конкурса проходил 27 октября в Кемеровской областной научной библиотеке имени В. Федорова. Из 64 конкурсных работ жюри отобрало 12 лучших в четырех номинациях. Наша работа «Мы забыть того не вправе» прошла в финал в номинации «Поклонимся великим тем годам». Мы не стали победителями, но считаем своим достижением то, что наш маленький коллектив соревновался с очень достойными соперниками — библиотеками городского и районного масштаба — и стал единственной библиотекой об-
разовательного учреждения — дипломантом «КНИГИНИ — 2015». Работы финалистов обогатили нас новыми творческими идеями, которые мы сможем использовать в своих будущих библиотечных проектах.
ПАТРИОТИЗМ — ОСНОВА МОНОЛИТНОСТИ И СТОЙКОСТИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В. В. Петросян, преподаватель ГПОУ «Мариинский политехнический техникум»
Важным направлением в воспитании личности является формирование у обучающихся чувства патриотизма. Патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем российской действительности, поскольку со времен распада Советского Союза произошел серьезный спад в патриотических настроениях. Еще лет 10 назад было «немодно» говорить о любви к своей Родине. Все это повлекло стремительную утрату значимости и других нравственных ценностей. Все это актуализировало необходимость проводить работу по формированию чувства патриотизма как основы стойкости личности и монолитности общества в решении сложнейших государственных проблем. Подтверждением тому являются события последних двух лет.
Неоценимый вклад в дело патриотического воспитания подрастающей молодежи внесла система мероприятий, посвященных юбилейной дате российской истории, — 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Как преподаватель истории воспитанию патриотизма придаю особое значение в своей работе как на уроках, так и во внеаудиторное время. Воспитание патриотизма на уроках истории через призму военной тематики позволяет студентам полнее прочувствовать гордость, за свое прошлое, за свою страну.
Во внеаудиторное время в этом 2015 году, в связи с празднованием 70-летия Победы, провела следующие мероприятия:
• совместно со студентами в течение года в кабинете истории систематически оформляли информационный стенд «Я помню! Я горжусь!» и выставки книг на военную тематику;
• провели в музее техникума урок мужества «Дорогами войны», который был посвящен участию жителей г. Мариинска и Мариинского райо-
на в Великой Отечественной войне и локальных войнах в Афганистане и Чечне. Урок мужества состоялся в музее техникума;
• на классных часах проводили прослушивание песен, демонстрацию репродукций картин, презентаций и видеофильмов на тему Великой Отечественной войны.
• «Моя семья и война» — под таким девизом осуществлялся сбор информации о родственниках студентов, очевидцах военных событий;
• приняли участие в военно-тематических конкурсах, конференциях;
• организовали и провели общетехникумов-скую викторину, посвященную 70-летию Победы в Великой Отечественной войне;
• посетили музей техникума, где состоялась тематическая экскурсия «Война в лицах»;
• приняли участие в проведении экскурсии в местном краеведческом музее на тему «Вклад Мариинска в Победу в Великой Отечественной войне».
По мнению обучающихся, наиболее сильное впечатление на них произвели такие мероприятия, как шествие 9 мая в составе Полка памяти и урок мужества «Дорогами войны», сценарий которого представлен ниже.
«Дорогами войны». Урок мужества
Воспитательный аспект: дальнейшее воспитание патриотизма и любви к большой и малой Родине, формирование гражданской позиции, интереса к исторической науке.
Обучающий аспект: способствовать дальнейшему формированию у студентов представления об истории России и Мариинска в контексте Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, представления о взаимосвязи событий,явлений, поколений в истории.
Развивающий аспект: способствовать дальнейшему формированию у студентов монологической речи, памяти, умения выступать перед аудиторией, высказывать свои мысли; умения эмоционально воспринять значение и содержание событий Великой Отечественной, Афганской, Чеченской войн.
Междисциплинарные связи: информатика, история, краеведение.
Перечень используемых технических средств: экран, проектор, ноутбук, фотоаппарат.
Ход классного часа
Преподаватель:
Классный час посвящаем Памяти, которая должна жить в наших сердцах, сердцах наших детей и последующих поколений. Сегодня мы
вспомним тех, кто, не жалея жизни, откликнулся на зов Родины в трудное для нее время. XX век в истории Российского государства был тяжелым и трудным. Наша Родина была вовлечена в многочисленные военные конфликты, среди которых по своей силе и значению выделяется Великая Отечественная война.
Ведущий 1: На рассвете 22 июня 1941 г. без объявления войны, нарушая пакт о ненападении, германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю.
Звучат слова Левитана о нападении Германии на СССР.
Ведущий 1: Да. Так началась Великая Отечественная война, которая длилась 1418 дней и ночей — почти 4 героических и трагических года.
Ведущий 2: Гнев и возмущение, непоколебимая решимость дать сокрушительный отпор агрессору овладели советскими людьми. Рабочие, колхозники, интеллигенция, люди самых различных национальностей и профессий присягали на верность Отчизне. И как клятва Родине, как набат, звавший народ на битву с врагом, зазвучала в те дни изумительная по своей силе и суровой по красоте песня «Священная война».
Звучит отрывок из песни «Священная война».
Ведущий 2: И страна поднялась. Встали все, кто мог защищать Родину.
Ведущий 3: 22 июня 1941 г. весть о начавшейся войне пришла и на Мариинскую землю. Более 600 воинов запаса сразу же оказались мобилизованными в действующую армию. Первое распоряжение Мариинского райвоенсове-та гласило: «Призывников, вызванных на сборы, считать мобилизованными на фронт». Следом — 25 июня 1941 г. — 368 человек отправились в Томск для пополнения 735-го стрелкового полка 166-й стрелковой дивизии сибиряков. На следующий день 97 мариинцев влились в состав 359-го артиллерийского полка той же дивизии. Всего за годы войны 17584 мариинца и жителей Мариинского района встали в ряды защитников Родины.
Ведущий 1: Воины-мариинцы успешно обороняли Москву, сражались в окопах Сталинграда, насмерть бились за Одессу и город Ленинград, храбрыми солдатами проявили себя на Курской дуге. Они гнали фашистов не только с родной земли, но и из Польши, Чехословакии, Болгарии, Румынии и других соседних стран, дошли до Рейхстага.
Ведущий 2: В летопись Великой Отечественной войны внесены имена мариинцев, ко-
торые пролили кровь и отдали жизни за свою Родину. Так, из семьи Кириенко на фронт ушли четыре брата — Алексей, Даниил, Яков, Максим. Защищая Ленинград, погиб Даниил. Вслед за ним смертью храбрых пал в бою Яков. Сложная военная судьба выпала на долю Алексея. В начале 1942 г. он попал в окружение. Немцы пытали его, били. Но Алексею Киреенко повезло: колонну советских военнопленных освободили партизаны. Попал в госпиталь, после чего вернулся в действующую армию. Героически сражался. А в сорок третьем в дом Киреенко почтальон принес третью похоронку на Алексея.
Ведущий 3: Семья Остапенко проводила на фронт пятерых сыновей. Все пятеро домой не вернулись. Николай пропал без вести в мае сорок второго, погибли Лазарь, Илья, Иван, умер от ран Дмитрий.
Ведущий 1: Четверо братьев Торгунако-вых — Иван, Михаил, Сад, Петр — отдали жизнь за Родину. За годы войны не вернулось домой 7598 мариинцев. Стихотворение. Его узнали не из книжки — Жестокое слово — война! Прожекторов яростной вспышкой К ним в юность врывалась она. Смертельными точками, Сиреной тревоги ночной. В те дни они в войну не играли -Они просто дышали войной. Ведущий 2: Немало воинов-мариинцев были удостоены звания Героя Советского Союза. Вот их имена:
Ведущий 1: Баламуткин Григорий Васильевич совершил 200 боевых вылетов, уничтожив большое количество боевой техники и живой силы противника. Особо отличился в октябре 1943 г. в боях за Днепр и при освобождении левобережной Украины.
Ведущий 2: Борисов Николай Денисович участвовал в Курской битве, освобождал Полтаву, Харьков, Киев, сражался за Будапешт и землю Австрии.
Ведущий 3: Лебедев Александр Павлович. На его счету 1120 уничтоженных солдат и офицеров противника. В боях за город Карачаев 14 августа 1943 г. А. Лебедев погиб смертью героя. Фронтовая газета писала о нем: «Он безгранично любил свою Родину, свой народ и служил им достойно. В этом он видел смысл и цель своей жизни».
Ведущий 1: Калинин Николай Тихонович пал смертью храбрых при форсировании Днепра. За героизм, мужество и отвагу, проявлен-
ные в боях 22 февраля 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 2: Киреев Алексей Иванович в ходе боевых вылетов уничтожил 2 самолета, 16 танков, 41 автомашину, 2 склада с горючими материалами, 4 склада с боеприпасами, более 650 человек живой силы противника.
Ведущий 3: Немков Иван Федорович отлично нес боевую службу на походной кухне. У него всегда все было в порядке. Умел Иван Федорович тщательно замаскировать ее место, подъехать к передовой, в сложных фронтовых условиях накормить солдат. А если и случалось вступать в бой, то действовал отважно, смело, как это было в районе села Куцеваловка.
Ведущий 1: Торгунаков Петр Филлипович участвовал в боях при форсировании Одера. Освобождал столицу Австрии Вену, где и отпраздновал победу над фашисткой Германией.
Ведущий 2: Шиндикову Николаю Фомичу за боевые действия по освобождению польских городов 27 февраля 1945 г. посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
Ведущий 3: Моисеев Иван Тимофеевич совершил свой подвиг на венгерской земле при форсировании реки Тиссы, где противник создал мощный укрепленный район. Иван Моисеев со своим батальоном обеспечил плацдарм для высадки наших войск на правом берегу реку Тиссы.
Ведущий 1: Пальчиков Сергей Прокопьевич добровольцем ушел на фронт, когда началась война. Особо отличился зимой 1944-го во время полного освобождения Ленинграда от блокады. Сергей Пальчиков помог советским танкистам успешно выполнить боевую задачу. Но сам погиб.
Ведущий 2:
В плаще и неизменной гимнастерке,
В одной руке — дитя, в другой — булат,
На пьедестале, словно на пригорке,
Стоит Советской Армии солдат.
Среди участников Великой Отечественной войны трое мариинцев были удостоены высшей солдатской награды — орденов Славы.
Ведущий 3: Не раз отличался в боях разведчик, снайпер, минометчик Степан Федорович Росляков. Принимал участие в форсировании Днепра, Одера, в уличных боях при освобождении Варшавы и штурме Берлина. За героизм он был награжден орденом Славы III степени.
Ведущий 1: Илющенко Дмитрий Семенович был призван в армию в 1943 г. Сибиряк воевал мужественно, стойко и смело. Один из первых
форсировал Днепр, Одер, не раз добывал важного «языка».
Ведущий 3: Семен Митрофанович Демченко воевал партизаном, был радистом регулярной воинской части, разведчиком. На его счету дерзкие разведки по обнаружению засад и укрытий противника.
Ведущий 1: За боевые заслуги на фонтах Великой Отечественной войны свыше 40 тысяч воинов-кузбассовцев были награждены орденами и медалями. Из них 153 удостоены звания Героя Советского Союза и 37 являются кавалерами ордена Славы все трех степеней.
Ведущий 2: Уходят годы, а вместе с ними уходят свидетели тех зловещих лет. Музей нашего учебного заведения бережно хранит память о преподавателях и сотрудниках техникума — участниках Великой Отечественной войны.
Ведущий 1: Трубников Федор Васильевич работал в нашем техникуме механиком и инструктором по вождению автомобилей и тракторов. В 1943 г. 18-летним мальчишкой он был призван в армию и отправлен на Дальний Восток. Служил в 649-м стрелковом полке 210-й стрелковой дивизии. В 1945 г. с началом войны с Японией воевал в Маньчжурии.
Ведущий 2: Михальчов Василий Андреевич работал преподавателем истории. На фронте Великой Отечественной войны получил несколько ранений.
Ведущий 3: Дмитренко Федор Данилович родился на Украине. В 1941 г. попал под немецкую оккупацию. В 1943 г. призван в армию. С 1964-1988 был директором Мариинского лесотехнического техникума.
Ведущий 1: Сахновский Петр Ефимович родился в 1915 г. в Черниговской области, на Украине. На фронте выполнял обязанности водителя. В одном из боев был ранен, отправлен в госпиталь. Был награжден орденом Отечественной войны I и II степени, медалью «За победу над Германией».
Ведущий 2: Солдат Великой Отечественной войны — ты насмерть стоял. Погибая, ты спасал миллионы жизней. Ты не вторгался в чужие пределы. Ты не искал славы. Ты защищал Отчизну, свою семью. Не награды были нужны тебе. Высшей наградой ты считал победу. Подвиг твой бессмертный. О чем думал ты в минуты затишья, перед своим последним боем? О мирной жизни, о простом человеческом счастье для своих детей и внуков. Для нас с вами. Проходят годы десятилетия, сменяются поколения, но разве можно предать забвенью под-
виг воинов, защищавших нашу жизнь?! Великая Отечественная война стала суровым испытанием. Победа в Великой Отечественной войне досталась большой ценой. 26 млн 452 жизни было положено на алтарь Победы. Они были отданы за независимость нашего государства, за то, чтобы мы родились, родились в свободной, а не в порабощенной земле.
Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым.
Поклонимся и мертвым, и живым.
Ведущий 3: Труден и долог был путь к миру. Главным итогом Великой Отечественной войны стала победа над фашизмом, в которой решающую роль сыграл Советский Союз. Эта война для нас была освободительной. СССР вышел победителем из смертельного поединка. Германия была разгромлена, нацизм — побежден. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победы. Но никогда не сотрется память о тех, кто отдал жизнь, здоровье, все свои силы Великой победе. Никогда не забудется май 1945 г. — праздник радости со слезами на глазах.
Звучит отрывок из песни «День Победы».
Группа ведущих уходит.
Преподаватель:
Да, Великая Отечественная война была зловещей страницей в истории нашей Родины. Она коснулась каждого, вошла в каждую семью. Ребята, скажите, есть ли среди вас те, чьи родственники сражались на фронтах Великой Отечественной войны?
Студенты рассказывают о родных — участниках Великой Отечественной войны.
Преподаватель представляет аудитории внука Героя СССР — Сергея Александровича Пальчикова.
Преподаватель задает вопрос:
— Скажите, Сергей Александрович, лично для вас каково значение Победы?
Преподаватель благодарит гостя и вручает цветы и памятный сувенир.
Преподаватель: (говорит под музыку гитары, и в это время выходят другие ведущие).
Великая Отечественная война была не единственной войной XX века для нашей Родины. Острой болью в сердце отзывается слово «Афганистан». Уже прошло 25 лет с того исторического момента, когда последний советский солдат покинул территорию Республики Афганистан. Сложно говорить об этой войне. Эта война была непонятной, бессмысленной, неспра-
ведливой, и к тому же проиграна, но в то же время это одна из героических страниц проявления советского интернационализма.
Ведущий 1: В 80-е годы локальные конфликты несли на себе печать глобального противостояния СССР и США. Крупнейшей военной авантюрой брежневского руководства стала война в Афганистане. В гражданский конфликт различных политических сил был вовлечен ограниченный контингент советских войск, вступивший по приказу высшего руководства СССР 25 декабря 1979 на территорию суверенного государства. Такое непродуманное решение было принято секретно лишь несколькими членами советского руководства во главе с Л. Брежневым. Для решения поставленных задач по поддержке просоветского режима в ДРА на территории среднеазиатского и Туркестанского военных округов было развернуто и доукомплектовано около ста соединений, частей и учреждений, призвано из запаса свыше 50 тыс. офицеров, сержантов и солдат.
Ведущий 2:
Суровая земля Афганистан.
Долины, кручи, горные отроги.
Ночной поход — коротенький привал,
Тяжелые военные дороги.
Мы выполняем свой солдатский долг.
Соленый пот глаза нам застилает,
Но пусть увидит враг и пусть поймет,
Как русские живут и умирают.
Ведущий 3: Да, война была жестокой и кровопролитной. Она коснулась судеб многих наших земляков. 3340 дней и ночей воевали советские солдаты и офицеры. В боевых действиях в Афганистане принимал участие 51 мари-инец. Пятеро не вернулись домой. Вспомним павших.
Ведущий 1: Вспомним Виктора Петровича Александрова. Александров Виктор родился 3 ноября 1959 г. в селе Казанка Чебулинско-го района. 1 апреля 1978 г. был призван в ВС СССР. В республике Афганистан с 1981 г. Виктор неоднократно участвовал в боевых операциях. 13 ноября 1981 г. во время авиационной поддержки боевых действий вертолет, в составе экипажа которого он действовал, был поражен зенитной ракетой противника. Лейтенант, летчик-штурман вертолетной эскадрильи В. П. Александров погиб в составе экипажа. За мужество и отвагу награжден орденом Красного Знамени посмертно.
Ведущий 2: Не вернулся домой с афганской войны Александр Николаевич Махоткин. Александр в 1979 г. был призван в ВС, через год
был направлен в Афганистан. В одном из писем Александр написал: «Вот уже осталось два месяца служить, и я собираюсь домой». Больше писем не было. Александр Махоткин погиб при выполнении боевого задания. Это произошло 4 января 1981 г.
Ведущий 3: Вспомним Валерия Николаевича Романцова. В республике старший лейтенант, штурман звена, летчик вертолета Ми-24 Валерий Романцов продолжал выполнять свои обязанности. 5 июня 1984 г. вертолет, в составе экипажа которого он действовал, был обстрелян противником. При втором обстреле вертолет взорвался и сгорел. Романцов погиб.
Ведущий 1: Не вернулся домой Геннадий Печенкин выпускник нашего техникума. Геннадий родился 5 мая 1966 г. в селе Столяров-ка Мариинского района. В 1981 г. он поступает в наш техникум на отделение ТЛЗ. Из воспоминаний классного руководителя С. В. Колу-паевой:
«Геннадий любил читать, участвовал в литературных вечерах, занимался в драмкружке. Отличался дисциплинированностью и исполнительностью. Всякое порученное дело доводил до конца. По характеру был добрым. Занимался спортом, любил волейбол. Любил жизнь».
13.04.1986 г. был призван в ВС СССР. Был отправлен в учебку, в Таджикистан, и в августе того же года был направлен в Афганистан. С первых дней службы проявил себя достойно. Вскоре был назначен старшим механиком — водителем БТР. В письмах домой говорил, что очень скучает по родным местам, вспоминал огромную зеленую тайгу. А в Афганистане кругом горы, пески, пыль, тревожный рокот машин и беспощадно палящее солнце. 1 июля 1987 г. во время выполнения боевого задания (машины БТР сопровождали автомобильную колонну) Геннадий Печенкин погиб. Он посмертно награжден орденом Красной Звезды.
Ведущий 2: Воспомним о Максиме Кайго-родове, погибшем в Афганистане. С детства Максим отличался хорошим поведением. Всегда был послушен. Читал уже в шесть лет, рано выучил таблицу умножения. Своими руками вырезал из дерева пистолеты, автоматы, танки, самолеты. Как все мальчишки, любил играть в войну. Очень любил рисовать, письма друзьям из армии сопровождал рисунками. В школе Максим учился хорошо. Принимал участие в школьных и городских олимпиадах. На все у него хватало времени. После школы в 1986 г. он окончил курсы ДОСААФ. Но рабо-
тать водителем еще было нельзя — не исполнилось 18 лет. Максим работал грузчиком. Он мечтал служить в погранвойсках. 10 апреля 1987 г. ему вручили повестку на действительную службу. А 14 июня 1987 г. в жизни Максима волнующее событие — принятие военной присяги на верность своему народу, своей Родине. Позже Максим прислал письмо, из которого родители узнали, что его отправляют в Афганистан. 12 ноября Максим уже был в Афганистане. За 20 дней пребывания в Афганистане он стоял на посту дважды (охранял перекресток дороги Кабул — СССР). 3 дека-бря1987 г. в 12 часов должна была закончиться его смена, но вдруг на большой скорости прошла машина. Его прошили автоматной очередью. Максима на бронетранспортере доставили в госпиталь. Ранение было очень тяжелым. Максим умер на операционном столе, так и не придя в сознание. Тело Максима было доставлено на Родину в сопровождении товарищей по службе. Похоронен Максим на кладбище города в районе п. Баим. Память о нем увековечена в названии улицы города.
Ведущий 3:
Война свои подарки раздала,
Кому — звезда на грудь, кому — на холмик,
Кого-то развенчала догола,
А кто-то вписан в многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет,
И время врачевать умеет раны,
Давайте помнить тех, кто не пришел...
Нельзя нам забывать Афганистана.
Ведущие уходят.
Звучит отрывок из Песни «Краповый берет».
Преподаватель: Каждый человек на земле знает о том, что война — это огромнейшее зло. Но почему тогда бывает война? Почему? Мы говорим о ее разрушительной силе, боимся ее, но одновременно никто не гарантирует, что войны не будет в будущем. Представьте, что завтра должна начаться мировая война, которая охватит все народы, изменит ваш привычный образ жизни, разлучит с близкими, заберет все то, что вам было так дорого. Но вам предоставляется возможность убедить человечество отказаться от этой войны. Что бы вы сказали всей планете, стоящей на пороге войны?
Ответы студентов.
Преподаватель: Да, война, явление жестокое, страшное, но пока существуют на земле злоба, ненависть будут существовать и войны. Поэтому все завит от нас с вами, т. к. какие мы сами, таков и окружающий нас мир.
Звучит дудук. Выходит третья группа ведущих.
Преподаватель: Кавказ — земля древнейших культур, тонкая и изящная каемка между цивилизациями Востока и Запада. У многих Кавказ ассоциируется с горами, с прекрасными песнями и танцами, с теплым морем и сладкими фруктами. Но современный Кавказ стал местом военных конфликтов. Чечня.
Ведущий 1: Чечня. Сколько погибло мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг.
Самолет взлетает в небо, Увезет туда, где не был, От родной земли, От моей любви. Улыбнусь, а сердце плачет. Ведущий 2: В ноябре 1994 г. штурм Грозного закончился полным провалом.
Следующим шагом стал ввод в Чечню российских войск. Началась полная драматизма чеченская кампания, целью которой было сохранение целостности России и восстановление в Чечне конституционного порядка. Я, словно в пропасть, в утренний туман Ныряю, не задерживаясь долго. Горит Чечня, горит Таджикистан, Как в сорок третьем том горела Волга. Ведущий 1: Вспомним наших земляков, молодых парней, которым не суждено было вернуться домой.
Ведущий 2: Алексей Владимирович Бюк-сель. Он родился в г. Омске 27 июня 1980 г. В 1987 году пошел в первый класс, учился в Калининской средней школе. В 1995 году окончил школу и пошел учиться в Тайгинское училище № 54, которое окончил в 1998 году, получив профессию помощника машиниста электровозов. Занимался охотой, ремонтом мотоциклов. 26 ноября 1998 г. был призван в вооруженные ряды Мариинским городским военкоматом. Военную присягу принял 27 декабря 1998 г. Он погиб 8 ноября 1999 г. во время во время боевых действий на территории Чеченской республики. Награжден орденом Мужества посмертно. Похоронен Алексей на кладбище ст. Антибесская Мариинского района.
Ведущий 1: Геннадий Васильевич Кузнецов родился в 1961 году. Окончил школу в с. Усть-Серта. Поступил в ПТУ-83 г. Мариинска. Призван в ряды РА 2 мая 1980 г. Чебаркульским ВК
Читинской области. Погиб 29 декабря 1995 г. Похоронен в городе Мариинске на городском кладбище в 1996 году.
Ведущий 2: Вспомним Сергея Владимировича Кульдишова. Служил в в/ч 74819, погиб 15 мая 1995 года в республике Чечня, г. Грозный. Погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в г. Мариинске.
Ведущий 2: Вспомним Александра Сергеевича Горбачева. Родился 19 февраля 1983 г. в с. Суслово. В 2001 году был призван в ряды Российской Армии. При выполнении боевой задачи, спасая жизнь товарищей, погиб в горящем бронетранспортере 22 ноября 2002 г. в Чеченской Республике, населенном пункте Аллерой Ножайско-Юртовского района. Похоронен в с. Суслово Мариинского района.
Ведущий 1: Вспомним Сергея Юрьевича Кузнецова. Родился 6 ноября 1977 г. Был студентом нашего техникума. Учился на отделении ТА. По окончании техникума в 1998 г. Сергея призывают в армию. Сбылась его мечта: он попал на службу в отряд специального назначения (спецназ) «Русич» Ростовской области. И вот уже домой летит первая весточка.
Ведущий 3: Читает письмо. Здравствуйте, мои родные! У меня все хорошо, все нормально. Нахожусь я в первой боевой группе. За меня не волнуйтесь. Ты же, мамуль, знаешь, что я хотел попасть в спецназ, и поэтому — чего хотел, того добился. Конечно, здесь нелегко, но вы же знаете, я не искал легких занятий. Из 200 человек, прибывших сюда на службу, осталось только 50, остальные не выдержали и перевелись в другие места. Скоро у нас будет сдача на краповый берет, буду пробовать сдавать. Пока не сдам, не успокоюсь. Вы же меня знаете, если я что-нибудь задумаю, то добиваюсь.
Ведущий 1: В августе 1999 г. Сергей в составе отряда был направлен в командировку для выполнения служебно-боевых задач в Чеченской республике.
Ведущий 3: Читает письмо. Здравствуйте, мои дорогие! У меня столько для вас новостей! Во-первых, все хорошо, но я ужасно хочу домой. Во-вторых, я теперь командир первого штурмового отделения, и в-третьих, самое главное — сегодня — 9 февраля 2000 г., когда исполнилось ровно 15 месяцев армейского срока, мне вручили краповый берет. Это самая высокая награда солдата-спецназовца и получают ее немногие (из 80 человек до конца доходят не более двух).
Ведущий 1: Из последнего письма Сергея Кузнецова домой, написанного 2 марта 2000 г.
Ведущий 3: Читает письмо. Здравствуйте, мои дорогие! У меня все хорошо. Все нормально. Я вам уже писал, что получил краповый берет — это все, чего я хотел добиться в армии. Теперь думаю, чем бы еще заняться? Мамуль не знаю, когда дойдет это письмо, но пользуясь случаем, хочу поздравить тебя с женским днем — 8 Марта. Хочу пожелать тебе самого лучшего, что есть на земле.
Ведущий 2: В канун праздника, когда еще не пришло поздравление от сына, заныло материнское сердце. 11 марта в городской военкомат на имя матери Сергея Тамары Егоровны, пришло извещение:
Ведущий 1: «С прискорбием сообщаем о том, что Ваш сын, ефрейтор Кузнецов Сергей Юрьевич, 1977 года рождения, выполняя боевое задание, верный Военной присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 6 марта 2000 года в Чеченской республике в боях за п. Комсомольское».
Ведущий 2: Наш музей лесотехнического техникума бережно хранит память о солдате Сергее Кузнецове.
Звучит песня под гитару «Снежная дорога».
Представление аудитории матерей погибших сыновей. Преподаватель говорит слова благодарности за их сыновей и вручает цветы и памятные сувениры.
Преподаватель: Светом благодарной памяти, светом любви нашей пусть озарятся имена павших. Вспомним тех, кого сегодня нет с нами. Вспомним тех, кто уже никогда не вернется с поля боя. Вспомним тех, кому не суждено было увидеть эту весну. Вспомним всех тех, кто прошел дорогами войны. Итак, я объявляю минуту молчания.
Минута молчания.
Преподаватель: Война и смерть — перед ними равны все. Я обращаюсь ко всем присутствующим и прошу вас, перед памятью павших во имя Родины освободите свои сердца от злобы и гнева. Простим друг друга. Мне хочется каждому из вас подарить белого журавля, сложенного из бумаги. Птица с длинной шеей в Китае и Японии вот уже третий век считается символом удачи и долгой жизни. А вторая мировая война придала древней фигурке еще одно значение — символа мира. Пусть этот журавлик принесет вам мир, удачу и долгую счастливую жизнь.
Звучит песня «Как упоительны в России вечера».