Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Экономика, финансы, менеджмент
УДК 338.462
А.В. Грачев*, Л.В. Левченко**
Классификация подходов к определению экономической безопасности государства
В статье рассмотрены основные подходы к определению экономической безопасности государства, выделенные автором на основе анализа научной и правовой литературы. Определены соответствующие выделенным в статье подходам основные направления обеспечения экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, подходы, определение
A.V. Grachev*,L.V. Levchenko**. Classification of approaches to economic security of the state.
The article describes the main approaches to determining the economic security of the state defined by the author based on an analysis of scientific and legal literature. Set out the approaches highlighted in the article, the main directions of economic security of the state.
Keywords: economic security, approaches, definition.
Активное обсуждение проблем экономической безопасности России идет более 10 лет. В 2000-е гг. появились даже учебные курсы «Экономическая безопасность», используемые для преподавания во многих вузах России. Не является исключением и Санкт-Петербургский университет МВД России. Однако в дискуссиях и в литературе по этой проблематике осталось еще много пробелов.
Безопасность является многоаспектным явлением, которое проявляется во всех сферах жизнедеятельности общества. Анализ исторического развития России показывает, что после распада СССР одной из первостепенных задач, стоящих перед государством, является обеспечение безопасности в экономической сфере. Сложность практического обеспечения экономической безопасности заключается в том, что экономика должна принципиально реформироваться и в то же время выступать в качестве базы для всех других общественных отношений. Это особенно актуально в условиях экономического кризиса, когда в обязательном порядке необходимо обеспечить стабильность экономических отношений [і].
Еще в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N° 608, внимание было акцентировано на особой актуальности целенаправленной деятельности по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан. При этом указывалось, что без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как на внутригосударственном, так и на международном уровнях [2].
Аналогичная точка зрения высказывается и в юридической литературе. По мнению Б.М. Титова, «с позиции национальной безопасности именно экономика России является сегодня ее наиболее слабым звеном. Поэтому в нынешней ситуации обеспечение экономической безопасности для Российского государства является одной из важнейших задач» [3, с. і]. Е.В. Прудиус отмечает, что «экономическая безопасность является наиболее важной составляющей частью структуры национальной безопасности страны, поскольку без достаточного экономического обеспечения не может идти речи о национальной безопасности вообще... Экономическая безопасность служит основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости...» [4, с. 34]. Важность экономической безопасности в структуре национальной безопасности обосновывать и доказывать лишний раз не стоит. Вместе с тем до настоящего времени ведутся споры об определении понятия «экономическая безопасность» [5].
В рамках данной статьи мы попытаемся обобщить опыт исследователей проблем экономической безопасности и систематизировать основные подходы к определению данного понятия.
Конечно, с одной стороны, следует согласиться с известным исследователем проблем экономической безопасности Р.Ф. Исмагиловым в том, что экономическая безопасность - понятие, имеющее многомерный и межотраслевой характер, охватывающее «безграничный спектр объектов, свойств, критериев» [6]. В то же время необходимо признать, что сейчас в отечественной науке сложилась парадоксальная ситуация, когда экономическая безопасность стала условным, собирательным понятием, насыщаемым участниками общественной жизни содержанием и объемом
* Грачев, Александр Владимирович, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат экономических наук. Адрес: Россия, І90І2І, г. Санкт-Петербург, пл. Репина, д. І. Тел. (812) 495-23-11. E-mail: [email protected].
** Левченко Лариса Владимировна, профессор кафедры теоретической экономики и международных экономических отношений Самарского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент. Адрес: Россия, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, д. 141. Тел. (911) 924-89-29. E-mail: [email protected].
* Grachyov, Alexander Vladimirovich, the senior lecturer of chair of accounting, the analysis and audit of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Economic Sciences. Address: Russia, 190121, St.-Petersburg, Repin square, 1. Phone (812) 495-23-11. E-mail: [email protected].
** Levchenko, Larisa Vladimirovna, Professor of the Department of theoretical Economics and international economical relations of Samara state economic University, candidate of economic Sciences, associate Professor. Address: 443090, Samara, street Soviet Army, 141. Phone (911) 924-89-29. E-mail: [email protected].
© Грачев А.В., Левченко Л.В., 2013
по собственному усмотрению. Фиксируемая на обыденном уровне как состояние защищенности, экономическая безопасность все более и более размывается на уровне идеологическом, впитывая в себя все большее число «околобезопасных» проблем, обретая рыхлые очертания [7].
Доказательством данному тезису служит проведенный нами и представленный анализ более чем 50 источников отечественной научной и учебной литературы, содержащих различные определения экономической безопасности государства, результаты которого представлены на рис. 1.
Рис. 1. Структурно-логическая схема содержания определений категории «экономическая безопасность государства»
Анализ определений экономической безопасности свидетельствует не только об их различиях, которые относятся скорее к внешним аспектам, форме изложения, но и о содержательных совпадениях в главном, которые, на наш взгляд, могут быть сведены к следующему.
1. Сущность экономической безопасности большинством авторов понимается как: состояние экономики, институтов власти, экономической системы; совокупность (сочетание, комплекс) свойств, условий, факторов, отношений, мер; защищенность; качественная характеристика экономической системы; режим функционирования экономики, институтов власти.
2. Содержательная сторона экономической безопасности отражается следующими свойствами: развитие страны, экономики, общества; независимость; устойчивость, стабильность; способность удовлетворять потребности (интересы) общества; защищенность (неуязвимость).
3. В определении конкретизируются средства обеспечения экономической безопасности и защищаемые объекты.
4. Выделяются внутренние и внешние угрозы.
В целом полученные выводы не обладают научной новизной и в той или иной степени отражаются и другими исследователями проблем экономической безопасности. Однако проведенный анализ позволил выделить структуру определения экономической безопасности и выявить основные подходы к ее пониманию и внутреннему содержанию.
Проведенный анализ определений понятия «экономическая безопасность страны» также позволил нам классифицировать подходы к ее определению с точки зрения места в нем свойства защищенности (см. табл. 1).
Как видно из табл. 1, существуют четыре подхода к определению экономической безопасности страны с точки зрения места свойства «защищенности» в нем.
Так, часть авторов с защищенностью связывают сущность экономической безопасности, другие наделяют защищенность определенным приоритетом по отношению к другим свойствам экономической безопасности, третьи рассматривают защищенность среди прочих равных по значимости свойств экономической безопасности, и, наконец, четвертая группа авторов не включают свойство защищенности в определение экономической безопасности.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013
Экономика, финансы, менеджмент
Таблица 1
Классификация подходов к определению экономической безопасности страны на основе места в нем свойства «защищенности»
м п/п Место заищщенно-сти в определении экономической безопасности страны Объект защищенности Инструменты обеспечения экономической безопасности Авторы
і Защищенность — сущность экономической безопасности Национальных (государственных) интересов (в сфере экономики) Специальные защитные инструменты — единственные в системе обеспечения экономической безопасности Блинов Н.М., Перова С.Н.
Экономические интересы государства и его экономический суверенитет Возжеников А.В.
Жизненно важные интересы личности, общества и государства в экономической сфере Прохожев А.А.
Национальная экономика Колосов А.В.
2 Защищенность одно из свойств экономической безопасности, предопределяющее другие свойства Жизненно важные интересы страны в отношении ресурсного потенциала Специальные защитные инструменты -основные, но не единственные в системе обеспечения экономической безопасности Богомолов В.А.
Национальные общенародные интересы Коржов Г.В.
3 Защищенность — одно из свойств экономической безопасности, равное по значимости с другими свойствами экономической безопасности Экономические интересы государства (страны) Специальные защитные инструменты -одни из прочих равных в системе обеспечения экономической безопасности Ансалямов Н.А., Багудина ЕТ., Вечканов Г С, Купрешенко Н.П.. Степашин С.В.
Жизненно важные интересы личности, общества и государства в экономической сфере Блохин С.В.
Государство, общество, хозяйствующие субъекты, личность Бородушко И.В.: Мику А.А.
Национальные интересы Г аджиева Л.Э.. Гончаренко Л.П., Сенчагов В.К.
Народное хозяйство (экономика) Грунин О.А.. Грунин С.О., Паньков В.С.
Страна Сальников В.П., Степашин С.В . Исмагилов Р Ф.
4 Защищенность отсутствует в определении экономической безопасности Экономическая безопасность обеспечивается преимущественно за счет инструментов управления развитием экономики, а не за счет специальных защитных механизмов Абалкин Л.И.= Архипов А., Городецкий А.. Богданов И.А.. Ващекин Н.П.. Дзлиев М.И.: Глазьев С., Загашвили В.С., Илларионов А.И... Олейников Е.А.
Из определений понятия экономической безопасности можно не только увидеть взгляды авторов на сущность данной категории, но и понять их видение системы инструментов обеспечения экономической безопасности, что также отражено в табл. 1.
Выделенные подходы имеют непосредственное значение для формирования принципов системы практического обеспечения экономической безопасности государства. Если для подхода, в котором с защищенностью связывается сущность экономической безопасности, специальные защитные инструменты будут единственными в системе обеспечения экономической безопасности, то для подхода, в котором защищенности уделяется второстепенное значение, предполагается, что экономическая безопасность обеспечивается преимущественно за счет инструментов управления развитием экономики, а не за счет специальных защитных механизмов.
Полагаем, что в системе общественных потребностей и социально-экономических отношений именно защищенность от различных угроз имеет базисное значение. Защищенность - важнейшая потребность человека вслед за его потребностями в пище, воде, одежде и жилище [8]. При этом при отсутствии пищи, воды и одежды человек вряд ли может считать себя защищенным. Роль защищенности определяется тем, что в условиях ее отсутствия небезопасные условия не способствуют производительному труду и отвлекают от него людей, вынужденных расходовать свои силы, ресурсы и средства на борьбу с обращенными против них опасностями [9], т.е. при отсутствии защищенности любого объекта, от личности до страны, затруднительно обеспечивать такие выделяемые научной мыслью свойства экономической безопасности, как развитие, устойчивость, стабильность, независимость и удовлетворение общественных потребностей. Защищенность же создает необходимые условия и предпосылки для созидательной деятельности людей, улучшения их благосостояния и увеличения общественного богатства [10].
Подводя итоги и обобщая материал статьи, сформулируем ряд выводов.
1. Экономическая безопасность является базисом национальной безопасности любого государства.
2. Научное определение экономической безопасности, как правило, имеет следующую структуру: сущность, содержательная сторона, средства обеспечения, угрозы.
3. В зависимости от места защищенности экономической системы в определении данного понятия нами выделены четыре подхода к определению. Значение защищенности в них изменяется от базисного до полного игнорирования.
4. Выделенные подходы имеют большое значение для формирования принципов системы практического обеспечения экономической безопасности государства. Если для подхода, в котором с защищенностью связывается сущность экономической безопасности, специальные защитные инструменты будут единственными в системе обеспечения экономической безопасности, то для подхода, в котором защищенности уделяется второстепенное значение, предполагается, что экономическая безопасность обеспечивается преимущественно за счет инструментов управления развитием экономики, а не за счет специальных защитных механизмов.
5. Именно свойство защищенности должно являться основным при рассмотрении вопросов безопасности в контексте деятельности органов внутренних дел. Ведь именно защищенность общества от преступных и прочих противоправных посягательств является как основной целью деятельности органов внутренних дел, так и ключевой потребностью общества. Другими словами, для удовлетворения такой общественной потребности, как безопасность, которую рынок не может
создать и реализовать самостоятельно, государство на средства общества создает систему специальных органов, к числу которых в первую очередь относятся органы внутренних дел или полиция.
Список литературы
1. Шанов, А. А. Государственное поощрение в сфере обеспечения экономической безопасности // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2009. - № 1 (10). - С. 39-42.
2. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» // Российская газета. - 1996. - 14 мая.
3. Титов, Б. М. Экономическая безопасность. Вопросы теории и практики. - Н. Новгород, 2001.
4. Прудиус, Е. В. О понятии и системе экономической безопасности // Законодательство и экономика. - 2008. - № 1.
5. Литвиненко, А. Н., Феофилова, Т. Ю. Экономическая безопасность государства: вопросы терминологии // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2007. - № 7. - С. 9-15.
6. Исмагилов, Р. Ф. и др. Экономическая безопасность России: Концепция - правовые основы - политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. - СПб., 2001.
7. Баранов, В. М. Законодательное определение понятия «экономическая безопасность государства» и современные проблемы ее правового обеспечения // Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2001. - № 1.
8. Кириллов, Н. П. Безопасность жизнедеятельности : учебно-методические материалы. - М., 2005.
9. Грачев, А. В. Экономическая наука на службе правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4 (48).
10. Родачин, В. М. Безопасность как социальное явление // Право и безопасность. - 2004. - № 4 (13).
Literature
1. Shanov, A. A. Gosudarstvennoe pooschrenie v sfere obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2009. - № 1 (10). - S. 39-42.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 29 aprelya 1996 g. № 608 «O Gosudarstvennoy strategii ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii (Osnovnyih polozheniyah)» // Rossiyskaya gazeta. - 1996. - 14 maya.
3. Titov, B. M. Ekonomicheskaya bezopasnost. Voprosyi teorii i praktiki. - N. Novgorod, 2001.
4. Prudius, E. V. O ponyatii i sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti // Zakonodatelstvo i ekonomika. - 2008. - № 1.
5. Litvinenko, A. N., Feofilova, T. Y. Ekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva: voprosyi terminologii // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2007. - № 7. - S. 9-15.
6. Ismagilov, R. F. i dr. Ekonomicheskaya bezopasnost Rossii: Kontseptsiya - pravovyie osnovyi -politika / R.F. Ismagilov, V.P. Salnikov, S.V. Stepashin. - SPb., 2001.
7. Baranov, V. M. Zakonodatelnoe opredelenie ponyatiya «ekonomicheskaya bezopasnost gosudarstva» i sovremennyie problemyi ee pravovogo obespecheniya // Vestnik Nizhegorodskoy akademii MVD Rossii. - 2001. - № 1.
8. Kirillov, N. P. Bezopasnost zhiznedeyatelnosti : uchebno-metodicheskie materialyi. - M., 2005.
9. Grachev, A. V. Ekonomicheskaya nauka na sluzhbe pravoohranitelnoy deyatelnosti organov vnutrennih del // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2010. - № 4 (48).
10. Rodachin, V. M. Bezopasnost kak sotsialnoe yavlenie // Pravo i bezopasnost. - 2004. - № 4 (13).
УДК 338.2
В.А. Дегтерева*
Государственное регулирование и контроль миграционных процессов с целью соблюдения национальных социально-экономических интересов РФ
В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования и контроля миграционных процессов, раскрыты основные существующие проблемы миграции, влияющие на перспективы устойчивого социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: миграционные процессы, государственное регулирование миграции, социально-экономическая политика, трудовая миграция, национальные экономические интересы.
* Дегтерева, Виктория Анатольевна, профессор Санкт-Петербургского экономического университета, доктор экономических наук, доцент. E-mail: [email protected].
* Degtereva, Viktoria Anatolyevna, professor of Saint-Petersburg State University of Engineering and Economics, Doctor of economics. E-mail: [email protected].
© Дегтерева В.А., 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 4 (60) 2013