УДК 332.1
КЛАСТЕР ТРАДИЦИОННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Часовской В.П., к.э.н., доцент
В статье рассматривается проблема создания кластера традиционного природопользования в Чукотском автономном округе. Автором обоснованы необходимость и возможность реализации кластерной инициативы на основе традиционного природопользования в ЧАО с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства и повышения качества жизни коренного населения. Предложены структура и состав кластера.
Ключевые слова: кластер, традиционное природопользование, Чукотка, регион, эффективность.
CLUSTER OF TRADITIONAL NATURE USE AS A TOOL TO GENERATE STABLE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE NATIVE-BORN PEOPLE OF CHUKOTKA AUTONOMOUS OKRUG
Chasovskoy V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
The article deals with the problem of the creation of the cluster of traditional use of natural resources in the Chukotka autonomous okrug. the author grounds the necessity and the possibility of the realization of the cluster realization of the cluster initiative of the basis of traditional use of natural resources in CHAO in vide to increase the efficiency of the agricultural production and to heighten the life standard of nature-born people/ The structure and the constitution of cluster are proposed
Key words: cluster, traditional use of natural resources, Chukotka, region, efficiency.
Чукотка имеет сложную структурную организацию, обусловленную: очаговой системой освоения территории, моноотраслевой экономикой и особенностями территорий проживания коренных малочисленных народов, социально-экономической дифференциацией относительно освоенных и слабо освоенных районов с неразвитой инфраструктурой.
Для преодоления недостатков моноотраслевой экономики, создания условий устойчивого социально-экономического развития всей территории необходим комплексный подход к развитию территории, основанный на диверсификации производительных сил, направленной на создание форм организации и кооперации труда, обеспечивающих эффективное использование ресурсов региона.
Традиционная экономическая политика не обеспечивала необходимой устойчивости в долгосрочном периоде, формировала иждивенческие ожидания очередных государственных дотаций. Современная региональная экономическая политика нацелена на максимизацию внутреннего потенциала развития территорий за счет мобилизации конкурентных преимуществ через формирование эффективных рыночных институтов, системы предпринимательства, создание и внедрения инноваций и новых технологий.
Инструментом реализации такой политики являются кластеры. Региональные кластеры позволяют представить экономику региона в качестве единого территориального межотраслевого комплекса. Кластеризация коренным образом меняет сложившийся характер промышленной политики: процесс организации и управления хозяйственной деятельностью смещается с отраслевого на территориальный уровень.
Мировая практика показывает, что успешно развиваются именно те регионы, в которых осуществляют свою деятельность промышленные и сельскохозяйственные кластеры. Кроме того, установлена зависимость между наличием кластеров и уровнем жизни населения: чем больше кластеризация, тем выше уровень жизни.
С переход от отраслевого принципа построения производственных отношений к региональному, существенно повышается роль региональных и местных органов власти. Объективно кластерные инициативы должны исходить от региональных органов власти.
При реализации кластерного подхода, кластер выступает как официальная экономическая политика развития региона, которая должна способствовать самоорганизации хозяйственного сообщества для повышения выживаемости и устойчивости региональной экономики в условиях конкуренции.
Возрастание роли региональной власти в кластерной политике сегодня - общемировая тенденция, это связано с тем, что многие
источники конкурентоспособности
формируются на основе традиций, исторических и культурных свойств региональной среды. Это определяет возможности региональной власти в использовании всех как осязаемых, так и неосязаемых активов.
Очевидно, что для России с ее огромной территорией и слабо организованным экономическим пространством активизация интеграционных процессов в экономике на мезоуровне, в том числе и через создание кластеров, весьма актуальная проблема.
Значение кластеров для Севера России заключается в их высоком потенциале для:
- нейтрализации издержек корпоративного подхода к развитию северных регионов;
- диверсификации монопрофильной экономики Севера;
- динамичного развития транспортной, энергетической, коммуникационной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства;
- придания инновационного и наукоемкого характера освоению северных территорий [1].
Реализация кластерной инициативы в ЧАО позволит обеспечить:
- сохранение и рациональное использование природно-реакционного и культурно-исторического потенциала Чукотского автономного округа;
- приток инвестиций, увеличения налоговых поступлений, рост доходов населения;
- снижение влияния моноотраслевой зависимости региона за счет расширения использования природных ресурсов региона;
- структурирование экономики региона. Оптимальное сочетание индустриализации и природопользования;
- формирование положительного имиджа региона, повышение привлекательности (в том числе инвестиционной), конкурентоспособности региона, формирование бренда.
Для Чукотского автономного округа кластерная политика имеет не только важное экономическое, но и социальное и экологическое значение. Создание кластеров дает возможность решить такие важнейшие проблемы традиционного природопользования как повышение эффективности производства за счёт внедрения технологий безотходного производства в оленеводстве и морском зверобойном промысле, производство конкурентоспособной продукции и выход на международный рынок.
С помощью кластеров традиционное природопользование может инкорпорироваться в современное рыночное пространство, что, в конечном счёте, будет способствовать повышению культуры тра-
диционного природопользования и устойчивости экономики коренного населения.
Статус кластера имеет большое политическое значение, используя который бизнес и региональные власти могут продвигать свои проекты через подготовку законопроектов и лоббирования их в федеральных и региональных органах власти. Благодаря этому статусу: улучшается имидж региона; облегчается «раскручивании» рыночных торговых марок; повышается инвестиционная привлекательность региона и участников кластера.
Состав и структура региональных кластеров ЧАО должны быть соотнесены с конкретными условиями, целями и задачами, степенью интеграционного влияния предприятий-интеграторов на участников кластера. При определении структуры и состава региональных кластеров ЧАО необходимо исходить из конкретных условий, целей и задач, степени интеграционного влияния предприятий-интеграторов на участников кластера.
К отраслям Чукотского АО, которые могут составлять основу кластера можно отнести:
- сложившиеся отрасли: золотодобывающие, ТЭК, сельское хозяйство;
- развивающиеся отрасли: нефтегазовая, туризм.
Исходя из этого состава отраслей могут быть сформированы кластеры:
- промышленный;
- сельскохозяйственный (традиционного природопользования);
- туристический.
Специфика региона: географическая удалённость, малое число предприятий, отсутствие обрабатывающих предприятий и научных центров, другие, позволяют сформировать только усечённые кластеры. Которые также не предполагают сильной конкуренции. Но, тем не менее, способны обеспечить повышение эффективности деятельности предприятий входящих в кластер решение определённых задач.
Промышленный кластер. Предприятия, входящие в этот кластер составляют основу экономики региона. Основные задачи, решаемые с помощью этого кластера: повышение налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты, поддержка социальных программ, обеспечение занятости населения. Формирование более высоких стандартов уровня жизни.
Кластер традиционного природопользования. Необходим, прежде всего, для поддержки традиционного природопользования и коренного населения: обеспечение занятости коренного населения, повышение культуры и эффективности сельскохозяйственного производства.
Туристический кластер. Основные задачи: социальная и экономическая поддержка коренного населения, формирование имиджа региона, поступления в региональный бюджет. Правительством округа туризм рассматривается как важнейшая составляющая социально-экономического развития коренного населения.
Изучение зарубежного опыта реализации кластерной политики позволяет сделать вывод о том, что: единой модели кластера не существует, чтобы определить необходимую и целесообразную структуру формирующегося кластера, необходимы обширные и глубокие исследования условий региона.
К отраслям традиционного природопользования коренных малочисленных народов Чукотки относятся оленеводство и морской зверобойный промысел. Эти отрасли составляют основу формирования хозяйственного уклада и всего образа жизни коренных народов Севера, создают сферу приложения исторически сложившихся навыков этих народов, обеспечивают условия, для сохранения их самобытной культуры и являются основным и зачастую, единственным источником существования представителей этих народов.
Оленеводство - главная отрасль сельского хозяйства округа по объему производства, количеству занятых в ней людей (865 в 2008 году) и ее социально-культурной роли. Оленеводство оказывает существенное влияние на формирование продовольственной базы для населения Чукотского автономного округа. За последние годы удвоилось поголовье оленей, увеличилось производство мяса, модернизирована производственно-техническая база отрасли. Это позволило в значительной степени обеспечивает потребности жителей Чукотского автономного округа в мясе и кожевенно-меховом сырье, обеспечивает частичную занятость населения. По поголовью домашнего северного оленя Чукотский автономный округ вышел на второе место по в Российской Федерации после Ямало-Ненецкого АО [2].
Для улучшения качества производимой продукции закуплены и
введены в эксплуатацию два высокотехнологичных комплекса по убою и первичной переработке мяса оленя финского производства «Тип^а1ек» в селе Канчалан Анадырского района и селе Амгуэма Иультинского района. Продукция, производимая данными комплексами, отвечает европейским требованиям к качеству мясной продукции [2].
Перспективы развития оленеводства связаны с увеличением производства мяса, выпуском мясной продукции по качеству соответствующей международным стандартам, дальнейшей модернизацией производственно-технической базы мясопереработки, кожевенномехового сырья, производством биостимуляторов и биологически активных веществ на основе уникального эндокринно-ферментного сырья, получаемого от оленеводства и морского зверобойного промысла.
Устойчивый рост спроса на деликатесные и экологически чистые продукты питания в развитых стран мира, делает высокоперспективным экспорт оленины. Анадырский пищекомбинат ПК «Полярный» освоил производство 20 видов колбас и деликатесов из мяса оленя. Специалисты предприятия разработали технические условия к внедрению ещё 23 новых видов продукции из оленины [2].
Морской зверобойный промысел вторая древнейшая отрасль хозяйства на Чукотке. Эта отрасль решает чисто социальную задачу-обеспечение коренного населения традиционным видом питания.
Продукция морзверобойного промысла богата незаменимыми аминокислотами и является неотъемлемой составной частью питательного рациона аборигенов. Добываемая продукция - серый и гренландский кит, белуха, морж, мелкие ластоногие - используется в основном в питании коренного населения, часть отходов промысла поступает на зверофермы.
Морзверобойный промысел убыточен, уровень рентабельности от морзверобойного промысла в 2005 году составил минус 73,30%; в 2006 году минус 76,88%; в 2007 минус 82,78%; в 2008 году минус 82,74% [2].
Сегодня без государственной поддержки на федеральном и окружном уровнях морзверобойный промысел на Чукотке не сможет существовать даже при коллективной форме хозяйствования.
В тоже время за счёт диверсификации деятельности, и предприятия, занимающиеся убыточным морским зверобойным промыслом, могут быть рентабельными. Например: «Лоринский «Кэпэр» закончил год с достойными показателями. Предприятие многопрофильное - морзверобойный промысел, звероводство. Хлеб печет, услуги оказывают по доставке людей, теплицы на горячих ключах - это тоже «Кэпэр» [2].
Существует проект организации в Эгвекиноте завода по производству препарата ПМЖК (полиненасыщенные жирные кислоты) «OMEGA-3» по переработке мелких ластоногих и альтернативного сырья - рыбы неценных пород.
Перспективы китобойной отрасли связаны с судьбой моратория на коммерческий вылов китов. Чукотка имеет квоты на традиционную для аборигенного населения добычу китов в количестве 140 китов в год. В случае возобновления коммерческого промысла продукция чукотских китобоев может занять значительные позиции в индустрии БАД. Дело в том, что 65% совокупной стоимости, создаваемой китобойной отраслью, составляют продукты глубокой переработки, востребованные фармакологической промышленностью (биологически активные вещества и ферментно-эндокринное сырье). Близость к потенциальным рынкам сбыта (страны Юго-Восточной Азии) обуславливает целесообразность ориентации морзверобойно-го промысла на производство сырья для современной фармакологической промышленности [2].
В соответствии с приведенной характеристикой отраслей традиционного природопользования, обозначенными проблемами и потенциалом можно констатировать, что проведение кластерной политики в сельском хозяйстве ЧАО - это возможность вывода отраслей традиционного природопользования на новый уровень развития.
Особенностью внедрения кластеров в России является то, что для их формирования необходимо наличие формальной институциональной структуры, координирующей создание и функционирование кластера. Поэтому для эффективного управления кластерными процессами должны быть сформированы специальные организационно-управленческие структуры.
Важнейшим элементом кластерного механизма является Координационный совет в состав, которого, должны войти представители администрации региона и наиболее влиятельные представители хозяйствующих субъектов. Координационный совет является также
Структуры координации и управления.
Координационный совет. Кластерное совещание.
институциональной структурой определяющей политику развития кластера.
Структура кластера традиционного природопользования ЧАО представлена на рис.
Управления кластером осуществляется Кластерным совещанием, действующим на базе принципов управления кластером с использованием административно-правовых, экономических, организационных рычагов управления. Объединение партнеров в кластер закрепляется договорами о сотрудничестве и управляется Кластерным совещанием. Для оперативного управления кластером в подчинении Кластерного совещания может быть создан комитет.
На этапе формирования кластера лидирующую роль в его развитии играют органы власти, задача которых - мобилизовать потенциальных участников кластера. Так как эффективность кластера определяются реальными взаимоотношениями, а не членством; их пространственные границы изменчивы и расплывчаты
Первоочередные шаги по развитию кластера могут быть определены при создании кластерной организации, детальный план действий формируется по результатам специализированного исследования, которое учитывает региональную и отраслевую специфику и, как правило, проводится в рамках подготовки программы развития кластера
Программы развития кластеров являются основой для повышения эффективности механизмов частно-государственного партнер-
ства и взаимодействия между властью, бизнесом, учебными заведениями и т.д.
Учитывая условия Чукотки, ведущая роль региональной власти в развитии кластера традиционного природопользования сохраняется и после начала его работы. Низкий уровень участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в реализации кластерных проектов поставят под угрозу само существования кластера.
Литература:
1. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации/Совет Федераций Федерального собрания РФ. Комитет по делам севера и малочисленных народов. Москва, 2008.
2. Официальный сайт Чукотского автономного округа. ULR: http://www.chukotka.orq.
3. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. Москва-Смоленск, 2005.
4. Пилясов А.Н. И последние станут первыми: северная периферия на пути к экономики знания. М.: Книжный дои «ЛИБРО-КОМ», 2009.
5. Портер, М. Конкуренция [перевод с англ.] / Michael E . Porter . - М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.