Научная статья на тему 'Развитие профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки в образовательных учреждениях'

Развитие профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / CITIZEN / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРОГРАММА ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ / MILITARY TRAINING PROGRAM / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дробышев В.И., Дробышева О.М.

В статье определена проблема подготовки военных кадров на современном этапе преобразований, происходящих в стране и системе образования. Дано определение профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки при гражданских вузах, представлена ее структура. Определены возможные направления профессорско-преподавательского состава по развитию профессиональной направленности обучающихся. Представлена методика определения уровня развития профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки и её результаты. Предложена программа развития профессиональной направленности у граждан, обучающихся по программам военной подготовки и ее результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дробышев В.И., Дробышева О.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CITIZENS ENROLLED FOR MILITARY TRAINING PROGRAMMES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article defines a problem of training military personnel at the present stage of transformations that take place in Russia and the education system. The definition of the professional orientation of citizens studying in military training programs at civilian universities is given, its structure is presented. The possible directions of the teaching staff on the development of professional orientation of students are determined. The paper reveals a method of determining the level of development of professional orientation of citizens enrolled in military training programs and its results. The program of development of professional orientation of the citizens trained in the programs of military training and its results is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки в образовательных учреждениях»

УДК 37.035.7

Drobyshev V.l., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia),

E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

Drobysheva O.M., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism

(Krasnodar, Russia), E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL ORIENTATION OF CITIZENS ENROLLED FOR MILITARY TRAINING PROGRAMMES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS. The article defines a problem of training military personnel at the present stage of transformations that take place in Russia and the education system. The definition of the professional orientation of citizens studying in military training programs at civilian universities is given, its structure is presented. The possible directions of the teaching staff on the development of professional orientation of students are determined. The paper reveals a method of determining the level of development of professional orientation of citizens enrolled in military training programs and its results. The program of development of professional orientation of the citizens trained in the programs of military training and its results is offered.

Key words: citizen, education, military training program, professional orientation.

В.И. Дробышев, канд. пед. наук, нач. учебной части - зам. начальника военной каф, Кубанский государственный

аграрный университет, г. Краснодар, E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

О.М. Дробышева, канд. мед. наук, доц., Кубанский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма, г. Краснодар, E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ГРАЖДАН, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММАМ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В статье определена проблема подготовки военных кадров на современном этапе преобразований, происходящих в стране и системе образования. Дано определение профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки при гражданских вузах, представлена ее структура. Определены возможные направления профессорско-преподавательского состава по развитию профессиональной направленности обучающихся. Представлена методика определения уровня развития профессиональной направленности граждан, обучающихся по программам военной подготовки и её результаты. Предложена программа развития профессиональной направленности у граждан, обучающихся по программам военной подготовки и ее результаты.

Ключевые слова: гражданин, образование, программа военной подготовки, профессиональная направленность.

В период значительных преобразований, происходящих в нашей стране, возрастают требования к подготовке кадров по всем направлениям профессиональной деятельности. Затронули эти события и Вооруженные Силы Российской Федерации. Происходит обновление вооружения, изменятся организационно-штатная структура. В соответствии с преобразованиями и современных требований, кадровую основу Вооруженных сил Российской Федерации должны составить профессионалы. Одним из направлений решения данной проблемы являются военные кафедры и учебные военные центры при гражданских вузах.

Диплом об окончании военного или гражданского вуза по военно-учетным специальностям не означает, что гражданин готовый специалист в данной профессии. Да, он имеет определённые знания, умения, навыки, но готов ли он продолжать службу в Вооруженных силах Российской Федерации? И может пройти немало времени, когда они ответят на вопрос: А нужно ли мне эта профессиональная деятельность? Специалисты, готовые посвятить себя определённому виду деятельности, нужны уже сегодня. И государство заинтересованно, чтобы выпускники вузов продолжали свою профессиональную деятельность по специальности, полученной в образовательном учреждении ни на год и даже не на три, а значительно больше, ведь оно затрачивает значительные средства на их подготовку. Следовательно, чтобы не ломать чьи-то судьбы и избежать ненужных затрат государства, необходимо решать вопрос развития профессиональной направленности студентов в образовательном учреждении на-

чиная с первого курса. Авторы провели ряд исследований, цель которых была определить, какие ставят перед собой приоритеты граждане, обучающиеся по программам военной подготовки при гражданских вузах, насколько они заинтересованы в своей дальнейшей специальности, что ими движет и что можно предпринять в развитии их профессиональной направленности в вузе.

Проведённые социологические исследования позволили выяснить приоритеты ценностей образования и их изменения в зависимости от года обучения (таблица 1).

Ко второму курсу значение профессионализма, как правило, снижается и это связано, прежде всего, с тем, что на этот момент студенты изучают общеобразовательные дисциплины, что снижает интерес к обучению. Так как, обучаясь на первом курсе, они ожидают изучать, прежде всего, учебные дисциплины по выбранной специальности, иметь при себе оружие, стрелять, чуть ли не каждый день, водить грозную армейскую технику, то есть жить армейскими буднями. А на практике часто у них возникает вопрос: «А зачем эти дисциплины мне нужны?» Вследствие чего начиная с первого курса кураторам групп и профессорско-преподавательскому составу необходимо постоянно проводить связь изучаемой дисциплины с профессией обучаемого. Уделить внимание развитию у них профессиональной направленности, развивая мотивы, интересы и склонности к будущей профессии, определить идеалы - всё это в комплексе будет побуждать обучаемых к профессиональной деятельности.

Таблица 1

Основные приоритеты ценностей современных граждан, обучающихся по программам военной подготовке

при гражданском вузе,%

Ценности образования 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс

Профессионализм 18 14 18 22 25

Творчество 33 45 32 25 18

Нравственность 5 8 15 27 30

Индивидуальность 29 21 20 13 13

Правосознание 15 12 15 13 14

ПН

фор мы

профессиональные убеждения

познавательные интересы

мотивы

склонности

идеалы

П Р

О

я

Б Л Я

ю т

с я

через

систему профессиональных качеств, целей, установок, намерений, стремлений обучающегося

Рис.1.Основныеструктурныекомпонентыпрофессиональнойнаправленности обучающихся

В своих работах В.И. Дробышев и его соавторы определяют, что профессиональная направленность - это система сформированных устойчивых мотивов, интересов, потребностей, склонностей,идеалов,побуждающих к профессиональной пн-ятельности, проявляется в сформированных свойствах личности необходимых для профессиональной деятельности [1].

Отечественными педагогами и психологами, изучающими вопросы военно-профоссионаньлойнааравленности.опаеле-лено, что ст^юуро п^феснионолпно6 ноправлсипоста военнослужащего есть целостное образование, состоящее из опреденанныовзаомодейств^щиб и пзсимовсбяющпхформ. Основными её формами являются: военно-профессиональные убеждения, позн авапельиые интнросы, мотивы, склонности, идеалы, проявляющиеся в профессиональной деятельности через систему професспонпнбвых нпчеояв.ннлео, уптаповок, намерений, стремлений. В своей совокупности все они функционируют как целонтнаннисамичпскья система.

Исследователями в области профессиональной направленности oпосдусуиa сарувтувб пфсфяяснзнапьной папронленнестн [2, с. 5ф.ювтсуя1на ив базбапрефялизи оснойнынструкоурнин компоненты профессиональной направленности граждан, обу-чающиося пов^фаммах иоеннойнндгото вкин^ырябданекие вузах (рисунок 1).

Пробассиянанзнын уПеждения ранямарролатн као

совокупность представлений о профессии и необходимых лич-ностно ЗФьчиыывкпиeятиол,тaкжe иопфсяоиflноллныeенонля п умения, отношение к ним, побуждения, определяющие профес-сионалоную Pl<тианoятьвяфepeлнытeыянбяти ианрлылепие к развитию профессиональных качеств. Происходящие преобразования в системе образования и переход на новые стандарты решаетсдннивcocтооеяющиxпpсфнбcионллпннйнaпpa влорня-сти - это получение профессиональных знаний, умений, навыков

Познавательный интерес - это мотивационная установка, отражаыща о готовполны еплoueкеoнуLыеятилятьеонтелы^осн, вызывающую у него этот интерес. Основным объектом учебного интереоа являeсcяcоднкыраил наняти й ая ^г^^^и^г^льняст^пзу-чение учебного материала во время самостоятельной подготовки. Поскольку инвовесфоннануетсон процзсолбзаимодзйствно преподавателя и обучающихся, возникновение интереса зависит от профессионального мастерства и авторитета преподавателя, которые сами могут быть источниками интереса. Более того, интерес может эвoсыпиoнионвaоп,пpeupaщaеяь в оапоаиленгосрь личности. Препсуававегс орлном ятоснитня,ататьи Оаггь имео-но тем положительным афрзцом ка^ихст^п о° учающейся.

Мотив является внутренним побудителем деятельности, придающим ей личностный смысл.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы найти наиболее адекватные для обучающихся мотивы, тем самым побу-

ждая их к дальнейшему получению знаний по данной специальности.

Определяя склонности как проявление внимания к избранной деятельности, благодаря чему становится понятным, почему студенты стремятся реализовать свои намерения в выбранной профессиональной деятельности преподавателю необходимо поставить обучающегося в различные рамки исполнения служебных обязанностей по выбранной специальности. Положительное отношение к деятельности может быть обусловлено также и такими факторами как заработная плата, режим труда, возможность получения жилья, различные льготы, красивая форма, востребованная специальность, красивые парадные ряды и так далее. Важно распознать, показать склонности обучаемого к данной профессии и показать, что на самом деле представляет собой данная профессия, что она не только определенная красота, но есть в ней и определенные тяготы и лишения и их порой значительно больше, кроме этого, это может быть и необходимость пожертвовать собой ради защиты своей Родины и своего народа(таблица2).

Таблица 2

Характеристика морально-психологических и духовно-нравственных качеств граждан, проходящих обучениепопрограммамвоеннойподготовки

Критерии %

Гордятся будущей профессией 58

Готовы к участию в боевых действиях в горячих точках 61

Готовыкучастиювбоевыхдействияхсвнешнимвра-гом 76

Уверены в выполнении поставленных задач, в том числе боевых 56

Готовы к самопожертвованию во имя Отечества 37

Граждане, проходящие обучение по программам военной подготовки, осознают опасность воинской службы для жизни в боевых условиях, при этом к участию в боевых действиях готовы чуть более половины, 56% уверены в выполнении поставленных боевых задач и победе над врагом, но темнее менее всего 37% студентов готовы пожертвовать своей жизнью во имя Отечества.

У каждого есть моральные представления о долге, о лежащих на нем обязанностях, которые также регулируют его поведение, именно идеал может выступать в качестве совокупности норм поведения в условиях профессиональной деятельности. Идеал служит образцом. В качестве идеала может быть взят настоящий профессионал, мастер своего дела, специалист высокого уровня, изобретатель или рационализатор. Такие примеры

Рис.2.Содержаниепрограммы «Развития профессиональнойнаправленностиграждан, обучающихся по программам военной подготовки»

очень действенно влияют на формирование и развитие профессиональной направленности современных студентов. Используя в комплексе методики:

- определения направленности личности ориентационную анкету Б.Басса(34,03%граждан,преждевсего, ориентированы на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей бееоеносиаеаьоо резелетатоврабооыивсего13,а9% эбин-тересованы в решении деловых проблем);

- для ранжирования наиболее значимых терминальных и инструментамьныдценностайидзолазоваланзметодион«Цен-ностные ориентации» М. Рокича (значимыми, среди терминальных цезносаейниляюздя:любовь; материально обеспеченная жизнь. На последних позициях: познание, жизненная мудрость, активная деятельная жизнь, красота природы и искусства [3]. Среди инструментальных ценностей, значимые: воспитанность, образованность, ответственность, жизнерадостность);

- в целях изучения и выявления потребности в достижениях, индивидуальных особенностей мотивации достижения человеком уровня потребности в достижениях методика Ю.М. Орлова (18,8% мотивированны на успех, 73,6% мотивированы на избегание неудачи) [4];

- при помощи методики В. Гербачевского, непосредственно в ходе эксперимента, определены опорные мотивы, на основе которых происходит вовлечение «Я» индивида в ту или иную деятельность и формирование его уровня притязаний. (33,5% готовы к выполнению сложных заданий, связанных с проявлением волевого усилия, с возможным риском для жизни. Согласно результатов теста 65,5% не готовы к решению трудных целей, связанных с риском для жизни. Около 38% в целях выполнения поставленных задач с высоким результатом способны мобилизовать свои усилия. Не готовы к полной самоотдаче при достижении целей 62%).

Поэтому в интересах совершенствования самореализации граждан, обучающихся по программам военной подготовки, как специалистов в будущей профессии, кроме предложенных направлений авторами разработана программа по активизации процесса развития профессиональной направленности. Авторами была оптимизирована программа разработанная В. И. Дро-бышевым и А. Н. Томилиным [5, с. 164]. Данная программа реализуется при проведении кураторских часов во время единого военного дня. Программа включает пять блоков (рисунок 2).

- установочный блок-модуль (целенаправленное влияние на личность: формирование мировоззрения, убеждений, идеалов, внзвзюию интевнаа,с%юнноютей, жнданирдитакже к целенаправленной и эффективной деятельности);

р псдоологическиаЗлодюдоулд^зрюенидтеарии профессиональной направленности);

- алтю-миднльвдипитательной работы (формы воспитательной работы университета, кафедры, учебного военного центов;

- доок-модозьаамовоспатзБедынойдеяттзьнасти (применение Программы развития профессиональной направленности).

Необходимо учитывать, что процесс развития профессиональной направленности происходит по восходящей спирали. Данные проведенного эксперимента позволяют утверждать, что развития профессиональной направленности проходит более эффективно, если в нем принимают активное участие все управленческие системы как кафедры или учебного центра, так и университета и различные другие государственные и образовательные структуры.

При организации образовательного процесса необходимо учитывать данные структурные направления и развивать профессиональную направленность граждан, проходящих обучение по программам военной подготовки при гражданских вузах, не забывая о том, что и они являются участниками этого процесса. Развивать профессиональную направленность граждан необходимо на каждом учебном занятии и особенно на групповых упражнениях и практических, создавая различные проблемные ситуации, на групповых занятиях, при отработке практических вопросов. Именно на таких занятиях, прежде всего, граждане, проходящие обучение по программам военной подготовки, должны увидеть себя в данной профессии и определить, что необходимо им предпринять для становления их как профессионала. Результатом и целью программы процесса развития профессиональной направленности является устойчивое, целесообразное изменение психологического состояния граждан, находящее свое выражение в достижении определенного уровня знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств. Задачей профессорско-преподавательского состава сводится к тому, чтобы помочь гражданам, обучающихся по программам военной подготовки при гражданском вузе, ее понять и правильно применить.

Библиографический список

1. Дробышев В.И., Трубников В.Г., Панин В.О. Вопросы определения профессиональной направленности граждан, проходящих обучения по программам подготовки офицеров запаса. Сборник статей Международной научно-практической конференции от 10.12.2017 г. «Проблемы эффективного использования научного потенциала общества». Уфа: НИЦ «Аэтерна». 2017: 121.

2. Дробышев В.И. Педагогические условия развития профессиональной направленности воинов-контрактников при прохождении военной службы: монография. Краснодар: Издательство КубГАУ, 2017.

3. Психологические тесты. В 2 т. / Под редакцией А.А. Карелина. Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002; Т. 1.

4. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов вуза. Москва, 1984.

5. Дробышев В.И., Томилин А.Н. Технология активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воинов-контрактников: монография. Краснодар: Издательство КубГАУ, 2015.

References

1. Drobyshev V.I., Trubnikov V.G., Panin V.O. Voprosy opredeleniya professional'noj napravlennosti grazhdan, prohodyaschih obucheniya po programmam podgotovki oficerov zapasa. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ot 10.12.2017 g. «Problemy 'effektivnogo ispol'zovaniya nauchnogo potencíala obschestva». Ufa: NIC «A'eterna». 2017: 121.

2. Drobyshev V.I. Pedagogicheskie usloviya razvitiya professional'noj napravlennosti voinov-kontraktnikov pri prohozhdenii voennoj sluzhby: monografiya. Krasnodar: Izdatel'stvo KubGAU, 2017.

3. Psihologicheskie testy. V 2 t. / Pod redakciej A.A. Karelina. Moskva: Gumanit. izd. centr VLADOS, 2002; T. 1.

4. Orlov Yu.M. Potrebnostno-motivacionnye faktory 'effektivnosti uchebnoj deyatel'nosti studentov vuza. Moskva, 1984.

5. Drobyshev V.I., Tomilin A.N. Tehnologiya aktivizacii processa razvitiya voenno-professional'noj napravlennosti voinov-kontraktnikov: monografiya. Krasnodar: Izdatel'stvo KubGAU, 2015.

Статья поступила в редакцию 04.06.18

УДК 371

Zavgorodnyaya Ye.A., postgraduate, Gzhel State University (Gzhel, Russia), E-mail: zavgorodni@mail.ru

NEW DIRECTIONS OF POLICY IN THE SEGMENT OF VOCATIONAL EDUCATION AND TRAINING IN REPUBLIC OF KOREA. The work describes new directions of government policy in field of vocational education and training in Republic of Korea and their positive effect for development of this segment of educational system. Due to the fact that currently the Government of Republic of Korea pays special attention to the improvement of prestige of the professional education among young generation, it takes special measures to change the attitude to this type of education in the Korean society. The new directions of the educational policy put a special emphasis on training employees for particular industries and setting basic criteria for employment and salary level. The article provides short explanation per each direction and its effectiveness to fulfill the task of the Korean Government.

Key words: vocational education and training, Republic of Korea, competency, employment, national policy, national certification.

Е.А. Завгородняя, аспирант ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», г. Гжельск,

E-mail: zavgorodni@mail.ru

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОРЕЯ

В данной статье описываются новые направления политики в сфере профессионального образования и подготовки в Республике Корея и их положительный эффект на развитие данного сегмента системы образования. В связи с тем, что в настоящее время правительство Республики Корея уделяет особое внимание повышению престижу профессионального образования среди молодежи, оно принимает меры по изменению отношения к данному типу образования в корейском обществе. В частности, новые направления политики в области профессионального образования делают акцент на подготовке кадров для конкретных отраслей промышленности и установке базовых критериев при приеме на работу и для определения заработной платы. Данная статья дает краткое представление об особенностях каждого из данных направлений и их эффективности для выполнения поставленной правительством задачи.

Ключевые слова: профессиональное образование и подготовка, Республика Корея, компетенция, трудоустройство, государственная политика, государственная сертификация.

Начиная с 1990-х гг. ХХ века Республика Корея добилась впечатляющих социально-экономических результатов и признана одной из самых быстроразвивающихся стран в мире. В настоящее время Республика Корея представляет собой 15-ю по величине экономику в мире с ВВП, составляющим около 1,457 трлн. долларов США (около 27600 долларов США на душу населения). Не в последнюю очередь такой успех обусловлен тому вниманию, которое правительство Республики Корея уделяло и продолжает уделять развитию профессионального образования и подготовки в стране [1].

Государственная политика в отношении профессионального образования и подготовки в Республике Корея начала

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проводиться в полном объеме с 1960-х гг. ХХ века в рамках реализации Государственного пятилетнего плана экономического развития. Как показано в таблице 1, правительство играло ключевую роль в развитии профессионального образования и подготовки практически с момента принятия вышеуказанного Плана.

К основным особенностям системы профессионального образования и подготовки в Республике Корея относятся:

1) В традиционном корейском обществе получение образования является задачей наивысшего приоритета.

2) Существующие системы профессионального образования и подготовки в основном регулируются правительством.

Таблица 1

Период, гг. Особенности периода Основные задачи

1960-1970 Принятие Государственного пятилетнего плана экономического развития. - Полномасштабное проведение правительством политики в области профессионального образования. - Расширение числа профессиональных средних школ и ВУЗов для подготовки технических кадров в процессе модернизации промышленности.

1970-1990 Переход от трудоёмкой к высокотехнологичной промышленности. Акцент на количественное развитие системы образования.

1990-2000 Переход от высокотехнологичной к наукоёмкой промышленности. Переход от количественного к качественному развитию системы образования.

2000 - н.вр. Сближение наукоёмкой промышленности и сферы информационных коммуникаций и технологий. Укрепление значения профессионального образования для перехода к обществу, основанному на компетенции кадров.

Основные этапы развития профессионального образования и подготовки в Республике Корея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.