Научная статья на тему 'Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников'

Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР / НАРОДНАЯ ПЕСНЯ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЯ / CHILDREN'S FOLKLORE / FOLK SONG / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ражабов Тухтасин Ибодович

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы исполнения детских фольклорных песен в Бухаре а также возможности музыкального фольклора как одного из наиболее важных средств нравственного воспитания и формирования активной творческой личности, как уникальная самобытная культура наших предков, в которой обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, передаваемые из поколения в поколение. Также отмечается, что народные песни и игры являются важным средством воспитания учащейся молодёжи в духе любви к Родине, к родной земле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF THE USE OF CHILDREN'S FOLK SONGS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN

This article discusses some issues of performing children's folk songs in Bukhara, as well as the possibilities of musical folklore as one of the most important means of moral education and the formation of an active creative personality, as a unique original culture of our ancestors, which summarizes the ideas of beauty, aesthetic ideals, wisdom of the people , passed from generation to generation. It is also noted that folk songs and games are an important means of educating students in the spirit of love for the Motherland, for their native land.

Текст научной работы на тему «Педагогические возможности использования детских фольклорных песен в духовно-нравственном воспитании младших школьников»

• коррекции знаний, умений и навыков,

• комбинированный,

• контроля знаний, умений и навыков,

То с точки зрения деятельностного подхода проводятся уроки

• «открытия» нового знания;

• рефлексии;

• общеметодологической направленности;

• развивающего контроля [3].

Таким образом, проектируя уроки на основе более интересных, новых знаний можно заинтересовать учащихся к музыкальному искусству и добиться к педагогическим целям обучения.

Список литературы /References

1. Сусед-Виличинская Ю.С. «Музыкально-педагогическое проектирование». Учебное пособие, Витебск. ВГУ имени П.М. Машерова, 2017.

2. Дихтиевская Е.П. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Музыкально-педагогическое проектирование». Белоруссия, 2014.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/tema-osobennosti-proektirovaniya-uroka-muziki-2069323.html/ (дата обращения: 19.03.2020).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПЕСЕН В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Ражабов Т.И. Email: Rajabov683@scientifictext.ru

Ражабов Тухтасин Ибодович - преподаватель, кафедра музыкального образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются некоторые вопросы исполнения детских фольклорных песен в Бухаре а также возможности музыкального фольклора как одного из наиболее важных средств нравственного воспитания и формирования активной творческой личности, как уникальная самобытная культура наших предков, в которой обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, передаваемые из поколения в поколение. Также отмечается, что народные песни и игры являются важным средством воспитания учащейся молодёжи в духе любви к Родине, к родной земле.

Ключевые слова: детский фольклор, народная песня, духовно-нравственное воспитания.

PEDAGOGICAL POSSIBILITIES OF THE USE OF CHILDREN'S FOLK SONGS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE YOUNGER SCHOOLCHILDREN Rajabov T.I.

Rajabov Tukhtasin Ibodovich - Teacher, DEPARTMENT OF MUSIC EDUCATION,

BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article discusses some issues of performing children's folk songs in Bukhara, as well as the possibilities of musical folklore as one of the most important means of moral education and the formation of an active creative personality, as a unique original culture of our ancestors, which summarizes the ideas of beauty, aesthetic ideals, wisdom of the people, passed from generation to generation. It is also noted that folk songs and games are an important means of educating students in the spirit of love for the Motherland, for their native land.

Keywords: children's folklore, folk song, spiritual and moral education.

УДК 371

Национальный дух и идеология по своей сути воплощают наше духовное и культурное наследие и национальные ценности. Культурное и духовное наследие -это драгоценное сокровище, созданное нашими предками. Использование подрастающего поколения в образовательном процессе является одной из важнейших задач в системе воспитания подрастающего поколения в духе уважения к Родине, истории, языку, культуре, традициям и обычаям нашего народа. Президент Шавкат Мирзиёев: «У нас великая история. И у нас есть великие предки, которым им гордимся. У нас есть множество ценных ресурсов. И я верю, что у нас будет большое будущее, прекрасная литература и искусство, которого мы заслуживаем» [1].

Эпоха современной научно-технической революции находит свое отражение в творчестве людей. Творчество узбекской народной музыки - это вид искусства со многими другими историческими фактами, такими как фольклор, который имеет идеологически-культурный, компактный и духовный характер, поскольку народная музыка является основой профессиональной музыки.

Произведения народной музыки и детские песни играют важную роль в сокровищнице узбекского народного музыкального наследия, в которую входит духовный мир взрослых и детей. Эти песни характеризуются особенностями детской жизни, и их неповторимой игрой, чудесами, явлениями животного и растительного мира. Детские песни, и в том числе популярная музыка носят художественный и уникальный характер, с простым, компактным, игривым и танцевальным характером.

Дeтcкий фoльклop — это пpoизвeдeния caмиx дeтeй, ycвoeнныe тpaдициeй; пpoизвeдeния тpaдициoннoгo фoльклopa взpocлыx, пepeшeдшиe в дeтcкий peпepтyap; пpoизвeдeния, coздaнныe взpocлыми cпeциaльнo для дeтeй и ycвoeнныe тpaдициeй. Г.С. Bинoгpaдoв пoдчepкивaл, что "дeтcкий фoльклop — не cлyчaйнoe coбpaниe бeccвязныx явлeний и фaктoв, пpeдcтaвляющee coбoю "мaлeнькyю пpoвинцию" фoльклopиcтики, интepecнyю для пcиxoлoгa и пpeдcтaвитeля гаучной пeдaгoгичecкoй мысли или пpeпoдaвaтeля-пpaктикa и вocпитaтeля; дeтcкий фoльклop — пoлнoпpaвный член в ряду других, дaвнo призганных отделов фольклористики" [2].

Преподавание детских предназначенные для учащихся фольклорных песен, пения и смеха на бухарских детских площадках начальных классов начальной школы играет важную роль в формировании национальной основы музыкального образования. Таким образом, использование бухарских детских фольклорных ансамблей в

национальном музыкальном наследии нашего народа и технология их применения требует от каждого учителя музыки уникального педагогического подхода, запаса знаний и навыков.

Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро и счастье человека. Главное назначение песни -привить любовь к прекрасному в слове и мелодии, выработать эстетические взгляды и вкусы, т.е. эстетическое воспитание.

Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно учило прекрасному и доброму. Но песня осуществляла и другие стороны формирования личности, песни - комплексное средство воздействия на личность ребенка.

Мы знаем, что Узбекистан делится на пять локальных методов: Бухараско -Самаркандская, Кашкадарыинско-Сурхандарыинская, Ферганско-Ташкентская, Хорезмская и Каракалпакская. Эти регионы отличаются своими неповторимыми традициями, в частности свадебными церемониями, песнями и стилями игр. Примеры Бухарских детских фольклорных песен: а) бобожон «дедушкажан», б) аху-аху, в) занжир бофтем, г) бузгола, д) вой поям, е) дупар газид, ж) уштур ба чаман [5].

Например, бухарские детские фольклорные песни исполняются на двух языках (как узбекский так и таджикский) с их игривым и ослепительным смехом, танцами, головоломками, аккордами, к которым относится песня «Бобожон» (дедушкажан) [6]. Дети смогут увидеть деда издалека. Они приближаются к нему, приветствуют его и просят рассказать сказки. Бобо не хочет, но дети уговаривают его рассказать сказки. Бобо бобо пештар бет Да мо якта ушуг гуед Бобо-бобо бобочае Фалак - фалак зомичае Нукра-намакдоне Тилло - сузандоне Бобо бобо пештар бет Да мо якта ушуг гуед Кавшак-кавшаки сурхоне Да пойга-пойга монаме Салли-салли мо бине Да бухча - бухчамоне Бобо бобо пештар бет Да мо якта ушуг гуед [4].

Таким образом, игра и песня превращаются в одно целое, неделимое радостное явление. Знакомство учащихся начальной школы с народной музыкой и образцами Бухарского детского фольклора является музыкальной пищей для удовлетворения своих духовных потребностей, что обусловлено преданностью музыке своей профессии, глубокой любовью к народному музыкальному искусству [3].

Стоит отметить, что успешная реализация бухарских детских фольклорных ансамблей в ходе урока должна быть направлена на решение ряда задач в позитивном ключе.

Так, Бухарские детские фольклорные ансамбли создают педагогическую и методическую систему музыкальной культуры, духовно-нравственного и художественного, а также эстетического воспитания, изучают имеющийся опыт, фольклорные этнографические ансамбли разных регионов. Изучение, укрепление национальных основ музыкального образования путем сбора, обобщения и применения образцов бухарского детского фольклора в учебном процессе.

Список литературы /References

1. Sh.M. Mirziyoyevning maruzasidan "O'zbekiston adabiyoti va san'ati" gazetasining, 2017 yil. 21 aprel.

2. Зуева T.B., Кирдан Б.П. Русский фольклор. M., 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.textologia.ru/literature/russkiy-folklor/detskij-folklor/opredelenie-detskogo-folklora/3343/?q=471&n=3343/ (дата обращения 15.03.2019).

3. Раджабов Т.И. Описание вековых ценностей в песне «Тутовое дерево-балх» и его место в воспитании учащейся молодежи // ББК 74.48 Р76. С. 70.

4. Rajabov D., Rajabov T. "Xalq qo'shig'i va musiqa ijrochiligi".T.: "Navro'z",2018.

5. Safarov O. O'zbek bolalar folklori. T: "O'qituvchi'', 1985.

6. Sattorovna J.B., Oxunjonovna S.N., Chuliboevna N.K., Ibodovich R.T. & Sapayevna B.X., 2019. Basics of Uzbek Children's Reading. TEST Engineering & Management, 81, 4207-4214.

EXPLORING THE ROLE OF TEACHER TALK IN UZBEK CLASSROOM: IMPLEMENTATION OF FRENCH AS A FOREIGN

LANGUAGE Ziyayeva Sh.N. Email: Ziyayeva683@scientifictext.ru

Ziyayeva Shahodat Nurmatovna - Teacher, DEPARTMENT OF PRACTICAL AND THEORETICAL DISCIPLINES OF FRENCH, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: foreign language teaching in Uzbek audience faces several challenges from both teacher and students' perspective. Teacher Talk (TT) is one of the areas of teaching and learning which is often neglected in classroom research even with its high importance in student learning. Identifying the literature gap on TT in specific socio-cultural contexts, this study aims to investigate different types of f-moves in Teacher Talk and their impact on developing students' dialogic skills in French as Foreign Language classrooms. Keywords: foreign language classrooms, dialogic skills, teacher talk, the IRF sequence, socio-cultural theory.

ИЗУЧЕНИЕ РОЛИ УЧИТЕЛЯ В УЗБЕКСКОМ КЛАССЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Зияева Ш.Н.

Зияева Шаходат Нурматовна - преподаватель, кафедра практических и теоретических дисциплин французского языка, Узбекский государственный университет иностранных языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: преподавание иностранного языка в узбекской аудитории сталкивается с рядом проблем, как с точки зрения учителя, так и со стороны учащихся. Обучение разговору - одна из областей преподавания и обучения, которой часто пренебрегают в исследованиях в классе, даже при том, что она очень важна для обучения студентов. Выявляя литературный пробел по ТТ в конкретных социокультурных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.