УДК 351.759.62
Drobyshev V.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia), E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru
Drobysheva O.M., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (Krasnodar, Russia), E-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru
DobryanskyA.K., Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia), E-mail: zloikons@yandex.ru
THE FORMATION OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL TRAINING OF RESERVE OFFICERS AT MILITARY DEPARTMENTS IN CIVIL HIGHER EDUCATION UNIVERSITIES. The article solves an actual problem of forming professional psychological preparedness of reserve officers at a military department at civil universities. The article reveals the results of experimental work, presents and analyzes the data representing the diagnostic stage for the formation of professional psychological training of reserve officers. The paper presents the main conditions for the development of professional orientation of citizens studying at the military department and the criteria for their evaluation. The article shows models of formation of professional psychological preparedness of future reserve officers studying at military departments at a civil university.
Key words: education, officer, psychological preparedness, development, student, model, educational process.
В.И. Дробышев, канд. пед. наук, нач. учебной части, зам. нач. военной каф., Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Е-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru
О.М. Дробышева, канд. мед. наук, доц., Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Е-mail: valeriy.drobyshev.70@mail.ru
А.К. Добрянский, нач. цикла, Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Е-mail: zloikons@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ
Статья посвящена решению актуальной задачи - формированию профессиональной психологической подготовленности офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах. В статье раскрыты результаты опытно-экспериментальной работы, приводятся и анализируются данные, представляющие диагностический этап по формированию профессиональной психологической подготовленности офицеров запаса. Основные условия развития профессиональной направленности граждан, обучающихся на военной кафедре и критерии их оценки. В статье представлены модели формирования профессиональной психологической подготовленности будущих офицеров запаса, обучающихся на военной кафедре при гражданском вузе.
Ключевые слова: воспитание, офицер, психологическая подготовленность, развитие, студент, модель, учебно-воспитательный процесс.
В свете концепции реформирования системы обучения студентов по программам подготовки офицеров запаса, важнейшей составляющей системы подготовки офицеров при гражданских вузах является формирование личности офицера запаса, способной не только безболезненно, но и комфортно интегрировать в социальную систему общества.
В соответствии с разработанной авторами концепции подготовленности студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, к практической деятельности была создана авторская программа формирования профессионального мастерства будущего офицера запаса, в том числе ряд специальных её направлений [1].
Определены задачи и пути формирования профессиональной пригодности [2].
В течение трех лет с преподавателями и студентами проводилась опытно-экспериментальная работа, ей предшествовал диагностический этап, имевший место (как обследование) три года назад. Трехлетняя опытно-экспериментальная работа завершена проведением итогового обследования преподавателей и граждан обучающихся на военной кафедре при гражданском вузе. В общей сложности обследовано 18 преподавателей и 428 студентов.
Итоги основных направлений опытно-экспериментальной работы представлены в сравнении - на диагностическом и итоговом плане. Важное значение в программе отводится формированию личности офицера запаса в нравственно-волевом аспекте.
Направление 1. Структурная модель подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при гражданском вузе.
Исследование процесса подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при гражданских вузах по авторской структурной модели показало (таблице 1), что на итоговом этапе достигнуто наиболее высокое развитие гражданственности и патриотизма у 94,7 % студентов, творческих качеств личности - у 48 % из них, общей и физической культуры - 51,5 % обучаемых, высокой нравственности - у 96,5 % студентов.
По общенаучной подготовке высшие уровни на итоговом этапе исследования имеют 61,6 % студентов, естественно-математической подготовке - 32,3 %, по факультативным предметам - 63,3 % из них. На высших уровнях успешности практики освоили - 73,4 % студентов, управленческую деятельность -84,4 %.
Специальную военную подготовку (военные предметы, военную технику и вооружение) на высших уровнях успеваемости в итоге соответственно освоили на 82,9 % и 77,7 %.
Однако высокие показатели подготовки будущих офицеров запаса на военной кафедре при гражданских вузах не означают отсутствие проблем. Так, среди показателей есть и далекие от идеала. Имеются и другие проблемы, которые были выявлены в ходе исследования и требуют принятия решения по их устранению.
Резервы повышения качества обучения студентов на военных кафедрах по программам подготовки офицеров запаса многогранны. Среди них:
во-первых, необходимость обновления и изучения материальной части (новых образцов военной техники, персональных компьютеров для занятий, финансирование обновления материально-учебной базы военной кафедры и т. д.);
во-вторых, необходимо усовершенствовать и пополнить структуру штатных сотрудников военной кафедры (нужны должности юриста - помощника начальника военной кафедры по правовой работе, заместителя начальника по воспитательной работе и др.);
в-третьих, необходимы усовершенствования в структуре самого учебного процесса на военной кафедре (максимально приблизить занятия к реальной обстановке; нацелить проведение занятий именно на студента, его интересы, способности, личностные запросы, интеллектуальные и профессиональные интересы; гуманизировать стимулирование успешной учебной деятельности студента; повысить качество воспитания сознательной дисциплины, ответственности, инициативы, творческой активности и т. д.; усилить самостоятельную работу студентов
Таблица 1
Итоги обследования преподавателей и студентов
I. Воспитание у студентов гражданских качеств личности
1)Гражданина и патриота
Показатели качества по 10-балльной шкале Диагностический этап, % Итоговый этап, %
1 2 3
10 - высший уровень 60,0 60,7
8 - высокий уровень 32,9 33,6
6 - средний уровень 7,1 5,7
4 - низкий уровень - -
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
2) Общей и физической культуры
10 - высший уровень - -
8 - высокий уровень 40,1 41,5
6 - средний уровень 50,1 51,5
4 - низкий уровень 9,8 7,0
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
3) Высоконравственного человека
10 - высший уровень 47,0 49,3
8 - высокий уровень 46,3 47,2
6 - средний уровень 6,7 3,5
4 - низкий уровень - -
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
4) Творческой личности
10 - высший уровень 15,0 16,1
8 - высокий уровень 30,1 31,9
6 - средний уровень 46,1 47,2
4 - низкий уровень 8,8 4,8
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
II. Общенаучная подготовка
5) Изучение гуманитарных предметов
10 - высший уровень - -
8 - высокий уровень 10,0 11,8
6 - средний уровень 48,0 49,5
4 - низкий уровень 35,2 36,7
2 - начальный уровень 6,8 2,0
ВСЕГО 100 100
6) Изучение естественно-математических предметов
10 - высший уровень - -
8 - высокий уровень 30,1 32,3
6 - средний уровень 37,1 38,9
4 - низкий уровень 32,8 28,8
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
7) Изучение прикладных предметов
10 - высший уровень 2,0 3,1
8 - высокий уровень 30,0 31,9
6 - средний уровень 50,1 52,4
4 - низкий уровень 17,9 12,6
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
8) Изучение факультативных предметов
10 - высший уровень 6,0 7,4
8 - высокий уровень 54,4 55,9
6 - средний уровень 33,1 34,5
4 - низкий уровень 6,5 2,2
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
III. Специальная военная подготовка
9) Изучение военных предметов
10 - высший уровень 38,1 39,7
8 - высокий уровень 42,0 43,2
6 - средний уровень 19,9 17,1
4 - низкий уровень - -
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
10) Изучение военной техники
10 - высший уровень 30,3 32,8
8 - высокий уровень 42,7 44,9
6 - средний уровень 27,0 22,3
4 - низкий уровень - -
2 - начальный уродень и -
ВСЕГО 100 100
11) Прохождение практики
10 - высший уровень 56,1 57,2
8 - высокий урчвень ОН,8 ЗУ,9
6 - средний уровень 11,1 7,9
4 - низкий уровень - -
2 - начальный уровень - и
ВСЕГО 100 100
12)Изучение военнойуправлезческойнауки и искусства
10 - высший уровень 29,8 31,9
8 - выелкиОудовунь 3О,й ей ,5
6 - средний уровень 23,0 24,9
4 - ниткиДивовлн ь 8,0 ВО
2 - начальный уровень - -
ВСЕГО 100 100
под руководством преподавателей и улучшить их самостоятельную индивидуальную внеаудиторнуюучебу).
Решение этих проблем будет содействовать в значительной мере севершенетчоваьию уалбно-вдапиьательлдгвпдальсса и подготовке в личностном и профессиональном плане одновременно высококвалифицированных гражданских специалистов и офицароч-пдтридтал ьвоейсдрачывфицеровзапасл.
Направление 2. Подготовка студентов военных кафедр при гражднчсквнвузах в нранстченнь-вотеведалтекта.
Модель подготовки студентов военных кафедр в нравствен-но-воиевом астеатепреуатдчлалу новлсвнке1.
Первый блок (подструктура, подгруппа) качеств объединяет в себе такие качества, как убежденность и целеустремлен-
ность, гуманизм и коллективизм, патриотизм и интернационализм, долуичнттв, совьать и втвчтсльенность.Ввалокчаности они образуют гражданскую направленность личности, с помо-щьюкьтоеуй челоове оплалвляст увoлlкьннoнтныу о-иентации в обществе.
Второй блок объединяет в себе собственно волевые качества: ддс^итлинировчнноавь иичлциaтивиуcтдтошитeоьуoсть и настойчивость, смелость и мужество, энергичность и стойкость, гоучвнчсть кпрчндоаеРйючрепитснвиви сйлв ^олаквкаособ-ность преодолеть препятствия на пути к цели. В совокупности они образуют волевую активность личности, с помощью которой человек преодолевает препятствия на пути к цели, достигает высокого успеха.
2
блок
_/ ) р\
блок ^ блок
^^ * ^
4 блок
Рис. 1. Модель подготовки студентов военных кафедр в нравственно-волевом аспекте
В структуру качеств второго блока мы включили дополнительно новый комплекс качеств, учитывая специфику военной профессии, которую осваивают студенты. К этим качествам мы отнесли: исполнительность, точность, помехоустойчивость, готовность помочь товарищу и др. Что касается методики их формирования, то здесь мы считаем необходимым добавить: повтори приказание, только что полученное тобой; делай, как я.
Третий блок объединяет в себе вежливость и интеллигентность, сдержанность и умение остановить неуместные действия и поступки, способность подавлять негативные эмоции и побуждения, способность остановить грубость и бестактность, преодолевать равнодушие и медлительность. В совокупности они образуют блок регулирования, с помощью которого человек удерживается от ненужных и вредных действий и поступков.
Четвертый блок объединяет в себе знания и опыт нравственного поведения, навыки и умения, традиции и поиск их нравственных решений, привычные формы нравственного поведения и стремление их закрепить, стремление негативные, консервативные формы нравственного поведения преодолеть и вместо них сформировать в себе позитивные, действенные, перспективные, приемлемые. В совокупности они образуют подструктуру привычных и традиционных форм нравственного поведения, которые помогают человеку закрепить необходимые качества и совершенствовать их.
Пятый блок объединяет в себе самокритичность и требовательность, взыскательность и непримиримость к своим недостаткам, потребность дальнейшего роста и развития нравственно-волевой активности, адекватную (объективную, без завышения и занижения своих данных) самооценку и высокий уровень притязаний в нравственно-волевом развитии, потребность нравственного и волевого самовоспитания в их единстве. В совокупности они образуют блок дальнейшего роста, развития, самовоспитания, саморегуляции, саморазвития, с помощью которого человеком осуществляется самовоспитание и саморазвитие в течение всей жизни.
В совокупности блоки образуют высокоморальную волю личности, или высокодейственную мораль, т. е. гражданский стержень личности, ее состоятельность как гражданина и созидателя, борца и творца.
Существует два типа взаимосвязи блоков:
а) сочинительная, горизонтальная, связывающая положительные нравственно-волевые, равно необходимые качества (2 и 3, 3 и 4, 4 и 5, 5 и 2);
б) иерархическая, соподчиненная, вертикальная, связывающая качества, определяющие и определяемые (1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5). Наличие двух типов связи этих качеств свидетельствует о высокой возможности личности в мобилизации всех своих физических и духовных сил в случае необходимости.
Любопытные результаты показал опрос студентов по отношению и оценке предложенной модели подготовки студентов военных кафедр в нравственно-волевом аспекте (таблица 2).
Студенты, в большинстве своем, оценивая модель положительно, считают, что ею можно и необходимо индивидуально пользоваться: без изменений - 27 %, с заменой для себя некоторых качеств - 20 %, с уточнениями для себя - 37,6 %, что-то добавить для себя - 9,6 %, что-то в этом плане исключить - 5,8 %. Однако даже в итоге эксперимента третья часть студентов -31,6 % - считает для себя весьма трудной эту модель для ее практической реализации.
Библиографический список
Дополнительные, уточняющие исследования показали, что дело здесь главным образом в том, что в последние десятилетия в стране, особенно в школах и вузах, ослаблено внимание педагогов, родителей и учащихся к морально-волевым качествам личности, поэтому этот аспект формирования личности сегодня воспринимается многими как весьма трудное, хотя и необходимое дело.
Таблица 2
Оценка студентами модели подготовки студентов военных кафедр в нравственно-волевом аспекте
1. Как Вы, студенты (курсанты), относитесь к предложенной модели, как вы ее оцениваете?
Оценка Диагностический этап, % Итоговый этап, %
10 (очень высоко) 8,0 17,0
8 (высоко) 18,0 29,2
6 (в значительной мере положительно) 15 19,6
4 (считаете весьма трудной) 50 31,6
2 (считаете неприем лемой) 9 2,6
ВСЕГО 100 100
2. Вы могли бы адаптировать эту модель в качестве Вашей личной модели, чтобы Вы могли к ней добавить, заменить?
Адаптация Диагностический этап, % Итоговый этап, %
Добавить 12,0 9,6
Исключить 27,0 5,8
Заменить 30,0 20,0
Уточнить 11,0 37,6
Готовы использовать ее полностью без изменений 20,0 27,0
ВСЕГО 100 100
Апробирование на практике структурной модели подготовки офицеров запаса, а также модели подготовки студентов военных кафедр при гражданских вузах в нравственно-волевом аспекте показывают действенные результаты. Это позволяет судить об эффективности авторской программы и возможности ее использования при подготовке офицеров в гражданских вузах при формировании личности офицера запаса, способной не только безболезненно, но и комфортно интегрировать в социальную систему общества.
Мы также считаем, что необходимо усилить внимание общества и учебных заведений к формированию у молодёжи не только гуманных, но и нравственно-волевых качеств, необходимых в жизни, особенно при встрече с препятствиями, особенно военнослужащим.
1. Дробышев В.И. Концепция подготовленности студентов, проходящих обучение по программам подготовки офицеров запаса, к практической деятельности. В.И. Дробышев, В.Г. Трубников, А.К. Добрянский. Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности: сборник трудов XV Всероссийской научно-практической конференции от 10.11.2017. Краснодар: КВВу, 2017: 276 - 283.
2. Дробышев В.И. Пути повышения эффективности управления формированием профессионально-психологической подготовленности офицеров запаса в современных условиях. В.И. Дробышев, В.Г. Трубников, И.Б. Чен-ю-сю. Педагогические и социально-психологические основы научного развития общества: сборник статей Международной научно-практической конференции от 01.12.2017. Уфа: НИЦ «Аэтерна», 2017: 82 - 85.
References
1. Drobyshev V.I. Koncepciya podgotovlennosti studentov, prohodyaschih obuchenie po programmam podgotovki oficerov zapasa, k prakticheskoj deyatel'nosti. V.I. Drobyshev, V.G. Trubnikov, A.K. Dobryanskij. Informacionnaya bezopasnost' - aktual'naya problema sovremennosti. Sovershenstvovanie obrazovatel'nyh tehnologijpodgotovkispecialistov voblastiinformacionnojbezopasnosti: sbornik trudov XV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii ot 10.11.2017. Krasnodar: KVVU, 2017: 276 - 283.
2. Drobyshev V.I. Puti povysheniya 'effektivnosti upravleniya formirovaniem professional'no-psihologicheskoj podgotovlennosti oficerov zapasa v sovremennyh usloviyah. V.I. Drobyshev, V.G. Trubnikov, I.B. Chen-yu-syu. Pedagogicheskie isocial'no-psihologicheskie osnovynauchnogo razvitiya obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ot 01.12.2017. Ufa: NIC «A'eterna», 2017: 82 - 85.
Статья поступила в редакцию 19.03.18
УДК 372.851: 372.3/4 (571.52)
Kara-Sal N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuvan State University (Kyzyl, Russia),
E-mail: karasal.1953@mail.ru
Tanova O.M., senior teacher, Tuvan State University (Kyzyl, Russia), E-mail: tanova-oksana@mail.ru
THE ROLE OF THE FAMILY IN THE DEVELOPMENT OF THE INTEREST OF CHILDREN TO MATHEMATICS. The article is dedicated to forming an interest in mathematics in children in a family through the means of popular pedagogy. Intellectual development of children, in particular, the development of mathematical knowledge, among the Tuvans is paid special attention. When forming the basics of mathematical knowledge, which are necessary for mastering various types of activity, the knowledge of the surrounding world, the needs of life, way of life and skills of working activity of the Tuvan people were used. The interest of children in mathematics in the Tuvan family may be enhanced through kinds of oral folk art, such as riddles, proverbs, sayings, fairy tales, tongue twisters, witty conversations, etc. In order to clarify the role of the family in forming of the children's interest in mathematics, a survey was conducted among parents of Tuvan schoolchildren, the results of which indicate the preservation of folk traditions and customs in the education of children in a greater degree in rural areas. The article considers the possibilities of using the oral folk creativity of the Tuvan people, as well as some types of national games that contribute to the forming of children's interest in mathematics. The article focuses on the use of astronomical knowledge of Tuvan people in inculcating the interest of children in mathematics. All this forms the creative potential of children, develops memory, imagination, logical thinking and mathematical culture, which contributes to the education of national identity and patriotism of children in the family.
Key words: interest in mathematics, means of developing interest in mathematics, family, family education, folk pedagogy, oral folk art, ethno-cultural traditions and customs of Tuvan people.
Н.М. Кара-Сал, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: karasal.1953@mail.ru
О.М. Танова, ст. преп., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: tanova-oksana@mail.ru
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ К МАТЕМАТИКЕ
Настоящая статья посвящена формированию интереса детей к математике в семье средствами народной педагогики. Умственному развитию детей, в частности, развитию математических знаний, тувинцы уделяли особое внимание. При формировании основ математических знаний, которые необходимы для овладения различными видами деятельности, познания окружающего мира, использовались потребности быта, уклад жизни и навыки трудовой деятельности тувинского народа. Интерес детей к математике в тувинской семье прививалось через виды устного народного творчества, такие как загадки, пословицы, поговорки, сказки, скороговорки, остроумные беседы и др. С целью выяснения роли семьи в формировании интереса детей к математике был проведен опрос среди родителей школьников тувинской национальности, результаты которого свидетельствуют о сохранении народных традиций и обычаев в воспитании детей в большей степени в сельской местности. В статье рассмотрены возможности использования устного народного творчества тувинского народа, а также некоторые виды национальных игр, способствующие формированию интереса детей к математике. Кроме этого, в статье особое внимание уделено использованию астрономических знаний тувинцев в привитии интереса детей к математике. Все это формирует творческий потенциал детей, развивает память, воображение, логическое мышление и математическую культуру, что способствует воспитанию национального самосознания и патриотизма у детей в семье.
Ключевые слова: интерес к математике, средства развития интереса к математике, семья, семейное воспитание, народная педагогика, устное народное творчество, этнокультурные традиции и обычаи тувинского народа.
В настоящее время семья является объектом изучения различных направлений науки: педагогики, психологии, демографии, социологии, экономики, этнографии, права и т. д. Каждое из этих направлений изучает специфические, присущие только ему, стороны. Так, в педагогике рассматриваются вопросы семейного воспитания. В работах ведущих ученых красной нитью проходит основная идея - семья «отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя обладает относительной самостоятельностью и устойчивостью» [1, с. 11]. Бесспорно, семья - это социальное явление, которое сочетает в себе черты социального института и малой группы.
Семье присуще множество функций и ролей, выражающие сущность семьи. Поэтому важной характеристикой семьи является ее функциональная структура, которая включает следующие компоненты: репродуктивную; воспитательную; хозяйственно-бытовую; экономическую; функцию организации досуга; функцию социального контроля. Семья является основной ячейкой общества, социальной группой. Поэтому именно в семье формируется личность человека, связанная с потребностями, социальной активностью в обществе. Начиная с раннего детства, семья формирует социальные установки и ценностные ориентации человека
В последние годы в педагогике заметно выросло обращение к национальным ценностям общества, в том числе к культурному наследию народа. Это ведёт к необходимости возрождения и сохранения народных традиций и обычаев. В связи с этим особое место в воспитании детей занимает народная педагогика, которая изучает формы и способы воспитания через этнокультурные традиции. Как считают многие ведущие учёные-педагоги, народная педагогика есть совокупность и взаимосвязь представлений, взглядов, суждений, идей, навыков и приёмов в области воспитания и обучения, отраженных в народном творчестве, которые включает в себя разнообразные виды трудовой деятельности,
ремесла, традиции, обычаи, обряды, праздники, игры, танцы, народное изобразительное и декоративно-прикладное искусство, устное народное творчество и т. п. [2].
Тувинский народ испокон веков использовал идеи, навыки и приёмы народной педагогики в семейном воспитании подрастающего поколения. На каждом этапе развития общества по-своему отражались нравы, обычаи, интересы, потребности народной педагогики. Особенно это ярко выражалось в дореволюционное время, когда не было системы школьного образования, и воспитание в основном сводилось к использованию народной педагогики в семейном воспитании.
В связи с изменениями, произошедшими в обществе, когда оно характеризуется ускорением научно-технического прогресса, использование этнокультурных традиций и обычаев народа в воспитании заметно снижается. Поэтому это становится проблемой, решение которой является насущной необходимостью сегодняшнего дня.
В качестве основных этнокультурных традиций тувинского народа выделяют традиции хозяйственной деятельности (народные ремесла, рукоделие), семейно-бытовые отношения (культ предков, роль родителей, взаимоотношения со старшими, родственниками, соседями), праздничные традиции («Шагаа», «На-адым»), традиции гармоничного сосуществования с природой (культ огня, солнца, злые и добрые места, священные животные, почитание водных источников, запрещается без нужды копать землю, нельзя рвать цветы и ломать деревья), традиции здорового образа жизни (народная медицина, традиционная пища, традиционная одежда, искренность душевных помыслов), народные знания (народный календарь, народные меры и др.) [3].
Анализ литературы по данной проблеме показывает, что вопросами использования этнокультурных традиций и обычаев народа в воспитании занимались и занимаются ведущие ученые. Среди них тувинским традициям и обычаям посвящены труды