УДК 371
Nikonorov A.A., adjunct, Federal State Military Educational Institution of Higher Education "Military University", Ministry of Defense of Russian Federation
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
CLASSIFICATION OF MOTIVES OF OFFICERS TO SERVICE AND COMBAT ACTIVITIES. Any activity, including service and combat, is motivated not by one, but by many motives that are in different relationships. The division of motives into personal and socially significant ones is connected with the attitudes and orientation of officers. In some cases, the basis for the division of motives is the affiliation of incentives that express the need. A variety of attempts to classify motives are made by many scientists from different positions, and all the variety of options was reduced to understanding by the authors of the contents of the motive, whether they are motives of self-respect, self-actualization, achievement, desire for activity, success, or motives aimed at avoiding failures. The analysis of literary sources shows that in the psychological and pedagogical practice of studying motivation as a whole, as well as in the classification of various forms of motives accumulated quite a wealth of experience. At the same time, both military and civilian scientists conclude that the classification of motives directly follows from the understanding of their meaning.
Key words: motivation, need, service and combat activities, development, formation.
А.А. Никонорое, адъюнкт Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военный
университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, E-mail: [email protected]
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ ОФИЦЕРОВ К СЛУЖЕБНО-БОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая деятельность, в том числе и служебно-боевая, побуждается не одним, а многими мотивами, которые находятся в различных взаимоотношениях. Разделение мотивов на личностные и общественно значимые связано с установками и направленностью офицеров. Разнообразие попыток классифицировать мотивы делались многими учёными с различных позиций, и все многообразие вариантов сводилось к пониманию авторами сущности мотива, будь это мотивы самоуважения, самоактуализации, достижения, стремления к деятельности, успеху, либо мотивы, направленные на избегание неудач.
Ключевые слова: мотивация, мотив, потребность, служебно-боевая деятельность, развитие, формирование, побуждение.
Введение
Различные попытки классифицировать мотивы предпринимались многими учёными. Причём классификация мотивов различными авторами зависит от понимания ими сущности мотивов. Так, Л.И. Божович выделяла мотивы личностные, общественные, эгоистические и общественно значимые, которые непосредственно связаны с установками личности, её нравственностью и направленностью; В.И. Ковалев, выделял идейные и нравственные (они отражают убеждения, мировоззрение, нравственные нормы и принципы поведения), мотивы коллективистские (отражают психологические установки, нормы жизни, принятые личностью); И.А. Васильева выделяет устойчивые мотивы, отражающие индивидуально-личностные особенности (мотивы стремления к успеху, избегания неудачи в деятельности), неустойчивые мотивы, отражающие обобщенное предметное содержание, конкретные неустойчивые мотивы, характеризующие узкую временную перспективу при наличии конкретной цели; Е.И. Головаха выделяет три вида мотивов на основании их функций: мотивы, выполняющие только побуждающую функцию; мотивы, выполняющие побудительную, смыс-лообразующую и объяснительную функцию; мотивы, выполняющие либо объяснительную, либо смыслообразующую, либо ту и другую функции. При этом название мотивов происходит по ведущему мотиватору. Такие мотивы Л.С. Выготский называл «однозначными», а те, которые имеют несколько мотиваторов «многозначными».
В данной статье мотивы служебно-боевой деятельности офицеров войск национальной гвардии РФ классифицируются по следующим основаниям: общественной значимости; форме проявления; роли в служебно-боевой деятельности; силе воздействия; степени устойчивости; продолжительности действия; сложности; степени осознанности; степени актуализации.
Формулировка цели статьи
В процессе строительства и развития войск национальной гвардии Российской Федерации огромное значение приобретают конкретные, качественные изменения в вооружении и боевой технике, способах ведения боя личным составом, происходящие в современных условиях. Всё это неизменно повышает роль и значение офицерских кадров, развитие у них морально-боевых качеств, убежденности и профессиональной готовности в решении служебно-боевых задач.
Для решения актуальных задач служебно-боевой деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации необходимо задействовать фактор мотивации, как важный резерв повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров, исследовать и классифицировать их мотивы служеб-но-боевой деятельности.
Успешно решать эти задачи может только тот офицер, который всего себя отдает воинской службе, видит в ней призвание, находит в ней удовлетворение, проявляет настойчивость в решении служебно-боевых задач. Именно такому офицеру присуща устойчивая и действенная мотивация к служебно-боевой деятельности.
Изложение основного материала статьи
Мотивы в своем многообразии могут выступать в самых различных формах и проявляться во многих сферах служебно-боевой деятельности офицеров. Поэтому их можно классифицировать по ряду признаков (рис. 1).
Все многообразие преобладающих у офицеров мотивов можно классифицироваться по следующим основаниям:
1) общественной значимости: широкие социальные, которые отражают интересы общества в широком смысле (идейные убеждения, чувство долга и др.); коллективистские или групповые, соответствующие интересам данного коллектива и особенностями взаимоотношений в нем (чувство товарищества, дружбы и взаимопомощи, честь коллектива, стремление сохранить и умножить сложившиеся в данном подразделении положительные традиции и др.); личные (интересы, установка, склонность, стремление наилучшим образом выполнить служебно-бо-евые задачи и т. д.); узколичные, совпадающие с интересами общества, коллектива, а в некоторых случаях могут и противоречить им, т. е. носить эгоистический и индивидуалистический характер (излишний карьеризм, тщеславие, зависть, чрезмерное самолюбие, корыстолюбие, профессионализм и др.).
2) роли в служебно-боевой деятельности офицера мотивы можно подразделить на две группы: ведущие, основные, смыслообразующие; менее значимые, подчиненные.
3) силе воздействия: сильным присуща такая сила воздействия, которая побуждает офицеров к активной служебно-боевой деятельности; слабым сила воздействия, не оказывающая должного побуждения (к таковым относятся убеждения).
4) степени устойчивости и длительности действия: устойчивые, действующие постоянно (убеждения, мировоззрения, идеалы); длительные, побуждающие к достижению определенных целей служебно-боевой деятельности; ситуативные, возникающие и действующие в определенной ситуации, в процессе служеб-но-боевой деятельности офицера)
5) продолжительности действия: длительные; ситуативные.
6) сложности: простые; сложные (например, влечения и интерес).
7) степени осознанности: малоосознанные; глубокоосознанные.
8) степени актуализации: актуальные; потенциальные.
Так, влечение является простой формой мотива и проявляется при недостаточном осознании офицерами своих потребностей в служебно-боевой деятельности, целей, а также путей и средств их достижения. При этом влечения преимущественно проявляются на начальном этапе развития мотивации - этапе пробуждения у них мотивов на начальном этапе становления в офицерской среде, в соответствии с их побуждающими импульсами, как отражение переживания нужды, что характеризует актуальное потребностное состояние. Основываясь на этом, молодые офицеры нуждаются в оказании им помощи в осознании наиболее значимых для них потребностей, целей, путей и средств их достижения в служебно-боевой деятельности.
В основе желания лежат уже достаточно осознанные потребности и цели в служебно-боевой деятельности. Однако такие офицеры, как правило, проявляют недостаточную убежденность и уверенность в реализации целей, сомневаются в возможных путях их достижения. Их желания выступают относительно слабыми и нестойкими мотивами и не всегда подкрепляются познавательной активностью в ходе выполнения служебно-боевых задач. В работе с ними целесообразно сосредоточить внимание на их убеждении в реальной возможности и необходимости достижения целей служебно-боевой деятельности.
Желание при достаточно высокой степени напряжённости трансформируется в хотение, выступающее более сильным и устойчивым мотивом, побуждающим офицеров проявлять настойчивость, энергичность и инициативу в ходе служебно-боевой деятельности. Офицеры не только убеждены в возможности
Рис. 1. Классификация мотивов офицеров к СБД
осуществления поставленных задач, но и предполагают достижение определённой результативности в ходе выполнения конкретной работы. Хотение является относительно кратковременным побуждением, в связи с чем целесообразно его возбуждение как субъективной формы мотива для решения частных служеб-но-боевых задач.
Осознанная установка характеризует внутреннюю готовность офицеров к служебно-боевой деятельности, их настроенность на осуществление действий и проявление познавательной активности. Это более устойчивый и длительный мотив, чем хотение, что придает служебно-боевой деятельности большую цельность и оказывает существенное влияние на ее эффективность за счет мобилизации офицерами своей энергии на решение поставленных задач. Установки в служебно-боевой деятельности могут быть ситуативными и устойчивыми. Ситуативная установка может проявляться в виде определенной позиции офицеров: получить вознаграждение за свою работу, заслужить похвалу командира (начальника) и т. д. Устойчивая проявляется в виде определённых правил, которым следуют офицеры в выполнении служебных и должностных обязанностей: постоян-
но проявлять добросовестность, не оставлять для себя невыясненных вопросов, выполнятьвсенормативытолькона «хорошо» и «отлично».
Под перспективой целесообразно понимать эмоционально окрашенное представление офицером будущего в служебно-боевой деятельности, побуждающего его к проявлению активности. Перспектива тесно связана с эмоционально-волевой сферой личности, характеризуется эмоциональной насыщенностью, позитивными эмоциями и формированием психологической готовности и выполнению задач служебно-боевой деятельности.
Проявление перспективы, как желаемого будущего для офицера войск национальной гвардии РФ, является одним из значимых, сильных и устойчивых мотивов, оказывает на него необычайно освежающее влияние, в частности, на его эмоциональную сферу. Само проявление перспективы офицер переживает как радость завтрашнего дня. Яркое, созидательное, интересное необходимое и привлекательноепроявление.
Рассмотренные субъективные формы побуждений (влечения, желания, хотения) являются простыми мотивами, побудительная сила и устойчивость
которых подвержены значительным колебаниям, поэтому их целесообразно у офицеров развивать и переводить в сложные: интересы, склонности, идеалы, убеждения.
Интерес проявляется в активно-избирательном сосредоточении внимания и мыслей офицеров на познании проблем, задач и целей служебно-боевой деятельности, что обусловливается, прежде всего, их познавательными потребностями. «Интерес, - пишет С.Л. Рубинштейн, - это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности» [6].
В ходе служебно-боевой деятельности происходит развитие интересов офицеров войск национальной гвардии Российской Федерации, углубление их содержания, возрастание объема, повышение устойчивости и действенности. Они выступают благоприятной предпосылкой обучения и творческого отношения офицеров к овладению служебно-боевой деятельностью. Офицеры с содержательными, социально-ценными и устойчивыми интересами добиваются больших успехов в служебно-боевой деятельности. Интерес может проявляться на 3 уровнях развития: как интерес к новым фактам и явлениям в ходе служебно-боевой деятельности; как интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений, что требует от офицеров осуществления активной поисковой деятельности; как интерес к причинно-следственный связям, закономерностям, принципам изучаемых процессов и явлений, что сопряжено с творческим, исследовательским подходом к выполнению служебно-боевых задач.
Развитие интересов офицеров приводит, как правило, к возникновению такого сильного мотива, как склонность. С.Л. Рубинштейн в связи с этим писал: «Интерес порождает склонность или переходит в неё» [6].
Склонность характеризуется социальной и личной значимостью, устойчивостью, выраженностью и предполагает наличие у офицеров определенных способностей, позволяющих успешно решать поставленные задачи. Развитие склонности порождает любовь к военной профессии, проявление трудолюбия, активности и настойчивости в служебно-боевой деятельности.
В качестве мотива офицеров может выступать и идеал как высшая цель, основное направление их личных устремлений [3]. В нём выражаются основные духовные потребности и в обобщенном виде концентрируются представления офицеров о наиболее совершенном, принятом за образец, чему они подражают и к чему стремятся в ходе служебно-боевой деятельности. Идеал - более высокий по содержанию и побудительной силе мотив, чем склонность, и характеризуется большей действенностью, выступая фактором повышения работоспособности личности.
Библиографический список
Наряду с идеалом действенным мотивом служебно-боевой деятельности выступают и убеждения - знания офицеров, проникнутые и усиленные чувствами и волевыми устремлениями. Являясь структурным компонентом мировоззрения, они одновременно выступают как основной и ведущий мотив офицеров в служебно-боевой деятельности, имеют для них устойчивую значимость и силу внутренней необходимости. Обучая и воспитывая офицеров, необходимо обеспечить формирование у них системы устойчивых государственно-патриотических убеждений по вопросам служебно-боевой и военно-профессиональной деятельности, воинской службы как формы их самосознания, основного и ведущего мотива деятельности.
Одним из сложных мотивов служебно-боевой деятельности офицеров является мировоззрение, которому принадлежит важная роль в их побуждениях. Мировоззрение личности правомерно понимать, как систему её знаний, убеждений и взглядов на природу, общества, происходящие события, на других людей и самого себя. Мировоззрение, становясь самостоятельным субъективным образованием личности, оказывает воздействие на потребности как источник побудительных сил, цели личности, и накладывает отпечаток на систему ее побуждений. Таким образом, оно выступает, во-первых, как самый широкий, сильный и высокий по своему содержанию мотив - регулятор поведения личности и, во-вторых, как мотивообразующее явление. Н.Ф. Феденко, подчеркивая широту понимания мировоззрения, его обобщенность и конкретность, отмечал: «мировоззрение - не только и не просто мотив. Оно - содержание личности» [2].
Указанные сложные формы мотивов: мировоззрение, убеждение, интересы, идеалы, склонности, стремления - являются наиболее предпочтительными в служебно-боевой деятельности офицеров. В процессе индивидуального развития их личности происходит становление мотивов, переход простых форм к более сложным, которые начинают доминировать в мотивации. Перед командирами стоит задача сделать этот процесс управляемым, обеспечив уже на начальном этапе служебно-боевой деятельности преобладание у офицеров сложных форм мотивов, в наибольшей степени побуждающих к проявлению познавательной активности.
Вывод
Таким образом, приведённая выше классификация мотивов офицеров к служебно-боевой деятельности является достаточно полной и развитой, что позволяет трактовать мотивацию, как совокупность целого ряда внутренних побуждений, которые в ней занимают особое место и проявляются в различных субъективных формах.
1. Бибрих РР. Исследование видов целеобразования. Кишинев: Штиинца, 1987: 93 - 100; Психологическая служба в вузе: сборник статей. Научный редактор Н.М. Пей-сахов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1981: С. 111; Симонова Н.М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при усвоении иностранного языка в ВУЗе. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Москва, 1962.
2. Военная психология. Под редакцией Н.Ф. Феденко. Москва: ВПА, 1978.
3. Железняк Л.Ф. Психология личности курсанта. Психология и педагогика высшей военной школы. Под редакцией А.В. Барабанщикова и Н.Ф. Феденко. Москва: ВПА, 1979.
4. Ковалев В.И., Дружин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. Психологический журнал. 1982; 6; Т. 3: 35; Асеев В.Г Мотивация поведения и формирование личности. Москва: Мысль, 1976. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека. Психологическая наука в СССР. Москва, 1960; Т. 2; Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. Вопросы психологии. 1980; 5: 47 - 58.
5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва: Учпедгиз, 1946.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С. 623. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. С. 5; Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. Москва: Наука, 1984. С. 319.
8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961.
References
1. Bibrih R.R. Issledovanie vidov celeobrazovaniya. Kishinev: Shtiinca, 1987: 93 - 100; Psihologicheskaya sluzhba v vuze: sbornik statej. Nauchnyj redaktor N.M. Pejsahov. Kazan': Izd-vo Kazanskogo un-ta, 1981: S. 111; Simonova N.M. 'Eksperimental'noe issledovanie struktury motivacii pri usvoenii inostrannogo yazyka v VUZe. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 1962.
2. Voennaya psihologiya. Pod redakciej N.F. Fedenko. Moskva: VPA, 1978.
3. Zheleznyak L.F. Psihologiya lichnosti kursanta. Psihologiya ipedagogika vysshej voennojshkoly. Pod redakciej A.V. Barabanschikova i N.F. Fedenko. Moskva: VPA, 1979.
4. Kovalev V.l., Druzhin V.N. Motivacionnaya sfera lichnosti i ee dinamika v processe professional'noj podgotovki. Psihologicheskijzhurnal. 1982; 6; T. 3: 35; Aseev V.G. Motivaciya povedeniya i formirovanie lichnosti. Moskva: Mysl', 1976. Myasischev V.N. Osnovnye problemy i sovremennoe sostoyanie psihologii otnoshenij cheloveka. Psihologicheskaya nauka v SSSR. Moskva, 1960; T. 2; Markova A.K. Puti issledovaniya motivacii uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. Voprosy psihologii. 1980; 5: 47 - 58.
5. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva: Nauka, 1984.
6. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Moskva: Uchpedgiz, 1946.
7. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschej psihologii. S. 623. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. S. 5; Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii. Moskva: Nauka, 1984. S. 319.
8. Teplov B.M. Problemy individual'nyhrazlichij. Moskva, 1961.
Статья поступила в редакцию 09.07.19
УДК 372.881.111.1
Nosenko N.V., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected] Saprygin B.V., Cand. of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
A NEW APPROACH TO TEACHING THE ENGLISH PERFECT TENSE. The article describes an attempt to work out a program for teaching such a significant English tense-aspect form as the perfect, the stages of its implementation being outlined and types of educational activities being discussed. The main point of the new approach proposed is not to abandon traditional teaching methods, but to supplement them with an important component: the results of a comparative-contrastive