Научная статья на тему 'КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР'

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
149
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / игра / реальность / мотив / идея / бытовые игры / игры о животных / миф

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ходжаева Замира

В этой статье рассмотрено о тематической классификации детских игр фольклора. Широко раскрыто содержания идейных игр. Даны сведения о разделении цели и задачи де6тских игр на 3 вида

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР»

xalqaro ilmiy-amaliy anjumani

2022 уП 30 поуаЬг | 8о1епй818.и2

КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕТСКИХ ИГР Ходжаева Замира

тьютор БГУ https://doi.org/10.5281/zenodo.7336641

Аннотация. В этой статье рассмотрено о тематической классификации детских игр фольклора. Широко раскрыто содержания идейных игр. Даны сведения о разделении цели и задачи дебтских игр на 3 вида.

Ключевые слова: фольклор, игра, реальность, мотив, идея, бытовые игры, игры о животных, миф.

Игры считаются независимы массовыми, древными и одним из традиционных жанров детского фольклора.

Игры образовательно - воспитательного значения, идейно-содержательного аспекта, стоят на одном ряду с ведущими жанрами фолшьклора. Её историко-генетические корни являются древными, которые тесно, неразрывно связаны с устным народным творчеством.

Идейное содержание игр очень широко и разнообразно. В играх изображены древние человеческие мировоззрения, мифологические понимания и воображения, сведения о традиции и обычаи, кроме того реальная жизненная картина, в которой изображено отношение между людьми. И поэтому некоторые мотивы игр содержат образавательно-дидактический характер. И

Узбекские детские игры очень многогранны. Они отражают педагогические, этнологические, исторнические, физиологические аспекты. В играх отражаются образ жизни детей, их психология, мировоззрения и интересы. И поэтому игры изучают отделяя их на разные смысловые виды.

В узбекской фольклористике имеется большой опыт работы по классификации детских игр. В частности, исследования учёных-литераторов Г.Жахонгирова, О.Сафарова, Ш.Галиевой заслуживают особого внимания и признания.

Мы первый раз определили положение о детских народных играх, различавшиеся по значению, структуре образов, типу сюжетов, воспитательному направлению.

Особенно, исследуя фольклорно-литературные игры, выяснили что они отличаются во многом в частности, описанием, огбраза идей, способом и првилами игр, социальным потребностям и самое главное неповторимостью. Нужно уделять внимание на отличительные знаки классификации детских игр. Иначе, не хватит законченность и округлённость.

В играх отражают жизненные события в виде разных реальных, исторических и даже мифологических образах.

Структуры игр разнообразны. Среди них есть сюжетно-тематические и без них.

В сюжетных играх существует 1-2 или более эпизодов. Мотивы в играхизменяются в зависимости от вида. Ещё сюжетные игры различаются между собой по сюжетам. Мы подразделили игры на 3 вида по их целям, эстетическим задачам, композиционному строению и идейному содержанию.

а) героические игры

б) игры в образах животных

xalqaro ilmiy-amaliy anjumani

2022 yil 30 noyabr | scientists.uz

в) бытовые игры

Все эти виды игр различаются между собой по социальной реальностьи, образу исполнения и идейному значению.

Играми пользовались в разные времена не только дети, но и старшие. Их особенности характерны для других видов игр.

Поэтому среди них есть единство, которое построено название игр.

а) Героические игры. Среди детских игр, героические игры составляют отдельную группу и имеют свое определенное место. В таких играх возвышается героизм, защита слабых, забота о близких. Считаются героизмом. В них (участних игры) проходит физическое испытание, как истинный, мужественный герой среди сверстников. Основные особенности одинаковых игр составляют собой обыдинение движение героев с их мотивом испытание и их оценивания.

События этих игр развиваются при столкновение героя с трудностями разными испытаниями и сложностями. И поэтому мотив испытания считаются активным мотивом среди этих игр.

Героические игры представляют собой композиционные сюжеты. В этих чюжетах главное, основное место занимает условия мотива и их решения. В итоге стимулирует герой (победитель). Испытание сила, интеллекта героя является традиционным поэтическим мотивом в народном творчестве. Чтобы определить героев, народных защитников, нужно организовать разные соревнования. До нашего времени развивались игры двух видов:

К первому относятся все игры, которые определяется сил и могущества детей. А во втором относятся игры, которые определяется силу знаний детей.

Героические игры во звлечивают силы знаний и мощности людей в детских играх. Благодаря этим играм, дети чувствуют своих умственных и физических способностей и могут достигать на свои цели. Среди тем игр храбрость и смелость являются основной темой героических игр.

Сюжетная постановка похожа друг на друга и поэтому герои могут повстречаться с любым трудностям ради своих целей.

Героические игры состоят из патриотизма, народных мыслей. В таких типах игр отражают чувства патриотизма, честности и дружбы. Для явных героев есть основные роли и места. В героических играх, основной в эпических произведениях или в сказках, широко отражены путешествия героя на свою родину. В эпических произведениях основной мотив является изыскание своих любимых, а в детских играх- это мифологический персонаж героя-для изыскания пожищанный детей. Главная цель в героических играх является достигнуть в своих цемй. Известно, ветречаются бакие в сказках и эпических.

Основной признак героических игр является испытование смелости героев игр. Это испытание является как соревнования.

н-р: Ким чаккон (кто расторопный) Энг чаккон (самый расторонный) Ким тезрок (кто быстрее) Аркон тортиш (притяжение каната) Ук ва ёй тортиш (метание лука)

xalqaro ilmiy-amaliy anjumani

2022 yil 30 noyabr | scientists.uz

в) игры о животных. Этот вид игры является самостоятельной темой детских игр фольклора. Именно, в этих играх отражено конфликты между животных:

н-р: волк и заяц, петух и курица .

В сюжеты сказок о животных их можно отличать их по названиям, образу исполнения и идейному значению. Можно привести пример:

" Урдак-Тулки " (лиса и утка)

"Хуроз-товук" (петух-курица)

"Бури келди" (Волк пришёл) и др.

В сюжетах не встрегаются персонажи (героев). людей.

Играя персонажи животных, дети стараются выражать реальных образов животных. Такие животные игры воспитывают чувства детей, как ненасытность, разумность, вольность и справедливость. До сих пор существуют психологические переживания животных как у людей. И потому (дети) играя персонажи животных, дети стараются говорить от их имени. Ни все игры о животных не имеют смысловые постановки. Среди них можно встречать реальную картину жизни как, дехканы, чабаны, образ жизни дехкана, чабана.

Н-р: "Огород", "Зайцы", "Воробьи".

В этих играх описывают животных, которые повреждают на посевы дехкана.

Образы волка, месы, зайца очень часто встречают в узбекских детских играх. Среди них самый сложный образ - это образы волка, лиса и медведя , потому что они должны гнать убегавших детей. А образы зайца, козы, курицы - их задача убегать. Известно, что эти персонажи являются основными персонажами сказок. В целом, они встречаются в сказках игах тюркской народной фольклористики. Ход игр о животных очень возбужденный и увлеченный. Чтобы полностью изображать персонажи животных, дети стараются оживлять действия.

REFERENCES

1. Mirziyoyev SH.M. Erkin va farovon, demokratik O'zbekiston davlatini birgalikda barpo etamiz. - Toshkent.: O'zbekiston. 2016, 56 bet

2. Mirziyoyev SH.M. Tanqidiy tahlil, qafiy tartib intizom va shaxsiy javobgarlik-har bir rahbar faoliyatining kundalik qoidasi bo'lishi kerak". - Toshkent.: O'zbekiston. 2017,104 bet

3. Abdullayeva M. Bolalar o'yinlarida o'zaro munosabatlar // "Boshlang'ich talim" jurnali, 2000, >3, B.47-48.

4. Avezov S. Sanama janri tabiati va badiiyati. NDA.- T., 2004. B.24.

5. Antonova E.V., Chvir' L.A., Tadjikskie vesennie igri i obryadi i indo-iranskaya mifologiya //Folklor i istoricheskaya etnografiya.- M.: Nauka, 1983, S. 22-42 .

6. Atoyev A., Qodirov R. O'zbek xalq milliy o'yinlaridan foydalanish // "Sovet maktabi". 1988, 8-son, B.45-48.

7. Axmedov SH. Dagestanskie natsional'nie igri. - Maxachkala, 1970. S.132.

8. Bogdanov V.K. izucheniyu igrushki. Programmnie zametki. // Etnograficheskoe obozrenie. 1912, 4-2, S. 228-229.

9. Boguslavskaya I. Russkaya glinyanaya igrushka. - M.: Iskusstvo,1975. S. 142.

xalqaro ilmiy-amaliy anjumani

2022 yil 30 noyabr | scientists.uz

10. Boychechak // Bolalar folklori. Mehnat qo'shiqlari. Tuzuvchi va nashrga tayyorlovchilar: O. Safarov va K. Ochilov. - T.: G'ASN, 1984. B.136-205.

11. Borovkov A.K. Igri uzbekskix detey. Sbornik nauchnogo krujka pri Vostochnom fakul'tete SAGU. Vip.1. T., 1928.S.31-42.

12. Vasil'kov G.A., Vasil'kov V.G. Ot igri k sportu. -M.: "Fizkul'tura i sport", 1985.

S.45

13. Vinogradov G. Igri i igrushki //Detskiy folklor i bit. Programma nablyudeniy. Vipusk III. - Irkutsk, 1925, S. 50-71.

14. Vsevolodskiy - Gerngross V. Vvedenie. -Igri narodov SSSR. - M.-L, 1933, S. 1516.

15. Kapitsa F.S., Kolyadich T.M. Russkiy detskiy folklor. Uchebnoe posobie

16. Mel'nikov M.N. Russkiy detskiy folklor. M.: "Prosvehenie", 1987. S. 240.

17. Milliy harakatli o'yinlar. B.12.

18. Ming bir bola o'yini. To'plab, nashrga tayyorlovchilar G'.Jahongirov, B.Mahmudov.- T.: Yosh gvardiya, 1978, B. 89.

19. Nalivkin V., Nalivkina M. Ocherk bita jenshini osedlogo tuzemnogo naseleniya. Fergani. - Kazan', 1886. C. 245.

20. Naumenko G.M. Narodnoe detskoe poeticheskoe tvorchestvo. -M., 2001. S. Pomerantseva E.V. Detskiy folklor // Russkoe narodnoe tvorchestvo. -M., 1966.

21.

S. 135-142. 22.

23.

24.

Rudin P.A. Igri detey i ix pedagogicheskoe znachenie. - M., 1948.S.78. Safarov O. O'zbek bolalar poetik folklori. - T.: O'qituvchi, 1985. B. 250. Safarova N. O'zbek bolalar o'yin folklori tabiati. - T.: Fan, 2008. B.119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.