Угрозы и безопасность УДК 338.24+339.97
актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности союзного государства
а.с. зуева,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления E-mail: [email protected] Московский гуманитарный институт им. Е.Р. дашковой
В условиях интеграции России и Беларуси актуальной проблемой является обеспечение экономической безопасности Союзного государства. Важность изучения проблемы обеспечения экономической безопасности определяется тем, что до настоящего времени рассмотрение проблем безопасности, несмотря на отдельные методологические и практические успехи, не опирается на системные принципы.
В ходе исследования автором поставлена цель: рассмотреть актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности Союзного государства. С учетом сформулированной цели в статье решаются следующие задачи: постановка проблемы, связанной с разработкой концепции обеспечения экономической безопасности Союзного государства; изучение моделирования как метода изучения механизма создания системы экономической безопасности Союзного государства; освещение основных экономико-математических моделей; совершенствование методологии формирования концепции обеспечения экономической безопасности стран - участниц Союзного государства; описание методологического подхода к формированию концепции экономической безопасности Союзного государства.
В статье представлен методологический подход к формированию системы обеспечения экономической безопасности стран - участниц Союзного государства. Выделены основные методы экономического анализа, которые могут быть использованы в создании модели экономической безопасности Союзного государства.
Разработаны предложения по моделированию концепции обеспечения экономической безопасности стран - участниц Союзного государства. Сделан вывод о том, что необходимо применять методо-
логический подход к созданию системы экономической безопасности Союзного государства, который заключается в определении комплекса методов, детерминированных особенностями государств-членов. Сформированное модельное представление концепции обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь позволит в дальнейшем более детализировано подойти к вопросу принятия данного акта на межгосударственном уровне.
Ключевые слова: концепция, экономическая безопасность, Союзное государство, угрозы, межгосударственное объединение
Российская Федерация и Республика Беларусь из всех участников СНГ имеют самые близкие экономические связи. Данные государства стремятся задавать ориентиры в развитии и интеграции для всех остальных стран, результатом чего стало создание Союзного государства. При этом неотъемлемым условием эффективного функционирования данного межгосударственного объединения является обеспечение его национальной безопасности в целом и экономической безопасности в частности, что возможно посредством взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь, а также выработки стратегических решений о перспективах такого взаимодействия в рамках Концепции экономической безопасности государств - участников Договора о создании Союзного государства.
В современных условиях наблюдается выборочный, недостаточно взвешенный подход к отдельным аспектам проблемы обеспечения экономической
Угрозы и безопасность Threats and security - 49 -
безопасности Союзного государства. Есть все основания полагать, что проблема заключается в отсутствии Концепции экономической безопасности государств - участников Договора о создании Союзного государства. Отметим, что учеными России и Беларуси разработка данной концепции была начата в 2008 г. [5, с. 135], а в 2009 г. на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью экономической направленности» ее участники пришли к выводу, что важнейшая составляющая данной работы видится в обеспечении защиты интересов интеграционного образования Союзного государства Российская Федерация - Республика Беларусь [6, с. 114]. Однако пока многотрудные усилия остаются безрезультатными.
Сегодня успешность исследований, направленных на формирование системы экономической безопасности интеграционных образований государств, во многом зависит от методологического подхода к разработке положений этой системы. Главной задачей разработки и создания системы безопасности в сфере экономики является выявление последовательности и методов ее формирования, а также инструментов обеспечения эффективного функционирования системы [1, 8]. В основе методологии изучения предмета и его свойств лежит выработка модели и средств, способствующих оптимизации всей системы, обеспечивающей экономическую безопасность Союзного государства. Моделирование, как метод изучения механизма создания и эффективной работы системы экономической безопасности Союзного государства, выбран благодаря способности раскрыть системность, и возможности включить в модель широкий спектр различных объектов исследуемой области, который поддается как формализованному, так и неформализованному изучению.
Под моделью принято понимать «отображение каким-либо способом процессов, происходящих в реальном объекте». Термин «модель» (от лат. modulus - аналог, мера, образец; фр. module) подразумевает определенный материальный или воображаемый объект или явление, который выступает упрощенным вариантом объекта или явления (прототипа), подвергающегося моделированию, во многом дублирующий свойства, значимые для целей данного моделирования. При этом опускаются менее значимые свойства объекта, которые могут отличать его от прототипа [9].
Моделирование представляет собой процесс создания, исследования и использования моделей,
и тесно взаимосвязано с понятиями «аналогия», «гипотеза», «абстракция» и т.д. Проведение моделирования непременно включает в себя построение абстракций, выведение заключений по аналогии, а также создание гипотез на научной платформе.
Главной отличительной особенностью метода моделирования является опосредованное, непрямое познание объекта путем изучения объекта-прототипа. Здесь модель - особый инструмент познания, стоящий между исследователем и объектом, и при помощи которого происходит изучение интересующего объекта. Данная особенность моделирования определяет специфику форм использования различных категорий и методов познания - абстракций, гипотез, аналогий и др.
Многие объекты (либо проблемы, имеющие отношение к этим объектам) невозможно изучать непосредственно, либо такое изучение сопряжено со значительными затратами - временными или материальными. Этим и определяется необходимость применения метода моделирования.
Проблема моделирования системы обеспечения экономической безопасности Союзного государства не может быть решена только посредством разработки статичной экономико-математической модели, в которой будут заданы числовые критерии различных состояний объекта и будет дана соответствующая оценка.
Экономическая наука на современном этапе имеет обширный спектр методов моделирования, в основе которых лежит экономический анализ объекта исследования. Представляется необходимым выделить следующие основные методы экономического анализа, которые могут быть использованы в создании модели экономической безопасности Союзного государства:
- методы математической статистики, в которых при исследовании одномерных систем применяются законы распределения, выборочный метод и вариационный ряд. В изучении многомерных систем применяются спектральный, факторный, компонентный, дисперсионный и ковариационный методы, а также регрессии и корреляции;
- эконометрия (экономика - математика - статистика) - «схематическое представление экономического явления или процесса с помощью научной абстракции, отражения их характерных черт»;
- метод математического программирования как основной способ решения проблем по
-37 (274) - 2014-
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:
приоритеты и безопасность priorites and security
оптимизации в процессе производственно-хозяйственной деятельности. На сегодняшний день это самый прогрессивный и эффективный способ определить результат развития процесса, основанный на использовании электронно-вычислительных приборов;
- изучение операций, где предметом являются экономические системы. Задача здесь - выбор сочетания элементов системы, имеющих структурную взаимосвязь, которое позволит получить самый лучший экономический показатель из возможных;
- экономико-математические модели без управления, предназначенные для исследования объектов путем сравнивания количественных показателей их параметров или характеристик, под которыми обычно понимают статические модели;
- оптимизационные модели, которые представляют собой целенаправленное решение поставленной задачи, оценку его эффективности путем построения целевой функции;
- игровые модели, основанные на теории математических моделей принятия оптимальных (эффективных) решений в условиях неопределенности или конфликта, вследствие несовпадения интересов игроков (участников);
- имитационное моделирование, включающее совокупность следующих элементов: имитационных моделей «больших систем», экспертных процедур и программирования структуры модели на ЭВМ.
Исследователи проблемы моделирования экономической безопасности Союзного государства рассматривали некоторые из вышеперечисленных методов как возможные способы построения модели управления экономической защищенностью государства. Однако общая методология создания и функционирования системы экономической безопасности, которой отдавала бы предпочтение значительная часть исследователей, в настоящее время не выработана. Большинство рассмотренных методологических подходов опираются на механизм определения состояния экономической защищенности стран и рассматривают систему управления экономической безопасностью как узкий перечень мер по приведению значений критериев экономической безопасности в соответствие с пороговыми.
При этом к основным индикаторам экономической безопасности Союзного государства следует
отнести: уровень конкурентоспособности экономик стран-участниц; устойчивость и защищенность финансовых, в том числе бюджетных, систем Белоруси и России; криминализация хозяйственно-финансовых отношений; эффективность использования бюджетных средств.
Автором одного из наиболее обширных исследований данной проблемы является В.К. Сенчагов, который предлагает в создании модели обеспечения экономической безопасности государств опираться на оценку состояния экономической защищенности. [10].
Концепция экономической безопасности корпорации, разработанная О.С. Груниным, предполагает иной подход к моделированию, реализованный в составленном исследователем алгоритме [3]. Им предложен комплекс принципиальных моделей обеспечения безопасности персонала фирмы, основных фондов, конфиденциальной информации. Эти модели представляют собой графически изображенные, взаимосвязанные элементы, обычно включающие: объект безопасности, объект угроз, источники угроз, угрозы, способы защиты и др.
Обобщая результаты анализа методологических подходов к созданию системы экономической безопасности других исследователей, можно сделать вывод о наличии недостатков, выявленных в концепциях авторов - отсутствие или недостаточно эффективное использование системного подхода.
Особый интерес представляют методологические подходы к обеспечению экономических интересов Союзного государства, заложенные в российском и белорусском законодательствах. Представляется, что проблема создания системы экономической безопасности обсуждается не так широко, как близкие ей вопросы экономической безопасности государства - формирование стратегии развития, антикризисное управление, корпоративные реструктуризации, реформирование. Учитывая особое положение России и Беларуси, как государств, формирующих и развивающих на своей территории рыночные отношения, многие методологические и методические аспекты разрешения этой проблемы затронуты в подзаконных актах, а также в ведомственной документации [2, 4, 7].
Разработка модели экономической безопасности Союзного государства обладает некоторыми особенностями, определяющими свойства полученных моделей, являющихся оптимизационными, так как они позволяют искать решения по критериям оптимальности. Кроме того, их применение не
гарантирует получения единственного решения. Таким образом, можно сделать вывод о наличии как положительных, так и отрицательных черт, присущих моделированию.
Представляется, что наиболее наглядно и точно раскрыть сущность системы экономической безопасности позволяет разработка нескольких моделей, которые могут быть положены в основу методологии создания концепции обеспечения экономической безопасности стран - участниц Союзного государства.
Методологический подход к формированию Концепции экономической безопасности Союзного государства заключается в определении комплекса методов ее обеспечения, применение которых обусловлено особенностями государств [2, 10].
Первый этап состоит в выявлении угроз экономической безопасности Союзного государства путем выделения направлений экономической политики, в которых выражаются экономические интересы государств.
Сегодня происходит формирование комплекса объектов системы безопасности в сфере экономики России и Беларуси. Для реализации первого этапа можно использовать различные методы, однако наиболее предпочтительными здесь будут аналитические, статистические, эвристические и интуитивно-логические методы.
Целесообразность одного из вышеперечисленных методов для конкретного государства определяется исходя из условий его развития. Так, для создания системы экономической безопасности в новом направлении экономической деятельности государства наиболее адекватно отражают внешнюю и внутреннюю среду эвристические методы. Если же государство длительное время развивает направления экономической деятельности, наибольший эффект достигается при применении статистических методов. Аналитические методы целесообразно применять в комплексе с эвристическими и статистическими как метод обработки эмпирической базы. Особым методом, применяемым при создании системы экономической безопасности Союзного государства, является моделирование, которое на ранних стадиях позволяет графически или математически описать экономическое состояние государства с позиции обеспечения его экономической безопасности.
Применение интуитивно-логических методов предпочтительнее в условиях разработки системы экономической безопасности для новой, быстро развивающейся отрасли или обладающей иными
уникальными отличиями. Эффективность выбранного метода определяется его адекватностью поставленной задачи, объекту и эмпирической базе.
На втором этапе процесса формирования системы экономической безопасности данного союзного образования необходимо определить угрозы, а также механизмы и способы противодействия этим угрозам. Здесь уместно применять аналитические методы, которые дадут возможность весьма точно достигнуть поставленных целей. Требуется оценить степень экономической защиты государств, чтобы принять решение о необходимости управления угрозами и позволит выработать пути обеспечения экономической безопасности.
Так, в частности, названные общеметодические положения можно применять на данном этапе формирования системы обеспечения экономической безопасности Союзного государства. Например, посредством такого метода экономического анализа, как эконометрия, возможно установление приоритетных секторов экономической модернизации, а также содействие кооперации хозяйствующих субъектов в области перспективных технологий производства, энергосберегающих технологий, технологий в области использования альтернативных источников энергии.
На третьем этапе процесса создания системы безопасности в сфере экономики необходимо разработать механизм прогнозирования, который будет являться сосредоточением всех экономических интересов государств - участников Союзного государства. Прогнозирование позволит создать механизм планирования данной системы. На этом этапе происходит реализация сценарных и имитационных методов прогнозирования, в основе которых лежит цикличность всех экономических процессов в странах.
Очевидно, следует провести перспективный анализ гармонизации правовых институтов государств - участников Союзного государства с учетом принятых на себя международных обязательств, а также оценить последствия сближения финансовых систем Республики Беларусь и Российской Федерации и совершенствования взаимодействия правоохранительных органов и органов налогового контроля.
Четвертый этап характеризуется разработкой локальной нормативной базы, которая даст возможность упорядочить функции, обеспечивающие экономическую безопасность Союзного государства, распределить их между органами государственной власти, а также придать юридическую силу системе
экономической безопасности Союзного государства. Здесь имеет смысл применять нормативные методы, позволяющие установить пороговые значения различных индикаторов безопасности в сфере экономики, а также методы нормотворчества, которые дадут возможность провести адаптацию локальной нормативной базы к существующему законодательству стран - участниц Союзного государства.
Кроме того, с учетом изложенного, необходимо создание самостоятельного структурного подразделения Исполнительного комитета Союзного государства, основная деятельность которого должна быть направлена на реализацию политики обеспечения экономической безопасности стран - участниц данного межгосударственного интеграционного образования. При этом первоочередной задачей данного подразделения следует определить создание рабочей группы по разработке, обсуждению, апробации и утверждению проекта Концепции экономической безопасности государств - участников Договора о создании Союзного государства.
Таким образом, в результате проведенного анализа методов моделирования и классификации основных видов экономико-математических моделей экономической безопасности межгосударственных объединений, следует сделать вывод, что необходимо применять методологический подход к созданию системы экономической безопасности Союзного государства, который заключается в определении комплекса методов, детерминированных особенностями государств - членов альянса.
Список литературы
1. Авдийский В.И., БезденежныхВ.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор
устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. 2014. № 1. С. 2-6.
2. Бородин П.П. Социально-политическая безопасность и стабильность российского общества: монография. М.: ИСПИ РАН, 2007. 400 с.
3. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность промышленного предприятия СПб: Питер, 2002. 160 с.
4. Дмитриева Е.А. Реалии и перспективы российско-белорусской интеграции // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 46.
5. Зуева А.С. Обзор научной деятельности Академии за 2008 г. // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 3. С.132-138.
6. Зуева А.С., Морозкина И.А. О проведении Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью экономической направленности» // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 1. С. 112-115.
7. Мухамедиева С.А. К определению некоторых показателей интеграции России и стран СНГ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 1.
8. Пузов Е.Н., Яшин С.Н. Концептуальные вопросы оценки экономической_безопасности_регионов // Финансы и кредит. 2006. № 1.
9. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
10. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2005. 896 с.
National interests: priorities and security Threats and security
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
TOPICAL ISSUES ON THE ECONOMIC SECURITY OF THE UNION STATE
Anna S. ZUEVA
Abstract
Importance The problem of ensuring the economic security of the Union State assumes prominence in the conditions of integration of Russia and Belarus. The urgency of studying the problem of ensuring the economic security of the Union State is determined by the fact
that until now the consideration of the security issues, despite some methodological and practical success, has not been based on the system principles. Objectives As a part of the study, I formulated the goal that is to consider the topical problems of ensuring the economic security of the Union State. Given the
Угрозы и безопасность Threats and security - 53 -
defined objectives, I try to solve the following tasks: statement of a problem related to the development of the concept of economic security of the Union State; study of simulation as a method of studying the mechanism of creation of the system of economic security of the Union State; coverage of the main economic-mathematical models; improvement of the methodology of formation of the concept of economic security of the member States of the Union State; description of a methodological approach to the formation of the concept of economic security of the Union State. Methods I present a methodological approach to the formation of the system of economic security of the member States of the Union State. I identify the basic methods of an economic analysis that can be used in creating a model of economic security of the Union State.
Results I have developed the proposals on the modeling of the concept of economic security of the Union State.
Conclusions and Relevance I make a conclusion that it is necessary to apply a methodological approach to the creation of the system of economic security of the Union State, which is determined by defining the complex of methods, which are determined by the peculiarities of the member States. I consider that the prepared model representation of the concept of economic security of the Russian Federation and the Republic of Belarus will enable in the future to form a more detailed approach to the issue of adoption of this act at the interstate level.
Keywords: concept, economic security, Union State, threats, inter-state association
References
1. Avdiiskii V.I., Bezdenezhnykh V.M. Ekonom-icheskaya bezopasnost' kak sistemoobrazuyushchii faktor ustoichivosti slozhnykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem [Economic security as a system factor of stability of complex socio-economic systems]. Bezopasnost' biznesa - Security of business, 2014, no. 1, pp. 2-6.
2. Borodin P.P. Sotsial'no-politicheskaya bezopasnost' i stabil'nost' rossiiskogo obshchestva: monografiya [Socio-political security and stability of the Russian society: a monograph]. Moscow, ISPR RAS Publ., 2007, 400 p.
3. Grunin O.A., Grunin S.O. Ekonomicheskaya bezopasnost' promyshlennogo predpriyatiya [The economic security of an industrial enterprise]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002, 160 p.
4. Dmitrieva E.A. Realii i perspektivy rossiisko-belorusskoi integratsii [Realities and the prospects of the Russian-Belarusian integration]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2011, no. 46.
5. Zueva A.S. Obzor nauchnoi deyatel'nosti Akademii za 2008 g [Review of scientific activity of the Academy for 2008]. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii - Bulletin of Academy of Economic Security of MIA of Russia, 2009, no. 3, pp. 132-138.
6. Zueva A.S., Morozkina I.A. O provedenii mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferent-sii "Aktual'nye problemy bor'by s organizovannoi prestupnost'yu ekonomicheskoi napravlennosti" [On the international scientific-practical conference "The topical problems on the economic organized-crime fighting"]. Vestnik Akademii ekonomicheskoi bezopasnosti MVD Rossii - Bulletin of Academy of Economic Security of MIA of Russia, 2010, no. 1, pp. 112-115.
7. Mukhamedieva S.A. K opredeleniyu nekoto-rykh pokazatelei integratsii Rossii i stran SNG [On determination of certain indicators of the integration of Russia and the CIS countries]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' - National interests: priorities and security, 2009, no. 1.
8. Puzov E.N., Yashin S.N. Kontseptual'nye vo-prosy otsenki ekonomicheskoi bezopasnosti regionov [The conceptual issues of the assessment of the economic security of regions]. Finansy i kredit - Finance and credit, 2006, no. 1.
9. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' [Dictionary of Philosophy]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1983, 840 p.
10. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii: obsh-chii kurs: uchebnik [The economic security of Russia: a textbook]. Moscow, Delo Publ., 2005, 896 p.
Anna S. ZUEVA
Moscow Humanities Institute named after E.R. Dashkova, Moscow, Russian Federation [email protected]