Научная статья на тему 'Традиции воспитания воинов России'

Традиции воспитания воинов России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
570
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тарасов М. М.

В статье предпринята попытка дать краткую характеристику зарождения, становления и развития славных традиций воспитания воинов России от древнейших времен до наших дней, когда внутренним войскам МВД приходится выполнять служебно-боевые задачи в условиях борьбы с международным терроризмом во всех формах его кровавого проявления.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article there was an attempt to give a brief characteristic of foundation and development of Russian soldiers' glorious traditions from ancient times through nowadays, when Internal Troops of Interior ought to carry out service and combat tasks in conditions of fighting against international terrorism in all its forms.

Текст научной работы на тему «Традиции воспитания воинов России»

ИСТОРИЯ РОССИИ

М.М. Тарасов

ТРАДИЦИИ ВОСПИТАНИЯ ВОИНОВ РОССИИ

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России

Война как способ достижения цели путем насилия и в XXI в. остается актуальной: «...военная сила, хотим мы этого или нет, - говорил министр обороны России С.Б. Иванов, - по-прежнему остается традиционным средством достижения политических целей, выступая в качестве одного из эффективных средств противодействия угрозам международной безопасности...» [1, с. 4].

В любой войне взаимодействуют два фактора: техника и человек. Техника без человека мертва, а поэтому человек является главным фактором, определяющим исход борьбы. Победа в войне, как известно, обусловлена состоянием духа масс, которые на поле брани проливают свою кровь.

Таким образом, морально-психологический фактор, морально психологическое превосходство, состояние духа и являются главными в войне. Каждая нация, отдавая львиную долю бюджета на нужды армии, стремится, чтобы ее солдаты были лучшими в мире. Общепризнано, что русский воин всегда отличался стойкостью, мужеством, выносливостью, героизмом и самопожертвованием. Даже германский канцлер О. Бисмарк отмечал, отдавая должное стойкости русского солдата, что его мало убить, его надо еще повалить[2].

В чем же корни этих качеств русского, а в прошлом славянского воина, его непобедимости? Попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к истории.

Поскольку воинские традиции многогранны, то автор попытается исследовать только три их ипостаси: традицию патриотизма, верность воинскому знамени и присяге.

Само слово патриотизм происходит от латинского paths - род, patri-otes - сородич, соотечественник, a patra, padre - отец, поэтому понятие патриотизм подразумевает любовь к Отечеству, Родине.

Это понятие возникает в древности с образованием семьи в человеческом обществе, когда на смену матриархату - власти женщины, основанному на ее приоритете в собирательстве как основном источнике пищи, приходит патриархат. Мужчина-охотник становится главным добытчиком пищи как основы жизни, и его власть становится преоблада-

ющей. Избыток пищи дает ему правооснову для создания семьи. Наследование опыта отца в искусстве охоты, а также наследование сыном орудий охоты и составили отеческую спадщину, родовое наследство. Позже, с объединением родов в племенные союзы (сначала как временные, перед лицом угроз, а затем как постоянные), происходит расширение понятия отеческого наследия, включающего места обитания, имущество племени, орудия труда всеми мужчинами этого племени. С осознанием себя как этноса, нации в понятие отеческого наследия включается вся страна, т.е. Отечество, Родина.

Как раньше семья, род, так потом племя и нация идентифицируют себя посредством определенного знака: цвета, узора, раскраски, татуировки, которые становятся их символом - знамением (по которому их узнают), а с появлением государства - знаменем. Отличительным знаком государства или его организаций - войска, кораблей и т.д., становятся флаг, знамя. Действительно, глубоко понять феномен нации можно только генетически - обращаясь к далекому прошлому, к образу примитивных обществ. Цвета также ассоциировались с определенными понятиями: красный - символ Марса, бога войны; белый - символ чистоты, верности, мира; голубой -цвет неба, надежды, небесных сил; синий - цвет моря, воды, источника жизни; желтый - цвет неволи, пустыни; черный - символ земли, смерти и т.д.

Перипетии борьбы за места обитания, за территории, за право жить по-своему делают профессию защитника Отечества главной, а воина окружают почетом. Воины и их героические поступки воспеваются в песнях, передаются в былинах, думах, сказаниях и сказках. В преданиях воин - защитник матери, отца, братьев и сестер, а мать - символ дома, отец - Отечества, Родины. В фольклоре воин защищает, освобождает пленников из неволи, от колдунов и колдуний, Кощея и Бабы-Яги, огненного чудища - Змея Горыныча и т.д. Былины, сказания, сказки, песни, думы, предания прославляют защитников земли Микулу Селяниновича, Илью Муромца, Алешу Поповича, Никиту Кожемяку, Ивана Котигорошка, Ослябью и Пересвета, славят

труженика, который оставляет мирный труд - пахоту, обработку кожи и т.д. - ради защиты соплеменников, родной земли. Они становятся примерами, символами рода, племени, народа, объектом подражания и окружаются всенародной любовью, их воспевают в песнях и былинах, которые передаются с колыбельными песнями матери, с пересказами бывалых воинов. Сострадание к ближнему, готовность защитить лежат в основе русского патриотизма, они становятся национальной традицией. Дух предков наших - славян - всегда отличался миролюбием, они рубили избы, пахали землю, растили детей. В преданиях Микула Селянинович пахал землю. Он оставлял соху (орало) только ради защиты своей земли и своего дома. Вот почему любовь к своей земле, дому и патриотизм не разделимы. Они не случайно подвергаются столь яростным атакам сегодня, и именно потому, что патриотизм является краеугольным камнем, основанием стойкости славян, русских воинов перед лицом угрозы. Враги славян и славянства всегда прилагали огромные усилия, чтобы не допустить глобального объединения славян. Даже основоположники научного коммунизма, и в частности К. Маркс и Ф. Энгельс, выступали против панславизма.

Давнее римское «разделяй и властвуй» составляло и составляет кредо тех, кто боролся и борется против единства славян, этого «... исконно непокорного народа...», против единства которого боролся автор этих слов, основатель ЦРУ Аллен Даллес [3, р. 435].

Защита родного очага, родной земли на Руси всегда считалась священной обязанностью, а с принятием христианства освящалась церковью, как освящались оружие и символы воинской принадлежности и воинской славы: знамена до IX в. - как знак (изображение орла, совы, льва, тифа, змеи и т.п.), а с IX в. - как полотнище (у славян стяг, знамя). С принятием православия на знамени изображался лик святых, а знамя стало называться «хоругва», превратившись в войсковую святыню.

С XI в. появляется и звание хорунжий (знаменосец). С 1649 г. хоругва (хоругвь) в России заменяется прапором, и знаменщики - прапорщиками. С созданием регулярных частей Петр I устанавливает форму, рисунок и расцветку воинского знамени, и хотя лик святых уже не доминирует, знамя не перестает быть святыней - символом воинской чести, доблести, славы, напоминающим каждому воину о героических традициях предков, священном долге защиты Отечества. Знамя указывает на принадлежность к вооруженным силам определенного государства, а его форма и цвет - на вид вооруженных сил.

В первом воинском Уставе, разработанном Петром I и принятым в 1714 г., содержалось требова-

ние относиться к знамени как к святыне, а потеря знамени, уклонение от защиты его карались смертью. В артикуле 94 говорилось: «Которые, стоя перед неприятелем или в акции, уйдут и знамя или штандарт до последней капли крови оборонять не будут: оные имеют, шельмованы быть, а когда пой-маются, убиты будут, или же возможно, в роту или полки отданы, и тамо без процессу на первом дереве, которое прилучится, повешены быть» [4, с. 76].

Такое отношение к воинскому знамени первых регулярных полков сохранилось и в последующие века. Поэтому на протяжении веков русское воинство защищало знамя как символ чести, доблести и воинской славы. Когда русские полки армии Самсонова попали в 1914 г. в окружение, то знаменщики и ассистенты, офицеры и рядовые закапывали знамена, разрезали их на полоски и носили на теле, делали все, чтобы спасти знамя, чтобы слава их полков продолжалась.

То же самое было в годы Второй мировой войны. Ни одна армия мира не может похвастаться знаменами русских полков, взятых в боях, и ни одна армия мира не может похвастаться таким количеством трофейных турецких, шведских, немецких, японских и др. знамен побежденных армий, как русская армия. Известен случай, когда в русско-турецкой кампании 1828-1829 гг. русский корабль «Рафаил», окруженный турецкой эскадрой, по решению ее командира спустил флаг и был пленен. Потом, когда корабль и его команда были освобождены, корабль по приказу царя Николая I был на глазах русского флота сожжен, а офицерскому составу было навеки запрещено вступать в брак, «...дабы предатели не размножались» (цит. по: [5, с. 5]).

Когда в Великую Отечественную войну знамя окруженного 214 кавалерийского полка 63 дивизии было потеряно, то приказом НКО СССР № 0380 от 23 ноября 1944 г. командир полка был разжалован, а часть была расформирована, и личный состав переведен в штрафные формирования.

Верность Отечеству подтверждалась присягой. Клятва (по-нормански - рота) приносилась издревле. Молодые дружинники первоначально приносили роту на верность воинскому братству. Ритуально это обозначалось круговым причастием к напитку славян «сурье», в который братающиеся в воинское побратимство добавляли капли своей крови. Позже этот обычай принял форму коллективной роты своему князю. В XVII в., с созданием регулярных воинских частей Петром I, клятва обрела форму государственного акта и принималась перед воинским знаменем, став традиционным воинским ритуалом.

Коллективизм, воинское братство в прямом и переносном смысле - в крови славянских, русских воинов. Это вынуждены признавать все, начиная со

времен Геродота и до настоящего времени (см.: [6; 7]). Не только отец истории Геродот, но и многие путешественники, торговцы, историки отмечали выносливость, мужество и стойкость славян, называя их «гипербореями»1. О мужестве и отваге русских воинов ходили легенды. Русские воины во главе с князем Олегом побеждали воинов самой могущественной Византийской империи. Они в 907 г. взяли штурмом ее столицу Царьград (ныне Константинополь) и в знак победы прибили русский щит на вратах города. Когда в 971 г. малочисленная дружина князя Святослава была окружена войсками византийского царя Цимисхия вблизи г. Дорос-тол (ныне г. Силистрия в Болгарии), то русские воины не только выдержали трехмесячную осаду, но, открыв ворота крепости, вышли, чтобы сразиться - 20 тысяч против 45, и добились почетного мира.

Накануне битвы князь Святослав собрал совет дружины, на котором обратился к воинам со словами: «...Если мы сейчас поддадимся (ромеям)... погибнет слава, спутница русского оружия, без труда побеждавшая соседние народы и без пролития крови покорявшая целые государства. Потому с храбростью предков наших и с мыслью о том, что русская сила до этого времени была непобедима, сразимся мужественно за нашу жизнь. У нас нет обычая спасаться бегством в свою землю... Жить победителями, совершив знаменитый подвиг, или умереть со славой. Не посрамим землю Русскую! Ляжем тут костьми, а мертвые сраму не имут». Утром 22 июля 971 г. русичи, как писал византийский историк Лев Диакон: «...сильно напали на ромеев, кололи их копьями, разили коней стрелами, а всадников - сбивали на землю...». Они не могли победить вдвое превышавших по численности ромеев, но дрались столь упорно, что Цимисхий, потрясенный мужеством славян, с охотой принял предложенный Святославом почетный мир (см.: [8, с. 208;

9, с. 54-57]).

Обращение к воинам накануне сражения тоже стало традицией. С таким обращением выступил Петр I накануне Полтавской битвы, М. И. Кутузов в 1812 г., И.В. Сталин в 1941 г. и др. Русские воины считали для себя позором бегство с поля боя или сдачу в плен. Попав в плен, если такое случалось, они искали способы бежать, чтобы вновь сражаться. В годы Великой Отечественной войны тысячи советских воинов, солдат и офицеров, бежавших из плена, сражались в отрядах сопротивления от Норвегии до Италии и Греции. Многие из них были награждены норвежскими, бельгийскими, польскими, французскими, итальянскими наградами, а Василий Порик во Франции и Федор Полетаев в Ита-

лии - высшими наградами этих стран.

Выполняя требования присяги, более 12 тысяч воинов стали Героями Советского Союза, 2620 - кавалерами ордена Славы. Проявление мужества и героизма было массовым. Целые подразделения -28 панфиловцев в 1941 г., 25 героев-широнинцев в 1942 г., 55 морских пехотинцев николаевского десанта старшего лейтенанта Ольшанского К.Ф. в 1944 г. — стали одновременно Героями Советского Союза. Около 300 летчиков применили огненный таран, 250 воинов закрыли собой амбразуры дзотов. За форсирование р. Вислы 14 января 1945 г. все солдаты и сержанты 1-го батальона 215 стрелкового полка были награждены орденом Славы, а подразделение объявлено батальоном Славы.

О стойкости и упорстве русских и советских солдат, как и всего народа, говорят многие факты истории. Вспомним защиту русскими г. Козельска от татаро-монголов, которые так и не сдались врагу, вспомним легенду о городе Китеже. А мужество защитников советской земли? Ленинград сопротивлялся 900 дней и ночей, Севастополь — 250, Сталинград — 200, Керчь — 167, Одесса — 73, Киев — 71 день. Для сравнения: Норвегия оказывала сопротивление 61 день, Франция — 39 дней, Польша — 36, Греция — 24, Бельгия — 18, Югославия — 2, Голландия — 5, Дания и Люксембург — 1 день.

Перед советскими войсками смогли устоять города: Бреслау — 81 день, Кенигсберг — 71, Шнейде-мюлль — 19, Берлин — 19, Эльдинг — 15, Гумбинен — 3 дня.

Воины советской и российской армии продолжили традиции русичей. Во время войны в Афганистане попавшие в плен воины, которые содержались в лагере Бадабер, в 35 км от Пешавара, 26 апреля 1985 г. во время вечернего намаза сумели разоружить часового. 12 советских воинов захватили склад оружия и пытались освободиться из плена. Они сражались до 8 часов утра 27 апреля против многочисленных сил, пока не были расстреляны в упор установками залпового огня. Они взорвали захваченный ими склад боеприпасов и погибли. Эти 12 человек уничтожили 3 реактивные установки «Град», около 2000 ракет и снарядов, 40 орудий, минометов и пулеметов, 9 представителей пакистанских властей, 28 офицеров пакистанского спецназа и 6 американских инструкторов. Имена шести из двенадцати удалось установить. Это рядовые: Васьков И.Н., Дудкин Н.И., Зверкович А.Н., Коршенко С.В., Левчишин С.Н., Саминь Н.Г. [10, с. 13].

Советские воины демонстрировали не только беспримерное мужество и героизм, но и высокую выучку, воинское мастерство. Так, рота капитана

1 Борей - бог северного ветра; в переносном смысле - порывистый, холодный ветер. Гипербореи - живущие за бореем, за северным ветром.

Капустина в Афганистане только в одном бою с бандой уничтожила 495 душманов, потеряв всего 2 солдат своей роты. За мужество и героизм более 90 солдат и офицеров, сражавшихся в Афганистане, стали Героями Советского Союза.

Так же мужественно сражались русские воины в первой и второй чеченской войне. Вспомним подвиг 6-й роты 104 парашютно-десантного полка, псковских десантников, преградивших путь банде в тысячу человек в Аргунском ущелье 1 марта 2000 г. [11, с. 3]. В критической ситуации боя, при гибели офицеров рядовые, как и в годы предыдущих войн, брали командование на себя. Так, в 1996 г. в Чечне рота, которая была окружена превосходящими силами бандитов, 9 дней сражалась, и когда погиб командир роты, рядовой Сорокин Юрий Валерьевич взял командование на себя и спас этим остатки роты от гибели. За этот подвиг он был удос -тоен звания Героя России.

Подобный же подвиг совершил сержант армейского спецназа Дмитрий Никитин. За героизм и мужество в Чечне десятки солдат и офицеров были удостоены высокого звания — Герой России.

Таким образом, рассуждая об истоках русского патриотизма и русской стойкости, надо отметить, что они кроются в великой любви к родной земле, к обычаям, песням, преданиям и ко всему своему. Чужое порицалось на Руси. Не потому ли русскую культуру, совершенство которой вынужден признавать Запад — русскую литературу, балет, театр, кино, именно их патриотическое содержание пытаются подорвать ныне «доброжелатели России» всех мастей и заменить их «масс культурой», «попсой».

Без государственной политики развития национальной культуры, в основе которой должно лежать воспитание гордости за родную землю, ее исторических предков, их достижений, трудовых и ратных подвигов, воспитание патриотов останется пустым звуком, а воинская служба будет считаться презренным, пустым занятием. Кто из сегодняшней молодежи знает своих героев? Кто знает ныне о воинах Святослава, чудо-воинах Донской битвы, героях Ледового побоища, поля Куликова, Отечественной войны 1812 г., суворовских чудо-богатырях, матро-сах-ушаковцах? Как ни странно, еще меньше современные юноши знают о героях-широнинцах, панфиловцах, героях-интернационалистах, воевавших в Испании, Китае, Корее, на Ближнем Востоке, в Анголе, Эфиопии, Ливане, Мозамбике, Кубе, Вьетнаме, Афганистане. Совершенно не пропагандируются подвиги воинов сегодняшнего XXI в. Что сегодня знают молодые люди о героях России в чеченской войне, о тех героях, кто с честью выполнил свой воинский долг?

Нелишне будет напомнить и слова немецкого военного теоретика Карла фон Клаузевица, кото-

рый сказал в свое время: «Россия не такая страна, которую можно действительно завоевать, т. е. оккупировать... такая страна может быть побеждена лишь собственной слабостью и действиями внутренних раздоров» [12, с. 5].

При русских царях имена героев войн увековечивались на памятных досках в московских дворцах и храмах, залах воинской славы, увековечивались в памятниках и надгробьях, картинных галереях, а воины опекались монастырями и государством.

Что можно сегодня сказать по этому поводу, если те, кто полег в Долине Смерти в Заполярье, в Мясном Боре под Ленинградом и в других местах, до сих пор не захоронены?

А.А. Жомини был убежден, что всемерное поощрение «воинственного духа» должно быть «целью мудрого правительства», особенно «в такую эпоху, когда стремление к материальному благосостоянию сделалось господствующей страстью общества». Он считал, что «первый способ поощрения военного духа состоит в том, что армию окружают всеобщим уважением и вниманием. Второй способ: обеспечить за людьми, оказавшими услугу государству, преимущества при назначении на все административные должности или даже требовать для замещения... должностей прохождения... военной службы» (цит. по: [13, с. 361]).

Правительство, считал А.А. Жомини, которое под каким бы то ни было предлогом оставляет в пренебрежении свою армию, является в глазах потомства достойным осуждения, потому что оно тем самым подготавливает унижение своей стране и своим войскам. Армия должна быть предметом постоянных попечений правительства.

Как актуальны сейчас эти слова! Ведь когда римляне, как и нынешние отечественные лжепаци-фисты, перестали смотреть на военную службу как на честь и долг, предоставив ее наемникам, гибель империи стала неизбежной. «Горе тем странам, -предупреждает А. А. Жомини, - в которых роскошь откупщика и кошелек биржевого дельца будут предпочитаться мундиру храброго воина, посвятившего защите страны свою жизнь, свое здоровье или свое имущество!» [13].

Русский царь и правительство высоко оценивали свою армию. Александр II, отдавая дань подвигам военных, повторял, что у России два союзника — ее армия и флот. К сожалению, сегодня государственные чиновники забывают о своем долге перед людьми в погонах. Российский военный теоретик А. А. Свечин подчеркивал: «Наши пространства... хранят в своих недрах богатейшие сокровища, отказываться от стражи которых равносильно исторической измене, они включают в свои пределы важнейшие политико-стратегические позиции,

требующие серьезной военной силы, хотя бы для того, чтобы сохранить нейтралитет и не быть втянутым в войну... Первый шаг к победе должен лежать в сознании, что на нас нет никаких географических доспехов, что наша грудь открыта для удара, что враг не спит, что завтра делается сегодня» (цит. по: [14, с. 9]), ибо, как говорил Карл фон Клаузевиц, кто не желает кормить свою армию, будет кормить чужую.

Уже сегодня наши «союзники» по антитерро-ристической борьбе цинично говорят о планах расселения русских, «... которые не могут распорядиться колоссальными богатствами», мечтают о низведении русских до положения добытчиков и поставщиков сырья ведущим транснациональным монополиям. Бывший премьер-министр Великобритании Дж. Мейджер прямо так и заявил: «Запад смотрит на Россию как на сырьевую базу для благополучных стран, для поддержания которой достаточно сорок-пятьдесят миллионов человек» (цит. по: [15, с. 1]).

«Главная стратегическая цель США в Европе, — вторит ему З. Бжезинский, - укреплять американские позиции с тем, чтобы Европа могла стать еще более реальным трамплином для продвижения в

Евразию международного демократического порядка и сотрудничества» [16, с. 107].

Остается уповать, что традиции воспитания воинов на Руси не забыты. Эти традиции лежат в области морали, приверженности всеобщему равенству, «...неотъемлемой части структуры русской крестьянской семьи», как признают даже западные политологи [7, р. 4]. Многое еще предстоит сделать, чтобы оздоровить все наше общество, чтобы численно народ не вымирал. Жизнь жестоко мстит тем народам, которые пренебрегают историческими уроками. «Если нация хочет быть невежественной и одновременно свободной, - сказал еще в 1816 г. Т. Джефферсон, - то она хочет того, чего никогда не было и не будет».

Нельзя забывать слова создателя армии России Петра I о приоритете нравственного фактора в воспитании воинов: «Материальные условия есть не более как ветвь для будущих плодов, корень же есть нравственный элемент». Без нравственного воспитания подрастающего поколения некому будет защищать Родину, в этом и заключается главная русская идея воспитания и главный исток непобедимости ее народа.

Литература

1. Красная звезда. 2004. 11 дек.

2. Бисмарк О. Сочинения. М., 1947. Т. 3.

3. Dulles A. Memoris. N.-Y., 1946.

4. Артикул воинский // Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов и всего генералитета и прочих чинов, которые при войске надлежат быть и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно. СПб., 1820. Арт. 94.

5. Красная звезда. 2004. 30 окт.

6. Леруа-Больт Л. Царская империя и русские. Париж, 1897-1898.

7. Тодд Эммануэль. Миру нужна Россия с ее традицией равенства // The Globalist. 2004. nov.

8. Мавродин В. Древняя Русь. М., 1946.

9. Военно-исторический журнал. 2003. № 8.

10. Аргументы и факты. 2003. № 11.

11. Красная звезда. 2004. 1 марта.

12. Независимое военное обозрение. 2001. № 41.

13. Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Жомини А.-А. - основатель научной военной теории (1779-1869-1999). М., 1999.

14. Ориентир. 2004. № 4.

15. Красная звезда. 2003. 11 сент.

16. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.