Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время'

Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1979
271
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / РОДИНА / ГЕРОИЧЕСКИЙ ПОСТУПОК / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зенченко Елена Васильевна

Автор предлагает конспект урока истории по патриотическому воспитанию молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время»

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Патриотическое воспитание на уроках

и во внеурочной деятельности

Е.В. Зенченко

Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время

Аннотация

Автор предлагает конспект урока истории по патриотическому воспитанию молодежи.

Ключевые слова:

патриотизм, Родина, героический поступок, духовно-нравственные ценности, формирование межличностных отношений, гражданская позиция

Патриотическое воспитание подрастающего поколения — залог стабильного развития страны в будущем. Этот процесс длительный по времени, сложный по содержанию и достаточно разбалансированный с точки зрения методического осуществления [3, 5].

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, в формировании мировоззрения. Патриотизм — это та национальная идея, вокруг которой можно строить государственную политику. Только на основе патриотизма и уважения к национальным святыням появляется чувство ответственности за судьбу родной страны, стремление сохранить национальные, материальные и духовные ценности, развивается благородство и достоинство личности [3, 6, 7].

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию — это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Чувство патриотизма всегда жило и живет в сердцах россиян, побуждая их всемерно заботиться о процветании своей Родины. Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека начиная с самого раннего детства.

История — это та дисциплина, которая дает благодатный материал для формирования патриотических чувств, для формирования личности, становления гражданской позиции. Писатель В.П. Белов заметил: «Вне памяти, вне традиций и культуры нет личности» [2]. Память формирует духовную крепость человека. История — это проявление души народа, его золотой запас. Ее воспитательный потенциал раскрывается в каждой теме урока. Поэтому на занятиях я стараюсь ненавязчиво сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир современного студента.

Воспитание патриотизма на занятиях имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, т. к. наша молодежь должна не только обладать должным объемом знаний, но она должна стать зрелой духовно и интеллектуально [1, 4, 7, 8].

Как человек неравнодушный, я переживаю за возрождение России, за ее будущее, за будущее нации, хочу, чтобы мои студенты выросли гражданами своей страны, любящими свою землю, свой народ и готовыми в любую минуту встать на ее защиту.

Как известно, гражданами не рождаются, ими становятся, и без знания истории своего Отечества, прошлого своего народа нельзя воспитать патриота и гражданина.

Цель занятия: привлечь внимание студентов к изучению истории Великой Отечественной войны; используя игровую форму, сформировать интерес к данной теме, желание больше узнать о героях и событиях того периода; продолжить через внеурочную форму работы воспитание чувства патриотизма, признательности, уважения и памяти по отношению к участникам Великой Отечественной войны.

Задачи занятия: формирование межличностных отношений в процессе группового взаимодействия; развитие творческих способностей.

Оборудование: мультимедиа.

22 июня 1941 г. немецкие войска без объявления войны напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война, которая продолжалась 1418 дней и ночей, наполненных болью, кровью, страданиями, подвигами, поражениями и победами. В этой войне наш народ проявил свои лучшие качества, отстоял независимость Родины, сорвал планы Гитлера по установлению мирового господства.

Брест, Москва, Сталинград, Ленинград, Курск и другие города-герои навечно останутся в памяти людей. Эта война унесла 27 млн человеческих жизней, и последний погибший еще не захоронен...

Помните!

Через века, через года — Помните О тех,

кто уже не придет

никогда,

Помните!

Мы закончили изучение темы «СССР в Великой Отечественной войне» и сегодня давайте еще раз перелистаем страницы этой войны, проверим, как хорошо каждый из вас усвоил материал.

Разминка

1. Когда произошло нападение фашистской Германии на СССР? (22 июня 1941 г., 4 часа утра)

2. Как назывался план нападения Германии на СССР? (план «Барбаросса»)

3. После какой битвы был развеян миф о непобедимости немецкой армии? (битва под Москвой)

4. 16 августа 1941 г. был издан приказ № 270. Каково главное содержание приказа? (объявление военнопленных изменниками родины и введение жестких санкций для членов их семей)

5. Сколько дней длилась ВОВ? (1418 дней)

6. Кто был Верховным главнокомандующим СССР в годы ВОВ? (И.В. Сталин)

7. Когда произошел прорыв блокады Ленинграда? (январь 1943 г.)

8. Назовите города-герои. Сколько их? (Сталинград, Одесса, Ленинград, Севастополь, Новороссийск, Минск, всего 11)

9. Какое сражение положило начало коренному перелому в ходе ВОВ? (Сталинградская битва)

10. Какой город оставили советские войска 4 июля 1942 г. после 250-дневной обороны? (Севастополь)

11. После какой битвы стратегическая инициатива перешла полностью в руки советского командования? (Курская битва)

12. В каком городе воздвигнут памятник советскому воину-освободителю с девочкой на руках? (Берлин)

13. Назовите период оккупации Брянщины. (август—сентябрь 1941 г. — сентябрь 1943 г)

1 тур: Даты

2 тур: Исторические места

3 тур: Подвиг солдата

14. Как называется фильм, рассказывающий о деятельности Сещинского партизанского подполья? («Вызываем огонь на себя») Наше занятие мы проведем в три тура:

Первый тур Даты

«10» — Назовите дату начала контрнаступления советских войск под Москвой. (5-6 декабря 1941 г.)

«20» — Назовите хронологические рамки ВОВ и Второй мировой войны. (22 июня 1941 г. — 8 мая 1945 г., 1 сентября 1939 г. — 2 сентября 1945 г)

«30» — Когда была битва за Кавказ? (25 июля

1942 г. — 9 октября 1943 г.)

«40» — Когда проходил Нюрнбергский процесс? (ноябрь 1945 г. — октябрь 1946 г.)

«50» — Когда была Курская битва? (июль—август

1943 г.)

Исторические события

«10» — 14 июля 1941 г. под Оршей по наступающим фашистским войскам впервые нанесла удар батарея реактивных минометов. Как ласково назвали установку реактивной артиллерии? («Катюша»)

«20» — Какое историческое событие, транслируемое по радио на всю страну, происходило в Москве в начале ноября 1941 г., когда враг стоял в 80 км от Москвы? (парад войск на Красной площади в Москве 7 ноября)

«30» — Какое кодовое название носит операция, которая проводилась с 30 декабря 1942 г. по 2 февраля 1943 г. и в результате которой армия Паулюса была рассечена и капитулировала? («Кольцо»)

«40» — 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за героизм, проявленный при форсировании неприступной, по мнению немцев, системы укреплений (Восточный вал). О какой операции идет речь? (форсирование Днепра)

«50» — Когда и где проходил парад войск в ознаменование победы Советского Союза над фашистской Германией в ВОВ? (24 июня 1945 г. в Москве на Красной площади)

Полководцы Великой Отечественной войны

«10» — В честь каких выдающихся полководцев в годы ВОВ были названы ордена? (А. Невского, М. Кутузова, А. Суворова, Б. Хмельницкого)

«20» — Маршал Советского Союза, с 1942 г. и до конца войны командовал Ленинградским фронтом. Кто этот полководец? (Леонид Александрович Говоров)

«30» — Как военачальника его отличала тяга к нестандартным решениям и смелому маневру. Неслучайно войска под его командованием совершили в последние дни войны молниеносный бросок к Праге. Он был беспощаден к воюющему противнику, он умел оценивать его мужество. В дни Корсунь-Шевченковского сражения пал в бою командир окруженной немецкой группировки генерал Штеммерман. Он дал разрешение пленным похоронить своего генерала с почестями. Назовите его имя. (Степан Иванович Конев)

«40» — Этот полководец не имел специального образования. Москва, Сталинград, Курск, Белоруссия — во всех крупнейших победах войны есть его вклад. Сильный, волевой и одновременно спокойный, он создал вокруг себя атмосферу порядочности, взаимоуважения. Среди солдат ходили легенды о его особой «за-говоренности». Именно ему выпала честь командовать Парадом Победы в Москве. Назовите имя этого полководца. (Константин Константинович Рокоссовский)

«50» — Этот полководец, по словам американского исследователя Кайдена, «нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник и группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Он вводил в дело фантастическое количество танков. Немцы были более чем знакомы с именем и сокрушающим мастером... ибо перед ними был военный гений.» О ком идет речь? (Георгий Константинович Жуков)

Второй тур

Исторические места

«10» — Крепость, построенная в 1833-1838 гг., героически оборонялась в 1941 г. с 22 июня до 20-х чисел июля. Назовите эту крепость. (Брестская крепость)

«20» — Этот город назвали вратами Москвы. Здесь немецкая военная машина впервые затормозила, встретив серьезное сопротивление. Назовите этот город. (Смоленск)

«30» — В годы ВОВ 28 бойцов И.В. Панфилова отразили несколько танковых атак фашистов (18 вражеских танков). Почти все погибли, но врага не пропустили. Какой город защищали герои-панфиловцы? (Москва)

«40» — «Дорога жизни» — единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, которая соединяла блокадный Ленинград с Большой землей. По какому озеру она проходила? (Ладожское озеро)

«50» — 12 июля 1943 г. в ходе Курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало 1200 танков). Около какой деревни оно состоялось? (д. Прохоровка)

Литература и искусство

«10» — В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная Седьмая симфония. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всем мире как проявление гражданского мужества. Назовите ее автора. (Дмитрий Шостакович) «20» — Красноармеец И.А. Байдужий писал 17 апреля 1943 г. поэту: «Ваша поэма... энциклопедия фронтовой жизни бойца». О каком произведении идет речь и кто его автор? (А. Твардовский «Василий Теркин»)

«30» — Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней ВОВ. Кто написал музыку и как называется эта песня? (А.В. Александров, «Священная война»)

«40» — Поэт А. Сурков в конце ноября 1941 г. после одного очень трудного для него фронтового дня писал жене письмо, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь? («В землянке»)

«50» — Любовь и верность оказались на войне сильнее тяжелейших невыносимых испытаний и даже смерти — таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К. Симонова. Назовите его. («Жди меня»)

Брянщина в годы войны

«10» — Назовите деревню Брянщины Клинцовского района, которую постигла участь белорусской Хатыни. (Речечка)

«20» — Назовите самую крупную операцию брянских партизан на железной дороге весной 1943 г. (взрыв 300-метрового моста Синего или Голубого через р. Десна у пос. Выгоничи 8 марта партизанами бригады им. Щорса)

«30» — Когда город Брянск был освобожден от немецко-фашистских захватчиков? (17сентября 1943 г)

«40» — Когда начал действовать первый партизанский аэродром на Брянщине? Назовите место его расположения. Для чего он был необходим? (27 мая 1942 г. в с. Вздружное Навлинского района, наладить связь, отправлять почту, эвакуировать раненых)

«50» — Назовите дату образования Центрального штаба партизанского движения на Брянщине при Ставке Верховного Главнокомандования. Кто возглавил этот штаб? (30 мая 1942 г., во главе с Пономаренко)

Третий тур (двойная игра)

Подвиг солдата

«20» — Летчик, Герой Советского Союза, 26 июня 1941 г. направил подбитый самолет в скопление танков противника. Назовите его имя. (Николай Гастелло)

«40» — Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 г. одним из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщик врага. Назовите его имя. (Виктор Талалихин)

«60» — Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 г. в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев. Назовите его имя. (Александр Матросов)

«80» — Советский разведчик, Герой Советского Союза, в совершенстве владел немецким языком, под видом немецкого обер-лейтенанта выполнял сложные, дерзкие диверсионные задания на Украине. Назовите его имя. (Николай Кузнецов)

«100» — Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полетам и сбил еще 7 самолетов противника, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Назовите его имя. (Алексей Маресьев)

Чьи это слова?

«20» — «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва!» (политрук Клочков после сражения на Волоколамском шоссе)

«40» — «Лучше будет, если мы измотаем противника на нашей обороне, выбьем его танки, а затем, введя свежие резервы, переходом в общее наступление окончательно добьем основную группировку противника». (Г.К. Жуков)

«60» — «Итоги октябрьских событий были для нас тяжелы. Армия понесла огромные потери. Враг продвинулся вперед почти на 250 км. Однако достичь целей, поставленных планом "Тайфун", ему не удалось. Стойкость и мужество советской столицы, помощь тружеников тыла остановили фашистские полчища». (А.М. Василевский, битва под Москвой)

«80» — «Я старый металлург. Я привык думать, что нет ничего на свете крепче стали. А сегодня я убедился в своей ошибке. Да, я ошибся. Есть, оказывается, металл, который еще крепче стали. Это благородный металл — советские люди». (ученый, академикА.А. Бай-ков о защитниках Ленинграда)

«100» — 22 июня 1941 г. в 12 часов миллионы жителей СССР узнали о вероломном нападении фашистской Германии из заявлений Советского правительства. «Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!» — слышался голос из радиоприемников. Чей голос слышали граждане СССР? (В.М. Молотов)

Известно ли вам?

«20» — Константинов, Ефремов, Семенов, Христофоров, Степанов... Какая связь между этими фамилиями? (это оперативные псевдонимы Г.К. Жукова (Константинов), К.Е. Ворошилова (Ефремов), С.М. Буденного (Семенов), И.Х. Баграмяна (Христофоров), И.С. Конева (Степанов), введенные по настоянию Сталина с целью маскировки и дезинформации противника)

«40» — Среди советских военачальников можно выделить одного, который, наряду с отличным образованием, большим практическим опытом, глубокими теоретическими знаниями, обладал еще и редким для военного человека чувством такта, умением терпеливо убеждать собеседника. По свидетельству Г.К. Жукова, даже Сталин называл его по имени и отчеству и в разговоре с ним никогда не повышал голоса, даже если был не согласен с его докладом. Он был единственным человеком, которому Сталин разрешал курить в своем рабочем кабинете. О ком идет речь? (Борис Михайлович Шапошников)

«60» — Кому из немецких военачальников поражение на советско-германском фронте принесло повышение по службе? (Паулюсу. В конце декабря 1942 г. ему было присвоено звание фельдмаршала за заслуги в деле защиты немецкой позиции в Сталинграде. Вероятно, Гитлер рассчитывал этим удержать Паулю-са от сдачи советским войскам)

«80» — Обсуждая с Черчиллем и Рузвельтом возможность участия советских вооруженных сил в операциях против Японии, Сталин долго колебался, но в начале 1945 г. все же дал союзникам обещание начать боевые действия на Дальнем Востоке. Что побудило Сталина принять такое решение? (США и Великобритания согласились на присоединение к СССР Южного Сахалина и Курильских островов, а также выразили готовность признать преобладающее советское влияние в Маньчжурии) «100» — Обаятельная англичанка Сара, вспоминая свою поездку в СССР в годы войны, писала: «Мы тут как сыр в масле катались. Прелесть». Описывая дом, в котором она жила, Сара отмечала картины из московских му-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

зеев, украшавшие стены, крахмальные белые скатерти, покрывавшие столы, фраки и белые галстуки управляющих, персидские ковры, устилавшие полы, и многое другое. По слухам, незадолго до ее приезда тысячи русских солдат ремонтировали дороги, перестраивали дома, ухаживали за растениями, а в ходе визита любое желание Сары удовлетворялось. Когда Сара приезжала в СССР и что она делала? (Сара приезжала в Ялту в феврале 1945 г. со своим отцом У. Черчиллем, представлявшим Великобританию на международной конференции)

Финал

1. Определите хронологическую последовательность событий ВОВ:

а) Сталинградская битва;

б) битва за Смоленск;

в) Курская битва;

г) разгром немцев под Москвой;

д) битва за Днепр (1 — б; 2 — г; 3 — а; 4 — в; 5 — д.).

2. Брянцы — дважды Герои Советского Союза (Драгунский, Камозин, Головачев).

В заключение занятия мне хотелось бы сказать, что в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание. Идеологической основой патриотического воспитания являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа [1, 4].

Литература

1. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.

2. Белов В.П. Повесть об одной деревне. Вологда: Книжное наследие, 2003.

3. Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 44-50.

4. Кузьменко Н.А. Проект «Патриоты России» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 201 2. № 3. С. 28-31.

5. Сиденко А.С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов / / Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 25-30.

6. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. Екатеринбург: Отделение педагогического общества, 2005.

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты» / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Шамсутдинова Р.И. Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 3. С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.