Научная статья на тему 'Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр'

Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
866
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / МУЗЫКА / ПЕСНЯ / РЕАЛЬНОСТЬ / МОТИВ / ИДЕЯ / БЫТОВЫЕ ИГРЫ / ИГРЫ О ЖИВОТНЫХ / МИФ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ражабов Тухтасин Ибодович

Детский фольклор узбекского народа до настоящего времени мало изучен. Проблемой остается и классификация фольклора вообще и детского в частности. В данной статье рассмотрена тематическая классификация узбекского детского народного музыкального фольклора и игр. Широко раскрыто содержание идейных фольклорных музыкальных игр. Также отмечается, что народные песни и игры являются важным средством воспитания учащейся молодёжи в духе любви к Родине, к родной земле и нравственно-эстетическом воспитании детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тематическая классификация узбекской детской народной музыки и игр»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ И ИГР Ражабов Т.И.

Ражабов Тухтасин Ибодович - преподаватель, кафедра музыкального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: детский фольклор узбекского народа до настоящего времени мало изучен. Проблемой остается и классификация фольклора вообще и детского в частности. В данной статье рассмотрена тематическая классификация узбекского детского народного музыкального фольклора и игр. Широко раскрыто содержание идейных фольклорных музыкальных игр. Также отмечается, что народные песни и игры являются важным средством воспитания учащейся молодёжи в духе любви к Родине, к родной земле и нравственно-эстетическом воспитании детей. Ключевые слова: фольклор, музыка, песня, реальность, мотив, идея, бытовые игры, игры о животных, миф.

УДК 398

В настоящее время народная музыка и песни, признанные веками, приобретая новое лицо и новое выражение, исполняются как вековые ценности. Такие песни всегда овладевают душой и сердцем народа, потому что в содержании таких народных песен имеется сила, мощь и могущество народа [3, 70].

Музыкальные игры считаются независимыми массовыми, древними и одним из традиционных жанров детского фольклора. Игры образовательно-воспитательного значения, идейно-содержательного аспекта, стоят в одном ряду с ведущими жанрами фольклора. Её историко-генетические корни являются древними, которые тесно, неразрывно связаны с устным народным творчеством. Идейное содержание игр очень широко и разнообразно. В играх изображены древние человеческие мировоззрения, мифологические понимания и воображения, сведения о традиции и обычаи, кроме того реальная жизненная картина, в которой изображено отношение между людьми [1, 78]. И поэтому некоторые мотивы игр содержат образавательно-дидактический характер. Узбекские детские игры очень многогранны. Они отражают педагогические, этнологические, исторические, физиологические аспекты. В играх отражаются образ жизни детей, их психология, мировоззрения и интересы. И поэтому игры изучают, разделяя их на разные смысловые виды. В узбекской фольклористике имеется большой опыт работы по классификации детских игр. В частности, исследования учёных-литераторов Г. Жахонгирова, О. Сафарова, Ш. Галиевой заслуживают особого внимания и признания [4].

Мы первый раз определили положение о детских народных играх, различавшиеся по значению, структуре образов, типу сюжетов, воспитательному направлению. Особенно, исследуя фольклорно-литературные игры, выяснили, что они отличаются во многом в частности, описанием, образа идей, способом и правилами игр, социальным потребностям и самое главное неповторимостью. Нужно уделять внимание отличительным знакам классификации детских игр. Иначе, не хватит законченности и округлённости. В играх отражают жизненные события в виде разных реальных, исторических и даже мифологических образов. Структуры игр разнообразны. Среди них есть сюжетно-тематические и без них. В сюжетных играх существует 1-2 или более эпизодов. Мотивы в играх изменяются в зависимости от вида. Ещё сюжетные игры различаются между собой по сюжетам. Мы подразделили игры на 3 вида по их целям, эстетическим задачам,

композиционному строению и идейному содержанию: а) героические игры; б) игры в образах животных; в) бытовые игры.

Все эти виды игр различаются между собой по социальной реальности, образу исполнения и идейному значению. Играми пользовались в разные времена не только дети, но и старшие. Их особенности характерны для других видов игр.

Поэтому среди них есть единство, которое построено название игр.

а) Героические игры. Среди детских игр, героические игры составляют отдельную группу и имеют свое определенное место. В таких играх возвышается героизм, защита слабых, забота о близких. Считаются героизмом. В них (участник игры) проходит физическое испытание, как истинный, мужественный герой среди сверстников. Основные особенности одинаковых игр составляют собой объединение движение героев с их мотивом испытание и их оценивания. События этих игр развиваются при столкновении героя с трудностями, разными испытаниями и сложностями. И поэтому мотив испытания считается активным мотивом среди этих игр.

Героические игры представляют собой композиционные сюжеты. В этих сюжетах главное, основное место занимает условия мотива и их решения. В итоге стимулирует герой (победитель). Испытание сила, интеллекта героя является традиционным поэтическим мотивом в народном творчестве. Чтобы определить героев, народных защитников, нужно организовать разные соревнования. До нашего времени развивались игры двух видов:

К первому относятся все игры, которые определяется сил и могущества детей. А ко второму относятся игры, которые определяют силу знаний детей.

Героические игры залечивают силы знаний и мощности людей в детских играх. Благодаря этим играм, дети чувствуют свои умственные и физические способности и могут достигать своих целей. Среди тем игр храбрость и смелость являются основной темой героических игр.

Сюжетная постановка похожа друг на друга и поэтому герои могут повстречаться с любыми трудностями ради своих целей.

Героические игры состоят из патриотизма, народных мыслей. В таких типах игр отражают чувства патриотизма, честности и дружбы. Для явных героев есть основные роли и места. В героических играх, основной в эпических произведениях или в сказках, широко отражены путешествия героя на свою родину. В эпических произведениях основной мотив является изыскание своих любимых, а в детских играх - это мифологический персонаж героя - для изыскания похищенных детей. Главная цель в героических играх является достигнуть своих целей. Известно, встречаются бакие в сказках и эпических. Основной признак героических игр является испытование смелости героев игр. Это испытание является как соревнования: ким чаккон (кто расторопный), энг чаккон (самый растороный), ким тезрок (кто быстрее), аркон тортиш (притяжение каната), хк ва ёй тортиш (метание лука).

б) игры о животных. Этот вид игры является самостоятельной темой детских игр фольклора. Именно, в этих играх отражено конфликты между животных: волк и заяц, петух и курица.

В сюжеты сказок о животных их можно отличать их по названиям, образу исполнения и идейному значению. Можно привести пример: " Урдак-Тулки " (лиса и утка), "Хуроз-товук" (петух-курица), "Бури келди" (Волк пришёл) и др.

Играя персонажи животных, дети стараются выражать реальных образов животных. Такие животные игры воспитывают чувства детей, как ненасытность, разумность, вольность и справедливость. До сих пор существуют психологические переживания животных как у людей. И потому (дети) играя персонажи животных, дети стараются говорить от их имени. Не все игры о животных имеют смысловые постановки. Среди них можно встречать реальную картину жизни, как дехканы, чабаны, образ жизни дехкана, чабана. В этих играх описывают животных, которые повреждают посевы дехкана. Образы волка, лесы, зайца очень часто встречают в

62

узбекских детских играх. Среди них самый сложный образ - это образы волка, лисы и медведя, потому что они должны догнать убегаюших детей. А образы зайца, козы, курицы - их задача убегать. Известно, что эти персонажи являются основными персонажами сказок. В целом, они встречаются в сказках играх тюркской народной фольклористики. Игры о животных очень активные и азартные. Чтобы полностью изображать персонажи животных, дети стараются оживлять действия.

Список литературы

1. Жураев Б.Т., Абдурахмонова Д.У. Эстетическое развитие школьников средствами узбекского музыкального фольклора // профессор кафедры теории, истории, методики музыки ФГБОУ ВО «ЧГПУ им. ИЯ Яковлева». С. 77. Вестник Чувашского государственного института культуры и искусств, 2019. № 14. С. 77-81.

2. Имомов К., Мирзаев Т., Саримсоков Б., Сафаров О. Узбек халк огзаки поэтик ижоди. Дарслик. Т.: «Укитувчи», 1990. Б. 304.

3. Раджабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «тутовое дерево-балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // Россия - Узбекистан. Международные образовательные и социально-культурные технологии: векторы развития: сб. материалов междунар. науч. конф. / под общ. ред. В.Я. Рушанина, сост. Б.С. Сафаралиев. Челябинск: ЧГИК, 2019. 243 с.

4. Сафаров О., Ураева Д. Узбек халк огзаки бадиий ижоди. Укув кулланма. 2 жилдлик. Бухоро. БухДУ нашриёти, 2006.

5. Sаfаrоvа N. О^Ьек Ьо1а1аг o'yin ВэЫопт^ tаbiаti vа bаdiiyati. T.: Fаn, 2007.

6. Sattorovna J.B., Oxunjonovna S.N., Chuliboevna N.K., Ibodovich R.T. & Sapayevna B.X., 2019. Basics of Uzbek Children's Reading. TEST Engineering & Management. 81, 4207-4214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.