Научная статья на тему 'Анализ финансовой деятельности предприятия на основе статистики прибыли'

Анализ финансовой деятельности предприятия на основе статистики прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
841
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / КАПИТАЛ / ВЫРУЧКА / СЕБЕСТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минлибаев Е. М., Корнилова Е. Н.

В статье рассматриваются особенности анализа таких показателей как прибыль и рентабельность производства с приведением примеров анализа различных ситуаций на производстве, а также алгоритмы сравнительного анализа рентабельности и прибыли, выделены зависимости воздействия экономических факторов на показатели прибыли и рентабельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ финансовой деятельности предприятия на основе статистики прибыли»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

экспортных поставок.

Государственной программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» предусмотрено увеличение производства мяса в Краснодарском крае, заложены средства краевого бюджета на меры государственной поддержки данного направления. По подсчетам специалистов, необходимый объем мяса для края, может быть достигнут в 2019 году. Некоторые муниципалитеты уже полностью обеспечивают себя и снабжают другие районы. Это Выселковский, Каневской, Павловский, Щербиноский районы.

© Мачихин В.Н., Вдовин А.С., 2016

УДК 336

Е.М. Минлибаев

Бакалавр, 3 курс,факультет экономики и управления Оренбургский Государственный Университет, г. Оренбург, РФ

Е.Н. Корнилова

Магистр, 1 курс,финансово-экономический факультет Оренбургский Государственный Университет, г. Оренбург, РФ

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СТАТИСТИКИ ПРИБЫЛИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности анализа таких показателей как прибыль и рентабельность производства с приведением примеров анализа различных ситуаций на производстве, а также алгоритмы сравнительного анализа рентабельности и прибыли, выделены зависимости воздействия экономических факторов на показатели прибыли и рентабельности.

Ключевые слова Прибыль, рентабельность, капитал, выручка, себестоимость.

Хозяйственную деятельность предприятия можно характеризовать ее конечными результатами, среди которых выступают показатели формирования прибыли и ее распределения, уровня рентабельности и доходности. Прибыль в этом случае является основной целью производства, фактором, несущим в себе причину его существования. Прибыль есть абсолютный показатель успешности хозяйствующего субъекта, но также не стоит забывать и о относительных показателях рентабельности. В данной статье будут рассматриваться особенности практического анализа рентабельности и прибыли производства.

Анализ статистики прибыли. На практике в структуре удельной прибыли наибольший удельный вес несет прибыль от реализации продукции, что в свою очередь выделяет в статистическом анализе исследование факторов роста и снижения цены, динамики себестоимости, изменения структуры и увеличения/уменьшения реализованной продукции. Данные зависимости можно увидеть на приведенном примере.

На основе данных установим влияние каждого из факторов на величину прибыли.

Таблица 1

Значения показателей

Фактически по Фактически за отчетный период t1

№ п/п Показатели Базисный период t1 ценам себестоимости £0

1 Выручка от реализации продукции тыс. руб. 223,5 259,75 452

2 Полная себестоимость тыс. руб. 172 147,75 335,5

3 Прибыль тыс. руб. 54 107 121,5

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Изменение прибыли за второй отчетный период увеличилась по отношению к базисному на 107 - 54 = 67,5 тыс. руб.

1. Оценим влияние изменения цены: 452 -259,75= 192,25 тыс. руб. Видим, что в связи с увеличением цен предприятие дополучило 192,25 тыс. руб.

2. Оценим влияние изменения себестоимости реализованной продукции: для этого сопоставим фактические затраты на продукцию с условными по себестоимости в базисном и отчетном периодах 335,5 -147,75 = 179,63 тыс. руб. Выясним, что увеличенная себестоимость ведет к снижению прибыли на эту же сумму.

3. Оценим влияние изменения структуры реализованной продукции: при сохранении ассортимента реализации на уровне базисного периода в каждой тыс. руб. должно содержаться 54 / 224 = 0,24 тыс. руб. прибыли. При фактическом ассортименте 107 / 259,75 = 0,411 тыс. руб. Тогда влияние фактора изменения структуры оценим, исходя из фактического объема реализации базисного периода ((259,75 -147,75) / 259,75 - 54 / 223,5) * 259,75 = 49,25 тыс. руб.

4. Оценим влияние изменения объема реализации: физический объем равен 259,75 / 223,5 = 1,162, что означает рост объема на 16,2%. Прибыль так же увеличится в этой пропорции 54 * (1,162 - 1) = 8,75 тыс. руб.

Составим таблицу 2 данные, позволяющие оценить влияние рассмотренных факторов на изменение общей прибыли от реализации продукции.

Таблица 2

Результаты влияния рассмотренных факторов на изменение общей прибыли от реализации продукции.

Измерение фактора Результат влияния

Цена 192,25

Себестоимость продукции 179,63

Ассортимент продукции 49,25

Объем прибыли 8,75

Исходя из данных таблицы 2, прибыль на предприятии в суммарном объеме варьируется в основном за счет изменения таких факторов как объем и себестоимость реализованной продукции общее изменение прибыли составило 67,5 тыс. руб.

В результате статистического анализа прибыли на предприятии можно отметить, что прибыль от реализации продукции в текущем периоде по сравнению с базисным периодом в суммарном объеме увеличилась на 67,5 тыс. руб. Объясняется это увеличением выручки на 192,25 тыс. руб. от фактической реализации за счет повышения цен. Стоит отметить, себестоимость выпуска продукции была увеличена на 187,75 тыс. руб., что обуславливает снижение прибыли на соответственную сумму. Измененная структура ассортимента повысила прибыль на 49,25 тыс. руб., повышение объема реализованной продукции увеличило прибыль на 8,75 тыс. руб.

Список использованной литературы:

1. Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. Методологические аспекты анализа показателей деловой активности в современной экономике / Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - №13(149) - С. 267-273

2. Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. Сопоставимость данных бухгалтерской отчетности для целей анализа и принятий управленческих решений / Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. // Финансы и бизнес. - 2008. - №3 - С. 121-127

3. Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. Методологические аспекты бухгалтерского налогового учета / Гребнев Г.Д., Островенко Т.К. // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006 - №6-2(56) - С. 43-47

© Минлибаев Е.М., Корнилова Е.Н., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.