Научная статья на тему 'О героях былых времен'

О героях былых времен Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
598
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ОРИГИНАЛЬНЫЕ АВТОРСКИЕ ТЕКСТЫ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЯ / СЦЕНАРИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бастракова Мария Михайловна

Автор предлагает сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической тематики для учащихся 3-х классов. Цель внеклассного мероприятия воспитание достойных граждан России, развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Задачи: расширить знания детей о героях дней минувших, развить интерес к героическому прошлому своего народа, воспитать интернационально-патриотические чувства. На мероприятии детям рассказывалось о том, что прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб, что эти детей могли бы вырасти смелыми, благородными людьми, так необходимыми Родине... Мероприятие разрабатывалось и проводилось Марией Михайловной Бастраковой учителем информатики, ГБОУ СОШ № 644 Санкт-Петербурга и Киселевой Надеждой Анатольевной учителем начальных классов МБОУ СОШ № 20 Новочебоксарска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бастракова Мария Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О героях былых времен»

Эксперимент и инновации в школе

Война глазами детей

№ 2/2015

М.М. Бастракова

О героях былых времен...

Аннотация

Автор предлагает сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической тематики для учащихся 3-х классов. Цель внеклассного мероприятия — воспитание достойных граждан России, развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у детей профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества. Задачи: расширить знания детей о героях дней минувших, развить интерес к героическому прошлому своего народа, воспитать интернационально-патриотические чувства.

На мероприятии детям рассказывалось о том, что прошедшие войны вычеркнули из жизни множество детских судеб, что эти детей могли бы вырасти смелыми, благородными людьми, так необходимыми Родине... Мероприятие разрабатывалось и проводилось Марией Михайловной Бастраковой — учителем информатики, ГБОУ СОШ № 644 Санкт-Петербурга и Киселевой Надеждой Анатольевной — учителем начальных классов МБОУ СОШ № 20 Новочебоксарска.

Ключевые слова:

патриотизм, оригинальные авторские тексты, методические разработки мероприятия, сценарий

Сценарий

Вступительное слово. Во все времена наша Родина подвергалась нападениям, но всегда были отважные и преданные люди Земли своей. Вспомним богатырей и простых солдат, которые участвовали в наиболее значимых войнах: от Ледового побоища, Куликовской битвы до Великой Отечественной войны, а далее поговорим о более современных войнах в Афганистане, Чечне, которые затронули многие современные семьи.

Война — страшное и пугающее слово. Война... Сколько горя, слез, боли, бессонных ночей и материнской скорби заключено в этом слове. Сколько солдат полегло в наших землях. Великая Отечественная война была народной потому, что в ней участвовали не только профессиональные солдаты. На защиту Родины встал весь народ, от мала до велика.

Ученик читает стихи.

Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблекли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник, И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, в тот миг Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной, Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось!

Звучит фонограмма песни «Священная война», дети читают стихи.

Сорок первое лето, приспела пора сенокоса, Но расколота тишь взрывом бомбы в рассветном дыму.

Уходили на фронт хлеборобы, крестьяне с покосов,

Уходил и мой дед на жестокую эту войну.

Встала вся страна на бой. От мала до велика. Дети работали у станков, женщины строили баррикады, а юные девушки и парни уходили защищать свою Родину. Учащиеся исполняют песню «Огонек».

Отец твой дерется с врагами — Тяжелая это работа. Все люди встают, защищая Страну, как родную мать.

У нее большие хлопоты, Большие дела и заботы, Ей будет трудно порою — Ты должен ей помогать.

О героях былых времен...

В те горестные годы дети быстро взрослели.

Инсценировка.

1-й: Что теперь будем делать? Как жить?

2-й: Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду бить фашистов.

1-й: Моряком, конечно, хорошо, но лучше быть танкистом. Сяду в танк, развернусь — и нет целого полка!

3-й: Пока мы еще вырастем!.. А я буду токарем, как мой отец. Буду вытачивать на его станке снаряды.

1-й: В суровые годы войны рядом с взрослым встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали теплые вещи.

2-й: Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла?

И синее небо, и запах простого цветка?

Пришли на заводы работать мальчишки Урала,

Подставили ящики, чтобы достать до станка.

3-й: Тяжелые испытания принесла война детям. Героизм и мужество проявили тысячи ребят. Многие из них отдали свою жизнь за свою Родину.

С 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года Ленинград был взят фашистами в кольцо. 900 дней длилась блокада. Мирным жителям города пришлось испытать все лишения войны — голод, холод, бомбежки... и их жизнь в блокадном Ленинграде мы тоже называем подвигом.

Уходили на священную войну мальчишки и девчонки — ваши ровесники.

Стихи читает ученица 3-го класса.

— В чем же дело? Чья гармошка?

— Чья была, того, брат, нет.

И сказал уже водитель Вместо друга своего:

— Командир наш был любитель. Схоронили мы его.

— Так. — с неловкою улыбкой Поглядел боец вокруг, Словно он кого ошибкой Нехотя обидел вдруг.

Поясняет осторожно, Чтоб на том закончить речь:

— Я считал, сыграть-то можно, Думал — что ее беречь.

А стрелок:

— Вот в этой башне

Он сидел в бою вчерашнем. Трое — были мы друзья.

— Да нельзя, так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею, Я вторую, брат, войну. И ранение имею, и контузию одну.

Только взял боец трехрядку, Сразу видно — гармонист. Для началу, для порядку Кинул пальцы сверху вниз.

Санитарка

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший 41-й год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

Потому что имя ближе, чем Россия,

Не могла сыскать.

Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей продолжалась всенародная битва с германским фашизмом. Шел смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Но даже в дни тяжелых испытаний — в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре — наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

В годы войны наши славные воины умели не только побеждать, но и в редкие минуты затишья они умели отдыхать.

Инсценировка главы из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

— У кого гармонь, ребята?

— Да она-то здесь, браток.

Оглянулся виновато

На водителя стрелок.

— Так сыграть бы на дорожку!

— Да сыграть — оно не вред.

И от той гармошки старой, Что осталась сиротой, Как-то вдруг теплее стало На дороге фронтовой.

В любую свободную минуту солдаты писали письма, ведь дома весточку с войны ждали их матери, жены, дети, но, к сожалению, не всегда домой приходили заветные треугольники.

Учащиеся исполняют песню «На поле танки грохотали».

В годы войны погибли свыше 20 миллионов наших граждан.

Рассказывает ученик 3-го класса.

Каждый день Великой Отечественной войны и на фронте, и в тылу — это подвиг беспредельного мужества и стойкости людей, верности Родине. И все это ради Победы! И он пришел этот день, 9 мая 1945 года — День Победы.

Рассказы о прадедах — участниках войны.

Живут с нами рядом России солдаты, Их пристален взгляд, как прицел автомата. Все снятся им горы Афгана, Чечни — Они и герои, и жертвы войны.

Оставшись за кадром крутых кинолент, Живет опаленный в боях контингент. И если мы подвиг солдат позабудем, Нам в трех поколеньях прощенья не будет.

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

Рассказы об отцах и дедах — участниках афганской и чеченских войн.

Придет время — и наши мальчики тоже станут солдатами. Им придется встать на защиту нашего мирного неба, и будем надеяться, что они никогда не узнают, что такое война, и их служба в армии будет мирной.

Жизнь пройдет, а это не сотрется. Рисуют мальчики войну, Рисуют танки и «катюши». Висят во всю листа длину Снаряды толстые, как груши. Рисуют мальчики войну.

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Рисуют мальчики войну.

Благодарю свою страну И тех, кто пал в последнем шаге, За то, что мальчики войну Узнали только на бумаге.

Рассказы обучающихся

Мой прадедушка — разведчик

Дедушка моей мамы был на войне. Он дошел почти до Берлина и воевал на разных фронтах. У него есть несколько орденов и медалей. Он был разведчиком и добывал на войне разные сведения в тылу врага. Он иногда рассказывал моей маме интересные случаи. Однажды им приказали захватить языка, чтобы узнать о планах врага. Они оделись в белые маскировочные костюмы и пошли за линию фронта. Там было несколько землянок — но какую из них выбрать? Командир приказал ждать и прислушиваться. Они прождали очень долго и вдруг услышали: в одной из землянок играл патефон. Командир решил брать языка из этой землянки. Тогда они захватили приехавшего на фронт пропагандиста с очень важными документами. Мы очень гордимся нашим дедушкой.

Света Подвальнова

Мой прадед

Прошло больше 60 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. Почти каждую семью задела эта страшная трагедия. Погибли отцы, деды, мужья, жены, сестры, братья, дочери и сыновья. Четыре года шла кровопролитная война за нашу Родину. Мирным небом над головой мы обязаны нашим прадедам. Мой прадедушка тоже участвовал в этой войне. Его звали Василий Федорович Астаков. Ему было 23 года, когда началась война. Дома он оставил жену и мать и вместе с двумя своими братьями ушел на фронт. Прадедушка был дважды ранен. Первое ранение он получил уже в начале войны под городом Вязьмой, когда шли тяжелые кровопролитные бои с немецкими захватчиками. Фашистская пуля прошла навылет, едва не задев позвоночник. Своим спасением дедушка обязан санитарной собаке, которая нашла его на поле боя

без сознания, так как дедушка потерял много крови. Тяжелое ранение он лечил в госпитале в городе Чите. После выздоровления он сразу же вернулся на фронт и продолжил сражаться за нашу Родину. Он был очень храбрым и мужественным.

Второе ранение дедушка Вася получил в 1942 году в боях под городом Минском. Это ранение уже навсегда сделало его инвалидом. Дедушка потерял на войне левую ногу. Это случилось в редкие часы затишья между боями, когда становилось спокойно и лишь изредка были слышны редкие автоматные очереди. Дед сидел в окопе вместе с группой солдат и отдыхал после боя. По приказу командира он отправился за водой. Дедушка успел отойти на несколько метров, как вдруг раздался страшный взрыв, из-за которого его тяжело ранило в ногу. Его товарищи, оставшиеся в окопе, погибли, а его, можно сказать, спасло поручение командира, хотя это и стоило ему потерянной ноги. После госпиталя дед вернулся домой. У него очень много медалей и орденов, которые он заслужил на войне. Я горжусь своим прадедом и хочу быть таким же смелым.

Егор Спиченков

Моего прадеда звали Никифор Макарович Макаров. Он родился в 1914 году. Воевал с немцами на Северном фронте около Мурманска с 1941 года. Он был командиром роты. В одном бою он был тяжело ранен в руку. У него 8 медалей. Он остался инвалидом войны. Дед прожил 88 лет.

Аня Качушкина

Моего дедушку зовут Александр Алексеев. Ему 83 года, он живет в Канаше. Дед воевал на 1-м Белорусском фронте. В одном из боев он получил тяжелое ранение головы и теперь плохо слышит. У него очень много медалей. Я очень люблю своего деда и горжусь им.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юля Четверикова

Наших дедов не зря называют поколением героев, на их долю выпали огромные испытания. Моего дедушку Афанасия Васильевича Васильева призвали в армию в октябре 1943 года, когда ему исполнилось 18 лет. Он попал на 4-й Украинский фронт. В 1944 году в Чехословакии его ранили в бою. После лечения дед вернулся в свою часть, переведенную в Западную Украину. Там ему вручили первую награду — медаль «За отвагу», позже — орден Отечественной войны II степени.

В 1950 году он демобилизовался, вернулся в Чувашию, поступил в пожарную часть. За 33 года службы он прошел путь от рядового бойца до начальника Новочебоксарского отряда пожарной охраны. В январе этого года дедушке исполнился 81 год.

Наташа Васильева

Я хочу рассказать про своего прапрадедушку. Его звали Иван Фомич Фомин. Он родился в 1910 году в деревне Яндово. В 1935 году дед связал свою судьбу с Матреной Ивановной Ивановой. У них родились три дочери.

В ноябре 1939 года дедушка был призван на Финскую войну. Домой вернулся в мае 1940 года. Но в 1941 ему вновь пришлось идти защищать свою Родину, оставив дома маленьких детей и жену, которая ждала

О героях былых времен...

еще одного ребенка. Дед очень мечтал о сыне, который стал бы наследником, опорой, помощником. 7 декабря 1942 года Иван Фомич геройски погиб в бою под деревней Некрасово Калужской области. Он так и не узнал, что у него родился долгожданный сын.

Настя Иванова

Мой прадедушка — старшина

Мой прадедушка Михаил Алексеевич Бурмаков родился в деревне Асаново в 1923 году. В 1942 году его призвали в Красную Армию и послали учиться в Челябинск. Вскоре из училища в звании старшего сержанта его направили в действующую армию.

Первое боевое крещение мой прадедушка получил в боях за Орел. Он был назначен командиром орудия отдельного артдивизиона. В тех сражениях их орудийный расчет подбил четыре танка, уничтожил десятки фашистов. За это дедушку наградили медалью «За отвагу». После освобождения Орла их дивизия, не останавливаясь, гнала немцев на запад. Во время одного из боев дед был ранен, и его отправили в госпиталь. После излечения его назначили командиром разведотделе-ния. Дедушка отличился смекалистостью и бесстрашием при форсировании Днепра у города Быхова. За этот подвиг его наградили орденом Красной Звезды.

Так с боями он в составе своей части дошел до границы нашей страны, вступил на территорию Польши, потом дедушка участвовал в освобождении Варшавы, сражался в Германии. Войну он закончил в звании старшины.

Юля Ялукова

Мой папа

Я хочу рассказать о своем папе. Его зовут Валерий Николаевич Блинов. Он прапорщик, служит в милиции.

Мой папа храбрый и честный человек, он является для меня примером. Папа несколько раз выезжал в Чеченскую Республику миротворцем. Он и сейчас находится в служебной командировке в Чечне. Уже не один раз папа был награжден. За свою службу он получил медали «200 лет МВД России», «За отличие в службе», «За службу на Кавказе», «За службу России». Я очень жду его возвращения. Я горжусь своим папой.

Коля Блинов

Мой папа, Игорь Анатольевич Бондарев, как и все, в положенный срок был призван в ряды нашей армии. В декабре 1994 года его полк был направлен в зону чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики для выполнения специальных задач по разрешению военного конфликта. Сразу же он был назначен командиром батальона связи. Батальону под его командованием было поручено обеспечить связью отдельно расположенные подразделения. Риск был огромный, ведь боевики были готовы на все, чтобы оставить без связи батальоны мотострелков. Папе удавалось не только тянуть километры соединительных проводов, но и грамотно руководить вверенным ему батальоном, что позволило сохранить многие жизни. За отлично выполненное задание папа был награжден медалью «За отвагу».

Настя Бондарева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.