Научная статья на тему 'Поклонимся великим тем годам'

Поклонимся великим тем годам Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
872
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВИГ / ГЕРОИЗМ / РОДИНА / ПАМЯТЬ / ПОБЕДА / АРМИЯ / ВЕТЕРАН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алекса Елена Андреевна

В статье представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного воспитанию патриотизма и чувства причастности к истории своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поклонимся великим тем годам»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Сценарии мероприятий, посвященных Дню Победы

Е.А. Алекса

Поклонимся великим тем годам...

Аннотация

В статье представлен сценарий внеклассного мероприятия, посвященного воспитанию патриотизма и чувства причастности к истории своей страны.

Ключевые слова:

подвиг, героизм, Родина, память, Победа, армия, ветеран

Цель: воспитание патриотических чувств школьников, чувства причастности к истории своей страны, ее прошлому.

Задачи:

► углубление знаний учащихся о Великой Отечественной войне, развитие творческих способностей учащихся;

► воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

► формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

Оформление помещения

В центре сцены находится экран в обрамлении георгиевской ленточки, над экраном висит баннер «Орден Победы».

На левой стороне занавеса закреплены цифры «1941», на правой стороне занавеса закреплены цифры «1945», под ними на авансцене стоит цветущий куст.

Ход торжественного мероприятия

Звучит фонограмма песни Б. Окуджавы «Здесь птицы не поют».

Фонограмма «Взрыв». Звучит голос за кадром.

Голос за кадром:

Нечеловеческая сила, В одной давильне всех калеча, Нечеловеческая сила Земное сбросила с земли.

И никого не защитила Вдали обещанная встреча, И никого не защитила Рука, зовущая вдали.

На фоне музыки ведущие произносят слова.

1-й ведущий: Есть сокровища, спрятанные глубоко в земле, и есть сокровища, находящиеся на поверхности и передаваемые из поколения в поколение, очаровывая душу человеческую. К таким богатствам относится и память народа о героическом прошлом, о своих доблестных защитниках.

2-й ведущий: Боевые ордена и медали, письма — треугольник с фронта — все это наша родословная, наши символы, наша история, грустная, но в своей основе великая. Не забыть, а сберечь все это — наша главная задача.

Песня «О той весне». После песни остаются чтецы. Фон музыки.

1-й чтец: Тихо... Слышите? Это не грозы,

Бьется сердце нашей планеты. Это, власть утверждая над всеми, По планете шагает время.

2-й чтец: Тихо. Слышите? Это не грозы,

Это жизнь ускоряет бег.

И, по рельсам взметнувшись к звездам,

Громыхает наш новый век.

3-й чтец: И вдруг: постой, не греми!

Видишь алый гранит и пламя? Задержись, удели мне миг. Это я говорю тебе, память.

4-й чтец: Ты постой, взгляни — обелиск.

Имена прочитай и даты: Это здесь бои пронеслись, Бушевала война когда-то.

5-й чтец: Здесь когда-то за строем строй

Прошагали года — солдаты:

Сорок первый, сорок второй, сорок третий,

Четвертый, пятый.

Звучат фонограммы песен «Алеша», музыка Э. Кол-мановского, слова К. Ваншенкина; «Бери шинель», музыка В. Левашова, слова Б. Окуджавы.

На фоне музыки демонстрируются кадры (слайды, посвященные хронике военных лет).

Песня «Дорога на Берлин» (исполняет 8Б класс). Звучит фоновая музыка «Поклонимся великим тем годам».

Выходят ведущие и 5 учащихся 7В класса.

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

1-й ведущий: Сегодня мы собрались накануне великого праздника нашей Родины — Дня Победы.

2-й ведущий: 70 лет назад отгремели последние орудийные залпы.

1-й ведущий: Годы, отделяющие нас от победного дня, — срок, равный жизни зрелого человека. За это время постарели те, кто встретил войну мальчишками, и выросли те, кто родился после войны. Но всех нас объединяет память.

Звучит фонограмма песни «Священная война», музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

Экран.

1-й ученик: 4 часа утра 22 июня 1941 года.

2-й ученик: Уже сражалась Брестская крепость...

3-й ученик: Фашисты бомбили Киев, Львов, Минск.

4-й ученик: По дорогам страны шла война.

Экран. Звук сильнее. Кадры хроники.

5-й ученик: 1418 дней и ночей были яростной борьбой со злом ради торжества добра!

1-й ведущий: Сегодня мы оглядываемся на те сороковые роковые, на трагические, огневые и горькие четыре года войны. И хочется сказать: «Поклонимся великим тем годам!»

Звучит песня А. Пахмутовой на слова М. Львова «Поклонимся великим тем годам» в исполнении Л.Г. Зыкиной. На фоне музыки демонстрируются слайды, посвященные хронике военных лет.

После окончания презентации звучит фонограмма песни «Журавли».

Песня «Закаты алые».

Звучит фонограмма песни «Журавли». Выходят ведущие.

Экран. Видео «Минута молчания. 9 мая».

1-й ведущий: Поклонимся живым и мертвым, бессмертным и бесстрашным, и тем, кто принял бой на рассвете 22 июня 1941 года у стен Брестской крепости, и тем, кто, пройдя через всю войну, добил врага там, откуда война началась, — в поверженном Берлине.

2-й ведущий: Поклонимся женщинам, которые, проводив на фронт мужей, встали у станков, вышли на поля, — их трудовая вахта длилась 1418 дней и ночей.

1-й ведущий: Склоняем голову перед памятью тех, кто не вернулся, кто остался на полях сражений.

На авансцену выходят девушки, в руках зажженные свечи, на экране видео «Минута молчания. 9 Мая».

Звучат фанфары-позывные «Поклонимся великим тем годам». На сцену выходят пятеро учащихся и читают стихотворение С. Гудзенко «Мое поколение».

1-й чтец:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.

Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом,

чисты.

На живых порыжели от крови и глины шинели,

На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

2-й чтец:

Расцвели и опали... Проходит четвертая осень. Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят. Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел, Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

3-й чтец:

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя — Только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны, Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое, Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.

4-й чтец:

Ну а кто не вернется? Кому долюбить не придется? Ну а кто в сорок первом первою пулей сражен? Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется — У погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

5-й чтец:

Кто вернется — долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,

И не надо погибшим, чтоб живые любили за них. Нет мужчины в семье — нет детей, нет хозяина в хате. Разве горю такому помогут рыданья живых?

1-й чтец:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели. Кто в атаку ходил, кто делился последним куском, Тот поймет эту правду — она к нам в окопы и щели Приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

2-й чтец:

Пусть живые запомнят и пусть поколения знают Эту взятую с боем суровую правду солдат. И твои костыли, и смертельная рана сквозная, И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, —

3-й чтец:

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели, Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты. Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели, Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

4-й чтец:

А когда мы вернемся — а мы возвратимся с победой, Все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы, — Пусть нами пива наварят и мяса нажарят к обеду, Чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

5-й чтец:

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,

Матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя. Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем — Все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

Звучит фоновая музыка «Поклонимся великим тем годам».

Песня «Бери шинель, пошли домой» На экране слайд плаката И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет».

Поклонимся великим тем годам...

Инструментальный номер «Мгновения». Стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне»

Он: Как больно, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, — Как больно, милая, как странно Раздваиваться под пилой.

Не зарастет на сердце рана, Прольется чистыми слезами, Не зарастет на сердце рана — Прольется пламенной смолой.

Она: Пока жива, с тобой я буду —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Душа и кровь нераздвоимы, — Пока жива, с тобой я буду — Любовь и смерть всегда вдвоем.

Ты понесешь с собой повсюду — Ты понесешь с собой, любимый, — Ты понесешь с собой повсюду Родную землю, милый дом.

Он: Но если мне укрыться нечем От жалости неисцелимой, Но если мне укрыться нечем От холода и темноты?

Она: За расставаньем будет встреча, Не забывай меня, любимый, За расставаньем будет встреча, Вернемся оба — я и ты.

Он: Но если я безвестно кану —

Короткий свет луча дневного, — Но если я безвестно кану За звездный пояс, в млечный дым?

Она: Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного, Я за тебя молиться стану, Чтоб ты вернулся невредим.

Голос за кадром:

С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! С любимыми не расставайтесь! Всей кровью прорастайте в них, — И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! И каждый раз навек прощайтесь! Когда уходите на миг!

Экран. Звучит музыка.

Сцена «В землянке» (исполняют юноши 8Б класса). На сцене сидят солдаты. Вдали звучат выстрелы. Кто-то пишет письмо. Кто-то приводит в порядок автомат. Бойцы тихо поют песню «Землянка»

Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза.

И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой.

Песня прерывается. Два бойца в разных концах сцены пишут письма, по очереди читают стихотворение К. Симонова «Жди меня». Фоном звучит музыка «Землянка»

1-й боец: Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди,

2-й боец: Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

1-й боец: Жди, когда из дальних мест

Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет.

2-й боец: Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

1-й боец: Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло. Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: — Повезло. Не понять, не ждавшим им, Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.

2-й боец: Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, — Просто ты умела ждать, Как никто другой.

Снова звучит песня «Землянка».

Ты сейчас далеко-далеко, Между нами снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти — четыре шага.

Эксперимент и инновации в школе. № 2, 2015

Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.

Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой, Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой. Я хочу, чтоб услышала ты, Как тоскует мой голос живой.

1-й ведущий: Всех, кто воевал, кровь, пролитая за справедливое дело, роднит и связывает друг с другом.

2-й ведущий: У каждого из нас своя группа крови, и в этом мы не схожи. Но со своей страной у нас одна, единая группа.

Определяется она не медицинскими показателями. Она определяется верностью родной земле, готовностью идти за нее «на труд, на подвиг и на смерть».

1-й ведущий: Забыть прошлое — значит предать память о людях, погибших за счастье.

2-й ведущий: Нет, ни нам, ни нашим детям забывать об этом нельзя.

1-й ведущий: Да будет так всегда!

Танец.

Песня «Танго Победы».

Звучит фоновая музыка «День Победы».

Песня «Облака».

Стихотворение «Разве об этом расскажешь...». Звучат фанфары-позывные «Поклонимся великим тем годам». На сцену выходят трое учащихся.

1-й ведущий: Сегодня праздник входит в каждый дом,

2-й ведущий: И радость с ним приходит следом.

1-й ведущий: Мы поздравляем вас с великим днем.

2-й ведущий: С днем нашей Славы! С ДНЕМ ПОБЕДЫ!

1-й чтец: Прошла война, ушла за поворот,

В чехлах стоят армейские знамена. И жизнь, и время движутся вперед, Остались только двадцать миллионов.

Звучит фонограмма песни «День Победы». На фоне музыки демонстрируется презентация: слайды с фотографиями парада Победы на Красной площади. Дети дарят цветы ветеранам в зале.

2-й чтец: Остались в поле брани навсегда,

Легли живой дорогою ПОБЕДЫ! За нас легли, за то, чтоб никогда Нам этой боли в жизни не изведать.

3-й чтец: И память нам покоя не дает,

И совесть нас с тобой частенько гложет, Пусть сорок лет, четыреста пройдет — Никто у нас войны забыть не сможет.

Идут кадры фильма «Освобождение», исполняется песня.

Песня «Последний бой».

Звучит фонограмма песни «День Победы». На сцену выходят ведущие.

1-й ведущий: Торжественное мероприятие, посвященное 70-й годовщине со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, объявляется закрытым.

Звучит фоновая музыка «Поклонимся великим тем годам».

Литература

2.

3.

Козлова М.А. Классные часы. М.: Экзамен, 2009. (Учебно-методический комплект).

Газета для классных руководителей // Классное руководство и воспитание школьников. М.: Первое сентября, 2010. Лещинская В.В. Праздники в средней школе. М.: Аделант, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.