МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
2. Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. Методологические аспекты анализа показателей деловой активности в современной экономике /Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 13 (149) - С. 267-273.
3. Гребнев Г.Д. Показатели деловой активности предприятия в системе комплексного экономического анализа /Гребнев Г.Д. // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уральский государственный технический университет. Оренбург, 2005.
© Вождаев С.В., 2016
УДК 338
Н.А. Вязовова
магистрант экономического факультета Воронежский государственный университет
А.В. Юдакова магистрант экономического факультета Воронежский государственный университет г. Воронеж, Российская Федерация
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аннотация
В статье анализируются основные направления коммерциализации научных исследований. Особое внимание уделено значению кластерного подхода в процессе коммерциализации научных разработок.
Ключевые слова
Экономика образования, университетские инновации, кластерный подход.
В настоящее время в России констатируется проблема сохранения человеческого потенциала науки [8, с. 171]. Это связано с поиском реализации выпускниками российских университетов своих научных интересов за пределами национальной экономики [1, с. 52]. Ожидания российских ученых связаны не только с высокооплачиваемой работой и гражданством, но и возможностью реализовать свой научный потенциал [3, с. 81], поскольку имеется возможность проведения исследований в узкоспециализированных лабораториях на дорогостоящем оборудовании.
Наши университеты пока вынуждены проводить исследования, и самостоятельно предпринимать усилия по их коммерциализации [2, с. 36]. Ряд крупных российских университетов уже имеют опыт по изысканию возможностей коммерциализации своих изобретений [7, с. 95]. Успех промышленного освоения изобретения предполагает выделение части полученных доходов автору разработки [4, с. 63]. Это является стимулом для развития инновационной политики государства и отдельных регионов [5, с. 64].
В настоящее время коммерциализация результатов научных исследований имеет следующие направления [10, с. 15]: создание стартапов, компаний, имеющих патенты на открытия и изобретения, созданные при организационной и правовой поддержке университетов для последующего получения дохода от научной и инновационной деятельности; получение прибыли от продажи лицензий и патентов на перспективные научные открытия; организация взаимодействия с потенциальными венчурными инвесторами, организация образовательной деятельности, внедрение новых образовательных программ, тренингов и семинаров на материалах новых научных достижений и открытий.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070
Задачи коммерческого освоения инноваций предполагают значительные расходы средств университетов на содержание специфических структур по трансферу технологий и управлению интеллектуальной собственностью, патентованию, содержанию лабораторий, оснащенных высокотехнологичным оборудованием [9, с. 80]. Эта деятельность является нерентабельной, расходы на нее оправдываются стремлением к получению положительных экстернальных эффектов от внедрения научных открытий, их промышленного освоения.
Таким образом, в формировании инновационной экономики ведущая роль отводится университетам, при этом новой формой их деятельности становится формирование взаимодействия с федеральными и региональными органами власти, предприятиями различных форм собственности, другими учебными заведениями, инвесторами, средствами массовой информации [6, с. 62].
Успешное внедрение инноваций возможно при интеграционном объединении усилий ученых, исследователей, потенциальных инвесторов в организационной форме технопарка, реализующего кластерный подход к организации научно-исследовательской и производственно-внедренческой деятельности. Ведущим звеном в этом процессе является региональный университет и университетская наука.
Список использованной литературы:
1. Костылева С.Ю. Экономические отношения субъектов образовательного пространства в РФ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 5 (97). С. 52-60.
2. Костылева С.Ю. Институционально-экономический механизм согласования интересов высшей школы и наукоемкого бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 5. С. 36-42.
3. Костылева С.Ю. Влияние глобализационных процессов на экономическое развитие российской системы высшего образования // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2015. № 3 (57). С. 81-88.
4. Костылева С.Ю. Образование в условиях глобализации экономики // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 1 (5). С. 63-70.
5. Костылева С.Ю. Стратегия высшей школы в современной социально-экономической среде // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 1 (9). С. 64-68.
6. Костылева С.Ю. Совершенствование управления системой образования на основе методологии бенчмаркинга // Социально-экономические явления и процессы. 2007. № 4 (8). С. 62-67.
7. Костылева С.Ю. Совершенствование региональной инфраструктуры системы высшего образования в России / диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Тамбов, 2006.
8. Костылева С.Ю., Толмачева Е.В. Роль человеческого потенциала науки в повышении эффективности институциональных реформ высшей школы: выводы для экономической политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 5 (145). С. 171-177.
9. Логвина Н.В., Костылева С.Ю. К вопросу об экономической эффективности приоритетов развития региональных систем образования // Известия Сочинского государственного университета. 2012. № 4. С. 80-84.
10.Макаров И.Н., Костылева С.Ю. Где выращивают бизнес? Партнерство бизнеса и государства: роль системы высшего образования в инновационном развитии страны // Креативная экономика. 2009. № 5. С. 13-21.
© Вязовова Н А., Юдакова А.В., 2016