ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Виктор Потанин очень добрый, мудрый поэт, учитель и человек в целом. Он знает, что такое жизнь, дружба. И я думаю, нужно обязательно прочитать его произведения.
Эверстов Иван 11«б» класс
От проведенного открытого урока я познакомилась с Виктором Потаниным - добрым человеком. Он так хорошо отзывается о своей учительнице и родителях. Повести, рассказы, стихи Потанина все о доброте.
Андреева Аина 11«б» класс
Сегодняшний открытый урок мне очень понравился тем, как Римма Лукинична рассказала о писателе Викторе Потанине, побывав в его роли. О Викторе Потанине сложилось впечатление, что он умный, искренний, чуткий и отзывчивый человек. На мой взгляд, он - «герой нашего времени». Очень приятно было познакомиться с творчеством такого великого поэта.
Шмаров Александр 11 «б» класс
Сидя на пресс-конференции, Римма Лукинична выступила в роли великого писателя Виктора Потанина. Мне он показался чутким непредсказуемым человеком. Виктор Федорович не только великий писатель, но и очень счастливый человек. Титов Нюргустан 11 «б» класс
Литература
1. Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5
2. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -
2009. - №2.
3. Гзоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5
4. Охрименко Е.А. Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.
В статье представлен сценарий классного часа во 2 классе на тему «Второй день Победы». Автор знакомит учащихся с историей Второй мировой войны, воспитывая чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.
Николаева Надежда Александровна
учитель начальных классов МОШИ «Токкинская ШИСПОО» Саха (Якутия)
КЛАССНЫЙ ЧАС: «ЧАС МУЖЕСТВА»
«второй день победы»
Как воспитать чувство патриотического долга у учащихся 2 класса?
Ключевые слова: сценарий классного часа, час мужества, чувство патриотического долга, чувство сострадания, героизм, Великая Отечественная война, человеческая память, учащиеся 2 класса.
юбовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своей местности, своему селу, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать».
Ничто на земле не проходит бесследно. Если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки совершенного. Предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа:
Цели:
• познакомить учащихся с историей Второй мировой войны;
• воспитывать чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.
Оборудование: Медиапрезентация о ВОВ и презентации выступлений детей, стенд с вырезками из газет, фотографиями.
“Никто не забыт - ничто не забыто.
Но чтобы не забыть - надо помнить.
А чтобы помнить - надо знать!” “Никто не создан для войны!”
Ход классного часа:
2 сентября - 65 лет со дня окончания Второй мировой войны. Президент РФ Дмитрий Медведев объявил днём памятной даты - 2 сентября день окончания Второй мировой войны (1945г.) Авторы законопроекта предложили установить второй День Победы в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность Родине и долг перед союзниками -государствами - членами антгитлеровской коалиции.
Минута молчания.
Учитель.
1 сентября 1939 г Фашистская Германия напала на Польшу. С того дня началась Вторая мировая война. По-
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
сле Польшы к весне 1940 года фашисты заняли Данию, Норвегию, Нидерланды, Люксенбург, Бельгию, летом 1941 года оккупировали Грецию и Югославию. Сделали союзниками Италию, Румынию, Венгрию и Финляндию. Таким образом, вся Европа была занята фашистами. 22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз. Фашистов тогда стала поддерживать ещё Турция и Япония. Они были готовы напасть на нас. 1418 страшных дней длилась Великая Отечественная война. Наши солдаты прогнали фашистов до Берлина - столицы Германии. 9 августа 1945 года Япония объявила нам войну. Хотя 13 апреля 1941 года наша страна подписала пакт с Японией о нейтралитете. Её Квантуйская армия насчитывала 5,5 миллионов хорошо подготовленных солдат. Они думали, что россияне ослабли, поэтому победить будет легко. Но наша мужественная армия разгромила японцев за 24 дня. В этой войне защищали нас и наши деды, прадеды из Якутии, среди них были и наши односельчане, и наш поэт земляк из Абаги Архип Абагинский (Кудрин). В нашем селе остался единственный ветеран войны Баишев Павел Иннокентьевич - участник Японской войны.
1945 году 2 сентября в Америке на линкорне «Миссури» была проведена церемония и подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. Этот день считается днём окончания Второй мировой войны. В честь победы в Москве тогда салютовали залпом 342 орудия и 20 артиллерий.
Вторая мировая война длилась долгих 6 лет, советские солдаты освободили 72 государства и 110 миллионов человек от фашизма. В этой страшной войне погибло 55 миллионов людей, среди них наша Родина потеряла 25 миллионов своих людей.
После окончания войны кардинально изменилась карта мира. В странах Африки и Азии усилилось анти-кололниальное движение, в результате часть стран смогла добиться незвисимости. Одним из главных итогов Второй мировой стало создание Организации Объединённых Наций на основе антифашистской коалиции, сложившейся в ходе войны, для предотвращения мировых войн в будущем. Фашистская и нацистская идеологии были признаны преступными и запрещены.
(В ходе рассказа идет показ слайдов презентации «Великая война - Великая Победа». Ученики рассказывают о ветеранах - прадедушках: Н.Наташа, М.Настя, А.Юля, Н.Юра, которые выступали на НПК «Первые шаги»)
Победа досталось дорогой ценой - 27 миллионов граждан СССР отдали за неё свои жизни, в том числе десятки тысяч якутян. Хотя Якутия находилась в глубоком тылу, сыны Якутии воевали в составе всех родов войск, на всех фронтах войны Якутия проводила на войну более 62 тыс. человек, из них 418 женщин. Погибли на фронтах Великой Отечественной 26129 человек, возвратились с войны 22767 воинов, пропали без вести или остались после войны на других местах около 13000 человек. Якутяне героически сражались в кровопролитных боях на разных фронтах. Они прошли с боями путь от Москвы до Берлина. Отстаивая честь и свободу Родины, они показывали многочисленные примеры храбрости и геройства. «Все для фронта, все для победы!» - повсюду звучал этот девиз. Тысячи воинов - якутян были награждены боевыми орденами и медалями за мужество
и отвагу. 24 якутянам было присвоено звание Героя Советского Союза, одному - Героя России, пятеро якутян были удостоены ордена Славы 3 степеней.
Из Олёкминского района ушли защищать Родину 6067 человек. Из них 2127 человек погибли и пропали без вести.
Свой вклад в дело Победы внесли и наши земляки. 21 человек не вернулся с полей сражений, 37 человек ушли из жизни в мирное время. 65 лет прошло с тех пор как отгремели канонады Великой Отечественной, но память о тех, кому мы обязаны нашей свободной жизнью будет жить вечно и передаваться из поколения к поколению. В этот юбилейный год учениками нашего класса проделана большая поисковая работа. Сегодня мы заслушаем выступление Нарахаева Юры «Гордость нашей семьи», который расскажет О подвиге своего родного дяди Нарахаева Афанасия Терентьевича. О нём было написано в книгах «Вклад народов Якутии в дело Победы», «Фронтовая печать о воинах Якутии, в статье «Они ушли защищать Родину из стен нашей школы» в газете «Знамя Октября» от 8 мая 1997г.
Выступление ученика. Презентация. Заключительное слово учителя.
Человеческая память. Время не властно над ней! И сколь бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе, ознаменовавшей торжество жизни над смертью. Разума над безумием, гуманности над варварством.
Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне? Потому, что беспокоимся о будущем. Мы должны помнить о прошлом, чтоб фашизм не повторился вновь. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен.
У каждого из нас свой долг. Даже если мы очень редко над этим задумываемся, даже когда употребляем это слово от случая к случаю или без особой надобности, -справедливость его остается неизменной. Долг перед страной, перед близкими, перед своей совестью.
Слова «Никто не забыт! Ничто не забыто!» золотыми буквами вписаны в современную историю России. (Обсуждение эпиграфа часа общения).
Итоги. Рефлексия.
Дети делятся впечатлениями о проведённом заня-тии,используя фразы:
- Я узнал...
- Я запомнил.
- Я хочу поделиться.
Литература
1. Аюбашева С.И., Давыдова Н.Н., Ивонин А.О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3.
2. Пряжникова О.В. От теории к практике игры на уроках истории // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 6.
3. Сиденко А.С. Как стать автором педагогической разработки, программы, доклада на педсовете //Сельская школа. - 2005. - №1.
4. Тимофеева Т.О. Индивидуализация учебных заданий как средство развития способностей учащихся и предупреждения пробелов в знаниях. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
57