УДК 351.759.62.(075.8)
13.00.00 Педагогические науки
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ВОЕННОЙ КАФЕДРЕ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ
Дробышев Валерий Ильич [email protected]
Добрянский Андрей Константинович [email protected]
Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия
Статья посвящена решению актуальной задачи -развития профессиональной направленности граждан обучающихся на военной кафедре при гражданских вузах. В статье раскрыты с опорой на труды отечественных ученых основные мотивы обучения студентов на военной кафедре, основные условия развития профессиональной направленности граждан, обучающихся на военной кафедре, и критерии их оценки. В статье описана и обоснована модель педагогических условий развития профессиональной направленности студентов, обучающихся на военной кафедре при гражданском вузе
Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, МОДЕЛЬ, УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Рок 10.21515/1990-4665-127-035
UDC 351.759.62.(075.8)
Pedagogical sciences
THE MODEL OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PROCESS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CITIZENS ENROLLED IN THE MILITARY DEPARTMENT AT CIVILIAN UNIVERSITIES
Drobyshev Valeriy Ilyich
Dobriansky Andrew Constantinovich
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The article is devoted to solution of actual tasks of development of professional orientation of citizens enrolled in the military Department at civilian universities. The main motives of students training at the military Department, the basic conditions of development of professional orientation of citizens enrolled in the military Department, and the criteria for their evaluation are described in the article, based on the works of Russian scientists! The article describes and justifies. The model of pedagogical conditions for development of professional orientation of students studying at the military Department in a civil University
Keywords: PROFESSIONAL ORIENTATION, EDUCATION, DEVELOPMENT, MODEL, EDUCATIONAL PROCESS
Развитие Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ) непосредственно связано с наличием в ее рядах профессионалов, готовых с оружием в руках защищать свою Родину. Формирование нового облика ВС РФ предусматривает не только оснащение армии и флота новой боевой техникой, но и качественный скачок в воспитании военнослужащих и повышении уровня их профессионализма. В соответствии с современными требованиями, кадровую основу ВС РФ должны составить профессионалы. Возникает потребность в компетентных специалистах и одним из направлений решения данной
потребности являются военные кафедры (ВК) при гражданских вузах.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 года № 152 «Об обучении граждан Российской Федерации по программе военной подготовки в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и приказа Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 июля 2009 года № 666/249 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» на военных кафедрах при гражданских вузах осуществляется обучение граждан по программам подготовки офицеров запаса.
В педагогике и психологии актуальными являются вопросы вырабатывания стабильного позитивного отношения к военной профессии, совершенствования профессионализма военных кадров, содержащие множество нерешенных задач. Дальнейшее исследование данных аспектов приобретает существенное значение в условиях активного и всестороннего развития профессиональных знаний, повышения требовательности к профессиональной подготовленности личности.
По мнению ведущих специалистов на данном направлении -А. В. Барабанщикова [1], Л. Ф. Железняка [6] и др., основной путь их разрешения - это объединение усилий всех составляющих учебно-воспитательного процесса и конечно самих студентов по формированию и развитию высокого уровня их профессиональной направленности (ПН) и воспитанию подлинных патриотов своей страны.
Вопросы развития ПН у студентов, обучающихся на военных кафедрах (ВК) при гражданском вузе, на современном этапе не рассматриваются в полной объеме необходимом для военного
профессионала. Это можно объяснить тем, что основная задача обучения студентов гражданского вуза на ВК - это подготовка мобилизационного резерва по определенной военно-учетной специальности. Но результаты исследования, проведенного среди студентов, окончивших ВК, показывают, что почти 23% выпускников желают и будут стремиться поступить на военную службу. И этому способствуют многие жизненно-важные вопросы. При выявлении причин, вызывающих желание пройти военную службу на офицерских должностях, были получены следующие ответы:
- 46% престижная профессия;
- 43% возможность получить жилье;
- 58% возможность достойной работы;
- 72% стабильное денежное довольствие;
- 29% достойное денежное довольствие.
Процесс развития ПН у граждан, обучающихся в вузе по программам подготовки офицеров запаса, носит многогранный характер и рассматривать данный аспект необходимо через призму развития личности.
Важное значение в развитии ПН имеет начальная составляющая которой обладает личность, поэтому необходимо уже на этапе конкурсного отбора определять какими профессионально важными качествами (ПВК) обладает кандидат. При отборе студентов для обучения на ВК, необходимо выявлять особенности их военно-профессиональной направленности (мотивацию к обучению военному делу), общие способности (ПВК), которые определяют их пригодность к военной службе как к профессии, а также частные способности, определяющие успешность обучения и службы по той или иной военно-учетной специальности (группе специальностей).
По мнению В. И. Дробышева [4], А. Г. Маклакова [8] и др.,
ориентируясь на критерии пригодности к военнно-профессиональной деятельности (ВПД), кандидаты на обучение на ВК должны обладать следующими ПВК:
- высокими способностями к социально-психологической адаптации, коммуникативными способностями и нервно-психической устойчивостью;
- направленностью на морально-нормативное поведение в межличностном общении;
- развитым пространственным мышлением;
- высоким уровнем субъективного контроля (внутренний самоконтроль) в области служебных отношений;
- высокими общими познавательными способностями, развитыми понятийным мышлением, памятью и вниманием, хорошими характеристиками психических процессов;
- умением устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы контактов, инициативностью.
Процесс развития ПН у студентов обучающихся по программам подготовки офицеров запаса сводится в основном к развитию части профессионально важных качеств (теоретическая подготовка) и воспитательной работе проводимой в вузе и на ВК (Рисунок 1).
Но при отсутствии мотивации студента, в получении дополнительной специальности как предполагаемой будущей профессиональной деятельности, усилия преподавателей сводятся к нулю. Это объясняется тем, что основная часть студентов, обучаясь на военной кафедре, пользуется возможностью не проходить военную службу в ВС РФ или получить звание офицера для дальнейшей службы в различных силовых структурах. Это необходимо учитывать как при проведении конкурсного отбора студентов для обучения по программам подготовки офицеров запаса и развития у них ПН, а также возможности, в
дальнейшем, прохождения ими службы в рядах ВС РФ. Вследствие вышеизложенного возникает необходимость пересмотреть вопросы развития ПН у студентов, обучающихся на ВК при гражданских вузах.
Рисунок 1 - Структура воспитательной работы
Понятие «направленность» является одним из ведущих в педагогике и психологии и весьма неоднозначно трактуется как представителями разных психологических школ и течений, так и отдельными исследователями.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля [3] термин «направленность» происходит от слова «направлять», как «обращать в какую-либо сторону, устремлять...».
В.И. Дробышев [5] определяет, что профессиональная направленность военнослужащего - это система сформированных устойчивых мотивов, интересов, потребностей, склонностей, идеалов, побуждающих к военно-профессиональной деятельности в качестве
военнослужащего проходящего воинскую службу и проявляется в сформированных свойствах личности необходимых для профессиональной деятельности.
Основными составляющими ПН студентов, обучающихся на ВК гражданского вуза являются:
- общая направленность личности (на себя, на дело, на общение);
- направленность личности на получение военной профессии;
- направленность личности на достижение успеха;
- направленность личности на профессиональную деятельность.
Формирование и поддержание устойчивой ПН студентов,
обучающихся на ВК гражданского вуза, представляет собой непрерывный процесс согласования требований личности и перспективы (потребности в будущем). Формирование мотивов, как справедливо отмечает В. И. Ковалев [7], равно, как и системы целей и намерений, идет вместе с формированием потребностей. Потребность и другие компоненты (интересы, влечения, цели, намерения) становятся устойчивее за счет более глубокого познания перспективы и трансформацией возникшей потребности человека в мотивацию к дальнейшей деятельности.
Изменение перспективы, осознание ее и оценка степени рассогласования перспективы с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, системы целей и установок, к необходимости совершенствования взглядов, убеждений и мировоззрения. Эти изменения будут способствовать активизации деятельности, развития профессионализма, что компенсирует возникшее рассогласование. В противном случае, если студент в процессе обучения не будет видеть перспективы, то его ПН не будет развиваться, поскольку отсутствует активная деятельность по достижению общественно значимой перспективы.
Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой
информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при преобладании прямых мотивов выбора. Открывающиеся перед студентами, обучающимися на ВК, новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений.
Несомненно, что в процессе обучения возникают противоречия в выборе профессии, наибольшие возможности для пробуждения рассматриваемого противоречия содержатся в преобразовательной деятельности, поскольку в ней ценностные отношения личности непосредственно взаимодействуют с требованиями деятельности. Организация активной пробы сил в сфере деятельности, на которую ориентируется гражданин, обучающийся на ВК, при прохождении практики в вузе и на предприятиях, а также на учебном сборе - важнейшее условие повышения уровня его ПН. Необходимо отметить важную роль в развитии ПН таких условий как организация учебно-воспитательного процесса, индивидуальная деятельность кураторов как на ВК, так и на факультете где обучается студент, в определении его жизненной позиции. Нельзя забывать о включении в данных процесс родных и близких студента, и, конечно, основополагающим звеном будет сам студент.
При определении критериев сформированности ПН студентов, исходили из системного понимания исследуемых представлений, выделения их структурных компонентов. На основе результатов теоретико-экспериментальной работы, определены конкретные качественные показатели сформированности ПН студентов, обучающихся на ВК.
В качестве критериев сформированности ПН использовались: - первый критерий, наличие профессионально-значимых мотивов. Мотивы являются одним из структурных компонентов ПН и основным инструментом перманентного мониторинга ПН. Этот критерий раскрывается через два показателя: динамика профессионально-значимых
мотивов и количество мотивов с высоким коэффициентом значимости с использованием частных методик: М. Рокича «Ценностные ориентации», методики В. Дробышева [4] «Оценка условий воспитания, формирования и активизации развития военно-профессиональной направленности»;
- второй критерий, специально-профессиональная осведомленность студентов, раскрывается через полноту знаний в области военно-специальных дисциплин, проявляется в текущей успеваемости;
- третий критерий, степень развития профессионально-важных качеств. Он раскрывается через наличие личностных качеств; сформированность интеллектуальных качеств, необходимых в военно-профессиональной деятельности с использованием методик: В. Гербачевского «Оценка уровня притязаний личности», Б. Басса «Определение направленности личности», Ю. Орлова «Оценки уровня потребности в достижении», Д. Роттера «Уровень субъективного контроля».
Содержательно-технологическая модель педагогических условий развития профессиональной направленности у граждан, обучающихся на военной кафедре, должна включать блок, который будет задавать стремление к дальнейшей деятельности студента в роли военнослужащего ВС РФ.
Разработанная содержательно-технологическая модель
педагогических условий развития профессиональной направленности у граждан, обучающихся на военной кафедре, приведена на рисунке 2.
Г. А. Броневицкий [2] придает первостепенное значение личному примеру командиров и начальников для подчиненных, их увлечённости своей профессией, педагогическому такту, вниманию, участию и чуткости в профессиональном становлении.
Личный пример оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение студентов, а также является образцом для
подражания. И конечно важным условием формирования ПН студентов, обучающихся на ВК, является обеспечение соответствия устремлений каждого и направленности коллектива в целом.
Рисунок 2 - Содержательно-технологическая модель педагогических условий развития профессиональной направленности у студентов, обучающихся на военной кафедре
Таким образом, формирование профессиональной направленности у граждан, обучающихся на военной кафедре, реализуется созданной педагогической моделью. Предлагаемая педагогическая модель ориентирована на ожидаемый результат и предусматривает возможность проверки и коррекции данного процесса.
Ключевым условием формирования ПН является организация учебно-воспитательного процесса на ВК в соответствии с общевоинскими уставами, с осознанием психологической атмосферы доброжелательства и уважения, справедливой требовательности профессорско-преподавательского состава, постоянной заботой о специальной подготовке и учебе студентов. Все это формирует у них положительное отношение к военной профессии, чувство гордости за нее, стремление настойчиво овладевать ею и добиться высоких результатов в служебной деятельности.
Список литературы:
1. Барабанщиков, А. В. Основы военной психологии и педагогики : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. / А. В. Барабанщиков // Под ред. А. В. Барабанщикова, Н. Ф. Феденко -М.: Воениздат, 1981. - 366
2. Броневицкий, Г. Г. Психопедагогика командира корабельного подразделения / Г. Г. Броневицкий, С. Н. Ладнов / Под ред. Г. А. Броневицкого. - СПб.: ВМИИ, 2006. - 560 с.
3. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4-х т. И-О / под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - Т.2. - 1024 с.
4. Дробышев В. И., Томилин А. Н. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника / В. И. Дробышев // Морской сборник. - Москва. - 2013. - № 12. - С.56
5. Дробышев В. И. Сущность и структура военно-профессиональной направленности./ В. И. Дробышев // Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова «Эксплуатация, безопасность и экономика водного транспорта». -Новороссийск. - 2013. - № 1. - С.47
6. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.
7. Ковалёв, В. И. Психология профессионала / В. И. Ковалев. - М.: И.П.П., 1996. -400 с.
8. Маклаков, А. Г. Педагогика и психология. Военная психология / А. Г. Маклаков. -СПб.: 2007. - 464 с.
References
1. Barabanshchikov, A. V. Osnovy voennoj psihologii i pedagogiki : ucheb. posobie.-2-e izd., pererab. / A. V. Barabanshchikov // Pod red. A. V. Barabanshchikova, N. F. Fedenko - M.: Voenizdat, 1981. - 366
2. Bronevickij, G. G. Psihopedagogika komandira korabel'nogo podrazdeleniya / G. G. Bronevickij, S. N. Ladnov / Pod red. G. A. Bronevickogo. - SPb.: VMII, 2006. - 560 s.
3. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka : v 4-h t. I-O / pod red. prof. I.A. Boduehna de Kurteneh. - M.: TERRA - Knizhnyj klub, 1998. - T.2. - 1024 s.
4. Drobyshev V. I., Tomilin A. N. Model' aktivizacii processa razvitiya voenno-professional'noj napravlennosti voina-kontraktnika / V. I. Drobyshev // Morskoj sbornik. -Moskva. - 2013. - № 12. - S.56
5. Drobyshev V. I. Sushchnost' i struktura voenno-professional'noj napravlennosti./ V. I. Drobyshev // Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova «EHkspluataciya, bezopasnost' i ehkonomika vodnogo transporta». -Novorossijsk. - 2013. - № 1. - S.47
6. ZHeleznyak, L. F. Voenno-professional'naya napravlennost', ee izuchenie i formirovanie u kursantov voennyh uchilishch. M.: VPA, 1976.
7. Kovalyov, V. I. Psihologiya professionala / V. I. Kovalev. - M.: I.P.P., 1996. -
400 s.
8. Maklakov, A. G. Pedagogika i psihologiya. Voennaya psihologiya / A. G. Maklakov. - SPb.: 2007. - 464 s.