Научная статья на тему 'Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система'

Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5122
664
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная безопасность / система транспортной безопасности / национальная безопасность / безопасность на транспорте / transportation security / transportation security system / national security / security on transport

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зайкова Светлана Николаевна

Введение: в российском законодательстве в области обеспечения транспортной безопасности имеется терминологическая и понятийная неопределенность. Используются термины, схожие по звучанию, но различные по содержанию: «транспортная безопасность», «безопасность на транспорте», «безопасность на объектах транспорта». Понятие «система транспортной безопасности» не определено. Цель: разработка предложений по унификации указанных терминов; определение их смыслового значения на основе анализа лингвистических источников, международного и российского законодательства, мнения ученых различных отраслей права. Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Результаты: предложенные автором определения базовых понятий транспортной безопасности могут быть использованы при внесении изменений в законодательство, регулирующее рассматриваемую область правоотношений. Выводы: система транспортной безопасности представляет собой совокупность органов, организаций и иных субъектов, участвующих в обеспечении и соблюдении транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принимаемых ими правовых, экономических, организационных и иных мер, а также основ координации деятельности и мониторинга в области транспортной безопасности на основе общих средств сбора и обработки информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transport Security in the Russian Federation: Concept and System

Background: in the Russian legislation in the field of transport security, there is a terminological and conceptual uncertainty. The terms used are similar in sound, but different in content: “transport security”, “transport security”, “security at transport facilities”. The concept of “transport security system” is not defined. Objective: development of proposals for the unification of the terms used in legislation on transportation security; determination of their semantic meaning based on the analysis of linguistic sources, international and Russian legislation, the opinions of scientists from various branches of law. Methodology: general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition. Results: the definitions of the basic concepts of transport security proposed by the author can be used when making changes to the legislation regulating the area of legal relations under consideration. Conclusions: the transport security system is a set of bodies, organizations and other entities involved in ensuring and observing transport security in accordance with the legislation of the Russian Federation, and the legal, economic, organizational and other measures taken by them, as well as the basis for coordinating activities and monitoring in the field of transport security on the basis of common means of collecting and processing information.

Текст научной работы на тему «Транспортная безопасность в Российской Федерации: понятие и система»

DOI 10.24412/2227-7315-2021-3-81-92 УДК 342.951:351.82

С.Н. Зайкова

ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА

Введение: в российском законодательстве в области обеспечения транспортной безопасности имеется терминологическая и понятийная неопределенность. Используются термины, схожие по звучанию, но различные по содержанию: «транспортная безопасность», «безопасность на транспорте», «безопасность на объектах транспорта». Понятие «система транспортной безопасности» не определено. Цель: разработка предложений по унификации указанных терминов; определение их смыслового значения на основе анализа лингвистических источников, международного и российского законодательства, мнения ученых различных отраслей права. Методологическая основа: общенаучные и частнонаучные (логико-юридический, сравнительно-правовой) методы познания. Результаты: предложенные автором определения базовых понятий транспортной безопасности могут быть использованы при внесении изменений в законодательство, регулирующее рассматриваемую область правоотношений. Выводы: система транспортной безопасности представляет собой совокупность органов, организаций и иных субъектов, участвующих в обеспечении и соблюдении транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принимаемых ими правовых, экономических, организационных и иных мер, а также основ координации деятельности и мониторинга в области транспортной безопасности на основе общих средств сбора и обработки информации.

Ключевые слова: транспортная безопасность, система транспортной безопасности, национальная безопасность, безопасность на транспорте.

S.N. Zaykova

TRANSPORT SECURITY IN THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPT AND SYSTEM

Background: in the Russian legislation in the field of transport security, there is a terminological and conceptual uncertainty. The terms used are similar in sound, but different in content: "transport security", "transport security", "security at transport facilities". The concept of "transport security system" is not defined. Objective: development of proposals for the unification of the terms used in legislation on transportation security; determination of their semantic meaning based on the analysis of linguistic sources, international and Russian legislation, the opinions of scientists from various branches of law. Methodology: general scientific and private scientific (logical-legal, comparative-legal) methods of cognition. Results: the definitions of the basic concepts of transport security proposed by the author can be used when making

© Зайкова Светлана Николаевна, 2021

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: snzaikova@rambler.ru © Zaykova Svetlana Nikolaevna, 2021

Candidate of law, associate Professor, associate Professor, the Department of Administrative and municipal law (Saratov State Law Academy) 81

changes to the legislation regulating the area of legal relations under consideration. Conclusions: the transport security system is a set of bodies, organizations and other entities involved in ensuring and observing transport security in accordance with the legislation of the Russian Federation, and the legal, economic, organizational and other measures taken by them, as well as the basis for coordinating activities and monitoring in the field of transport security on the basis of common means of collecting and processing information.

Key-words: transportation security, transportation security system, national security, security on transport.

Правовое понятие «транспортная безопасность» в Российской Федерации законодательно установлено и представляет собой состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства1.

Несмотря на лаконичность формулировки, данное правовое понятие требует предметного изучения в связи с необходимостью решения следующих задач: определения содержания данного понятия, а также круга административно-правовых отношений, подлежащих государственному регулированию; уточнения разновидностей противоправных действий (бездействия) в транспортном комплексе, относящихся к актам незаконного вмешательства; формирования фундаментального и глубокого понятия, позволяющего рассматривать «транспортную безопасность» как правовую категорию.

В различных словарях русского языка под «безопасностью» понимается состояние, при котором отсутствует опасность или имеется защита от опасности.

В отраслевых энциклопедических, справочных изданиях «безопасность» рассматривается как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз жизненно важных интересов личности, общества и государства. К жизненно важным интересам можно отнести такие потребности указанных субъектов, удовлетворение которых обеспечивает не только их существование, но и возможность прогрессивного развития.

Безопасность — это построение общественных отношений на основе доверия, допустимой свободы в выборе поведения, отсутствия страха и тревоги по поводу удовлетворения необходимых потребностей; возможность самостоятельного определения направлений развития личности, общества и государства; возможность сохранения стабильности, основных параметров и состояний при возможных угрозах, разрушающих процессах.

В действующем законодательстве понятие (термин) «безопасность» нашло отражение в ряде законов и подзаконных актов, касающихся различных областей и сфер государственного управления. Так, в Федеральном законе «О безопасности»2 к функциональному содержанию деятельности по обеспечению безопасности отнесены следующие мероприятия: анализ, оценка, прогнозирование, выявление, устранение, предупреждение угроз безопасности; разработка форм и методов локализации и нейтрализации последствий проявления состоявшихся противо-

1 См: Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 2 декабря 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 7, ст. 837; 2019. № 49, ч. V, ст. 6974.

2 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности» (в ред. от 9 но-32 ября 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2; 2020. № 46, ст. 7209.

правных действий (бездействия); стратегическое планирование и определение государственной политики обеспечения безопасности; правовое, экономическое и иное регулирование. При этом закон определяет приоритет превентивных (предупредительных) действий (функций), а также системность и комплексность всех мер, направленных на обеспечение защищенности от опасности.

В большинстве действующих федеральных законах РФ основные понятия, содержащие термин «безопасность», соотносятся с понятием «состояние защищенности» от различного вида угроз и иного воздействия, причиняющего вред. Это, например, радиационная безопасность населения, безопасность критической информационной инфраструктуры, безопасность объектов топливно-энергетического комплекса, пожарная безопасность, промышленная безопасность опасных производственных объектов, безопасность дорожного движения и др.

Имеются примеры федеральных законов, в которых законодатель рассматривает «безопасность» как свойство или состояние, обеспечивающее защиту жизни, здоровья и интересов людей, хозяйственных объектов, окружающей среды и других объектов от причинения различного рода вреда: безопасность гидротехнических сооружений1, механическая безопасность2 и др.

Итак, проведенный анализ понятия «безопасность» позволяет выделить основные элементы его содержания:

наличие состояния защищенности;

отсутствие опасности или угроз защищенности;

необходимые условия для сохранения и развития личности, общества и государства;

стабильность общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности.

Применительно к транспорту правовое понятия «безопасность» упоминается как «транспортная безопасность», «безопасность на транспорте», «безопасность на объектах транспорта». Рассмотрим, что в этих понятиях общего и в чем заключаются отличия.

Транспорт представляет собой относящуюся к материальному производству отрасль экономики, основное предназначение которой — перевозка людей и грузов. По сути, транспорт является базовой отраслью экономики, связующим звеном для других ее отраслей и социальной сферы, «локомотивом», «важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры»3. От бесперебойного, качественного, планомерного, управляемого, безопасного перевозочного процесса зависит развитие других направлений хозяйственной и социальной деятельности, осуществляемой как в пределах территории страны, так и за ее пределами. По праву транспорт России можно назвать системообразующей отраслью страны.

Безопасность транспорта и перевозочного процесса является важнейшим критерием высокого уровня транспортного обслуживания.

1 См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (в ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30, ст. 3589; 2020. № 50, ч. III, ст. 8074.

2 См.: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. от 2 июля 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 1, ст. 5 ; 2013. № 27, ст. 3477.

3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации» (в ред. от 12 мая 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 50, ст. 5977 ; 2018. № 22, ст. 3176. 83

Рассмотрим содержание понятия «транспортная безопасность» на основе анализа действующего международного, российского федерального законодательства и проведенных ранее научных исследований [1; 2].

В международном праве1 «транспортная безопасность» рассматривается как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом к актам незаконного вмешательства относятся противоправные действия (бездействие), в том числе террористические акты, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшие за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий2.

Именно такое содержание понятия (в привязке к террористическим актам) объяснимо, поскольку решения принимались на основе Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах — участниках Содружества Независимых Государств (далее — СНГ)3 в 2000-х годах, в период многочисленных террористических актов на транспорте и участившегося использования транспортных средств в противоправных, незаконных целях.

Напомним, что в то время объектами противоправных действий стали наземный городской транспорт и объекты транспортной инфраструктуры4: в 1994 году — рейсовый автобус в Москве; в 1996 году — троллейбусы 12-го маршрута на Пушкинской площади и 48-го маршрута на проспекте Мира в Москве; в 2000 году — маршрутное такси в Будённовске (Ставропольский край); в 2003 году — пассажирские автобусы в Грозном и в Северной Осетии.

В 2004 году в результате срабатывания взрывных устройств, пронесенных на борт террористками-смертницами, разбились два пассажирских самолета: Ту-154 авиакомпании «Сибирь» и Ту-134 авиакомпании «Волга — Авиаэкспресс»5.

В 2007 году произошли спланированные взрывы на станциях метро Санкт-Петербурга.

Наряду с этим проявлял себя и международный морской терроризм [3].

Многочисленные теракты и покушения на объекты транспорта в 2000-х годах стали проблемой, решение которой не могло обойтись без государственного воздействия, правового регулирования и контроля (надзора) со стороны государственных органов.

§ 1 См.: Модельный закон о безопасности на воздушном транспорте (принят в г. Санкт-

| Петербурге 31 октября 2007 г. постановлением 29-10 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпар-ч: ламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. 8 № 41, с. 217-239; Модельный закон о безопасности на транспорте (принят в г. Санкт-Петербурге >g 31 октября 2007 г. постановлением 29-9 на 29-м пленарном заседании Межпарламентской Ъ Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламент-

° ская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 41,

§ с. 200-216.

^ 2 См.: Решение Совета глав правительств СНГ «О Стратегии обеспечения транспортной без-

1 опасности на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств при

i осуществлении перевозок в международном сообщении» (принято в п. Бурабай 29 мая 2015 г.).

URL: http://cis.minsk.by/ (дата обращения: 10.12.2020).

3 См.: Решение Совета глав правительств СНГ «О Декларации по вопросам обеспечения безопасности на транспорте в государствах — участниках Содружества Независимых Государств» (принято в г. Ялте 18 сентября 2003 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 2003. № 2 (43), с. 36-39.

4 См.: Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/693463 (дата обращения: 10.12.2020).

5 См.: Российское информационное агентство «Новости». URL: https://ria. 84 ru/20090824/182146689.html (дата обращения: 10.12.2020).

Целью государственного управленческого решения стало обеспечение защищенности участников транспортных отношений, жизни и здоровья людей, а также сохранение привычного режима работы и планового функционирования транспортных средств, объектов транспортной инфраструктуры.

Для решения указанной проблемы были приняты важные государственные управленческие решения: создан Национальный антитеррористический комитет; принят Федеральный закон «О противодействии терроризму»1 и внесены многочисленные изменения в российское законодательство; ратифицированы Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма2, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма3 и протокол о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма4; определен источник финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом5.

Проводимая с 2004 года работа над законопроектом по вопросам обеспечения транспортной безопасности, по определению системы контрольно-надзорных органов, сил и средств, необходимых для защищенности в транспортном комплексе, была завершена в 2007 году принятием Федерального закона «О транспортной безопасности», который положил начало формированию отдельной отрасли законодательства — законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности.

Однако, как показала история, принятых государственных управленческих решений оказалось недостаточно. Преступное вмешательство в работу транспорта продолжилось.

На железнодорожном транспорте6: в 2009 году в Дагестане произошел подрыв железнодорожного полотна на пути следования пассажирского поезда № 374 «Тюмень — Баку»; в том же году потерпел крушение скорый поезд № 166 «Невский экспресс» (сообщением Москва — Санкт-Петербург) на Октябрьской железной дороге; в 2010 году из-за взрывного устройства сошел с рельсов грузовой состав на перегоне Махачкала — Порт-Тарки в Дагестане; в том же году взрывное устройство сработало в Санкт-Петербурге на перегоне Броневая — Лигово Витебского отделения дороги; в 2013 году в Волгограде произошли взрывы на железнодорожном вокзале.

1 См.: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (в е ред. от 8 декабря 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 11, ст. 1146; 2020. 1 № 50, ч. III, ст. 8074. и

2 См.: Федеральный закон от 20 апреля 2006 г. № 56-ФЗ «О ратификации Конвенции Со- 3 вета Европы о предупреждении терроризма» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. 1 № 17, ч. 1, ст. 1785. )

3 См.: Федеральный закон от 2 октября 2006 г. № 158-ФЗ «О ратификации Международной 2 конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма» // Собр. законодательства Рос. Федерации. S 2006. № 41, ст. 4205.

4 См.: Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 127-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3426.

5 См.: Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 662 «Об источниках финансирования выплат денежного вознаграждения за содействие борьбе с терроризмом» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 47, ст. 4893.

6 См.: Российское информационное агентство «Новости». URL: https://ria. ru/20170403/1491367151.html (дата обращения: 10.12.2020). 85

Наземный городской транспорт и объекты транспортной инфраструктуры также продолжали оставаться объектами противоправных действий1: в 2007 году были подорваны маршрутное такси в Дагестане, автобус в Тольятти (Самарская область), рейсовый автобус маршрута Пятигорск — Владикавказ, автобус в Невинномысске (Ставропольский край); в 2008 году произошел теракт на автобусной остановке во Владикавказе (Северная Осетия); в 2009 году — автобус в Махачкале; в 2010 году — автобусы в Каспийске (Дагестан) и в Нальчике (Кабардино-Балкария); в 2011 году — теракт на остановке общественного транспорта в центре Грозного; в 2013 году — рейсовый автобус и троллейбус в Волгограде.

В 2010 году произошли спланированные взрывы на станциях московского метро. В 2011 году объектом террористов стал международный терминал аэропорта «Домодедово» в Москве.

Стало очевидным, что принятые управленческие решения не устранили существующей проблемы и законодательно установленных государственных мер оказалось недостаточно.

В 2010 году было принято решение2 о создании комплексной системы организационных и технических мероприятий, направленных на повышение защищенности населения на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности. В короткие сроки была разработана и утверждена программа, приоритетным направлением которой стало «совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, а также создания и функционирования комплексной системы»3.

Таким образом, в действующем законодательстве понятие «транспортная безопасность» прежде всего ориентировано на такие угрозы, как террористические акты и иные противоправные действия, нарушающие стабильную работу транспортного комплекса.

Далее рассмотрим понятие «безопасность на транспорте» и сопоставим его с понятием «транспортная безопасность».

В международном законодательстве понятие «безопасность на транспорте» используется в разных значениях. К первой группе международных законодательных актов можно отнести законы и другие правовые акты, в которых содержание двух рассматриваемых понятий имеет одинаковое значение. Так, например, в Модельном законе о безопасности на воздушном транспорте под авиационной безопасностью понимается «состояние защищенности воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства в деятельность, связанную с функционированием воздушного транспорта», а в Модельном законе о безопасности на транспорте под угрозами также понимаются акты незаконного вмешательства, в том числе террористические акты.

Ко второй группе международных законодательных актов можно отнести законы и другие правовые акты, в которых понятие «безопасность на транс-

1 См.: Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/spravochnaya-informaciya/693463 (дата обращения: 10.12.2020).

2 См.: Указ Президента РФ от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 14, ст. 1637.

3 См.: Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2010 г. № 1285-р «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» (в ред. от 4 июля

86 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 32, ст. 4359; 2019. № 28, ст. 3809.

порте» отражает отдельные, более узкие, специфические виды безопасности применительно к транспортным средствам и перевозочному процессу: безопасность движения1, экологическая безопасность2, техническая и промышленная безопасность3, безопасность по перевозке отдельных грузов4.

В российском комплексе нормативных правовых актов также встречаются законы и правовые акты, которые можно разделить на две вышеуказанные группы. Например, к первой группе (содержание двух рассматриваемых понятий имеет одинаковое значение) относятся: Указ Президента РФ «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте», Кодекс торгового мореплавания РФ5. Ко второй группе относятся законы, в которых понятие «безопасность на транспорте» включает в себя различные виды безопасности в зависимости от специфических видов угроз:

безопасность движения и эксплуатации транспортных средств; безопасность технических средств, связанных с перевозочным процессом; безопасность условий проезда пассажиров;

безопасность условий перевозки грузов, опасных грузов и грузобагажа; экологическая безопасность; пожарная безопасность на транспорте; промышленная безопасность на транспорте; безопасность почтового транспорта.

Ко второй группе относятся федеральные законы об организации регулярных перевозок городским транспортом, о железнодорожном транспорте, о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, о техническом осмотре транспортных средств, о почтовой связи и др. Также ко второй группе можно отнести Кодекс внутреннего водного транспорта РФ6, Градостроительный кодекс РФ7, Кодекс Российской Федера-

1 См.: Положение о Комиссии Совета по железнодорожному транспорту по вопросам безопас- в ности движения на железнодорожном транспорте (утверждено в г. Кишиневе 20 ноября 2013 г. н на 59-м заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ). Документ опубликован не о был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». ю

2 См.: Положение о Международном центре по экологической безопасности в области желез- Д нодорожного транспорта (утверждено в г. Таллине 27 октября 2016 г. на 65-м заседании Совета по ч железнодорожному транспорту СНГ). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой К системы «КонсультантПлюс»; Модельный закон об обеспечении экологической безопасности §, автомобильного транспорта. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы | «КонсультантПлюс». е

3 См.: Директива № 2016/798 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О без- 1 опасности на железнодорожном транспорте (новая редакция)» // Official Journal of the European • Union N L 138. 26.05.2016. P. 102. URL: http://eur-lex.europa.eu/_(дата обращения: 12.12.2020). ¡§

4 См.: Решение о Правилах безопасности и порядке ликвидации аварийных ситуаций с опас- 1 ными грузами при перевозке их по железным дорогам государств — участников Содружества ) (принято 4 ноября 1998 г. на 22-м заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) // 2 Вестник Совета по железнодорожному транспорту. 1998. № 3, с. 32. S

5 См.: Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 18, ст. 2207; Российская газета. 2021. 23 апр.

6 См.: Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (в ред. от 8 июня 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 11, ст. 1001; 2019. № 51, ч. I, ст. 7483.

7 См.: Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16; Российская газета. 2021. 6 мая. 87

ции об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)1, Уголовный кодекс РФ2.

В главе 11 КоАП РФ установлена ответственность за следующие административные правонарушения на транспорте: действия, угрожающие безопасности движения; нарушение правил эксплуатации транспортных средств; нарушение требований, предъявляемых к состоянию здоровья водителя; нарушение требований правил безопасности пассажиров; нарушение правил погрузки и разгрузки; нарушение требований пожарной безопасности и др. Отдельно в указанной главе выделены составы административных правонарушений, связанные с нарушением законодательства о транспортной безопасности (ст. 11.15.1. «Нарушение требований в области транспортной безопасности», ст. 11.15.2. «Нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил»). В гл. 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» также установлена ответственность за административные правонарушения в области обеспечения транспортной безопасности: п. 10 ст. 19.5 — ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности); ст. 19.7.5. — ответственность за непредставление информации об актах незаконного вмешательства.

Таким образом, КоАП РФ рассматривает административную ответственность за нарушение транспортной безопасности как составную часть ответственности за нарушения безопасности на транспорте.

В гл. 27 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. В указанную главу включена ст. 263.1, предусматривающая ответственность за нарушения требований в области транспортной безопасности. В гл. 29 Уголовного кодекса РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» включены статьи, отражающие виды акты незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, например совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение транспортных средств и (или) объектов транспортной инфраструктуры с определенной целью — подрыв экономической безопасности и обороноспособности страны (ст. 281 «Диверсия»), совершение тех же действий, но направленных на устрашение населения, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений (ст. 205 «Террористический акт»).

Также, как и в КоАП РФ, в Уголовном кодексе РФ нарушение транспортной безопасности является составной частью безопасности на транспорте.

Проведенный анализ позволяет прийти к выводу, что понятие «безопасность на транспорте» шире понятия «транспортная безопасность», поскольку оно

1 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 1, ч. 1, ст. 1; Россиская газета. 2021. 5 мая.

2 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 5 апреля 88 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25, ст. 2954; 2021. № 15, ч. I, ст. 2426.

включает в себя безопасность не только от террористических, но и от других видов угроз.

Имеется мнение согласно которому федеральное законодательство о транспортной безопасности должно строиться на терминологическом единстве, за основу которого предлагается использовать понятие «безопасность на транспорте», включающее в себя «два блока защиты от угроз — обеспечение безопасности эксплуатации транспорта и обеспечение безопасности от актов незаконного вмешательства...» [4].

Проведенный анализ не позволяет согласиться с вышеуказанным мнением. Включение в понятие «транспортная безопасность» всех вышеперечисленных видов безопасности, отражающих различные виды угроз, не позволит сосредоточиться, сфокусировать государственную политику и меры государственного управления, в том числе меры воздействия, на особом виде угроз, коими являются террористические и иные акты незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Рассмотрим понятие «безопасность на объектах транспорта» и сопоставим его с понятием «транспортная безопасность».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Безопасность на объектах транспорта» включает в себя такое понятие, как «объекты транспорта», законодательное определение которого не установлено. В разных правовых актах под «объектами транспорта» понимаются не только сами транспортные средства, но и объекты транспортной инфраструктуры. Так, например, под объектами железнодорожного транспорта понимаются железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие объекты, связанные с движением поездов и маневровой работой (п. 1 ст. 21 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

Под объектами морского транспорта понимаются морские суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного (река — море) плавания, а также материалы, изделия и оборудование для судов (п. 5 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта1).

Объекты внутреннего водного транспорта — это суда, подлежащие государственной регистрации (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов); паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях; материалы и изделия для судов2.

В научной литературе [5] словосочетание «объекты транспорта» также используется в двух значениях: и как транспортные средства, и как объекты транспортной инфраструктуры.

Понятие безопасности на объектах различного вида транспорта применяется в ряде нормативных правовых актов: в федеральном законе «О железнодорожном транспорте», в Земельном кодексе РФ3, в государственной программе РФ «Обе-

1 См.: Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта» (в ред. от 7 октября 2019 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 34, ст. 4475; 2019. № 41, ст. 5719.

2 См.: Постановление Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта» (в ред. от 6 августа 2020 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 34, ст. 4476; 2020. № 33, ст. 5386.

3 См. подп. 2 п. 1 ст. 104 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; Россиская газета. 2021. 23 апр. 89

спечение общественного порядка и противодействие преступности»1, в транспортной стратегии России. Анализ перечисленных правовых актов позволяет прийти к выводу, что в каждом из них идет речь об обеспечении транспортной безопасности от различных видов угроз (не только от террористических или иных незаконных актов) как на транспортных средствах, так и на объектах транспортной инфраструктуры.

Таким образом, понятие «безопасность на объектах транспорта» по содержанию является равнозначным понятию «безопасность на транспорте» и более широким относительно понятия «транспортная безопасность».

Законодательно установленное в п. 10 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» определение понятия «транспортная безопасность», по нашему мнению, не отражает всего перечня объектов, обеспечение безопасности которых является приоритетом при формировании и реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности России.

Исходя из законодательно установленного определения, объектами защиты и охраны являются:

1) Объекты транспортной инфраструктуры (мосты, аэродромы, вокзалы и иные технологические комплексы);

2) Транспортные средства (воздушные суда, суда морского и речного плавания, железнодорожный подвижной состав и т.д.).

Указанные объекты не отражают защищенность человека, находящегося на территории объекта транспортной инфраструктуры или в транспортном средстве: пассажиров, персонала транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры, иных лиц, находящихся на объектах транспортного комплекса (лица, провожающие и встречающие пассажиров, сотрудники хозяйствующих субъектов, осуществляющие торговлю и иные виды услуг и др.).

Учитывая вышеизложенное, предлагаем следующие определения рассматриваемых понятий:

«Транспортная безопасность — состояние защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Транспортный комплекс — объекты и субъекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства, физические лица, находящиеся на объектах транспортного комплекса.

Объекты транспортного комплекса — объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства».

Приступая к рассмотрению системы транспортной безопасности, следует отметить, что система представляет собой совокупность элементов (частей), связи и отношения между которыми позволяют объединить их в единое целое. Элементы (части) по отдельности не обладают теми свойствами, которыми наделяется целостность (объект) при правильном их (частей) объединении, связи, соподчинении.

Систему транспортной безопасности можно рассматривать в широком и узком смысле.

1 См.: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (в ред. от 3 февраля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. 90 Федерации. 2014. № 18, ч. IV, ст. 2188; 2021. № 7, ст. 1111.

В узком смысле система транспортной безопасности может быть представлена как одна из следующих систем:

система нормативных правовых актов (федерального, регионального и муниципального уровней), правовых документов и ведомственных актов, регулирующих правовые отношения, возникающие в области соблюдения и обеспечения транспортной безопасности;

система органов и организаций в области обеспечения транспортной безопасности: федеральные органы исполнительной власти; органы власти регионального и муниципального уровней; органы, аттестующие организации; подразделения транспортной безопасности; подразделения ведомственной охраны; иные органы и организации;

система правовых, экономических, организационных и иных мер, определяемая государством для обеспечения безопасности транспортного комплекса и населения на транспорте от актов незаконного вмешательства;

система форм, методов и функций управления, используемых компетентными федеральными органами исполнительной власти при реализации государственной политики в области обеспечения безопасности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, планирование, координация, предупреждение, правовое регулирование, контрольно-надзорная деятельность, аттестация, лицензирование и др.

Рассмотрение системы транспортной безопасности в узком смысле (как только системы органов или как только системы правовых актов) не позволит отразить комплексность, целостность и системность рассматриваемого понятия, именно поэтому целесообразнее говорить о понятии системы транспортной безопасности в широком смысле.

Помимо вышеуказанных подсистем в систему транспортной безопасности также входят:

совокупность автоматизированных информационных и аналитических систем, взаимоувязанных в единое информационное пространство, обеспечивающих реализацию функций управления в рассматриваемой области;

совокупность программ по профессиональной подготовке, обучению и аттестации специалистов и должностных лиц в области обеспечения транспортной безопасности, а также персонала, принимающего участие в обеспечении безопасности;

совокупность последовательно осуществляемых этапов государственного управления: определение цели управления, планирование, принятие управленческого решения, выполнение решения, контроль (надзор) за выполнением решения, мониторинг состояния достижения цели управления, корректировка цели (отказ от цели) управления обеспечением безопасности населения на транспорте.

Таким образом, система транспортной безопасности представляет собой совокупность органов, организаций и иных субъектов, участвующих в обеспечении и соблюдении транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и принимаемых ими правовых, экономических, организационных и иных мер, а также основ координации деятельности и мониторинга в области транспортной безопасности на основе общих средств сбора и обработки информации.

Библиографический список

1. Дмитриев С.Н. Новации в законодательстве о транспортной безопасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 3-7.

2. Степаненко Ю.В. Терминологическая проблема транспортной безопасности // Современный юрист. 2014. № 2. С. 47-55.

3. Бондаренко В.Ф., Григорьев Н.Ю., Родюков Э.Б. Современный морской терроризм (пиратство) и его социальные последствия // Вестник Университета. 2015. № 12. С. 245-252.

4. Дудышкин Б.Н. Правовые вопросы обеспечения безопасности на транспорте // Транспортное право. 2008. № 4. С. 29-30.

5. Красинскии В.В. Практика привлечения к административной и дисциплинарной ответственности за неисполнение решения Антитеррористической комиссии // Современное право. 2019. № 10. С. 37-43.

References

1. Dmitriev S.N. Innovations in the Legislation on Transport Security // Transport law. 2014. № 4. P. 3-7.

2. Stepanenko Y.V. Terminological Problem in Transport Security // Modern lawyer. 2014. № 2. P. 47-55.

3. Bondarenko V.F., Grigoriev N.Y., Rodyukov E.B. Modern Sea Terrorism (Piracy) and its Social Consequences // University Bulletin. 2015. № 12. P. 245-252.

4. Dudishkin B.N. Legal Issues of Transportation Security // Transport law. 2008. № 4. P. 29-30.

5. Krasinskiy V.V. Cases of Bringing to Administrative and Disciplinary Liability for Non-Compliance with the Decision of the Anti-Terrorist Commission // Modern law. 2019.

Я № 10. P. 37-43.

0

CD

^

m

01

%

Ф

ro *

ra Э S

О *

и ai т s Ч s a 2 Э S

0

1 i

ai

CQ U

a ra

и О

Э S

О *

и CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.