Научная статья на тему 'Кластеризация и конкурентоспособность АПК: региональный аспект'

Кластеризация и конкурентоспособность АПК: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / CLUSTERING / COMPETITIVENESS / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / REGION / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна

В статье выявлено, что наиболее прогрессивным и инновационным подходом к развитию региона в условиях «новой экономики» является кластерное развитие территории. Кластеризация экономики позволяет повысить эффективность бизнеса и уровень занятости и качество жизни населения. Показано, что выход агропромышленного комплекса России из затяжного экономического кризиса, его возрождение и развитие неразрывно связаны с повышением конкурентоспособности отечественных предприятий, насыщением потребительского рынка российскими товарами высокого качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLUSTERING AND COMPETITIVENESS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: REGIONAL ASPECT

In article it is revealed that the most progressive and innovative approach to region development in conditions of «new economy» is cluster development of the territory. The clustering of economy allows to increase efficiency of business and an employment rate and quality of life of the population. It is shown that an exit of agro-industrial complex of Russia from a long economic crisis, its revival and development are inseparably linked with increase of competitiveness of the domestic enterprises, saturation of the consumer market by quality Russian goods.

Текст научной работы на тему «Кластеризация и конкурентоспособность АПК: региональный аспект»

КЛАСТЕРИЗАЦИЯ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АПК: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

О. Н. БОЧАРОВА

В статье выявлено, что наиболее прогрессивным и инновационным подходом к развитию региона в условиях «новой экономики» является кластерное развитие территории. Кластеризация экономики позволяет повысить эффективность бизнеса и уровень занятости и качество жизни населения. Показано, что выход агропромышленного комплекса России из затяжного экономического кризиса, его возрождение и развитие неразрывно связаны с повышением конкурентоспособности отечественных предприятий, насыщением потребительского рынка российскими товарами высокого качества.

Ключевые слова: кластеризация, конкурентоспособность, агропромышленный комплекс, регион, инновационная экономика.

В современном мире потенциал и конкурентоспособность страны являются производными конкурентоспособности входящих в ее состав территорий в силу того, что ресурсы и факторы производства, человеческий и социальный капитал, условия для ведения бизнеса локализованы на региональном уровне, где живут и трудятся конкретные люди и функционируют конкретные компании. Сегодня глобальная конкуренция между странами сводится к конкуренции между отдельными регионами. Единицей глобального экономического пространства становится регион, который приобретает стратегическое значение для процветания своей страны; на него возлагается роль локомотива в национальном развитии. Последнее обусловливает значимость концептуально оформленного стратегического подхода к региональному развитию и его интеграции в систему национальных приоритетов.

Наиболее прогрессивным и инновационным подходом к развитию региона в условиях «новой экономики», описываемой в терминах сетевой организации хозяйствования и ключевой роли информации в экономических процессах является кластерное развитие территории.

Кластеризация экономики позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику регионального развития, повысить производительность, эффективность и конкурентоспособность бизнеса, расширить возможности для инновационного развития, оптимизировать взаимодействие между различными субъектами экономического развития региона: государством,

крупным и малым бизнесом, научно-образовательным сообществом и общественностью; сформировать «лицо» региона в восприятии внешнего окружения и, в целом, повысить уровень занятности и качество жизни населения [2].

Кластеры на сегодня являются основой наиболее успешных экономик. Например, кластер виноделия в Чили, Калифорнии, Силиконовая Долина, автомобильные кластеры Австрии, Венгрии и прочие в значительной степени определяют и направляют экономическое развитие своих стран. В целом, в мире насчитывается более 2000 кластерных образований, сосредоточенных, главным образом, в сферах АПК, информационно-телекоммуникационной индустрии, автомобилестроении, био- и нанотехнологиях. В США функционирует более 40 крупных кластеров, в которых продуцируется более 61 % ВВП и занято свыше половины трудоспособного населения страны [10].

Таким образом, как показывает мировая практика, кластер заявляет себя как одна из ключевых компонент конкурентоспособности наиболее прогрессивно развивающихся стран, в связи с чем вызывает теоретическое любопытство у исследователей и практической интерес у государства и бизнеса.

Инновационный процесс в рамках кластера описывается концепцией «Тройной спирали», которая определяет характер взаимодействия производственного сектора, университетов и государства в процессе генерации новых идей, их превращения в форму инноваций и последующего

перевода на рынок. «Тройная спираль» - это нелинейная, нестатичная модель, которая описывает частично перекрывающие друг друга и меняющиеся роли основных субъектов инновационного процесса: университеты становятся предпринимателями за счет создания на своих площадках бизнес-инкубаторов; промышленность начинает играть роль науки посредством организации собственных образовательных структур и центров знаний, проведения научных исследований для своих нужд, а государство становится венчурным капиталистом в силу необходимости поддерживать инновационные инициативы и предоставлять финансовую поддержку отдельным венчурным проектам. Таким образом, «спиралевидность» данной модели определяется тем, что три ключевых субъекта инновационного развития в рамках кластера постоянно меняются ролями, частично замещая друг друга и параллельно продолжая выполнять свои традиционные функции [5].

В России в настоящее время кластерный подход только начинает использоваться региональной властью в целях развития своих территорий, однако практики кластеризации единичны. И на федеральном, и на региональном уровнях происходит постепенное осознание преимуществ кластерного подхода и необходимости кластерного развития территорий. В частности, отдельные инициативы федерального центра содействуют формированию условий для кластеризации (создание особых экономических зон, разработка концепции кластерного развития РФ). Однако окончательному утверждению кластерного подхода к развитию территорий РФ препятствует ряд ограничений, среди которых распространенность практики вертикально-интегрированных компаний, отсутствие культуры информационной открытости [6].

Таким образом, в условиях нестабильности и высокой конкурентности глобальной среды, наиболее прогрессивным и эффективным подходом к региональному развитию является кластерный подход. Основным преимуществом последнего является объединение всех уровней развития региона - от уровня администрации до отдельных отраслевых фирм и достижение целостного видения экономики территории. Кластерная концепция экономического развития региона представляет альтернативное видение конкуренции, новую модель структурирования экономики региона, а также комплексный подход к инновационному развитию как отдельных экономических агентов, так и территории в целом [11]. Логика развития наиболее успешных глобальных компаний и наи-

более экономически развитых регионов и стран мира свидетельствует о том, что кластеризация -это закономерный этап эволюции форм комплексной организации хозяйствования, позволяющий связать воедино единичное и общее, сбалансировать интересы человека, фирмы и региона, задать вектор их совместного единонаправленного развития.

Процессы кластеризации в агропромышленном комплексе, как и в экономике в целом, активизируются, но как показывает практика объединение предпринимательских структур и функционирование региональных агропромышленных кластеров неэффективны, что приводит к необходимости трансформации состава участников, разрушению или распаду кластерных структур. Поэтому в настоящее время возникает необходимость исследования факторов, влияющих на эффективность процессов кластеризации хозяйствующих субъектов в рамках региональных экономических систем и создание на этой основе методики оценки эффективности функционирования кластерных структур, в зависимости от централизации различных сфер деятельности [4].

Как экономическая категория, эффективность процессов кластеризации субъектов региональных АПК, предполагает в своем развитии изменение количественных и качественных характеристик и зависит от воздействия различных факторов.

Как показывает практика, доминирующим субъектом в рамках региональной кластерной политики выступают исполнительные и законодательные органы власти регионов, которые в процессе реализации программ политики кластеризации являются связующим звеном между федеральными органами власти, муниципальными органами власти и ассоциированными и интегрированными бизнес-структурами, предпринимательскими структурами. Следует отметить, что участие федеральных органов власти будет сопряжено с кластерными проектами, имеющими национальное значение, а действия муниципальных органов власти с кластерными инициативами со стороны хозяйствующих субъектов.

Соответственно, целью региональной кластерной политики в агропромышленной сфере будет выступать повышение качества социальноэкономического роста региона на основе обеспечения условий для повышения конкурентоспособности агропромышленных предпринимательских формирований, входящих в кластерную структуру, а критериями качества социальноэкономического роста будут служить: сравнительно более высокие темпы экономического рос-

та АПК региона; рост удельного веса высокотехнологичной продукции в совокупном объеме выпуска продукции АПК региона; рост добавленной стоимости, создаваемой в АПК региона; рост роли науки производственных и технологических процессах АПК; сравнительно более высокие темпы роста уровня и качества жизни населения региона [9].

Рыночная трансформация российской экономики усилила дифференциацию социальноэкономического положения регионов. Территориально-воспроизводственная асимметрия выражается в глубоком социально-экономическом расслоении, в масштабных диспропорциях, касающихся развития институтов, отраслевых, межотраслевых и межрегиональных экономических связей, инвестиционного потенциала, предпринимательской практики и т. д. Эту дифференциацию необходимо максимально учитывать при разработке региональных программ развития [1]. Сфе-

рой, где учет территориальных различий особенно необходим, является агропромышленный комплекс (АПК). Это связано с тем, что государственная поддержка комплекса важна с точки зрения не только экономического развития, но и социально-политической стабильности в стране. Кроме того, следует иметь в виду высокую степень зависимости сельского хозяйства от природно-климатических условий, которые в России чрезвычайно разнообразны. Для учета региональных различий предлагается использовать методы теории распознавания образов и ранжирования, позволяющие выявить идентичные по совокупности признаков (конкурентные преимущества региональных АПК, возможность их взаимодействия, кооперации) территории, которые могут быть объединены в группы в целях выработки общих принципов формирования механизмов устойчивого развития (рис. 1).

Рис. 1. Схема алгоритма процессов кластеризации АПК региональных экономических систем

Компетентное и обоснованное проведение аграрной кластерной политики на основе стимулирования формирования и развития региональных форм территориальной организации производства ориентировано на диверсификацию и сбалансированное развитие агропромышленного комплекса и повышению жизненного уровня населения. Но успех в реализации кластерной политики возможно достичь только за счет хорошей координации действий и осознания необходимости постоянно повышать свою конкурентоспособность как со стороны органов государственных власти, так и бизнеса, образовательных и научных учреждений.

Так, инновационное развитие экономики России неразрывно связано с повышением конкурентоспособности отечественных предприятий, насыщением потребительского рынка товарами и услугами высокого качества. Решение этой проблемы требует от хозяйствующих субъектов разработки системы управления конкурентоспособностью и эффективностью. В условиях дальнейшего развития экономики данный вопрос особо актуален для предприятий АПК РФ.

В глобальном рейтинге конкурентоспособности стран, ежегодно составляемом Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum,

ВЭФ), Россия в 2012 г. не может похвастаться хорошими результатами и, как следствие, более высоким местом в таблице. Более того, по сравнению с прошлым годом позиция России незначительно, но ухудшилась - 67 строчка против 66 в 2011 г. [7].

Ключевыми факторами успеха предприятия в конкурентной борьбе является завоевание и удержание конкурентных преимуществ. Применительно к продукции это означает потенциальную возможность продукции быть успешно реализованной на рынке. В условиях усиления интенсивности конкуренции эта проблема на отдельных рынках достигает особой остроты. Производители продукции и услуг сталкиваются с необходимостью постоянно отслеживать изменения спроса, стоимости сырьевых источников и т. д.

К числу причин низкой конкурентоспособности продукции АПК относится:

- недостаточный учет базисных условий и возможностей производства продукции АПК;

- отсутствие конкурентной рыночной среды и конкуренции как таковой;

- недостаточное количество и высокая стоимость исходных ресурсов для производства продукции;

- недостаточная мотивация товаропроизводителя в получении продукции для экспорта и другие нерешенные проблемы [3].

Решения проблемы конкурентоспособности и продовольственной безопасности страны кроется в инновационном развитии АПК. Инновации являются ключом к увеличению производства, повышению производительности труда, смягчению колебаний цен на рынках продовольствия и как следствия - конкурентоспособности.

В России в настоящее время передовые технологии и техника имеются примерно в 1,5 % крупных аграрных предприятий и менее чем в 0,5 % фермерских хозяйств. Практическая отдача исследований российских специалистов крайне низка -до 60 % ежегодных разработок остаются невостребованными. Отсутствие эффективного взаимодействия между бизнесом и наукой в России приводит к росту доли зарубежных сортов в общем посеве овощных культур, сахарной свеклы и картофеля. Около половины поставок племенного скота также осуществляются из-за рубежа [8].

Сегодня российские регионы в лучшем случае конкурируют между собой, перетягивая друг у друга те инвестиции, которые приходят в Россию. Регионы должны более активно включаться в глобальную конкуренцию за инвестиции, рынки и таланты, что сразу будет положительно сказы-

ваться на конкурентоспособности России в целом. Однако это потребует совершенно другого уровня стратегий и компетенций в региональных администрациях. Федеральное правительство может помочь регионам начать движение в правильном направлении, создав систему стимулов и поддержки региональных инициатив.

Исследуем данную проблему на примере птицеводства, т. к. это наиболее наукоемкая и динамичная отрасль агропромышленного комплекса, характеризующаяся быстрыми темпами воспроизводства поголовья и оборачиваемости средств, интенсивным ростом, высокой продуктивностью и жизнеспособностью, наименьшими затратами живого труда и материальных средств на единицу продукции.

По данным Росптицесоюза в 39 регионах России уровень обеспеченности мясом птицы собственного производства не превышает даже 50 %. До 100 % обеспечения им необходимо произвести еще 1542 тыс. т. Среди наименее обеспеченных мясом птицы регионов - Смоленская область, Республика Калмыкия, Сахалинская область, Магаданская область, Кировская область, Чеченская Республика, Республика Ингушетия и ряд других. В 24 субъектах РФ уровень самообеспеченности колеблется от 50 до 100 %, причем до полного самообеспечения им не хватает 344 тыс. т. В этой группе находятся Республика Хакасия, Тамбовская область, Тульская область, Волгоградская область, Орловская область, Рязанская область и другие регионы [2].

Таким образом, выход агропромышленного комплекса России из затяжного экономического кризиса, его возрождение и развитие неразрывно связаны с повышением конкурентоспособности отечественных предприятий, насыщением потребительского рынка российскими товарами высокого качества. Это предъявляет более высокие требования к руководителям и специалистам предприятий АПК, ко всем, кто причастен к производству продовольствия.

Литература

1. Боброва В. В. Кластерный подход при формировании конкурентной экономики региона // Инновации. 2009: сб. науч. тр. Оренбург, 2009.

2. Бочарова О. Н., Волков В. В., Коломейцева М. А. Повышение конкурентоспособности и обеспечение устойчивого развития предприятий агропродовольст-венных систем регионов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1.

3. Бочарова О. Н., Потокина С. А., Ланина О. И. Конкурентоспособность предприятий агропромышленного комплекса регионов: глобальный подход //

Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 2.

4. Бочарова О. Н. Совершенствование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3.

5. Горбунова О. Н., Гладышева А. В. Взаимодействие информационной системы управления и предприятия // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 8.

6. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Институциональная составляющая модернизации аграрной сферы // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 1.

7. Прытин Д. Россия в мировом рейтинге конкурентоспособности. Пока есть куда падать. иЯТ: http://rating.rbc.ru

8. Состояние и стратегические ориентиры инновационного развития АПК. URL: http://do.gendocs.ru

9. Стратегия социально-экономического развития Тамбовской области до 2020 года». Официальный сайт администрации Тамбовской области. иКЬ: http://www.taminfo.ru

10. Харитонова Е. В., Муравьева Н. А. Региональное инновационное развитие АПК в современных ус-

ловиях // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 1.

11. Яковец Ю. В., Петриков А. В., Кузык Б. Н. Концепция национальной программы инновационного обновления и повышения конкурентоспособности аграрного сектора России. М., 2010.

* * *

CLUSTERING AND COMPETITIVENESS OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX: REGIONAL ASPECT

O. N. Bocharova

In article it is revealed that the most progressive and innovative approach to region development in conditions of «new economy» is cluster development of the territory. The clustering of economy allows to increase efficiency of business and an employment rate and quality of life of the population. It is shown that an exit of agro-industrial complex of Russia from a long economic crisis, its revival and development are inseparably linked with increase of competitiveness of the domestic enterprises, saturation of the consumer market by quality Russian goods.

Key words: clustering, competitiveness, agro-industrial complex, region, innovative economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.