УДК 371
Masyagin V.P., Head of Department of Pedagogy and Psychology, ANO VO OSEU (Odessa, Russia), E-mail: [email protected]
Choybekov U.N., postgraduate, Department of Providing Moral and Psychological Support, Military University of the Russian Defense Ministry (Moscow, Russia),
E-mail: choybekov. [email protected]
THE FORMATION OF THE MILITARY-PROFESSIONAL ORIENTATION OF PUPILS OF THE NATIONAL MILITARY LYCEUMS OF THE KYRGYZ REPUBLIC: NATURE AND CONTENTS. Professional orientation on military service among young people is declining as a whole. This is facilitated by the abolition of the military departments: in civilian universities; reduction of teaching hours before teaching of boys in schools, etc. This largely contributes to the overall psychological respect young people for military service. Practice shows that even in a military high school, not all graduates are oriented on further studies in military institutions and to serve in the army as a whole. In the article the basics and contents of the process of formation of professional orientation of Navy military lyceums pupils of Kyrgyzstan. The paper presents a short analysis of regularities, contradictions and investigational process principles. The work also defines the main pedagogical ways of forming military and professional orientation of pupils of national military lyceums.
Key words: development of professional military orientation, Kyrgyzstan Republic military schools, cadet, analysis, criterion.
В.П. Масягин, зав. каф. педагогики и психологии, АНО ВО «Одесский государственный экологический университет», г. Одесса,
E-mail: [email protected]
У.Н. Чойбекое, адъюнкт каф. морально-психологического обеспечения, Военный Университет МО РФ, г. Москва,
E-mail: choybekov. [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОЕННЫХ ЛИЦЕЕВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
Профессиональная направленность на службу в Армии у молодёжи снижается в целом. Этому способствует: упразднение военных кафедр в гражданских вузах; сокращение учебных часов допризывной подготовки юношей в школах и др. Это во многом способствует общему психологическому отношению молодёжи к службе в Армии. Практика показывает, что даже в военном лицее не все выпускники ориентированы на дальнейшую учёбу в военных вузах и на службу в армии в целом. В статье рассмотрены сущность и содержание процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников военных лицеев Кыргызстана. Проведён краткий анализ закономерностей, противоречий и принципов исследуемого процесса. Определены основные педагогические пути формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев.
Ключевые слова: процесс формирования военно-профессиональной направленности, военный лицей Кыргызской Республики, воспитанник, критерий.
Проблема эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников Кыргызского национального военного лицея как потенциальных курсантов высших военно-учебных заведений, а в последующем - офицеров Вооруженных Сил Кыргызской Республики, будущих защитников Отечества - на сегодняшний день является особенно острым.
Как показывает практика, профессиональная направленность на службу в Армии у молодёжи снижается в целом. Этому способствует: упразднение военных кафедр в гражданских вузах; сокращение учебных часов допризывной подготовки юношей в школах и др. Это во многом способствует общему психологическому отношению молодёжи к службе в Армии. Практика показывает, что даже в военном лицее не все выпускники ориентированы на дальнейшую учебу в военных вузах и на службу в армии в целом.
Подготовка будущих офицеров в условиях возрастающих требований к военно-профессиональной деятельности невозможна без систематической и целенаправленной работы по развитию у юношей военно-профессиональной направленности, позитивной мотивации к будущей профессии, формирования профессионально значимых качеств личности [1]. Проблемы формирования военно-профессиональной направленности неразрывно связаны с понятиями и категориями многих наук, таких, как педагогика, психология, социология, философия и другие [2].
Под направленностью личности в психологии понимается её ориентированность на те, или иные сферы жизни. Определение направленности личности подразумевает в своей основе четкое следование личности своим потребностям.
Человек к чему бы ни стремился, он, так или иначе, проходит несколько ступеней для осуществления желаемого. Любая деятельность происходит вследствие сильной мотивации. А мотивации в свою очередь, формируется благодаря следующим структурным компонентам, которые определяют направленность личности: влечение, желание, стремление, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения [3].
Динамику направленности личности в общем виде можно представить следующим образом: на базе элементарных потребностей у человека появляются влечения, в процессе осознания влечения переходят в желания. Удовлетворение влечений, желаний связано с проявлением воли и эмоциональными процессами, таким образом, появляется стремление [4]. При возникновении познавательной потребности появляется интерес. В динамике своего развития интерес превращается в склонность. Это происходит в то время, когда появляется волевой компонент. Конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, то есть то, к чему он стремится, на что ориентируется, приводит к проявлению направленности в форме идеала. Идеалы составляют мировоззрение индивида, т. е. собственную позицию в объективном мире человека. Данную позицию укрепляют ценностные ориентации людей и их убеждения. Именно убеждения следует рассматривать как высшую форму направленности личности,
побуждающую её поступать в соответствии со своими жизненными постулатами, мировоззрением. Ядром убеждений являются осознанные потребности, которые формируют мотивацию личности к деятельности. Потребность изначально проявляется как эмоциональное состояние. Становясь устойчивым, состояние осознается субъектом деятельности и становится мотивом этой деятельности. Одновременно мотивы деятельности проявляются в направленности личности.
Военно-профессиональная направленность личности, согласно энциклопедическому словарю по психологии и педагогике - это разновидность направленности личности военнослужащего, определяющая его отношение к воинскому долгу, своим служебным обязанностям, избранной военной профессии.
Сущность процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев, заключается в выявлении потребностей, их опредмечивание военно-профессиональной деятельности воспитанников и формировании личностных смыслов, выступающих мотивами, которые в свою очередь определяют военно-профессиональную направленность воспитанников национальных военных лицеев Кыргызстана.
Содержание процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национального военного лицея Кыргызстана включает: определение совместными усилиями командования военного лицея, офицеров-воспитателей, классных руководителей, преподавателей и родителей, сильных и слабых сторон воспитанников, их мировоззрения, увлечений, интересов, склонностей, способностей, а также других военно-профессиональных качеств; определение основных жизненных целей, задач составление перспективного плана профессионального становления воспитанника; создание благоприятной среды для реализации поставленных целей воспитанника; постоянного укрепления у воспитанников военного лицея мотивации выбора военной профессии; использование национальных и боевых традиций в формировании военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев Республики Кыргызстан.
Систематизирована структура исследуемого процесса, в которой наряду с традиционными элементами выявлены и обоснованы в статье: - закономерности: обусловленность формирования военно-профессиональной направленности воспитанников военного лицея конкретно-историческими условиями жизни, традициями и обычаями кыргызстанцев; целостность и комплексность процесса формирования военно-профессиональной направленности и др.; принципы: общечеловеческого развития формирования военно-профессиональной направленности воспитанников на основе национальных, религиозных и местных традиций; формирования военно-профессиональной направленности воспитанников интеграцией воспитательно-образовательных усилий военного лицея и семьи и др.; противоречия: необходимость процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев с одной стороны и невыгодность, или неэффективность вложения в военный лицей, из-за
невысокого процента выпускников поступающих в высшие военные учебные заведения; между необходимостью формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев строго на уставных началах, и нежеланием воспитанников в полном объеме выполнять требования уставов и наставлений и др.
Разработана и опытно-экспериментальным путём проверена Комплексная целевая педагогическая программа процесса поэтапного формирования военно-профессиональной направленности воспитанников военных лицеев включающая в себя: подготовительный этап; этап работы приёмной комиссии; этап планирования процесса по формированию военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев; этап формирования устойчивого уровня военно-профессиональной направленности в ходе учебно-воспитательной деятельности воспитанников 1 курса обучения; этап психолого-педагогической работы по становлению и развитию военно-профессиональной направленности личности воспитанников национального военного лицея.
Определены критерии и показатели оценки эффективности процесса формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев Республики Кыргызстан мотивационно-ценностный; когнитивный; деятельностный; результативный.
На основании вышеизложенного в статье выявлены, обоснованы основные педагогические пути формирования военно-профессиональной направленности воспитанников национальных военных лицеев Кыргызстана.
Во-первых, это формирование у воспитанников мотивации выбора военной профессии, базовыми условиями, обеспечивающими его эффективность, являются: стимулирование внутренней мотивации выбора военной профессии; целенаправленная, совместная слаженная командная работа командования, офицеров-воспитателей, классных руководителей, преподавателей и родителей воспитанников военного лицея по созданию условий внешнего и внутреннего мотивирования; формирование убежденности воспитанников военного лицея в социальной значимости избранной профессии, важность своего вклада в это благородное дело и др.
Библиографический список
Во-вторых, развитие военно-профессиональных компонентов образовательной среды военных лицеев Кыргызской Республики. Приоритетными условиями использования пути выступают: всестороннее изучение уровня знаний, физиологических, психологических особенностей воспитанников в течение первой недели до распределения по учебным взводам; формирование учебных взводов из воспитанников с условно равными уровнями знаний, интеллекта, физическими и психологическими особенностями, с учетом психологической совместимости воспитанников; осуществление соответствующих подходов к формированию военно-профессиональной направленности каждого учебного взвода; назначение офицера-воспитателя и классного руководителя производить с учетом их психологической совместимости; оборудование именных учебных классов (учебные классы названные именем национальных героев, героев Советского Союза, Афганской и Баткенской войн); переработка плана командирской подготовки офицеров военного лицея, с учетом особенностей психолого-педагогической работы с подростками; переработка учебных программ дисциплин, с учётом использования примеров и расчётов, связанных с военно-профессиональной направленностью воспитанников национальных военных лицеев; наглядно-художественное оформление прилегающей территории, общежития и учебных корпусов национальных военных лицеев плакатами с лозунгами, высказыванием великих полководцев, знаменитых предводителей, заветами богатыря Манасаи др.
В-третьих, реализация национальных боевых традиций ВС Кыргызстана в обучении воспитанников военных лицеев Кыргызской Республики. Приоритетными условиями использования пути выступают: создание и поддержание общественной организации «Боевого братства» выпускников национальных военных лицеев Кыргызской Республики с максимальным привлечением наиболее успешных в военно-профессиональной направленности выпускников военного лицея в процесс воспитания личного состава военного лицея; сохранение и укрепление всех национальных и боевых традиций, имеющих огромный потенциал для формирования военно-профессиональной направленности воспитанников; организация тщательного планирования мероприятий по реализации всех имеющихся традиции; ввести введение в образовательную программу «Школы родителей».
1. Масягин В.П. Повышение качества непрерывной военно-профессиональной подготовки офицеров ВМФ России. Москва, 2006.
2. Мельник А.И. Педагогические условия формирования военно-профессиональной направленности у воспитанников суворовских военных училищ. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2007.
3. Железняк Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера: учебное пособие. Москва: ВПА, 1979.
4. Асриев А.Ю. Технология педагогического сопровождения развития военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских училищ и кадетских корпусов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Омск, 2008.
References
1. Masyagin V.P. Povyshenie kachestva nepreryvnoj voenno-professional'nojpodgotovki oficerov VMF Rossii. Moskva, 2006.
2. Mel'nik A.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya voenno-professional'noj napravlennosti u vospitannikov suvorovskih voennyh uchilisch. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2007.
3. Zheleznyak Л.Р Voenno-professional'naya napravlennost'lichnosti sovetskogo oficera: uchebnoe posobie. Moskva: VPA, 1979.
4. Asriev A.Yu. Tehnologiya pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya voenno-professional'noj napravlennosti vospitannikov suvorovskih uchilisch i kadetskih korpusov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Omsk, 2008.
Статья поступила в редакцию 01.12.18
УДК 37.025.7
Gorbatova O.N., senior lecturer, Department of Natural Science Education, Altai regional Institute of advanced training of education workers
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
REALIZATION OF THE VALUE POTENTIAL OF SEMANTIC READING OF THE CULTURAL LANDSCAPE IN THE DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN THINKING OF SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF REGIONALIZATION OF EDUCATION. The article studies the development of the humanitarian thinking of students. The process of reading the cultural landscape is considered from the standpoint of pedagogy. It is shown that the practice of semantic reading of the cultural landscape contributes to the development of humanitarian thinking of schoolchildren. The strategies of semantic reading of the cultural landscape are presented: search for text signs (which could be combined into a coherent text); nonlinear semantic reading of the text (hypertext) of the cultural landscape; identification of the "physical" characteristics of the text; "restoration" of the text of the cultural landscape on paper or other media; simultaneous reading of the cultural landscape and genetically related literary texts, works of artists, musicians, sculptors, architects; dialogical communication in the text of the cultural landscape; understanding of the text of the cultural landscape as a potential source of tasks; establishing a link between the historical "layers" of the text of the cultural landscape.
Key words: humanitarian thinking, text, cultural landscape, strategies of semantic reading.
О.Н. Горбатова, ст. преп. каф. естественнонаучного образования, Алтайский краевой институт повышения квалификации работников
образования, г. Барнаул, Е-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА В РАЗВИТИИ ГУМАНИТАРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме развития гуманитарного мышления школьников. Процесс чтения культурного ландшафта рассматривается с позиций педагогики. Показано, что практика смыслового чтения культурного ландшафта способствует развитию гуманитарного мышления школьников. Представлены стратегии смыслового чтения культурного ландшафта: поиска знаков текста (которые можно было бы объединить в связный текст); нелинейного смыслового