Научная статья на тему 'Классификация форм внеурочной деятельности'

Классификация форм внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7629
1138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / AFTER-HOUR ACTIVITIES / ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORMS OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / СЕТЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / NETWORK FORMS OF WORK / СЕТЕВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салангина Надежда Яковлевна

В статье рассмотрены существующие подходы к классификации форм внеурочной деятельности и возможности их изменения в связи с развитием сетевых форм. Приведена авторская классификация форм внеурочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers existing approaches to the classification of forms of extracurricular activities and their possible changes with the development of network forms. Shows the author's classification of forms of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Классификация форм внеурочной деятельности»

.....

I I I ■ M I I I

^ Образование в сфере культуры 231

4. Захарова, К. Г. Информационные технологии в образовании / К.Г. Захарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.

5. Могилев, А. В. Информатика / А.В. Могилев. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 816 с.

6.Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учебное пособие / Г.Н. Новикова. - изд. 2-е, испр. и доп. - М.: МГУКИ, 2008. - 173 с.

7. Острейковский, В. А. Информатика / В.А. Острейковский. - М.: Высшая школа, 2000. - 511с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 272 с.

9. Ярошенко, Н. Н. История и методология социально-культурной деятельности: учебник / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007. - 360 с.

10. http://www.festivalnauki.ru

11. http://www.jazz.ru

12. http://www.mmdm.ru/index.php

13. http://jazzartclub.ru

14. www.learnmusic.ru

15. http://www.biblio-globus.ru

16. http://tarakanov.net

17. http://www.romantic-corporate.com

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Н. Я. Салангина

ФГОУ ВПО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре

В статье рассмотрены существующие подходы к классификации форм внеурочной деятельности и возможности их изменения в связи с развитием сетевых форм. Приведена авторская классификация форм внеурочной деятельности.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, формы внеурочной деятельности, сетевые технологии, сетевые формы работы.

Abstract. The paper considers existing approaches to the classification of forms of extracurricular activities and their possible changes with the development of network forms. Shows the author's classification of forms of extracurricular activities.

Key words. after-hour activities, forms of extracurricular activities, networking, network forms of work.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 231-235

.....

ш

232 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

По определению А.М. Пышкало (6), методическая система обучения включает цели, содержание, методы, формы и средства обучения. Изменение любого из компонентов автоматически ведет к корректировке или изменению остальных. И если раньше, как правило, изменение системы начиналось сверху, то есть сначала изменялись цели и содержание, а уже после этого корректировались методы, формы и средства обучения, то в настоящее время ситуация изменилась. Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к появлению новых средств обучения, которые, в свою очередь, начали оказывать большое влияние на формы и методы обучения. Неизбежным следствием происходящих изменений явился переход на новые образовательные стандарты, в которых выделены новые цели и содержание школьной подготовки. В частности, в учебные планы школы была включена внеурочная деятельность.

Несмотря на то, что внеурочная деятельность в образовательных учреждениях проводится уже более двухсот лет, эта составляющая образовательного процесса является наименее изученной. Во многом это связано с тем, что она никогда не включалась в учебный план и являлась как бы необязательным приложением к основной - учебной деятельности. В результате наблюдается расхождение во взглядах не только на место внеурочно деятельности в образовательном процессе, но и в терминологии:

- «Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся ...» (7).

- «Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся - деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения ... занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего

образования» (10).

- «Внеуче «Внеучебная (внеурочная) работа может рассматриваться как внеклассная и внешкольная ... Внеклассная и внешкольная работа имеют большое образовательно-воспитательное значение. Они способствуют развитию познавательных интересов, удовлетворению и развитию духовных потребностей школьников, открывают дополнительные возможности для формирования таких ценных социально значимых качеств, как общественная активность, самостоятельность, инициативность и др. Главное же их назначение - выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей и подростков в разных отраслях науки и культуры» (9);

- «Внеклассная и внешкольная (внеучебная и внеурочная) воспитательная работа -работа, проводимая школой, внешкольными учреждениями, общественными организациями и объединениями, работа по месту жительства с детьми и подростками во внеучеб-ное время» (3);

-«Внеклассная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка» (5); -

«Внеклассная работа - это различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время» (2).

Из приведенных определений видно, что в большинстве из них идет либо объединение, либо установка связей между понятиями внеурочной, внеклассной, внешкольной и внеучеб-ной деятельности (работы), но их не всегда можно отождествлять, так как они указывают на различные признаки образовательной деятельности, которые четко выделены в учебном пособии для студентов педагогических учебных заведений «Педагогика» коллектива авторов В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова (см.: 9): время проведения (урочная и внеурочная деятельность); отношение к решению учебных задач (учебная и вне-

.....

I I I ■ М I I I

Образование в сфере культуры 233

учебная деятельность); место проведения (классная, внеклассная, внешкольная деятельность); количество участников (индивидуальная, групповая, массовая деятельность); форма организации (обязательная, дополнительная, вспомогательная деятельность).

Сами авторы в приведенном выше определении отождествляют внеучебную и внеурочную работу. Но в основе этих понятий лежат разные признаки (отношение к решению учебных задач и время проведения), следовательно, можно привести примеры деятельности, показывающие некорректность такого отождествления. Например, предметный кружок, проводимый после уроков, относится к формам внеурочной деятельности, но его никак нельзя отнести к внеучебной, так как школьники могут знакомиться на занятиях с учебной информацией, которая просто не включена в программу для обязательного изучения. Можно привести и другие примеры. Следовательно, можно сделать вывод, что любой вид деятельности, проводимый не на уроке, можно назвать внеурочной деятельностью, а она, в свою очередь, может классифицироваться по всем остальным признакам. Конечно, для нас непривычно будут звучать названия «классная внеурочная деятельность» или «обязательная внеурочная деятельность», но эти названия с точки зрения приведенной выше классификации будут более корректны, чем отождествление внеучебной и внеурочной работы или внеурочной и внеклассной работы.

Несмотря на то, что данную классификацию можно считать одной из наиболее полных, она не учитывает особенностей организации образовательного процесса в условиях информационно-коммуникационной среды. В частности, в классификацию деятельности по месту проведения необходимо добавить сетевую деятельность. Конечно, ее можно отнести и к внешкольной, но во всех существующих определениях, внешкольной называют деятельность, проходящую на базе внешкольных учреждений. Компьютерная сеть по целому ряду особенностей таковым учреждением не является. Во-первых, компьютерную сеть вообще нельзя

назвать учреждением, так как ее ресурсы распределены по огромному количеству серверов, место нахождения которых часто удалено от пользователя (а сами пользователи находятся друг от друга на многие тысячи километров), установлены эти серверы могут быть в организациях, не имеющих к системе образования никакого отношения. Во-вторых, работать с ресурсами сети можно из любой точки, откуда есть доступ к ней, это может быть и учебный класс, и школьная библиотека (внеклассная работа), и компьютер во внешкольном учреждении, то есть территориально сетевая деятельность может по месту проведения относиться к любой из приведенных в классификации. В-третьих, сетевая работа имеет свои особенности и по организации. В ней нет явного присутствия педагога, организующего работу. Все это говорит о том, что в условиях информационно-коммуникационной среды, образовательную, в том числе и внеурочную, деятельность по месту проведения надо подразделять не на три (классная, внеклассная, внешкольная деятельность), а на четыре группы (классная, внеклассная, внешкольная, сетевая деятельность).

В соответствии с приведенными выше признаками и выделенными группами задается распределение существующих форм внеурочной деятельности. Чаще всего их подразделяют по количеству участников. Большинство авторов (1, 2, 4, 5, 9) выделяют индивидуальные (конструкторские работы, исследовательские задания, творческие разработки и проекты и др.), групповые (кружки, секции, конференции и др.) и массовые (вечера, викторины, КВН, спектакли, выставки, предметные недели и др.). Некоторые классификации отличаются названиями групп или их разделением на подгруппы, использованием не одного, а нескольких признаков, но существенных отличий, как правило, нет. Но появление новых форм внеурочной деятельности, особенно основанных на применении компьютера и компьютерных сетей, привело к тому, что они не всегда вписываются в уже существующие классификации, поэтому им, как правило, не находится места. Большинство авторов, рассматривающих возможности

.....

I I I ■ М I I I

234 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь

использования во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) (1, 4) и предлагающих классификацию существующих форм внеурочной работы, ограничились только указанием на то, что средства ИКТ могут применяться в качестве инструмента, влияющего на протекание психических процессов познавательной деятельности обучающегося. Но и таких работ не так много, преимущественно идет рассмотрение и описание давно известных «докомпьютерных» форм, которые легко вписываются в существующие группы и могут проводиться как без компьютера, так и с использованием последнего в качестве средства наглядности или инструмента обработки информации.

Нестандартный подход к классификации форм внеурочной деятельности предлагает Г.В. Складичкова (8). Она выделяет традиционные (классические) формы (факультативы, спецкурсы, элективные курсы, предметные кружки) и инновационные формы, которые в свою очередь подразделяются на четыре подгруппы: проективные (проектная деятельность, компании, конкурсы, научно-исследовательская работа учащихся, «круглые столы», «проблемные лаборатории», открытые мероприятия), дистанционные (заочные школы при ведущих вузах России), основанные на новых информационных технологиях (создание компьютерных программ, компьютерное моделирование, телекоммуникационные проекты), предполагающие образование особых организационных структур (научные общества учащихся, экологические лагеря, полевые занятия, научные и научно-практические конференции).

Однако классификацию трудно назвать бесспорной по целому ряду причин. Во-первых, само название «инновационные» предполагает, что в данную группу должны войти действительно новые формы работы, но из выделенных автором форм к таковым можно отнести только телекоммуникационные проекты, так как они появились относительно недавно (в последние годы XX века), тогда как проектная деятельность скоро отметит свой столетний юбилей. Давно известны и многие другие органи-

зационные формы, включенные автором в группу инновационных. Во-вторых, создание компьютерных программ и компьютерное моделирование, названное автором в качестве организационных форм, вообще таковым не является. Это процессы, которые предлагают темы или виды заданий в рамках различных форм внеурочной деятельности. В-третьих, было бы логичнее в группе дистанционных форм указать не заочные, а дистанционные школы. Заочные предполагают периодические встречи преподавателей и обучающихся, тогда как для дистанционных это не обязательно. Кроме того, развитие компьютерных сетей приводит к увеличению числа именно дистанционных школ и курсов.

Несмотря на то, что работа в компьютерных сетях охватывает все более широкую аудиторию, значительную часть которой составляют школьники, к сожалению ни в одной из изученных нами классификаций форм внеурочной деятельности не было уделено достаточного внимания сетевым форм работы. Вполне возможно, что подобные работы и существуют, но остались вне поля зрения, поэтому мы будем признательны читателям за информацию о подобных классификациях, а также за критические замечания и рекомендации по предлагаемой ниже классификации.

Как уже было отмечено выше, с расширением числа пользователей Интернет, в формах внеурочной деятельности по месту проведения добавились сетевые, которые имеют массу отличительных особенностей. Работа в сети не только изменила некоторые формы, но и вызвала появление новых, которые нельзя считать просто аналогом традиционных, хотя отдельные аналогии и прослеживаются. В сетевых формах работы компьютер и сеть являются не только средством, упрощающим работу, они создают особую виртуальную среду, которая может заменить человеку реальность, дать ему возможность изменить круг общения и, скрываясь за маской, попробовать изменить представление о себе. Все это нашло отражение в психологических и социологических исследованиях, но пока недостаточно используется

.....

I I I ■ M I I I

Образование в сфере культуры 235

в образовательном процессе. бодное время. Пока же данная работа являет-

Изучение форм сетевой внеурочной дея- ся, преимущественно, стихийной, бесконтроль-

тельности и разработка методических реко- ной и часто не только не приносит пользы, но

мендаций по использованию позволят активнее и бывает вредной как для здоровья, так и для

включать их в образовательный процесс и ко- морального развития подрастающего поколе-

ординировать работу школьников в сети в сво- ния.

Примечания

1. Богданов, И. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И. Богданов и др. - Режим доступа: Ьпр:// www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/bogd/index.php.

2. Калечиц, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц, З.А. Кейлина. - М.: Просвещение, 1980. - 88 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова.

- 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 256 с.

4. Малеев, В. В. Общая методика преподавания информатики: учебное пособие / В.В. Малеев. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1998.

- 509 с.

6. Пышкаяо, А. М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук 13.00.02 / А.М. Пышкало. - М., 1975. - 80 с.

7. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. - Т. 1. - 534 с.

8. Скяадчикова, Г. В. Педагогические условия совершенствования организации системы внеурочной учебной деятельности учащихся в открытом образовательном пространстве: дис . канд. пед. наук 13.00.01 / Г.В. Складчикова. - Воронеж, 2004. - 253 с.

9. Сяастенин, В. А. Педагогика: [учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений] / В.А. Сластенин и др. - М.: Шк. Пресса, 2002. - 512 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=773.

ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. С. Аскеров

Московский государственный университет культуры и искусств

В данной статье автор излагает основные направления музыкально-педагогической работы с детьми, которые целесообразно освоить студентам, обучающимся по направлению «Народное художественное творчество» - будущим руководителям исполнительских коллективов.

Ключевые слова: проблема воспитания, возможности современной педагогики и образования, художественно-творческая деятельность, подготовка бакалавров в вузах культуры и искусства.

The author states the main directions of musical-pedagogical activity, which are necessary for students of "Folk art" specialization - future conductors of performing collectives.

Key words: the problem of education, possibilities of modern pedagogic and education, art activity, bachelors' training at the universities of culture and arts.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 235-239

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.