежское Поморье» располагается на северной оконечности Онежского полуострова, вдающегося в Белое море., в 40 км по морю

9 Как совместить туризм и охрану окружающей среды в Арктике // WWF Report. URL: http://www.panda.org/resources/inthefield/arctic (дата обращения: 21.02.2016).

от известных Соловецких островов. Площадь этого национального парка — 201 668 га, включая земли лесного и водного фонда. Создание национального парка «Онежское Поморье» направлено на сохранение природных комплексов северной тайги и историко-культурных объектов на Онежском полуострове Архангельской области. Это касается обитающих здесь редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира, занесённых в Красную книгу РФ, уникальных массивов приморских старовозрастных таёжных лесов, а также культуры и жизненного уклада поморского населения Русского Севера. Онежский полуостров является местом массовых скоплений водоплавающих и околоводных перелётных птиц в период весенних и осенних миграций. Унская губа соответствует критериям выявления водно-болотных угодий международного значения и включена в список ключевых орнитологических территорий РФ.

Главными природными особенностями парка являются наличие морской и лесной охранных зон, коренных северо-таёжных лесов, выходящих к самому берегу моря, береговых дюн, многочисленных и разнообразных озёр, болот и рек. Ледниковые отложения, распространённые на территории парка, создают необычные каменные нагромождения, среди которых встречаются мегалиты. На берегу моря можно встретить лежбища беломорской нерпы, встречаются белухи, нередки лоси, бурые медведи и волки. Историко-культурное наследие на территории НП «Онежское Поморье» представлено несколькими старинными деревянными церквями и часовнями в поморских деревнях, древними поклонными и обетными крестами, а также старинными маяками, привлекательными для туристов. Однако большинство деревянных строений требуют реставрации. Поэтому НП «Онежское Поморье» чрезвычайно песпективен для организации экологического и историко-культурного туризма. Расположение НП «Онежское Поморье» по соседству (в 40 км по Белому морю) от известной туристской дестинации — Соловецких островов, по нашему мнению, является положительным аспектом для дальнейшего развития здесь туристско-рекреационной деятельности, в частности, на основе возможной организации круизного туризма по Белому морю. В 2016 г. этот национальный парк был передан в административное управление в качестве филиала НП «Кенозерский» в связи с трагической гибелью в авиакатастрофе директора НП «Онежское Поморье» О. Продана10.

Национальный парк «Берингия», расположенный в северо-восточный части Чукотского полуострова, задекларирован как международный национальный парк, планируемый совместно с природным резерватом на Аляске (США) «Bering Land Bridge». Указ о создании национального парка «Берингия» был подписан 17 января 2013 г. Российская часть парка расположена несколькими кластерами на полуострове Чукотка на общей площади 18 194 км2.11 Проект создания этого международного (или трансграничного) национального парка

10 Национальный парк «Онежское Поморье». URL: http://onpomor.ru/work/nauchnaya-deyatelnost/stepen-izuchennosti.php (дата обращения: 23.01.2018).

11 Национальный парк «Берингия». URL: http://www.beringiapark.ru (дата обращения: 25.12.2017).

возник в конце 1980-х гг. Он рассматривается как древняя единая историко-географическая область, т.н. «Берингия» — обширная часть суши, объединявшая 12-15 тыс. лет назад Евразию с Северной Америкой. На месте этой суши в настоящее время лежит Берингов пролив. Символическая роль в объединении двух континентов и стала основной идеей создания Международного национального парка «Берингия». Посещение этого уголка арктической природы целесообразно планировать в связи с развитием круизного морского туризма по трассе СМП и организацией здесь в будущем «экологического перешейка» между Чукоткой и Аляской [11, Коростелев Е.М., Билецкий А.В., с. 15-16].

Кроме привлекательных объектов живой и неживой природы, к экотуристскому потенциалу парка относится культура проживающих здесь коренных народов — чукчей и эскимосов. Богатый природный и этнический потенциал этого региона создаёт предпосылки для развития здесь рекреационного природопользования, экологического и этнического туризма. Для этого необходимо осуществить ряд мероприятий, общих для всех арктических ООПТ: поднять уровень обслуживания существующей инфраструктуры размещения и питания туристов; осуществить подготовку квалифицированных кадров для организации экологического и этнического туризма в арктическом регионе; организовать привлечение коренных народов Севера в сферу туризма; обеспечить сохранение природного и культурного наследия в полярных регионах; модернизировать имеющиеся портовые сооружения и причалы для приёма круизных судов.

Заключение

Подводя итог рассмотрению планов перспективного комплексного социально-экономического развития Арктики, особенностей природопользования и туристско-рекреационной деятельности в полярных регионах, необходимо отметить, что большая часть туристских аттракций в Арктике труднодоступна и расположена, главным образом, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Увидеть первозданный мир заповедников и национальных парков, познакомиться с памятниками арктической природы и истории освоения Севера, с культурой коренных малочисленных народов севера, в настоящее время возможно только при помощи авиации или морских круизных судов. Доступность арктических территорий и объектов туризма будет возрастать по мере развития транспортной и селитебной инфраструктуры Севера. Это может происходить только при условии обеспечения современным оборудованием и соответствующими службами транспортных коммуникаций и портов на трассе СМП, реконструкции инфраструктуры населённых пунктов, увеличения числа морских причалов и аэропортов в северных регионах РФ. Таким образом, Россия постепенно наращивает своё оборонное и социально-экономическое присутствие в Арктическом секторе и направляет усилия на разведку и разработку природных ресурсов, на организацию новых арктических охраняемых природных территорий (ООПТ) и на обеспечение безопасности полярных рубежей РФ. Успех дальнейшего развития страны зависит от сбаланси-

рованного и гармоничного соотношения в развитии промышленного и туристско-рекреационного природопользования в ходе «переосвоения» арктических территорий РФ. Природопользование в арктических широтах должно осуществляться под зорким наблюдением независимой государственной службы экологического мониторинга природной среды Арктики. Это будет гарантировать защиту от разрушения и способствовать сохранению и восстановлению уникальных природных экосистем Арктики и Севера РФ.

Литература

1. Российская Арктика: современная парадигма развития / Под ред. ак. А.И. Татарникова. СПб.: Нестор - История, 2014. 844 с.

2. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Переосвоение Российской Арктики как предмет системного исследования и государственного программно-целевого управления: вопросы методологии // Экономика региона. 2015. № 4. С. 9-20.

3. Лукин Ю.Ф. Российская Арктика прирастает островами // Арктика и Север. 2015. № 18. с. 6180.

4. Федоров В.П. Россия: арктический ресурс // Аналитические записки Института Европы РАН. 2018. № 1 (№ 97). С. 1-6.

5. Додин Д.А., Евдокимов А.Н., Каминский В.Д. Минерально-сырьевые ресурсы Российской Арктики (состояние, перспективы, направления исследований). СПб.: Наука, 2007. 256 с.

6. Севастьянов Д.В., Коростелев Е.М., Гаврилов Ю.Г., Карпова А.В. Рекреационное природопользование как фактор устойчивого развития районов Российской Арктики // География и природные ресурсы. 2015. № 4. С. 90-97.

7. Арктика на пороге третьего тысячелетия (ресурсный потенциал и проблемы экологии) / Ред. И.С. Грамберг, Н.П. Лаверов, Д.А. Додин. СПб.: Наука, 2000. 247 с.

8. Рукша В.В., Головинский С.А., Смирнов А.А. Атомный ледокольный флот России и перспективы развития Северного морского пути // Арктика: экология и экономика. 2013. № 1 (9). С. 27-38.

9. Sevastyanov D.V., Korostelev E.M., Shitova L.F. Recreational nature management and Arctic tourism as a new trend towards strategy of sustainable development of the Arctic countries // Eco. Env. & Cons. 2017. № 23 (4). pp. 480-487.

10. Maher P.T. Expedition cruise visits to protected areas in the Canadian Arctic: Issues of sustainability and change for an emerging market // Tourism. 2012. № 1. P. 55-70.

11. Коростелев Е.М., Билецкий А.В. Эколого-географический подход к организации регулируемого туризма в арктической зоне Российской Федерации // Российский журнал устойчивого туризма. 2014. № 4. С. 12-16.

12. Лукин Ю.Ф. Туризм в Арктике: концептуальные подходы, ресурсы регионов // Арктический туризм в России / Отв. ред. Ю.Ф. Лукин, сост. Н.К. Харлампьева. САФУ — СПбГУ. Архангельск: САФУ, 2016. С. 58-87.

13. Гаврило М.В. Национальный парк «Русская Арктика» — новая особо охраняемая природная территория // Российские полярные исследования. 2011. Вып. 3 (5). С. 22-24.

14. Ершов Р.В. Национальный парк «Русская Арктика» // Арктические ведомости. 2015. № 3 (14). С. 116-123.

15. Чижова В.П. Регламентация рекреационной нагрузки при развитии туризма в национальном парке «Русская Арктика» // Российский журнал экотуризма. 2012. № 4. С. 16-21.

References

1. Rossiyskaya Arktika: sovremennaya paradigma razvitiya [The Russian Arctic: a modern development paradigm]. Ed. by A.I. Tatarnikov. Saint Petersburg, Nestor - Istoriya Publ., 2014, 844 p. (In Russ.)

2. Leksin V.N., Porfiryev B.N. Pereosvoenie Rossiiskoi Arktiki kak predmet sistemnogo issledovaniya i gosudarstvennogo programmno-tselevogo upravleniya: voprosy metodologii [Redevelopment of

the Arctic area of Russia as an objective of systems research and special-purpose program management methodological issues]. Ekonomika regiona [Economy of Region], 2015, no. 4, pp. 9-20.

3. Lukin Yu.F. Rossiiskaya Arktika prirastaet ostrovami [Russian Arctic increases with islands]. Arktika i Sever [Arctic and North], 2015, no. 18, pp. 61-80.

4. Fedorov V.P. Rossiya: arkticheskii resurs [Russia: the Arctic resource]. Analiticheskie zapiski Instituta Evropy RAN [Analytical papers of IE RAS], 2018, no. 1 (97), pp. 1-6.

5. Dodin D.A., Evdokimov A.N., Kaminskii V.D. Mineral'no-syr'evye resursy Rossiyskoy Arktiki (sos-toyanie, perspektivy, napravleniya issledovaniy) [Mineral resources of the Russian Arctic (condition, prospects, directions of research)]. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2007, 256 p. (In Russ.)

6. Sevast'yanov D.V., Korostelev E.M., Gavrilov Yu.G., Karpova A.V. Rekreatsionnoe prirodopol'zovanie kak faktor ustoichivogo razvitiya raionov Rossiiskoi Arktiki [Recreational nature management as a factor of sustainable development of the regions of the Russian Arctic]. Geografiya i prirodnye resursy [Geography and natural resources], 2015, no. 4, pp. 90-97.

7. Arktika na poroge tret'ego tysyacheletiya (resursnyi potentsial i problemy ekologii) [The Arctic on the threshold of the third millennium (resource potential and environmental problems)]. Ed. by I.S. Gramberg, N.P. Laverov, D.A. Dodin. Saint Petersburg, Nauka Publ., 2000, 247 p. (In Russ.)

8. Ruksha V.V., Golovinskij S.A., Smirnov A.A. Atomnyi ledokol'nyi flot Rossii i perspektivy razvitiya Severnogo morskogo puti [Russian nuclear icebreaker fleet and development prospects of the Northern Sea Route]. Arktika: ekologiya i ekonomika [Arctic: ecology and economy], 2013, no. 1(9), pp. 27-38.

9. Sevastyanov D.V., Korostelev E.M., Shitova L.F. Recreational nature management and Arctic tourism as a new trend towards strategy of sustainable development of the Arctic countries. Eco. Env. & Cons., 2017, no. 23(4), pp. 480-487.

10. Maher P.T. Expedition cruise visits to protected areas in the Canadian Arctic: issues of sustainability and change for an emerging market. Tourism, 2012, no. 1, pp. 55-70.

11. Korostelev E.M., Biletskiy A.V. Ekologo-geograficheskii podkhod k organizatsii reguliruemogo turiz-ma v arkticheskoi zone Rossiiskoi Federatsii [Eco-geographical approach to the organization of regulated tourism in the Arctic zone of the Russian Federation]. Rossiiskii zhurnal ustoichivogo turizma, 2014, no. 4, pp. 12-16.

12. Lukin Yu.F. Turizm v Arktike: kontseptual'nye podkhody, resursy regionov [Tourism in the Arctic: conceptual approaches, regional resources]. Arkticheskii turizm v Rossii [Arctic tourism in Russia]. Ed. by Yu.F. Lukin, comp. by N.K. Kharlampieva. Arkhangelsk, NArFU Publ., 2016, pp. 58-87. (In Russ.)

13. Gavrilo M.V. Natsional'nyy park «Russkaya Arktika» — novaya osobo okhranyaemaya prirodnaya territoriya [National Park "Russian Arctic" — a new specially protected natural area]. Rossiyskie pol-yarnye issledovaniya, 2011, no. 3(5), pp. 22-24.

14. Ershov R.V. Natsional'nyi park «Russkaya Arktika» [Russian Arctic National Park]. Arkticheskie ve-domosti [The Arctic Herald], 2015, no. 3(14), pp. 116-123.

15. Chizhova V.P. Reglamentatsiya rekreatsionnoy nagruzki pri razvitii turizma v natsional'nom parke «Russkaya Arktika» [Regulating the recreational load in the development of tourism in the national park "Russian Arctic"]. Rossiiskii zhurnal ekoturizma, 2012, no. 4, pp. 16-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.