Научная статья на тему 'К проблеме формирования человеческого капитала в зонах опережающего экономического роста Крайнего Севера'

К проблеме формирования человеческого капитала в зонах опережающего экономического роста Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЗОНЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / КЛАСТЕР / СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАБОЧАЯ СИЛА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Миндогулов Владимир Валеевич, Кулик Николай Иванович

В статье представлен анализ формирования человеческого капитала, его воспроизводства в региональном и территориально-отраслевом разрезе развития, определены приоритеты социальной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме формирования человеческого капитала в зонах опережающего экономического роста Крайнего Севера»

V.V. Mindogulov N.I. Kulik

To the problem of forming of the human capital in the zones of anticipating economic growth in the North

The author presents the analysis of forming of the human capital, its reproducing human potentials in the regions, gives the priorities of social policy.

Keywords: development of human capital, duster, structure of economy, work forces, human development, labor potential.

Миндогулов Владимир Валеевич - д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 32 45 54

Кулик Николай Иванович - аспирант Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» (г. Анадырь). Тел.: (42722) 2 53 51

К проблеме формирования человеческого капитала

в зонах опережающего экономического роста Крайнего Севера

В статье представлен анализ формирования человеческого капитала, его воспроизводства в региональном и территориально-отраслевом разрезе развития, определены приоритеты социальной политики.

Ключевые слова: развитие человеческого потенциала, зоны опережающего развития, кластер, структура экономики, трудовой потенциал, рабочая сила.

Чукотский автономный округ в своей основе является важным элементом экономической и геополитической системы России на Северо-Востоке страны и характеризуется всеми специфическими особенностями районов Крайнего Севера России с точки зрения проблемы наиболее эффективного сочетания формирования локальных территорий экономического роста в виде зон опережающего экономического развития и формирования адекватного человеческого капитала, необходимого для устойчивого обеспечения народнохозяйственного комплекса округа достаточным количеством трудовых ресурсов и высококвалифицированной рабочей силой.

Низкая плотность населения (менее 0,1 чел. на 1 кв. км), высокая удаленность и труднодоступность населенных пунктов, высокая стоимость

энергоресурсов и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, значительные издержки производства являются объективными факторами, отрицательно сказывающимися на социально-экономическом положении и формировании человеческого потенциала территорий округа. Чукотский автономный округ (далее - ЧАО) является самым малочисленным субъектом РФ. Сегодня в нем проживают порядка 50 тыс. чел. Плотность населения составляет 0,07 чел. на один квадратный километр.

Чукотка является единственным национальным округом, находящимся на территории ДФО. Тем не менее, преобладающее население на территории ЧАО - русское (51,9%), далее идут: чукчи - коренное население Чукотки (23,5%); украинцы (9,2%), эскимосы (2,9%), эвены (2,6%), чуванцы (1,8%), коряки (0,1%), кереки (0,006%), другие национальности (8%).

В Чукотском автономном округе большинство жителей проживают в городах (как и в целом по ДФО). Удельный вес городского населения составляет 66,4%.

ЧАО является одним из двух регионов на Дальнем Востоке, где количество мужчин традиционно превышает количество женщин. Их соотношение в 2008 г. составило 1000/941. ЧАО является лидером по темпам падения численности населения. В период 1990 - 2008 гг. численность населения этого региона снизилась в 3,2 раза (со 160 тыс. чел. до 49,9 тыс. чел.). Столь высокие темпы падения численности населения, в основном, были определены миграционным оттоком населения. В середине 90-х гг. коэффициент миграционного прироста достиг показателя - 1269 чел. на 10000 чел. населения. Сегодня значение этого показателя несколько уменьшилось и (по состоянию на 2008 г.) составило - 175 чел. По естественному движению населения положение в ЧАО, напротив, несколько лучше, чем в целом по ДВ. Так (же как и в Республике Саха (Якутия)) в ЧАО в анализируемом периоде наблюдается, хотя и невысокое, но постоянное превышение рождаемости над смертностью. Коэффициент естественного прироста населения в 2008 г. составил 2,7 чел. на 1000 чел. населения.

Анализ возрастной структуры населения Чукотского автономного округа показывает, что в последние годы растет удельный вес численности лиц старше трудоспособного возраста, между тем, численность указанной группы намного меньше численности лиц младше трудоспособного возраста. Соотношение «пожилых» и «молодых» в ЧАО составляет 9,4/21,9, соответственно.

Среднегодовая численность занятых в экономике Чукотского автономного округа - 37,9 тыс. чел., что составляет 75,8% от общей численности населения Чукотки. В последние годы наибольшее количество занятых работают в следующих сферах экономики: добыча полезных ископаемых - 12,6%, строительство - 12,8%, производство и распределение электроэнергии газа и воды - 10,2%. ЧАО является единственным регионом на Дальнем Востоке России, где наблюдается низкая занятость населения в сфере бытовых услуг. Так же в ЧАО самый низкий уровень зарегистрированной безработицы, он составляет 4,7%.

Чукотский автономный округ является самым малочисленным субъектом РФ. Сегодня в нем проживает порядка 50 тыс. чел. Плотность населения составляет 0,07 чел. на один квадратный километр.

Существующие противоречия между поставленными задачами наращивания производственного потенциала ЧАО и состоянием человеческого капитала, прежде всего, требуют своего позитивного решения в реализации Стратегии экономического и социального развития до 2020 г. в двух намеченных для ускоренного экономического развития территориях Чукотского автономного округа - 2 зонах опережающего экономического роста - Анадырской и Чаун-Билибинской.

Согласно разработанной стратегии развития экономического и социального комплекса округа (в рамках развития Анадырской зоны опережающего экономического роста) будет обеспечено освоение: месторождений каменного угля Беринговского каменноугольного бассейна (общие суммарные запасы - свыше 4 млрд. т), располагающегося на побережье незамерзающего Берингова моря; нефти и газа Анадырского и Хатырского нефтегазоносных бассейнов; нескольких золоторудных месторождений и хромоникелевых объектов, - что позволит в ближайшей перспективе сформировать крупный центр добычи угля, включающий угледобывающее предприятие с объемом добычи до 12 млн. т в год, а также инфраструктурные объекты в виде морского порта Беринговский, воздушной линии электропередачи (110 кВ) Анадырь - Беринговский, автомобильной дороги Анадырь.

Развитие Чаун-Билибинской зоны опережающего экономического роста сопряжено с развитием 2-х территорий - Чаунского района (с центром в г. Певеке) и Билибинского района (с центром в г. Билибино). Основной специализацией указанных территорий является горнодобывающая промышленность. Перспективы развития территорий зоны связаны с разработкой месторождений золота, серебра, олова и меди. По оценочным данным, совокупный ресурсный запас золота составляет более 950 т, серебра - свыше 7 тыс. т, меди - 24 млн. т, олова - 508 тыс. т. Прогнозный объем добычи золота к 2020 году составит 30 - 32 тонны в год, серебра - 200 - 250 т в год.

Перспективным направлением в экономическом развитии округа является разработка шести нефтегазоносных бассейнов со значительными запасами углеводородного сырья. В настоящее время в континентальной части Анадырского нефтегазоносного бассейна введено в эксплуатацию Западно-Озерное месторождение, и продолжаются геолого-разведочные работы на перспективном Верхне-Телекайском месторождении нефти. Предварительно оцененные запасы на указанных месторождениях позволяют прогнозировать к 2020 году добычу около 500 тыс. т нефти и 70 млн. куб. м газа. Реализация программы освоения и промышленной разработки имеющихся запасов нефти и газа позволит обеспечить потребности округа в нефтепродуктах и энергоресурсах, значительно сократить бюджетные расходы на северный завоз нефтепродуктов и увеличить налоговую базу

регионального бюджета. В рамках реализации стратегии в округе по данному направлению может быть создана группа предприятий, являющихся, по существу, новым кластером экономики округа. Для этого в г. Анадыре намечено строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 350 тыс. т в год с соответствующей инфраструктурой, включающей подогреваемый нефтепровод, головную перекачивающую станцию, нефтебазу и новый причал в морском порту.

Формирование двух зон опережающего экономического роста не закрывают имеющиеся проблемы стабильного развития среды обитания коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС).

Для КМНС Чукотки сельскохозяйственный сектор исторически и до настоящего времени - главная сфера приложения труда. Сохранение традиционных отраслей хозяйствования КМНС (также как развитие зон опережающего экономического роста) является одной из задач обеспечения устойчивого роста. Характерно, что, в силу специфики среды обитания и состояния отраслей области оленеводства и морского зверобойного промысла, коренное население не испытывает профессиональной конкуренции со стороны приезжего населения.

Дальнейшее развитие и перспективы отрасли оленеводства связаны с тем, что она остаётся главной отраслью сельского хозяйства Чукотского автономного округа по объему производства и количеству занятых в ней людей. За 2001 - 2009 гг. оленеводство как отрасль выведена на качественно новый уровень. Благодаря стабильному финансированию за прошедшие годы удвоилось поголовье оленей, увеличилось производство мяса в 3 раза, и значительно модернизировалась производственно-техническая база отрасли, что позволило полностью обеспечить потребность округа в товарной оленине.

Морской зверобойный промысел - это вторая по значимости сфера жизнедеятельности коренных (береговых) малочисленных народов Севера в Чукотском автономном округе. Предприятия, ведущие промысел морских млекопитающих, способны добывать свыше 1500 т пищевой продукции и полностью удовлетворять потребность коренного населения в традиционном виде питания. Перспективы развития отрасли связаны со значительным увеличением производства мяса, а также с выпуском мясной продукции оленеводства, по качеству соответствующей международным стандартам, дальнейшей модернизацией производственно-технической базы по переработке мяса, кожевенно-мехового сырья, производством биостимуляторов и биологически активных веществ на основе уникального эндокринно-ферментного сырья, получаемого в результате развития оленеводства и морского зверобойного промысла.

Рассматривая конкретные перспективы развития человеческого капитала территорий Чукотского автономного округа, необходимо отметить, что данный процесс обусловлен двумя группами проблем. Во-первых, это резкое, по существу, критичное сокращение общей численности населения округа, когда (по данным статистики) в период между переписями населения

1989 и 2002 гг. численность постоянного населения в округе сократилась почти в 3 раза. Причиной резкого сокращения численности явилось возникновение общей для всего Дальневосточного региона нестабильности социально-экономической ситуации в связи с негативными последствиями в важнейших отраслях экономики, связанных с последствиями перехода на рыночные отношения, ликвидацией политики патернализма, с сокращением объемов производства, ликвидацией промышленных объектов, ростом безработицы. Среднегодовая численность постоянного населения Чукотского автономного округа (при сохранении сложившейся в предыдущие периоды демографической динамики) в 2011 г. (по оценке) составила 47,49 тыс. чел. и снизилась на 1,4% по отношению к 2010 г. При сохранении тенденции к увеличению рождаемости в округе общий коэффициент рождаемости на 1000 чел. населения (в 2011 г.) увеличился до 15,98 чел. против 15,69 чел. (в 2010 г.). Общий коэффициент смертности на 1 000 человек населения в 2011 году оценивался на уровне 14,32 промилле.

Коэффициент миграционной убыли населения по итогам 2011 года составил 136,87 на 10 000 чел. населения.

В 2011 г. (в среднегодовом исчислении) ожидалось сохранение численности занятых в экономике региона практически на уровне 2010 г., а именно - 36,8 тыс. чел. При этом, численность экономически активного населения в 2011 г. (по оценке) составила 31,2 тыс. чел.

В целях снижения напряженности на рынке труда правительством Чукотского автономного округа на 2011 г. приняты две региональные адресные Программы: «Снижение напряженности на рынке труда Чукотского автономного округа на 2011 г.»; «Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в Чукотском автономном округе на 2011 г.», - направленные на содействие самозанятости безработных граждан, создание новых рабочих мест в отраслях экономики и социальной сферы, трудоустройство несовершеннолетних граждан.

Ситуация на регистрируемом рынке труда округа в 2011 г. по-прежнему будет зависила от влияния сезонного характера занятости. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, в среднем, за 2011 г. составила 1,02 тыс. чел., а уровень официально зарегистрированной безработицы составил 3,2%.

Оживление экономики на общерегиональном и территориальном уровнях в последние годы позволило минимизировать миграционный отток граждан, но последствия массового исхода населения продолжают отрицательно влиять на диспропорции между существующей возрастной структурой населения и потребностями реанимированных и вновь создающихся производств. Специфической проблемой остаётся оптимизация социальных и возрастных групп населения округа и переселение отдельных групп населения, имеющих льготы на получение жилья, в регионы с более благоприятным климатом.

Полученный экономический эффект от оптимизации возрастной структуры населения за счет переселенческой программы позволит, по

мнению компетентных органов администрации округа, сократить затраты на содержание жилищно-коммунальной и социальной инфраструктур, расселение населения из неперспективных населенных пунктов, а также позволит высвободить часть жилья в округе для решения проблем с обеспечением жильем квалифицированного трудоспособного населения, привлеченного в районы Крайнего Севера.

Формирование двух локальных территорий опережающего экономического развития в Чукотском автономном округе требует и, в то же время, оптимально позволяет продолжить развитие региональной системы расселения, опорными элементами которой являются гг. Анадырь, Билибино и Певек. Положительную роль в настоящем периоде и в будущем сыграет имеющаяся инфраструктура жизнеобеспечения, организованная по производственному принципу.

Основными направлениями развития системы расселения станут:

- консолидация населения в крупнейших населенных пунктах округа;

- сохранение сети расселения коренных малочисленных народов Севера, представленной постоянными и сезонно обитаемыми сельскими населенными пунктами (преимущественно во внутренних районах округа) с обеспечением достаточных по объему и качеству предоставляемых услуг в социальной сфере;

- расселение вдоль автомобильной дороги Колыма - Омсукчан -Омолон - Анадырь на участке Омолон - Анадырь с подъездами до гг. Билибино, Комсомольского и Эгвекинота.

Позитивными моментами в реализации данных задач можно считать: наличие достаточного количества детских дошкольных учреждений (99% обеспеченности); наличие системы обеспечения горячим питанием учащихся (охват 100%); осуществление постоянного процесса капитального ремонта, строительства и реконструкции образовательных учреждений. Тиражирование опыт ряда территорий Северо-Востока России, имеющих низкий уровень плотности населения и высокую степень дисперсности расселения, позволяет (в условиях округа) продолжить работу по созданию образовательных учреждений, являющихся по статусу образовательными комплексами, предоставляющими населению максимально необходимый на территории поселения набор качественных услуг дошкольного, общего и дополнительного образования для различных категорий детей, ввести элементы непрерывного образования и обеспечить функционирование региональной интегрированной телекоммуникационной информационной системы, обеспечивающей доступность и качество образовательных услуг, эффективное управление субъектами образовательного процесса. С учётом основных положений стратегического развития округа данное направление может стать платформой будущего процесса профессиональной ориентации и подготовки квалифицированных, востребованных на территориях кадров.

В целях создания благоприятных условий для закрепления и привлечения населения на Дальнем Востоке, том числе в Чукотском автономном округе, должны быть предусмотрены следующие меры:

1. Развитие социальной инфраструктуры и сервиса, которые обеспечивают комфортное проживание на территории Дальнего Востока. Установление на федеральном уровне приоритета социальным объектам субъектов ДФО при ежегодном формировании перечней строек и объектов для государственных и муниципальных нужд, финансируемых за счет бюджетных ассигнований.

2. Установление льготного проезда железнодорожным и авиационным транспортом один раз в два года в западные районы страны всем жителям Дальнего Востока за счет федеральных средств, субсидирование внутрирегиональных пассажирских перевозок.

3. Существенное увеличение объемов финансирования мероприятий по переселению жителей Севера, в том числе трудоспособного населения, желающего переселиться в развивающиеся районы Дальнего Востока с более благоприятными условиями для проживания. Участие федерального бюджета в решении жилищной проблемы переселенцев-соотечественников в рамках государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

4. Увеличение объемов жилищного строительства, что предполагает:

- определение мер государственной поддержки развития социальной инфраструктуры в новых районах комплексной жилой застройки в соответствии с нормативами;

- выделение из федерального бюджета долгосрочных беспроцентных ссуд на формирование земельных участков под массовую жилищную застройку, выделение инвестиций федерального бюджета на строительство объектов социальной сферы в микрорайонах жилой застройки.

5. Укрепление системы профессионального образования Дальнего Востока, которое предполагает выделение значительных средств из федерального бюджета на финансирование мероприятий в сфере образования, а именно:

- укрепление материально-технической базы учреждений профессионального образования, обеспечение жильем преподавательского состава, развитие и благоустройство студенческих городков, в том числе создание центра проживания иностранных студентов;

- существенное увеличение числа бюджетных мест в федеральных учебных заведениях профессионального образования;

- законодательное установление срока отработки выпускниками, получившими образование в вузах за счет государства, на предприятиях Дальнего Востока не менее 5 лет.

6. Для создания благоприятных экологических условий для жизни дальневосточников считаем необходимым:

- разработать федеральную программу, направленную на сохранение уникальных природных комплексов Дальнего Востока, редких и исчезающих видов животных и растений, восстановление нарушенных природных

экосистем, реализацию эффективных мер по борьбе с лесными пожарами и т.

д.;

- расширение научных исследований, направленных на изучение опасных природных процессов в условиях Дальнего Востока, разработка мероприятий по минимизации их негативных последствий.

7. Развитие рекреационного туризма и организационно-техническое переустройство санаторно-курортных объектов на Дальнем Востоке на базе термоминеральных источников, месторождений морских лечебных грязей, а также создание рекреационных зон.

В целом же, повышение уровня хозяйственной деятельности на территориях опережающего экономического роста позволит стабилизировать процесс естественного воспроизводства населения, оптимизировать миграционные процессы убытия и прибытия населения. Положительную роль в этом отношении должны сыграть наметившийся положительный прирост естественной прибыли населения, практическая реализация решения жилищных проблем молодых семей.

Приоритетное положение вопросов формирования человеческого капитала для реализации существующих и разрабатываемых зон опережающего экономического роста обусловлено тремя основными группами факторов:

Во-первых, снижение рождаемости и режим депопуляции на территории Дальневосточного региона, отмечаемые в регионе с 90-х годов двадцатого столетия, как одна из составляющих воспроизводственного процесса населения на практике требуют мер экономической поддержки и особенно на уровне молодой семьи и семей с 2 - 3 детьми.

Во-вторых, повышенные темпы невосполнимых потерь населения за счёт наличия параметров высокой смертности трудоспособных и фертильных групп населения относительно других регионов России и, что особенно важно, относительно уровня других пограничных с Россией государств, а также её специфичность, выраженная в доминировании в ней социальных и немедицинских причин, не дают возможности в сценарные сроки подъема и развития экономики региона обеспечить необходимый демографический потенциал.

В-третьих, роль миграции как фактора демографического развития региона и своеобразного регулятора в поддержании стабильности численности ряда половозрастных групп в 90-е г. ХХ в. указанного периода снизилась до минимума (по сравнению с 30-ми или 60-ми годами указанного периода, когда она выступала в роли своеобразного фактора увеличения численности наиболее экономически активных и молодежных половозрастных групп).

Формирование и использование человеческого капитала территорий площадок опережающего экономического роста, помимо общих задач воспроизводства населения, настоятельно требуют разработки и реализации новой региональной миграционной политики, для чего необходим экономический расчёт эффективности входа и выхода миграционных

потоков не вообще в регион, а на уровне отдельных экономических территорий локального типа, включая территории Северного и Южного широтных поясов экономического развития. Потребность в разработке такого подхода уже продемонстрировал полный провал первой программы переселения соотечественников в Дальневосточный регион, в которой данные аспекты не были отражены в полной мере.

Демографические последствия трансформации экономических отношений в российском обществе, их воспроизводственный и миграционный компоненты предопределяют необходимость анализа изменений внутрирегионального демографического пространства под влиянием перемещения наиболее экономически активных групп населения на территории реализации мегапроектов.

Литература и источники:

1. Калугина, З. И. Ресурсный дефицит развития человеческого потенциала / З. И. Калугина // Регион: экономика и социология. - 2011. - № 1. - С. 50 - 70.

2. Миндогулов, В. В. Демографическое развитие региона в условиях трансформирующейся экономики / В. В. Миндогулов. - Изд-во ДВАГС. -Хабаровск, 2003. - 158 с.

3. Миндогулов, В. В. Приграничные мегапроекты в расселенческой системе Дальневосточного региона / В. В. Миндогулов, Н. И. Кулик // Сборник материалов международной конференции, Биробиджан, 9 сентября 2011 г. - Биробиджан : Изд-во ДВГСА, 2011. - С. 55 - 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.