Научная статья на тему 'Кластерный подход как фактор обеспечения использования современных технологий в промышленности'

Кластерный подход как фактор обеспечения использования современных технологий в промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / НАЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамаева Нелли Павловна

Дается характеристика кластерного подхода, осуществляемого государством и бизнесом для роста инновационной составляющей. Делается вывод о том, что развитие кластеров является одним из обязательных условий обеспечения использования новейших технологий в развитии промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кластерный подход как фактор обеспечения использования современных технологий в промышленности»

ШАМАЕВА Нелли Павловна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики

Удмуртский государственный университет

426034, РФ, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 Контактный телефон: (3412) 91-60-61 Б-таіІ: nelli_shamaeva@bk.ru

Кластерный подход как фактор обеспечения использования современных технологий в промышленности

Ключевые слова: технологические платформы; кластерный подход; национальная модель кластерной политики; инновационное развитие; научно-производственная кооперация.

Аннотация. Дается характеристика кластерного подхода, осуществляемого государством и бизнесом для роста инновационной составляющей. Делается вывод о том, что развитие кластеров является одним из обязательных условий обеспечения использования новейших технологий в развитии промышленности.

Перспективы развития экономики во многом определяются степенью решен-ности проблемы создания условий для устойчивого экономического роста, что в первую очередь предполагает качественные изменения. Лишь при таком раскладе можно надеяться, что Россия не только сохранит территориальную целостность, но и обеспечит существенное повышение качества жизни населения. Всё это возможно, если произойдут принципиальные технологические изменения. Однако для реализации вышеизложенного должна быть сформирована система отношений в национальной экономике, при которой экономические субъекты будут заинтересованы в использовании при организации производства последних технологических новшеств.

Оценка опыта создания и функционирования технологических платформ в странах Евросоюза позволяет дать следующее определение технологической платформы: это саморегулируемое сетевое объединение научных организаций, промышленных фирм, которые занимают лидирующее положение в отрасли. В качестве одного из участников технологической платформы в случае необходимости обеспечения стратегического прорыва в решении особо важных проблем может выступать и само государство.

Первая европейская технологическая платформа по аэронавтике была создана в 2001 г. Это было вызвано потребностью решения чрезвычайно сложных проблем в области авиации и аэронавтики. Создание данной технологической платформы определялось необходимостью объединения усилий предпринимательских структур, научных организаций и государств с целью реализации весьма амбициозного проекта по проектированию и запуску в серийное производство европейского аэробуса.

В последние 10-15 лет в развитых странах сформировался и получил развитие кластерный подход к решению различных экономических и прочих проблем, который применим не только для решения проблем всего общества, но и территории или отрасли. Мировой опыт свидетельствует, что использование кластерного подхода способствует росту конкурентоспособности национальной экономики, так как это сопровождается совершенствованием всей системы государственного управления. То же можно сказать и о системе управления территорией.

© Шамаева Н. П., 2012

Впервые кластерный подход был использован при создании Кремниевой долины в США. Кремниевая долина — кластер экономического развития, который в последние шесть-семь десятилетий развивается к югу от города Сан-Франциско; на сравнительно небольшой территории размещается около 100 тыс. компаний и фирм, десятки исследовательских центров и крупных университетов. Кремниевая долина представляет собой классический пример эффективного взаимодействия бизнеса и научной среды, что позволило обеспечить подготовку и использование высококвалифицированных кадров для решения технологических и инновационных проблем [1].

Страны Евросоюза официально признали свое инновационное отставание от США и Японии. Было отмечено, что они не соответствуют современным требованиям обеспечения экономического роста, а именно таким, как: рост инвестиций в НИОКР (в процентах от ВВП); рост инвестиций промышленных компаний в разработки и инновации. Для решения проблем предполагается самое широкое использование инновационных кластеров, которые трактуются как «ядро» инновационного развития. При этом важно, чтобы кластеры определялись в контексте взаимосвязей новых рынков и знаний, необходимых для формирования прогрессивных секторов производства. По мнению экспертов, поддержка промышленных кластеров в традиционных секторах может оказаться даже контрпродуктивной, так как будет сдерживать необходимую мобильность. Предприятия традиционных отраслей склонны обеспечивать рост инноваций за счет применения новых технологий при производстве уже существующих товаров и услуг, и чтобы способствовать этому, необходимо усилить открытость кластеров, обеспечить возможность обмена опытом с другими кластерами. Кроме того, требуется система многоуровневого управления, включающая в себя уровни регионов, государств и наднациональных структур [2].

В настоящее время страны Европы по степени развития инноваций классифицируются следующим образом:

1) страны — лидеры инноваций (Великобритания, Дания, Германия, Финляндия, Швейцария, Швеция);

2) страны, следующие за лидерами (Австрия, Бельгия, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Франция);

3) страны — инноваторы среднего уровня (Греция, Испания, Италия, Кипр, Норвегия, Португалия, Словения, Чехия, Эстония);

4) догоняющие страны (Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Румыния, Словакия) [3].

К сожалению, Россия в этом перечне не указана даже среди догоняющих стран. Конечно, любой рейтинг в какой-то степени является выражением субъективной позиции его разработчиков, однако приходится констатировать, что ситуация с инновациями в нашей стране не может быть признана благополучной.

Государственная политика по проблемам формирования и развития кластеров определяется многими факторами, которые можно достаточно условно классифицировать на национальные и общие. Как показывает опыт многих стран, национальная модель кластерной политики может быть либо либеральной (США, Италия, Великобритания, Канада), либо дирижистской (Германия, Франция, Финляндия, Китай, Япония, Австрия, Индия).

Суть либеральной модели формирования и развития кластера заключается в том, что он представляет собой рыночную систему, в которой роль государства не может быть сколько-нибудь значительной, и сводится к своевременному снятию барьеров на пути развития кластера.

Дирижистская модель изначально предполагает достаточно активную роль государства и включает комплекс мер — от выбора наиболее перспективных направлений развития кластеров до формирования системы финансирования. Отдельная проблема — определение критериев оценки результатов кластера.

Либеральная и дирижистская модели формирования и развития кластера различаются по следующим критериям:

• выбор приоритетов. Либеральная модель однозначно исходит из предпочтений рынка как системы. В дирижистской модели государство или местные органы власти сами определяют общественные, отраслевые или территориальные приоритеты, и уже исходя из этого осуществляется окончательный выбор;

• развитие инфраструктуры. В либеральной модели государство и местные органы власти крайне редко принимают в этом непосредственное участие. Естественно, в дирижистской модели ситуация является принципиально иной;

• выбор проблемы, региона или отрасли.

Естественно, в «чистом» виде в настоящее время ни одна из моделей не применяется. В любом государстве исходят из сложности и приоритетности тех проблем, которые необходимо решить при помощи кластера.

Для создания и развития технологических платформ требуется наличие трех следующих условий:

• стратегические вызовы, которые требуют объединения усилий производственных фирм, научных организаций и государства;

• потребности в создании научно-производственных связей;

• необходимость преодоления отраслевых и ведомственных бартеров.

Кроме того, не следует сбрасывать со счетов величину ожидаемой выгоды от кооперации усилий различных агентов, принимающих участие в формировании технологической платформы.

Формирование и реализация технологических платформ направлены на решение целого ряда задач:

• обеспечение более точного учета запросов представителей бизнеса и государства на реализацию важнейших направлений научно-технологического развития;

• определение принципиально новых возможностей модернизации существующих и формирование новых видов деятельности, связанных с производством на основе использования вновь открытых научно-технологических возможностей;

• снятие отраслевых и территориальных барьеров для быстрого использования в производственном процессе новых технологий;

• материальное стимулирование инноваций, что является базовым условием модернизации и развития промышленных предприятий, отраслей, территорий и национальной экономики в целом;

• развитие научно-производственной кооперации и формирование условий для партнерства в сфере инноваций.

В процессе разработки и реализации проекта технологической платформы осуществляются:

• разработка стратегической программы исследований, которая предусматривает определение временных приоритетов в планировании и последующей реализации научных исследований и разработок, формирование системы научно-производственной кооперации;

• формирование системы стандартизации и сертификации как обязательного элемента развития современной эффективной инновационной инфраструктуры;

• обоснование и последующая реализация программы развития современных эффективных технологий;

• создание системы финансирования инновационной деятельности, разработка прав и обязанностей участников технологической платформы;

• создание организационной структуры, обеспечивающей соблюдение «правил игры» всеми участниками технологической платформы.

Можно и нужно различать внешние и внутренние критерии эффективности технологических платформ: первые необходимы для оценки технологической платформы для

государства, вторые — для тех производственных, научных, образовательных и прочих предприятий и организаций, которые принимают участие в разработке и реализации технологических платформ.

К внешним критериям эффективности технологических платформ мы относим:

• степень приоритетности данной технологической платформы для государства. В качестве примера можно привести проекты создания ядерной бомбы в США и России в середине ХХ в. Формально понятие «технологическая платформа» тогда не применялось, однако на практике по сути было именно так;

• определение потенциальной емкости рынка. В настоящее время научные и технологические разработки требуют огромных ресурсных затрат. Поэтому вполне возможен вариант, когда разработка платформы потребует значительных затрат, а незначительный объем рынка не позволит окупить их;

• наличие соответствующим образом подготовленных специалистов, обладающих необходимым уровнем квалификации. Не секрет — многие трудности современной России объясняются огромными потерями в системе среднего профессионального образования, что крайне негативно влияет на возможности реализации технологической платформы.

К внутренним факторам разработки и реализации технологической платформы можно отнести:

• качественный состав потенциальных участников;

• количество участников;

• наличие ресурсов и степень их доступности. Многие весьма перспективные проекты не были реализованы именно по причине недостаточности наличных доступных ресурсов;

• готовность к сотрудничеству и кооперации индивидуальных усилий для достижения общего результата;

• ожидаемые выгоды.

Таким образом, можно утверждать, что развитие кластеров является одним из обязательных условий обеспечения использования новейших технологий в развитии промышленности.

Источники

1. www.polit.ru/article/2011/04/08/deroche.

2. http://elibrary.finec.ru.

3. Innobarometer 2009 : analytical report. URL : www.proinno-europe.eu/EIS2009 /website/docs/EIS_2009_Final_report.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.