Научная статья на тему 'Анализ баланса предприятия методом балансовой увязки'

Анализ баланса предприятия методом балансовой увязки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАЛИЗАЦИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС / ТОВАРНЫЙ БАЛАНС / НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕЗЕРВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вождаев С. В.

В статье проводится анализ товарного баланса по имеющимся данным и оценка влияния экономических факторов на реализацию продукции. Также приводятся алгоритмы расчётов используемых показателей, рассчитываются неиспользуемые резервы и им дается характеристика с точки зрения эффективности использования производственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ баланса предприятия методом балансовой увязки»

3. Комаров В.Ф., корсунь К.П. проблемы и методы внедрения управленческих инноваций // Регион: экономика и социология, 2011, №1.С.264.

4. Мельник М.В. Управленческие инновации и их роль в развитии экономики // Инновационное развитие экономики. №2(8). 2012. С.5

5. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент. Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.

6. Титов А. Б. Характеристика и принципы классификации инноваций. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998

7. Управленческие нововведения в США. Проблемы внедрения /под ред. Ю. А. Ушанова. М.: Наука, 1989.

8. Чечурина М. Н. Управление инновационным процессом в многоуровневой экономической системе: монография. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. С.15.

© Борщёва Н.Л., 2016

УДК 338

С.В. Вождаев

Магистр, 1 курс Финансово-экономический факультет Оренбургский Государственный Университет г. Оренбург, Российская Федерация

АНАЛИЗ БАЛАНСА ПРЕДПРИЯТИЯ МЕТОДОМ БАЛАНСОВОЙ УВЯЗКИ

Аннотация

В статье проводится анализ товарного баланса по имеющимся данным и оценка влияния экономических факторов на реализацию продукции. Также приводятся алгоритмы расчётов используемых показателей, рассчитываются неиспользуемые резервы и им дается характеристика с точки зрения эффективности использования производственного потенциала.

Ключевые слова

Реализация, бухгалтерский баланс, товарный баланс, неиспользованные резервы.

Отчёт о финансовых результатах предприятия формируется бухгалтерским отделом. Он представляет собой не только итоги работы бухгалтерии, но и результаты работы предприятия в целом. Основным документом бухгалтерской отчетности является баланс. Анализ баланса предприятия необходим для оценки его экономической деятельности и в дальнейшем для принятия важных управленческих решений. Также он дает возможность своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить неиспользованные резервы.

Анализ баланса методом балансовой увязки. Метод балансовой увязки основан на взаимосвязи остатков ценностей или задолженности, их увеличения или уменьшения, причем уменьшение может содержать разные по экономическому содержанию типы выбытия:

1) Реализация;

2) Прочие выбытия (брак, недостача, порча).

Взаимосвязь этих элементов формирует товарный баланс, который находится по следующей формуле:

Он + П = Р + Пв + Ок,

где Он - остаток начальный,

П - приход,

Р- реализация,

Пв- прочие выбытия,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Ок- остаток конечный.

На основе имеющихся данных по базисному и отчетному году проведем анализ товарного баланса и определим влияние каждого из факторов на реализацию продукции.

Таблица 1 Значения показателей

№ Показатели Базисный период t0 Отчетный период Абсолютное изменение

1 Остаток начальный 160 170 10

2 Выпуск продукции 500 480 -20

3 Прочие выбытия 30 80 50

4 Остаток конечный 90 40 -50

5 Реализация продукции 540 530 -10

Реализация продукции за отчетный период уменьшилась по отношению к базисному на 540 - 530 = 10 единиц.

Измерим влияние факторов на реализацию продукции.

1. Оценим влияние начального остатка: 170 - 160 = 10 единиц. Остаток увеличился в отчетном периоде по сравнению с базисным, следовательно реализация продукции увеличится на 10 единиц.

2. Оценим влияние выпуска продукции: 480 - 500 = - 20 единиц. Выпуск продукции уменьшился в отчетном периоде по сравнению с базисным, следовательно реализация продукции уменьшится на 20 единиц.

3. Оценим влияние прочих выбытий: 80 - 30 = 50 единиц. Прочие выбытия увеличились в отчетном периоде по сравнению с базисным, следовательно реализация продукции уменьшится на 50 единиц.

4. Оценим влияние конечного остатка: 40 - 90 = - 50 единиц. Остаток уменьшился в отчетном периоде по сравнению с базисным, следовательно реализация продукции увеличится на 50 единиц.

Для определения эффективности производства найдём неиспользованные резервы: - 20 - 50 = - 70 единиц. В данном случае они находятся по отрицательным значениям влияния факторов, так как рассматривается объемный показатель - реализация продукции.

Исходя из проведённых расчётов неиспользованные резервы равны 70 единицам, что означает неполное использование имеющегося производственного потенциала предприятия.

Таблица 2

Результаты влияния рассмотренных факторов на изменение реализации продукции.

№ Измерение фактора Результат влияния

1 Остаток начальный +10

2 Выпуск продукции -20

3 Прочие выбытия -50

4 Остаток конечный +50

Исходя из данных таблицы 2, общим влиянием факторов стало уменьшение реализации продукции на (10 - 20 - 50 + 50 = - 10) 10 единиц.

В результате проведённого анализа можно отметить, что начальный и конечный остаток положительно повлияли на реализацию продукции, увеличив её на 60 единиц, в свою очередь выпуск продукции и прочие выбытия отрицательно сказались на реализации, уменьшив её на 70 единиц. В совокупности реализация продукции уменьшилась на 10 единиц.

Список использованной литературы:

1. Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. Сопоставимость данных бухгалтерской отчетности для целей анализа и принятий управленческих решений /Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. // Финансы и бизнес. - 2008. - №3 - С. 121-127.

2. Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. Методологические аспекты анализа показателей деловой активности в современной экономике /Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. -№ 13 (149) - С. 267-273.

3. Гребнев Г.Д. Показатели деловой активности предприятия в системе комплексного экономического анализа /Гребнев Г.Д. // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Уральский государственный технический университет. Оренбург, 2005.

© Вождаев С.В., 2016

УДК 338

Н.А. Вязовова

магистрант экономического факультета Воронежский государственный университет

А.В. Юдакова магистрант экономического факультета Воронежский государственный университет г. Воронеж, Российская Федерация

КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация

В статье анализируются основные направления коммерциализации научных исследований. Особое внимание уделено значению кластерного подхода в процессе коммерциализации научных разработок.

Ключевые слова

Экономика образования, университетские инновации, кластерный подход.

В настоящее время в России констатируется проблема сохранения человеческого потенциала науки [8, с. 171]. Это связано с поиском реализации выпускниками российских университетов своих научных интересов за пределами национальной экономики [1, с. 52]. Ожидания российских ученых связаны не только с высокооплачиваемой работой и гражданством, но и возможностью реализовать свой научный потенциал [3, с. 81], поскольку имеется возможность проведения исследований в узкоспециализированных лабораториях на дорогостоящем оборудовании.

Наши университеты пока вынуждены проводить исследования, и самостоятельно предпринимать усилия по их коммерциализации [2, с. 36]. Ряд крупных российских университетов уже имеют опыт по изысканию возможностей коммерциализации своих изобретений [7, с. 95]. Успех промышленного освоения изобретения предполагает выделение части полученных доходов автору разработки [4, с. 63]. Это является стимулом для развития инновационной политики государства и отдельных регионов [5, с. 64].

В настоящее время коммерциализация результатов научных исследований имеет следующие направления [10, с. 15]: создание стартапов, компаний, имеющих патенты на открытия и изобретения, созданные при организационной и правовой поддержке университетов для последующего получения дохода от научной и инновационной деятельности; получение прибыли от продажи лицензий и патентов на перспективные научные открытия; организация взаимодействия с потенциальными венчурными инвесторами, организация образовательной деятельности, внедрение новых образовательных программ, тренингов и семинаров на материалах новых научных достижений и открытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.