Научная статья на тему '«Жизнь прожита не зря… »'

«Жизнь прожита не зря… » Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Жизнь прожита не зря… »»

цев, в бою за Родину он погиб, как и еще шестьдесят преподавателей и студентов.

По мере приближения фронта к столице нашей Родины в города Кузбасса прибывают эвакуированные из западных областей страны (Ленинграда, Киева, Харькова) эшелоны с оборудованием, станками и машинами эвакуированных заводов. Необходимо было в жесткие сроки восстановить и пустить в ход производства и обеспечить максимальный выпуск продукции. В это же время усиливается приток раненых солдат. Многие школьные здания были переоборудованы под госпитали. И здесь не обойтись без специалистов системы профессионального образования. Медицинские кадры для фронта и тыла готовили медицинские училища. Бессмертен подвиг медицинских сестер, врачей, фельдшеров, спасших тысячи жизней искалеченных войной солдат. Благодаря их мужеству и отличной профессиональной подготовке многие солдаты снова вставали в строй и шли воевать «За Родину! За победу!»

Фронту и тылу нужны были рабочие руки. Вся тяжесть производственной работы в тылу ложилась на женские плечи, а одним из условий, позволяющих женщинам спокойно работать на производстве, являлись детские сады. Подготовка воспитателей проходила в педагогических училищах. Во время войны педагогов готовит Мариинское педагогическое училище. Война нарушила привычный ритм жизни. Преподаватели работали без выходных и отпуска по 10-12 часов в день. После уроков будущие учителя занимались на курсах медицинских сестёр, изучали стрелковое дело. Многие выпускники, пройдя военную подготовку, уходили на войну. С июня 1941 по 1944 год в здании училища базировался эвакогоспиталь № 1 401, в котором также помогали раненым преподаватели и обучающиеся. Согласно постановлению правительства для решения проблемы нехватки педагогических кадров осенью 1944 года в Новокузнецке

было открыто дошкольное училище (ныне Новокузнецкий педагогический колледж № 2). Колыбелью училища стала школа № 12. Внешний вид школы производил хорошее впечатление. Это было большое двухэтажное здание с двумя далеко отстоящими друг от друга дверями, с большими окнами и находящимся с правой стороны спортивным залом. От центральной части школы, с тыльной стороны, отходили 2 длинных крыла, в которых располагались классы.

Школу окружал небольшой озелененный участок. Мебель брали в столовой школы, где оказались лишние столы, которые, однако, были старыми. Стулья или табуретки учащиеся приносили из дома. Первый шкаф был приобретен директором на рынке. Там же была куплена этажерка, тумба и несколько столов.

Все преподаватели работали по совместительству. Штатных преподавателей не могло быть, так как их нагрузка была небольшой. Необходимые наглядные пособия преподаватели приносили с собой. В училище в первый год обучения было организовано 3 курса:

1-й курс на базе 7 классов,

2-й курс на базе 9 классов,

3-й курс на базе 10 классов.

Однако неизвестно, как и кем были скорректированы учебные планы и программы 2 и 3-х курсов. В училище был только один документ - «Книга приказов о выдаче дипломов», в которой значились следующие записи:

В 1945 г. получили дипломы - 14 человек.

В 1946 г. получили дипломы - 19 человек.

Таким образом, Кузбасс получал новые педагогические кадры.

Все образовательные учреждения среднего профессионального образования внесли свой вклад в общую победу, цена которой была велика.

Совет директоров ГОУ СПО Кемеровской области

«жизнь ПРОЖИТА НЕ ЗРЯ... »

Н. Г. Целыковская, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии профессионального образования ГОУ «КРИРПО»

Воспоминания военных лет невольно рисуют в памяти уставших в боях солдат, израненных и тоскующих по мирной трудовой жизни, но непременно мужественных и несломленных. Защищать Родину шли все: мужчины и женщины, люди разных национальностей и профессий. Особо хотелось бы рассказать о педагогах-фронтовиках, о тех, чей педагогический и человеческий пример достоин самой высокой похвалы и признания.

Живет в п. Металлплощадка города Кемерово семья фронтовиков-преподавателей: Николай Макси-

мович и Анна Игнатьевна Колотилины. История семьи Колотилиных - это составная часть истории нашей страны. Анна Игнатьевна и Николай Максимович тесно связали свою судьбу с преподаванием и Кемеровским аграрным техникумом. За плечами обоих славная боевая и трудовая жизнь. Многое пришлось испытать и пережить.

Николай Максимович Колотилин родился 24 мая 1923 года на Алтае в селе Малоозерном. Рано остался сиротой. Уехал на стройку КМК:

В черном снегу городок1.

Заигранный, как пластинка, хрипел по утрам гудок. А у ларьков по суткам составы очередей. Хлеб выдавали по карточкам,

и не было хлеба вкусней. В руки буханку теплую с радостью брал. Хлеб обдирал десна и на зубах скрипел. В детстве и юности другого не видел,

но горд, что хлеб ел.

Его юные годы выпали на военное лихолетье. В ноябре 1941 года был призван в Красную Армию:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала, Стали тихими наши дворы, Наши мальчики головы подняли -Повзрослели они до поры. На пороге едва помаячили И ушли за солдатом солдат...

(Б. Окуджава)

1941 год

Как мы теряли этот день

И мир - минуту за минутой;

Как мы вступали за черту,

Где труд иной нам был назначен, -

Все, все у мира на счету,

И счет доныне не оплачен.

Мы так простились с мирным днем.

Все, все у сердца на счету,

Все стало памятной метой.

Стояло юное, в цвету,

Едва с весной расставшись, лето;

Стояла утренняя тишь,

Был смешан с медом воздух сочный;

И рог пастуший в этот час,

И первый ранний запах сена...

Все, все на памяти у нас,

Все до подробностей бесценно.

В годах, в веках сберечь наш день,

Наш мирный день, июнь зеленый.

Воевал Николай Максимович в составе 841-й стрелковой дивизии, затем в 237-й Кузбасской дивизии до июня 1942 года. В боях под Воронежем был контужен. Сражался на Курской дуге в составе 373-го артполка. После демобилизации в апреле 1947 года в звании ефрейтора вернулся в Новокузнецк. В 1950 году окончил Прокопьевский сельскохозяйственный техникум (в 1956 году техникум переведен в п. Металлплощадка). В 1955 году окончил Московский институт механизации, до 1984 года преподавал технические дисциплины в Кемеровском совхоз-техникуме.

1 В тексте использованы стихи Н. М. Колотилина

Награжден орденом Славы III степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями, имеет восемь благодарностей от Верховного Главнокомандующего.

После войны Николай Максимович с 1950 по 1984 годы преподавал в Кемеровском аграрном техникуме:

Мелок под рукою крошился.

Учитель не мог сказать,

Что заново с учениками учится

Умению ровно писать.

Ему ребята во всем подражали -

Таков был ребячий закон.

Пусть тоже неровно писали,

Зато писали, как он.

Из рассказов недлинных

Под шорох осенней листвы

Ребята узнавали про взятие Берлина

И про оборону Москвы.

Не раз повторял учитель:

«Любите Отчизну, ребята!»

Сейчас Николай Максимович находится на заслуженном отдыхе. Пройти тяжелый жизненный путь Николаю Максимовичу помогла верный друг, товарищ, жена Анна Игнатьевна Колотилина, заслуженный учитель РФ.

Свой трудовой педагогический путь Анна Игнатьевна начала рано. В мае 1942 года по решению горкома комсомола Прокопьевска направлена работать воспитателем в детский дом № 2, где трудилась до 1944 года, одновременно обучаясь в школе рабочей молодежи № 1. В 1944 году подала документы в Горно-Алтайский плодоовощной институт имени Мичурина. Участвовала в художественной самодеятельности. Окончив с отличием в 1948 году институт, работала в Прокопьевском сельскохозяйственном техникуме, а затем до 2004 года в Кемеровском аграрном техникуме. Анна Игнатьевна считает: «Нужно быть добрее к людям, снисходительнее. Самое главное - работоспособным».

В настоящее время Анна Игнатьевна на пенсии, но оптимизма ей не занимать: «Чувство удовлетворения есть. Жизнь прожита не зря. И верни я свою молодость, ничего бы менять в своей жизни не стала». В трудовой книжке у Анны Игнатьевны одна запись: принята на работу, а дальше - сведения о многочисленных наградах, почетных грамотах, нагрудных знаках.

Любого профессионала отличает именно увлеченность своей работой, полная самоотдача, осознание ответственности за общее дело:

Нам не речи хвалебные, нам не лавры нужны, не цветы под ногами. Нет, не это.

Нам надо, чтоб ступала нога на хлебные степи, на цветные луга.

Нам - трудом обновлять ордена и почет, Жажда работы нам ладони сечет.

Педагогический и жизненный путь Колотилиных

заслуживает огромного уважения. Многие их студенты достигли больших успехов в профессии и неизменно благодарны своим наставникам.

Для Колотилиных неразделимы труд и жизнь, едины труд и счастье:

Храните дом, в котором мы живем, От разрушений, от огня храните. Он к прошлому протягивает нити, Опора наша и надежда - в нем!

ЗАДАЧА ПОТОМКОВ - ПОМНИТЬ И ЧТИТЬ СЛАВНУЮ ИСТОРИЮ МИНУВШИХ ДНЕЙ...

Г. Е. Моргунова, заместитель директора по НМР, ГОУ СПО «Мариинский педагогический колледж»

В преддверии юбилея Великой Победы и начавшегося в России Года учителя хочется еще раз вспомнить нелегкие военные годы и отдать дань уважения воинам-победителям. История Мариинского педагогического колледжа связана с этой датой не только потому, что его выпускники, студенты и преподаватели ковали победу на фронтах войны, но и потому, что в годы Великой Отечественный войны (с 1941 до 1943 годы) в здании колледжа располагался эвакогоспиталь.

В 1939 году педагогический колледж, тогда еще педагогическое училище, переехал в новое здание, в котором располагается и сегодня. Радости преподавателей и студентов не было предела, но мирная жизнь была прервана: 21 июня 1941 года был выпускной, а утром 22 июня была война... Многие преподаватели и студенты ушли на фронт. Многие не вернулись. Нам известны имена 35 студентов училища, которые заплатили самую большую цену за победу - отдали свои жизни. Мы скорбим о них и с гордостью вспоминаем имена тех, кому удалось вернуться.

Леонид Сергеевич Зайцев, выпускник 1938 года, прошел войну от начала до конца, награжден медалями, полвека отдал педагогическому труду. Иван Андреевич Шульгин, выпускник 1937 года, награжден медалями и орденом Красной Звезды. Петр Павлович Заборский, награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», около 25 лет проработал учителем. Павел Васильевич Гранкин, выпускник 1938 года, также прошел всю войну, участник знаменитого Прохоровского сражения, его педагогический стаж составляет 46 лет. Михаил Леонтьевич Бурцев, выпускник 1937 года, служил в армии с 1941 по 1960 годы, после окончания педагогического института им. Калинина преподавал в Ленинграде. Василий Иванович Рябенко на фронте с 1943 года. В одном из боев был ранен и остался инвалидом, педагогическому труду отдал 35 лет. Недолго пришлось воевать Владимиру Ивановичу Соотс: пос-

ле второго ранения отправлен в тыл, работал в селе Юрьевка Мариинского района, удостоен почетного звания «Заслуженный учитель РСФСР». Николай Ильич Смакотин получил диплом в 1942 году, воевал на Украинском фронте. Вернулся домой в 1947 году, награжден орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». С 1952 года и до ухода на пенсию в 1984 году был директором Верхнеобской средней школы Алтайского края. Среди его учеников много заслуженных людей, в том числе М. С. Евдокимов, заслуженный артист России и бывший губернатор Алтайского края. С 1945 года и до 1971 года работал в школах Мариинского района Степан Никитич Шик, призванный в армию со второго курса училища в 1941 году. В 1944 он был ранен близ г. Рига и получил инвалидность. Степан Никитич награжден орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями. Также прошли войну и успешно работали в школах нашей области Буценов Петр Васильевич, Мищенко Павел Петрович, Кокарев Василий Павлович, Меновщиков Геннадий Павлович, Матулло Василий Петрович, Захаревич Иван Викентьевич, Озеров Василий Артемьевич, Коржов Андрей Иванович, Ще-тинкин Василий Иванович, Богданов Михаил Дмитриевич и многие другие.

Среди защитников Родины были и девушки. С 1942 года на фронте были Кулажко Екатерина, оставившая свой автограф на стенах рейхстага; Гранкина Татьяна Семеновна, посвятившая послевоенную жизнь школе; Лазарева Елена Георгиевна, работала учительницей в Камышенке Тяжинского района; Жукова Зинаида Васильевна, награждена медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Прошли дороги войны Шик Мария, Солдатова Мария, Ворчило Надежда, Шевцова Надежда и многие другие.

В копилку победы внесли свой вклад и преподаватели училища: Чепчугов Станислав Евсеевич, награж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.