Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕЛЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ'

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕЛЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
711
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АКТЫ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТА / ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГРОЗ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Предметом исследования стали объекты железнодорожного транспорта (объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства), защищенность которых от актов незаконного вмешательства является содержанием транспортной безопасности. С применением метода сравнительно-правового анализа проведена классификация объектов, позволяющая определить основные направления совершенствования их антитеррористической защищенности. Внесены предложения относительно разработки требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов управления движением транспортных средств железнодорожного транспорта и критических элементов железнодорожного подвижного состава, осуществляющего по специальным разрешениям перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLASSIFICATION OF RAILWAY TRANSPORT FACILITIES AIMED AT THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT OF THEIR ANTI-TERRORIST SECURITY

The subject of the study is railway transport facilities (transport infrastructure facilities, vehicles), the protection of which from acts of unlawful interference is the content of transport security. The author classifies the facilities using the method of comparative legal analysis which makes it possible to determine the main directions for improving anti-terrorist protection of these facilities. The author makes proposals on the development of requirements ensuring transport security for objects of traffic control of railway transport vehicles and critical elements of railway rolling stock, conducting transportation of passengers and high-risk cargo under special permits.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕЛЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ»

Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 32-37. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2023. No. 1 (94). Pp. 32-37.

Научная статья УДК 342.951:351.82

КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА В ЦЕЛЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

Светлана Николаевна Зайкова

Саратовская государственная юридическая академия, Саратов, Россия, [email protected]

Аннотация. Предметом исследования стали объекты железнодорожного транспорта (объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства), защищенность которых от актов незаконного вмешательства является содержанием транспортной безопасности. С применением метода сравнительно-правового анализа проведена классификация объектов, позволяющая определить основные направления совершенствования их антитеррористической защищенности. Внесены предложения относительно разработки требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов управления движением транспортных средств железнодорожного транспорта и критических элементов железнодорожного подвижного состава, осуществляющего по специальным разрешениям перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности.

Ключевые слова: транспортная безопасность, акты незаконного вмешательства, антитеррористическая защищенности объектов транспорта, определение угроз, управление рисками, железнодорожный транспорт

Для цитирования: Зайкова С. Н. Классификация объектов железнодорожного транспорта в целях административно-правового обеспечения их антитеррористической защищенности // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 32-37.

Original article

CLASSIFICATION OF RAILWAY TRANSPORT FACILITIES AIMED AT THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL SUPPORT OF THEIR ANTI-TERRORIST SECURITY

Svetlana N. Zajkova

Saratov State Law Academy, Saratov, Russia, [email protected]

Abstract. The subject of the study is railway transport facilities (transport infrastructure facilities, vehicles), the protection of which from acts of unlawful interference is the content of transport security. The author classifies the facilities using the method of comparative legal analysis which makes it possible to determine the main directions for improving anti-terrorist protection of these facilities. The author makes proposals on the development of requirements ensuring transport security for objects of traffic control of railway transport vehicles and critical elements of railway rolling stock, conducting transportation of passengers and high-risk cargo under special permits.

Keywords: transport security, acts of unlawful interference, anti-terrorist security of transport facilities, threat identification, risk management, railway transport

For citation: Zajkova S. N. Classification of railway transport facilities aimed at the administrative and legal support of their anti-terrorist security. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 32-37. (In Russ.).

© Зайкова С. Н., 2023

Определение угроз незаконного вмешательства в деятельность транспорта и управление потенциальными рисками в соответствии с законом о транспортной безопасности1 (далее - ФЗ о ТБ) являются значимыми задачами обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте.

Совместным приказом правоохранительных органов (далее - Приказ от 5 марта 2010 г.) утвержден перечень угроз, которые можно классифицировать в зависимости:

от вида противоправного действия - угрозы взрыва, захвата, блокирования, поражения опасными веществами и др.;

от объектов воздействия - угрозы транспортным средствам или угрозы объектам транспортной инфраструктуры, их критическим элементам, повреждение которых приведет к возникновению чрезвычайных ситуаций, остановит транспортное обслуживание.

Рассматривая угрозы противоправного воздействия на железнодорожном транспорте, стоит остановиться на составе объектов железнодорожного транспорта [1, с. 87; 2, с. 142]. Не все из них являются объектами, защищенность которых является содержанием транспортной безопасности. Классификация указанных объектов позволит определить основные направления совершенствования их антитеррористической защищенности.

Анализ законодательства о транспортной безопасности позволяет объединить объекты обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте в пять групп (табл. 1).

Таблица 1

Классификация объектов железнодорожного транспорта в зависимости от источника правового регулирования в области транспортной безопасности

№ Объекты железнодорожного транспорта Нормативно-правовое регулирование Примеры объектов железнодорожного транспорта

1. Объекты транспортной инфраструктуры

1.1. Подлежащие категорированию железнодорожные вокзалы, станции Подп. «а» п. 5 ст. 1 ФЗ о ТБ Железнодорожный вокзал на станции Анапа

1.2. Не подлежащие категорированию железнодорожные вокзалы, станции Железнодорожные промежуточные станции (средний поток пассажиров до 50 чел./ч в течение года)

1.3. Подлежащие категорированию железнодорожные мосты, тоннели, эстакады Подп. «в» п. 5 ст. 1 ФЗ о ТБ Железнодорожный металлический мост (длина 223,95 м) через р. Волга на 479 км перегона Дорошиха - Тверь

1.4. Не подлежащие категорированию железнодорожные мосты, тоннели, эстакады Железнодорожный мост, не имеющий вертикально-подъемных пролетных строений

1.5. Участки железнодорожных путей Подп. «з» п. 5 ст. 1 ФЗ о ТБ Площадь Гагарина4 - пассажирский остановочный железнодорожный пункт

1 О транспортной безопасности: федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7. Ст. 83.

2 Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств: приказ Минтранса РФ № 52, ФСБ РФ № 112, МВД РФ № 134 от 5 марта 2010 г. // Рос. газета. 2010. 14 апр.

3 Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта // Росжелдор: офиц. сайт. URL: https://rlw.gov.ru/opendata/7708525167-otizd (дата обращения: 07.01.2023).

4 Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 15 сент. 2020 г. № 1442 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 38. Ст. 5907.

N Объекты железнодорожного транспорта Нормативно-правовое регулирование Примеры объектов железнодорожного транспорта

1.6. Объекты управления движением транспортных средств железнодорожного транспорта Подп. «и» п. 5 ст. 1 ФЗ о ТБ Центры диспетчерского управления (диспетчерские центры управления перевозками)

1.7. Объекты транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства Ч. 2 ст. 8 ФЗ о ТБ Строящийся железнодорожный мост

2. Критические элементы объекта транспортной инфраструктуры Приказ от 5 марта 2010 г. Здание вокзала, надземный или подземный пешеходный переход через железнодорожные пути на территории вокзального комплекса, перрон

3. Объекты, расположенные в границах охранных зон транспортной инфраструктуры Ч. 3 ст. 8 ФЗ о ТБ Торговый комплекс, имеющий соответствующее расположение

4. Железнодорожный подвижной состав (перевозка пассажиров и грузов повышенной опасности) Подп. «е» п. 11 ст. 1 ФЗ о ТБ Железнодорожный пассажирский поезд2

5. Критические элементы вышеуказанного подвижного состава Приказ от 5 марта 2010 г. Кабина машиниста локомотива, купе проводника пассажирского купейного вагона

Объекты железнодорожного транспорта в зависимости от их категорирования можно разделить на две группы: не подлежащие и подлежащие отнесению к одной из установленных категорий. От указанной классификации объектов зависит оценка их уязвимости. Для объектов, не подлежащих категорированию3, оценка уязвимости не проводится, а меры по обеспечению безопасности фиксируются в паспорте объекта, а не в плане, утверждаемом Ространснадзором.

Объекты железнодорожного транспорта в зависимости от источника правового регулирования также можно разделить на две группы: определенные ФЗ о ТБ или Приказом от 5 марта 2010 г.

Приказом от 5 марта 2010 г. расширен перечень объектов, установленных ФЗ о ТБ, с выделением критических элементов объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Противоречий не усматривается. Критические элементы являются составной и неотъемлемой частью конкретного объекта, обеспечение их безопасности является одной из гарантий защищенности объекта в целом. Важно установить требования по обеспечению безопасности критических элементов.

Анализ наличия, а также источников нормативно установленных требований обеспечения транспортной безопасности на железнодорожном транспорте приведен в таблице 2.

1 Об определении объектов систем связи, навигации и управления движением транспортных средств воздушного, железнодорожного, морского и внутреннего водного транспорта, являющихся объектами транспортной инфраструктуры: приказ Минтранса России от 28 янв. 2021 г. № 21 // ГАРАНТ.РУ: сайт. URL: https://base.garant.ru/400393807/ (дата обращения: 05.01.2023).

2 О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте: постановление Правительства РФ от 31 дек. 2020 г. № 2417 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. N° 2 (ч. II). Ст. 457.

3 Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта: приказ Минтранса России от 28 авг. 2020 г. № 331 // ГАРАНТ.РУ: сайт. URL: https://base.garant.ru/400218253/ (дата обращения: 05.01.2023).

Таблица 2

Особенности нормативного установления требований по обеспечению транспортной безопасности объектов железнодорожного транспорта

№ Объекты железнодорожного транспорта Постановление Правительства РФ об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности Вид документа о мерах по обеспечению транспортной безопасности

1. Объекты транспортной инфраструктуры

1.1. Подлежащие категорированию железнодорожные вокзалы, станции № 16331 План обеспечения транспортной безопасности2 (далее - План)

1.2. Не подлежащие категорированию железнодорожные вокзалы, станции № 16353 Паспорт обеспечения транспортной безопасности (далее - Паспорт)

1.3. Подлежащие категорированию железнодорожные мосты, тоннели, эстакады № 1633 План

1.4. Не подлежащие категорированию железнодорожные мосты, тоннели, эстакады № 1635 Паспорт

1.5. Участки железнодорожных путей № 1633 План

1.6. Объекты управления движением транспортных средств железнодорожного транспорта Требования не установлены Вид документа не определен

1.7. Объекты транспортной инфраструктуры на этапе их проектирования и строительства №24184 План, паспорт (в зависимости от категорирования)

2. Критические элементы объекта транспортной инфраструктуры № 1633 Документ о мерах отдельно не разрабатывается

3. Объекты, расположенные в границах охранных зон транспортной инфраструктуры № 295 Документ о мерах не разрабатывается

4. Железнодорожный подвижной состав (перевозка пассажиров и грузов повышенной опасности) № 16536 Паспорт

5. Критические элементы вышеуказанного подвижного состава Требования не установлены Вид документа не определен

1 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта: постановление Правительства РФ от 8 окт. 2020 г. № 1633 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6599.

2 Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации: приказ Минтранса России от 2 июля 2021 г. № 225 // ГАРАНТ.РУ: сайт. URL: https://base.garant.ru/402908769/ (дата обращения: 07.01.2023).

3 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию: постановление Правительства РФ от 8 окт. 2020 г. № 1635 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6601 ; Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, являющихся железнодорожными пассажирскими остановочными пунктами, в том числе входящими в состав пассажирских и грузовых железнодорожных станций, находящимися на железнодорожных участках Московской и Октябрьской железных дорог в границах Московских центральных диаметров: постановление Правительства РФ от 31 дек. 2020 г. № 2449 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 2 (ч. II). Ст. 466.

4 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства: постановление Правительства РФ от 31 дек. 2020 г. № 2418 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 2 (ч. II). Ст. 458.

5 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесенных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, и о внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию: постановление Правительства РФ от 23 янв. 2016 г. № 29 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 5. Ст. 698.

6 Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств железнодорожного транспорта: постановление Правительства РФ от 10 окт. 2020 г. № 1653 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 42 (ч. III). Ст. 6618.

Анализ показал, что для критических элементов железнодорожного подвижного состава, осуществляющего по специальным разрешениям перевозку пассажиров и грузов повышенной опасности, и для объектов управления движением требования по обеспечению транспортной безопасности не установлены, в связи с чем предлагается их установить.

Классификация объектов железнодорожного транспорта позволяет выделить потенциальные угрозы:

- угрозы объектам транспортной инфраструктуры (например, железнодорожные вокзалы, станции, железнодорожные пути и др.);

- угрозы транспортным средствам (например, железнодорожный подвижной состав, основное использование которого - перевозка пассажиров и грузов повышенной опасности);

- угрозы критическому элементу транспортной инфраструктуры (например, здание вокзала, надземный или подземный пешеходный переход через железнодорожные пути на территории вокзального комплекса, перрон);

- угрозы критическому элементу транспортного средства (кабина машиниста локомотива, купе проводника пассажирского купейного вагона и др.).

Управление рисками выражается не только в проведении планового надзора (объекты контроля со средним риском подвергаются плановым проверкам один раз в три года, в отличие от объектов контроля высокого и чрезвычайно высокого риска), но и в их профилактике.

Важной новеллой в сфере государственного контроля (надзора) стало ежегодное формирование уполномоченными органами программ профилактики рисков [3, с. 33].

Программа на 2023 г.1 в области транспортной безопасности не устанавливает особенностей профилактики рисков для железнодорожного транспорта и содержит большинство из профилактических мероприятий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 федерального закона № 248-ФЗ , в том числе самообследование. Следует отметить, что такой вид профилактического мероприятия, как самообследование, до сих пор фактически не применяется. Сайта, позволяющего пройти самообследование, в сети Интернет не имеется .

Анализ вкладок «Профилактические мероприятия» и «Профилактика нарушений» в разделе «Транспортная безопасность» на официальном сайте Ространснадзора показал не только неудобный интерфейс для получения информации контролируемыми лицами, но и отсутствие необходимых для проведения профилактики материалов, например итогов обобщения правоприменительной практики, методических рекомендаций по проведению самообследования.

Обеспечение законности в области обеспечения антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта является одной из задач прокурорского надзора [4, с. 28; 5, с. 58]. Представляется значимым обратить внимание надзорных органов на указанные пробелы в законодательстве о транспортной безопасности и на проблемы его практической реализации.

Список источников

1. Транспортная безопасность: учебник / А. Н. Александров [и др.]; под ред. И. Ф. Амельчако-ва. Белгород: БелЮИ МВД России им. И. Д. Путилина, 2017. 326 с.

2. Иванов Л. А. О совершенствовании административно-правовой основы обеспечения антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта // Закон и право. 2018. № 10. С.141-143.

1 Об утверждении программ профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2023 год: приказ Ространснадзора от 20 дек. 2022 г. № ВБ-583фс // КонсультантПлюс: сайт. URL: http://www.ccnsultant.ru/documen1/cons_doc_LAW_437614/ (дата обращения: 11.02.2023).

2 О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.

3 Доклад о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности за 2021 год // Ространснадзор: офиц. сайт. URL: https://rostransnadzor.gov.ru/documents/1194 (дата обращения: 11.02.2023).

3. Попова Н. Ф. Возможности мер административного принуждения для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2022. № 3. С.32-35.

4. Плугарь Д. М. Цели и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в сфере антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта // Вопросы российского и международного права. 2020. Т. 10. № 12-1. С. 27-35.

5. Зайкова С. Н. Субъектный состав обеспечения транспортной безопасности: административно-правовой аспект // Административное право и процесс. 2022. № 5. С. 55-59.

References

1. Aleksandrov A. N. et al. Transportnaya bezopasnost' [Transport security]. Belgorod, Belgorodskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennikh del Rossii imeni I. D. Putilina, 2017, 326 p. (In Russ.).

2. Ivanov L. A. O sovershenstvovanii administrativno-pravovoy osnovy obespecheniya antiterroris-ticheskoy zashchishchennosti ob"ektov zheleznodorozhnogo transporta [On the issue of improving the administrative and legal basis for ensuring the antiterrorist protection of railway transport facilities]. Zakon i pravo, 2018, no. 10, pp. 141-143. (In Russ.).

3. Popova N. F. Vozmozhnosti mer administrativnogo prinuzhdeniya dlya obespecheniya natsio-nal'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Opportunities of administrative coercion measures for the protection of the national security of the Russian Federation]. Administrativnoe pravo i protsess, 2022, no. 3, pp. 32-35. (In Russ.).

4. Plugar D. M. Tseli i zadachi prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov v sfere antiterroris-ticheskoy zashchishchennosti ob"ektov zheleznodorozhnogo transporta [Goals and objectives of the prosecutor's supervision over the implementation of laws in the field of anti-terrorist protection of railway transport facilities]. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogoprava, 2020, vol. 10, no. 12-1, pp. 27-35. (In Russ.).

5. Zaikova S. N. Sub"ektnyy sostav obespecheniya transportnoy bezopasnosti: administrativno-pravovoy aspekt [Parties ensuring transport security: administrative law aspect]. Administrativnoe pravo i protsess, 2022, no. 5, pp. 55-59. (In Russ.).

Информация об авторе

С. Н. Зайкова - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права, Саратовская государственная юридическая академия.

Information about the author

S. N. Zajkova - Candidate of Juridical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Administrative and Municipal Law, Saratov State Law Academy.

Статья поступила в редакцию 01.03.2023; одобрена после рецензирования 14.03.2023; принята к публикации 17.03.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 01.03.2023; approved after reviewing 14.03.2023; accepted for publication 17.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.