14. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
14.1. КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОРГОВО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО И ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КОМПЛЕКСОВ (НА ПРИМЕРЕ КМВ)
Карпенко Кристина Вячеславовна, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии», кандидат экономических наук
Место работы: Северо-Кавказского федерального
университета, филиал в г. Пятигорске
Аннотация: В настоящее время стабильно и эффективно функционирующие кластерные модели курортнорекреационных и торгово-логистических комплексов в России находятся в зачаточном состоянии, что обуславливает необходимость выявления механизмов формирования подобных систем. Данные кластеры будут формироваться на базе особых экономических зон, в том числе, туристско-рекреационного типа, каковой и является регион КМВ. Следовательно, для функционирования подобных кластеров на территории КМВ необходимо создать соответствующую торговологистическую и туристическую инфраструктуру, что и является одной из основных задач рынка недвижимости данной территории.
Ключевые слова: Кластер, регион, региональная
экономика, туристско-рекреационный кластер, торгово-логистический кластер, управление инвестиционной привлекательностью рекреационного региона, рынок недвижимости, структура и инфраструктура кластеров.
CLUSTER MODEL OF FUNCTIONING OF TRADE AND LOGISTIC AND TOURIST AND RECREATIONAL COMPLEXES (ON THE EXAMPLE OF CAUCASUS MINERALNYE VODY REGION)
Karpenko Christina Vyacheslavovna, Candidate of Economic Sciences, the associate professor "Economy and management at the enterprise"
Place of employment: branch of the North Caucasian federal university in Pyatigorsk
Annotation: Now steadily and effectively functioning cluster models of resort and recreational and trade and logistic complexes are in Russia in embryo that causes need of identification of mechanisms of formation of similar systems. These clusters will be formed on the basis of special economic zones, including, tourist and recreational type what the region of Caucasus Mineralnye Vody region is. Therefore, for functioning of similar clusters in the territory of Caucasus Mineralnye Vody region it is necessary to create the corresponding trade and logistic and tourist infrastructure, as is one of the main objectives of the market of real estate of this territory.
Keywords: Cluster, region, regional economy, tourist and recreational cluster, trade and logistic cluster, management of investment appeal of the recreational region, real estate market, structure and infrastructure of clusters.
Курортно-рекреационный регион - это целостная территория, отличающаяся благоприятным для рекреации сочетанием природных условий и наличием курортно-рекреационных объектов. Для повышения конкурентоспособности, данного типа региона, будет иметь большое значение создание и функционирование торгово-логистического и туристско-рекреационного кластеров.
Значительным фактором для привлечения отдыхающих в курортно-рекреационный регион КМВ является строительство и функционирования
туристических и санаторно-курортных объектов, а также торгово-развлекательных центров. В этой связи рынок недвижимости выступает как элемент структуры и инфраструктуры функционирования торговологистического и туристско-рекреационного кластеров.
Под туристско-рекреационным кластером предлагается понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков специализированных услуг,
инфраструктуры, образовательных центров и других организаций, взаимодополняющих друг друга и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в туризме и рекреации [1].
Под торгово-логистическим кластером будем понимать группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков,
покупателей, оптовых и розничных сетей, торговых и логистических центров, строительной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры,
образовательных центров и других организаций, взаимодействующих друг с другом и ориентированных на удовлетворение общественных потребностей в сфере торговли и логистики.
Цель создания туристско-рекреационного и торговологистического кластеров - повышение конкурентоспособности территории на туристическом и торговом рынках, повышение эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер, стимулирования инноваций, а так же стимулирования развития новых направлений деятельности.
Таким образом, создание туристско-рекреационного
и торгово-логистического кластеров фактически
определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
Оценивая существующий на сегодняшний день как достаточно низкий уровень развития туристической отрасли в регионе Кавказских Минеральных Вод, можно сформулировать два главных направления ее развития:
1) увеличение числа конкурентоспособных
туристских организаций, предоставляющих и
развивающих такие направления туризма, как: деловой, познавательный, спортивный,
рекреационный, экологический, этнологический;
2) совершенствование санаторно-курортного
лечения и SPA-процедур на курортах Кавказских Минеральных Вод.
В общем объеме услуг, предоставляемых туристскими организациями данного курортнорекреационного региона, услуги санаторного оздоровления занимают 89,6%, услуги по предоставлению проживания в гостиницах - 6,7%, услуги по организации туристских экскурсий - 3,7%.
Оценивая туристскую отрасль в сфере санаторнокурортного лечения, следует отметить, что в настоящее время в регионе КМВ действует 132 объекта санаторно-курортного назначения и более 50 туристских объектов с гостиницами, отелями и кемпингами. Доступность курортов КМВ для отдыхающих обусловлена развитием транспорта (аэропорт в г. Минеральные Воды, железнодорожные и автомобильные вокзалы в городах-курортах КМВ). Однако, несмотря на наличие объектов рекреационного назначения, территория КМВ не выдерживает конкуренции с зарубежными курортами, что и является ключевой проблемой всего туристско-рекреационного комплекса региона и определяет основные направления его развития в рамках реализации кластерной стратегии.
Современные концептуальные подходы к развитию санаторно-курортного комплекса КМВ находятся в русле и определяются интересами внешних монополистических структур. При этом интересы местного сообщества отодвинуты на периферию. Речь идет о стратегических планах увеличения притока отдыхающих на КМВ до 2,2 млн. человек в год, построении порядка 15 крупных туристических объектов на общей площади более 1690 га., с предоставлением на территориях ОЭЗ резидентам самых широких преференций: разрешений на
разработку месторождений лечебных минеральных вод и других ресурсов, налоговых льготы и проч., реализации масштабных государственных программ развития инфраструктуры. Освоение ударными темпами новых территорий региона КМВ, создание «моря» в регионе Железноводска, «утроение» коечного фонда санаторно-курортного комплекса и проч. не могут обеспечить условий сохранения
природно-ресурсного фонда, улучшения экологии
КМВ, комплексной модернизации регионального воспроизводственного комплекса и, следовательно, эффективного экономического роста, высокого уровня и качества жизнедеятельности населения КМВ. [2]
С позиций оценки работы санаторно-курортного комплекса КМВ отметим [3]:
- «недозаполненность» здравниц в соотношении с
величиной предельно возможного годового приема отдыхающих: например, в 2008 г. она составляла около 40%. Стопроцентная загрузка нереальна,
однако, отклонение от 100% превысило 313 тысяч
потенциальных отдыхающих. Прием каждых 100 тысяч отдыхающих на тот момент соответствовал доходу более чем 2,6 млрд. руб. Столь внушительные потери могут служить показателем крайне неэффективной работы здравниц, наряду с обслуживанием многих тысяч неучитываемых отдыхающих. Официальные данные о заполняемости здравниц КМВ в 2008 г. демонстрировали коэффициент загрузки санаторнокурортных учреждений КМВ 111,8%;
- масштабные простои предприятий по разливу минеральной воды и сокращение объемов ее розлива.
Так, из 34 заводов и специализированных цехов по розливу минеральной воды региона КМВ в марте 2009 г. работало 21 предприятие, что составляет 62% всех предприятий региона, занимающихся промышленным розливом минеральных вод. В марте 2009 г. розлив составил 31807,41 тыс. литров минеральной воды, что на 5300,19 тыс. литров меньше, чем в марте 2008 г. За три месяца 2009 г. розлив составлял 74307,63 тыс. литров, что на 7326,07 тыс. литров меньше, чем за соответствующий период 2008 г.
- в соотношении с общей суммой доходов санаторнокурортных учреждений в 2008 г. налоговые платежи составляли 6,6%. При этом в местные бюджеты было направлено лишь 28% общей суммы налоговых платежей (60% - в краевой бюджет, 12% - в федеральный). Это означает, что курорт в бюджетных доходах городов - федеральных курортов - не играл (и не играет) ведущей роли. Доля курорта в местных бюджетах в 2008 г. составляла: Железноводск - 25%, Кисловодск - 21%, Ессентуки - 17%, Пятигорск - 5%. Ситуация в 2010 и 2011 годах принципиально не изменилась.
Анализ показал, что главными барьерами вхождения новых хозяйствующих субъектов в туристско-рекреационный комплекс и развития санаторно-
курортного комплекса в данном регионе также являются: слабо развитая система предоставления санаторно-курортных услуг (медицинский набор услуг, сервис проживания, система здорового питания) при достаточно высоких требованиях к параметрам качества услуг и ценовой доступности; снижение количества специалистов в области курортного
лечения; концентрация туристских организаций в городах Ставропольского края.
В этой связи представляется, что для преодоления указанных барьеров и развития туристско-рекреационного кластера КМВ необходимо:
- привлечение инвестиций и развитие инноваций в области туризма и рекреации;
- обеспечить обновление, модернизацию и
поддержку информационного Интернет-портала «Туристское Ставрополье» и размещение информации о санаторно-курортном и туристском
комплексах Ставропольского края на официальном информационном Интернет-портале органов
государственной власти Ставропольского края;
- обеспечить участие туристских организаций в электронном каталоге-справочнике продукции (услуг), производимых в Ставропольском крае.
Анализ торгово-логистического комплекса региона КМВ показал, что в настоящее время инфраструктура потребительского рынка в Ставропольском крае представлена разветвленной сетью торговых организаций. Их количество в 2009 году составило около 20 тыс., из них в розничной торговле задействовано 16 тыс. организаций, в общественном питании - 3 тыс. Отметим, что на территории Ставропольского края действуют 100 розничных рынков. Этот факт является показателем того, что на сегодняшний день доля современных объектов торгового назначения на территории КМВ невысока.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что ключевыми проблемами, препятствующими развитию торгово-логистического кластера на КМВ являются: практически полное отсутствие
инфраструктуры современных логистических центров, недостаточный объем торговых площадей, за
исключением города Пятигорска; неравномерное развитие торговой инфраструктуры в муниципальных образованиях Ставропольского края; неразвитость альтернативных форм организации торговли; низкий уровень развития дорожно-транспортной
инфраструктуры; неразвитые связи между товаропроизводителями и торговыми организациями; наличие большого числа посредников между мелкими товаропроизводителями и небольшими торговыми организациями.
Для решения имеющихся проблем в развитии торгово-логистического кластера необходимо:
- осуществление государственного контроля за действиями организаций-монополий, которые могут привести к ограничению конкуренции;
- оказание содействия и создание необходимых условий для развития товарных рынков, устойчивых связей местных товаропроизводителей и торговых организаций на территориях муниципальных образований КМВ;
- осуществление разработки и реализация схем размещения нестационарных торговых и логистических объектов на территориях муниципальных образований Ставропольского края;
- повышение инвестиционной привлекательности региона с целью привлечения на его территорию крупных торговых сетей из других регионов, а также иностранных компаний;
- проведение консультаций в целях обеспечения баланса интересов и взаимовыгодного сотрудничества торговых организаций и товаропроизводителей на территории Ставропольского края.
Для развития курортно-рекреационного региона КМВ представляется возможным действовать по следующим направлениям:
- создание специализированной организационной
структуры в форме туристско-рекреационного и торгово-логистического кластеров, способной
оперативно содействовать решению всего спектра вопросов, связанных с формированием и поддержанием имиджа региона;
- распространение современных технологий управления кластером;
- развитие рекреационной и торговой инфраструктуры региона;
- совершенствование транспортно-логистической
инфраструктуры, способствующей развитию
конкуренции среди хозяйствующих субъектов, путем реализации инновационных проектов по следующим направлениям:
- создание и развитие полноценного международного транспортно-логистического центра;
- развитие мультимодальных перевозок в системе доставки грузов, сети грузоперерабатывающих терминалов (в крупных транспортных узлах) и складских комплексов;
- обновление парка транспортных средств и повышение технического уровня соответствующего оборудования, повышение уровня перевозок, комплексности предоставления логистических услуг;
- создание крупных местных экспедиторов в сфере грузовых перевозок автомобильным транспортом и привлечение мультимодальных транзитных операторов;
- развитие инфраструктуры международных и внутрироссийских транспортных коридоров.
Предложенные мероприятия повлияют на стимулирование притока инвестиций в туристско-рекреационный и торгово-логистический кластеры. В свою очередь, это станет залогом дальнейшего динамичного социально-экономического развития территории.
Опираясь на конкурентные преимущества КМВ (целебные источники, грязи, курортные технологии, комфортные климатические условия, удобное географическое положение, транспортная
инфраструктура), можно развивать все составляющие торгово-логистического и туристско-рекреационного кластеров:
- санаторно-курортные и торгово-логистические объекты;
- учреждения здравоохранения;
- ВУЗы и НИИ; объекты туризма;
- объекты сферы развлечений;
- транспортную инфраструктуру.
Для этого необходимо использовать все имеющиеся современные механизмы:
- создание особых экономических зон;
- рациональное недропользование;
- поддержка бюветов, парков;
- благоустройство общественных зон.
Расширению спроса и повышению доходов
моделируемых кластеров будет способствовать предоставление новых услуг (прежде всего по профилактике и оздоровлению), создание крупных торгово-логистических комплексов. Для этого необходимо развитие курортной науки, внедрение современных SPA-технологий, использование мирового опыта организации SPA-курортов, привлечение ведущих торговых и логистичеких операторов.
Обобщая вышеизложенное, структуру туристско-рекреационного кластера можно представить следующим образом (рис.1).
Туристско-рекреационный ________________кластер -----------------
рекреационного кластера на территории КМВ Решение задачи формирования эффективно функционирующего торгово-логистического кластера в анализируемом регионе, прежде всего, должно опираться на реализацию таких конкурентных преимуществ агломерации КМВ, как: удобное
географическое положение; исторически сложившиеся транспортные пути; благоприятные климатические условия; сформировавшийся в районе г. Пятигорска комплекс оптово-розничных рынков, обслуживающих потребности Юга России, что позволяет
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель туристско-
рассматривать данный район в качестве значимого торгового узла всего региона. Структуру туристско-рекреационного кластера можно представить следующим образом (рис.2).
Рисунок 2. Структурно-функциональная модель торговологистического кластера района КМВ Как видно на рисунках 1 и 2, рынок коммерческой недвижимости агломерации КМВ в процессе территориальной кластеризации выступает, с одной стороны, в качестве основной составляющей торговологистического и туристско-рекреационного кластеров, а с другой - в качестве элемента их инфраструктуры. Это определяет двойственную роль и двойственное влияние данного рынка на формирование, функционирование и развитие моделируемых территориальных кластеров, и, следовательно, -направления и инструментарий его анализа и оценки в контексте кластеризации.
В России на сегодняшний день зрелых туристско-рекреационных и торгово-логистических кластеров пока нет, поэтому следует говорить о предпосылках, условиях и механизмах формирования таких кластеров. Прежде всего, такие кластеры будут формироваться на базе особых экономических зон, в том числе, туристско-рекреационного типа, каковой и является регион КМВ. Следовательно, для того, чтобы подобные кластеры функционировали на территории КМВ, необходимо создать соответствующую торговую, логистическую и туристическую инфраструктуру, что и является задачей рынка недвижимости данной территории.
Список литературы:
1. Сознева З.И. Кластерный подход к развитию туристско-рекреационного комплекса региона // VIII региональная науч. конф. «Наука и образование»: сб. статей - Белово: КемГУ.- 2009. - С. 167-172.
2. Слепаков С.С. Концептуальные подходы к социальноэкономическому развитию административного центра СКФО //http://www.rae.ru/use/pdf/2007/12/2007_12_219.pdf
3. Слепаков С.С. Концептуальные подходы к социальноэкономическому развитию административного центра СКФО //http://www.rae.ru/use/pdf/2007/12/2007_12_219.pdf
Caucasus federal district
//http ://www. rae.ru/use/pdf/2007/12/2007_ 12_219.pdf
3. Slepakov S. S. Conceptual approaches to social and economic development of an administrative center of North Caucasus federal district
//http ://www. rae.ru/use/pdf/2007/12/2007_ 12_219.pdf
ОТЗЫВ
на статью Карпенко К.В. «Кластерная модель функционирования торгово-логистического и туристско-рекреационного комплексов (на примере КМВ)» Строительство и функционирование туристических и санаторно-курортных объектов, а также торговоразвлекательных центров является важным элементом успешного функционирования уникального по своим ресурсам и потенциалу региону КМВ. В этой связи рынок недвижимости выступает как элемент структуры и инфраструктуры функционирования торгово-логистического и туристско-рекреационного кластеров.
Автор, на основе оценки существующего уровня развития туристической отрасли в регионе Кавказских Минеральных Вод, сформулировал два главных направления ее развития: увеличение числа конкурентоспособных туристских организаций, предоставляющих и развивающих такие направления туризма, как: деловой, познавательный,
спортивный, рекреационный, экологический, этнологический, а также совершенствование санаторно-курортного лечения и SPA-процедур на курортах КМВ.
К числу ключевых проблем, препятствующих развитию торгово-логистического кластера на КМВ, автор относит следующие: практически полное отсутствие инфраструктуры современных логистических центров, недостаточный объем торговых площадей, за исключением города Пятигорска; неравномерное развитие торговой инфраструктуры в муниципальных образованиях Ставропольского края; неразвитость альтернативных форм организации торговли; низкий уровень развития дорожно-транспортной инфраструктуры; неразвитые связи между
товаропроизводителями и торговыми организациями; наличие большого числа посредников между мелкими товаропроизводителями и небольшими торговыми организациями.
Кластерные модели курортно-рекреационных и торговологистических комплексов в России будут формироваться на базе особых экономических зон, в том числе, туристско-рекреационного типа, каковой и является регион КМВ. Нельзя не согласиться с мнением автора, что для функционирования подобных кластеров на территории КМВ необходимо создать соответствующую торгово-логистическую и туристическую инфраструктуру.
В этой связи, данная статья может быть рекомендована для опубликования в журнале «Бизнес в законе».
Доцент кафедры «Экономика и управление социально-экономическими системами»
ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет пищевых производств»,
кандидат экономических наук Л.Я.Казакова
Reference list:
1. Sozneva Z.I. Cluster approach to development of a tourist and recreational complex of the region//the VIII regional науч. конф. "science and education": сб. articles - Belovo: КемГУ. -2009 . - Page 167-172.
2. Slepakov S. S. Conceptual approaches to social and economic development of an administrative center of North