Научная статья на тему 'Урок о писателе Викторе Потанине'

Урок о писателе Викторе Потанине Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
946
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ СЛОВУ / ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПИСАТЕЛЬСКИЙ ТРУД / ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мыреева Римма Лукинична

В статье представлен конспект урока, посвященный жизни и творчеству Виктора Потанина, писателя последней четверти 20 века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок о писателе Викторе Потанине»

^ННОВАЦИОННЫеИИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИеПРОЕКТЫ^1РОГРАММЫ^ПОДХОДЫ_

В статье представлен конспект урока, посвященный жизни и творчеству Виктора Потанина, писателя последней четверти 20 века.

Мыреева Римма Лукинична

учитель русского языка и литературы МОШИ «Токкинская ШИСПОО» Саха (Якутия)

УРОК о ПИСАТЕЛЕ ВИКТОРЕ ПОТАНИНЕ «ТОЛЬКО БЫ НЕ ОСТЫЛА ДУША...»

Как развить творческие способности учащихся на уроке русской литературы?

Ключевые слова: отношение к художественному слову, формирование нравственных ценностей, писательский труд, пресс-конференция, русская литература.

Один человек, а как это много! Какое яркое идет от него солнце! И светит, и лечит, и согревает.

«Солдаты»

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Виктора Потанина, писателя последней четверти 20 века.

Воспитательная: воспитывать вдумчивое, бережное отношение к художественному слову, а также формировать нравственные ценности у ребят.

Развивающая: развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: комбинированный Форма урока - рассказ - лекция, прессконференция.

Неудержимо бегут годы, меняя лицо времени, лицо страны, мироощущение человека. Нет ли в этой стремительности желания забвения, возможности уйти от ответственности, нет ли сиюминутного, недолгого торжества выгоды, нет ли растерянности перед утратой тех главных ценностей, которые формировались в народе веками и трепетно передавались из поколения в поколение? И есть ли сила, способная противостоять процессу отчуждения и бездуховности, главенству рационально-потребительского сознания, всеобщей стандартизации, массовой культуре?

В истории нашего народа такой силой всегда было наделено Слово. Неужели сегодня оно обречено на поражение? Но ведь бывали времена и потрудней, а оно выстояло и помогло выстоять и подняться человеку. Вот дневниковая запись, сделанная Михаилом Пришвиным во время Великой Отечественной войны:

«Слово. Утром в полумраке я увидел на столе в порядке уложенные любимые книги, и стало мне хорошо на душе. Я подумал: сколько чугуна пошло на Днепрострой, на Донбасс-все взорвано, страна пуста, как во время татар или в «Слове о полку Игореве». Но вот оно, слово лежит, и я знаю, по слову этому все встанет, заживет. Я так давно занят был словом и так недавно понял это вполне ясно: не чугуном, а словом все делается».

Но навязчиво звучат некрасовские строки: «страшнее были времена, но не было подлей», заставляя возвращаться к этой мучительной мысли: сможет ли сегодня отечественная литература противостоять и «золотому тельцу», и невзыскательному вкусу, и массовому психозу увлеченности легким «чтивом», и потере нравственных ориентиров.1

Именно с такого монолога я начинаю разговор о русской литературе последней четверти 20 века, периоде сложном, неоднозначно оцениваемом не в последнюю очередь по причине временной близости к сегодняшнему дню. Трудно вести этот разговор с вами, ребята, потому что вы плоть от плоти своего времени, а я стараюсь приобщить вас к этой культуре, которая явилась центром притяжения поколения ваших родителей. Но не вести этого разговора нельзя.

У вас за спиной опыт знакомства с историей русской литературы, пожалуйста, сами задумайтесь над тем, что по настоящему современно в литературе, а что временно, преходяще, недолговечно. Я же помогу вам воспользоваться мнением одного из самых та-

1 Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

53

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

лантливых литературных критиков, Юрия Селезнева, который уже в 70-е годы разграничил понятия «современной» и «сегодняшней» литературы.

Именно «сегодняшняя» литература является проводником праздности, бездуховности, культа насилия и власти тьмы. Сначала адаптируясь под примитивные потребности, а затем и культивируя их1.

И разве не актуальнее многих сегодняшних звучат Пушкин и Достоевский, которых уже не раз пытались сбросить «с парохода современности»? Или Грибоедов с его вечным «Горем от ума» и последним порывом героя оставить Москву и, может быть, навсегда обрести покой и гармонию с самим собой и миром в той провинциальной России, которая не только дала Отечеству нашему большинство его истинных талантов, но оставалась всегда и остается сегодня мерилом нравственности, чистоты и духовности.

Русская провинция дала в 70-е годы 20 столетия огромный импульс к развитию нашей традиционной литературы (или, как модно было выражаться тогда, «деревенской прозы») «возвратила» к себе русского писателя, навечно взяв его в плен своей чистой совестью и добротой. И сегодня наши лучшие писатели остаются верны раз и навсегда избранному пути - служить идеалом добра и красоты, среди них Виктор Потанин. Писательский труд для него, по его собственному признанию, это «постоянная исповедь, сильнее которой и нет ничего».

В одном из очерков писатель говорит о возвращении к жизни своего героя так: «....и стала опять воскресать душа». Так вот, когда читаешь Потанина, чувствуешь, что воскресает и твоя душа. Не случайно и сам писатель, отвечая на мучительные, волнующие его, как и любого истинного творца, вопросы о своем назначении, сказал: «..я пишу....о человеческой душе - предмете всегда новом, прекрасном и таинственном».

Р.Л.: Сейчас мы проведем пресс-конференцию. В роли писателя Виктора Потанина выступлю я, а в роли корреспондентов разных каналов выступите вы.

КОРР: Где вы родились и как прошли ваши детские годы? Кто ваши родители?

В.Ф.: Моя родина - село Утятское Притобольно-го района Курганской области. В Кургане я закончил среднюю школу, потому что в моем Утятском есть только семилетка.

Если окажетесь в селе Утятском, пойдите на сельскую площадь. Там - памятник, на котором выбиты фамилии всех погибших в войну. Там фамилия и моего отца - сельского учителя, там фамилия и моего дяди - тоже учителя и преподавателя пединститута, там много и другой моей дальней и близкой родни.

Мама моя, Потанина Анна Тимофеевна, надеялась, что ее единственный сын вырастет добрым и честным и однажды тоже станет учителем. Другой профессии она просто не представляла.

1 Охрименко Е.А. Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008. - №2.

И я тоже не представлял, не верил, что есть дело лучше, чем дело учителя. Да и все мои дорогие люди работали в школе. Начиная с матери.

КОРР: Вы с таким теплом отзываетесь об учителях. Можете ли вы назвать свою любимую учительницу?

В.Ф.: В жизни человеческой есть два главных дела - это дело учителя и дело врача. И мне кажется, что первое даже важнее второго. Конечно, важнее! Я даже настаиваю на этом, потому что без учителей было бы невозможно движение жизни вперед. Без них, попросту говоря, все вокруг остановилось и замерло бы, как замирает зимой река, скованная льдом.

И я всегда хотел походить немного на свою любимую учительницу из моего родного села Утятское -Девятову Анну Григорьевну. Я и сейчас захожу в свою родную школу и как мальчишка волнуюсь и вспоминаю наши уроки и ту чудо-сказку про белую птицу, которую как-то на уроке рассказала нам Анна Григорьевна. Мне было жаль Прошки, его чудного прошлого, его белых стремительных крыльев, его точеной шеи, жаль всей его жизни, погубленной зло-деем-охотником. И только потом,, в большой взрослой жизни, я понял, что Анна Григорьевна больше всего боялась: а вдруг мы перестанем мечтать и надеяться, вдруг мы успокоимся, станем сытыми, бесполезными..

Моя мечта, моя литература началась с одной чудесной ночи, когда я пришел встречать мать на берег Тобола. Я ждал, а ее все не было! Моя душа, мое тело замирали от холода и от глухой тишины. И вот уж полночь скоро, еще выше стала луна. И все так же дурманно, сыро пахла черемуха. И такие же холмы вместо рощи показались на том берегу. Они тоже шевелились и двигались, как будто их подвигал человек. И вдруг над холмами показался, вырос огненный столбик!...

Что было со мной? Я и теперь не знаю, не понимаю, откуда взялся тот светлый огонь-сияние. Может, сон какой-то или наваждение? Может, весна, половодье подействовало? Много ли надо детской душе? Мне захотелось тогда рассказать на бумаге и про весенний Тобол, и про тот огненный столбик, и про лунный свет над холмами, и про ту белую чудесную ночь. И писалось мне легко и свободно.

А еще по субботам, да и в будние дни, наш дом заполняли гости. Они приходили со всей деревни - постаревшие печальные женщины. И у всех у них была одна к матери просьба - написать на фронт письмо. И чтоб хорошо написать, сердечно, чтобы каждая строчка брала за сердце. Постепенно у матери затекала рука, и тогда я сменял ее. Она передавала мне карандаш или ручку, и я сразу краснел от волнения. Если б знали вы, как я гордился! Я выводил отдельно каждую букву, каждое слово, стараясь писать красивым, строгим наклоном. И все бы хорошо, все бы ладно, но от любви, от усердия я начинал фантазировать. Я писал под диктовку, конечно, но это было только в начале, лишь в первых строчках, а потом я увлекался и уже не слышал нудящего в уши голоса, не слышал и замечаний матери и только писал, писал и писал, что

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

приходило на ум, а точнее, на сердце... Но многие из тех писем - моих первых рассказов все равно не получили ответа.

КОРР: Кого бы вы могли назвать своим настоящим другом, человеком, много для вас значившим?

В.Ф.: Для меня настоящий друг тот, который всегда может утешить и вызвать надежду. И такой дорогой для меня человек - Юрий Селезнев, умный, искренний и надежный человек. Какой-нибудь скептик сурово сдвинет брови, подумаешь, моя, умный, глубокий. да мало ли вокруг нас таких людей? Да, согласен, таких людей немало. Только у Юрия Селезнева все это было возведено в квадрат, в куб, а может, и того больше.. Его сгубила огромная работа. Хорошо было тем эллинским богам - и останавливать реки, и вести войны, и ворочать огромные камни, и передвигать горы.. Хорошо им было, ведь они были бессмертны. Но у человека - иначе. У него бывает последний час на земле, последний миг, последнее слово.. С Юрием Селезневым случилось это очень рано. Непоправимо рано..

КОРР: А можете ли вы назвать свои любимые произведения, написанные вашими современниками?

В.Ф.: Среди таких произведений - повесть Альберта Лиханова «Высшая мера». Для меня эта повесть - очень заветная, дорогая. Она волнует, притягивает к себе, потому что касается очень больного, тревожного в нашей жизни. Она о детстве, которое может однажды исчезнуть, погибнуть, если не прийти к нему с выручкой, не подставить плечо. И помощь эта прежде всего в том, чтобы сами взрослые выполняли честно свой долг на земле, помня и приумножая традиции Добра, Совести и Справедливости.

Есть книги, о которых тоскуешь так же горячо и сильно, как о дорогом человеке. А встреча с ними - это всегда радость и бесконечный праздник. К таким книгам я отношу прежде всего книги моего бесконечно любимого Виктора Петровича Астафьева.

И еще у меня любимая книга -роман Виктора Лихо-носова «Когда же мы встретимся?» в этой книге много любви, много страдания и много радости, той светлой, пронизанной солнцем радости, которая сопутствует только сильному человеку. И читается этот роман на одном дыхании.

КОРР: А почему вы называете себя провинциальным писателем?

В.Ф.: А разве плохо чувствовать себя провинциальным писателем? Провинция крепко держит меня в своих объятиях. Держит детство, родительские могилки, держит родной язык, который заходит с улицы прямо в створочку. Держат длинные монотонные дожди, под которые порой так хорошо пишется, думается. Держат и ранние буйные весны, и апрельский ледоход, который можно увидеть нынче только в нашей провинции.. Вот за это я и люблю ее -за тишину. За ожидания, за одиночество. Одним словом, за тот идеализм, который в столице был осмеян еще во времена Гончарова.

КОРР: Виктор Федорович, слушая вас, постоянно ощущаешь некий поэтический, лирический импульс, от вас исходящий. А могли бы вы прочитать или назвать любимое ваше стихотворение?

В.Ф.: Мои любимые заветные строки - из стихотворения Николая Михайловича Рубцова «До конца», «До тихого креста», «Пусть душа останется чиста.»

Спасибо за вопросы, за внимание.

КОРР: Вот познакомились с писателем Виктором Потаниным. Пожалуйста, дома прочитайте произведения Виктора Потанина. Это вам, юным, обращена неостывающая душа писателя; это вы, юные, так нуждаетесь сегодня именно в таком слове, страстном и возвышенном, добром и участливом, чтобы выстоять в том жестоком мире, в который вы пришли, выстоять и не потерять себя, свое человеческое лицо, чтобы на застудить свою душу.

Этому всегда служила и продолжает служить сегодня наша традиционная, истинная отечественная литература.

Теперь, ребята, вам слово. Но сначала, находясь под впечатлением услышанного, напишите мини-рассуждение о писателе, о своих мыслях.

Мини-сочинения учащихся

По-моему мнению, Виктор Федорович Потанин был учителем с большой буквы. Он так хорошо отзывался о своем учителе, детстве, родителях. Он философски размышлял о жизни. На своих уроках ученикам он давал то, чего они хотели. Он учит нас тому, что надо дорожить каждой минутой своей жизни. Бакуменко Люба. 11 «б» класс

Сегодня урок мне очень понравился. Он был таким интересным и захватывающим. Я узнала о том, что был такой писатель как Виктор Федорович Потанин, и я сейчас очень сожалею, что не знала о нем раньше. Мне особенно понравилось то место, где вы, Римма Лукинична, рассказали, как началось его литературное творчество. И я сейчас думаю, что обязательно найду его произведения и прочитаю. Гойдь Катя. 11 ««б» класс

По-моему мнению, Виктор Федорович Потанин был очень добрым, бескорыстным, интересным человеком и хорошим писателем. Слушая его рассказ о его друге, Юрии Селезневе, мне показалось, что он был человеком, который умел дорожить дружбой. Услышав, как он рассказывает про свою учительницу, я думаю, он был весьма чутким и воспитанным. Баишева Анна. 11 ««б» класс

Мне сегодняшний урок очень понравился. Я узнала о писателе Викторе Потанине. Он, как мне кажется, очень добродушный человек, хороший писатель. Уважал своего друга Юрия Селезнева и хотел с ним встретиться. У маленького Виктора была учительница, которая научила его писать. После он начал писать письма, заменяя мать. Много фантазировал. Потанин любил свои произведения и стихотворения. Много помогал своей матери.

Чердонова Саргылана 11 ««б» класс

Мне очень понравился этот урок. Виктор Потанин один из немногих, чье творчество целиком состоит в описании.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

55

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Виктор Потанин очень добрый, мудрый поэт, учитель и человек в целом. Он знает, что такое жизнь, дружба. И я думаю, нужно обязательно прочитать его произведения.

Эверстов Иван 11«б» класс

От проведенного открытого урока я познакомилась с Виктором Потаниным - добрым человеком. Он так хорошо отзывается о своей учительнице и родителях. Повести, рассказы, стихи Потанина все о доброте.

Андреева Аина 11«б» класс

Сегодняшний открытый урок мне очень понравился тем, как Римма Лукинична рассказала о писателе Викторе Потанине, побывав в его роли. О Викторе Потанине сложилось впечатление, что он умный, искренний, чуткий и отзывчивый человек. На мой взгляд, он - «герой нашего времени». Очень приятно было познакомиться с творчеством такого великого поэта.

Шмаров Александр 11 «б» класс

Сидя на пресс-конференции, Римма Лукинична выступила в роли великого писателя Виктора Потанина. Мне он показался чутким непредсказуемым человеком. Виктор Федорович не только великий писатель, но и очень счастливый человек. Титов Нюргустан 11 «б» класс

Литература

1. Абрамова Т.А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5

2. Белянина B.C. Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №2.

3. Гзоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5

4. Охрименко Е.А. Изучение литературы через призму искусства - проектная идея урока // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

В статье представлен сценарий классного часа во 2 классе на тему «Второй день Победы». Автор знакомит учащихся с историей Второй мировой войны, воспитывая чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.

Николаева Надежда Александровна

учитель начальных классов МОШИ «Токкинская ШИСПОО» Саха (Якутия)

КЛАССНЫЙ ЧАС: «ЧАС МУЖЕСТВА»

«второй день победы»

Как воспитать чувство патриотического долга у учащихся 2 класса?

Ключевые слова: сценарий классного часа, час мужества, чувство патриотического долга, чувство сострадания, героизм, Великая Отечественная война, человеческая память, учащиеся 2 класса.

юбовь к своей Родине - это не нечто отвлеченное; это - и любовь к своей местности, своему селу, к памятникам ее культуры, гордость своей историей. К патриотизму нельзя призывать, его нужно заботливо воспитывать».

Ничто на земле не проходит бесследно. Если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки совершенного. Предлагаю вашему вниманию сценарий классного часа:

Цели:

• познакомить учащихся с историей Второй мировой войны;

• воспитывать чувство патриотического долга, чувство сострадания к погибшим.

Оборудование: Медиапрезентация о ВОВ и презентации выступлений детей, стенд с вырезками из газет, фотографиями.

“Никто не забыт - ничто не забыто.

Но чтобы не забыть - надо помнить.

А чтобы помнить - надо знать!” “Никто не создан для войны!”

Ход классного часа:

2 сентября - 65 лет со дня окончания Второй мировой войны. Президент РФ Дмитрий Медведев объявил днём памятной даты - 2 сентября день окончания Второй мировой войны (1945г.) Авторы законопроекта предложили установить второй День Победы в знак памяти о соотечественниках, проявивших самоотверженность, героизм, преданность Родине и долг перед союзниками -государствами - членами антгитлеровской коалиции.

Минута молчания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учитель.

1 сентября 1939 г Фашистская Германия напала на Польшу. С того дня началась Вторая мировая война. По-

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.